Исследовательская работа: "Роль, структура и языковые средства газетного заголовка" (на примере газеты "Земля Самойловская")
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rab.dokument_microsoft_office_word_4.docx | 34.08 КБ |
МБОУ «СОШ №1 р.п.Самойловка».
Исследовательская работа
«Роль, структура и выразительные средства газетного заголовка»
(на примере газеты «Земля самойловская»).
Выполнила: Малькина Елизавета.
Учащаяся 11 класса.
Руководитель: Бутенко Л.А.
2014 год.
Введение.
«Сказать все и – коротко».
Как корабль назовешь, так он и поплывет. Применительно к журналистике это значит, что правильно озаглавленный материал прочтут многие из тех, кому он предназначен, а плохо озаглавленный – нет.
Заголовки публикаций в газете – неотъемлемый элемент издания. От их характера и оформления во многом зависит «лицо» периодического издания. Важнейшая их функция – привлечение внимания читателя. Заголовки помогают ему быстро ознакомиться с содержанием номера, понять, о чем сообщают его публикации, что важно в информации, которую ему предлагают, что представляет для него особый интерес. Умение журналистов газеты использовать заголовки, часто определяет решение читателя – прочитать те публикации, заголовки которых возбудили в нем интерес, или отложить номер в сторону. Газетная практика дает многочисленные примеры того, как в результате неудачного выбора и оформления заголовков резко снижается воздействие важных выступлений газеты на читателей: содержательную статью с неправильно выбранным, невыразительным, неграмотно оформленным заголовком не замечают. И наоборот, яркий заголовок, привлекший читателя своим содержанием и формой, побуждает прочитать следующий за ним текст или рассмотреть стоящую под ним иллюстрацию. Он играет роль крючка, заглотнув который, читатель знакомится со своим «уловом» – всей публикацией.
Заметим, что еще в начале XIX в. тексты в газетах печатались без заголовков. В начале каждого сообщения обычно указывали лишь географический пункт – название города, откуда оно пришло, и дату его направления в редакцию. Впервые заголовки стали обозначать на первой странице номера в своеобразной афишке-указателе, где сообщали о его материалах. Постепенно некоторые из этих заголовков переходили и на другие страницы номера, где ставились над важнейшими сообщениями и статьями.
Сейчас почти все тексты и многие иллюстрации публикуют с заголовками. Исключение составляют небольшие информационные сообщения и заметки, сгруппированные в подборку. Тогда над ней ставят общий заголовок – рубрику, обозначающую главную тему этих публикаций или другой общий для них признак. Таким образом, заголовок сейчас представляет собой органичный первый элемент текстовой публикации, неразрывно с ней связанный, более того – вытекающий из ее содержания. В.Г. Короленко в одном из своих писем подчеркивал: «Заглавие должно до известной степени предупреждать о содержании».
Интерес к газетному заголовку как к объекту лингвистического исследования возник в 60-е гг. XX века. Интерес этот не случаен, так как именно в эти годы существенно усложнилась структура газетного заголовка, расширился круг его функций . Заголовок способен самостоятельно, в отрыве от текста публикации, выражать определенное суждение. «Заголовочное чтение» – это первоначальная ориентация читателя в содержании газеты . Отсюда следует важность изучения заголовка как играющего главную роль на странице.
Актуальность моего исследования обуславливается тем, что в наш современный скоротечный век у людей все меньше и меньше времени читать газеты что называется «от корки до корки», и роль заголовков многократно возрастает – именно от них во многом зависит, будет прочитан материал или нет.
Целью данной работы является выявление роли заголовка в районной газете «Земля самойловская».
Общая цель предполагает конкретные задачи: выделение доминирующих функций заголовков данного издания, рассмотрение их языковых особенностей и структуры.
Объект исследования – районная газета «Земля самойловская» со сплошной выборкой текстов всех подряд идущих номеров за 8 месяцев 2013 года.
Основной метод исследования описательный. Он предполагает следующие приемы: наблюдения, сопоставления, изучения теории, количественной обработки данных, обобщения, анализа языкового материала.
