Стрессы, срывы, страхи, неуверенность в себе, заниженная самооценка - это только маленький перечень всего того что сопровождает каждого человека почти с детства. На что перекинуть свой гнев? Как выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями? Как поднять свою самооценку? Есть ли какие-то методы борьбы, лечения и профилактики с такими явлениями, особенно если это касается детей и подростков?
Оказывется есть - арт-терапия, и одно из ее направлений это ИЗОТЕРАПИЯ.
Вложение | Размер |
---|---|
Работа направлена на исследование литературы, посвященной теме «изотерапия» | 671 КБ |
презентация к презентации "Изотерапия" | 991.7 КБ |
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
Октябрьский район, г. п. Талинка,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя Казенная общеобразовательная школа №7»
Х районная научная конференция
молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Исследование темы:
«Изотерапия»
Секция 4А
Культурология и психология
Автор:
Кретова Яна Олеговна
ученица 9б класса муниципального
казенного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Научный руководитель:
Пятаченко Дилара Асраровна
Учитель ИЗО и черчения муниципального
казенного общеобразовательного
учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №7»
2012год
X районная научная конференция молодых исследователей научно-социальной
программы «Шаг в будущее»
Исследование темы: «Изотерапия»
Кретова Яна Олеговна ученица 9 «Б» класса Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Октябрьский район, г. п. Талинка, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Аннотация
Стрессы, срывы, страхи, неуверенность в себе, заниженная самооценка - это только
маленький перечень всего того что сопровождает каждого человека почти с детства. Маленькие болячки с возрастом становятся серьезнее и опаснее. На что перекинуть свой гнев? Как выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями? Как поднять свою самооценку? Есть ли какие-то методы борьбы, лечения и профилактики с такими явлениями, особенно если это касается детей и подростков? Оказывается, все это есть. И лечится оно не таблетками и уколами, а через игру и творчество. Лечение такое называется арт - терапия и как одно из ее основных направлений- это изотерапия. Что это за техника? Кто и как с ней работает?
Работа направлена на исследование литературы, посвященной теме «изотерапия», общественного мнения, учащихся МКОУ «СОШ №7», для того, чтобы найти ответы на все вопросы и сделать соответствующие выводы.
Работа предназначена для информации подросткам, педагогам, родителям.
Оглавление
План исследования 4
Введение 6
Основная часть
История возникновения изотерапии (арт-терапия) 7
Особенности и эффективность метода изотерапии в
общеобразовательных учреждениях 9
Методики изотерапии, используемые для коррекции
эмоциональной сферы учащихся 12
Результаты опроса учащихся МКОУ «СОШ №7» 15
Заключение 15
Список литературы 16
Приложение №1 Методики изотерапии, используемые для коррекции
эмоциональной сферы учащихся 17
Приложение №2 Цветовой тест М. Люшера 21
X районная научная конференция молодых исследователей научно-социальной
программы «Шаг в будущее»
Исследование темы: «Изотерапия»
Кретова Яна Олеговна ученица 9 «Б» класса
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Октябрьский район, г. п. Талинка,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
План исследования
1.Постановка вопроса.
Что такое изотерапия (арт-терапия)? Где, как и кем применяется это лечение? Можно ли это использовать и применять в школе, на уроках, в кругу семьи, дома? Какие серьезные проблемы помогает решать эта технология?
2.Актуальность проблемы.
На сегодняшний день большая часть детского и взрослого населения не знает истинного назначения изотерапии, хотя на практике каждый человек в жизни непроизвольно, часто интуитивно, использовал эти методы. Познакомившись с наиболее простыми и доступными методами изотерапии, почему бы не применить их для себя и своего здоровья?
З.Гипотеза исследования:
Изотерапия - лечение искусством, которое доступно для любого человека. Зная методы и приемы изотерапии, человек может помочь себе и другим в трудных жизненных ситуациях.
4.Цель:
Познакомиться с понятием изотерапия (арт-терапия).
Получить новые знания о методах изотерапии, и его положительном влиянии на
самочувствие детей и подростков;
5. Задачи:
-Выявить уровень познавательного интереса у учащихся к методам изотерапии
- На основе анализа теоретических источников изучить эффективность влияния
изотерапии на эмоциональную сферу учащихся, специфику организации изотерапии.
6. Социальная и практическая значимость работы состоит в просвещении подростков и окружающих их взрослых относительно методов изотерапии.
7.0бъект исследования: учащиеся 4- 6-7 классов.
8.Предмет исследования: приемы и методы изотерапии (арт-терапии)
9.Методы работы:
изучение литературы по данному вопросу;
анкетирование;
использование материалов Интернета
обобщение исследований.
10. Выводы о результатах проведенного исследования.
X районная научная конференция молодых исследователей научно-социальной
программы «Шаг в будущее»
Изотерапия
Кретова Яна Олеговнаученица 9 «Б» класса
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Октябрьский район, г. п. Талинка,
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Введение
В наше время, время огромного потока информации, быстрого развития техники, время компьютеров и нанотехнологии, человек оказывается в плену технопрогресса. Нам, подрастающему молодому поколению, все меньше дается возможности побыть наедине с природой, порассуждать о смысле жизни, подумать над вечными вопросами «кто прав, кто виноват? Человек в современном мире постоянно подвергается нервным перегрузкам. Негативные переживания, которые не могут быть выражены открыто, приводят к напряжению нервной системы, неврозам и различным заболеваниям. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека. Стрессу подвержены взрослые, дети и подростки. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, с нарушениями в эмоциональной сфере, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих. Многие дети в школе подвержены различным эмоциональным перегрузкам, которые выражаются в нарушении общения, снижении психоэмоционального контроля, преобладании негативных эмоций.
Методы изотерапии помогают скинуть напряжение, успокоиться. Поэтому данная работа на сегодня очень актуальна для детей, подростков и взрослых.
История возникновения изотерапии (арт-терапии).
Арт-терапия - впервые этот термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 г. при описании своей работы с больными туберкулезом и вскоре получил широкое распространение. Среди пионеров на Западе было немало художников, хотя интерес к использованию изобразительных средств с целью лечения проявляли также врачи-психиаторы и психоаналитики. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть сколь-либо активную роль в лечении бальных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Спектр ее возможностей весьма широк - и тяжелые (как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз) психические расстройства, и неврозы, и психосоматические (например, язвенная болезнь) нарушения, и помощь жертвам кризисов и катастроф (военных, стихийных, техногенных), алкогольная и наркотическая зависимость, нарушения поведения и. успеваемости у детей и. подростков, проблемы мигрантов и безработных, и многие другие. Это - только по расстройствам психики. Вообще же, арт-терапия годится для многих, вплоть до инфекционных и онкологических, болезней, ибо это - один из немногих методов, которые действительно лечат не болезнь, а больного (говорят, это завещал сам Гиппократ). Даже явная патология органов чувств не является препятствием: незрячий может лепить и работать с музыкой, неслышащий - рисовать, и так далее. То же самое - и о болезнях опорно-двигательного аппарата, вплоть до полной неподвижности. Возрастной диапазон также широк.
В начале 30-х годов XX века индийский ученый Д. Р. Гхадиали описал подробно какой терапевтический эффект на организм имеет тот или иной цвет. Одни цвета, по его наблюдениям, стимулируют работу органов и систем тела человека, другие, напротив, замедляют ее. Что очень полезно знать как минимум при выборе цвета стен в квартире.
В середине 50-х годов швейцарский ученый Макс Люшер составил особый цветовой текст. Проведя многочисленные эксперименты, он из 4500 тонов и оттенков выделил те цвета, которые наиболее изменяли функции систем человеческого организма.
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - коррекция посредствам изобразительной деятельностью.
В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в «мягкости» и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов, что затушевывает неизбежную в словесном диалоге пациента и специалиста боль.
История развития детско-подростковой арт-терапии уходит в 30-е годы XX века на Запад. Первые арт-терапевтические техники в работе с детьми появились и были заложены такими авторами как, В.Ловенфельд в 1939 году и Е. Кейном в 1951 году. Эти авторы рассматривали изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательных и эмоциональных сфер и видели в ней богатый потенциал для его психики. Классическими работами в области детской арт-терапии и изотерапии стали публикации Э. Крамер «Арт-терапия в сообществе детей» и «Детство и арт-терапия». В этих книгах Крамер отражает взгляды на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические возможности. Крамер связывала их с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием, происходит организация психических процессов и постепенный переход от относительно примитивных к более сложным эффективным формам психической деятельности. Она пишет, что «изобразительная деятельность и творческий процесс предполагают развитие комплекса умений, включающих овладение изобразительными материалами таким образом, что они начинают выступать в качестве эквивалента человеческого опыта и психических процессов». Во многих случаях изобразительная деятельность выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.
Особенности и эффективность метода изотерапии в общеобразовательных учреждениях
В образовательных учреждениях разных стран в настоящее время всё более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как терапия искусством. Согласно международной классификации, терапия искусством представлена 4 модальностями: арттерапией, драматерапией, танцевально-двигателной терапией, музыкальной терапией.
Изотерапия - педагогическая - имеет неклиническую направленность, рассчитана на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации - это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становиться терпимее, мудрее по отношению к другим.
Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. В современной зарубежной и отечественной изотерапии (В.Е. Фолке, Т.В. Келлер, Р.Б. Хайкин, М.Е. Бруно) выделяют направление этого метода:
- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путём их
анализа и интерпретации детьми;
- пробуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной
деятельности;
Применительно к подросткам, в особенности к тем, которые в силу наличия выраженных эмоциональных и поведенческих нарушений участвовать в группе не могут, индивидуальная изотерапия (арт-терапия) признается подходящей или единственно приемлемой формой работы. Групповая изотерапия (арт-терапия) во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной изотерапией, указывают, что индивидуальная изотерапия может быть малопригодной для многих подростков из-за присущего им негативного отношения ко взрослым и социальным авторитетам. Групповая изотерапия дает подросткам возможность самим контролировать в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания, и в силу этого
обеспечивает их большую, чем в индивидуальной изотерапии, психологическую защищенность. Арт-терапия (изотерапия) обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их отдаления от семьи и защите своего личного пространства.
Влияние изобразительной деятельности на состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.
Искусство не только приносит эстетическое удовольствие, но и помогает ребёнку уберечься и защититься от того, что ему мешает нормально развиваться.
Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных отличия от учебных уроков рисования:
Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия- это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования - овладение средствами и техниками изображения.
Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности: в терапии изобразительной деятельности качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребёнка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребёнком системой образовательных средств.
Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном и терапевтическом рисовании.
На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребёнку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребёнком. В изотерапии учитель помогает детям осознать и разрешить проблему, внешне выразить её в рисунке, лепке и определить выход их проблемы. Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение, облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их, получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль
художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам
может помогать в интерпретации своих произведений. Иногда детские рисунки являются
единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и
убеждений.
Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной
деятельности может способствовать созданию дружеских отношений.
Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами, или лепка
предусматривают упорядочивание цвета и форм.
Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом
изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления
скрытых талантов и их развития.
Кроме описанных эффектов искусство приносит радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.
Методики изотерапии, используемые для коррекции
эмоциональной сферы учащихся.
Использование различных техник изотерапии на уроке и вне учебной деятельности даёт эффект, может быть, не столь большой, как если бы он проводился в структурировано изотерапевтической сессии, но, тем не менее, они так, же несут свой положительный эффект. Особенность проведения занятий по изотерапии в школе заключается в том, что приходится использовать хотя бы элементы.
