Исследовательская работа "Молитвы наших бабушек" раскрывает отношение подростков к религии, Арина анализирует молитвы и их значение, с которыми ее бабушки обращаются к богу.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bochkareva.docx | 62.93 КБ |
Введение
На улице весна, всюду слышится радостный гомон птиц. Над головой - глубокая синь неба. Природа оживает на глазах - всё вокруг просыпается и с новыми силами вступает в свой оборот. И деревья, и трава, и лесные обитатели, и люди – все радуются и встречают тепло. Весной всегда верится, что счастье обязательно постучит веточкой берёзы, с набухшими почками, в наше окно и подарит что-то, может, совсем маленькое, но очень приятное и желанное. Доброе солнышко начинает ярко светить и сильнее согревать, осыпая озорных ребят задорными веснушками. И это всё - вестники самого доброго и светлого православного праздника – Святой Пасхи, когда в храмах соберутся христиане, чтобы встретить этот светлый день.
Сейчас стало «модным» ходить в церковь, посещать храм по выходным дням, особенно по большим праздникам. Я провела опрос и выяснила, что из двадцати учащихся моего класса:
Я думаю, что в церковь надо идти со светлыми мыслями и доброй, чистой душой, искренне желать поговорить с Богом, обраться к Нему. Не могу сказать точно, о чем человек думает, когда стоит в церкви, держа свечу в руках, кланяясь иконам. Основная масса народа считает, что если купить много свечей , да самых дорогих , больших , заказать молебен , написать о здравии и за упокой , пожертвовать на храм приличную сумму денег, то тем самым мы сблизимся с небом , с Господом. Тем самым научим себя любить ближних. Но сможем ли мы такими, как кажется, большими поступками просветлить свою душу?! Неважно, сколько простоим мы в храме, сколько свечей купим. Важно совсем другое: наша душа, наше отношение к ближнему, к Господу.
Чтобы узнать цель посещения храма моими одноклассниками, я провела опрос и получила следующие результаты:
Проблема: Бывая в храмах, мы слышим молитвы, сами молимся, но до конца не понимаем, что такое молитва, а ведь молитвы позволяют открыть духовные ценности наших предков, их духовные традиции, а значит, и традиции нашего времени, которые стали утрачиваться. Но стоит задаться вопрос, а о чем поют, о чем рассказывает священник, чему учит и ,вообще в целом, в чём смысл обращения к Богу, смысл молитв и их значение. А какая эта молитва?! Мало, к сожалению, знаем мы о великом смысле слов, молитвенных обращений к Богу. Чтобы по-настоящему научиться «говорить» с Всевышним, следует узнать самый малый смысл и историю нашей молитвы .
Давайте погрузимся в историю молитв, постараемся понять их смысл. Поговорим со старшим поколением семьи, чтобы просветлить свою душу новыми и самыми светлыми знаниями. Вспомним наших бабушек, которые выучили с нами первую молитву «Отче Наш», впервые отвели нас в храм, а ведь именно они с давнего времени стараются изучить и понять Великое Таинство молитв и слово Божье, которые передавались из поколения в поколение.
Цель: Узнать, какое значение имеет молитва в жизни христиан, к каким молитвам в разных жизненных ситуациях обращаются к Богу.
Задачи:
1. Изучить историю становления христианства на Руси.
2. Узнать, что такое молитва, выяснить ее роль и значение, классификацию.
3. Узнать у старшего поколения моей семьи про Святых, к которым обращаются в молитвах.
5. Проанализировать смысл молитв, с которыми обращаются к Богу в моей семье.
Глава 1.
История становления христианства на Руси.
В наше неспокойное время, когда на западе делаются попытки переписать историю, причем не только современную, но и становления государств и формирования религиозных основ государственности, особенно важно знать истинные истоки просвещения Руси светом Благовестия.
В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра, и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
Русь строит свои православные храмы, читает и переводит византийские церковные книги о жизни христианского мира. Введение в Древней Руси христианства как основной религии осуществилось в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения Руси . Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие крещения Руси принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году ). Принесённое из Византии первоначальное христианство не исчезло и после того, когда в Киев пришел из Новгорода князь Олег. Приблизительно во второй половине IX в. - начале X в., христианская Церковь на Руси Киевской уже имела некоторое устроение: в каталоге императора Льва VI (885 - 912) она, как митрополия патриарха, считалась на 61-ом месте, а несколько позже, в перечне императора Константина Багрянородного, русская митрополия была записана 60-ой .
