В исследовательской работе сравнены эпохи XIX века и нашего времени, составлена классификация людей по примеру произведения Грибоедова «Горе от ума»
В работе использован метод анализа произведения, социологический опрос
Выдвинута гипотеза: сколько бы не прошло лет, сколько бы не случилось переворотов в мире, сколько бы наука не сделала открытий человек в своей сущности не изменится.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект по литературе "Современность комедии Грибоедова "Горе от ума" | 1.19 МБ |
Слайд 1
МБОУ "Судогодская средняя общеобразовательная школа № 1" НОУ "Бакалавры" Секция "Миф" Исследовательский проект по литературе Руководитель: Козлова Лариса Александровна Выполнила Спирина Анастасия Современность комедии Грибоедова "Горе от ума"Слайд 2
Цель: сравнить эпохи XIX века и нашего времени, составить классификации людей по примеру произведения Грибоедова «Горе от ума» Метод: анализ произведения, социологический опрос Гипотеза: сколько бы не прошло лет, сколько бы не случилось переворотов в мире, сколько бы наука не сделала открытий,.. человек в своей сущности не изменится.
Слайд 3
Краткое содержание комедии Началась комедия с того, что служанка Лиза пришла будить Софью, но та не откликнулась, ведь она всю ночь провела со своим возлюбленным – Молчалиным. Пришедший к Софье отец – Фамусов, бессовестно заигрывает с Лизой, пользуясь положением хозяина. Он натыкается на Молчалина, который выходит от Софьи, и интересуется, чем занимался его секретарь в комнате барышни, но они быстро прекращают разговор. Оставшись с Лизой вдвоём, Софья мечтательно представляет, как прекрасно она провела ночь, но служанка напоминает ей о прежней сердечной склонности – Александре Чацком, но та отмахивается, оправдавшись тем, что их отношения за пределы дружбы не выходили. Неожиданно появляется сам Чацкий. Он засыпает Софью вопросами и даже успевает ее задеть, нелестно откликнувшись о Молчалине. Фамусов, как и все домочадцы не рады визиту Александра, но из вежливости расспрашивает героя о его жизни.
Слайд 4
Так мы познакомились со всеми основными персонажами, и началось развитие сюжета. Если говорить еще более кратко, то у Чацкого, как у представителя нового времени и носителя необычайного, острого ума, складываются конфликты со всеми героями пьесы, потому что Александр считает их слабодушными льстецами, для которых важна только личная выгода. Кульминация произведения – это момент, когда Софья, решив отомстить Чацкому за своего возлюбленного, на вечере Фамусова пускает слух средь гостей, что Александр не в своем уме. Слух этот тотчас разносится, новыми «фактами». Услышав беседу о себе, Чацкий негодует, но по-настоящему его волнует только одно: знает ли его любимая об этом «сумасшествии». Он и не догадывается, что именно Софья послужила причиной таких разговоров.
Слайд 5
Пьеса заканчивается тем, что Софья поняла, каким человеком является Молчалин, когда случайно подслушала его признание Лизе, а Чацкий обличает коварство барышни, после чего смеется над собственной слепотой и навсегда покидает некогда столь дорогой ему дом.
Слайд 6
Сравнение двух эпох Углубившись в чтение комедии можно увидеть, что современные люди такие же, как герои пьесы. Итак, основной частью моего исследования является классификация современного общества.
Слайд 7
Фамусов Павел Афанасьевич Фамусов – хозяин дома, значимый человек. Со стороны в его образе ничего странного может и не показаться, но в действительности мера ценности для Фамусова – это деньги и чины. Он зависим от традиций и мнения общества, и даже в каждом его монологе видна защита своего века. В качестве примера Фамусов выбрал своего дядю – Максима Петровича, который «не то на серебре — на золоте едал». Он был вельможей императрицы и образцом для подражания своего племянника, потому что «когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб». Следовательно, лесть, низкопоклонство и слепое прислуживание в цене у этого героя.
Слайд 8
Фамусов открыто признается, что и работает ради этих самых «чинов и денег», даже не вникая, что за бумаги подписывает. Я думаю, каждый вспомнил людей, которые подходят под описание Павла Афанасьевича Фамусова. В любой, даже маленькой организации есть такой человек, который задумывается не о процветании своего дела, а лишь о собственной выгоде. Но, в тоже время, не каждый человек, занимающий высокий пост может попасть под классификацию Фамусова, ведь остались порядочные люди.
Слайд 9
Молчалин Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хочет добиться успехов в роботе, несмотря на то, что не является дворянином. Молчалин скромный, вежливый, добрый, уступчивый, играет на флейте, любит сентиментальные стихи. За это его и полюбила Софья, но (!) она не понимала, что это всего лишь маска. И нужна она для того, чтобы сделать карьеру.