Учитель должен предоставить учащимся необходимые для художественного творчества материалы и инструменты. Можно предложить членам группы приносить понравившиеся им материалы, например ракушки, или куски коры. Место занятий должно быть таким, чтобы участники могли шуметь, свободно передвигаться. Чтобы обеспечить свободное течение творчества, сам учитель должен как можно меньше всего в него вмешиваться. Детям надо сказать, чтобы они открыто выражали свои чувства и не беспокоились о художественных достоинствах своего произведения. Руководитель группы не обязательно должен быть художником. Здесь гораздо важнее чувствовать интерес к художественному творчеству и хорошо ориентироваться в патопсихологии и групповой динамике.
Изотерапия является коррекцией по средствам изобразительной деятельности и связана главным образом с визуальными искусствами: живописью, графикой, фотографией, скульптурой, коллажем, фотоколлажем. Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии:
Обеспечить рабочее место.
Определить вид работы.
Сформировать цели и задачи.
Создать спокойную, деловую обстановку.
Пробудить интерес.
Временной промежуток 30-40 минут.
Менять формы занятий.
Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых)
Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного человека.
Применение методов изотерапии и артпедагогики в специальном образовании рассматриваются в работах Е.А.Медведевой, И.Ю.Левченко, Л.Н.Коммисаровой и Т.Д.Добровольской. Она представляет собой первую в нашей стране попытку обобщения опыта применения искусства в качестве средства комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии (дети с проблемами слуха, зрения, речи, ЗПР, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата).
В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер. Практически все специалисты по изотерапии согласны друг с другом в том, что художественные таланты и специальная подготовка учащихся не играют роли при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства. Методы и упражнения, которые применяют в своей работе специалисты самые разнообразные.
Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.
■ Проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер.
С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми
необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное
воздействие.
В последние годы в нашей стране появились работы, выполненные специалистами, прошедшими специальные программы дополнительного образования и переподготовки в области арт-терапии и изотерапии: (Владимирова, 2008; Кузина, 2008; Ножичкина, 2009 и
т.д.) Н.Ф.Владимирова разработала коррекционно-развивающую программу с использованием разных форм творческого самовыражения с учащимися младших классов специализированной школы для детей с нарушениями развития.
Работая в специализированном детском доме с детьми с множественными нарушениями развития, М.С.Кузина внедрила коррекционно-развивающую программу, одной из приоритетных задач которой являлось развитие у детей коммуникативных навыков. Л.В.Ножичкина создала программу коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов средствами арт-терапии и использовала ее с педагогическими работниками на базе учебного центра системы повышения квалификации Федерального института развития образования в г.Москве.
Методы арт-терапии и изотерапии за рубежом, в странах, где арт-терапия и другие формы терапии искусством зарегистрированы в качестве самостоятельных специальностей, используются в основном профессиональными арт-терапевтами. Такие специалисты применяют исключительно методы арт-терапии, работают в соответствии с существующими в этих странах стандартах и осуществляют главным образом коррекционную деятельность в отношении ограниченного числа учащихся.
Заключение
Рисование - это творческий акт, позволяющий ребёнку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Проведение арт-терапии и изотерапии на базе школ и других образовательных учреждений может являться одним из существенных факторов сохранения психического здоровья учащихся и педагогических кадров. Внедрение изотерапии (арт-терапии) в различные образовательные учреждения позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания.
Вместе с тем, как в нашей стране, так и за рубежом уровень внедрения арт-терапии и изотерапии в образовательные учреждения пока остается на низком уровне, что не позволяет в достаточной мере реализовать ее здоровьезберегающий потенциал. На то есть следующие причины: дефицит специалистов с достаточно высоким уровнем специальной подготовки, отсутствие ясного понимания приоритетных задач арт-терапии и изотерапии в системе образования, ограниченность финансовых ресурсов для оплаты труда.
