Данная работа посвящена исследованию творчества Игоря Северянина и анализу его художественных приёмов.
Вложение | Размер |
---|---|
shpendyaeva_ekaterina.docx | 460.81 КБ |
Слет научных обществ учащихся
образовательных организаций общего и дополнительного образования детей города Нижневартовска в 2014-2015 учебном году
СЛОВО КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ В ЛИРИКЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
Секция №12
Филология (литература)
Автор: | Шпендяева Екатерина Андреевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6» 11 класс |
Научный руководитель: | Чеснокова Ольга Викторовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6» |
2015
Содержание
I. Введение……………………………………….………………………...……………..……..2
II.Основная часть
1. Теоретическая основа
1.1 Характерные особенности футуризма в России……………………………………...……4
1.2 Влияние футуризма и его последствия в русской культуре…………………...………….4
1.3 Эгофутуризм и его представители……………………….…………...…………………….4
2. Практическая часть
2.1 Слово как способ самовыражения в лирике поэта-эгофутуриста Игоря Северянина…..6
2.2 Грамматические неологизмы………………………….…………………………………….7
2.3 Метафоры в стихотворениях Игоря Северянина и их смысл…………….………………8
2.4 Использование сравнений……………………………………..…………………………….9
III.Заключение………………………..………………………………………………..….…...10
IV.Список литературы……………………………………………………….………….……10
V.Приложение……………………………………….…………………………………………I
Слово как способ самовыражения в лирике Игоря Северянина
Шпендяева Екатерина Андреевна
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа №6»
11 класс
I.Введение
Рубеж девятнадцатых – двадцатых веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных свершений. Искусство этого периода стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Именно в это время появилось искусство самовыражения – футуризм. Не всеми признаваемый и принимаемый, он все же постепенно распространялся по России.
Изучая поэзию двадцатого века, я открыла для себя имена многих, незнакомых мне до этого поэтов. Но особое место в моем сердце заняло имя автора, чьи стихи своей дерзостью, своим новаторством, своей неординарностью и уверенностью будоражили публику. Литературный псевдоним этого удивительного, на мой взгляд, поэта – Игорь Северянин. Его судьба сложилась так, что он умер непонятым. Спустя годы многие обнаружили, что слишком плохо его знали. Так кем же на самом деле был Игорь Северянин? Лириком, разочарованным в жизни, или самоуверенным эгоистом. Чтобы найти ответы на эти вопросы, пришлось проанализировать творчество И.Северянина как поэта-футуриста.
Новизна исследования заключается в поиске способа эпатажа публики, предложенного Игорем Северяниным.
Научное исследование является актуальным, так как помогает приблизиться к пониманию поэзии Игоря Северянина, прививает любовь к литературе, поэтическому творчеству, побуждает к поиску новых путей самовыражения.
Гипотеза исследования выглядит следующим образом: слово в лирике поэта-футуриста Игоря Северянина является способом самовыражения.
Он мог «убить» всего одним словом. Словом, которое никто никогда раньше не слышал, но которое никогда больше не могли забыть. Его стихотворения можно изучать безостановочно и постоянно находить в них удивительные выражения, созданные автором неологизмы. Слово Игоря Северянина смешит и пугает, разочаровывает, вдохновляет и удивляет.
Объектом исследования стали лирические произведения Игоря Северянина.
Предметом исследования являются способы создания фонетических, лексических и грамматических авторских неологизмов.
Цель исследовательской работы - определить, как с помощью слова И.Северянин выражает собственный взгляд на мир и формирует у читателя определенное отношение к действительности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
В ходе работы применялись следующие общенаучные и лингвистические методы исследования:
С целью исследования были использованы такие приемы: наблюдение, поиск, описание, анализ, социальный опрос.
II.Основная часть.
1. Теоретическая основа
1.1 Характерные особенности футуризма в России.
Характерными чертами футуризма в литературе и в изобразительном искусстве являются отрицание традиционной классической культуры, ее ценностей; культ техники, стремление выразить динамику современной жизни, урбанизм; культ героя технического века, расшатывающего «одряхлевший» мир; максимальная экономия литературных средств. Поэтика футуризма – это, как правило, поэтика эпатажа, алогизма. Для футуризма характерно бунтарство, выражение массовых настроений толпы. Бунтарство проявляет себя в экспериментаторстве в области лексики, синтаксиса, ритмики, рифмы. Главная цель творчества футуристов - побуждение к действию.
