Целью исследования является рассмотрение пейзажных зарисовок в поэме «Мороз, Красный нос», что, в свою очередь, предполагает уяснение целого ряда вопросов, а именно:
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема отношения человека и природы остаётся одной из важнейших.
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_v_poeme_nekrasova.docx | 30.44 КБ |
Предметом настоящего исследования является изучение пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос».
Николай Алексеевич Некрасов вошёл в историю русской литературы прежде всего как поэт народной судьбы. В центре внимание поэта – судьба народа, его страдания, мечты о свободной жизни. Это направление в лирике и поэмах Некрасова преобладающее. Вместе с тем Некрасов был ещё и тончайшим лириком, мастером в воспроизведении русского пейзажа. Строго говоря, у Некрасова нет чисто пейзажных стихотворений, в которых природа была бы главным и единственным предметом изображения. Но в его лирике нередки картины природы. Обращаясь к разным сторонам человеческого существования – любви, рождению, смерти, поэт включает их в общий поток естественных, природных явлений.
Немалую роль играет пейзаж и в поэме «Мороз, Красный нос» (1863 г.)
Целью нашего исследования является рассмотрение пейзажных зарисовок в поэме «Мороз, Красный нос», что, в свою очередь, предполагает уяснение целого ряда вопросов, а именно:
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что проблема отношения человека и природы остаётся одной из важнейших.
Роль пейзажа в поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Природа, её красота являлись источником вдохновения для великих мастеров слова.
Изображение природы в литературном произведении называют пейзажем.
Само слово «пейзаж» французское по происхождению (paysage, от pays – страна, местность).
В литературоведении термин «пейзаж» понимается неоднозначно.
В. И. Даль предполагает единственное определение: «пейзаж – ландшафт, видопись, картина местности, вид природы, сельский вид.¹
Современные словари предполагают два толкования термина:
С. И. Ожегов.²
2) изображение природы в искусстве ³(И. В. Лехина, С. М. Локшина); у Ожегова – «рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении»².
Похожее определение дают В. И. Новиков и Е. А. Шкловский («изображение природы в литературном произведении»)4.
В нашей работе мы будем придерживаться второго толкования термина «пейзаж».
Итак, не все исследователи единодушны в определении предмета пейзажа. Наиболее полное толкование термина, на наш взгляд, предложено В. И. Новиковым и Е. А. Шкловским.
¹ Даль В. И. Пейзаж//Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С. 27
² Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Пейзаж//Толковый словарь русского языка. М., 1993, с. 511
³ Лехина И. В., Локшина С. М., Петрова Ф. Н. Пейзаж// Словарь иностранных слов. М. 1964. С. 483
4 Новиков В. И., Шкловский Е. А. Пейзаж// Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998. С. 196-198
Центральное событие «Мороза…» – смерть крестьянина. Действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи.
Первая часть этого двухчастного произведения посвящена смерти крестьянина. Две первые зарисовки (мать-старуха, понукая Савраску, везёт на дровнях покрытый рогожей гроб; жена крестьянина рыдает, словно зарядивший дождь) уже вводят нас в горестную жизнь деревенской женщины. Вся обстановка (картины природы, крестьянского быта) словно бы опечалена, смерть Прокла на всё наложила печать:
Савраска увяз в половине сугроба –
Две пары промёрзших лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней (т. 4, 78).
В первой части можно найти ещё несколько таких печальных деталей, например:
Как саваном, снегом одета
Избушка в деревне стоит (т. 4, 79)
Саван – длинная рубаха из беленого холста, в которой хоронили умершего. Снег, как саван, окутал избу, куда пришла смерть. Кажется, что вся природа скорбит, жалуется и тоскует вместе с Дарьей. Переживания человека окрашивают всю окружающее, и природа наделяется человеческими чувствами и мыслями. Вот старик отец возвращается с кладбища, где он вырыл могилу сыну:
Пошёл… по дороге шагает…
Нет солнца, луна не взошла…
Как будто весь мир умирает:
Затишье, снежок, полумгла… (т. 4, 83).
А картина похорон начинается с изображения утренней непогоды:
Сурово метелица выла
И снегом кидала в окно… (т. 4, 87).
Мы смотрим на мир глазами поэта, который скорбит вместе с Дарьей, стариками родителями и всеми крестьянами деревни.
Дарья – центральная героиня поэмы; вторая часть рассказа посвящена рассказу о её трагической судьбе. Героиня вынуждена отправиться в лес за дровами, где станет жертвой сурового Мороза.
Человек по-разному видит природу в зависимости от того, как складывается его жизнь. Мир природы сам по себе не зол и не добр. Но человек всей своей жизнью связан с природой, он олицетворяет природу, как бы наделяет её своими мыслями и чувствами, видит её то доброй, то злой. Вся вторая часть поэмы рисует отношение человека к природе и открывает много важных тайн.
В лесу, куда входит Дарья, покой кажется мёртвым, могильным, потому что и автор, и его героиня, и мы, читатели, – все находятся под впечатлением похорон Прокла. Но поэт хочет, чтобы мы вдумались глубже в текст и поняли, что лес не скорбит и не угрожает: он безучастен к тому, что происходит с людьми, его не могут тронуть заунывные песни и «глухой, сокрушительный вой» вдовы:
Осилило Дарьюшку горе,
И лес безучастно внимал,
Как стоны лились на просторе
И голос рвался и дрожал,
И солнце, кругло и бездушно,
Как жёлтое око совы,
Глядело с небес равнодушно
На тяжкие муки вдовы (т. 4, 92).
Слёзы Дарьи в глуши леса не вызывают сочувствия в природе. Так у Некрасова возникает мотив равнодушной природы. Природа равнодушна к человеку одинокому, обездоленному, беззащитному.
Не всегда щедрая мать-природа осыпает человека своими благами. И поэт рисует Мороза, это олицетворение прекрасной, но суровой и безжалостной русской зимы:
Богат я, казны не считаю,
А все не скудеет добро;
Я царство свое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро (т. 4, 104).
При всей своей сказочности и солнечности Мороз выполняет в поэме роль грозной силы, оказывающейся ещё одним злом в судьбе крестьянки:
А Дарья стояла и стыла
В своём заколдованном сне… (т. 4, 109).
Чем прекраснее царство Мороза и проявление его колдовской силы, тем очевиднее замерзание героини, тем трагичнее финал поэмы. Но сливаясь с миром природы, Дарья освобождается от своих несчастий.
Заключение
Произведение Н. А. Некрасова проникнуто чувством любви к русскому народу и к родной земле. Одинаково любит он эту землю, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам. Пейзажу в поэме отводится едва ли не главная роль.
Список использованной литературы
Художественные тексты
Энциклопедические и справочные издания
Научно-критическая литература
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Неньютоновская жидкость
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Злая мать и добрая тётя
Солнечная система. Взгляд со стороны