Забытая война. Что мы о ней знаем? В своей работе мы попытались вспомнить забытые страницы Великой войны, рассказать о земляках-саратовцах, воевавших на фронтах Первой Мировой войны.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_k_shkolnoy_konferentsii.docx | 56.74 КБ |
V региональный фестиваль-конкурс
исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
«Свой путь к открытиям»
«Первая Мировая война глазами художников»
Автор: Горбенко Владислав,
учащийся 11 класса
МОУ «СОШ п. Дубки»
Научный руководитель:
Спивак Елена Петровна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ «СОШ п. Дубки»
Шахбазова Тамара Юрьевна,
учитель ИЗО
МОУ «СОШ п. Дубки»
Саратов 2015
Содержание
Война глазами художника…………………………………..стр.5
Глава 2
Творческая мастерская……………………………………...стр.9
III. Заключение……………………………………………стр.15
Литература………………………………………………….стр.17
Введение
Память стучит в моё сердце
Почему только сейчас, спустя сто лет, мы вспоминаем и говорим о той страшной войне, которую русский народ предал забвению? Нет и не было на свете человека искусства, который бы не уделял войне часть своей души, часть своих мыслей. Это сейчас происходит и со мной. Прочитав несколько произведений, в которых авторы повествуют о событиях первой мировой войны, я понял, насколько мало мы знаем об этом периоде истории России. Сегодня молодые люди стараются по-новому взглянуть на этот период нашей истории, пропустить увиденное и услышанное через себя, понять мысли и чувства тех людей, которые в такое страшное и смутное время шли защищать не только себя, но и братский народ, оставаясь верными своему долгу.
Искусство всегда занимало особое место в жизни русского человека. Во время тяжёлых испытаний, войн поэты, писатели, художники находились рядом с простыми солдатами, поднимали дух воинов – защитников Отечества.
Мы спрашиваем себя: «Почему война всегда приковывала внимание художников?» И ответ рождается как бы сам собой: «Ведь так важно точно передать настрой воинов, ужас битвы и радость победы, так важно оставить след в истории, чтобы жила память, чтобы мы смогли осознать «забытую» войну.»
Какой огромный труд и переживания вкладывал каждый художник в свои произведения, и от того картины нам нравятся, и мы понимаем, что есть смысл сегодня вглядеться в них более внимательно.
Начиная работу, мы задались вопросами: Кто рисовал картины о войне? Где художники брали сюжеты? В какой технике работали? Существуют ли фото материалы Первой мировой войны? За помощью обратились к книгам, произведениям о войне, искали иллюстрации, картины, где показаны образы героев, участников войны. Исходя из вышесказанного, выдвинули гипотезу
Гипотеза: Художник является связующим звеном между человеком и историей, помогает воочию увидеть и понять суть происходящего.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе являются картины и репродукции художников о первой мировой войне, фотоматериалы. Предмет исследования – способы и художественные средства создания образов в произведениях художников войны.
Цель и задачи исследования. Показать роль художника в диалоге человека с историей, через зримые образы Первой мировой войны 1914–1918 годов, созданные в живописи и графике мастерами разных поколений.
Задачи исследования:
-проследить в исследуемых произведениях отношение автора к изображаемым событиям;
- выяснить являются ли картины и наброски о войне достоверными источниками исторической информации;
-воспитать чувство гордости за свою Родину и соотечественников, воевавших в Первой мировой войне;
-создать рисунки, быстрые зарисовки, рисунки- фотографии, рисунки- размышления, рисунки-портреты.
Новизна исследования: проанализированы произведения художников, участников Первой мировой войны, исследованы и определены особенности рисунков и набросков о войне;
Созданы рисунки на основе анализа картин мастеров, фотоматериалов и рисунки –размышления на основе анализа исторических событий , биографических фактов, судеб наших соотечественников
Значимость исследования: состоит в возможном использовании материалов при изучении темы «Живопись Первой мировой войны», произведений художников войны в школьной программе, при изучении художественных произведений на уроках литературы.
Методы исследования:
- Теоретический - работа с первоисточниками, документами, историческими сайтами, форумами (Поисковая работа)
- Метод анализа – анализ первоисточников, прочитанных статей, публикаций, произведений искусств(картин, фотографий, набросков, )
- Практический – создание портретов и рисунков, зарисовок.
