Научно-исследовательская работа.
Научный руководитель: Темченко Н. А.
Вложение | Размер |
---|---|
rechnaya_elena_-_strannye_geroi_volodina.doc | 105.5 КБ |
Научно-исследовательская работа на тему:
««СТРАННЫЕ» ГЕРОИ А. М. ВОЛОДИНА»
(НА ПРИМЕРЕ КИНОСЦЕНАРИЯ «ОСЕННИЙ МАРАФОН»)
(ПОПЫТКА ИССЛЕДОВАНИЯ)
ученицы 11 «А» класса
гимназии № 42
Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Речной Елены
Контактный телефон:
ХХХХХХХХХХ
Научный руководитель:
Темченко Наталия Александровна
Санкт-Петербург
2011 год
Оглавление
Вступление ……………………………………………………………….. 3
Об авторе ……………………………………………………………….. 4
Смысл названия «Осенний марафон» …………………………………. 6
Странные герои
Андрей Павлович Бузыкин ………………………………………. 8
Варвара ……………………………………………………………. 9
Шершавников …………………………………………………….. 11
Семья Бузыкина ………………………………………………….. 11
Бузыкин и Флетчер………………………………………………… 12
Бузыкин и студенты ………………………………………………. 12
Харитонов …………………………………………………………. 13
Женщины Бузыкина .…………………………………………… 14
Причины перемены в поведении героя………………… …………….… 23
Связь начала и финала киносценария …………………………………… 24
Чему учит киносценарий «Осенний марафон»?....................................... 25
Список литературы ………………………………………………………. 26
«Странные герои А. М. Володина»
(на примере киносценария «Осенний марафон»)
Вступление
Я выбрала этот текст Александра Володина для своей работы не случайно.
На уроках литературы в школе мне приходилось сталкиваться с творчеством этого сценариста. Мы изучали его произведение «Две стрелы» и смотрели фильм, снятый по этому киносценарию. Я заинтересовалась текстом, поскольку мне понравилось, что автор выносит на обсуждение довольно интересные философские проблемы. Следующим произведением Володина, что мне попалось в руки, был киносценарий «Осенний марафон». Я не пожалела, что прочла его. Потом я посмотрела фильм, который также не оставил меня равнодушной. Это очень жизненная история, которая заставляет о многом задуматься. Мне захотелось разобраться в том, почему бесхарактерный человек может нравится женщинам, отчего этот герой странный…
Кроме того, меня привлекли такие особенности произведения, как стремительно развивающийся сюжет, неожиданные повороты жизни героя, непредсказуемая концовка, символика названия. Автору данного сценария свойственны тонкий юмор, глубокий психологизм в изображении характеров героев, мотивов их поступков, умение подняться до философских высот, несмотря на будничность происходящего, а также наличие фраз, которые моментально становятся крылатыми.
Кстати, эти особенности характерны и для других произведений Володина.
Об авторе
Александр Моисеевич Володин — русский драматург, сценарист и поэт, член Союза писателей СССР, Русского ПЕН-центра, творческого совета журнала «Драматург», редакционно-издательского совета альманаха «Петрополь». Его настоящее имя – Александр Моисеевич Лифшиц.
Будущий драматург родился 10 февраля 1919 года в Минске. Рано оставшись сиротой, он с детских лет воспитывался у дяди – московского врача, а после окончания школы и краткосрочных педагогических курсов он пошел работать учителем в сельскую школу. С детства писал стихи. Незадолго до начала войны, в 1939 году, Володина забрали в армию. В 1949 году тридцатилетний Александр Володин окончил ВГИК и уехал в Ленинград, где работал редактором на киностудиях "Ленфильм" и "Леннаучфильм".
Особое место в творчестве драматурга занимает киносценарий "Осенний марафон" (1979), по которому в дальнейшем Георгий Данелия снял фильм, который и по сей день пользуется необыкновенной популярностью. По словам кинокритика М.Иванова, это "самый любимый фильм Данелия о хорошем человеке, добром настолько, что от доброты такой больно и ему, и его близким. Он разрывается между женой и любовницей, принципами и жалостью, близкой к малодушию. Он прячется от подлеца, чтобы не подать ему руки. Он "режет хвост собаке по частям". Сценарий Александра Володина великолепен в каждом слове". Выше всяких похвал в фильме сыграли актеры Олег Басилашвили, Марина Неелова, Наталья Гундарева, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Галина Волчек и другие. Фильм "Осенний марафон" получил главный приз "Золотая раковина" на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, награды других кинофестивалей[1].
Помимо него среди работ Володина наиболее известны трилогия о первобытных людях ("Две стрелы" (1967), "Выхухоль" (1969), "Ящерица" (1969)), а также "Дульсинея Тобосская" (1969) и "Мать Иисуса" (1970).
Театралы восхищаются его великолепными пьесами и утверждают, что, если бы Чехов жил в наше время, он удостоил бы пьесы Володина похвалы. Критики считают, что "володинский театр" определил репертуарную эпоху десятилетий. Володин был одним из немногих людей в советском театре, кто доказывал от пьесы к пьесе право человека на частную жизнь, говорил о слабости человеческой натуры и затрагивал многие нравственные и философские проблемы. Александр Моисеевич продолжал сотрудничать с кино. В 1975 году на экраны страны вышла трогательная мелодрама "Дочки-матери", снятая по его сценарию Сергеем Герасимовым, а в 1979 году по его пьесе "С любимыми не расставайтесь" режиссер Павел Арсенов снял одноименный фильм. Это далеко не все его произведения.
