Рассказ о помощнике и заступнике земли Русской – учителе, чудотворце, великом святом Сергии Радонежском.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_sergiyu_radonezhskomu.li_vlad.doc | 796.5 КБ |
Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое Имя в соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно пребудет в глубинах души народной. Н.К.Рерих «Душа народов»
|
Друзья мои!
Позвольте рассказать Вам о помощнике и заступнике земли Русской – учителе, чудотворце, великом святом Сергии Радонежском.
Что мы знаем сегодня о Сергии Радонежском? Большинство из нас почти ничего, кроме имени, которое и помимо церковных стен звучит как бы само собой, и означает что-то светлое, вселяющее надежду. А если обратиться к хрестоматии: жил в XIV веке, был основателем Троице-Сергиевой Лавры, духовного центра Православной России, благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем и послал с московским князем на Поле Куликово двух своих монахов, один из которых - Пересвет - и начал битву схваткой с ордынским мурзой Челубеем.
Однако историк В.О. Ключевский писал, что имя Преподобного Сергия Радонежского выступает из границ времени, потому что дело, осуществленное им, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным воздействием, так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического и духовного деятеля он превратился в народную идею[1].
В селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии родился сын, которого назвали Варфоломеем – именем одного из двенадцати учеников Христа.
За Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».
С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались.
Это было тяжелое время, потому что полвека на Руси татары хозяйничали. Грабили, убивали, жгли церкви, стравливали русских князей. Страх сковал сердца людей, и не было никого, кто бы защищал поруганную Русь.
Вот и маленький Варфоломей, съежившись, будто в татарский плен, плетется в церковную школу. Но и сегодня не смог он прочесть, ни одного слова, и дьяк Протасий больно высек его при всех плетью. Долго плакал несчастный отрок, и вдруг у старого дуба увидел незнакомого, чудного лицом молящегося старца. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Старец исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников», а потом достал из-за пазухи небольшой ковчежец, вынул из него просфору и с благоговением подал мальчику.
- Возьми это и съешь, и будет тебе благодать Божия. С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
В 1328 году московский князь Иван Калита, возвеличив незнатный в ту пору городок Москву, подчинил себе несколько княжеств, в том числе и Ростовское. Из Ростова же были изгнаны все князья и бояре. С криками, плачем потянулся печальный обоз бояприна Кирилла с семьей на поселение за далекие дремучие леса, в захудалый городок Радонеж, что к северу от Москвы.
Тяжким трудом обживались эти места. Отец с сыновьями, стиснув зубы, валили лес, корчевали пни, рубили крепкие избы, распахивали землю. После сеяли, жали, мололи зерно, выхаживали скот. В трудах повзрослели, возмужали сыновья Кирилла – Стефан, Варфоломей и Петр. Варфоломей вырос юношей сильным, крепким, однако кротости и незлобивости не утратил. Никогда не впадал в ярость и ни с кем не припирался, улыбался очень редко, а уж смеющимся его никто не видел.
Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.
Варфоломей 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия.
Тяжко приходилось Сергию одному в дремучем лесу. Случалось ему выстоять и нападки сатаны, и лютую стужу и голод зимой. Наведывался к нему и медведь страшный, косматый, гонимый из леса голодом. Всю зиму ходил косолапый в гости к отшельнику и, видно, нутром чуя, что в Сергии живет Бог, не причинял ему зла.
Постепенно он стал известен другим инокам. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы, со всеми и больше всех принимал труды, со всеми голодал, одарял последним и зверя и странника, никогда не поднимал голос, с государственными поручениями в Рязань и Ростов пробирался пешком, тяготился положением настоятеля, а когда митрополит Алексий предложил ему после себя митру, не на шутку перепугался и ответил решительным отказом. Он и похоронить завещал себя на общем кладбище.
Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. И наставлял он собой, своим примером.
Преподобный Сергий первый основал монастырь вдали от города и положил начало новому виду святости - в рассеянии и пустынножительстве. Ученики Сергия, поставили в глухоманных местах около 40 монастырей, ученики учеников еще более 60. «Собор радонежских святых», так называют в истории нашей духовности все великолепие имен из последователей Сергия, канонизированных впоследствии Церковью.
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил юношу, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Толпы народные, текшие к Сергию за утешением и поддержкой, видели в нем, целителя, одно прикосновение к которому способно отвести беды.
Постепенно ученики становились свидетелями и других чудесных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни.
