Размышления о добре и зле, о вечных проблемах предательства и прощения, о любви и вере. Путешествие по страницам вечной книге "Библии"
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty_avtosohranennyy.docx | 54.4 КБ |
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ОБРАЗЫ ИИСУСА ХРИСТА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ИСКУССТВЕ
Автор: Горбенко Владислав,
учащийся 10 класса
МОУ «СОШ п. Дубки»
Научный руководитель:
Спивак Елена Петровна,
учитель русского языка и
литературы
МОУ «СОШ п. Дубки»
Шахбазова Тамара Юрьевна,
учитель ИЗО
МОУ «СОШ п. Дубки»
Саратов 2014
Содержание
Образы Иисуса Христа и Иуды Искариота в изобразительном искусстве………………………………………………………………..стр.5
Глава 2.
Сюжет «Поцелуй Иуды» в изобразительном искусстве……………стр.8
Глава 3
Портрет. Творческая мастерская……………………………………стр.11
III. Заключение…………………………………………….стр.16
Литература…………………………………………………..стр.18
ВВЕДЕНИЕ
В жизни каждого человека наступает такое время, когда ему хочется разобраться в том, что происходит в мире и с людьми…
Сегодня наше искусство продолжает развиваться в новом интеллектуальном пространстве. Меняются люди, возвращаются забытые имена, человек опять говорит о таких понятиях как «добро», «милосердие», «человечность» . Мы всё чаще говорим о духовности, о духовном обновлении человека. И в этой работе мы будем говорить об очень важном, о Добре и Зле, о Совести и Вере, и мне очень хочется, чтобы ваши сердца забились чаще и отозвались добром.
Библейские темы господствовали в искусстве во все времена. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни. В этих темах и мы можем найти примеры из современной жизни : любовь и ненависть, верность и предательство, добро и зло. Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые разные человеческие чувства. И мы убеждаемся в этом, рассматривая картины художников разного времени, читая книги классиков и современников.
Гипотеза: Знакомство с основными художественными воплощениями евангельских сюжетов поможет осмыслить нравственные ориентации современного человека.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в данной работе являются библейские темы в изобразительном искусстве. Предмет исследования – образы Иисуса Христа и Иуды Искариота в изобразительном искусстве.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является выявление основных черт исследуемых библейских образов, рассмотрение символической функции образа Иуды в истории культуры и через сопоставление образов героев Евангелия рассмотреть проблему милосердия и справедливости.
Задачи исследования:
-проследить в исследуемых произведениях отношения между Иисусом и Иудой;
-определить, какие элементы Евангельской легенды об Иуде используют художники и писатели в своих произведениях;
-сопоставить библейский образ Иуды с литературным и живописным его воплощением в произведениях художников и писателей разных эпох;
-создать портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота.
Методы исследования:
- Теоретический - работа с первоисточниками, документами, (Поисковая работа)
- Метод анализа – анализ первоисточников, прочитанных статей, публикаций, произведений искусств(фресок, икон, картин)
- Практический – создание портретов на библейские сюжеты.
ГЛАВА 1
ОБРАЗЫ ИИСУСА ХРИСТА И ИУДЫ ИСКАРИОТА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Они рады бы отделиться друг от друга, но
терновый венец связывает их неразрывно
В.Л. Андреев
Библия – важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рубенса, Рембрандта, Джотто, Рублёва, Крамского, Сурикова, Иванова, Репина, Миронова, Ге.
Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в XVII-XVIII веках. В этих темах современные художники находят аналогии нашей жизни. Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые разные человеческие чувства.
Рассмотрим несколько произведений искусства и попытаемся понять, что же хотели сказать нам великие мастера.
Работа известного русского художника И.Н. Крамского «Христос в пустыне» произвела на меня сильное впечатление. И. Крамской был прекрасным живописцем, который обладал необыкновенной и уникальной интуицией. Эту картину нельзя назвать яркой и динамичной, скорее можно сказать, что она спокойна, от зрителя картина требует душевных размышлений, определений своих жизненных позиций. Эта картина захватывает легкостью и простотой изображения. Кажется, что она написана акварелью, но темный силуэт Христа и каменистая пустыня напоминает о тяжести раздумий. Ноги его босы, руки сцеплены между собой. Именно руки вместе с лицом Христа являются эмоциональным центром картины. Христос сохранил свою веру, вопреки всем страданиям, которые ему пришлось испытать.
