Материал представлен в ввиде ответов на задания: найти фразеологизмы в тексте, придумай лингвистическую сказку.
Вложение | Размер |
---|---|
Текстовый документ | 40 КБ |
Районный познавательно-творческий проект «Юный эрудит»
Конкурс «В океане слов»
Этап 5. «Путешествие к словам и выражениям с «крыльями».
Команда «Колумбы русского языка»
Класс – 2 «А», 2 «Б» МБОУ СОШ № 72
Руководитель: Догадаева Анна Анатольевна
1-е задание «Пословицы, поговорки, фразеологизмы в произведениях детской художественной литературы».
«ДВА МОРОЗА» Русская народная сказка
… А он закончил дрова рубить и давай меня поленом из полушубка выколачивать. Бил – бил, колотил – колотил, я еле ноги унёс, до сих пор бока болят. Покачал головой Мороз – Синий нос и говорит:
- Э, молод ты, брат, и глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет (фразеологизм и пословица).
«ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ» Е. Пермяк
… Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше» (пословицы).
«ЩУКА И КОТ» И. Крылов
Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ее лукавый мучил
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял ее с собой он на охоту
Мышей в амбаре половить.
"Да полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? -
Стал Щуке Васька говорить. -
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говорится,
Что дело мастера боится.
3-е задание «Лингвистическая шутка, лингвистическая сказка, рассказ».
Жил на свете мальчик Петя. Очень любил играть в футбол и ходил в школу во 2 класс. Но, в футбол он играл хорошо, а русский язык ему давался плохо.
Вот однажды Петя заигрался во дворе и забыл выучить правило «Правописание суффиксов – ик – ек -» и, конечно, на уроке русского языка получил двойку. Очень переживал мальчик. Даже, когда лег спать не мог уснуть, а, уснувши, увидел сон.
Попал Петя в Школьное царство, в русскоязычное государство за высокие стены и не выбраться ему. На воротах около замка висела записка: «Откроется замоч_к, если правильно вставишь нужную букву». Вот когда пожалел Петя, что не знает правило. Пошел куда глаза глядят, искать себе помощника. Долго ли коротко шел он, пока не встретил маленького человечка. Пригляделся, а это суффикс «ик». Обрадовался мальчик и обратился к человечку о помощи, а тот и говорит:
- Скучно у нас в городке. Покажи нам какую–нибудь игру, тогда помогу.
Согласился Петя и предложил играть в футбол. Сбежались все суффиксы, приставки, корни, окончания. Разделились на две команды. Петя играл за суффиксы и они, конечно, победили. «Ик» сказал, что они с Петей сейчас «друзья не разлей вода».
- Спасибо тебе, Петя.
А, Петя спрашивает:
- Я почему – то не вижу твоего брата суффикса «ек».
- А, он у нас стеснительный, часто прячется. Кстати, это поможет тебе запомнить правило. Начнем обучение. Что ты видишь перед собой, Петя?
- «Домик».
- Какой суффикс слышишь?
- «Ик».
- А, теперь закрой глаза. Видишь домик?
- Нет домика.
- А, суффикс изменился?
- Нет.
- Значит, в слове «домик» пиши суффикс «ик».
- А, когда же писать «ек»?
- В этом нам поможет мой брат. Пошли его искать. Нашли они его в своем огороде.
- Здравствуй, ЕК! – сказали друзья. А «ек» сразу покраснел как рак от стеснения.
- Пожалуйста, помогите мне попасть домой. Только вы это можете. Научите меня правильно написать слово «замочек».
- Это же очень просто. Если гласный звук в суффиксе исчезает при изменении слова, то значит вспоминай меня «ек». Например: есть кармашек – нет кармашка; есть орешек – нет орешка.
- Я понял. Есть замочек - нет замочка. Гласный звук исчез, значит, в слове «замочек» пишется суффикс «ек». Спасибооооо!
Петя проснулся у себя дома. В этот же день за слова с суффиксами «ик» и «ек» получил пятерку. И тогда он понял: «Учение — путь к умению».
4-е задание «Фразеологизмы в стихотворении».
Как работает слово
В. Суслова
Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда.
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло.
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит ли воду в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы в праве сказать наперёд:
Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идёт, –
Под камень лежачий вода не течёт.
Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую?.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи говорим, не жалея труда,
Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!»
Компас своими руками
Как нарисовать китайскую розу
Чья проталина?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Твёрдое - мягкое