Один из них связан с именем друга его Святителя Стефана Пермского. Чудо это записано за два года до смерти Преподобного. Спеша в столицу по делам церкви, Святитель Стефан, проезжая и находясь в десяти верстах от Троицкой Обители и не имея времени навестить своего друга, велел остановить лошадей и, встав, поклонился в сторону Обители со словами: «Мир тебе, духовный брат!». Преподобный сидел в это время за трапезой с братией и, духом прозрев такое приветствие, встал и на глазах удивлённой братии отвесил низкий поклон и произнёс: «Радуйся и ты, Христов пастырь, мир Божий да пребывает с тобою».
Сергий первым из людей удостоился видеть Богородицу не духовными, а телесными очами.
Можно сказать, что вся жизнь Преподобного была постоянным прозрением в далёкое и близкое будущее.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Около 1377 года митрополит, чувствовавший себя уже стареющим и слабым и давно лелеявший мысль оставить после себя преемником Преподобного Сергия, решил воспользоваться обычаем, установившимся у русских митрополитов, ещё при жизни назначать себе преемника. По вызову митрополита Преподобный явился к нему, и посреди дружественной духовной беседы Алексий приказал принести золотой «парамандный» крест митрополичий, с драгоценными камнями, и подал его Преподобному. Но Святой просто ответил: «Прости мне, Владыко, от юности я не был златоносцем и в старости подобает мне быть в нищете».
Около двух веков Русь томилась под игом татар. Князья то и дело путешествовали в Золотую Орду с подарками и данью к ханам. Не имея единодушия между собою, князья и не помышляли свергнуть иго, столь тяжкое для Руси. Преподобный мучительно переживал, но находил в себе силы на благо народа русского, всячески помогал духовному просвещению и строительству Земли Русской, неоднократно он улаживал распри между князьями, грозившие неисчислимыми бедствиями молодому государству. Он же скрепил своею подписью закон о престолонаследии от отца к сыну, положивший конец междоусобным соискательствам, раздиравшим Землю Русскую. Но апофеозом деятельности Преподобного было его историческое благословение на страшную битву великого князя Дмитрия.
Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию.
Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Не вызывает недоверия и дальновидение Преподобного в часы Куликовской сечи, когда, оставаясь за сотни верст в своей обители, Сергий одного за другим, вглядываясь, называл павших, читал им заупокойные молитвы, а в конце изрек: «Мы победили».
Созданный им в себе огромный святой мир, высказываемый незамысловатым истечением мысли, производит огромное впечатление.
25 сентября 1392 года, на 78-м году от рождения, приобщившись Святых Даров, принесённых в его келью, Святой Сергий благословил собравшуюся вокруг него братию, сказав: «Завещаю вам, чада мои, в православии пребывать, иметь чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную. От злых и скверных похотей отлучайтесь, пищу и напитки имейте немятежные! Смирением украшайтесь и знайте: если грех какой кто из вас совершит, все равно я буду отвечать за того перед богом».
Телесные черты великого святого Земли Русской стерлись и давно заменились духовным портретом, тот лик, который знаем мы по иконам,- это оттиск на народной памяти, проступивший из общего взгляда и запечатлевшийся навсегда в народном сознании.
Вся жизнь Преподобного была самоотверженным служением во благо ближних, в сердце его звучала боль мира, он всего себя полагал на пользу мира и тем зажигал своё прозрение.
Выдающийся писатель Борис Константинович Зайцев писал: «Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нём есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвное возведение в народного святого, что навряд ли выпало другому»[2].
Мы же Преподобного Сергия увидели задумчивым мальчиком, тихим, послушным; юным отшельником, игуменом, и знаменитым Сергием-старцем. Увидели, как спокойно, неторопливо восходил он к святому, в обыденности, за работой и на молитве, сотворяющим чудо, спасающим души на распутьях исторических событий, на рубежах двух эпох. Увидели, как на протяжении истории русский народ всегда уповал на Преподобного и полагал на него свою волю: «Преподобный знает, Преподобный сделает». От нас же самих нужен лишь духовный молитвенный подвиг, напряженность жертвенного горения и дерзаний к победе, и чтобы наши молитвы были услышаны им, нужно очистить свои умы от грязных и злых мыслей. А закончить свой рассказ о великом Сергии Радонежском я хотел бы отрывком из стихотворения Риммы Запесоцкой:
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Литература:
[1] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. Русская история. – М. 2001. С. 21.
[2] Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. Жизнь и подвиг. – М., 2004. С. 123.
Лавовая лампа
Рисуем весеннюю вербу гуашью
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Рисуем пшеничное поле гуашью
Зимний дуб