И все-таки, хочется надеяться, что в недалеком будущем, придут и в нашу школу специалисты в области арт-терапии или изотерапии, потому что есть огромное количество детей с поведенческими и эмоциональными расстройствами, а также нарушениями психического развития, которые очень нуждаются в такой помощи.
Список литературы:
1. Алексеева М.Ю..Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя: Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
2. Аметова Л.А. Формирование терапевтической культуры младших школьников «Сам себе арттерапевт». М.: Московский Государственный открытый педагогический университет, 2003.
3. Владимирова Н.Ф. Арт-терапия как средство коррекции эмоциональных состояний детей младшего школьного возратса с замедленным психическим развитием. Спб.: Академия постдипломного педагогического образвоания, 2008.
4. Копытин А.И., Корт б. Исцеляющее путешествие: техники аналитической арт-терапии. Спб.: Речь, 2007.
5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. Москва.:Когито-центр, 2007.
6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт – терапия детей и подростков. 2-е стереотип.изд. – М.: Когито-центр, 2010.
7. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. Спб.:Речь, 2010.
8. Кузина М.Е. Арт-терапия с воспитанниками специализированного детского дома. Спб.: Академияя постдипломного педагогического образования, 2008.
9. Кузьмина Е.Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология для взрослых и детей. М.: Когелет,2001.
10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. ЧСпб.: Речь, 2003.
11. Kramer E. Art as therapy. Collected papers. London: Jessika Kingsley Publishers,2000.
12. Preiffer L/Foreword// Agression and depression assessed through Art (ed. R.Silver). New York:Brunner-Routledge,2005,P.26-29.
Анкетирование учащихся.
Мы провели опрос среди учащихся 6-7-х классов. Всего их было 44 человека. Им предлагалось ответить на 3 вопроса:
1) Знакомы ли вы с понятием Изотерапия?
2) 3наете ли вы, для чего она служит? Где используется?
3 вопрос
3) Пробовали ли вы, когда вам грустно или одиноко, рисовать либо лепить?
1вопрос
Приложение 1
Методики изотерапии, используемые для коррекции эмоциональной сферы учащихся. Методика спонтанного фантазирования.
Хорошим примером применения спонтанного фантазирования в изотерапии может служить методика, основанная на рисовании каракулей, когда пациент без какого-либо предварительного замысла рисует линию, не отрывая карандаш от бумаги. Смысл этого упражнения в том, что, выполняя его, пациент спонтанно выражает свои текущие переживания. Когда члены психотерапевтической группы заняты рисованием каракулей, из глубины души каждого всплывает неосознанное. По окончании этого процесса участникам предлагают попытаться определить, что означают загогулины, предметы или фигуры, которые явились им из подсознания. Такие приёмы аналогичны методам, которые и сам Юнг применял для того, чтобы развивать " активное воображение" своих пациентов (Юнг предлагал им в своём воображении завершать " недосмотренные" сны. Индивидуальное рисование.
