Вложение | Размер |
---|---|
proekt_soedinitelnye_glasnye.doc | 94 КБ |
Творческий проект по русскому языку по теме:
«Сложные слова
с соединительными гласными»
Выполнила ученица 2 класса
МОУ «Аристовская ООШ»
Ведрова Надежда
Руководитель: Краева О.В.
Цель: путем наблюдения выявить характер букв соединительных гласных в сложных словах.
Задачи:
1.Показать, как правильно писать соединительные гласные о, е в сложных словах.
2. Составить разнообразные задания для формирования навыка написания слов с соединительными гласными.
3. Развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать.
4. Формировать практические умения правильного написания сложных слов с буквами соединительного гласного.
Проект направлен на введение понятие "сложные слова", способствует
совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков, знакомит с образованием сложных слов с соединительной гласной.
Актуальность
Во втором классе на уроке русского языка я познакомилась с темой «Соединительные гласные в сложных словах». Этот материал мне показался очень трудным. Я с интересом наблюдала за образованием сложных слов. Мне захотелось расширить свои знания и составить практические задания, формирующие навык распознавания и написания сложных слов с соединительной гласной. Я составила план своего исследования:
1.Что такое сложные слова и их происхождение.
2.Как образовались сложные слова.
3.В каких случаях пишется соединительная гласная О, в каких – Е.
Происхождение соединения слов в речевой практике предков.
Рассмотрим словосочетания «полоса леса», или «лов зверя». Можно слова в словосочетаниях переставлять, ведь содержание останется то же самое (как говорится, от перестановки слагаемых сумма не меняется!): «леса полоса» или «зверя лов».
В прошлом, почти что вплоть до XVIII века, практически все тексты писались без пробелов между словами, т.к. в них не было необходимости (пробелы нужны только тем, кто не чувствует границ между словами и не улавливает всего смысла текста).
Вот и ставьте себя на место предков и подумайте, как в сплошном тексте различать, о чем речь: два слова перед нами или одно сложное слово, если выглядит одинаково, допустим, как «лесАполоса» или «зверАлов»? А никак! В то время как раз существовало только смысловое различие, а не формальное!
А теперь снова вспомним о чередовании гласных А и О, в каких случаях они осмысленно подменяли друг друга, как дежурные, соблюдающие порядок.
Вспоминаем, что звук речи А выражает смысл состояния, данности, а вот звук речи О по смыслу не только передает энергию, динамику, но еще и смысл объединения, соединения!
Предки использовали только реальные выразительные средства – смысловые, осмысленные, т.к. тогда не было филологов, придумывающих пробелы и другие искусственные знаки.
Когда перед нами было два разных слова, то в сплошном тексте мы могли видеть такую картину: «…лесаполоса…» (по-современному, с пробелом: «леса полоса»), где А показывает по своему смыслу, что перед нами 2 простых слова.
Когда в тексте видели картину: «…лесополоса…», с гласным О (по-современному так же), то было понятно, что перед нами 1 сложное слово!
У предков не было даже возможности ошибиться, т.к. не было «пробела» между словами. У них была возможность передать один из двух смыслов: либо через А, либо через О.
Теперь, надеемся, вам понятно, что букву О никто в качестве «соединительной гласной» не придумывал и не назначал. Природа у звука О такая, и все!
Так же и в случае: «…звералов» и «зверолов». И в других аналогичных ситуациях.
Для предков была обычная осмысленная ситуация выбора пути (выбора правописания или «правдописания»).
Как образовались сложные слова
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о или е.
Из истории слов
ПАРИКМАХЕР – по происхождению это тоже сложное слово. Оно сложено в немецком языке из двух слов: «парик» и «мастер». Из немецкого оно заимствовано в XVIII в. русским языком, где считается простым словом.
ПАРОХОД – так вначале был назван паровоз. Очевидно, описательная схема «то, что ходит посредством пара» приложима к обоим видам транспорта.
В словах: теплоход, пароход и электроход -ход обозначает: `сооружение, ходящее, движущееся по воде посредством того, на что указывает первая часть сложения: посредством пара (пар-о-ход), посредством теплового двигателя (тепл-о-ход), электричества (электр-о-ход)'. В соответствии с этим -воз служит для обозначения механизмов, везущих, передвигающихся по суше, по рельсам с помощью пара, тепла или электричества (паровоз, тепловоз иэлектровоз).
В каких случаях пишется соединительная гласная О, в каких – Е.
Правило В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е. Например: домосед, стихоплет, кожеед, птицелов.
Из словаря «Пиши правильно» я выписала все сложные слова с соединительными гласными и разделила их на 2 столбика в зависимости от буквы соединительного гласного
Соединительная гласная О | Соединительная гласная Е |
хлебороб | Оленевод |
ледоруб | коневод |
лесоруб | овцевод |
снегопад | птицевод |
водопад | садовод |
звездопад | пчеловод |
природовед | птицелов |
музыковед | пешеход |
языковед | козерог |
товаровед | |
охотовед | |
людоед | |
зверолов | |
китолов | |
ледоруб | |
лесоруб | |
рыболов | |
дымоход | |
пароход | |
скороход |
Практические задания
1.Загадки, отгадками которых являются сложные слова.
А.) Снова солнце печет сильно,
Снова солнечный денек.
Назовите сложным словом:
"Печет солнце" - ... (солнцепек)
Б.) Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно... (кашевар)
В.) Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Г.) Стоит толстячок,
Подбочившись бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)
Д.)Несмотря на непогоду,
Делает сквозь льды проходы.
Режет их, как масло нож.
Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)
Ж)Есть специалист такой
Для работы под водой.
Раз надел костюм – ко дну,
Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)
З) Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
И) Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
К) Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)
2.задание: Найти в текстах все сложные слова. Определить способы, которыми они образованы.
1) Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя. (А.Пушкин)
3 задание: Выпишите сначала названия природных явлений, названия местности и природных объектов:
снегопад, солнцеворот, плоскогорье, землетрясение, водоворот, мелководье, ледоход, звездопад, гололед, редколесье, небосвод, ледостав, суховей, лесостепь, листопад, бурелом, сухостой, водопад, полнолуние, равноденствие, солнцепек.
4 задание: Выпишите сначала названия занятий людей, их времяпрепровождения, затем названия их качеств:
чаепитие, честолюбие, путешествие, простодушие, хоровод, рукоделие, милосердие, сенокос, равнодушие, пустословие, легкомыслие, своеволие, мордобитие, самолюбие.
5 задание I уровень:
Списать, вставив соединительную гласную. Выделить корни.
Скал . лаз, камн . пад, вод . лаз, сонц . пек, мор . ход.
II уровень:
Составьте и запишите сложные слова с корнем: хлеб, снег, ход, воз.
III уровень:
Подбери антонимы:
Враждебное отношение - … (дружелюбное)
Ленивый ученик - … (трудолюбивый)
Серьезный юноша - …(легкомысленный)
6 задание: Дописать сложные слова.
Карточки для работы по теме «Сложные слова с соединительными гласными»
Вывод
Работая над проектом, я расширила свои знания о сложных словах, узнала, как они образуются, записала разнообразные задания, которые могут использоваться в начальных классах для закрепления написания сложных слов.
Браво, Феликс!
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Фильм "Золушка"
Ах эта снежная зима
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский