итоговая работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_andreya_bolkonskogo_v_romane_voyna_i.pptx | 1.4 МБ |
Слайд 1
Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир» Выполнили ученицы 10 кл . Курбакова Виктория и Малышева ЯнаСлайд 2
Впервые мы встречаем князя Андрея, человека с “усталым, скучающим взглядом”, в светском салоне Анны Павловны Шерер , где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя: “красавица Элен ” Курагина и ее брат Анатоль, “главный кутила” Петербурга, Пьер Безухов, внебрачный сын графа Безухова, и другие. Некоторые появляются здесь, чтобы показать себя в свете, другие — чтобы сделать себе карьеру, продвинуться по службе. Совершив обряд приветствия “никому не известной... и не нужной тетушки”, гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор, и хозяйка салона “преподносит” своим гостям аббата Морио и виконта Мортемара , “как ростбиф на горячем блюде”. Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, “попав в заколдованный круг”, из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит (“...Никогда не женись... — говорит он Пьеру, — не женись до тех пор... пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал...”), отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести “свой Тулон”. Здесь очень важно заметить, что, с одной стороны, являясь врагом Наполеона, Болконский в то же время охвачен идеями наполеонизма : перед сражением он признается себе, что готов пожертвовать отцом, сестрой, женой, готов пролить кровь других людей ради своей личной победы, чтобы занять место Кутузова, а потом — “неважно, что будет потом...”.
Слайд 3
Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, “волоча его по земле”, бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение — “как будто палкой по голове”. Открыв глаза, Андрей видит “высокое, бесконечное небо”, кроме которого “ничего, ничего нет и... все пустое, все обман...”, и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
Слайд 4
Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа "Война и мир". С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем хорош, Andre , но в тебе есть какая-то гордость мысли". Но он далеко не человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, "он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим..." Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека.
Слайд 5
Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством. Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов. Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания. Всякие же разговоры о любви к "ближним" князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А, уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им.
Слайд 6
Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью. Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование. Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.
Слайд 7
В этот момент и появляется в его жизни Наташа Ростова. Впервые он видит её в Отрадном, куда приезжает по опекунским делам. Князь слышит, как Наташа восхищается красотой лунной ночи, и невольно начинает думать об этой искренней, мечтательной девочке. И вторая встреча с дубом как раз свидетельствует о том, что князь готов для новой жизни, новых чувств, новых отношений. Вспомним и сцену первого бала героини, Наташу с замирающим выражением лица и «восторгом счастия », когда князь Андрей пригласил её танцевать. Наташа привлекла его поэтичностью, свежестью и живостью чувств, непосредственностью. В Наташе было то, чего была лишена его жена Лиза. Её чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать всё с полуслова поражает князя, он считает её «сокровищем». После встречи с Наташей князь Андрей окончательно убеждается в том, что надо жить дальше, верить в своё счастье. И вот объяснение героев. Как он решителен и в то же время растерян, как волнуется старая графиня и что чувствует Наташа !
Слайд 8
Теперь Андрей понимает, что он никакой не бесчувственный герой, а вовсе даже наоборот, способный к состраданию, разочарованию и обиде человек. Иными словами он познал силу чувств, он полюбил, в нем как будто открывается второе дыхание, новые жизненные ориентации. Андрей Болконский – человек, уже прошедший через войну, он видел смерть, поэтому понимает, что обычная жизнь – это самое ценное, что вообще может быть на свете. Л. Н. Толстой показывает, как князь Андрей почувствовал себя «ожившим и помолодевшим» рядом с Наташей. Эта девочка «с ее удивление и робостью» помогла Андрею приобрести совершенно иные жизненные цели и ценности. Семья – вот что теперь важно Болконскому, вот в чем заключается то самое важное сокровище земной жизни. Семья, не слава, будет твоей опорой в горе и радостях, в удачах и неудачах, только семья всегда поддержит и простит, ведь настоящее чувство выше всего.
Слайд 9
Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом.
Слайд 10
Однако обманом окажется и любовь к Наташе, как будто бы открывшаяся перед князем Андреем возможность счастья и гармонического существования. И не случайно ни в одном из набросков к роману, ни в его первоначальных вариантах Толстой не соединяет судьбы князя Андрея и Наташи. Это противоречило бы художественной идее романа. Лишь после всего пережитого придут к нему мир и любовь.
Слайд 11
Война 1812 года застает князя Андрея в момент наивысшего душевного кризиса. Но именно всенародная беда, обрушившаяся на Россию, выводит его из этого состояния. Участие в Отечественной войне 1812года и явилось для него истинной формой бытия, к которому он так долго и трудно шел. Война эта открывает для князя Андрея возможность войти в стихию общенародной жизни. Он впервые осознает влияние солдатской массы на военные действия, исход которых решает ее дух, ее поведение и настроение. И он становится ближе к солдатам, то есть к народу. Навсегда отказавшись от карьеры придворного, не пожелав быть штабным офицером, он уходит в полк, где, по нынешним понятиям , только и можно приносить пользу своей отчизне.
Слайд 12
Отныне всем своим поведением он доказывает, что хотя желание славы и побуждает к подвигу, но истинным примером мужества в бою чаще бывает поведение воинов, которое внешне отнюдь не выглядит героическим. Настоящий подвиг суть тот, что совершается без мысли о собственной славе, о себе, а во имя «других», просто, скромно, жертвенно, подобно подвигу капитана Тушина. И не случайно Толстой ставит своего героя на Бородинском поле в условия, в которых у него нет возможности отличиться.
Слайд 13
Десять часов стоит князь Андрей со своим полком в резерве под непрестанным артиллерийским огнем. Главная заслуга в этих условиях- и полкового командира и каждого солдата- выстоять, несмотря на угрожающую ежеминутно смерть. Они ничего не предпринимают , они только ждут, но тем самым помогают успеху общей операции, а следовательно , совершают подвиг. И князь Андрей уже не мечтает о личной славе, всеми силами души он желает одного: победы русских над французами, и потому он понимает всю важность и такого участия в войне. Но и в этот момент он остается не только самим собой, но и сыном своего отца- человеком с обостренным чувством чести. Он и смертельную рану получает в большей мере потому, что все время помнит: на него смотрят, а значит, поведение его должно быть бузукоризненным .
Слайд 14
Ему надо было пережить нашествие Наполеона, смерть отца, получить смертельное ранение, увидеть истекающего кровью Анатоля Курагина, чтобы выйти из индивидуалистического надменного существования, когда он ощущал себя над людьми, и в полной мере понять не только собственные, но и их чувства. Только теперь открывается ему смысл любви, а следовательно, прощения. Очнувшись после операции и увидев на соседнем столе Анатоля Курагина, которому только что отняли ногу, князь Андрей « вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями». Вот это-то новое, открывшееся ему чувство и заставляет его наконец понять свою вину перед Наташей и ощутить всю силу не только собственной любви к ней, но и ее любовь к нему, ее страдания
Слайд 15
Они такие, эти Болконские: гордые, самолюбивые, считающие необходимым и умеющие в обычных условиях жизни скрывать свои самые сокровенные чувства, чтобы посторонний глаз не разглядел бы их доброту, их душевность. Но сила гения Толстого в том, как естественно, правдиво, убедительно он снимает со своих героев их маски и открывает скрытую благородную сущность, ярко раскрывающуюся в годину всенародного испытания. Так же как во всем народе пробуждается все лучшее, что дремало в его душе, так же пробуждается это и в семье Болконских. В этом тоже есть « мысль народная»
Муравьиная кухня
За чашкой чая
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Как зима кончилась
Лавовая лампа