Выдающуюся роль в деле просвещения Руси светом Благовестия сыграли и ряд следующих важнейших обстоятельств. Как известно, в 864 году принимает благодать крещения Болгария, с которой Древнерусское государство начинает поддерживать самые тесные отношения с конца IX - начала X века. Именно оттуда, по утверждению ряда историков, на Русь поступали богослужебные книги и богатая духовная литература.
Согласно хронологии А.В. Карташова, в 855 - 56 гг. трудами «просветителей языков словенских» св. равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия было положено начало славянской письменности. Как убедительно доказал Карташов, Хазарская миссия (861г.) св. Константина Философа и Мефодия стоит в тесной связи с нападением русских на Константинополь в 860 г. «Константин Философ с Мефодием, - говорит историк, - отправляясь в Хазарию, ехали по благословению патр. Фотия к той Руси, которая нападала на Константинополь и затем просила о посылке к ним христианского учителя . Т.о. русские христиане уже к началу существования собственной епископии имели на руках большинство богослужебных книг и почти всё Св. Писание на родном языке, что в огромной степени способствовало развитию начатков христианства, заложенных св. братьями.
О раннем распространении письменности на Руси свидетельствует и договор князя Олега с Византией, датированный 911 годом и дающий основание говорить о существовании уже в то время при киевских князьях особой канцелярии, где хранились и письменные документы. Еще более убедительным доказательством, позволяющим высказать твердое суждение об очень раннем и широком распространении грамотности на Руси, является древнейшая русская надпись на глиняном горшке, найденном под Смоленском в 1949 году. Будучи древнейшим русским памятником письменности, дошедшим до нас в подлинном виде, она, бесспорно, означает, что грамотность на Руси уже в начале X века была не только книжной, но и бытовой.
Дальнейшее распространение веры Христовой в Русской земле засвидетельствовано, прежде всего, знаменитым договором князя Игоря с Византией, заключенным в 944 году. Его ценность состоит в том, что он дает отчетливое представление, насколько уже христианская община в Киеве в середине X века была многочисленна по своему составу и пользовалась огромным влиянием в государственной жизни Руси. В этом договоре христиане выступают не только как равноправные его участники, но и стоят в нем на первом месте. «Се бо бе съборная церквы, мнози бо беша варязи хрестеяни», - поясняет летописец. Следует отметить также, что в договоре речь идет отнюдь не обо всех христианах в Киеве, а лишь о тех из них, которые занимали высшие государственные должности в Древнерусском государстве, имели полномочия заключать международные соглашения, и чья присяга считалась необходимой, наряду с присягой самого киевского князя. Согласно летописи, эту присягу русские христиане принесли в церкви св. пророка Илии, которая в тексте договора названа соборной. Такое указание дало возможность ряду исследователей высказать предположение, что в Киеве в то время, помимо нее, существовали и другие христианские храмы . А летописное сообщение о том, что она стояла поблизости от княжеского дворца и домов дружинников, делает вполне допустимой мысль о терпимом отношении к христианам и самого князя Игоря (ПВЛ, с. 38 - 39).
После заключения договора русские еще чаще стали ходить в Византию для торговли, жили там по нескольку месяцев при монастыре св. Маммы и ближе знакомились с православием; другие поступали на службу к императору. Жизнь православных русичей наполняется молитвой, которая и сейчас важна для всех тех , кто обращается к Богу .
Глава 2
Молитвы. Роль, значение и классификация.
Для того, чтобы узнать, что такое молитва, выяснить ее роль, значение и классификацию, я обратилась к трудам Митрополита Иллариона (Алфеева).
А что же такое есть молитва? Об этом в своей статье Митрополит Илларион (Алфеев) пишет, что для православного христианина Молитва — это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку возможность непосредственной встречи с Богом, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В это верили наши православные предки - прабабушки и прадедушки.
И сейчас люди молятся, и им открывается Бог, ставший Человеком. Священник Илларион пишет, что, если мы стоим перед иконой Иисуса Христа, мы созерцаем Бога Воплотившегося. Мы знаем, что Бога невозможно представить, описать, изобразить на иконе или картине. Но можно изобразить Бога, ставшего Человеком, — такого, каким Он явился людям. Через Иисуса Христа как Человека мы раскрываем для себя Бога. Это раскрытие происходит в молитве, обращенной ко Христу.
Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Между человеком и Богом, пишет митрополит, существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы.
Часто спрашивают, зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно. На это митрополит отвечает: «Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, в каких-то случаях мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить присутствие Бога».
На Руси появились такие Святые, как Сергий Радонежский (его имя носит наш район), Серафим Соровский и другие, которые создали свои молитвы и учили россиян этим молитвам, которые помогали в трудные минуты жизни справиться с бедой и не забывать о Боге.
Когда и как долго следует молиться? Митрополит Илларион, объясняет, что Апостол Павел говорил: “Непрестанно молитесь”. Святитель Григорий Богослов пишет: “Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать”. В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой.
Молитвой в Библии называется обращение священнослужителя или верующего человека (мирянина) к Господу Богу нашему, к Богородице или к Святым угодникам Божьим. Такое обращение содержит в себе просьбу о ниспослании милости, защиты от зла, или состоит из благодарности и восхваления. В православии понятие молитвы формулируется так: "Молитва есть благоговейнейшее обращение ума и сердца нашего к Богу, Которого при этом мы просим о чем-либо или благодарим и прославляем" "Объяснение символа веры молитв и заповедей" составил протоиерей Григорий Чельцов, издание сорок шестое, Синодальная типография, Петроград 1917. В Священном Писании сказано: “И буду Вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель” (2Кор.6:18). Поэтому во время молитвы верующие должны обращаться к Богу, как к своему родному Отцу Небесному.
Молитвы в религиозно-культовой практике известны со времен язычества. Языческие молитвы отличались пространностью и маломыслием. Такие молитвы осуждаются в Библии самим Иисусом Христом, который и дал первый образец молитвы: “Отче наш . Еще в Ветхом и Новом заветах имеются указания на совершение молитв, например:
1. Деян 4:24 «...Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса»;
2. Кол 1:9 «...не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего»;
3. Тим 2:1 «...совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте»;
4. Лк 18:13 «Боже! будь милостив ко мне грешнику!»;
5. Лк 1:42 «И воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего!»;
6. Лк 1:46-55 «И сказала Мария: величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».
Но такие молитвы не имели точных формулировок. Впоследствии, во времена, наступившие после первого изгнания евреев, в иудейском культе были установлены строгие правила, определяющие совершение молитвы. Внешняя форма молитвы: коленопреклонение, возведение рук и другие атрибуты перешли из иудейского культа в христианский. Впоследствии в христианстве, на основе учения Спасителя и Апостолов, церковью были разработаны единые для всех правила совершения молитв, которые применяются как в общественном, так и в домашнем богослужении. Обычай осенять себя крестным знамением во время совершения молитвы верующие люди стали применять со времен апостольских.
Классификация молитв.
По содержанию молитвы подразделяются на 5 групп:
Основания классификации - последовательность выделяемых групп определили принятые в патристике представления о построении и необходимых содержательных компонентах молитвы.