Цель: Это упражнение прекрасно подходит для начала занятий. Оно будит творческое начало в участниках группы, позволяет им осознать свои эмоции и помогает познакомиться друг с другом. Необходимое время для занятий - 30 минут. Материалы: бумага, карандаш, мелки, краски. Может быть пластилин или глина для лепки Процедура занятия: учащиеся не должны испытывать недостатка в материалах. Каждый находит место, где он может остаться наедине с собой. Минуты 2 он собирается с мыслями, прислушивается к своим чувствам. Ему не надо думать о художественной стороне предстоящей работы. Пусть он просто возьмёт карандаш и начнёт рисовать. Чтобы выразить свои чувства, линии и фигуры. Можно рисовать в цвете. Задача рисовальщика - символически изобразить, своё состояние, как бы он ни чувствовал себя -на подъёме или упадке. Пусть рисует всё, что придет ему в голову. Когда дети заканчивают рисование, они могут обменяться впечатлениями о своих и чужих работах, при этом, не давая им оценок. Парное рисование
Цель этого упражнения: исследование межличностных отношений, конфликтов. Для этого занятия необходим 1 час. Материалы: бумага, цветные карандаши, мелки. Процедура: каждый ребёнок выбирает себе партнёра. Между ними кладётся большой лист бумаги, и каждый получает множество цветных мелков. Бумага пространство для совместного рисования. Партнёры начинают спонтанное рисование на общем листе бумаги, выражая, таким образом, свои чувства. Общаются они только посредством линий,
фигур и цветов. Окончив рисование, партнёры могут обсудить свои впечатления. Они могут поговорить об эмоциональных реакциях одного на рисунки другого, обратить внимание на параллели между особенностями рисунков и особенностями поведения, которые авторы рисунков демонстрируют группе. При этом каждый из партнёров старается узнать что-то о другом.
Групповое рисование. Это упражнение позволяет каждому в классе внести свой вклад в создание рисунка. Оно является прекрасным средством для того, чтобы выявить ролевые взаимоотношения в группе и влияние одних участников на индивидуальный опыт других. Каждый ученик берёт лист бумаги и цветные карандаши, ручки или мелки. Все усаживаются в круг. Каждый начинает рисовать то, что сочтёт нужным. По сигналу руководителя все передают свои начатые рисунки соседям слева и получают чужие рисунки от соседей справа. После этого каждый продолжает начатый рисунок, будто он его собственный, внося в него изменения и дополнения. По следующему сигналу рисунки снова передают налево и получают справа и полученные дорисовывают. Так продолжается пока каждый не получит рисунок, который он начинал. Участникам предлагается осознать чувства, которые возникают у них, когда они видят, как было продолжено то, что они начали. Каждый волен оставить или как угодно изменить дорисованное другими. Наконец учащиеся обсуждают свои впечатления. Пластилиновый мир. Это упражнение стимулирует творчество, позволяет исследовать ценностные ориентации учеников и вызывает у них как чувство сотрудничества, так и чувство соперничества.
Время необходимое для выполнения этого упражнения - 1 час. Материалы: глина, пластилин.
Процедура: каждый ученик получает большой кусок пластилина или глины. Группа разбивается на подгруппы. Чтобы обстановка способствовала расслаблению, работа может идти под музыку.
Детям предлагается закрыть глаза и представить себе, что можно слепить из пластилина. Работать нужно с закрытыми глазами, чтобы чувства и мысли выражались пальцами. Когда фигура будет готова, поместить её на подставку рядом с теми, что были вылеплены другими участниками группы. Вместе с ними, и уже открыв глаза, организуется целостный мир из отдельных частей. Если по ходу работы возникают какие-либо чувства к партнёру, высказывают их или выражают в лепке. Когда пластилиновый мир будет готов, он сравнивается с миром, созданным в других группах, обсуждаются результаты.
Работа с бумагой для создания коллажа.
Область применения: развитие представлений о чём-то, посредством работы с бумагой, отработка негативных чувств, ресурсов, развитие межличностных отношений, развитие рефлексии.
Если это индивидуальная работа, то учащимся предлагается с помощью бумаги, ножниц, клея создать образ чего-то, в зависимости от того какая тема предъявлена. Работа длиться пока звучит музыка. Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей класс разбивается на 2-3 команды. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о мыслях, чувствах, которые возникали по ходу. Если это работа с ресурсами, то полезно спросить: как они помогают тебе в реальной жизни? Что они для тебя? Можно предложить рассказ от имени образа. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо изменит? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
Учитель во время работы фиксирует все то, что говорят дети, какие темы всплывают, так как последующие занятия строятся на актуальных темах класса. Важно также увидеть кому сейчас плохо, и оказать поддержку в виде групповой или индивидуальной работы. Проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокоррекционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний участников. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребёнка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем: собственное прошлое и настоящее, будущее или абстрактные понятия, отношения в группе. В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила): свободное рисование, коммуникативное рисование, совместное рисование, дополнительное рисование.
