исследование в области литературы
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.82 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная средняя школа №6»
Исследовательская работа
«Природа парадокса,
или «общие места навыворот»
Автор: Галеева Алина Салаватовна,
ученица 10Б класса МБОУ «СОШ№6»
Научный руководитель:
Чеснокова Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литераитуры
высшей квалификационной категории
Нижневартовск, 2012
Оглавление
1.Введение ………………………………………………………………………………………………...2
2.Основная часть
2.1.Теоретическая часть. Парадокс. Виды парадокса ……………………...………………...…4
2.2.Практическая часть. Функции парадоксов у О.Уайльда и Б.Шоу……………………..…..7 2.2.1 Парадоксы О.Уайльда……………………………………………………………………...6
2.2.2 Парадоксы Б.Шоу………………………………………………………………………...…8
3.Заключение……………………………………………………………………………………...……...10
4. Список литературы……………………………………………………………………………….…...11
5. Приложения
1.Введение.
Парадокс - норма жизни.
Станислав Лем
Английская литература привлекает многих читателей. Кому-то нравятся детективные произведения, мне же более всего понравились произведения Бернарда Шоу и Оскара Уайльда. Вы спросите: почему? Я тоже задавала себе такой вопрос? Чем же действительно привлекательны романы и пьесы о жизни английского общества 19 века ? Изобилием парадоксов.
Все дело в том, что парадоксом является все, что нас окружает. И мы, в силу каких-то причин, одни явления считаем обыденными, а другие парадоксальными. Так что парадоксы густо окружают нас, пропитывают, населяют все и вся. Но, в силу малопонятных причин, большая часть остается скрытой от нас. Неожиданные явления сопровождают нас, пусть и сдержанно, но с завидным упорством и постоянством. Поэтому парадокс - норма нашей жизни.
В художественной литературе парадокс играет различную роль и по употреблению, и по содержанию. С одной стороны, он выступает в речи персонажей как одно из средств интеллектуальной характеристики героя. С другой же стороны, парадокс является одним из моментов самой системы повествования писателя, становясь характерной чертой его. И в том и в другом случае парадокс выступает как одно из средств поэтического языка, определяясь в своем содержании и использовании характером данного творчества.
Актуальность данного исследования бесспорна, так как в литературе недостаточно раскрыта природа парадоксов, их функции и особенности. К тому же, парадоксы О.Уайльда и Б.Шоу всегда представляли живой интерес у людей. Очевидно, что общество осталось прежним со всеми его недостатками, которые так точно и иронично подмечали в свое время писатели. Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве.
Новизна исследуемой темы состоит, на наш взгляд, в попытке сопоставить функции парадокса в произведениях О.Уайльда и Б. Шоу.
Гипотеза: предположим, что парадоксы, представляющие собой мнения, противоречащие здравому смыслу, воплощают в себе реальное отражение действительности .
Цель: выяснить природу парадокса в произведениях Оскара Уайльда и Бернарда Шоу и сопоставить её с реальной действительностью.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
Объектом исследования стали парадоксы Оскара Уайльда и Бернарда Шоу.
Предмет исследования – отношение природы парадокса и реальной действительности.
Материалом для исследования послужили произведения Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», «Веер леди Уиндермир», «Женщина не стоящая внимания», «Идеальный муж» и Бернарда Шоу «Пигмалион», «Профессия миссис Уоррен».
В ходе работы применялись следующие методы исследования:
2.Основная часть.
2.1Теоретическая часть
Парадокс. Виды парадокса
Из Большой Советской Энциклопедии следует, что парадокс (от греч. paradoxos– неожиданный, странный) – неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.
В краткой Литературной Энциклопедии парадокс обозначает утверждение или изречение, противоречащее общепринятым понятиям или (часто только внешне) здравому смыслу.
Из энциклопедии Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона мы узнаем, что парадокс – это мнение, расходящееся с общепринятым.
Любой парадокс выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным». Сам термин «парадокс» возник в античной философии для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. С тех пор, как Цицерон написал философский труд «Парадоксы», они нередки в литературе, особенно в юмористической, сатирической и резко полемической.