Александр Володин – лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1981), национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство" (1996), литературной премии "Северная Пальмира" (1996), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999), премии "Триумф" (1999). После смерти драматурга в Санкт-Петербурге была учреждена премия имени Александра Володина.
Смысл названия «Осенний марафон»
Название киносценария носит символический характер. Обратим на него свое внимание.
Осень – это не только реальное время года, но и «осень жизни» главного героя – Андрея Павловича Бузыкина. У него есть уже взрослая дочь. Это обстоятельство говорит о том, что герой далеко не молод и переживает момент, когда жизнь уже не бьет ключом, как в юности, а становится обыденной и монотонной.
Слово «марафон» тоже несет смысловую нагрузку: оно означает «бег на длинные дистанции». На протяжении всего сюжета главный герой постоянно бегает в прямом и переносном смысле. Его утро начинается с того, что Андрей Павлович вместе с Биллом Флетчером (иностранец, которому Бузыкин помогает в переводе Достоевского) отправляются на пробежку. Герою постоянно приходится куда-то спешить, все от него чего-то хотят, а он не способен никому отказать. Бузыкин не может решить свои проблемы, единственный способ справиться с ними – это убежать от них, однако и с этим герой справляется плохо. Идет время, проблемы накапливаются, но поведение героя не меняется. Он везде опаздывает и нигде не задерживается надолго.
Обратим внимание на цитату: «Бузыкин бежал по улице. Короткими перебежками, чтобы не бросалась в глаза его унизительная поспешность». [1: 204] То, что он все время куда-то торопится, не нравится никому, включая и самого героя. Но это уже вошло в привычку. «Пошел-побежал, пошел-побежал»[2]. [1: 204]
Обратим внимание на следующую деталь: у героя на часах есть будильничек. Каждый раз, когда ему пора уходить, раздается звоночек. С одной стороны, это говорит о том, что Бузыкин – человек ответственный, он стремится не опаздывать, быть пунктуальным, что весьма похвально. Однако этот будильничек настолько часто звонит, что раздражает уже не только тех, с кем находится герой, но даже читателя. Для этого автор использует глагол «дребезжать», который сам по себе неприятен для слуха. Андрей Павлович не принадлежит себе, часто подчиняется желаниям окружающих, чересчур услужлив и не может отказать в помощи даже тогда, когда его о ней не просят, а нагло требуют.
Ему некогда остановиться и подумать, что же нужно именно ему? Зачем эта постоянная суматоха? Герой не способен изменить свою жизнь, у него просто нет на это ни времени, ни желания.
Странные герои: Андрей Павлович Бузыкин
Перед нами очень странный герой. Его нельзя судить однозначно, в нем есть как положительные качества, так и отрицательные.
С одной стороны, перед нами образованный человек, который работает переводчиком, блестяще владеет иностранным языком, знает мировую литературу. Его любовница Алла недаром называет его талантливым. Несмотря на его слабый характер, Андрей Павлович - хороший, добрый, а главное - умный человек. Бузыкин вежлив, отзывчив, всегда готов помочь друзьям, даже если эта помощь оказывается в ущерб его собственным интересам. С другой стороны, ему свойственны полная бесхарактерность и слабая воля. Им крайне легко манипулировать, и все этим пользуются.
Андрей обманывает свою жену – Нину Евлампиевну. Она сама догадывается о существовании любовницы и постоянно демонстрирует это Бузыкину. Несмотря на это, главный герой не способен сказать правду женщине, которая родила ему дочь и, казалось бы, является близким человеком. В то же время он ничего не обещает и своей любовнице Алле. Ей приходится мириться с тем, что он не уходит из семьи, постоянно бегает от нее к жене и обратно. Он не собирается ради Аллы уходить из семьи.
Бузыкин не хочет ничего менять, потому что он уже привык к такой жизни. Он не замечает, что для него делают обе женщины. Он приспособился к обстоятельствам и теперь просто плывет по течению. В его жизни нет серьезных потрясений, все стабильно и однообразно. Изменения означали бы необходимость прикладывать хоть какие-то усилия, а ему легче оставить все как есть. Он не распоряжается своей жизнью, а делает лишь то, чего хотят от него другие. Герой не несет никакой ответственности, потому что не принимает решений. Он как марионетка, которой все время вертят. Меняется лишь хозяин. Он настолько податлив, что управлять им не стоит никакого труда. Если что-то случается, то Бузыкин в первую очередь винит себя, как будто бы не существует плохих людей. Он может не уважать человека, но не способен отказать ему в помощи.
Еще в самом начале киносценария герой говорит своей любовнице: «Алла, я свою жизнь переменить не могу». [1: 201] На мой взгляд, это ключевая фраза, которая объясняет причины происходящего. Все события, как вихрь, закручиваются вокруг нерешительного главного героя. Можно сказать, что все беды Андрея Павловича и его близких из-за того, что он не может принять никакого решения.
Он находится в постоянном движении, ему просто некогда остановиться и подумать, что необходимо сделать для того, чтобы жизнь наконец-таки приобрела спокойный характер, чтобы все было стабильно. Герой постоянно окружен людьми и при этом абсолютно одинок. Ни жена, ни любовница не знают, кто из них на самом деле дороже Бузыкину, они прекрасно осведомлены о существовании друг друга, но ничего не могут с этим поделать.
