Ученица доступно, наглядно и интересно показывает историю развития фантастики как вида литературы с древних времён до наших дней.
Вложение | Размер |
---|---|
fantastika_prezentatsiya.pptx | 1.61 МБ |
Слайд 1
История фантастики Подготовила Чусовитина Варвара 7-1 классСлайд 2
Фантастика – это жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства , характеризуемый использованием фантастического допущения , «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей, изображении странного и неправдоподобного. Элементы фантастики присущи таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, легенда, утопия, сатира. Фантастическое допущение , или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения .
Слайд 3
Классификация фантастики — это сложный и спорный момент в фантастиковедении . Общепринятая классификация фантастики в настоящее время отсутствует. Проблема классификации связана с нечеткостью самого термина фантастика. Существует два подхода к определению фантастики. Первый подход заключается в том, что фантастику определяют жанром литературы и искусства. Второй подход называет фантастику художественным приемом в литературе и искусстве. Ряд исследователей пытается объединить оба подхода. Базовая классификация фантастики Самой простой и ранний вариант классификации сводит все многообразие фантастики к двум видам: «научной» (англ. science fiction ) и «чистой» (англ. fantasy ). Эти два типа художественного вымысла различаются по способу пересоздания реальности. Е. Ковтун, в свою очередь, противопоставляет жанру фэнтези не научную фантастику, но рациональную, включающую, помимо научной фантастики (её иногда называют научно-технической или твёрдой) — социальную и другие разновидности жанра. Татьяна Чернышёва рассматривала фэнтези и ужасов ( хоррора ) как повествование сказочного типа, а научную фантастику — как повествование об удивительном и необычном. Нередко встречается синтез рациональной/научной фантастики и фэнтези
Слайд 4
История фантастики Истоки фантастики Фантастика выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности (древнейшие мифы по существу нефантастичны). Первобытное миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются, и эта смесь сугубо фантастична. Х арактерным признаком вторжения реализма в миф служит появление «фантастических существ» (божеств, сочетающих звериные и человеческие черты, кентавров и т. п .) . Первичные жанры фантастики , утопия и фантастическое путешествие, были ещё и древнейшими формами повествования как такового, в первую очередь в «Одиссее» Гомера . Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западноевропейской фантастики. «Метаморфозы» Апулея — античная социальная фантастика. Византийская мозаика V века.
Слайд 5
Фантастика в средневековой литературе Фантастическое воображение под знаком «эстетики чудесного» было основой средневекового рыцарского эпоса. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого . О ни составляют особую эпоху в развитии фантастики. Король Артур, главный герой британских рыцарских романов
Слайд 6
Фантастика в эпоху Возрождения Развитие фантастики в период Ренессанса завершают « Дон Кихот » М. Сервантеса — пародия на фантастику рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и « Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали фантастику религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской фантастики — «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Дж. Мильтона — основаны на апокрифах « Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле
Слайд 7
К концу XVII века маньеризм и барокко сменил классицизм, по своей сути чуждый фантастике: его обращение к мифу полностью рационалистично . В романах XVII—XVIII веков мотивы и образы фантастики используются для осложнения интриги. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта фантастика в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологической сатире. «Путешествия Гулливера» — фантастическая сатира XVIII в. Фантастика в XVII и XVIII веке
Слайд 8
Стремясь обогатить ресурсы фантастики, немецкие романтики обратились к её первоисточникам — собрали и обработали волшебные сказки и легенды («Народные сказки Петера Лебрехта », 1797, в обработке Тика «Детские и семейные сказки» (1812—1814) и «Немецкие предания» (1816—1818) братья Гримм). Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской фантастике. Классический его образец — сказки Х . К. Андерсена . Гёте в своем произведении «Фауст» использует традиционно-фантастический мотив продажи души дьяволу. Сказка «Оле Лукойе » Г. Х. Андерсена Фантастика в романтизме
Слайд 9
В России романтическая фантастика представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского. К фантастике обращались А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины («Вечера на хуторе близ Диканьки»,«Страшная месть», « Вий »). Готическую традицию фантастики развивает Э. А. По («Падение дома Ашеров », «Колодец и маятник»). И он же предвосхитил некоторыми своими произведениями появление новой отрасли фантастики — научной фантастики. Поэма «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина Фантастика в романтизме