Эстетические, литературные принципы футуристов, как и названия их сборников («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб») потрясали современников, вызывали возмущение и упреки. Общей основой движения было стремление осознать и выразить через искусство грядущий мировой переворот и рождение нового человека. Но была поставлена цель не только осознать и выразить смену эпох - искусство само должно было стать активной силой, способной преобразить мир.
1.2 Влияние футуризма и его последствия в русской культуре.
Футуризм сам был порождением своего времени, отражая те идеи, которые носились в воздухе. «Отдаленные» уроки футуризма оказались положительными. Эстетический бунт, штурм футуризма способствовал расширению творческих возможностей художников слова, обновлению поэтического языка, в частности, более гибкими, смелыми и разнообразными являются футуристические ритмы и рифмы.
Футуристы продемонстрировали, что слово как звук и слово как начертание влияют на наше восприятие, воздействуют на глаз, ухо, логику, воображение. Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве. И здесь главный вывод футуристических экспериментов – осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве не всегда недостаток, а порой даже необходимое условие полноценного восприятия.
1.3 Эгофутуризм и его представители.
Эгофутуризм как литературное направление возник в октябре 1911 года. В Петербурге был образован кружок «Ego», в который, кроме Игоря Северянина (Приложение 1), вошли Константин Олимпов (Константин Константинович Фофанов), Грааль-Апрельский (Степан Степанович Петров), Георгий Иванов. В январе 1912 года кружок был «преобразован» в «Академию Эгопоэзии». Свою деятельность группа «Ego» начала в январе 1912 года с выпуска листовки, в которой объявлялась «программа» «Академии Эгопоэзии» (впоследствии ее стали называть «Скрижалями») (Приложение2).
Один из исследователей модернистских течений в русской литературе, В.Ф.Марков, рассматривая эту «листовку», отмечает: «Фактически манифест является декларацией безграничного индивидуализма, и в доказательство своей правоты приводит слова В.Брюсова: «В «Скрижалях» вряд ли можно найти новое слово».[1]
Многие исследователи творчества футуристов считают, что в стихах Северянина «самоутверждение через «эго» осуществляется прямее и эффективнее». [2] В доказательство приводятся строки из стихотворений И.Северянина и К.Олимпова: «Я прогремел на всю Россию, / Как оскандаленный герой!», «Я покорил литературу!» В группе эгофутуристов разразился скандал, вызванный соперничеством И.Северянина и К.Олимпова. Финалом разрыва Северянина с эгофутуризмом стало издание в ноябре 1912 года брошюры № 35 «Эпилог. Эгофутуризм». На этом завершается первый период русского эгофутуризма, в котором Северянин сыграл важнейшую роль.
После разрыва с эгофутуристами И.Северянин сближается с другими литературными кругами, в частности с символистами и акмеистами. Вышедший в марте 1913 года сборник «Громокипящий кубок» — лучшая книга Северянина, «книга истинной поэзии», по словам Брюсова, — сделал имя его автора необычайно популярным. Критики сходились в том, что творчество Северянина самобытно, своеобразно, что он нашел свою тему, свой голос, свою манеру исполнения стихов перед публикой. Осенью 1913 года состоялся непродолжительный альянс Северянина с кубофутуристами. В 1917 году Северянин оказался за пределами России. Его стихи не печатались, а имя Северянина оказалось надолго забытым публикой.
Таким образом, эгофутуризм как литературное направление отличается неоднородностью: поэты, входившие в это направление, были слишком разными, придерживались различных эстетических идеалов и установок, по-разному понимали цели поэзии, но все они стремились к одному - эпатировать публику, создать что-то новое, необычное, оригинальное. Именно в этом, по мнению эгофутуристов, заключается предназначение поэзии, поэтому эгофутуристы так активно пользовались возможностями, заложенными в системе языка, создавая новые слова. (Приложение 3)
2.Практическая часть.
2.1 Слово как способ самовыражения в лирике поэта-эгофутуриста Игоря Северянина.