ГЛАВА 1.
Война глазами художника
Память стучит в моё сердце. Я сегодня хочу говорить о художниках, которые сделали всё, чтобы наше поколение через сто лет вновь говорило о тех страшных событиях, гордилось своей родиной и людьми, совершившими подвиг и незаслуженно забытыми. «Военно исторически верно». Эта фраза точно определяет достоинство искусства художника. Они не занимались пропагандой, они фиксировали события. Прямо в окопах художники делали в блокнотах карандашные и перовые зарисовки боевых действий, линии фронта, различных моментов солдатской жизни, портреты сослуживцев, местных жителей, пленных и многого другого. Это зарисовки карандашом, акварелью. Как правило, они имеют точную дату (а иногда и время) и надпись, поясняющую события, имена, место действия. Их ценность – в абсолютной документальности. Здесь каждое изображение достоверно. Благодаря произведениям искусства И.А. Владимирова, Н.С. Самокиша ,С.С. Соломко, А.С. Ковыкова, Д. Шевченко, А.Ю. Аверьянова и многих других, к сожалению, неизвестных художников, мы узнаем о тех событиях, которые не видели сами. Именно картины о войне открывают путь к знаниям о прошлом нашего народа.
Художники на войне служили в редакциях фронтовых газет, рисовали воинов-героев, выпускали листовки, готовили плакаты и почтовые открытки, оформляли «боевые листки» и стенгазеты, Иван Алексеевич Владимиров был таким художественным корреспондентом в период русско-японской (1904—1905), балканских (1912-13) и 1-й мировой войн. Он с оружием в руках стоял рядом с солдатами в траншее, ползал по-пластунски, мерз в окопах, участвовал в бешеных марш-бросках. Запечатлеть увиденное художник мог чаще всего лишь в форме быстрого рисунка-наброска. Вглядываясь в лица людей на войне, художники словно пытались подметить то, что появилось нового в характере и облике человека. Смотрю на рисунок Владимирова «Казаки в походе» и понимаю: автор любит этих людей, гордая осанка казаков, счастливые лица, эти люди уверены в своей победе, они поют. Размытый серый тон создает фон: небо и землю. Лошади нарисованы динамично, в движении, задние ряды и ноги лошадей прорисованы нечетко, они как будто бы в клубах пыли, поднимающихся из-под копыт лошадей. Искусство войны несет в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия. Война великая трагедия. Тысячи убитых и раненых, сотни тысяч искалеченных судеб. Именно это мы видим на зарисовке Владимирова «Военная стычка», страшная правда войны: рыхлый глубокий снег, застрявшая пушка, лошади, которые из последних сил, вставая на дыбы, стараются вырваться из снежного плена, безысходность на лицах врагов. Две пересекающиеся линии образуют композицию картины, следы от орудия вводят нас в картину и показывают трагичность момента. Мы видим атаку и горечь поражения одновременно, а раненый солдат на первом плане подчеркивает трагизм войны. Художники накопили большой и ценный материал натурных этюдов и фронтовых рисунков, в которых ярко и взволнованно рассказывали о родной земле, о людях на войне. Есть рисунки, которые цепляют не столько красотой графических приемов, оригинальностью композиции или чем-то другим эстетического порядка, сколько самим содержанием рисунка. Владимиров более всего известен благодаря своей "репортерской" графике, в его акварелях и рисунках запечатлелось то время во всей его неоднозначности. зарисовывал то, что видел Это не просто зарисовки, а выжимка из личных впечатлений. Акварель, достаточно изящная техника, по контрасту подчеркивает грубость и ужас происходящего.