Слайд 10
Фантастика в реализме В эпоху реализма фантастика опять оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась для сатирических и утопических целей (как в рассказах Достоевского «Бобок» и «Сон смешного человека»). В это же время зарождается собственно научная фантастика, которая в творчестве Ж. Верна («Пять недель на воздушном шаре», «Путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Двадцать тысяч льё под водой», «Таинственный остров») и выдающегося реалиста Г. Уэллса («Война миров», «Война в воздухе») принципиально обособляется от общефантастической традиции; она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя. «Пять недель на воздушном шаре» Ж. Верн
Слайд 11
Возрождение интереса к фантастике в конце XIX века Интерес к фантастике как таковой возрождается к концу XIX века у писателей разных жанров. Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, А. Милна ; А. Н. Толстого («Золотой ключик»), Н. Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин. Германию этого периода представляет Курд Лассвиц, после него можно говорить о немецкой научной фантастике. Иллюстрация сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»
Слайд 12
Начало XX в. Первая половина XX века ознаменовалась расцветом научной фантастики. Ключевой фигурой этого жанра стал англичанин Герберт Уэллс , книги которого (« Машина Времени», «Война миров», «Когда Спящий проснётся», «Человек-невидимка») послужили основой для множества подражаний. Научная фантастика в этот период стремилась «предсказать», предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг НФ часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. Период , приблизительно охватывающий промежуток с конца 30-х годов и до 50-х годов XX века, когда жанр научной фантастики становится очень популярным в англоязычных странах, когда были впервые изданы многие классические произведения жанра, называют Золотым веком научной фантастики. «Человек-невидимка» Г. Уэллса
Слайд 13
«Хроники Нарнии » Клайва С. Льюиса «Властелин колец» Дж. Толкина Первые значительные произведения современной фантастики — выходят из под пера Джона Р. Р. Толкина (« Хоббит », «Властелин Колец»), Клайва С. Льюиса («Хроники Нарнии »). Помимо этого, в западной литературе начала XX века богато представлена литература ужасов . Пионером кинофантастики был французский режиссёр Жорж Мельес , который в конце XIX — начале XX века снял ряд фантастических фильмов, в том числе знаменитое «Путешествие на Луну». Большое развитие фантастика получила в немецком кинематографе 1920-х. Начало XX в.
Слайд 14
В СССР самыми видными последователями Уэллса были Михаил Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Александр Беляев («Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Голова профессора Доуэля »), А. Н. Толстой («Гиперболоид инженера Гарина», « Аэлита ») и Владимир Обручев(«Земля Санникова», «Плутония»). В романе Михаила Булгакова («Мастер и Маргарита») предвосхищаются основные черты магического реализма. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» «Человек-амфибия» А. Беляева
Слайд 15
Вторая половина XX в. В середине XX века традиционная НФ выродилась в развлекательный жанр «космическая опера». Новое поколение авторов НФ постепенно разочаровалось в предвосхищении прогресса. Все чаще в антураже НФ публикуются антиутопии-предупреждения, социальная сатира. Психологические и социальные драмы лежат в основе фантастики писателей третьей четверти XX в: Рея Брэдбери , , Филипа К. Дика, Айзека Азимова. Разочарование в прогрессе и науке дало толчок «литературе побега», фантастике, не связанной с реальностью. Вторая половина XX в. переживает бум фэнтези . Вослед Говарду и Толкину появляется множество писателей, чье творчество основано на мифологии, мистике, средневековой романтике. Следует отметить жанр юмористической фантастики, развившейся во второй половине XX века. Признанный мастер таких произведений — Шекли, например, «Кое-что задаром», «Рейс молочного фургона», «Билет на планету Транай ». Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Слайд 16
Конец XX — начало XXI в В конце ХХ - начале ХХI века классическая научная фантастика начала уступать в популярности фэнтези , стимпанку и мистическим триллерам. Широкий коммерческий успех имеют «Гарри Поттер » Джоан Роулинг , в России — «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Бум переживают сперва настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике. Фантастические вселенные — часть популярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах. На изломе тысячелетия социальные и философские проблемы в фантастике изживают себя повторениями и начинают уступать место экспериментам со стилем. Дж. Роулинг , «Гарри Поттер »
Слайд 17
Благодарю за внимание!
Спасибо тебе, дедушка!
Сказка на ночь про Снеговика
Как нарисовать китайскую розу
Весенняя сказка
Калитка в сад