Тезисы к исследовательской работе "Любовь в жизни и в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_k_issledovatelskoy_rabote.doc | 52 КБ |
Тема моего исследования – «Любовь в жизни и в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Выбор темы не случаен. Я считаю, что в современном мире происходит утрата многих духовных и душевных ценностей. По моему мнению, любовь – самое сильное чувство человека. На уроках литературы мы говорили о роли любви в лирике русских поэтов. При изучении романа Булгакова «Мастер и Маргарита» от учителя я узнала, что история любви Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской стала историей любви Мастера и Маргариты. Я захотела проследить, как взаимоотношения реальных людей перевоплотились в романе в историю о вечной любви. Я обратилась к письмам Елены Сергеевны Шиловской, выдержкам из ее дневника, воспоминаниям Михаила Афанасьевича Булгакова, литературоведческим статьям о Булгакове и внимательно изучила историю знакомства Елены Сергеевны Шиловской и Михаила Афанасьевича Булгакова, проследила, как история их любви нашла свое отражение в романе.
Встреча.
«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Эти слова из романа «Мастер и Маргарита» с полным правом можно отнести и к самому Булгакову. Любовь заставила его и его избранницу страдать и мучиться, разрушить собственные семьи, пойти наперекор требованиям общества с единственной целью — никогда не расставаться.
С Михаилом Булгаковым они встретились почти случайно. Вернее, вопреки случаю. По одной из версий, это произошло в квартире художников Моисеенко на Масленицу. Оба были приглашены на блины, и оба не собирались откликаться на приглашение.
Из дневниковых записей Елены Сергеевны читаем: «Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла, что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее...»
Познакомился Булгаков с Еленой Сергеевной в голодные, тяжкие годы. Перехватив аванс, он пригласил ее как-то выпить кружку пива. Закусывали крутым яйцом. Но, по ее признанию, как все было празднично, счастливо.
А Михаил Афанасьевич бедствует. Ни славы, ни богатства, ни положения в обществе не мог дать Елене Сергеевне автор «Белой гвардии». Пожалуй, в это время он был уже забытым мастером. Были и такие минуты, когда хотелось достать из потаенного места револьвер… Все это не было тайной ни для Маргариты из романа, ни для реальной, умной, красивой Елены Сергеевны.
Однажды они гуляли по ночной Москве и дошли до Патриарших прудов. Михаил Афанасьевич рассказывал о главном труде своей жизни – романе «Мастер и Маргарита». «Вот представь, вечер, Патриаршие, а здесь, на этой скамейке два литератора беседуют о Боге. И вдруг появляется Он и захватывает шикарную квартиру на Садовой… А квартирка-то эта нехорошая! Кстати, подобную я тебе сейчас покажу». Внезапно схватив ее за рукав, он потащил Елену в близлежащий дом, к одному из своих знакомых – старику, отсидевшему чуть ли не полжизни. Этот человек в считанные минуты соорудил роскошный стол: красная рыба, икра, шампанское. Когда Михаил и Елена собрались уходить, старик спросил: «Можно, я вас поцелую?» Елена улыбнулась. Приблизившись к ней и заглянув в ее глаза, он промолвил: «Ведьма!» Булгаков захохотал, а потом не раз вспоминал пророчество старика.
3 октября брак Елены с Евгением был расторгнут. В тот же день состоялся развод и Булгакова с Белозерской. А 4 октября 1932 года был зарегистрирован союз влюбленных — Мастера и Маргариты. «Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было ни смысла жизни, ни оправдания ее», — пыталась объяснить свои чувства Елена Сергеевна.
В феврале 1929 они впервые увиделись, а в мае Михаил Афанасьевич начал писать свой великий роман «Мастер и Маргарита», роман, ставший плодом любви Мастера к женщине и жизни.
Встреча Мастера и Маргариты в переулке на Тверской, так ярко описанная в романе, возможно, и не состоялась бы, если бы Елена Сергеевна не нарушила обещания, данного самой себе после встречи с Булгаковым: не принимать от него писем, не отвечать на звонки, не выходить одной на улицу.
Двадцать месяцев подряд она так и делала, но когда все-таки вышла на улицу, то сразу же встретила именно его, и первой фразой, которую он сказал, было: « Я не могу без тебя жить». И она ответила: « И я тоже». Они решили соединиться, несмотря ни на что. Он взял с нее новое обещание: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Она отвечала смеясь: «Конечно, конечно...» Он был серьезен и попросил поклясться. Она сделала и это.
Мастер и его Муза.