Слайд 10
Цель Молчалина – это «и награжденья брать и весело пожить». И если же Максим Петрович стандартный подхалим, то Алексей Степанович – подхалим нового времени. Он действует тоньше, но успешнее. Ведь в его тактику входит не только лесть начальству, но и лицемерие для Софьи. В любви он признается не из-за светлого чувства, а из-за того, что она – дочь его работодателя. И даже когда барыня застала его разговор с Лизой, Молчалин стал униженно ползать перед девушкой, но не из-за стыда, а из-за боязни потерять должность. А после и вовсе трусливо сбегает. Аналогов Молчалина найти не трудно – это каждый человек, который лицемерит, низкопоклонничает ради успехов в работе. Причем, в отличие от аналогов Фамусова, такие, как Алексей Степанович встречаются и в более юном возрасте.
Слайд 11
Скалозуб Сергей Сергеевич Скалозуб – полковник, идеальный жених того времени. Скалозуб глупый и грубый, но зато вполне самодовольный и богатый. Как и Молчалин, Сергей Сергеевич пользуется лестью и подхалимством для свершения поставленной цели. Хоть Скалозуб и слишком не образован, «он золотой мешок и метит в генералы». Трудно определить, кто более разрушителен для общества: Молчалин или Скалозуб, ведь если Сергей Сергеевич добьется своего и построит карьеру, то как он будет справляться с обязанностями, если не имеет той мудростью, присущей начальникам? Вот и еще один вид - люди, гоняющиеся за чинами и деньгами, не имея ума для такого дела.
Слайд 12
Софья Софья Павловна Фамусова – дочь хозяина дома, девушка из «высшего общества», воспитанная на французских романах. Она остроумна, мечтательна. Из чтения книг она почерпнула образ идеального мужчины, под который так хорошо подошла маска Молчалина. Она презирает грубость и необразованность Скалозуба, но и не может терпеть язвительный язык Чацкого. Софья вынуждена лгать и прятаться, чтобы отстоять право любить. Она даже решилась оговорить Чацкого, назвав его сумасшедшим. Фамусова равнодушно относится к обществу, но именно с помощью него пытается отомстить Чацкому. Но все же с трудом верится, что она способна к сознательному обману, и об этом свидетельствует ее искренное отношение к Молчалину. Но его предательство она переносит мужественно, показывая сильный характер. Девушки, похожие на Софью существуют и сегодня. Они живут в своем мирке, всячески создавая идеальные образы, будь то образ любимого, или даже целого мира, но все же такие личности способны на действия, если это потребуется. Софья умная, воспитанная, образованная и умеет любить.
Слайд 13
Чацкий Александр Андреевич Чацкий – самый яркий герой комедии, в современности явившийся для кого-то тем самым образом идеального мужчины. Его качества привлекают и меня. Чацкий – открытый, благородный, образованный, остроумный юноша. Он говорит то, что думает, поэтому не может быть понят обществом. Чацкий – гордый, честный, «человек слова». Он всегда имеет свое собственное, не навязанное никем мнение, в отличие от Фамусова, который любому верит на слово, даже не разобравшись.
Слайд 14
Александру Андреевичу не нравится, что людей ценят за богатство и чин, и считает, что повсюду должны цениться ум, бескомпромиссность и честность. Чацкий отличается от фамусовского общества искренностью. Он тяжело переживает разочарование в Софье и понимает, что ему плохо живется среди людей, ведь его окружение безнравственно. Личности, подходящие под описание Чацкого, не просто идут наперекор обществу, но и отличаются талантом, интеллектом и жаром души.
Слайд 15
Заключение И, в качестве заключения представляю вам диаграмму результата небольшого опроса: «Какая личность из комедии «Горе от ума» чаще всего встречается в современности?»
Слайд 16
Тест «Кто из героев пьесы Вам ближе всего?» Часто ли Вы исправляете ошибки в речи вашего собеседника? («Часто» – 0 баллов, «бывает» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «очень редко» - 3 балла, «никогда» - 4 балла) Всегда ли вы говорите правду, если Ваш собеседник просит что-либо оценить (от творческих работ до одежды)? («Всегда» – 0 баллов, «бывает» - 1 балл, «редко» - 2 балла, «очень редко» - 3 балла, «никогда» - 4 балла) Вам часто говорят, что Вы носите «розовые очки». («Часто» - 1 балл, «бывает» - 2 балла, «никогда» - 3 балла) В Вашей речи ошибки никогда не исправляли. («Да, не исправляли» - 0 баллов, «бывает, что исправляют» - 1 балл, «редко исправляют» - 2 балла, «часто исправляют» - 4 балла) «Цинизм» - слово, которое Вы узнали из книг. («Да» - 1 балл, «нет» - 0 баллов) Когда Вас просят рассказать о себе, Вы долго думаете, затрудняетесь ответить. («Всегда» - 0 баллов, «редко» - 2 балла, «не затрудняюсь» - 4 балла) Слышали Вы в свой адрес фразу «сила есть – ума не надо»? («Не слышал, только говорил» - 0 баллов, «слышал, но подумал, что это шутка» - 4 балла) 0-3 – Чацкий 4-6 – Софья 7-12 – Молчалин 13-14 – Фамусов 15-22 - Скалозуб
Слайд 17
Список литературы: А.С. Грибоедов «Горе от ума» И.А. Гончаров «Мильон терзаний»
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Пятёрки
Мать-и-мачеха
Хитрость Дидоны
Дерево в снегу
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018