Исследование
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnaya_zhivopis_v_poezii_esenina_kolodkina_anastasiya_gbou_nsh_s.krasnoarmeyskoe.docx | 70.23 КБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Литература»
«Словесная живопись в поэзии Есенина»
Автор: Колодкина Анастасия Ивановна,
обучающаяся 2 класса
ГБОУ НШ с. Красноармейское
Руководитель: Великанова Елена Васильевна,
учитель начальных классов первой категории ГБОУ НШ с. Красноармейское
Оглавление Стр.
Введение ……………………………………………………………………… 3 - 5
Глава I. СОЗДАНИЕ «ЗРИМЫХ» ОБРАЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА КАК ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА С.ЕСЕНИНА
§1. «Словесная живопись» как явление в литературе и в поэзии С.Есенина……………………………………….……………………… 6 – 7
§2. Особенности словесной живописи в деревенских пейзажах
С.Есенина ……………………………………………………………… 7 – 9
ГлаваII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ОБРАЗОВ «СЛОВЕСНОЙ ЖИВОПИСИ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ
§1. Анализ произведений С.Есенина с целью определения методов и способов создания «зримых образов» …………………………….. 10 - 11
§2. Определение значимости «зрительного представления» для понимания произведений С. Есенина ………………………………………….. 12 - 15
Выводы …………………………………………………………………… 13 - 14
Заключение . ……………………….…………………………………… 14
Список использованных источников ………………………………... 15
Приложения ……………………………....…………………………… 16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Мы привыкли видеть стихи наборами букв в строчках. Привыкли читать их вслух, сопереживая им, пытаясь уловить ритм, «музыку» стиха. Вчитываясь в строки, мы говорим о чувствах поэтах, его пристрастиях. Этот любит осень, а другой зиму. Одному близки леса, поля и степи, и автор заворожено пишет о бескрайних просторах родины. А другой, до беспамятства влюблен в сад за окном, в ручей за околицей, в дерево у калитки. И природа русская у них вроде бы разная, да любят они ее одинаково сильно, только один - широтой души, а другой - пристальностью взгляда (6,48).
И мы, читатели, любим и леса, и озера, и сад, и ручеек, и жаворонка песнь. Образы привычные, мы вспоминаем свой сад, любимое место в лесу, и даже жаворонка песнь, которую слышали, может быть, один раз в жизни. Это великий дар поэта: изложить в последовательности слов собственные мысли и чувства так, чтобы всколыхнуть память и сердце каждого читателя.
Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного слова». Такой читатель читает произведение и видит ту рябину, которую видел автор, а не он сам; сердце его живет чувствами автора. (4,74)
2015 год объявлен годом литературы в России. У многих русских писателей в этом году будут отмечаться юбилейные даты. Даже составлен календарь памятных дат по месяцам. Его можно найти в Интернете. Среди поэтов юбилейные даты будут отмечаться в память Пастернака, Есенина, Твардовского, Фета, Бунина, Саши Черного и Андрея Белого. В нашем учебнике по литературному чтению есть стихи Бунина, Фета и Есенина. Все эти поэты знакомы каждому из нас с самого раннего детства, еще до школы. Но больше всех мне нравится Есенин. Когда читаешь его произведения, невольно вспоминается, как пела вьюга на нашем балконе, как в бабушкином палисаднике поют ветру песни листья молоденькой березки, которую посадили, когда я родилась. Есенин становится поэтом близким моей душе, хотя мне еще очень мало лет.
Но, ведь и каждый поэт ждет и ищет своего читателя. Есенин готовил в 1924 году к выходу свое собрание сочинений. В предисловии к нему он писал о «своем» читателе: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внимание на …. ту образность, которая указала путь многим и многим поэтам…»
Огромную роль в изучении проблем творчества в поэзии Есенина оказали Лазарев, Е.И. Наумов, Ю. Л. Прокушев, П. Ф. Юшин и др.
Поэты пишут словами, но когда мы читаем, главным для нас становятся ведь не слова, точнее не сами слова, а те «картины», которые создает автор самыми обычными словами. «Поэту нужно всегда раздвигать зрение над словом» - писал Есенин в одном из своих писем (1, 173).
То есть он призывает поэта, а вслед за ним и читателя, видеть больше, чем может означать слово в повседневной нашей речи. Именно «видеть»! Не слышать или чувствовать, а видеть! «Зрением» писать стихи?!
Наш современник вообще настроен на зрительное восприятие. В последнее десятилетие предпочтение отдают телевидению. Нам важно посмотреть, потому что это быстро, сразу же дает полную картину, мы быстренько составляем по картинке собственное мнение и бежим дальше по своим делам. Поэзия как таковая вообще мало волнует нашего современника. А что там может волновать, если посмотреть нечего? При этом мало кто попытается «увидеть стихи». А можно ли это сделать? Изучение данного вопроса выявило противоречие между потребностью в словесной живописи и недостаточной её изученностью.