Тайная вечеря - психологически напряженный, символически значимый сюжет Евангелия. Самый главный вопрос «Кто же предаст Христа?» получил в произведениях художников зрительное воплощение. На иконе А. Рублёва «Тайная вечеря» Иуда изображен в темно-синем хитоне, его фигура выглядит как темная масса. Зловещим, стремительным жестом правой руки он обмакивает хлеб в чашу, а правой опирается на стол («И вот рука предающего меня со мною за столом.»[1] ; «Тогда ученики озирались друг на друга; недоумевая, о ком он говорит»[2]). Жест Иуды передает его жадную хищность.
Анализируя картины И. Репина, понимаешь, что художника интересовала не только реальная жизнь и её образы, но и нравственная сторона жизни людей. Глядя на портретный образ Иуды, видишь вороватый взгляд человека, который что-то натворил. Он напуган, правая рука по-детски тянется к чуть приоткрытому рту, бронзовое лицо лишь немного выступает из чёрно-синей темноты. Плоскостное изображение плаща является антитезой лица и руки. Контрастное бронзовое лицо смотрящего с холста Иуды желает спрятаться в темноте ночи.
Центральное и все же самое малое место на полотне «Предательство Иуды» Андрея Николаевича Миронова отведено Иуде, - предателю явному, умом и сердцем предающему Господа. Мы видим печального Христа, который смиренно принимает свою судьбу и притворно опечаленного, с опаской смотрящего Иуды. Фигура Иисуса на картине изображена крупнее, чем образ Иуды. Один идёт на смерть ради человеколюбия, а другой пресмыкается и предает. На переднем плане фигура другого ученика Спасителя. Он убегает прочь, как и другие, бывшие с Господом, предавая страхом и малодушием. Справа – Петр. Он достает из ножен меч и полон решимости защищать учителя. Совсем скоро Петр предаст Христа и будет каяться в этом всю жизнь. Раскается и Иуда. За что же мы осуждаем Иуду и прославляем Петра?
Грех Иуды в том, что он, в отличие от Петра, не смог смирится с осознанием собственного ничтожества: «Разве я, Иуда, могу быть яко червь?» Гордыня – грех его. Умолкнет же осуждающий, но готовый скорей умереть, чем признать: «Я – червь, а не человек» (Пс. 21,7).
Художники разных эпох по-разному использовали цветовые решения, и здесь мы видим белую рубаху Христа, как символ чистоты и света, и темный плащ и шарф Иуды в тон лица.
Картина «Совесть» — единственная из картин Николая Ге последнего периода, на которой не изображен Христос. О содержании этой картины Н.Н. Ге рассказывает так: Иуда, предавши Христа, идет следом за толпой, уводящей его. Толпа идет скоро; ученики — Иоанн и Петр — бегут следом. Иуда идет медленно: и побежать не может, и совсем отстать тоже не может. Душа его разрывается. Он вдруг понял всю гнусность своего поступка и ужаснулся перед ним. Что делать? Куда идти? Вперед нельзя, назад — некуда. «Иуда настоящий предатель, — пишет Ге в одном из своих писем, — тихий, на вид спокойный, но потерявший спокойствие, потерявший то, чем жил, что любил. И отстать не может от него и быть с ним нельзя, — сам себя отрезал навсегда. Один выход такому мертвецу — умереть; он и умер».[3] На картине мы не видим лиц, но психологичность произведения от этого только усиливается. Одиноко стоящая, завернутая в плащ фигура, освещенная ярким лунным светом, полна тоски и одиночества. Удаляющиеся фигуры освещены теплым светом огня. Они уносят Христа. Какая пропасть разделяет Иуду от недавних единомышленников, ее не перейти никогда. Чернота ночи заполняет всё картину и отделяет Иуду от окружающего мира, нечестного, жалкого и одинокого.
ГЛАВА 2.
СЮЖЕТ «ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ» В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Один из вас предаст меня…
Осмысление евангельской истории очень актуально и в наши дни. Сопоставление разных образов, попытки разобраться в мотивах поступков героев помогают глубже понять краткую по объёму и бесконечную по содержанию великую книгу – Евангелие.
«Странная книга : её нельзя прочесть ; сколько не читай, всё кажется, не дочитал или что-то забыл, что-то не понял, а перечитаешь то же, и так без конца. Как ночное небо : чем больше смотришь, тем больше звёзд.»[4] Среди библейских апостолов Иуда — символ предательства, традиция нарицательности его имени существует около двух тысяч лет. Но это не мешает продолжать искать ответы на вопрос: почему Иуда предал Христа, из каких соображений? Что заставило его сделать это?