Никола́й Семёнович Само́киш (1860—1944) — русский и советский художник-баталист. По заданию «Нивы» в мае 1904 года уехал на фронт русско-японской войны и работал там в качестве художника до конца 1904 года. Результатом поездки на фронт стал альбом Самокиша «Война 1904—1905. Из дневника художника». В 1915 году, Н. С. Самокиш сформировал, с Высочайшего разрешения, «художественный отряд» из пяти учеников батального класса Академии художеств (Р. Р. Френц, П. И. Котов, П. В. Митурич, П. Д. Покаржевский, К. Д. Трофименко) и выехал на фронт Первой мировой войны. Это уникальный случай в истории искусства: художественная практика на фронте. Было сделано около 400 работ. Рисунки Самокиша были (частично) опубликованы в изданиях Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915). Основным их жанром был фронтовой рисунок. По оперативности с рисунком не могли сравниться ни фоторепортаж, ни документальное кино. Для подготовки их были нужны определенные условия, а художник рисовал сюжет, героя в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой был материал, оставляющий след на бумаге. Целая галерея образов создана мастером, всмотритесь в эти рисунки, почувствуйте искренность и боль, трепетность чувств художника, выраженные в каждой линии, в каждом штрихе, порой начертанных, кажется, не рукой, а обнаженным нервом. Рисунок «На разведке» выполнен в графике. Четко прорисована центральная фигура всадника. Быстроту движения придают линии штриха; линии дороги, деревья, маленькие фигуры на втором плане создают образ треугольника, который дает зрительное движение всему рисунку. А вот другой графический рисунок «Преследование»(карандаш, тушь, перо), сколько в нем напряжения, с помощью диагональных линий автор уводит нас в глубь рисунка, где нечетко прорисованы фигуры, но именно там происходит главное событие. Вставшая на дыбы лошадь останавливает движение, и мы видим жестокое лицо войны, вот она -сабля, занесённая над человеческой жизнью. Характерный образ казака- жестокий взгляд, решительный жест – вот то главное, что увидел художник.
Часто беглый рисунок перерастал свои рамки и приобретал законченность не по форме, а по полноте самовыражения автора. Жанровая сценка « На батарее». Эта графическая зарисовка выполнена тушью и пером, прорисованы фигуры солдат, подносящих снаряды. Корректировщик внимательно наблюдает, от его точности многое зависит. На первый взгляд штрихи хаотичны, но в них чувствуется рука мастера точно передающего задуманное. Облака не прорисованы, они выделяются за счет штрихов фона. Бугры и холмы на линии горизонта также нарисованы быстрыми мелкими штрихами, пучки линий – это взрывы. Фронтовые рисунки помогают понять душевное состояние, думы, чаяния, мечты. Эпизод за эпизодом художник рисует разные ситуации фронтовой жизни. Острый взгляд художника выхватывал из повседневности и сюжеты яркие и необычные. Посмотрите на рисунок «Стрелок», он выполнен в черно-серых тонах, они передают трагичность момента. Казак и конь на войне – это единое целое, единая душа, мы не знаем: ранен ли конь или сознательно служит живой защитой своему другу, но взгляд коня так много говорит, он все понимает и все прощает. Николай Семенович очень любил рисовать лошадей, ведь это не просто животное, помогающее человеку на войне, это брат, друг, товарищ. На рисунке «Кавалерист в Галиции» художник передает общее настроение, взаимопонимание, тяжелые раздумья человека и лошади.
Многие рисунки могли бы стать основой живописных картин. Глаз художника подмечает все. Русский акварельный портрет 19 века известен как вершина акварельной живописи. Передо мной рисунок С. Соломко « Русский офицер». Портрет русского офицера глубоко психологичен. Особенно поражают глаза, сколько в них тоски и безысходности, сколько муки и отчаяния. Это и есть мастерство художника- умение увидеть, понять и передать душу человека.
Многие сражения минувшего и нынешнего веков запечатлела кисть художника-баталиста Александра Юрьевича Аверьянова. Поражает масштабность его полотна «Атака казаков». Для художника важна каждая деталь в изображении битвы и её участников. Меня поразила и потрясла атака мчащихся всадников. В едином порыве, лавиной устремились они на врага. Этой силе русского духа невозможно противостоять. Картина оживает, благодаря четко прорисованному треугольнику из движущихся фигур. На первом плане мы видим фигуру всадника с саблей в руке. Именно он придает динамику и движение всей атаке, его конь как будто бы парит в воздухе, так быстр его ход. Рот у казака чуть приоткрыт, видно: он что-то кричит, рука крепко сжимает рукоять сабли, лицо выражает целый ряд эмоций: от ненависти к врагу до готовности самому погибнуть за родину. Он отважен, смел, уверен в себе. Также динамику картине придают фигуры убегающих врагов, хотя некоторые из них ещё пытаются остановить смертельную атаку. Разбитые орудия и фигуры раненых солдат уводят нас в глубь картины до линии горизонта, что придает масштабность полотну. Линия горизонта ведет нас вправо и возвращает на первый план. Важны детали и второго плана : хаос, отчаяние на лицах немецких солдат, смерть, которую чувствует даже лошадь, потерявшая седока, горящие после артобстрела деревья, они как раненые люди, одинокие и беспомощные. Но вглядитесь: мощные сосны в центре картины, как сила русского духа, как единство народа. Дым от пожарищ и облака сливаются воедино, но яркие пятна голубого неба вселяют уверенность в справедливой победе.