Роль и функции газетного заголовка
Анализируя многообразные выразительные возможности газетного заголовка, закономерно встаёт опрос о том, какие функции он выполняет в процессе восприятия газетного сообщения. Следует перечислить основные общепризнанные функции заголовков:
1) графически-выделительная;
2) номинативная;
3) информативная;
4) рекламная;
5) оценочно -экспрессивная
6) интегративная
Прежде всего, заголовки выделяют материалы на полосе, отделяют их друг от друга. На выполнение такой задачи направлены все заголовки, которые при этом несут графически-выделительную функцию. Эта функция - единственная, которая реализуется неязыковыми средствами: с помощью шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя, которое не требует волевых усилий.
При первом знакомстве с заголовком, до чтения всего текста, реализуется также номинативная функция. Она состоит в том, что заглавия называют текст, выступают в качестве его имён, знаков. Любой заголовок называет текст, с этой точки зрения он, неизменимо от своей синтаксической структуры, выполняет номинативную функцию. Номинативная роль заголовка даёт читателю возможность выделить текст. Можно назвать разные способы привлечения произвольного внимания читателя с помощью заголовка.
Знакомясь с текстом, читатель держит заголовок в поле зрения. Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую концепцию. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции. Оно в свернутом виде способно выражать содержание текста, которое представляет цепь тезисов, связанных друг с другом и уточняющих друг друга. Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия газетного произведения, выполняя оценочно-экспрессивную функцию. Важность ее для газеты определяется тем, что произведение должно убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор, внушить ему определенные политические установки.
Заглавие облегчает восприятие текста, играя большую роль в организации языковых средств. В этом случае оно выполняет интегративную функцию. Интеграция понимается как средство достижения целостности, слитности текста, что позволяет рассматривать его как самостоятельное единство. Целостность текста достигается использованием различных видов средств связи. Читатель запоминает публикацию, если она обратила на себя внимание содержанием и выразительными композиционно-речевым построением. Основная функция заголовка при закреплении содержания в памяти читателя – опять номинативная.
Все перечисленные функции газетных заголовков сводятся к главной роли: привлечению внимания к статье, репортажу, интервью, а значит и в целом к газете. От грамотных, умелых, оригинальных и современных заголовков , безусловно, зависит популярность, тираж печатного издания.
Информация о газете «Земля самойловская».
Газета «Земля самойловская» - единственное в Самойловском районе средство массовой информации. Газета была переименована в начале 90-х годов из «Строителя коммунизма». Произошла замена высокопарного названия, характерного для советского времени, на нейтральное. Учредителем «Земли самойловской» является Администрация муниципального образования Самойловского района Саратовской области и Министерство информации и печати области. Поэтому газета не является общественно независимой. У редакции в районе отсутствует какая-либо конкуренция в СМИ. Тираж издания в 2013 году составлял 2910 экземпляров при 9 тысячах населения района. Исследователи особенностей современных СМИ выделяют для местных средств информации еще одну дополнительную функцию- создание позитивного социально-психологического тонуса в своем районе или области. Местные газеты неохотно отражают болевые проблемы : безработицу, ухудшение экологии, демографической ситуации, спад экономики и сельского хозяйства другие . Как правило, издатель, хоть и косвенно, но оказывает влияние на редакцию, корреспондентов в выборе материала, тем для освещения. Поэтому в местной прессе чаще всего многое подается в выгодном для руководства местных властей свете. Большая часть газетного материала носит уведомительный, информационный, нейтральный характер. Газета становится средством донесения до жителей достижений района, поселка, деревень, малых городов. При этом в сознании подписчиков нивилируются отрицательные стороны жизни .
Газета «Земля самойловская» не исключение. Для исследовательской работы были взяты 64 номера газеты – за 8 месяцев 2013 года. Примерно 60-70% статей опубликованы под рубликами: «С места событий», «Люди земли самойловской», «Культура», «Школьная жизнь», «Аграрный вопрос», «Дела депутатские», «Регион: достижения и перспективы». По убывающей идут: «Почта редакции», «Примите поздравления», «Человек и закон», «дела общественные», «Новости спорта», «О важном», «Социальный ракурс», «Профессиональные праздники» и некоторые другие. Подавляющее большинство статей рассказывают о достижениях сельского хозяйства района, о лучших тружениках села, о положительных сторонах в сферах образования, медицины, спорта и особенно культуры. Значительная часть газетных полос – информация из нормативных документов федерального и регионального уровней, новостей региона. Минимум печатного материала о негативных сторонах в различных сферах жизни Самойловки и сел района.