Епископ Феофан Затворник. «Молитва - умное предстояние Богу в сердце со славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием» (цит. по: Умное делание 1936: 24); | Преподобный Никодим Святогорц. Молящийся «воссылает к Богу молитву свою, славля Его и благодаря, сокрушенно исповедуя перед Ним грехи свои и испрашивая у Него необходимых благ, духовных и телесных» (цит. по: Умное делание 1936: 39). |
Внутри каждой группы молитвословий термины даются в алфавитном порядке:
Хвалебные молитвословия, которые содержат прославление Всевышнего, Святой Троицы, Богородицы или святых | акафист – молитвословия, состоящие из хвалебных песнопений и молитв; благословение – прославляющий Господа возглас священника, которым начинается богослужение; величание – краткое молитвословие или песнопение, в котором прославляется Иисус Христос, Богородица или какой-либо святой; канон – молитвословие, посвященное прославлению какого-либо праздника или святого; славословие – краткая молитва, прославляющая Иисуса Христа или Святую Троицу; |
Благодарственные молитвословия, которые содержат изъявления признательности Спасителю, Пресвятой Деве Марии, святым за всякое благодеяние | благодарение – молитвы со словами благодарности, обращенными к Иисусу Христу, Богородице, Ангелу-хранителю или какому-либо святому; благодарственные молитвы по Святом Причащении – последовательность молитвословий, которые читаются после совершения таинства причащения |
Просительные молитвословия, которые представляют собой, обращение ко Всевышнему, Богородице, святым с какой-либо просьбой | ектения – молитвенные прошения, входящие в чин литургии и состоящие из возглашений диакона, на каждое из которых клир и прихожане ответствуют Господи, помилуй; молитва-прошение – молитвословие, которое содержит «испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных» (Умное делание, 1936: 38); отпуст – краткое прошение о милости Божией, произносимое священником или архиереем в конце богослужения; разрешительная молитва – прошения об избавлении от грехов, с которыми священник обращается ко Господу на исповеди при отпуске кающемуся исповеданных грехов либо в конце отпевания; призывательные молитвословия, или призывания, которые могут быть обращены к Иисусу Христу, Богородице, Святому Духу, каким-либо святым и содержать просьбу о помощи во всяком добром деле (например: Царю небесный...); |
Нарративные молитвословия, которые могут включать описание событий жизни поминаемого святого, либо повествование о сути церковного праздника или священного события | икос – церковное песнопение и молитва, содержащие описание жизни какого-либо святого; делятся на икосы канона, которые поются после 6-й Песни канона, и на икосы акафиста, где представляют собой 12 песнопений с обращением к Богородице; ипакои – краткое песнопение, посвященное Воскресению Христову или событиям церковных праздников; кондак – песнопение, в котором содержится краткое описание церковного праздника или наиболее важных моментов, связанных с деяниями прославляемого святого; тропарь (не входящий в состав канона) – молитвенная песня, которая либо повествует о сущности праздника и поминаемого священного события, либо представляет главные события жизни и подвигов прославляемого святого; выделяется пасхальный – тропарь Христос воскресе, читаемый в обычном начале богослужений от Пасхи до Вознесения; троичен – тропарь, посвященный прославлению Святой Троицы; богородичен – тропарь, обращенный ко Пресвятой Богородице; мучиничен – тропарь, в котором прославляется какой-либо мученик. |
В современном христианстве молитвы делятся на два типа:
Мысленные | Словесные:
|
Представляет собой восхождение человеческого разума к Богу, восхождение, выражающееся в виде активной работы мысли и чувств, устное обращение к Богу в виде разработанных церковными деятелями и освященных церковью словесных формулировок, к которым можно прибавлять свои просьбы и т. п.) | Принцип разделения молитв на такие разряды можно понять из названий: коллективная общественная молитва характеризуется осуществлением моления в присутствии незнакомых людей (например, в Храме Божьем), коллективная семейная молитва осуществляется совместно с членами семьи и родственниками обычно в частном доме, индивидуальная молитва представляет собой сокровенное обращение молящегося человека к Богу (такую молитву можно осуществлять в церкви, в часы её малого посещения, или у себя дома). |
Но можно разделить молитвы и по их содержанию (такое разделение официально не существует).
Молитвы с просьбами | они наиболее распространены, потому что человеку свойственно вспоминать о своей вере и Боге, когда ему что-то нужно. Тогда он прибегает к этому типу молитв, который можно также назвать «потребительским». |
Благодарственные молитвы | Принцип у этих молитв простой: если попросил – тебе дали и ты не поблагодарил, то тебе больше не дадут. Основаны они большей частью на боязни к Богу, а в меньшей – на благодарности. Их говорят после обеда, после законченного дня и т. п. |
Хвалебные | Эти молитвы на сегодняшнее время заменяют древние жертвы Господу («дары»), и нужны уже не человеку, а самому Господу. Человек восхваляет в них то, что никогда не видел, и не чувствовал (имеются в виду не герои Библии, а наши верующие современники). |
Покаянными: «уничижительные и ругательные» | В них люди унижают себя до положения рабов и ужасных грешников, не совершивших ни одного доброго дела. Этим люди показывают, что они в достаточной степени боятся и уважают Бога, и таким образом обезопасивают себя от Его гнева. |
Вывод: если принять вышеописанный вариант классификации молитв, то получится, что многие люди относятся к своим молитвам часто потребительски и недушевно.
Глава 3.
Святые, к которым обращаются с молитвами в моей семье.