ГЛАВА 2.
РИСУНКИ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Проживая с героями истории часть их жизни, вникая в суть вопросов, волнующих их, проникая в их внутренний мир, понимаешь, что не менее важно передать особенности их поведения, манеру держать себя, темперамент. Ещё глубже лежит сходство внутреннее, то есть характера человека - властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… То есть ещё существует мир чувств этого человека. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, в данном случае моим чувством, эмоциями, и, создавая свои образы, я стремился воплотить свои представления и найти нужные средства выразительности.
Изучая исторические документы, фотографии, фотоматериалы войны 1914 -1918 г., я понимаю, что вижу все события глазами людей той поры. 17 июля 1914 года мальчишки-газетчики разнесли по саратовским улицам и скверам весть о начале австро-сербской войны. На следующий день по указу правительствующего Сената о мобилизации русской армии и флота в Саратовской губернии начался призыв на военную службу. Начавшаяся война вызвала патриотический подъем в самых разных слоях населения. Саратовская городская дума послала императору заявление о готовности всеми средствами поддерживать войну и царя. Она ассигновала 600 тысяч рублей на "благо Отечества". Исторический факт. «Газеты того времени - "Саратовский листок", "Саратовская копейка", "Саратовский вестник" - рассказывали о многочисленных пожертвованиях. Вот несколько таких сообщении: от 28 августа - колонисты Саратовской и Самарской губерний изъявили желание собрать до 50 тысяч рублей и на эти деньги оборудовать и содержать 100-коечный военный лазарет». Свой рисунок я назвал «Всем миром», весь народ откликнулся на призыв Отечества, все помогали: кто чем может, кто-то отдавал хлеб, кто-то все свои сбережения, кто-то помогал организовывать военные лазареты.
Саратов в канун 1-й мировой войны был крупным центром квартирования входивших в Казанский военный округ воинских частей. Здесь находились три пехотных полка: Асландузский, Башкадыкларский, Карский и артиллерийская бригада. В первые же дни выхода царского манифеста о войне в действующую армию были призваны тысячи саратовцев. Среди них уроженец Балашовского уезда, поэт Антон Ильич Ходаков (Пришелец), проведший на фронте три года, чернорабочий саратовского трамвайного депо Сидор Артемьевич Ковпак (будущий легендарный партизанский командир Великой Отечественной войны). Последний в составе Асландузского пехотного полка отправился на Юго-Западный фронт, где участвовал в тяжелых боях с австро-венгерскими войсками на линии Люблин — Холм. Исторический документ. Из воспоминаний солдата Асландузского полка Н. А. Ионова: "Рано утром 6 августа 1914 года... за Люблином была дана команда идти в наступление... Из окопов [неприятеля] началась пулеметная стрельба... а мы лично не могли отстреливаться, так как у нас не было патронов, в половине дня только начали по цепи передавать патроны...»
На секунду я представил себя на месте художника, который в минуты затишья или боевых сражений делает быстрые зарисовки. Глаз художника подмечает все. « Солдаты в окопе» - так назвал я эту зарисовку. Работа выполнена в технике пастель, тона приглушенные и мрачные, что создаёт настроение ожидания боя. Солдаты в окопе готовятся к отражению атаки, лица их серьёзны и сосредоточены. Они очень внимательно всматриваются вдаль, пытаясь предугадать следующий шаг противника. Все фигуры согнуты, и это их объединяет, горизонтальные линии ружей чередуются с линиями штриха земли - всё это создает элемент движения и напряжённости, но в этой напряженности есть фрагмент, который притягивает наш взгляд – это цветок, частичка мирной жизни. И здесь на картине этот полевой цветок становится уже не просто частью живой мирной природы, а воспринимается как хрупкий символ солдатской жизни. Война по-новому заставляет взглянуть на мир, понять как ценна и хрупка человеческая жизнь.
