В данной работе ученица исследует путем сопоставительного анализа творчество С. Есенина и М. Баинова.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_v_arshanovo.doc | 68 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п Аскиз
Научно-практическая конференция
«Есенинские мотивы в лирике М. Баинова»
выполнил: Тоглакпан Анастасия
ученица 11 класса МБОУ СОШ п Аскиз
руководитель: Шулбаева Эльвира Николаевна,
учитель русского языка и литературы
п Аскиз 2013 г
Оглавление
стр
Введение
В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество. Родина и ее природа— с этими двумя темами связано все лучшее в лирике поэта: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве».
В его творчестве сливается воедино любовь к Родине и любовь к ее природе:
«О, Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку –
Люблю до радости, до боли
твою озерную тоску».
Читая стихотворения М. Баинова, нельзя не заметить, как перекликается его поэтическое восприятие жизни с есенинским.
Россия! Кланяюсь тебе я,
Твоим полям и огородам.
Цветы любви, лицом светлея,
Кладу к березовым корням.
Чистое, восторженное-бережное переживание чувств к родной природе, сплетение темы Родины и природы воедино в лирике обоих поэтов – это и многое другое вызывает живой интерес к поэзии С. Есенина и М. Баинова. Отсюда
Актуальность: Есенин – поэт приходящего 20 века, Баинов – поэт того же века, но . Что сближает этих певцов Родины и природы? В чем секрет их поэтического унисона? Вот те немногие вопросы, которые невольно возникают, когда вслушиваешься в строки Есенина и Баинова. Ответить на них важно, так как это поможет ближе узнать сущность поэзии одного из самых лиричных поэтов Хакасии - М. Баинова.
Цель исследовательской работы: Выявление закономерности проявления мотивов есенинской лирики в творчестве М. Баинова.
Задачи: 1) Исследовать литературу, посвященную поэзии Есенина. и Баинова.
2) Исследовать литературу, посвященную поэзии Баинова.
3) Провести сопоставительный анализ лирики двух поэтов на примере нескольких стихотворений.
4) Сделать вывод об особенностях поэзии М. Баинова.
Предметом исследования стихотворения Сергея Есенина и М. Баинова.
Методы исследования: сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Баинова.
Сергей Есенин и Моисей Баинов.
2.1. Почти все первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло ли быть иначе — ведь молодой поэт с детства был окружен великолепием просторов и богатств родной земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков, запахов. Раздается белый перезвон берез, заливаются бубенцы, шумит камыш, полыхают зори, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоками и медом, льют ели запах ладана — таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина. Этот мир не бесшабашно-весел, в нем всегда где-то в глубине таится что-то грустное, что трудно выразить словами. Пожалуй, эта грусть— о непрочности, хрупкости всего земного. И потому все прекрасное в жизни становится еще ближе, понятней и дороже. Пейзажи Есенина глубоко народны, но не только потому, что им используются народные, фольклорные эпитеты, мотивы, образы. Народность Есенина кроется в особом творческом восприятии мира самим поэтом. В стихах его деревья, цветы, травы, реки, пашни исполнены жизни, все живет и говорит с героем.
В творчестве Баинова сливаются два великих художественных начала — реалистическое и романтическое. Мелодичный, напевный стих повествует суровую правду о времени, осиротившем поэта и сделавшем мудрым «в десять лет», и одновременно о мечте, которая уносит на «лунолобом коне» к «удивленным звездам», к озарению и вдохновению. И это второе, романтическое начало, усиливает и конкретнее обозначает творческую доминанту поэта. Эпичность и возвышенный лиризм поэзии Баинова нашли достойное воплощение в его поэмах. И все же сквозной темой его лирики является тема родной земли: малой Родины, неотделимой от России. Ее образы мы встречаем почти в каждом стихотворении, поэтическое пространство переносится и в степи, и в тайгу, и в луга, и в горы….
2.2. Проанализируем стихотворения Есенина и Баинова с позиции использования средств художественной выразительности.