Среди писателей, славившихся своими парадоксами, были Ф.Ларошфуко, Ж.Л.Лабрюйер, Ж.Ж.Руссо, Л.С.Мерсье, П.Ж.Прудон, Г.Гейне, Т.Карлейль, А.Шопенгауэр, А.Франс, особенно О.Уайльд и Б.Шоу.
Парадоксы в значительной мере лежат и в основе поэтики пословиц («Тише едешь – дальше будешь», «у семи нянек дитя без глазу» (русская); «все идет к лучшему в этом худшем из миров», «дорога в ад вымощена лучшими намерениями» (английская); «большой камень – знак того, что им не ударят» (персидская); «у плотника дверь всегда сломана», «матросов столько, что корабль затонул» (арабская) и ряда литературных жанров (например, известная басня «Вельможа» И.А.Крылова построена на парадоксе: глупец – правитель попадает в рай… за лень и безделье). Парадокс, как художественный прием, широко используется в детской поэзии нелепостей (Л.Кэрролл, Э.Милн, Э.Лир, К.И.Чуковский).
Бывают парадоксы, которые противоречат какому – либо распространенному мнению: например, «Только неглубокие люди не судят по внешности» (О.Уайльд); «Прочесть дневник человека – наименее надежный способ узнать о нем правду» (Л.Даррелл).
Парадоксы другого рода содержат в себе кажущееся внутреннее противоречие, логическую несовместимость: «Кто отрицает решительно все, тот ничего не отрицает» (Д.И.Писарев); «Тот, кто применяет силу, доказывает свою слабость» (Р.Тагор).
Многие парадоксы содержат признаки того и другого рода: «Лучшее правительство – то, которое меньше всего правит» (Т.Джефферсон); «Ничего не делать – очень тяжелый труд» (О.Уайльд). Мысль, сама по себе не парадоксальная, может выглядеть как парадокс в определенной ситуации: так, афоризм из рассказа В.Г.Короленко «Парадокс» (1894) – «Человек создан для счастья, как птица для полета» - становится парадоксом, будучи вложен в уста беспомощного нищего калеки.
Цель некоторых парадоксов – высмеять догму, эпатировать, поразить оригинальностью суждения. Обычно такие парадоксы – лишь средство характеристики персонажей, но порой они до известной степени выражают взгляды автора. Парадокс может скрывать глубокую мысль, разоблачительную иронию: «Теперь мы заявляем, что никогда не будем рабами; когда мы скажем, что никогда не будем господами, тогда мы покончим с рабством» (Б.Шоу). Иногда парадокс приобретает характер философского обобщения: «Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей» (Ф.И.Тютчев"О, как убийственно мы любим...").
Иногда на парадоксе основаны сюжетные ситуации или даже целые произведения. Так, в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея» портрет Дориана стареет, а сам он остается молодым; в пьесе Б.Шоу «Горько, но правда» микроб заражается от людей; в романе Р.Брэдбери «451* по Фаренгейту» пожарные не тушат огонь, а жгут книги.
Парадокс может выражать собой и истинное мнение, и ложное, в зависимости от того, каким является общепринятое. Поэтому выделяют две категории парадокса: истинный и ложный.
Истинный парадокс – игра слов, через которую выражаетя истинное мнение народа, то, что так может произойти на самом деле. Это мнение может быть фантастическим, но не лишенным здравого смысла.
Ложный парадокс – это естественный парадокс, который очень трудно объяснить, скорее, это мнение человека, который идёт наперекор общепринятому мнению, или выражение, изначально показывающее нелепость.
Парадокс придает литературному произведению остроумие и стилистический блеск, делает мысли автора яркими и запоминающимися. Хороший словесный парадокс краток, четко сформулирован, логически завершен, эффектен и афористичен. Часто парадокс свидетельствует о самобытности, независимости суждений; он используется для борьбы с устаревшими канонами, с охранительными устоями.