Мы знакомимся с этими людьми и потом идем за ними, наблюдая за их жизнями и за их судьбами. Смерть и хаос стали править миром. «На всех фронтах ураганным огнем сметались окопы и жизни. Мяч удачи, храбрости и стратегии летал от врага к врагу. Слезы, не просыхая, образовали ручеек, к которому спускались солдаты с манерками. Валами росли братские могилы, и мертвец бесстрастно дремал на груди мертвеца, которого вчера, не целя, не зная, убил поворотом ручки пулемета.»[1]
Начиналась правдивая история жестокой войны. Время разделилось на «до» и «после», и мой следующий рисунок называется «Время», пуля, выпущенная чьей-то неосторожной рукой, разбила человеческие жизни, ввергла мир в хаос, перемешала жизнь и смерть.
Человек на войне не перестает быть человеком, это не орудие противостояния, это живой организм, думающий, чувствующий, страдающий, любящий и ненавидящий. Он живой, и поэтому было так важно показать эмоциональную сторону жизни солдата на войне. Война – это всегда трагедия; убит чей-то сын, брат, любимый, друг. Добровольцем ушел на фронт служащий канцелярии Саратовского университета Иван Михайлович Шишков. За храбрость в боях он получил Георгиевские кресты всех степеней и чин подпрапорщика. 9 апреля 1915 года Шишков погиб в бою, сражаясь в Карпатах.
Картины о войне потрясают нашу душу, вызывают слёзы, негодование, оставляют глубокий след в сознании. Акварельный набросок «Смерть». Я попытался передать скорбь людей, которые оказались рядом. На рисунке изображен солдат, он убит, рядом несколько фигур – это товарищи, такие же бойцы, они понимают и осознают происходящее. Передние фигуры прорисованы более чётко. Мы видим скорбь и печаль на их лицах, глаза опущены, руки сжимают винтовки. За ними силуэты ещё нескольких человек, они прорисованы менее четко. Я считаю: не важно, что мы не видим их лиц, ведь печаль, трагедию можно передать через цвет: фиолетовые оттенки переливаются с розовыми и красными цветами и образуют силуэт надгробного кургана. Мы не видим раны убитого солдата, но красные пятна, наплывающие на голову, говорят о свершившейся трагедии: война забрала ещё одну человеческую жизнь.
Сто лет, много это или мало? В жизни Вселенной- мгновение, в жизни человека- вечность…Поэтому сегодня мы листаем страницы истории, ищем новые факты, размышляем о судьбах наших земляков, участников той далекой и страшной войны, чтобы память о них жила вечно. Рисую портрет. Знакомое лицо: внимательный и строгий взгляд, гордый поворот головы, твердый характер. Кто это? Наш земляк. Василий Иванович Чапаев. 20 сентября 1914 года балаковского жителя, "ратника ополчения первого разряда" Чапаева призвали в армию. Пройдя необходимую военную подготовку в Аткарске, он в декабре отправляется на Юго-Западный фронт. Военное дарование и личная храбрость Чапаева были замечены командованием: в марте 1916 года он приехал в Балаково в краткосрочный отпуск уже в звании старшего унтер-офицера, имел к тому же Георгиевские кресты 3-й и 4-й степени. Мужественный, смелый человек, о котором должны знать все.
Были среди фронтовиков-саратовцев и профессиональные военные, причем в немалых чинах. Один из них — Иван Андреевич Михаэлис. Иван Михаэлис прошел японскую кампанию в качестве боевого офицера, получив много знаков отличия и чин подполковника. Первую мировую он встретил уже полковником, командуя Сибирским стрелковым полком, и за сражение под Праснышем в феврале 1915 года произведен в генерал-майоры.
Участниками первой мировой войны были также саратовцы, будущие полководцы Великой Отечественной генерал-лейтенант К.Д. Голубев, генерал армии Г.Ф. Захаров, командир бронетанковых войск Юго-Западного фронта П.В. Волох и другие.