В 13 главе романа описывается тихое счастье двух влюбленных: «Она приходила и первым делом надевала фартук, и в узкой передней, где находилась та самая раковина, которой гордился почему-то бедный больной, на деревянном столе зажигала керосинку и готовила завтрак, и накрывала его в первой комнате на овальном столе…
В это время Михаил Афанасьевич с благодарностью говорил Елене Сергеевне: « Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.
То, что Елена Сергеевна стала прообразом булгаковской Маргариты, знают сегодня все: «...Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену...» (М. Булгаков «Мастер и Маргарита».)
В 19 главе читаем: « Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна никогда не знала ужасов житья в современной квартире. Словом…она была счастлива? Ни одной минуты. С тех пор как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги! Боги мои! Что же нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами. Не знаю. Мне неизвестно. Очевидно, она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги. Она любила его, она говорила правду».
В феврале Михаил Афанасьевич встречает Елену Сергеевну, в мае начинает писать роман, в декабре ему официально сообщают, что все его пьесы запрещены к «публичному исполнению». В марте запрещена его пьеса о Мольере. Все невзгоды и радости Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна переживали вместе. Она и спасает: из небытия, из больницы вызволяет мастера Маргарита, побороть отчаяние помогает Михаилу Афанасьевичу Елена Сергеевна, и вскоре на рукописях появятся две надписи его - на рукописи «Мастера»: « Дописать, прежде чем умереть!» и на другой – «На память той, которая была единственной вдохновительницей, жене моей Елене Сергеевне».
«За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь». Он работает над романом «Мастер и Маргарита», воплощая в образе Маргариты свою жену Елену Сергеевну. Пишет, перечитывает, правит и пишет вновь…
В подвальчике Мастера Маргарита испытала счастье большой любви, отказавшись во имя нее от всех соблазнов света, погрузившись вместе с мастером в мысли о завершении книги, которая вошла в кровь и плоть ее жизни, стала ее смыслом. В этой комнате у окна – старый письменный стол, а вскоре и прекрасное бюро, «александровское» бюро, любовно купленное Еленой Сергеевной на какой-то дворцовой распродаже. Теперь Булгаков обыкновенно работал за массивной откидной доской бюро. У глухой торцовой стены этой вытянутой к окну комнаты – тахта-постель. Здесь, лежа на этой тахте, Булгаков диктовал Елене Сергеевне.
Герои романа прошли через многое, вытерпели и выстрадали, но смогли уберечь единственно дорогое и ценное - свою любовь, ведь «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». Одинокие и ищущие Мастер и Маргарита нашли друг друга. Впервые увидев Маргариту, Мастер не мог пройти мимо, так как «всю жизнь любил именно эту женщину!». Желтые цветы в руках у Маргариты, когда влюбленные встречаются впервые, как бы тревожное предзнаменование. Они предупреждение того, что отношения между Мастером и Маргаритой не будут простыми и гладкими. Мастеру не понравились желтые цветы, он любил розы, которые можно считать символом любви. Мастер - философ, олицетворяет в романе М. А. Булгакова творчество, а Маргарита - любовь. Любовь и творчество создают гармонию в жизни. Мастер пишет роман, Маргарита - единственная опора мастера, она поддерживает его в творческой работе, вдохновляет его. Но окончательно соединиться они смогли лишь в потустороннем мире, в последнем приюте. Роману Мастера не суждено было быть напечатанным, единственным читателем стала Маргарита, по достоинству оценивая его труд. Душевная болезнь ломает Мастера, но его опорой остается Маргарита, единственный и верный друг. Мастер в порыве отчаяния жжет роман, но «рукописи не горят». Маргарита остается одна, мучаясь и страдая без любимого. Она бережно хранит уцелевшие от огня листы, храня надежду о возвращении Мастера.
Во имя любви Маргарита готова идти за помощью к Воланду. Истинная любовь всегда жертвенна, всегда героична. Маргарита настолько безгранично любит, что готова на все, только бы еще раз увидеть дорогого ей человека. Она согласилась на предложение Азазелло встретиться с Воландом, не упустила шанс вернуть Мастера. Нет преград для настоящей любви! Она достойно перенесла их, а награда - Мастер и Маргарита вместе. Любовь Мастера и Маргариты - неземная любовь, им не дали любить на земле, Воланд забирает влюбленных в вечность. Мастер и Маргарита всегда будут вместе, а их вечная, непроходящая любовь стала идеалом для многих людей, живущих на земле.