2.2.Практическая часть. Функции парадоксов у О.Уайльда и Б.Шоу.
2.2.1 Парадоксы О.Уайльда
Парадоксы О.Уайльда, удачно названные К.Чуковским «общими местами навыворот», действительно воспринимаются как пародия на прописные истины викторианской морали. Вот некоторые примеры из разных его сочинений: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все.»; «Быть естественным – это поза и самая ненавистная людям поза»; «Жизнь… слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно»; «Долг – это то, чего мы требуем от других и не делаем сами»; «…человек, который позволяет убедить себя доводами разума, очень неразумное существо».
Парадоксы характерны для комедий Уайльда «Веер леди Уиндермир» (1892), Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895).
Продолжая традиции английской комедии Реставрации, Уайльд создает остроумные, изящные пьесы, в которых довольно метко критикуются нравы и мораль буржуазно – аристократических кругов английского общества.
Среди парадоксальных и иронических комедий Уайльда наиболее значительная – «Идеальный муж». Мелодраматическая интрига пьесы сочетается с раскрытием серьезной политической ситуации. Цинизм светских отношений перерастает в беспринципность политических действий. Бытовое мошенничество переходит в политический шантаж. Таким образом, юмористические характеристики в этой пьесе содержат элементы сатиры. В комедии разоблачается министр британского правительства сэр Роберт Чилтерн, которого в обществе считают идеальным человеком.
Для стиля романа «Портрет Дориана Грея» также характерна парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои романа говорят парадоксами. Многие парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной буржуазной морали, против социальных явлений английской жизни. Бэзил Холлуорд говорит, например: «Англия достаточно плоха…и все английское общество никуда не годится». «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного». В самом романе определяется отношение парадокса к жизненной правде: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней».
В романе «Портрет Дориана Грея» много парадоксов о любви, браке, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, искусстве, красоте, жизни, добродетели (см.Приложение 1)
Проанализировав парадоксы Оскара Уайльда на тему любви и брака, можно сделать вывод о том, что природа мужчины и женщины изначально различна, что делает их совместное существование практически невозможным.
Много парадоксов Оскара Уайльда посвящено темам «жизнь», «человек в жизни», «человек в обществе». Люди, по его мнению, - существа, лишенные всякой фантазии; а философия жизни – исчерпывающее проявления личности через эстетическое наслаждение. В писателе пылало страшное любопытство к жизни, которое побуждало его заглядывать в ее темнейшие глубины ради скрытых в них ощущений. Свои выводы писатель отражал в истинных и ложных афоризмах. (см.Приложение 3)
По мнению Уайльда, жизнь больше подражает искусству, нежели искусство жизни. Но за холодным бенгальским огнем его изречений чувствуется страстное желание поколебать незыблемость ханжеской морали и вульгарных представлений о мире, которых придерживались самодовольные «хозяева жизни» в «век, лишенный души».
Однако излюбленными темами автора парадоксов, бесспорно, являются красота и искусство. Влюбленный в красоту, Уайльд болезненно переживает ее исчезновение из современного ему мира. Грубая действительность с ее «материальным прогрессом» и торгашеским духом, который подавляет поэтическое воображение и убивает высокие идеалы, вызывает неизменную ненависть и презрение Уайльда. Единственное прибежище от одуряющей скуки, пошлости и монотонного однообразия он видит в искусстве.
Оскар Уайльд призывал всех чаще замечать красоту вокруг себя и больше внимания уделять эстетике повседневного быта, «ибо искусство – не игрушка и не прихоть, но непременное условие человеческой жизни. Это наглядное воспитание морали. Нам необходима духовность в обыденной жизни».
Уайльд мог с легкостью иронизировать над всем, но в отношении к искусству, в могущество которого свято верил, оставался предельно серьезен. Современники с изумлением слышали от него: «Я полагаю, что искусство, создавая для всех народов одну общую духовную атмосферу, могло бы, если уж не осенить весь мир серебряными крыльями мира, то хоть сблизить людей настолько, чтобы они не резали друг друга из-за каприза, из-за глупости какого-нибудь короля или министра, как это бывает в Европе».