Многие беды, скорби и несчастья происходят именно оттого, что люди забывают о Боге. Есть ведь и среди преступников люди верующие, но в момент совершения преступления они не думают о Боге. Трудно представить себе человека, который пошел бы на убийство или воровство с мыслью о всевидящем Боге, от Которого никакое зло нельзя скрыть. И всякий грех совершается человеком именно тогда, когда он о Боге не помнит. Наши предки знали об этом. Они ходили в храм молиться за близких. И сейчас ходят наши бабушки, дедушки в храм, ведут через молитву диалог с Богом, вымаливают добрую жизнь живущим, молятся о тех, кого уже нет с нами.
Молитвы очень глубоки и красивы. В них открывается духовная жизнь наших предков .
Опрос родственников на тему «К кому из святых вы обращаетесь с молитвами (или в молитвах)?» показал, что из 10 человек:
Я знаю не только своих прабабушку (она жила с нами) и прадедушку со стороны мамы, но и прапрабабушку и прапрадедушку, потому что моя бабушка мне о них много рассказывала. Мои прапрабабушка и прапрадедушка Серафима Александровна и Пётр Яковлевич (он закончил церковноприходскую школу и реальное училище, знал наизусть и множество молитв, и жития святых) Давыдовы родились в конце 19 века и были людьми верующими. Моя бабушка Ирина Викторовна, их внучка, мне рассказывала, что главными молитвами для них были молитвы к Иисусу Христу, к его Пречистой Матери, к Святым Ангелам-Хранителям, святым людям - Божиим угодникам. Пётр Яковлевич молился часто святому Серафиму Соровскому, если ему было трудно, а Серафима Александровна - чудотворцу Николаю Угоднику. Она очень верила в силу молитв, обращённых к этому святому. Если кто-то болел, молились целителю Пантелеимону. Мой прадед Виктор Дмитриевич (Он был военным врачом )и прабабушка Евгения (Она была полиграфом) Петровна Гришины верили в силу молитвы Господней "Отче наш". Они не знали много молитв. Молитвенники не продавали.
Мои обе бабушки (по линии мамы и папы) ходят в храм. Знают многие молитвы наизусть, у них есть молитвословы. Они знают, к каким святым можно обратиться в трудную минуту жизни.
Святые, которых почитают на Руси с древних времён.
Благодаря моим бабушкам, я узнала о многих святых людях, о молитвах к ним и молитвах, которые создали эти святые. В храме я видела иконы всех Святых, которым с молитвой обращаются люди.
Когда люди болеют, то чаще всего обращаются к определённым святым. Один из почитаемых святых русских - это Симеон Верхотурский. Согласно житию, Симеон родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Именно в Меркушине и его окрестностях он провёл бо́льшую часть жизни, скрывая свое происхождение. Главной чертой его христианского подвига было «социальное опрощение». 12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушино с разрешения митрополита Филофея (Лещинского) были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье, где их поместили в монастырской церкви у правого клироса. Праведный Симеон Верхотурский совершил пеший путь из России в Сибирь, чувствуя изнеможение и боль в ногах. Молитвы к нему помогают при болезнях ног.
Почитали и почитают на Руси Вла́сия Севасти́йского(умер около 316г.) — это христианский святой, почитаемый в лике священномучеников, епископ города Севастия в римской провинции Каппадокии в Малой Азии (ныне Сивас). В Киевской Руси первый храм, посвященный святому Власию, был заложен князем Владимиром сразу после Крещения Руси на Подоле. В нем находилась особо чтимая икона святого с частицей его мощей. Храм просуществовал до 16 века, сейчас на его месте находится Введенская церковь, один из престолов которой освящен в честь Власия Севастийского. В Москве на Арбате в 17 веке был построен каменный Храм священномученика Власия в Старой Конюшенной слободе. В Ярославле в 1714 году была освящена церковь во имя св. Власия Севастийского. Святой Власий, например, сам молил Бога, чтобы Он даровал ему благодать исцелять болезни горла.