Средства выразительности | Сергей Есенин | Моисей Баинов |
Образы – символы | Долина Равнина Степь Осень Из стих-ия «За горами, за желтыми долами» Топи, болота Хвойный лес Луг, ракиты Из стих-ия «Топи да болота» ………………………………. Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. «Нивы сжаты……» | Даль Пашня Степь Осень Из стих-ия «Прошла страда» Речка Луга Сосны Поля Из стих-ия «Пускай не бывал я…» ………………………………………. Когда закат, как жеребенок, Вдали пронзительно заржал… «Когда закат…..» |
Образы- символы связаны с родной природой, такой близкой душе поэтов, выросших на лоне природы. Это то, что дорого обоим, что связывает образы родины и природы воедино, неотделимо друг от друга. Неудивительно, что образы перекликаются, ведь и Есенин и Баинов – выходцы из деревни, из простого народа. | ||
Метафоры | Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленёночек маленький матке Зеленое вымя сосет. | Вновь май свои лучи послушно В прозрачных водах отразит, В таежной дали на опушке Косач на свадьбе затрубит |
Сравнения | Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду ……………………………….. Хорошо бы, как ветками ива, Опрокинуться в розовость вод.. | Горит жемчужиной над Азией срединной Земля моя, как грезная роса, Как Млечный путь, как матери седины, как одинокая моя слеза. |
Развернутые метафоры, яркие сравнения передают трогательное чувство любви и нежности к родине в равной степени у обоих поэтов. Свои поэтические впечатления они черпают в образах природы, образах Вселенной; эти образы как бы объединяют человека, родину и природу. | ||
Цветопись | Роща золотая Голубой пруд Горит костер рябины красной «Отговорила роща золотая» И синь, упавшая в реку,.. «О, Русь-….» | Синь небес Пашня золотая Кибиткой красной катится «Жигуль» «Прошла страда» Небес остывших бронзовая синь «Прошла страда» |
Мы обратили внимание на то, как много общего в использовании красок: голубой, золотой, красный, синий….. можно еще перечислять. И это не случайно, потому что цветопись задает настроение стихотворения, его фон. Восхищение, любовь, грусть, нежность невозможно передать разными красками. Это противоречие. То же самое можно сказать и об использовании звукописи. | ||
Звукопись: аллитерация | Гой, ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа…. Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. (р, н, з, л ) | Как молния, несется златорогий Над черной бездной белый мой баран, Как свет веков, божественный и строгий…… Моих трагедий взлетов талисман (р, н, з, л) |
Использование кольцевой композиции стихотворения. | Никогда я не был на Босфоре, Ты меня не спрашивай о нем. Я в твоих глазах увидел море, Полыхающее голубым огнем ………………………………. И хотя я не был на Босфоре – Я тебе придумаю о нем. Все равно – глаза твои, как море, Голубым колышутся огнем. | Пускай не бывал я на Каме, Не пил золотую зарю, Души своей алое пламя, Тебе, дорогая, дарю. ………………………….. Пускай не бывал я на Каме, Не пил золотую зарю, Души своей алое пламя, Тебе, дорогая, дарю. |
Анафоры, эпифоры, лексические повторы, кольцевая композиция несут определенную смысловую нагрузку: утверждение определенного авторского взгляда, его позиции. За этими приемами мы читаем о том, что дорого сердцу поэта, что важно ему донести из потайных уголков души. Это и любовь к Родине («Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий»), и чувства к любимой («Тебе, дорогая, дарю») …….. |
2.3. Поэтические восприятия Есенина и Баинова, действительно, имеют много общего. Сравнения и метафоры, пожалуй, самый используемый приём выразительности С.Есенина, они же наиболее часто встречаются и у М. Баинова. Близость звуко-цветового выражения, встречающиеся образы говорят о близком духовном переживании своей любви к родине. И это понятно: оба поэта- выходцы из народа, жили в крестьянской среде при бабушке, а Есенин еще и при дедушке. Народная жизнь со своими радостями и горестями, народное творчество повлияли на поэтический склад будущих поэтов. Им близко истинно народное отношение к природе, к родному уголку. Отсюда и близкие образы природы, сплетение темы природы и родины в единое целое, потому что эти понятия, в принципе, неотделимы. Секрет поэтического унисона прост: он – в складе души, во внутреннем единстве, хотя у каждого духовный настрой сложился, безусловно, самостоятельно.
Но то, что в творчестве Баинова мы увидели есенинские мотивы, лишь доказывает принадлежность поэта народу, как истинно народного художника; посвященность его лирики одним из самых живых тем поэзии: теме Родины и природы.
2.4. Но М. Баинов бы не был бы Баиновым, самобытным художником, если бы как поэт не имел индивидуальных особенностей, своего почерка. Это можно увидеть, опять же сопоставляя образы Есенина и Баинова.
Сергей Есенин | Моисей Баинов |
Береза Клен Ива Журавли Воробышки Роща, пуща. | Верба Хайджи Маралы Тайга Чатхан Той Саяны Енисей Абакан Витязь Чанар Хус Прекрасная Кюн Арыг |
Как видно, М. Баинов - певец своего края, своего народа. Об этом ясно говорят образы нашей малой Родины, которые ни с какими другими не перепутаешь. Вся система образов говорит о его подлинном интересе ко всему, что связывает поэта со своей землей.
Будущему поэту не раз приходилось слышать рассказы стариков о прошлом, их споры о родословной. Из народных мелодий, услышанных еще в детстве, складывались поэтические строчки. Его поэмы посвящены любимой Хакасии – ее прошлому и настоящему, ее духовно богатым людям, это размышления «о времени и о себе». Поэзия М. Баинова – свидетельство его любви к своей земле и своему народу. Он также автор проникновенных, задевающих ум и сердце страстных, нежных лирических стихов о любви. Поэт преклоняется и восхищается родным краем, где испокон веков жили и трудились его предки.
Заключение
К сожалению, его невозможно перевести на другие языки в принципе (лишь изучив хакасский язык можно приблизиться к пониманию его поэзии)...
Содержание поэзии, ведь, не только в том, чтобы банально обсказать некий сюжет... Это может и проза, а стихи... нечто больше, чем просто сюжет или некие "образы"... Ритм ! В них сила стиха! У хакасских поэтов к сожалению, хакасский ритм хромал в буквальном смысле. После открытия М.Баиновым хакасского ямба просто нельзя было не писать ямбами !
У М.Баинова есть всё! Но ямба больше всего... как у Пушкина.
И вообще, М.Баинов- ярчайший представитель эстетики Ренессанса (или ТЮРКСКОГО РЕНЕССАНСА)... Его нужно сравнивать с такими именами как Данте, Шекспир, Алишер Навои, Ли Бо... Ломоносовым... (интернет-ресурсы).
Сказка об осеннем ветре
Заяц, косач, медведь и весна
Флейта и Ветер
Прекрасная химия
Новогодние гирлянды