Мы живы острым и мгновенным,-
Наш избалованный каприз:
Быть ледяным, но вдохновенным,
И, что ни слово, - то сюрприз.
И. Северянин «Пролог.Эгофутуризм»
Читая стихотворения И.Северянина, я обратила внимание на то, что игра со словом является одной из характерных художественных особенностей его поэзии, особенно это отразилось в его первых двух поэтических сборниках. Какие именно эксперименты со словом проводит Игорь Северянин? Выделим главные особенности его поэтического слова.
Одной из основных характерных особенностей творчества И. Северянина является «сотворение» новых слов, то есть неологизмов. Неологизмы Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Необычные слова, обороты создают для читателя неожиданную иллюзию: ему кажется, что творчество происходит на их глазах. Их характерной особенностью является то, что они «осмысленны», изысканно доступны, и ими поэт никогда не злоупотребляет:
В шалэ березовом, совсем игрушечном и комфортабельном,
У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне севера,
Убила девушка, в смущенье ревности, ударом сабельным
Слепого юношу, в чье ослепление так слепо верила.
Травой олуненной придя из ельника с охапкой хвороста,
В шалэберезовом над Белолилией застала юного,
Лицо склонившего к цветку молочному в порыве горести,
Тепло шептавшего слова признания в тоске июневой…
У лесоозера, в шалэ березовом, -
Березозебренном, -
Над мертвой лилией, над трупом юноши, самоуверенно,
Плескалась девушка рыданья хохотом темно-серебряным…
- И было гибельно. – И было тундрово. – И было северно.
(«В шалэ березовом»)
На примере этого стихотворения я хочу проанализировать способы создания неологизмов Игорем Северяниным. Во-первых, стоит отметить схему существительное + существительное (Например, «зеркалозера», «лесоозера»). Из двух абсолютно разных слов, никак не сочетающихся между собой, поэт создает третье, которое несет в себе не только смысловую нагрузку, но и эстетическую ценность. Во-вторых, от существительных Северянин образует прилагательные («олуненной», «одебренном») или наречия («тундрово», «северно»), которые характеризуют что-либо с удивительной точностью и выразительностью.
Своеобразный шик поэзии Северянина придают неологизмы с иностранными корнями:
…Стрекот аэропланов! беги автомобилей!
Вертопросвист экспрессов! Крылолет буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!
( «Увертюра», 1915г.)
Едва ли мы найдем хоть одно стихотворение этого автора, в котором не было бы нескольких неологизмов. Этот прием тесно связан со всем творчеством Северянина в разные периоды. Сотворение новых слов – один из наиболее характерных приемов этого поэта, который стал его «визитной карточкой». И. Северянин воплощает идеал гармонии средствами неповторимых соцветий: «янтарно-алых», «лазурно-крылатых», «померанцевых лучей». Яркие неологизмы приоткрывают таинственные состояния земного мира: «лес драпит стволы», «снежеет нежно», «кружевеет лес», «всюду майно».
2.2 Грамматические неологизмы
Вы мать ребенка школьнических лет,
И через год муж будет генералом...
Но отчего на личике усталом —
Глухой тоски неизгладимый след?
(«Элегия», 1911)
Еще кубофутуристы в своих манифестах заявляли: «Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис». [3] Игорь Северянин тоже экспериментировал с синтаксисом и грамматическими изменениями слова:
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,
Это осень простит... Выйди в сад.
(«Выйди в сад…», 1909. Август. Мыза Ивановка)
Благодаря таким экспериментам стихи Северянина приобрели новое, свежее и необычное звучание. Поэт не боится новых форм слова, не боится творить и удивлять. Его грамматические неологизмы очень точно вписываются в контекст стихотворения, не коверкая русский язык, а наоборот, дополняют, украшают его.
Зачеремушатся, засиренятся
Под разливной рекою кусты.
Запоют, зашумят, завесенятся
Все подруги твои, как — и ты.
(«Поэза весеннего ощущения», 1919).
2.3 Метафоры в стихотворениях Игоря Северянина и их смысл.