Почти у всех в доме есть иконка святого Пантеилемона. Пантелеи́мон (греч. Παντελεήμων — всемилостивый), до крещения Пантолеон († 305 год) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников, целитель, врач безмездный, то есть бесплатный. Пантолеон уверовал в Иисуса Христа после того, как, увидев ребёнка, умершего от укуса змеи, он по молитве к Иисусу Христу воскресил его. После этого он принял крещение от пресвитера Ермолая и получил имя Пантелеимон. Став безвозмездным врачом, проповедовал веру в Христа. Его преследовали, император был им не доволен, его бросили в тюрьму. После всех истязаний Пантелеимона приговорили к усекновению головы. Его привязали к масличному дереву и хотели отрубить голову, но святой стал молиться, и меч не причинил ему вреда. Во время молитвы голос с небес призвал Пантелеймона в Царство небесное и святой попросил воинов исполнить данный им приказ. Согласно житию, когда ему отрубили голову, то из раны потекло вместо крови молоко, а маслина тут же покрылась плодами. Брошенное в костер тело великомученика не сгорело и было погребено христианами. Глава Пантелеимона хранится в Пантелеимоновом монастыре на Афоне. Частицы мощей святого находятся во многих городах России. В Православной церкви Пантелеймон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».
Сейчас у всех в доме есть триптих, где рядом с иконами Исуса христа и Божьей Матери стоит икона Николая Чудотворца, Божьего угодника - это, наверное, самый почитаемы святой на Руси. Никола́й Чудотво́рец; Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος — святой Николай; родился около 270 года, умер в Ликии — около 345 года) — святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Когда родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Дядя его, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
У нас в Суходольском храме много икон Святых людей, к которым обращаются с молитвами, - это иконы Святых Ксении Петербуржской, Матронушки, Варвары, Спиридона Тримифунтского, Татьяны, Андрея, Апостола Павла, Иоана Крондштатского и других.
На трудный жизненный случай есть молитвы, причём они всегда обращены к определённому Святому, который помогает молящемуся и в радости , и в печали.
Из поколения в поколение передаются иконы Святых, и рассказы об их чудодейственной силе. это духовная традиция говорит о силе духа нашего народа, о желании оставаться людьми даже в нечеловеческих, трудных ситуациях.
Важные молитвы в жизни моей семьи и их анализ.
Изучая материал, я познакомилась со многими молитвами, которые читают в течение всего дня.
Меня очень взволновала молитва святого Макария Великого, которая считается одной из обязательных утренних молитв всех христиан. Макарий Великий (Макарий Египетский; родился ок. 300, а умер в Птинапоре в 391 году) — христианский святой, отшельник, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед, молитв, аллегорических комментариев библии.
Это молитва ко Пресвятой Богородице святого Макария Великого.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Молитва ко Пресвятой Богородице, мне кажется, звучит как песнь души к заступнице всех людей на земле. Когда её читаешь, то словно к родной маме обращаешься, просишь помощи и защиты, зная, что она о тебе молится Богу:
"Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего..." Да, каждый человек страдает печалью-унынием, забвением, то есть угасанием памяти о каком-либо явлении, событии или человеке, а это мешает жить, радуясь миру вокруг, мешает чтить память о тех, кого нельзя забывать. Неразумение, то есть непонимание, нерадение как небрежное, равнодушное отношение к своим обязанностям, к какому-либо делу - это всё превращает человека в бездушного и безразличного ко всем людям и делам жизненным. А скверные (гадкие, недостойные), лукавые(хитрые) и хульные (ругательные, бранные) помышления превращают человека в животное. Вот и помогает молитва к Пресвятой Богородице человеку помнить, каким он должен быть, просит молящийся утром Богородицу, чтобы помогла ему освободиться от всех злых и скверных помыслов и раздумий, от тягостных воспоминаний. Молитва эта очень пронзительная, трепетная, искренняя - в ней любовь к Богородице, надежда на неё.
А как красива и глубока вечерняя молитва Иоанна златоуста. Это его седьмая молитва: Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи).
На день:
1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом, ли или помышлением, словом или делом согрещих, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.
8. Господи, поели благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое.
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
На ночь:
1. Господи, в покаянии приими мя.
2. Господи, не остави мене.
3. Господи, не введи мене в напасть.
4. Господи, даждь ми мысль благу.
5. Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление.
6. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
7. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
8. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
9. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
10. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
11. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи.
12. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь.
Перевод ночной молитвы:
Господи, приими меня, кающегося. Господи, не оставь меня. Господи, не введи меня в напасть. Господи, дай мне благую мысль. Господи, дай мне слезы, памятование о смерти и умиление. Господи, дай мне расположение к исповеданию грехов моих. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. Господи, вкорени благой Твой страх в сердце мое. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и помышления и во всем исполнять волю Твою. Господи, защити меня от злых людей, бесов и страстей и от всего вредного для меня. Господи, делай по Твоему соизволению все, что Ты хочешь, да будет воля Твоя надо мною, грешным, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.
