Моя малая Родина… У каждого человека есть свой близкий, любимый, родной уголок, куда он может вернуться в минуты счастья и горести. Это место заволакивает человека красотой домов, деревьев, трав, цветов, кустарников. Вот ты уже ступаешь на любимую землю. Тебя встречают белоствольные березы, журчащие ручьи, студеный родник, любимые птицы заливаются над твоей головой. Природа окружает нас кругом. И наши предки никогда не отделяли себя от природы.
Вложение | Размер |
---|---|
otrazhenie_prirody_tezisy.docx | 20.25 КБ |
Отражение природы в традициях кряшенского народа
Ученица 8 класса
МБОУ «Брюшлинская ООШ»
Чернова Любовь.
Руководитель: Тимошенко В. М.
Моя малая Родина… У каждого человека есть свой близкий, любимый, родной уголок, куда он может вернуться в минуты счастья и горести. Это место заволакивает человека красотой домов, деревьев, трав, цветов, кустарников. Вот ты уже ступаешь на любимую землю. Тебя встречают белоствольные березы, журчащие ручьи, студеный родник, любимые птицы заливаются над твоей головой. Природа окружает нас кругом. И наши предки никогда не отделяли себя от природы.
У кряшенского народа много праздников, традиций и обычаев, связанные с природой, например, «Петров день» («Питрау»), «Качману» («Крещение»), «Элҗен» (Ильин день), “Торойсын –Җапрак бәйрәме”(«Троица»), “Май чабу”(«Масленица») и много других. Мне стало интересно, что же связывало наших предков с природой? И я перед собой поставила цель: изучить традиции и обычаи кряшенского народа. И хочу поделиться этими знаниями.
19 января кряшены отмечают Крещенский Сочельник - «Качману» («Крещение»). В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину (льняная ткань), считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А молодые кряшенки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. А вода, которая текла по речкам в этот день, родникам – целебная. Люди набирают эту воду и в течение года пьют ее. Старожилы говорят, что вода, набранная в этот день, исцеляет тело и душу.
«Май чабу» («Масленица») - это весёлые проводы зимы, связанные с природой. Люди озарены радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом Масленицы, румяные, круглые, горячие, являли собой символ солнца. Масленица одна из самых веселых праздников.
«Торойсын – җапрак бәйрәме» («Троица») - очень красивый праздник. Дома украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно: зелень и цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу. Накануне Святой Троицы молодые кряшенки и дети шли в рощу или на луг, чтобы собрать побольше душистых трав: чабреца, полыни, папоротника, любистка. Вечером вся семья украшала дом ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Особую роль играет на Троице березка. Береза распускается самой первой из деревьев. Её сок очень полезен, а берёзовые почки обладают лечебным эффектом. Девушки связывали ветви березы и проходили под ней с песнями. Загадывали желания, завязывая красные ленточки, и водили хоровод. Девушки плели венки и бросали их в воду, пытаясь определить свою судьбу. А следующий день после Троицы – Духов день. Земля считалась именинницей, на ней также не работали. Моя бабушка говорит, что не то чтобы землю копать, даже нельзя сильно наступать на землю, выливать грязную воду. У Троицы есть свои приметы: дождь на Троицу – к урожаю, к грибам, к теплой погоде, без заморозков.
12 июля кряшены празднуют память святых апостолов Петра и Павла. Этот праздник называется «Петров день» - «Питрау». Утихает на Петров день соловей, а за ним замолкает и кукушка. По приметам, кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится «пустым», а год будет «плохим»; крестьяне говорили, что в этом случае «и сам закукуешь, как кукушка». Петров день снимал запрет на пробу плодов. Например, у нас в деревне именно с 12 июля было принято пробовать землянику. У Петрова дня есть свои приметы: Если дождь на Петров день — сенокос будет мокрый. На святого Петра дождь — урожай недурной, два дождя — хороший, три — богатый. С Петрова дня зарница хлеб зорит. Особенно поговорка «Питрау үтте – җәй бетте» говорит о том, что, после Петрова дня птицы перестают петь, не косят сено, потому что трава свои целебные свойства теряет, не собирают душицу. Об этом очень хорошо написала в своем стихотворении кряшенская поэтэсса Клара Булатова:
“Питраудан соң яфрак бәйләмиләр,
Мәтрүшкәләр җыеп кайтмыйлар,
Үләннәрдә хуш ис бетә, диләр,
Питраудан соң печән чапмыйлар”.
Среди праздников и почитаемых дней летнего периода особое место принадлежит “Ильину дню”– «Элҗен» (2 августа), дню памяти пророка. После Ильина дня запрещали купаться: после него ночь длинна, вода холодна, «Илья льдинку бросил», «Медведь лапу обмочил», «Олень в воду зашёл», либо «русалки утащат», либо «цветение воды» («зеленью заболеешь или чирьи на тебе будут»).
Кряшенский народ всегда верил и будет верит в народные приметы. Большое количество примет о природных явлениях говорят о том, что в прежние времена люди пытались предугадать погоду. Приметы о погоде интересуют и современного человека. Ведь в прежние времена люди угадывали погоду с помощью народных примет. Например: «В марте усиление ветра ночью предвещает потепление и обильные осадки», «Сильный ветер во время осадков при плюсовой температуре – к скорому прекращению снега и резкому потеплению», «если небо хмурится, а цветки лютиков открыты, дождя не будет. Если в ясную погоду они закрыты – жди дождя». «много сока у березы – дождливому лету». Приметы помогали народу узнать погоду за день, за неделю и даже за месяц. Нужно обратить внимание, что многие приметы относятся к осадкам. Например, летом в засушливые годы, чтобы не было засухи, чтобы реки текли, предки обращались к дождю. Ходили по домам и собирали крупы, масло, молоко. А потом шли на речку и варили кашу. Сваренную кашу раздавали всем желающим. Этот обряд в нашей деревне каждый год проводится и в нынешнее время, потому что в последние годы наблюдаютсяпродолжительные засухи. Бабушки идут в святое место деревни и варят кашу в честь дождя, а мы обливаемся водой, чтобы дождь полил. И действительно, после этого обряда начинается долгожданная гроза. Все вокруг оживает, блестит, как будто солнышко становится чище. Бабушка даже научила меня, как обращаться к дождю:
“Яңгыркаем, яу, яу, яу!
Иген-ашлык күп булсын,
Башаклары тук булсын,
К сожалению, сейчас приметы носят скорее развлекательный характер, но в древние времена они играли важную роль в жизни человека.
Мой народ имеет богатое культурное наследие. Изучая фольклор своего народа, понимаю, как бережно относились к природе-матушке наши предки. В современном мире наша задача – сохранить в первозданном виде не только природу, но и традиции предков. Я убеждена, что природа и обычаи являются одним целым. Знания об этом помогают быть уверенным в своих силах, ощущать родную землю, помогают чувствовать свою причастность к природе родного края, народу и ответственность за его будущее. Велика роль народных праздников, традиций и обычаев для воспитания молодого поколения. И мы должны беречь и уважать этническую ценность своей культуры.
Использованная литература:
Ералаш
Рисуем "Осенний дождь"
Тупое - острое
"Портрет". Н.В. Гоголь
Три способа изобразить акварелью отражения в воде