Метафоры у И. Северянина очень необычны. Сначала может показаться, что набор слов абсолютно бессмысленен, как будто автор перенес на бумагу первые слова, которые возникли у него в голове. Но, если не воспринимать каждое слово по отдельности, а сосредоточиться на общем звучании метафоры, можно прийти к выводу, что словосочетание имеет удивительный смысл, ярко передает настроение, цвет звук:
Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша...
Ни души, и все — душа!
(«Nocturne», 1908.Декабрь).
Интересно и то, что одна метафора у Северянина может передавать не одну характеристику того или иного явления. Например, и звук, и цвет, и отношение автора к тому или иному явлению.
Выйди в сад... Как погода ясна!
Как застенчиво август увял!
Распустила коралл бузина,
И янтарный боярышник — вял.
Эта ягода— яблочко-гном...
Как кудрявый кротекус красив.
Слыша метафору «янтарный боярышник» - мы не только видим светло-золотистый цвет ягоды, но и чувствуем удивительный аромат. Метафора «распустила коралл бузина» передает не только цвет, форму и состояние ягод кустарника, а также душистый запах, который доносится до читателя. Метафоры Северянина очень образны. Иногда пара слов может нести очень большую смысловую нагрузку. Метафоры повышают точность поэтической речи Северянина и ее эмоциональную выразительность, благодаря чему стихи этого автора очень экспрессивны.
2.4 Использование сравнений.
Нельзя сказать, что в стихотворениях Северянина очень часто можно встретить сравнения, но если они и присутствуют, то очень меткие. Красочная передача действительности – характерная черта творчества этого поэта, а сравнения помогают ему в этом. Перед нами сразу же возникают образы, начинает работать фантазия:
Лес — как сказочный камыш,
А камыш — как лес-малыш.
Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь.
(«Nocturne», 1908.Декабрь)
С помощью всего нескольких слов раскрыт внутренний мир поэта, его мысли и переживания. Северянин предлагает читателю пофантазировать и самому уже добавить детали в созданный образ. Сравнения – это как «разговор» образами, картинками-состояниями.
Игорь Северянин — необычный поэт, творчество которого сочетало "классическую банальность и мелодическую музыкальность".[4] Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей. Как поэт, Северянин находит себя в 1907 году, когда определил свое место в жизни: "Не изменяй намеченной тропы, и помни: кто, зачем и где ты".[5] Словотворчество, то есть изобретение новых слов, отличает футуристические произведения Северянина, как и других поэтов-футуристов. «Олуненной», «морево», «тальма», «разузорена», «ландолет» - все эти слова появляются не случайно и образованы по-разному. В одном случае поэт придумывает новые грамматические формы слов, в другом – играет с фонетическими ассоциациями, в третьем – работает со смыслами слов.
III Заключение
Поэзия Северянина современна, и вовсе не потому что в ней часто говорится об аэропланах, автомобилях, кокотках, а потому, что способ мыслить и чувствовать у Северянина именно таков, каков он у современного горожанина.. Его повышенная впечатлительность и в то же время как будто слишком уж легкое перепархивание от образа к образу, от темы к теме, напряженность и в то же время глубина его чувств — все это признаки современного немного мечтателя и немного скептика, немного эстета и немного попросту фланера. Его можно любить, можно ненавидеть, можно принимать, можно не понимать. За внешним «Ego» находится душа ранимого, волнующегося человека. “Поэтом с открытой душой” назвал Игоря Северянина другой поэт — Александр Блок.
Слово этого поэта поистине удивительно. Оно многогранно и передает целую бурю переживаний души. Слово – целая жизнь для Игоря Северянина, главный инструмент. Его роль необычайна велика. С помощью слова Северянин смог повлиять на души людей, заставить их думать и мыслить. Таким образом, выдвинутая в работе гипотеза в ходе исследования нашла полное подтверждение.
Слово – главное оружие Северянина, которым он владеет в совершенстве и поражает наповал. Его стиль довольно - таки необычен и непривычен, но это совершенно не значит, что он не достоин внимания и понимания.
IV Список литературы
Приложение 1
Игорь Северянин
(И́горь Васи́льевич Лотарёв)
(1887-1941)
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
(«Эпилог» (Я, гений Игорь Северянин…
Октябрь 1912 года)
Приложение 2
Группа кубофутуристов «Гилея»
«Программа» «Академии Эгопоэзии» («Скрижали»)
I. Восславление Эгоизма:
1. Единица - Эгоизм.