Святой Иоанн Златоуст оставил христианам золотые, красивые строки молитв, чтобы человек смог очищаться от всего злого, дурного, смог нести в душе и сердце любовь к людям и к Богу. Эта молитва тоже как оберег, как живая защита души и тела.
А главная молитва всех христиан - Молитва "Отче наш" предельно проста, доступна даже ребенку, и одновременно непостижима для ума человеческого в силу ее невидимой протяженности в пространстве и времени. Она, как могучий ствол дерева, из которого прорастают бесчисленные веточки – производные молитвы: прошения, благодарения, молитвы за людей .
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Уже самое обращение к Богу, сами просьбы к Нему, как Единому Дародателю всего, приковывает сразу нашу душу к Нему: мы устремляемся сердцем и умом «туда», к Нему. И содержание последующих молитв-просьб покажет нам, что действительно Он – единый центр всего и для всего – как на небе, так и на земле. И даже самая форма прошения – «дай», «оставь», «избавь», и обращение к Богу, как живому слушателю молитв, во втором лице – «имя Твое», «Царствие Твое», «воля Твоя», как впрочем, и в других молитвах, – всё это вводит наш дух в непосредственное общение с Богом. Человек весь устремляется к Богу. И так во всей Молитве Господней. Единственное место, где упоминается о «земле» (третье прошение), не нарушает этой основной сосредоточенности в Боге, как увидим, а наоборот, ещё более утверждает её. Подобным образом и упоминание о «хлебе насущном» является лишь новым подтверждением всецелой обращенности души к Богу, за самым незначительным попечением её о необходимейшем. А все прочее прямо относится к Богу. И потому можно и должно сказать, что основная идея, главная мысль Молитвы Господней есть Бог; сущность обращенности души – Бог.
Вторая мысль есть идея об отношении к миру. Иногда (особенно у мирских толкователей) проявляется наклонность использовать слова Молитвы Господней для оправдания этой земной жизни, для освящения всей человеческой многосуетности в создании культуры или, как принято было говорить, для создания «царства Божия на земле».
Заключение.
Наша жизнь – это есть подарок Всевышнего , Господа Бога . Каждый день мы сталкиваемся с теми или иными ситуациями и все успехи, достижения принимаем на свой счет ,но порой не задумываемся , что без благословения Господнего , без Его любви к нам , к людям , к миру у нас в жизни ничего бы не вышло . Надо помнить об этом всегда и никогда не забывать , даже если по какой-то причине не получается посетить храм Божий – церковь , любить Бога в сердце и в душе , а это значит любить ближних , уважать людей , помогать , не забывать о добрых делах , и Господь обязательно поможет , благословит и не оставит . Главное искренне верить , любить и обращаться к Творцу нашему Всевышнему , через молитвы , через совместную любовь друг к другу мы благодарим и показываем свое уважение к Господу Богу.
Работая над темой, я открыла для себя огромный, богатый мир духовной культуры нашего православного народа, поняла многие обычаи и традиции, которые, конечно, не мыслимы без христианства. На нём зиждутся и искусство, и литература. Мне понятны теперь многие произведения наших великих русских классиков. Главное, я открыла для себя не только ценность молитв, помогающих человеку в жизни, но их удивительную красоту, которая наполняет душу и сердце. Тогда словно на крыльях летаешь. Я в себе открыла некоторые новые качества и стремления: я стала спокойнее, уравновешеннее, мне хочется познавать христианский мир. Хочется читать молитвы святых людей, посвятивших свою жизнь Богу, молящихся за всех людей. Хочется читать и жития святых и понять этих удивительных, самоотверженных христиан. Хочется быть лучше - жить по законам Божьим. Мне стало светлее жить, потому что я теперь чаще бываю в храме на церковных службах. Проповеди нашего священника, отца Василия, открывают моей душе много истин, над которыми я и не задумывалась. Жизнь наполняется особым смыслом.
Источники:
О чем поет Шотландская волынка?
Юрий Визбор. Милая моя
Учимся ткать миленький коврик
Калитка в сад
Свинья под дубом