Один из 12 апостолов, Иуда, сын Симона, уроженец города Кериот – отсюда прозвище Искариот – предал своего учителя. С тех пор его имя и цена предательства - 30 сребренников - стали нарицательными, обозначающими зло(«Иудин грех») в одном из крайних проявлений. Мотивация предательства – одна из проблем, сотни лет волнующих читателей и интерпретаторов этого евангельского сюжета. «Этот несчастный по совершенно необъяснимым мотивам, предал своего учителя, дал все нужные указания и даже взялся быть проводником отряда, на который был возложен арест»[5],– пишет Ренан.
«Несчастный Иуда», «бедный Иуда» - в произведениях художественной культуры его не раз будут именовать именно так. Между тем, причины предательства «бедного Иуды» изложены в свидетельствах евангелистов достаточно четко и недвусмысленно. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам. И сказал: что дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его».[6] «Жадность была самой сильной страстью Иуды; общение с Иисусом не изменило его образ мыслей в лучшую сторону» - пишет Гегель.[7] «Они же, услышавши, обрадовались и обещали дать ему сребренники». «И вошел же сатана в Иуду».[8] По словам Иоанна, Иуда изначально был вором, и корыстью объясняются все его поступки. Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства?
Сюжет «Поцелуй Иуды» оказался одним из самых «востребованных» и значимых для художников. Обычный на востоке знак приветствия становится символом предательства. Поцелуй, выбранный Иудой как условный знак для воинов, был традиционным иудейским приветствием. Знаменательно, что еще в Ветхом Завете встречаются случаи целования перед предательством. Иисус не отвергает целования, зная все наперед, он кротостью своей и любовью вразумляет неверного ученика. Иудин поцелуй становится символом коварства и предательства, а имя Иуды – нарицательным. «…Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его…» Иисус кротко произносит: «Друг, для чего ты пришел?» [9]И гневно обличает: «Иуда, целованием ли ты предаешь Сына Человеческого?»[10]; «Иисус же , зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: «Кого ищете?».[11]
На протяжении столетий художники изображали столкновение добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия. В древнерусской иконописи образ Иуды встречается редко, в основном только в сюжете «Тайная вечеря», т.к. иконописцы не хотели осквернять себя изображением предателя. B иконописной традиции нечисть никогда не изображалась лицом, смотрящим на зрителя - только спиной или в профиль. Такая же участь ожидала Иуду - мы нигде не встретимся c ним взглядом. Таким он и останется в живописи. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком. На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова.
Сцена поцелуя Иуды часто встречается также в более поздней живописи Нового времени. Христос у Глазунова — с голубыми глазами, русыми волосами, непостижимый и поражающий. Он в произведениях художника — Спаситель и Утешитель Мира. Бесспорно, что Образ Христа — это Образ Православия, которое создало понятие Святой Руси. "Поцелуй Иуды" решен Глазуновым как великая космическая трагедия зла. « Духовно шла невидимая борьба Света против тьмы… Христос не хотел гибели Своего предателя... Христос боролся с Иудой – из-за Иуды... но Иуда в своей ненависти к Христу отверг сознательно свое спасение... И вышел предатель, как друг...
И, как друг, целованием предал Христа...» [12]
ГЛАВА 3.
ПОРТРЕТ. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Беги, предатель, от людей
И знай: нигде душе твоей
Ты не найдешь успокоенья:
Где б ни был ты, везде с тобой
Пойдет твой призрак роковой
Залогом мук и осужденья.
С.Я. Надсон. Иуда. 1879 г.