Мой следующий рисунок посвящён им, и назвал я его «Атака». Рисунок выполнен в графической технике(карандаш), так как в рисунке присутствует много элементов, которые лучше прорисовать карандашом. Работа похожа на старую фотографию. Русский солдат — образец настоящего мужчины. Военная выправка и красивая форма, личная ответственность за принятые решения, трудолюбие, патриотизм, верность своему слову — все эти ценности издавна отличали военных. Композиция оживает в нашем сознании, создавая эффект легкости и реалистичности. Кажется, что герои рисунка сейчас оживут, и мы станем свидетелями отчаянной схватки смелых, дерзких воинов с противником. Вглядываясь в лица людей на войне, художники словно пытались подметить то, что появилось в характере и облике человека. И мы сегодня отмечаем, что это была и отвага, и твердая вера в свою правоту, а значит уверенность в себе и понимание того, что ты делаешь нужное дело, а ещё желание видеть свою родину свободной или как говорили «не щадя живота своего» постоять за родную землю.
Мир вокруг изменился, люди, которые по природе своей должны созидать- разрушают. Птица, как мятущаяся душа, летит высоко над землей. Она больше не видит зелёных лугов и жёлтых колосящихся полей, знакомых посёлков и деревень. Её пугают взрывы и изрытая траншеями земля, мечущиеся фигурки людей и идущие ко дну корабли. Она как символ изменившейся мирной жизни, как напоминание людям о великой ответственности за поступки, совершенные ими.
Саратовская земля стала вторым домом для тысячи раненых солдат и офицеров, которые лечились в саратовских госпиталях. Саратов был назначен окружным пунктом распределения раненых. В городе образовался губернский комитет по оказанию помощи. К середине августа 1914 года на своем очередном заседании комитет отметил готовность Саратова к приему раненых: было оборудовано более 20 лазаретов на 2183 койки, в том числе в университете, губернском земстве. Говоря о военных событиях, сражениях, подвигах, мы не имеем права забывать о людях совершенно мирной профессии – о врачах, это они в трудные для страны годы врачевали не только тела, но и души людей. Главным врачом всех лазаретов был профессор В.И. Разумовский, а лазаретами в университете и Казенной палате ведал профессор С.И. Спасокукоцкий. Летом 1915 года они выезжают на Юго-Западный фронт в качестве хирургов-консультантов. Одним из первых на Западный фронт в звании хирурга-консультанта Красного Креста выехал профессор кафедры хирургической патологии, участник русско-японской войны Сергей Романович Миротворцев. Перед нами портрет Сергея Романовича, он изображен в профиль в военном мундире. Награды на груди говорят о нем, как о человеке долга и чести. Изображение в профиль дает нам возможность показать твердость и решительность характера этого человека. Только врачи, несущие спасение больным и раненым, при необходимости умеют быть твердыми и жесткими и при этом благородными в достижении конечной цели. Черно – белое изображение напоминает фотографию. В его лице я говорю о всех саратовских врачах и горжусь их подвигом. Кроме ведущих специалистов, на передовую, в качестве военных медиков, ушли многие выпускники и студенты Саратовского университета. Уже к началу февраля 1915 года медицинский факультет дал фронту около 200 военных врачей. Одним из них был Александр Николаевич Бакулев (в будущем родоначальник многих разделов хирургии в нашей стране, один из организаторов Академии медицинских наук СССР). В 1915 году после окончания 4-го курса медицинского факультета Саратовского университета он отправляется в действующую армию, где два с половиной года несет службу на Западном фронте младшим врачом 80-го Кабардинского полка. За участие в разведывательной операции Бакулев награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.
В сестры милосердия записывались саратовские девушки и женщины. Только в Саратове к концу августа 1914 года желание стать сестрами изъявили свыше 100 человек. Некоторые из них за свой подвижнический труд на передовой были отмечены наградами: В.Н. Литвинова — золотой медалью с надписью "За усердие", М.А. Каменщикова — Георгиевской медалью "За храбрость". «Сестра милосердия» - так называется моя работа. От этого рисунка веет домашним уютом и теплотой. Нежный и заботливый взгляд, всё понимающие глаза сестры милосердия смотрят на нас с печалью. Всю свою нерастраченную любовь они отдавали раненым бойцам. Становились для них самыми близкими людьми.