Работу над романом Булгаков продолжал до последних дней своей жизни, а рядом с ним была его Елена. Он начал терять зрение, речь. Борьба за жизнь была нелегкой, но и в последние дни писатель не изменял самому себе, старался шутить: « Вот я скоро умру, меня начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга пьесы, и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: « Отлетел мой ангел». И они начинали хохотать.
В одном из писем Булгаков, измученный обрушившимися на него несчастьями, писал жене: « Мне нужен абсолютный покой. Да вот именно, абсолютный». И будто сбывалось главное предсказание: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Света не было в прямом смысле, он был слеп. Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга.
Умирал он, как и предсказывал, у нее на руках. Будучи отличным врачом, он с точностью предсказал и все, что будет с ним происходить перед смертью, – сначала потеря зрения, затем провалы в сознании.
7 месяцев тяжелейших мучений, борьбы со смертью, надежд и отчаяния… Елена Сергеевна сдержала свою клятву. До последней минуты она была рядом с мужем, ободряла его, вселяла надежду, вносила под диктовку последние поправки в текст романа. «Королевушка моя, моя царица, сиявшая мне всегда в моей земной жизни! Ты любила мои вещи, я писал их для тебя…», – говорил Мастер за несколько дней до смерти своей Маргарите.
Вскоре он слег окончательно. Днем и ночью она не отходит от его постели, устроившись на полу у изголовья. Регулярно приходит врач, чтобы сделать Булгакову несколько уколов. Она знает точно, что после инъекции боль на время отступит. Но лишь на время. Булгаков стремительно теряет зрение – он уже не мог разобрать строчек своего бессмертного романа. Затем – начались провалы в памяти… Временами от невыносимой боли он зовет себя то Мастером, то Понтием Пилатом, то Иешуа… Елену Сергеевну считает Маргаритой и просит принести подаренную ею черную шапочку с вышитой буквой «М». Но вдруг наступило облегчение. Сознание прояснилось, и он попросил, чтобы Елена Сергеевна похлопотала о публикации «Мастера и Маргариты». Она кивнула сквозь слезы… Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: « Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать.» Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы знали… Чтобы знали…».
Он почти перестал жаловаться на боль и уснул, улыбаясь. Положив голову на край постели, уснула и Елена Сергеевна. На рассвете, не открывая глаз, она прикоснулась рукой к лицу мужа. Оно было ледяным… Это случилось 10 марта 1940 года.
Пожизненная забота о творческом наследии мужа досталась ей. Ведь она обещала ему и то, что все его произведения увидят свет. Она знала, что их ждет всемирная слава. Хотя когда все булгаковское было под запретом, в это не верили даже самые близкие. Булгаков умер в 1940-м, напечатать «Мастера и Маргариту» в журнале «Москва» удалось только в 1966-м. И тогда не было на свете человека счастливее ее.
Она пережила супруга на долгих тридцать лет.
Ее постоянной и, пожалуй, не горькой, а любовной заботой была его могила. (Я видела, как она отправлялась на кладбище – нарядная, как в гости; как возвращалась с кладбища – спокойная, просветленная, словно после свидания с любимым.) В письмах к Н.А.Булгакову подробно писала, как выглядела могила первоначально, о деревьях, посаженных ею по углам, о гранитной глыбе с могилы Гоголя – Голгофе – водруженной в конце концов над прахом Михаила Булгакова… Об одной подробности промолчала.
На могиле Гоголя этот камень, очертаниями похожий на Голгофу, был подножием креста. На могиле Булгакова креста нет. Нужно сказать, что на захоронениях Новодевичьего тех лет вообще немного крестов. Это было не принято, как не принято было держать иконы в доме. И все-таки кресты есть, небольшие, скромные, мраморные. Люди более робкие или более осмотрительные, но не желавшие отказаться от дорогого символа, делали начертание креста на камне, рядом с надписью, частью надписи. На камне Михаила Булгакова нет даже такого начертания. Заподозрить Елену Сергеевну в боязни нельзя: она никогда и ничего не боялась, тем более если речь шла о последнем прощании с Булгаковым, о его последней воле. Значит, все сделано так, как он хотел. Может быть, он действительно считал, что не заслужил света, а заслужил покой? Или крест, не водруженный на этом камне, все-таки виден, поскольку камень – Голгофа?
Скончалась Булгакова в возрасте семидесяти шести лет 18 июля 1970 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с любимым Мастером.
Северное сияние
Четыре художника. Осень
10 осенних мастер-классов для детей
Прекрасное далёко
Щелкунчик