Стремление найти решение данного противоречия определило проблему и тему нашего исследования: «Словесная живопись в поэзии Есенина».
Объект исследования: стихотворения Сергея Есенина.
Предмет исследования: зримые образы, «картинность» реализации замысла поэта.
Цель исследования: разобраться со способом написания стихов поэтом Есениным, попытаться выяснить насколько они «видимы, зримы».
Гипотеза исследования. Есенин включен в программу по литературе в каждом классе, начиная с первого. Его творчество доступно и близко каждому русскому человеку. Стиль Есенина имеет глубокие народные корни, поэтому понимание его творчества может благотворно влиять на национальное самоопределение учащихся, развитие патриотических чувств учеников. Визуализация поэтической мысли делает его творчество современным, актуальным и понятным для читателей.
Для реализации цели исследования необходимо выполнить следующие задачи:
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения, наблюдение, сравнение, сопоставление.
Глава I. СОЗДАНИЕ «ЗРИМЫХ» ОБРАЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА КАК ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСТВА С.ЕСЕНИНА.
§1. «Словесная живопись» как явление в литературе и в поэзии С.Есенина
«Жи́вопись, - как говорит нам всезнающая Википедия - это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность» (9).
Определения «словесной живописи» в науке пока еще не существует. Хотя в последние годы интерес к живописным образам в поэзии значительно усилился. Этой теме посвящаются статьи, литературные форумы в интернете. Но и сто лет назад во времена Есенина, вокруг этой темы бушевали поэтические страсти.
У Александра Блока, старшего товарища Есенина по перу, есть замечательная разгромная статья «Краски и слова». Главная мысль статьи заключалась в том, что современные поэты не используют зрительные образы. . Тогда как на глазах их глазах цветет жизнь. «И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, умение смотреть?» Живопись не боится слов. Она говорит: «Я – сама природа». (8)
Эту статью Блок написал в 1905 году. Есенину тогда было 10 лет, он рос в селе Константиново у бабушки и дедушки, каждодневно «прикасаясь взором к природе». Встреча Блока и Есенина произойдет в Петрограде в 1915 году. Для Есенина она стала судьбоносной. Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия. Как справедливо заметил И. Сельвинский: «Такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала. Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные» (6, 38).
Любимым цветом поэта был, конечно же, голубой. Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, стремясь к тому, чтобы издали, в особенности рисунка, узнавали его руку.
Большое место в творчестве Есенина занимают художественные образы, не чувства и переживания автора, не форма и звучность, а именно зримые живописные образы. Эти образы используются поэтом как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство её красок («черёмуха душистая», «рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани», «во мгле сырой месяц, словно жёлтый ворон…вьётся над землёй») (2,46).
Стихи Есенина характеризуются конкретными описаниями. Образы в лирике Есенина существуют не сами по себе, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё понимание мира. (6,23).
§2. Особенности словесной живописи в деревенских пейзажах С.Есенина
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, - признавался поэт. – чувство Родины – основное в моём творчестве» (1, 89).
Детство поэта ярко отражено в его творчестве. Родился и рос поэт в простой крестьянской семье. «В семье у нас был припадочный дядя.. - писал Есенин в автобиографии 1924 года. - Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» (1, 330)
Так начинался Сергей Есенин. Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту и силу природы. В стихах Есенина природа живет богатой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.
Природные явления не просто оживают в его стихах – они живут так же, как человек, вместе с ним, совершенно от него неотделимо. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки - ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка», и «березы в белом плачут по лесам», «тихо - в чаще можжевеля по обрыву, осень - рыжая кобыла - чешет гриву», сосна «покачнулась как старушка», «чистит месяц рога». Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, месяц, поля, травы - все в стихах Есенина движется, живет вместе с человеком (4,18).
Поэт создает свои образы по фольклорному принципу: он берет материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремиться охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны. Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде !» Все очень конкретно и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.
Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери – природы, следовательно все и всё похожи друг на друга как родные братья. (8).
В своей поэзии Есенин часто использует фольклорные образы деревьев, это упомянутые черемуха, береза, клен, а также рябина, яблони, осины, тополя. И практически всегда строй сравнений, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Таким же образом использует поэт и образы животных.
Там, где, казалось, пейзаж обычен, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин поэт вдруг неожиданно и смело рисует новые картины.
Я обратила внимание, что чаще всего образ животных рисуется там, где совсем не ожидаешь его увидеть: звезда – свеча, месяц — «ягненочек кудрявый». Образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях (7).