Таким образом, мы видим, что к искусству Оскар Уайльд относится крайне серьезно. «День за днем, - говорит он, - мы пытаемся раскрыть тайну жизни. Тайна жизни в искусстве».
Мысль о том, что искусство выше жизни, получила выражение и в прекрасном романтическом вымысле, на котором построен весь роман «Портрет Дориана Грея». Художник Холлуорд написал портрет с удивительно красивого юноши Дориана Грея. Портрет обладает необыкновенным свойством: молодость и красота никогда не покидают живого Дориана, а все изменения в его насквозь извращенной натуре фиксирует только портрет. Таким образом, никто не может видеть, каков же Дориан на самом деле. Зато портрет неумолимо регистрирует все последствия его порочной жизни. Этим Оскар Уайльд хочет выразить важную для него мысль, что сущность человека и явлений может раскрыть только искусство, в связи с чем писатель и ценит его выше действительности.
2.2.2 Парадоксы Б.Шоу
Излюбленным приемом писателя Бернарда Шоу является игра парадоксами. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», - заявил однажды Шоу. И действительно, прикрываясь маской шутника, писатель не раз бросал в лицо буржуазной публике горькие истины, облекая их в форму забавных парадоксов.
Парадокс, как известно, - это мнение, расходящееся с общепринятым и иногда даже противоречащее здравому смыслу. Но у Шоу это противоречие часто является только кажущимся. Приведем несколько типичных для Шоу парадоксов: «Англичанин думает, что он нравственен, тогда как на самом деле он просто создает себе неудобства»; «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит»(«О воспитании»). Парадокс у Шоу – средство обнажения противоречий жизни, орудие социальной критики (см. Приложение 2)
Но парадокс является у Шоу не только излюбленной формой речи. Само действие пьес Шоу носит парадоксальный характер. Писатель создает такие ситуации, в которых обычное для данного общества положение оказывается как бы перевернутым, и многое у него выглядит поставленным на голову. Тот, кто должен повиноваться, по существу командует всеми. Таков рядовой Миик в пьесе «Горько, но правда». В той же пьесе примером парадоксального построения сюжета является изображение того, как микроб заболевает от людей.
Подобными приемами Шоу создает действие своих пьес. Парадоксальность изречений, парадоксальные ситуации – все это служит писателю для того, чтобы расшевелить читателя и зрителя, заставить его увидеть противоречия общественной жизни, обратить внимание на социальные пороки и заодно посмеяться над всем этим. Шоу не склонен заботиться о естественности и правдоподобии действия. Каждая его пьеса – это, прежде всего, собрание остроумных диалогов, служащих автору для того, чтобы довести до читателя и зрителя свои мысли.
В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» Шоу предстает как мастер неожиданных поворотов в судьбах героев, в их поступках и мыслях, мастер неожиданных и парадоксальных открытий. Случайные, казалось бы, встречи героев в доме-корабле капитана Шотовера дают толчок движению, и вот Шоу беспощадно срывает маски, показывая бессмысленность бесцельного существования Гектора Хэшебая, его супруги и их близких, а также иллюзорность мечты Эллы Ден о личном счастье в мире делового преуспевания. Шотовер, со своими резкими, обличительными словами, задает тон всей пьесе. Его эксцентричность, его чудачества, за которыми угадывается и глубокое презрение к циничной философии успеха, и порывы угрюмой нежности представляют собой парадоксально заостренную форму отрицания общепринятых установлений воровского буржуазного мира, обреченного на гибель.
Парадоксальность Шоу, как отличительная особенность творческого метода драматурга, проступает в «Ученике дьявола» наиболее подчеркнуто и заостренно в показе «превращения героев», когда раскрывается подлинная сущность людей, поставленных перед необходимостью принимать смелые решения в «грозный час испытания», в обстановке, когда действуют суровые «законы войны», и англичане без особых раздумий в назидание другим вздергивают на виселицу всякого, кого сочтут «мятежником».