Герою не удается скрыть любовницу не только от жены, но и от окружающих. Редактор издательства, в котором он работает, делает ему замечание: «Посиди, посиди. Для здоровья полезней, чем по бабам бегать. В нашем возрасте». [1: 206]
Странные герои: Варвара
В его личную жизнь вмешивается и его бывшая однокурсница Варвара, которой он все время помогает с переводами. Она не просто знает о «двойной» жизни героя, но и наглым образом принимает за него решения. Например, когда Бузыкин приехал в очередной раз к Варваре и исправлял ее никчемный перевод, она сказала Алле, что Андрей Павлович ушел домой, вместо того, чтобы позвать его к телефону. То, что Андрей Павлович стремится помочь своей однокурснице Варваре, совсем неплохо и даже должно вызывать одобрение, если бы не одно обстоятельство: Варваре Никитичне нужна вовсе не помощь, а человек, который бы все делал за нее. Она может позвонить Бузыкину в любой момент, и даже если он вначале откажется прийти, то все равно впоследствии изменит свое решение. Андрей Павлович не просто редактирует ее тексты, ему приходится заново все переводить, настолько бездарны работы Варвары. Она выпивает «рюмашку» перед тем, как писать, что свидетельствует о несерьезном отношении к работе. Однако Андрей Павлович не обращает на это внимания. Он уверен, что его долг – успокоить бывшую однокурсницу и помочь ей в сложной ситуации. Ее фраза «коза кричала нечеловеческим голосом» становится крылатой. На мой взгляд, она полностью характеризует уровень «профессионализма» Варвары.
Что бы героиня делала без Бузыкина? Такой вопрос даже не приходит ей в голову, ведь Андрей Павлович всегда ей помогает, несмотря на то, что происходит в его личной жизни. Он ставит проблемы других на первый план, о своих же практически не думает. Можно сказать, что Варвара существует за счет Бузыкина, но ей абсолютно чуждо чувство благодарности. Более того, она ведет себя крайне подло по отношению к своему спасителю. Варвара знает, что Андрей Павлович мечтал лишь об одном: получить разрешение на перевод Скофилда. Когда это дело поручают ей, у нее хватает наглости спросить, как Андрей к этому относится. Причем на самом деле ее не интересует его мнение; она делает это лишь для того, чтобы узнать, нет ли у Бузыкина набросков этой работы, которыми она смогла бы воспользоваться.
Выходит, Варвара не является для главного героя другом или близким человеком. Андрей Павлович в очередной раз «убегает» от необходимости отказывать людям. Если бы он не помогал Варваре, то вряд ли от этого что-либо потерял. Зачем главному герою быть в окружении таких людей? Нет ответа. На мой взгляд, его слабый характер является приманкой для людей, ищущих выгоду во всем, даже в других. Странные герои: Шершавников
Вместе с Бузыкиным в издательстве работает крайне неприятный ему человек – Шершавников. «Он Лобанова завалил, Куликова протолкнул, и тем самым Васильков стал замзав кафедрой». [1: 204] Андрей Павлович даже называет его «скотиной», что крайне не свойственно нашему герою. Но и в этом случае он не способен заявить об этом открыто, в лицо.
Когда Шершавников подал ему руку для того, чтобы поздороваться, Бузыкин «оцепенело уставился» на нее. В итоге крепкое рукопожатие все-таки состоялось. Володин находит для этой ситуации оправдание: «Он так приветлив, обаятелен и открыт, что не подать ему руки невозможно». [1: 205] Шершавников знает, что неприятен Андрею Павловичу, но все равно настойчиво демонстрирует «приятельские» отношения. Не странно ли это?
Странные герои: семья Бузыкина
Если герой не может перебороть себя перед человеком, от которого его жизнь мало зависит, то что уж говорить об его отношениях с Аллой и семьей.
Семья для Бузыкина вовсе не на последнем месте. Хоть он и не любит жену, чему свидетельствует наличие любовницы, у него есть дочь, о которой он заботится. Но при этом Бузыкин не оказывает на нее никакого влияния, не является авторитетом. Лена – взрослая женщина, у нее есть муж, Виктор. Она стремится быть независимой от родителей. На мой взгляд, она винит своего отца в том, что он обижает мать своим поведением, она стремится не допустить такого в собственной жизни. Она ушла из университета, устроилась работать и собирается уехать с Виктором на север – муж для нее важнее, чем родители.
Бузыкина нельзя назвать хорошим отцом, ведь в тот день, когда Лена должна была улетать вместе с Виктором в Норильск, он опаздывает в аэропорт и не успевает проводить дочь. Его задержал сосед, который попросил освободить из вытрезвителя Билла – иностранного профессора, которому Андрей Павлович помогает с переводами Достоевского. Бузыкин в очередной раз не смог отказать: как всегда, просьба постороннего приоритетнее, чем собственная необходимость. Выходит, он вновь «убегает» от необходимости отказать людям.
Странные герои: Бузыкин и Флетчер
Как уже было сказано ранее, Билл Флетчер – иностранный профессор. Это воспитанный, вежливый человек, но даже ему Андрей Павлович не может возразить. Каждое утро они вместе отправляются на пробежку. Бузыкин все время отстает, а иностранец бежит впереди и дает указания: «Ту степс ин! Фор степс аут!» Эти пробежки не важны для героя, ведь Володин пишет: «Обретение спортивной формы ничего не решало». [1: 202] Зачем же тогда он каждое утро бегает? Может быть, он в очередной раз не может отказать? Утро, начатое с «бега», задает ритм всему дальнейшему дню главного героя. Если Бузыкин не спешит на работу, он все равно куда-нибудь опаздывает.