В ходе данного исследования были выбраны и проанализированы с учетом поставленных задач 280 заголовков статей за указанный выше период выхода газеты. В результате даже поверхностного анализа заголовков можно констатировать, что заголовки исследуемой газеты, безусловно, выполняют все функции, свойственные и центральным, и местным газетам, о которых указывалось выше. Но доминируют при этом 2 функции- номинативная и информативная. И это понятно. Объясняется прежде всего официальностью учредителя, ведущим направлением газеты – давать информацию жителям района о важных, на взгляд законодательной и исполнительной властей, событиях и фактах. А также доводить до сведения подписчиков некоторые региональные новости. Поэтому типичны названия статей с отсутствием эмоционально-оценочного фона: «Эхо праздника», «На постоянный контроль», «Заседание муниципального собрания», «Комментарий губернатора Радаева», «Форум сотрудничества», «Экология как воспитание», «Профессия творческая», «От Красавки – до Владивостока» и многие другие.
Читатели, конечно же, предпочитают не только содержательно-рациональные, но и одновременно эмоционально-загадочные заголовки. Произвольное внимание к тексту привлекают заглавия, возбуждающие целую гамму эмоций – не только интерес, но и любопытство, недоумение, удивление и т.д. При этом заголовок выполняет рекламную функцию. Рекламный заголовок формирует психический настрой личности, благодаря чему активизируется внимание, заставляющее читателя целенаправленно обратиться к газетной публикации. Рекламная функция заголовков практически отсутствует. Можно привести единичные примеры: «Не ставь на себе клеймо», «Не упускайте свой шанс!», «Не дороже денег», «Эй вы там, наверху!», «Осторожно, мошенница!».
На фоне большого количества нейтральных заголовков ярче воспринимаются, пусть немногочисленные, но достаточно экспрессивные. На фоне обычных они лучше запоминаются, и выразительность газеты от этого не страдает. Примерное соотношение нейтральных и экспрессивно-оценочных заголовков – 70% к 30%. Такое соотношение опять-таки объясняется сущностью и основной ролью газеты. Все перечисленные выше заголовки экспрессивны, иначе они не выполняли бы рекламную функцию. Другие, типичные для данной газеты, эмоциональные заглавия: «Желаю новых побед!», «Подарите ребенку семью!», «Ярмарка гуляла, гостей созывала!», «Нам не дано предугадать», «Пусть не покинет вас мечта», «И нет у милосердия границ» и другие.
Структура заголовка.
Вторым объектом исследования является синтаксическая структура газетного заголовка. В синтаксическом отношении заглавие любого периодического издания строится по определенным моделям, порожденным общими законами синтаксиса. «Земля самойловская» - типичное в этом отношении издание.
Достаточно часто (50 из 280 единиц) в качестве заголовков выступают 2 типа словосочетаний, которые приобретают в газете вполне самостоятельное значение. Это С/С типа:
- существительное +существительное в Р.п.: «Аллея памяти», «Слова признания», «Дань уважения», «Профилактика безнадзорности», «Дань мужеству», «Труд газетчиков», «По просьбе самойловцев».
- прилагательное + существительное: «Августовский педсовет», «Профессия творческая», «На постоянном контроле», «Счастливые улыбки», «Юные олимпийцы». Эти клише практически все лишены экспрессии, метафоричности (за исключением 2). Их функция чисто номинативная. Подобная структура популярна была в журналистике 70-80 годов 20 века. Журналистика современности к ним уже не тяготеет. И подобные заголовки сегодня не очень интересны для читателя. Они хрестоматийны.