В срывании покровов с «тайн» буржуазного накопления, в обнажении несостоятельности лжепатриотизма и лжегероики, в обличении античеловеческой, своекорыстной морали и практики «счастливых» отцов семейств, строящих свое благополучие на несчастиях других и предстающих перед нами расчетливыми и холодными эгоистами, в развенчивании уродливой капиталистической действительности – вся сила парадоксов Шоу, вся сила его саркастического смеха, вся сила и своеобразие его реализма.
3.Заключение
Наша гипотеза в ходе практического исследования получила подтверждение: парадоксы, несмотря на то что представляют собой мнения, противоречащие здравому смыслу, дейтвительно воплощают в себе реальное отражение действительности.
Используя контрастный метод отражения действительности, О.Уайльд и Б.Шоу иронически изображают любовь и дружбу через их унижение, веру - через безверие, жизнь - через бессмыслицу смерти. В то же время они прославляют силу добра, которое превышает силу зла, прославляют любовь, которая сильнее смерти.
Однако в ходе исследования мы выяснили, что парадоксы Б.Шоу не имеют ничего общего с парадоксами О.Уайльда – остроумной игрой слов. Выяснив природу парадоксов и проанализировав их тематику, мы пришли к выводу, что Оскар Уайльд – очень интересная, далеко не односторонняя личность, которая отличается, прежде всего, своей оригинальностью. Остро реагируя на противоречия окружающей действительности, Уайльд предстает то сентиментальным циником, то аморальным моралистом, то мечтательным скептиком. Он призывает видеть смешное в печальном и ощущать трагический оттенок в комедии.
Особенность уайльдовских парадоксов заключается в том, что поначалу они поражают читателя утверждениями, противоречащими общепринятым понятиям, словно выворачивают их наизнанку, но за этой игрой мысли всегда скрыта глубокая и верная идея. Сам Оскар Уайльд так определил отношение парадокса к жизненной правде в своем романе: «Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов. Чтобы постигнуть действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем правильно судить о ней».
Парадоксы Шоу направлены против ханжества и лицемерия буржуазной морали, они помогают понять противоречие между видимостью и сущностью явления, раскрывают социальные противоречия, нелепость традиционных представлений. Шоу противопоставляет сложившемуся мнению свои парадоксальные, но трезвые суждения, помогая тем самым ориентироваться в окружающем. По выражению Шоу, он возвращал людям утраченное ими «нормальное зрение», способность видеть вещи в их истинном свете.
Несмотря на то что природа парадокса О.Уайльда и Б.Шоу различна, парадоксы справляются с очень важной задачей литературы: через языковые средства воздействовать не только на эмоции читателя , но и на разум, размышления над моральными и аморальными поступками человека.
Одним Оскар Уайльд и Бернард Шоу запомнятся как авторы бесчисленных афоризмов на все случаи жизни - от полемических диспутов до любовного объяснения, другим – как сочинители изысканных сказок и притч, третьим - как создатели “легкомысленных светских комедий с далеко не легкомысленной моралью”.