Странные герои: Бузыкин и студенты
Помимо переводческой деятельности, Андрей Павлович преподает в институте. На мой взгляд, сцена, где Бузыкин дает студентам задание придумать к слову «убегал» синонимы, символична. Все варианты, названные студентами («мчаться», «припуститься», «носиться», «удирать», «улепетывать», «драпать», «дать стрекача»), можно отнести к Бузыкину и его образу жизни.
Нельзя сказать, что студенты плохо относятся к Андрею Павловичу, ведь они охотно принимают участие в разговоре с ним. Но они его все же недостаточно уважают. К примеру, Лифанов (один из них) просит поставить зачет, так как ему не выдают стипендию, и обещает все сдать. Но мы прекрасно понимаем, что студенту интересно лишь одно – собственная выгода. Бузыкин вначале идет на поводу у Лифанова и подписывает зачетку, но, когда тот подходит с этой же просьбой во второй раз, так как Андрей Павлович допустил ошибку, перед нами предстает абсолютно иной главный герой. Он не только отказывается что-либо подписывать, но и заявляет о том, что больше никому не будет давать поблажек. Правда, слабо верится в такие кардинальные изменения героя.
Странные люди: Харитонов
Казалось бы, Василий Игнатьевич Харитонов – человек прямой, добродушный, но все же он у нас не вызывает симпатии. Причиной этому служит его пристрастие к алкоголю и неуважительное отношение к Андрею Павловичу. Первый раз мы встречаем героя, когда он приходит к Бузыкину с водкой; его, наглого и самоуверенного, не смущает, что в квартире присутствует посторонний человек – английский профессор: «Сосед сел на диван и посмотрел на него снизу вверх, но так, словно смотрел на него сверху вниз». [1: 220] Харитонова мало что интересует; если он пришел в гости для того, чтобы выпить, он добьется своей цели. Странным образом ему удается споить даже Билла, который совсем не пьет. Сосед заставляет всех пить и произносит крылатые фразы: «Мир, дружба»; «Тостуемый пьет до дна»; «Хорошо сидим». [1: 220]
Этот человек не признает чужого мнения, у него хорошо развито умение убеждать. Если он собрался отвезти Билла в лес за грибами, то никакие отговорки Андрея Павловича не переубедят его. «Вот вы, Василий Игнатьич, простой и цельный человек, вас голыми руками не возьмешь», - характеристика, которую дал Бузыкин, полностью описывает героя. [1: 224] Его невозможно переубедить, потому что он слышит только себя. Чужие проблемы его не интересуют. После того, как Билла забрали в вытрезвитель (в этом можно обвинить лишь Харитонова, так как именно он споил профессора), Василий Игнатьевич не стал его выручать. Он попросил об этом Бузыкина, так как знал, что тот не откажет. Делал это сосед не из благих намерений, а для того, чтобы у него самого не было неприятностей на работе, то есть из-за собственной выгоды. В сцене, где соседа зовут домой, Володин отмечает одно обстоятельство: «Сосед совсем увял». [1: 224] Можно сделать предположение, что Василий Игнатьич не со всеми наглый и уверенный. Дома с женой он робкий и покладистый. А с теми, кого он может под себя «прогнуть», Харитонов такой, каким мы его только что описали.
Странные герои: женщины Бузыкина
Алла и Нина – две главные женщины в жизни Андрея Павловича.
Нина Евлампиевна – жена Бузыкина. Возникает вопрос: почему эта героиня столь странная? Она знает о существовании любовницы, привыкла к тому, что Бузыкин все время «бегает» к ней, но ничего не может изменить и чувствует себя одинокой и ненужной. «Как это страшно, когда ты никому не нужна!» - слова, сказанные героиней, позволяют нам понять мотивы многих ее поступков. [1: 229] Читатель спросит: отчего же Нина Евлампиевна не уйдет от мужа, ведь всем ясно, что любви между ними нет, привязанности тоже… Что их держит? Чувство одиночества преследует героиню. Она считает, что муж ею тяготится, а заботиться о ней некому. Бузыкин крайне редко бывает дома. Складывается впечатление, что он приходит туда только для того, чтоб переночевать и чтоб не возникало лишних вопросов, в ответ на которые ему бы пришлось говорить неправду.
Что может сделать Нина? Молчать или же говорить странные фразы, которые свидетельствуют о том, что она все-таки ревнует своего мужа. Героиня все это терпит лишь ради дочери, а, когда та уезжает, она предлагает мужу разъехаться. «Если честно, мне даже лучше, чтобы ты ушел. Я тебя боюсь! Все время думаю: вот сейчас он что-нибудь соврет». [1: 229] Она давно знает: если звонит телефон и там молчат, когда она снимает трубку, то это любовница мужа. Нина не упрекает Бузыкина в открытую, однако говорит так, что Андрей Павлович понимает, что жена видит его насквозь: «Купи цветы. Секретарше». [1: 229] Это – слова ревнующей женщины, которая не может ничего сделать со своим положением. Они уже так давно вместе, что Нина Евлампиевна прекрасно может отличить, когда муж говорит правду, а когда лжет: «Взгляд жены сделал его прозрачным». [1: 229] Такие слова, как «вытрезвитель» и «кафедра», являются ненавистными для жены. Она не может их слышать, так как сразу понимает, что Бузыкин лжет, а для нее это самое страшное. Слишком часто он их употреблял, когда «задерживался на работе».