Война полностью переменила жизни людей. Люди голодали, погибали, меняли свой образ жизни. « Люди мудрые, люди ученые, каждый по-своему, все по-разному подберут позже слово к слову, уголек к угольку. Пропал только верхний кусок свитка, на котором крупными буквами вывела старуха: «Кто виноват». И это на века и века будет предметом спора.»[2] Так кто же виноват, кто ответит за искалеченные судьбы тысяч простых людей? «Разбитые судьбы» - так называется рисунок, повествующий о трагической судьбе военных. Один солдат ослеп от взрыва , другой остался без рук и ног. Страшно тяжелым оказалось колесо войны (судьбы) для людей, многие погибли, война ожесточила их сердца, заставила ненавидеть все вокруг. Черные и розовые линии колеса судьбы перечеркивают их жизни. Это реальность… Но жизнь продолжается и в этом загадка и чудо жизни и нашей земли, что несмотря ни на что , она возрождается и продолжает свой путь.А вдали нежный женский образ, освещенный лучами мирной жизни, и птицы, как символ надежды. Символ вечного круговорота и возрождения жизни.
Заключение
В ходе исследования я познакомился с творчеством многих художников того времени, к сожалению, имена многих остаются неизвестными. Тема войны отражена в огромном количестве художественных произведений. Мы постарались выполнить поставленные задачи исследования. Узнали, что многие писатели и художники сами были участниками военных событий, находились в боевом строю. С достоверностью можно утверждать, что картины, созданные во время войны правдивы, их можно считать источниками исторической информации. Искусство периода Великой войны несет в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей силы и патриотического воздействия. Фронтовая графика, акварельные наброски, созданные по следам военных событий, особенно ценны своей достоверностью. Об этом свидетельствуют зарисовки и наброски фронтовых художников. Если проанализировать произведения большинства художников, то можно создать настоящую художественную летопись Великой войны. Мы подчёркиваем, что это актуально и сейчас, в наши дни, когда возрос интерес к Великой войне, особенно среди молодежи.
Люди, родившиеся в мирное время, узнают об этом великом и трагическом времени из произведений литературы и искусства. А поэтому о них нужно говорить. «Сегодня у нас, потомков солдат той войны, появился шанс восстановить историческую справедливость. Как сказал Президент Владимир Путин, «люди, героически сражавшиеся на фронтах Первой мировой и отдавшие свои жизни за интересы России, не должны быть забыты»[3]
Саратов, несмотря на положение тылового города, внес существенный вклад в помощь фронту. Здесь формировались запасные воинские части, открывались лазареты и госпитали, саратовские заводы выполняли военные заказы, деревни направляли воюющей армии эшелоны продовольствия. Почти половина трудоспособного мужского населения встала под ружье.
В результате проекта появилась идея создания памятника героям-саратовцам, участникам Первой Мировой. В предложенном мною эскизе можно увидеть контуры карты Европы, где происходила война (из серого мрамора). В центре золоченый двуглавый орёл, из сердца которого вырывается пламя, как символ огня войны и символ памяти. Вокруг на каменном постаменте, как на погосте, лежат головные уборы воинских подразделений, винтовки и сабли погибших воинов. Подпись на памятнике гласит: «Честь и слава Саратовским воинам, погибшим в Первой Мировой войне». На обратной стороне мраморной плиты изображен герб Саратовской губернии и приспущенные флаги той войны, в верхней части плиты повторяется надпись.
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар
— Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.[4]
Список литературы:
1.«Художники в Первой мировой войне. В.А. Фаворский – М. В. Фаворская (Дервиз), И.С. Ефимов – Н.Я. Симонович-Ефимова. Письма»
2. Осоргин
3. Ахматова
4. Речь президента РФ Владимира Путина на церемонии открытии памятника героям Первой мировой войны на Поклонной горе -http://tvrain.ru/articles/rossija_vsegda_vystupala_za_krepkie_i_doveritelnye_otnoshenija_mezhdu_gosudarstvami_tak_bylo_i_nakanune_pervoj_mirovoj_rech_vladimira_putina_na_poklonnoj_gore-373426/?autoplay=false
Интернет-ресурсы:
http://sadservie.ru/history/in20th/471
http://vremenynet.ru/headings/?ELEMENT_ID=844&SECTION_ID=25
http://rexstar.ru/content/alb1472
http://gallery.crimea.ua/ru/painters.php?p=104&b=bio
http://rexstar.ru/content/alb402
http://sadservie.ru/history/in20th/481
[1] О
[2] 0
[4] АХМАТОВА
Знакомые следы
Рисуем "Ночь в лесу"
Ах эта снежная зима
Красочные картины Джастина Геффри
Три загадки Солнца