4.Литература
Приложение 1
Парадоксы Оскара Уайльда
Тип парадокса | Пример |
О любви | «Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы» («Портрет Дориана Грея») «Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше» («Портрет Дориана Грея») «Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет» («Портрет Дориана Грея») «Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого» («Портрет Дориана Грея») «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого» («Портрет Дориана Грея») |
О чувствах | «Совесть и трусость, в сущности, одно и тоже. «Совесть» - официальное название трусости, вот и все». («Портрет Дориана Грея») «…душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа» («Портрет Дориана Грея») «Воздержание – в высшей степени пагубная привычка. Умеренность – это все равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность – праздничный пир» («Портрет Дориана Грея») |
О жизни | «Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остается молодым» («Портрет Дориана Грея») «Жизнь… слишком важна, чтобы рассуждать о ней серьезно»; («Веер леди Уиндермир») «Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном…» («Портрет Дориана Грея») «Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще» («Портрет Дориана Грея») «Стать …зрителем собственной жизни – это значит уберечь себя от земных страданий» («Портрет Дориана Грея») |
О женщине | «…Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить» («Портрет Дориана Грея») «Женщины любят нас за наши недостатки. Если этих недостатков изрядное количество, они готовы все нам простить, даже ум…» («Портрет Дориана Грея») |
О мужчине | «Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит» («Портрет Дориана Грея») |
О браке и семейной жизни | «Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование» («Портрет Дориана Грея») «Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту» («Портрет Дориана Грея») «Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они – такая существенная часть нашего «Я» («Портрет Дориана Грея») |
Об обществе | «Англия достаточно плоха…и все английское общество никуда не годится». («Портрет Дориана Грея») «Едва ли во всей палате общин найдется хоть одно лицо, которое бы стоило нарисовать, хотя многих из них и следовало бы побелить немного» («Портрет Дориана Грея») |
О человеке | «…человек, который позволяет убедить себя доводами разума, очень неразумное существо». («Идеальный муж») «Красивые грехи, как и красивые вещи – привилегия богатых» («Портрет Дориана Грея») «Самые высокие добродетели не искупают вины человека, в доме которого вам подают недостаточно горячие кушанья» («Портрет Дориана Грея») «Только два сорта людей по – настоящему интересны – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает» («Портрет Дориана Грея») «Культурный человек никогда не раскаивается в том, что предавался наслаждениям, а человек некультурный не знает, что такое наслаждение» («Портрет Дориана Грея») |
О счастье | «Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы» («Портрет Дориана Грея») |
О поступках человека | «Всякое преступление вульгарно, точно так же, как всякая вульгарность – преступление» («Портрет Дориана Грея») «В наши дни большинство людей умирает от ползучей формы рабского благоразумия, и все слишком поздно спохватываются, что единственное, о чем никогда не пожалеешь, это наши ошибки и заблуждения». («Портрет Дориана Грея») «Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений» («Портрет Дориана Грея») |
Об искусстве | «Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни» («Портрет Дориана Грея») «…искусство в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его…» («Портрет Дориана Грея») «День за днем мы пытаемся раскрыть тайну жизни. Тайна жизни в искусстве». («Портрет Дориана Грея») |
О дружбе | «Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается» («Портрет Дориана Грея») |
Приложение 2
Парадоксы Бернарда Шоу
Тип парадокса | Пример |
Социальный | «Когда я был бедным человеком, пришлось мне раз иметь дело с адвокатом, - это когда у меня в мусорном фургоне детская коляска оказалась, - так он только и смотрел, как бы ему скорей покончить с этим делом, да и отвязаться от меня. Доктора тоже: рады, бывало, вытолкать меня из больницы, когда я еще и на ногах не держусь; зато денег не стоило. А теперь вот находят, что я слабоват здоровьем и того гляди помру, если они ко мне не будут наведываться по два раза в день. Дома мне пальцем не дают шевельнуть самому; все за меня делают другие, а с меня денежки тянут за это. Год тому назад у меня не было никаких родственников, кроме двух-трех, которые меня знать не хотели. А теперь их объявилось штук пятьдесят, и у всех на хлеб не хватает. Живи не для себя, а для других: вот вам буржуазная мораль» («Пигмалион») |
Моральный | «В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам» («Пигмалион») «Когда люди живут вместе – все равно, отец ли это с сыном, муж с женой или брат с сестрой, - они уже не могут притворяться вежливыми, что так легко во время десятиминутного визита» («Профессия миссис Уоррен») «Если вы будете выбирать своих знакомых по признаку высокой нравственности, вам лучше уехать из Англии или совсем отказаться от общества» («Профессия миссис Уоррен») «Всего лучше сохраняется в тайне то, о чем все догадываются» («Профессия миссис Уоррен») «Думайте о будущем других людей, но никогда не задумывайтесь о своем собственном» («Пигмалион») «Да и потом, кто же из нас понимает, что делает? Если б мы понимали, мы бы, вероятно, никогда ничего не делали» («Пигмалион») «Да и потом, кто же из нас понимает, что делает? Если б мы понимали, мы бы, вероятно, никогда ничего не делали» («Пигмалион») «Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить кому-нибудь беспокойства. Творит жизнь – и значит творить беспокойство» («Пигмалион») |
Сатирический | «То, что люди считают себя обязанными думать, уже достаточно скверно; но от того, что они на самом деле думают, у всех волосы стали бы дыбом» («Пигмалион») «Буржуазная мораль требует жертв» («Профессия миссис Уоррен») |
Юмористический | «Женщины все переворачивают вверх дном. Попробуйте впустить женщину в свою жизнь, и вы сейчас же увидите, что ей нужно одно, а вам совершенно другое» («Пигмалион») «Вероятно, все дело в том, что женщина хочет жить своей жизнью, а мужчина – своей; и каждый старается свести другого с правильного пути. Один тянет на север, другой на юг; а в результате обоим приходится сворачивать на восток, хотя оба не переносят восточного ветра» («Пигмалион») «Женщине часто приходится кривить душой, хотя она и не чувствует ничего такого» («Профессия миссис Уоррен») |
Приложение 3
Категории парадоксов Оскара Уайльда
Истинный | Ложный |
«Мужчина может быть счастлив с какой угодно женщиной, если только он ее не любит» | «…Женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить» |
«Женщина – это воплощение торжествующей над духом материи, мужчина же олицетворяет собой торжество мысли над моралью» | «Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений» |
«Мужчины женятся от усталости, женщины выходят замуж из любопытства. И тем и другим брак приносит разочарование» | «Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше» |
«Женщина выходит замуж вторично только в том случае, если первый муж был ей противен. А мужчина женится опять только потому, что очень любил первую жену. Женщины ищут в браке счастья, мужчины ставят свое на карту» | «Разумеется, семейная жизнь только привычка, скверная привычка. Но ведь даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они – такая существенная часть нашего «Я» |
«Мелкие горести и неглубокая любовь живучи. Великая любовь и великое горе гибнут от избытка своей силы» | «Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы» |
«Тем, кто верен в любви, доступна лишь ее банальная сущность. Трагедию же любви познают лишь те, кто изменяет» | «Только два сорта людей по – настоящему интересны – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает» |
«Ты любишь всех, а любить всех – значит не любить никого» | «Стать …зрителем собственной жизни – это значит уберечь себя от земных страданий» |
«Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого» | «Самые высокие добродетели не искупают вины человека, в доме которого вам подают недостаточно горячие кушанья» |
«…душу лучше всего лечить ощущениями, а от ощущений лечит только душа» | «Воздержание – в высшей степени пагубная привычка. Умеренность – это все равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность – праздничный пир» |
«Культурный человек никогда не раскаивается в том, что предавался наслаждениям, а человек некультурный не знает, что такое наслаждение» | «Недурно, если дружба начинается смехом, и лучше всего, если она им же кончается» |
«Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни» | «Красивые грехи, как и красивые вещи – привилегия богатых»
|
В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми, и слишком много думают, а это мешает им быть красивыми» | «Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном…» |
«Я еще могу примириться с грубой силой, но грубая, тупая рассудочность совершенно невыносима. Руководствоваться рассудком – в этом есть что – то неблагородное. Это значит – предавать интеллект» | «Жизнь дарит человеку в лучшем случае лишь одно великое мгновение, и секрет счастья в том, чтобы это великое мгновение переживать как можно чаще» |
«Кто к жизни подходит как художник, тому мозг заменяет душу» | «…лучше быть красивым, чем добродетельным …но лучше быть добродетельным, чем безобразным» |
«Как раз того, во что твердо веришь, в действительности не существует» | «Всякое преступление вульгарно, точно так же, как всякая вульгарность – преступление» |
«…искусство в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его…» |
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Ветер и Солнце
Рисуем новогодние санки