Из-за того, что по ночам разводят мосты, герой частенько не приходит домой, и это тоже является привычным для Нины Евлампиевны. Когда Бузыкин затевает дома ремонт, или, как написано в тексте, «маленький раскардаш», жена впервые смотрит на него совсем иными глазами. Ремонт всегда означает смену чего-то старого на новое, и в данном случае появляется надежда на изменение героя. Однако все заканчивается тем, что он просто переклеивает обои.
Незадолго до того, как улетает дочь, Андрей и Нина начинают напоминать нормальную семью. В сцене, где герой вместе с женой находятся в доме Лены, Нина «прижалась к мужу, заплакала». [1: 226] Маленькое горе ненадолго сближает их, как будто бы напоминает им, что они одна семья и все же близкие друг другу люди, но это длится недолго.
Бузыкин не хочет обманывать жену, расстраивать ее, но все равно постоянно это делает. Однажды Андрей Павлович даже признается Нине в том, что изменяет ей. Вернее, делает такую попытку. Когда он возвращается домой с подарком от любовницы (дорогой курткой), то не успевает ее спрятать. Жена застает его в тот момент, когда Бузыкин хотел положить подарок в фортепиано. Сначала герой придумывает нелепое оправдание, говоря, что это куртка его друга Евдокимова. Жена не верит, так как все это выглядит чересчур смешно и нелепо. Однако после того, как он увидел, что жена плачет, Андрей говорит: «Нина, я не был у Евдокимова». Казалось бы, герой уже отважился и сейчас скажет правду, но он в очередной раз делает шаг назад и опять лжет: «Я был в вытрезвителе». [1: 227] Вновь нелепая ложь. Почему он не может признаться жене, которая и так уже обо всем догадывается? На мой взгляд, ложь вошла у него в привычку. Он даже не задумывается о том, что Нине можно и нужно сказать правду.
Что это? Ложь во спасение? Задумывается ли герой о том, какие мучения приносит его неправда. Ему есть, к кому уйти, однако Андрей Павлович не собирается разводиться и уходить от жены. Дело не в чувствах, на мой взгляд: между ним и Ниной Евлампиевной уже давно ничего нет. Но герой привык быть с ней. Что-то менять в своей жизни для него просто немыслимо. Да и зачем? Нет необходимости создавать для себя лишние проблемы, когда этого никто не требует. Ведь ни Алла, ни жена ни разу не сказали ему: «Выбирай». Они оставили право выбора за ним. Герой сам должен сделать так, как он посчитает нужным. Из-за этого создается впечатление, что всех все устраивает. А замечания, которые иногда высказывают любовница или жена, не отражают всю полноту их недовольства. Это скорее упреки, чем настоящие требования к герою поменять жизнь. Они готовы смириться с любой ситуацией, лишь бы Андрей Павлович остался с ними.
У Нины Евлампиевны к Бузыкину скорее всего чувство привязанности. На любовь это не похоже. Она тоже привыкла к нему, есть множество вещей, которые их связывают. Когда она выходила за него замуж, то наверняка его любила. Естественно, теперь она не может смириться с положением, которое сложилось. Героиня не хочет терять мужа, ведь их связывает прошлое. Ей тяжело, ведь единственное, что у нее осталось, – это работа. Нина Евлампиевна хочет простого человеческого счастья – быть кому-то нужной. Дочь собирается уезжать, муж вечно где-то пропадает и постоянно лжет. Все это очень тяжело, и поэтому Нина страдает. Уважение вызывает то, что героиня не винит Андрея Павловича в измене. Да, ей обидно, больно, но она ничего от него не требует. Она ждет, что он сам сделает выбор. Нина Евлампиевна готова принять его назад даже после явной измены. Когда Бузыкин говорит ей, что с любовницей покончено: «Нина. Там у меня все. Было. Но теперь – все. Прости», - ее не интересуют подробности, она не расспрашивает его ни о чем, а просто ему верит: «Не сразу даже поняла это. А когда поняла, слезы покатились по щекам». [1: 229] Кажется, она давно этого ждала.
Однако, зная нашего героя, читатель не должен верить в искренность его слов. Ведь дальше все складывается, как обычно: Бузыкин опять обманывает Нину, жена старается положить конец сложившейся ситуации, Алла продолжает любить Андрея, несмотря на то, что и она пыталась поставить точку в их «тройственных» отношениях.
Нина Евлампиевна делает еще один поступок, заслуживающий уважения: она сама уходит от главного героя. Когда Бузыкин возвращается домой из аэропорта, он видит записку жены: «Андрей, я ушла. Освобождаю тебя от прощания с красивыми словами». [1: 231]
Странно, что главный герой вполне спокойно на это реагирует: в нем нет ни сожаления, ни радости – абсолютно ничего. Он лишь сообщает своему другу, к которому хотел переехать, спасаясь от объяснения с женой: «Тебе повезло, живи один! Она сама ушла!» [1: 232] Однако после этого Бузыкин не торопится звонить Алле и сообщать ей хорошую новость. Вместо этого он «подплясывает под телевизионную музыку» и «посматривает на себя в зеркало». [1: 233] На мой взгляд, именно в этот момент Андрей Павлович Бузыкин действительно счастлив: он никому ничего не должен, ему не надо никуда торопиться, никто ни в чем его не упрекает. Главный герой наконец-то обрел свободу и может делать то, что сам пожелает. Володин не случайно показывает нам танцующего Андрея Павловича. Лишь счастливый человек может так танцевать. Его свободу нарушает телефонный звонок: «Андрюша, это я». [1: 233] В его жизнь возвращается Алла. Оказывается, она не может его отпустить и прощает ему абсолютно все. Роль любовницы ее устраивает, ведь иначе бы она давно уже поставила Бузыкину ультиматум: либо она, либо семья. Этого не происходит. Алла быстро его прощает Андрея и оправдывает его во всем.