Как удивительно не похожи люди друг на друга! Вроде устроены все одинаково - глаза, нос, губы, а всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальности! Особый путь жизни каждого человека оставляет след в его облике. Я спрашиваю себя: « Как мог выглядеть Иуда Искариот, человек, воплотивший зло?» В изобразительном искусстве трактовка образа совпадает с библейской, а вот читая произведения художественной литературы, встречаешь интересные авторские видения этого образа. Например, в рассказе Л.Андреева «Иуда Искариот» Иуда выделяется на фоне других учеников даже внешне. Сразу же бросается в глаза его череп, лицо: «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки…На другой не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый товарищ, не верилось в его полную слепоту».[13]
Проживая с героями произведения часть их жизни, вникая в суть вопросов, волнующих их, проникая в их внутренний мир, понимаешь, что не менее важно передать особенности их поведения, манеру держать себя, темперамент. Ещё глубже лежит сходство внутреннее, то есть характера человека - властного или вдумчивого, робкого или деятельного. И этот человек радуется и грустит, любит и ненавидит… То есть ещё существует мир чувств этого человека. Стремясь раскрыть его образ, художник говорит о себе. Язык изобразительного искусства организуется чувством художника, ритмом его эмоции, и он строит свой образ, стремиться воплотить свои представления и находит нужные средства выразительности. В каждом образе можно увидеть идеалы эпохи, понимание окружающего мира, характер жизни. Само слово «портрет» произошло от латинского слова. Его можно перевести как «извлечение сущности». Портрет- образ определенного реального человека. Смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделённой индивидуальными качествами. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя, как когда-то открыл для себя своего Иуду Л.Андреев.
Портрет Иуды. Создавая портрет Иуды, я решил использовать технику гризайль. Это одна из разновидностей рисунка кистью, монохромная живопись в сером тоне, часто встречаемая у старых мастеров. Техника гризайль отличается особой тонкостью исполнения. Для рисунка кистью выбирается белая или тонированная бумага. Старые мастера рисовали кистью, используя чернила разбавленные водой и коричневые красители. Для создания образа на рисунке я выбрал акварель и тушь. Известны многочисленные эскизы и рисунки на библейские сюжеты, выполненные Паоло Веронезе, Рембрандтом, А.А. Ивановым, И.Н. Крамским и д.р. Обычно на портретах лицо бывает представлено в одном ракурсе, но можно добиться поразительных результатов комбинируя ракурсы. Этот прием использовали многие художники Марк Шагал, Пабло Пикассо мы видим одновременно профиль и часть фаса. Этот прием называется комбинированный ракурс. Я знаю о законах симметрии, законах перспективы и конструкции головы. Голова ,средоточие духовных сил человека, она является самой выразительной и самой многозначной частью. И на первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим её именно как пространственную форму - как конструкцию. Все пространственные формы, как мы знаем, сводятся к простым геометрическим телам. В объёме голова напоминает форму яйца и состоит из двух частей - лицевой части и черепной. Лицевую часть на две части делит линия симметрии. Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека, то прежде всего мы видим глаза, поэтому в рисунке очень важно правильно определить их место. Пропорции - это соотношения величин частей, составляющих одно целое. Но я решил в создании образа Иуды отойти от правил гармонии и создать свой образ. Тонируя лист , я получил интересный результат, в дальнейшем потеки и трещины, получившиеся на бумаге, были использованы мною для создания образа. Используя оттенки серого цвета, я проработал лицо, волосы и глаза. Один глаз Иуды как будто смотрит на вас и в тоже время - как будто в пустоту, он мертв, другой – живой и задумчивый. Одна половина лица навеки застыла от осознания зла, содеянного им, другая мучается от понимания, что обратной дороги нет, что ты предатель, что твои руки обагрены кровью. Более темные цвета: коричневый, черный – помогли передать трагичность образа.
«Сурова и мрачна фигура Иуды – весь он, как черная тень…», - пишет М.Е. Салтыков - Щедрин, увидев картину Н.Н. Ге «Тайная вечеря». - Иуда удаляется; от всей его фигуры веет холодом и непреклонной решимостью. Он уж стал на ту точку, когда оставляемый мир не шевелит ни одной струны в его сердце. То, что еще недавно было предметом глубокой внутренней борьбы и мучительных колебаний, в настоящую минуту уже не представляет никаких сомнений…»[14]
Я согласен с утверждением, что через внешний облик можно передать духовную сущность человека. Создавая рисунок «Поцелуй Иуды», я хотел показать внутренний мир изображаемых мною героев. В рисунке важна каждая деталь: от взгляда до соприкосновения.
«Он [Фома] внимательно разглядывал Христа и Иуду, сидевших рядом, и эта странная близость божественной красоты и чудовищного безобразия, человека с кротким взором и осьминога с тускло-жадными глазами угнетала его ум, как неразрешимая загадка.»[15]
Посмотрите, какое огромное значение в создании портрета играют глаза. Все понимающие глаза Иисуса, он всё понял и простил, сколько в них скорби, но нет укора. В глазах же Иуды застыл немой вопрос: «Правильно ли я поступаю ?» Через несколько дней он раскается, бросит в лицо первосвященникам их страшную плату за предательство, но время вспять повернуть нельзя. Так и останутся они в сердцах людей: один - как светлый образ человечности, всепрощения и доброты, другой – как темная, страшная сторона человеческих помыслов, как предательство и вероломство. Образ Иуды дан в темных тонах, как противопоставление светлому образу Христа. Размытые красные пятна на рисунке как образ пролитой крови, этого ещё не произошло, но поцелуй уже навсегда разлучил их, Спасителя и его ученика.