Существуют два способа работы с проективным рисунком: демонстрация всех рисунков
одновременно, просмотр и сравнение, нахождение общего и отличительного содержания,
разбор каждого рисунка отдельно. Основными этапами коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования являются:
Предварительный, ориентировочный этап.
Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
Поиск адекватной формы выражения.
Развитие формы в направлении всё более полного, глубокого
самовыражения, её конкретизация.
Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
Рисование "Волшебными красками".
Краски готовятся по рецепту: 2 ложки муки, 1,5 ложек соли, треть чайной ложки
подсолнечного масла и немного воды. Замесить тесто как для блинов. После добавить 2
ложки клея ПВА. Далее в тесто добавлять гуашь того цвета, который нужно создать.
Рисуют, на картоне не размазывая, а выливая на картон.
Техника "Овощных печатей".
Из овощей вырезаются печати, с их помощью создаются композиции. Опыт овощного
рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на безсознательно - символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.
Техника "Монотипия".
Термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество
красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель
краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные
причудливые изображения.
Далее дети придумывают рассказ о рисунке.
Приложение 2
Цветовой тест М. Люшера
Восьмицветовой тест Люшера предполагает, что предпочтения одних цветов другим
определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками
испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации.
Основные цвета:
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать
преимущественно первые пять позиций:
Синий -1, символизирует спокойствие, удовлетворенность; нежность, привязанность.
Зеленый - 2, - уверенность, настойчивость, упрямство; самоуверенность, самоуважение.
Красный - 3, символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательность,
возбуждение; силу воли, активность, властность.
Желтый - 4, активность, стремление к общению, веселость, любознательность,
оригинальность, веселость, честолюбие.
Четыре основных цвета имеют особое значение, так как символизируют основные психологические потребности - потребность в удовлетворенности и привязанности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться.
Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения:
фиолетовый — 5,
коричневый-6
черный-7
серый — 0.
Ученикам предлагается выбрать из разложенных перед ним цветовых таблиц самый приятный цвет, сообразуясь с тем, насколько этот цвет предпочитаем в сравнении с другими при данном выборе и в данный момент. Оценка эмоционального состояния
При нормальном психофизиологическом состоянии подростков основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные - на последних. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги.
Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни.
Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и, в то же
время, ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни
занимал последнюю позицию, его следует рассматривать указатель на источник тревоги.
Сочетания, которые свидетельствуют о признаках нарушения поведения подростков:
Сочетания 1,2, 3,4 с 7, 8 — патохарактерологическое развитие личности,
психопатические черты, ведущие к социальной дезадаптации.
5-й цвет на первом месте — дезадаптивное, аффективное поведение.
Сочетание 5,2 и 2, 5 — черты паранойяльного стиля переживаний, поведения, крайнее
упрямство.
Сочетание 1,7 — агрессивное поведение, протестные реакции.
Сочетание 2, 6 и 6,2 — аффективное, взрывчатое поведение.
Сочетание 7,4 — экстремальное поведение, дезадаптация.
Сочетание 2,7 и 7,2 — негативизм, недоверие.
Сочетание 4, 3,2 и 4, 3, 7 или 4, 3, 8 — вспышки поведенческих реакций в стрессовых
ситуациях.
Сочетание 2, 8 и 8,2 — конфликтность.
5., 4 — демонстративное, истероидное поведение.
Сочетание 3, 5, 7 и 3, 7, 5; или 7, 5,3 — антисоциальные тенденции поведения.
Рисунки детей, выраженные через пейзаж
«Мое настроение»
Рисунки на тему: «Несуществующее животное»
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Вода может клеить?
Весенняя гроза
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Весёлая кукушка