Массовыми в СМИ сегодня являются предикативные(глагольные) конструкции. В них закладывается действие или побуждение к нему, динамичность, стремительность – все, что нужно читателю в «бешеном» ритме жизни. Особенно городской. В «Земле самойловской» предикат в заголовках активен. Можно выделить следующие типы глагольных конструкций:
- предикат + субъект действия = грамматической основе двусоставного предложения: «Выборы состоялись», «Чиновники будут отчитываться», «Обсуждены актуальные вопросы».
- предикат+ объект действия = односоставному определенно-личному или неопределенно-личному предложению: «Готовимся к наводку», «Постоянно совершенствуемся», «Служат примером», «Поставим точки над i».
- побудительные усеченные предложения: «Помоги ближнему!», «Пусть парк будет зеленым», «Обратите внимание!».
- инфинитивные конструкции: «Быть смелым, здоровым, умелым», «Соблюдать чистоту!», «И надо все успеть».
Побудительные предложения и инфинитивные конструкции очень близки и по структуре и по доле выразительности. Они несут определенную экспрессию, так как рассчитаны на воздействие, на соучастие. Выразительны всегда и возвышенны вопросительные и восклицательные предложения. Но их доля в объекте нашего исследования, к сожалению, мала: 7% заголовков.
Современные СМИ, и наша газета в том числе, тяготеют к парцелляции – намеренному членению предложений на короткие части и неполному предложению – с пропуском одного из членов предложения. При последнем активную позицию занимает тире – обязательный знак препинания для неполного предложения. Вот типичные примеры подобных конструкций: «Социальная служба – в помощь населению», «От Красавки – до Владивостока», «Все внимание – благоустройству», «Коляску – инвалиду!», «Стиль работы – на новый уровень», «На губернаторскую елку» и др.
Исследователи языка газеты отмечают активность беспредекативных (назывных) конструкций. Они очень похожи на словосочетания, но отличаются 1-2 дополнительными словами и относительной законченностью мысли, свойственной любому предложению: «Тропинка, ведущая к школе», «На радость себе и людям», «Профилактика безнадзорности и правонарушений». «Километры пройденных дорог», «мастер необычного строительства», «Тепло семейного очага», «Урок длиною в 80 лет». Подобных предложений в общей системе заголовков газеты – 15-20%. Назывные предложения – это лаконичная форма изображения любых событий, описание картин природы, состояния человека. Указывая на предмет, место, время действия, назывные предложения вводят читателя в содержание статьи, которую предстоит прочитать, уже в самом заголовке. Как отмечают исследования, именно беспредикативные конструкции «наступают на пятки» предикату(глаголу) в современной публицистике, и в журналистике в частности.
8-10% в объекте нашего исследования приходится на заголовки, представляющие собой простое предложение с именной частью составного сказуемого (выраженного существительным) с неизменным спутником такого предложения – тире. Такие предложения делают заголовки отрывистыми,емкими, содержательными.
- «Социальная сфера – важнейший аспект работы»,
- Наши земляки – наша гордость»,
- Имя тебе – воспитатель»,
«Надежда - надежный человек».
«Благодарность – улыбки ребят».
Такая конструкция используется корреспондентами газеты «Земля самойловская» при написании коротких заметок и очерков.
Выразительно-изобразительные средства газетного заголовка.
Заголовок – всегда суть, стержень, ядро содержания статьи, репортажа, очерка, интервью в журналистике. Это визитная карточка. Иногда журналисты обдумывают название своей работы дольше, чем пишут саму работу. Меняют, отшлифовывают каждое слово в заголовке, так как осознают, что «встречают человека по одёжке», так же, как статью по названию. Выразительный заголовок может передать не только суть статьи, но и мысль автора или его отношение к изображаемому, эмоционально воздействовать на читателя, «зарядить» его на прочтение.
Выразительность заголовка может достигаться любыми языковыми средствами: фонетическими, словообразовательными, синтаксическими, лексическими.
Можно с уверенностью сказать, что большинство из структурных моделей заголовков, описанных в работе, являются выразительными средствами на уровне синтаксиса. В газете «Земля самойловская» наиболее ориентированы на выразительность все констркции с тире и побудительные предикативные предложения с восклицательным знаком.