2. Божество - Единица.
3. Человек - дробь Бога.
4. Рождение - отдробление от Вечности.
5. Жизнь - дробь вне Вечности.
6. Смерть - Воздробление.
7. Человек - Эгоист.
II. Интуиция. Теософия.
III. Мысль до безумия: безумие индивидуально.
IV. Призма стиля - реставрация спектра мысли.
V. Душа - Истина.
Приложение 3
Обложка «Садка судей2»
Манифест из альманаха «Садок Судей II»
(в сокращении)
Мы выдвинули новые принципы творчества, кои нам ясны в следующем порядке:
1. Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилагательными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
6. Нами уничтожены знаки препинания, чем роль словесной массы выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные — краска, звук, запах.
10. Богатство словаря поэта — его оправдание.
11.Мы считаем слово творцом мифа, слово, умирая, рождает миф, и наоборот.
Мы новые люди новой жизни.
Давид Бурлюк, Елена Гуро, Николай Бурлюк, Владимир Маяковский, Екатерина Низен, Виктор Хлебников, Бенедикт Лившиц, А. Крученых.
(1913)
Приложение 4
Способы создания авторских неологизмов в лирических стихотворениях Игоря Северянина.
Вид неологизмов | Способ создания неологизма | Пример |
Фонетические неологизмы | Замена «е» на «э» | Шалэ плэд |
Лексические неологизмы | Сложение двух существительных | зеркалозеро лесоозеро |
Образование существительного посредством сложения прилагательного и существительного | белолилия | |
Образование прилагательных и причастий от существительного | олуненный одебренный июневый разузорен | |
Сложение двух существительных, никак не сочетающихся между собой | березозебренный | |
Образование наречий от существительных | тундрово северно. майно морево | |
Сложение корней заимствованных существительных | грезофарс | |
Грамматические неологизмы | Неправильное с точки зрения традиционной грамматики употребление глагольных форм | снежеет кружевеет поразрушь зачеремушатся засиренятся завесенятся |
Образование прилагательных от существительных по несуществующим моделям | школьнический чаруйный паучный |
Приложение 5
Результаты социологического опроса
В ходе социологического опроса было опрошено 78 человек в возрастной категории от 16 до 18 лет. Целью данного опроса было выявить, знакомы ли представители молодого поколения с творчеством Игоря Северянина, и определить восприятие его стихотворений молодёжью.
Заданы были следующие вопросы:
1. Знакомы ли Вы с таким представителем футуризма, как Игорь Северянин?
2. Знакомы ли с его творчеством? Если да, то какие впечатления остаются у Вас после прочтения лирических стихотворений?
3. Считаете ли Вы его поэзию вульгарной и пошлой?
Если не знакомы с его творчеством, то прочтите ниже представленное стихотворение и выскажите своё мнение:
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башнях замка - Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило;
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где лазурная пена и соната пажа.
4. Мешает ли восприятию стихотворений отказ от грамматических норм?
Выйди в сад и чуть-чуть поразрушь,
Это осень простит... Выйди в сад.
5. Влияет ли на отношение к творчеству Северянина использование им окказионализмов (авторских неологизмов)?
...В шалэ березовом, совсем игрушечном и комфортабельном,
У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне севера,
Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом сабельным
Слепого юношу, в чье ослепление так слепо верила...)
[1]В.Ф.Марков. О свободе в поэзии: статьи, эссе, разное. СПб., 1994. 336 с.
[2]В.Н. Виноградова Словотворчество (И.Анненский, М.Волошин, И.Северянин) // Очерки истории языка русской поэзии. Образные средства поэтического языка и их трансформация. - М., 1995. - С. 143-177
[3]В.П. Григорьев Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. - М.: Наука, 1986, стр.23
[4]Крючков В. П. Русская поэзия 20 века: Очерки поэтики. Анализ текстов: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов: В 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2002. – Ч. 1. Стр.157
[5]Северянин И. Стихотворения. – М.: Профиздат, 2000. Стр.6
Пейзаж
Кто грамотней?
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Цветение вишни в лунную ночь
Городецкая роспись