Володин называет звонок Аллы голосом прежней жизни. «Ответить означало отозваться на него. Он молчал. Но молчать было больше нельзя». [1: 233] Этот момент является решающим в жизни героя. Бузыкин все потерял и почувствовал вкус свободы. Ему не нужно ничего делать: все уже сделали за него. Он может не ответить Алле, и никто не потребует от него объяснений, тем более не обвинит его в этом. Жена уже ушла сама, без лишних слов и упреков. Точки расставлены, повода возвращаться к старому нет, ведь прошлое - это бег по замкнутому кругу, который может утомить любого.
Зачем герою вновь обманывать, кому-то угождать, не считаясь с собственными интересами? Почему бы ему не начать новую жизнь, когда для этого уже созданы все благоприятные условия? Мне кажется, что герой никогда не изменится. Ему не нужно что-то новое. Если его возвращают, он вернется только потому, что не может сказать «нет». Если сравнивать его жизнь с марафоном (ведь герой постоянно бегает), то он должен добежать до конца, не может сойти с дистанции.
Помимо Аллы возвращается и Нина Евлампиевна. Для меня это было неожиданно, так как я считаю, что ей такой муж не нужен. Я была уверена, что она с ним жила только ради дочери. Однако, несмотря на здравый смысл, Нина возвращается к мужу и спрашивает лишь одно: «Андрей, ты правду мне сказал? Там действительно все кончено?». [1: 233] Неужели она еще не привыкла к тому, что Андрей Павлович все время обманывает его?! На что она рассчитывала? Если она вернулась, значит, готова простить ему все даже без извинений мужа. Может быть, героиня его все-таки любит? Как бы то ни было, Андрею Павловичу можно дать лишь одно определение – «интеллигентный бабник». Значит, в нем все же что-то есть, коль ни одна из его спутниц не смогла от него отказаться. Более того, каждая знает о существовании другой, но сказать что-то против не решается, так как боится потерять его. А Бузыкин – очень воспитанный человек, не способный никому отказать даже во вред себе. Хорошо ли это? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. С одной стороны, что плохого в том, чтобы быть воспитанным? А с другой – мы можем на примере главного героя увидеть, к чему все это может привести. Порой нужно быть твердым и уметь дать отпор.
В отношениях с Аллой главный герой другой. Она хоть как-то сумела растопить его «системную холодность». С нею он заботливый, даже, на мой взгляд, счастливый. В самом начале киносценария перед нами предстают именно эти два героя, и это неспроста. Алла мечтает о семье. Она хочет детей именно от Бузыкина, однако он воспринимает эту идею как невозможную и сразу же опускает ее на землю словами: «Алла, я свою жизнь переменить не могу». [1: 201] Но ей этого не надо. Для нее достаточно, чтобы Андрей Павлович к ней приходил, проводил с ней время. Большего она и не требует. Алла слишком любит главного героя и не может так рисковать. Даже когда она болеет, то умудряется накрыть стол для Бузыкина. Героиня заботится о нем, дорожит им. Для нее радость – сделать что-нибудь приятное Андрею Павловичу, ее доброта бескорыстна. Она не задается лишними вопросами, не думает, почему Бузыкин не уйдет ради нее из семьи, что будет дальше и что ей делать. Ей просто хорошо с ним. Алла даже купила ему в подарок дорогую модную куртку, хотя живет одна и вряд ли много зарабатывает.
Именно любовница является «двигателем» их отношений. Андрей мало что для нее делает. Она постоянно звонит ему, интересуется его жизнью, заботится о Бузыкине. А что получает взамен? Андрей Павлович не скрывает, что не собирается ради нее все бросать, и будущего у них, выходит, нету. Нельзя сказать, что Алла не нужна любимому, однако нельзя увидеть, чтобы он был чересчур нежным с ней или боялся ее потерять.
В одной квартире с Аллой живет дядя Коля, который для Аллы как отец. Он хочет, чтобы она была счастлива, но не знает, что Андрей Павлович несвободен. Николай даже хочет уехать, когда они решат пожениться, чтобы оставить им всю квартиру в распоряжение. Бузыкин просто не может находиться в присутствии такого человека – бескорыстного, доброго, готового пойти на жертву ради счастья других. Как он может спокойно лгать ему в лицо? Володин дает такую характеристику дяде Коле: «Достойной повадкой он внушал уважение». [1: 208] На его фоне Андрей Павлович выглядит крайне непривлекательно.
Однако Алла любит именно Бузыкина. За что? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Видимо, есть за что, раз она предпочитает мириться с таким положением дел вместо того, чтобы найти другого мужчину. Возможно, героиня любит его просто так, и логического объяснения этому нет.
Она каждый день ждет его звонка. У нее нет собственного телефона, поэтому она мечтает о том, чтобы у нее в комнате был собственный, чтобы не надо было никуда бегать и никого беспокоить. И когда Бузыкин позвонит, она сможет быстро подойти к телефону и услышать любимый голос. Когда они вместе, как будто бы создается маленькая тихая идиллия, им вдвоем хорошо и спокойно.
Жену Бузыкина Алла зовет Эн Е. Мне кажется, что она ее боится, ведь когда Нина Евлампиевна подходит к телефону вместо Андрея, Алла ничего не может сказать и тихо дышит в трубку. Может быть, она чувствует себя перед ней виноватой? С другой стороны, она виновата ровно настолько, насколько сама Нина, которая не смогла удержать мужа. Алла не требует ничего от Бузыкина: ни громких обещаний, ни какой-либо стабильности и признаний. Ей просто нужно, чтобы он был рядом, чтобы он приходил к ней, а она могла ему готовить, втайне покупать подарки, звонить и беспокоиться. Он наполняет ее жизнь смыслом. Алла говорит Андрею Павловичу, что она «однолюбка», и из ее поведения ясно видно, что она ради него готова на все: терпеть любые унижения. У Аллы есть поклонник – Евгений Пташук: «Молодой человек интеллигентного вида». [1: 215] Он в нее влюблен, не раз приглашал в театр, но всякий раз получал отказ. Для героини всегда не первом месте Андрей. На даче она читала всем его стихи. Алла искренне считает Бузыкина талантливым автором и не скрывает своего восхищения. Она как маленький ребенок, увлеченный своей игрушкой: не видит ничего вокруг и никогда не бросит Андрея, несмотря на собственные отчаянные попытки положить конец их отношениям.
Когда Андрей Павлович должен был встретить Аллу из кино, а тем временем засиделся у Варвары, помогая ей с очередным переводом, он звонит любовнице, чтобы оправдаться. Однако она не хочет ничего слушать: «Слушай, Андрей Павлович! Врал бы в одном месте. А то и там и тут…» [1: 218] Затем Алла рассказала дяде Коле всю правду про Бузыкина, чем расстроила и разозлила соседа. Еще бы! Ведь он так рассчитывал на то, что Андрей Павлович осчастливит Аллу!
Когда главный герой звонит любовнице, чтобы сообщить, что он не может прийти, так как его дочь улетает, Алла этому не верит: «Она рванула трубку и со шнуром оторвала ее от аппарата». [1: 226] Казалось бы, героиня тоже от всего устала. Ей хочется счастья, а она получает лишь порцию очередного, плохо продуманного вранья. Однако ее злости хватает ненадолго. Алла не может существовать без Андрея, она «пропиталась им», живет лишь для него и не может иначе.
Решающий для жизни героя звонок помещен в конец киносценария. Именно он определяет дальнейшую судьбу героя: ответить на «голос прошлого» либо же начать новую жизнь. Алла тянет его назад. Ответить ей – значит смириться со своим положением, опустить руки и продолжать свой «марафон». Но время на раздумья нет, и Бузыкин говорит Алле: «Да».
«Все плохое уходило из ее жизни в прошлое. Больше не будет этой постылой спешки, отсюда – туда. Теперь покой, теперь счастье…». [1: 233] Но недолго пришлось радоваться Алле. Все ее надежды рухнули спустя буквально пару минут. Она должна была догадаться, зная Андрея, что счастье не могло прийти так просто. В тот момент, когда возвращается жена, Алла ничего не подозревает. Она радуется тому, что с прошлым покончено и все теперь будет хорошо. На вопрос Нины Евлампиевны «Андрей, ты правду мне сказал? Там действительно все кончено?» Бузыкин не придумывает ничего нового и вновь говорит недавно сказанное «Да». [1: 233]
Зачем он лжет? Может быть, потому, что не способен ничего изменить. У него был шанс начать новую жизнь, но ему это просто не надо. Я уже говорила, что он привык и ничего не собирается менять. «Хорошо, записываю. Завтра в девятнадцать ноль-ноль кафедра» - роковые слова. [1: 233] С ними все становится ясно. Герой снова лжет, все опять «побежало» по замкнутому кругу, и этот «марафон лжи», по-видимому, никогда не кончится: «Жена смотрела на него больным взглядом. Алла сидела молча. В лице ее стали видны утомленные припухлости, приметы несбывшихся надежд». [1: 234] Вот так один бесхарактерный человек может заставить страдать всех тех, кто его любит. А могло ли быть иначе? Сложно ответить. Скорее всего, он остался бы с Аллой, ведь с ней ему лучше, да и жена уже ушла сама, не требуя принимать решений. Были бы тогда все счастливы? Алла наконец-то получила бы, что хотела; Андрей Павлович хоть в чем-нибудь определился бы, а Нина Евлампиевна обрела бы свободу и избавила бы себя от необходимости выслушивать постоянную ложь. Выходит, все бы были счастливы?
Причины перемены в поведении героя
Мы уже привыкли видеть Андрея Павловича в определенном образе. Ему присущи нерешительность, слабая воля, податливость, вежливость, поспешность. Герой предсказуем. Однако есть переломная сцена, в которой Бузыкин ведет себя несоответственно своему «амплуа». После того, как он проводил свою дочь Лену, герой признался жене, что был в вытрезвителе. Говорить Нине Евлампиевне правду ему нелегко, ведь на протяжении долгого времени он только и делал, что лгал. Но именно тогда, когда Бузыкин честен, жена не верит ему и уходит. Этот факт так сильно потряс Андрея Павловича, что перемены в его поведении становятся заметны окружающим.
Бузыкин направляется в институт и встречает там Варвару, которая наглым образом пытается выбить из него разрешение на перевод Скофилда. Это выводит главного героя из себя, ведь он сам давно мечтает получить перевод именно этого автора. Варвара – нахлебница, которая должна быть благодарна Бузыкину за помощь, но «ее» переводы считают лучше работ Андрея Павловича?! «Я хочу, чтобы ты не считал, что с моей стороны это свинство», - заявляет Варвара. Это выводит главного героя из себя. Когда она просит его посмотреть, нет ли у него наброска, чтобы можно было им воспользоваться, Бузыкин отвечает: «Что?... А полы помыть тебе не требуется? А то я вымою, ты только свистни!» [1: 230] Эти слова совершенно нехарактерны для привычного нам Андрея Павловича.
В нем переменилось все, даже походка: «Теперь, однако, он шел совсем иначе. Он прихрамывал, как участник больших сражений. Он смотрел на встречных орлино. Он отвечал на приветствия приказным тоном». [1: 231].
Когда Андрей Павлович встречает ненавистного ему Шершавникова, он уже «не подчиняется его чарам». Бузыкин давно не уважает этого человека, однако из-за общественного мнения и страха перед вышестоящим лицом ему приходилось здороваться с ним и пожимать руку с деланным радушием. Теперь ситуация переменилась: перед нами «новый» Андрей Павлович, который не собирается мириться с несправедливостью…
«Он почтительно поздоровался за руку с профессором. Шершавников рассеянно протянул ему руку». Андрей неожиданно говорит: «А вот вам я руки не подам… Потому что вы мне глубоко антипатичны». Так не мог сказать «старый» Бузыкин, это ему несвойственно: «И все-таки, Шершавников, прошу тебя на будущее. Не ставь себя в глупое положение». «Он попрощался с профессором и сурово захромал в аудиторию». [1: 231] Согласитесь, «нового» Бузыкина можно уважать. Он перестал бояться и начал поступать в соответствии со своими желаниями.
Связь начала и финала киносценария.
Не случайно Володин заканчивает киносценарий именно так. В жизни Бузыкина не может быть определенности. Герой никогда не изменится. Все продолжит двигаться, а точнее, бежать по замкнутому кругу. Как бы трагично это ни выглядело, описанная ситуация вполне жизненна. Всегда существовали и будут существовать люди «бузыкинского» типа, которые своей нерешительностью заставляют близких страдать.
Начало и финал сценария практически совпадают: Билл и Андрей совершают утреннюю пробежку. Англичанин снова впереди, Бузыкин отстает и ворчит. Он взял на себя слишком сложную задачу. Нельзя быть хорошим человеком, но при этом лгать, быть семейным человеком, но иметь любовницу. Вряд ли он хочет, чтобы из-за него страдали, но и принести счастье он не способен.
Чему учит киносценарий Володина «Осенний марафон»?
Прежде всего надо понять, что Андрей Павлович Бузыкин не столько конкретный человек, сколько собирательный образ. Людей такого типа много и в наши дни.
Этот сюжет показывает нам все недостатки бесхарактерного человека. Володин открыто говорит нам, что такими, как главный герой, быть нельзя. Нужно знать, чего ты хочешь от жизни, и стремиться достичь этого, а не плыть по течению, подчиняясь желаниям окружающих.
Нельзя превращать свою жизнь в вечный «марафон» и постоянно бегать из одного места в другое, метаться из одной крайности в другую. Душевного спокойствия, а тем более счастья, таким способом не достичь. Нельзя ставить себе недостижимых целей. Бузыкин избрал сложный путь: он старался «совместить несовместимое» – семью и любовницу. Как мы видим в итоге, герой ничего не достиг. Нельзя надеяться на то, что проблемы решатся сами собой.
Нужно быть «цельным» человеком, чтобы вас уважали. Для этого мало быть добрым, отзывчивым и радушным, порой необходимо проявить стойкость, упорство, защитить свою точку зрения.
Если вы решили изменить что-то в жизни, нельзя останавливаться, возвращаться к старому. Так Бузыкин, который, казалось бы, вот-вот начнет новую жизнь, отвечает на звонок Аллы и тем самым возвращает себя в старую жизнь со всеми проблемами, которые он не был способен решить. Не каждому под силу начать все с начала, но попытаться никогда не поздно. Нужно лишь точно осознавать, что вести прежний образ жизни невозможно, и начать перемены с себя. Не нужно ставить перед собой недостижимых целей и оставлять проблемы нерешенными, необходимо «закаливать» свой характер, иначе жизнь превратится в «осенний марафон», и, кроме бега по кругу, вас ничего не ожидает.
Список литературы:
Интернет:
[1] Цитата приводится с интернет сайта http://funeral-spb.narod.ru/necropols/Komarovo/tombs/volodin/volodin.html
[2] Все сноски даются по изданию: А.М. Володин. Пять вечеров «Избранное в 2-х книгах. Книга первая:- СПб; Библиотека альманаха «Петрополь» при участии Фонда русской поэзии. 1995, с 199-234.
Злая мать и добрая тётя
Л. Нечаев. Яма
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем "Ночь в лесу"
Заповеди детства и юности