Среди художественно-изобразительных лексических средств можно выделить метафорические словосочетания типа «Аллея памяти», «Эхо праздника», «Тепло семейного очага», «С открытым сердцем» и другие. Хотя все метафоры в газете трафаретные, можно сказать, штампы. Интересны всегда, не только в заголовках, перифраза – разновидность метафоры. Таких перифраз в газете немного, но они есть: «Частица великой России» (Самойловка), «Зеленая Россия в Самойловке» (зеленая зона), «Второй дом для ребят»(школа), «Люди в белых халатах». Оригинальности здесь тоже нет.
Традиционно выразительны заголовки- цитаты. Строки из песен, стихов, поэм, любимых читателями, а также афоризмы, пословицы. Цитирование – прекрасное средство выразительности, потому что такие названия лиричны, трогательны, привлекательны для сельских жителей, особенно среднего возраста и пожилых. Заголовки-цитаты в нашей газете чаще используются для очерков: «И не забыть, как мы дарили друг другу нежно два кольца», «В великий день – бессмертный день», «Уж сколько раз твердили миру», «Нам не дано предугадать…», «Поставим точку над i», «Ярмарка гуляла, гостей созывала», «Эй вы там, наверху!» и другие.
Стилистическая фигура речи- антитеза- в сочетании с противительной конструкцией отмечается в таких заголовках, как: «Мы многое помним – что-то забыли», «Выборы прошли- работа началась», «Нарушил закон- заплати штраф. Выразительность в подобных заголовках заключена в противопоставлении и одновременно в рублености фразы.
Современные СМИ тяготеют к инновационному языку. Особенно это проявляется в рекламе. Заголовок тоже не исключение. В названиях статей смелые журналисты используют словесные игры, перефразирование поговорок, пословиц, афоризмов, используют каламбур (игру слов, основанную на звуковом сходстве при различном смысле), иронию (скрытую насмешку, передаваемую употреблением слова в противоположном значении), неожиданные новообразования. Примеры из московских газет:
- трансформированные цитаты («Любимый урка может спать спокойно», «Человек – это звучит горько», «Внимание: всем послам!»
- окказионализмы – новообразования («Съездонутые», «Кинороддом»).
- ирония («А король-то голый» - об аукционе вещей Ф.Киркорова).
Заголовки, основанные на словесных играх, в газете «Земля самойловская», по понятным причинам, не встречаются. Тенденция к нестандартной экспрессивности характерна для независимых газет, «желтой» прессы или для очень смелых редакций губернских и муниципальных газет с официальными учредителями - органами власти .
Выводы.
1.Газета «Земля самойловская» - основное местное СМИ в Самойловском районе.
2.Газета – рупор учредителя - Администрация муниципального образования Самойловского района Саратовской области и Министерства информации и печати области.
3.Основное направление печатного материала- создание позитивного имиджа района в глазах его жителей.
4. Доминирующие функции газетного заголовка: номинативная и информативная.
5. Заголовки отличаются разнообразными структурными моделями, отражают общие тенденции современной журналистики.
6.Использование традиционных изобразительно-выразительных средств в заголовках показывает стандартизированность издания. Образность, умеренная. Экспрессивность низкая. Газета не тяготеет к инновациям в области заголовка.
Содержание.
1.Введение.
2.Роль и функции газетного заголовка.
3.Информация об источнике исследования – газете «Земля самойловская».
4.Структура заголовка газеты.
5.Изобразительно-выразительные средства.
6.Выводы.
7. Литература.
Литература.
1.Виноградов С.И. Культура речи. – М., Инфо 1999г.
2.Гуревич С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. М., Аспект-Пресс 2004.
3.Кубанова А.З. Газетный заголовок современной газетной прессы.- «Русский язык и литература»,№6, 2004.
4.Терентьева А.В. Лексико-грамматическая и жанрово-стилистическая системность в оформлении газетных заглавий. Автореферат. Куйбышев. 2008г.
-
Мастер-класс "Корзиночка"
Муравьиная кухня
Фильм "Золушка"
Карты планет и спутников Солнечной системы
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