Раскаяние, борение с самим собой, душевные муки - как их изобразить?
Созданный графическими средствами портрет дает нам возможность более быстрыми в исполнении средствами передать характерные черты человека и его индивидуальность, одухотворенность, движения его души. Особенность графического рисунка в том, что он предстаёт в непосредственном общении. Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Условность и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное. Они показывают нам неисчерпаемость выразительных возможностей графики и неистощимое богатство индивидуальности человека, неповторимость каждого момента жизни.
Старые мастера придавали графическому рисунку огромное значение.
Микеланджело считал, что рисунок «источник и душа всех видов живописи» Серов говорил: « не умеющий рисовать не будет и писать как следует».[16] Главное выразительное средство графического рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает тонкой, изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной. Рассматривая картины художников Леонардо, Рубенса, Рембрандта, Караваджо, Гойи, я обратил внимание, как изменяется образ человека при различном освещении. Создавая графический рисунок, я решил использовать боковое освещение. Боковой свет выявляет форму объем и глубину пространства – изображаемый образ при этом предстает перед нами наиболее полно. При изменении освещения меняется и восприятие изображаемого образа. Освещение – важнейшее средство выразительности при создании художественного образа не только в живописи, но и графике. Пастель является одним из графических материалов. Она может быть как дополнительным материалом к рисунку, так и основным. Для работы пастелью необходима особая шероховатая бумага, в старину ее обрабатывали специальным составом, чтоб удержать пигментный материал. Для создания трагичности я выбрал синий цвет ночи. Работая над образом природы, я использовал разные варианты линий, создавая листву и кору деревьев. Контрастные цвета бело-желтый и синий создают эмоциональный момент трагедии. Стоящий на коленях Иуда с кричащим ужасом смотрит на сияющий крест. Трагедия свершилась. Изображая фигуру Иуды, я хотел передать испуг и отчаяние, и поэтому использовал черный цвет. Линии и штрихи, переплетаясь, создали образ. Фигура Христа, расположенная на дальнем плане, даже после смерти несет свет и благодать предателю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что выберет человечество через тысячелетия, какие нравственные ценности: зло или добро, веру или истину, власть или свободу? Изменится ли мир? Люди? Л. Андреев писал: «Как всегда, я только ставлю вопросы, но ответы на них не даю...»[17]. Так и жизнь, она ставит перед нами вопросы, которые мы должны решать самостоятельно. Существуют ли какие-то неизменные нравственные критерии, или человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Два человека – Иисус Христос и Иуда Искариот стали в свое время действующими лицами мировой драмы. Их облик, характер и судьбы по-разному изображались мыслителями, писателями, художниками на протяжении двух тысячелетий. Мы познакомились лишь c некоторыми произведениями живописи и литературы, раскрывающими образы Иисуса Христа и Иуды Искариота. Но и они позволяют понять, что обращение к Великой книге, к библейским сюжетам дает человеку целую палитру взглядов, мнений на один и тот же материал. Каждая эпоха, каждое поколение ищет и находит свое, либо дает собственную версию событий, бывших две тысячи лет назад.
Работая над портретом Иуды, я хотел показать, что в любом человеке живет добро и зло. И только от нас будет зависеть, что возобладает. Портреты говорят о многом: с одной стороны- какой ужас и страх испытывает Иуда от содеянного, а с другой стороны- его заблудшая душа еще не потеряла человеческого облика и сострадания. Потеки на листе бумаги говорят о нервном напряжении, о мучениях этого человека. И все –таки это человек, человек, в душе которого просыпается совесть, его нравственные муки так велики, что он не может жить.
«Выйдя из храма, он швырнул сребреники на пол. Иуда остался наедине с приговором, вынесенным его разочарованной и обманутой душой. Его охватило глубочайшее отчаяние и безысходность.» [18]
И нам теперь вести эту духовную борьбу Света против тьмы, нам восстанавливать пошатнувшиеся нравственные устои, нам говорить о добре и зле . А еще - почаще заглядывать друг другу в глаза, читать в душах своих друзей, понимать своих близких, одним словом, жить так, как жил Спаситель…
Все люди, как книги, и мы их читаем,
Кого-то за месяц, кого-то за два.
Кого-то спустя лишь года понимаем,
Кого-то прочесть не дано никогда.
Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,
А жизнь человека- вечный урок.
Ничто не поверхностно и не случайно,
Попробуйте только взглянуть между строк...[19]
Список литературы:
Новый завет:
Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 22:21, ст. 271., гл. 22:3-6, ст. 270., гл. 22:48, ст. 274.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
Новый завет. Евангелие от Иоанна, гл. 13, ст. 341-342., гл. 18:4, ст. 355.- Изд.С.Е., 2007.
Новый завет. Евангелие от Матфея, гл. 26:14-16, ст.95., гл. 48-50, ст.98.- Изд.С.Е., 2007.
Монографии:
Ге Н.Н. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М., 1978.
Мережковский Д.С. Собр. соч. Иисус Неизвестный. М., 1996;
Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.: «Вся Москва», 1990.
Гегель Г.В. Жизнь Иисуса. Философия религии: 2т., М., 1975.
Андреев Л.Н. Иуда Искариот// Проза. – М.: Издательство АСТ, 2003
Гере Д. Рисунки старых мастеров. Римский маньеризм. М.: Изобразительное искусство, 1985
Материалы и техники рисунка. Под редакцией Королёва В.А. М.: Изобразительное искусство, 1984, стр. 48-78
Рублёв А. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М.: Изобразительное искусство. 1983
Крамской И. Из собрания Гос. Тр. галереи. М.: Изоб. искусство. 1983
Статьи и разделы в монографиях:
Салтыков –Щедрин М.Е. Наша общественная жизнь // Н.Н.Ге. Мир художника. Статьи, письма, критика. Воспоминания современников. М.,1978.
Русские писатели: библиографический словарь: В 2 т. / под ред. П.А. Николаева. - М: Просвещение, 1990.
Интернет-ресурсы:
Н. Смирнова. Иуда // http://uhendus-kristuses.com/publ/dm/solnce_zhizni/iuda/17-1-0-490
http://www.websib.ru/fio/class1/slovarik98/risunok.htm (Словарик по искусству)
Елера. http://www.diary.ru/~niceworld/p45315235.htm
[1] Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 22:21, ст. 271.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[2] Новый завет. Евангелие от Иоанна, гл. 13, ст. 341-342.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[3] Ге Н.Н. Письма. Статьи. Критика. Воспоминания современников. М., 1978.
[4] Мережковский Д.С. Собр. соч. Иисус Неизвестный. М., 1996;
[5] Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М.: «Вся Москва», 1990.
[6] Новый завет. Евангелие от Матфея, гл. 26:14-16, ст.95.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[7] Гегель Г.В. Жизнь Иисуса. Философия религии: 2т., М., 1975.
[8] Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 22:3-6, ст. 270.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[9] Новый завет. Евангелие от Матфея, гл. 48-50, ст.98.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[10] Новый завет. Евангелие от Луки, гл. 22:48, ст. 274.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[11] Новый завет. Евангелие от Иоанна, гл. 18:4, ст. 355.- Издательство Саратовской Епархии, 2007.
[12] Н. Смирнова. Иуда // http://uhendus-kristuses.com/publ/dm/solnce_zhizni/iuda/17-1-0-490
[13] Андреев Л.Н. Иуда Искариот// Проза. – М.: Издательство АСТ, 2003
[14] Салтыков –Щедрин М.Е. Наша общественная жизнь // Н.Н.Ге. Мир художника. Статьи, письма, критика. Воспоминания современников. М.,1978.
[15] Андреев Л.Н. Иуда Искариот// Проза. – М.: Издательство АСТ, 2003
[16] http://www.websib.ru/fio/class1/slovarik98/risunok.htm (Словарик по искусству)
[17] Русские писатели: библиографический словарь: В 2 т. / под ред. П.А. Николаева. - М: Просвещение, 1990.
[18] Андреев Л.Н. Иуда Искариот// Проза. – М.: Издательство АСТ, 2003
[19] Елера. http://www.diary.ru/~niceworld/p45315235.htm
Соленая снежинка
Каргопольская игрушка
О чем поет Шотландская волынка?
Яблоко
Ребята и утята