Вот почему возникает сопоставления явлений природы с животными: месяц - «жеребенок», «золотая лягушка», весна - «белка», тучи - «волки».
Использование таких сравнений создает своеобразие стиля С. Есенина. Такое сказочное преображение мира было для Есенина чертой его образного мышления, в котором слились лиризм и живопись. Читателям это нужно для того, чтобы мы не «проскочили» мимо образа, а замедлили чтение, остановились - и в привычном увидели что-то необычное. Обратимся к примерам, «стонет ветер» - поэт не просто одушевляет это явление природы. В ветреную погоду, действительно, слышатся звуки, похожие на стон. (3,84).
Итак, есенинские образы включают в себя зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые ощущения.
ГлаваII. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЗНАЧИМОСТИ ОБРАЗОВ «СЛОВЕСНОЙ ЖИВОПИСИ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ
§1. Анализ произведений С.Есенина с целью определения методов и способов создания «зримых образов»
Стихотворение «Зеленая прическа…» полностью посвящено одному образу – белой березке. Опыт подобного построения стихов уже был у молодого поэта – «Береза» 1913 г. и «Черемуха» 1915г. Однако ни в «Березе», ни в «Черемухе» нет такого сравнения образов человека и дерева. Стихотворение построено как разговор автора с деревом. А строить разговор, можно только с равным себе собеседником. Здесь автор обращается к дереву, ласково называя его берёзкой. Она нравится ему, напоминает девушку - юную, тонкую, скромную. А Березка отвечает ему, называет его другом.
Автор задаёт вопросы берёзке, а она отвечает ему. И в вопросах, и в ответах природа живёт. Показать это Есенину помогает словосочетания: «шепчет ветер», «звенит песок», «луна стелет». Цвет и звук также живут в этом стихотворении: «зелёная причёска», «сияние зеленей»; «звенит песок», «звон ветвей» – напоминание о колокольном звоне, таком же символе России как и берёза. Берёзка объясняет, почему загляделась в пруд – с ней простился пастух: «Прощай, моя голубка, до новых журавлей» (2,104).
Отчего загрустила березка? От того, что с ней простился милый? Она сказала, что пастух «лил слезы», а не «ревел белугой».И в этом случае нам жалко ее как человека, ведь «расставание – это маленькая смерть». А может быть, березка сокрушается об уходящем лете, вспомнила о близкой осени? Улетят птицы, замерзнет пруд, скроется под снегом «сияние зеленей» и умолкнет «звон ветвей». А в этом случае мы жалеем ее как юное деревце, которому предстоит пережить мертвенный сон зимы (4,22).
Читатель так и не узнает, кого видит, с кем разговаривает автор – с березкой или девушкой? А может быть с обеими сразу? Короткими широкими мазками нарисованы обе героини. В устном народном творчестве, которое Есенин считает источником своего творчества, березка является символом красоты, света и целомудрия русских женщин.
А вот стихотворение «Осень» заворожило меня словами "Осень - рыжая кобыла - чешет гриву". Мы часто встречаем в литературе образ коня. Он означает свободу и силу. Это прежде всего богатырский конь, конь – боевой товарищ. У Есенина это так же образ мечты, за которой невозможно угнаться: «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Образ лошади в фольклоре имеет значение тяжелого крестьянского труда. Она зачастую уже измотана, как всегда запряжена либо в плуг, либо в телегу, но всегда в движении, работе. Она не имеет того статуса, которым гордится конь. Да и Есенин использует образ лошади мало и в отрицательном значении: «каждая задрипанная лошадь». А вот в стихотворении «Осень» поэт использует редкий образ кобылы. Разберемся почему? Есенин очень близко знаком с деревенским бытом. Для крестьянина кобыла очень ценное животное. Кобылу крестьянин берег, холил и лелеял, она давала ему надежду на безбедное будущее: будет кому пахать и возить, да и жеребенка можно будет продать. Обратим внимание на слова «тишина и лязг подков». Вряд ли мы сможет услышать лязг, когда копыта вязнут в грязи. А вот если все вокруг затихло в ожидании холодов, если берега начинают покрываться льдом, если наступили первые заморозки, тогда лязг подков будет слышен отчетливо (6, 78).
Казалось бы, одно слово – один мазок кистью, другое слово – второй мазок кисть, а перед нами уже полноценная картина той осени, которую видел поэт. Образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. А что у «крестьянского» поэта? Осень – кормилица, время сбора урожая, самое богатое время года. Время буйства красок.
И поцелуй ярко красных ягод рябины, которые автор сравнивает с ранами Христа. Поэт обожествляет природу.
Природа – это вечная жизнь как сам Христос. Смысл смерти Христа – только в его воскресении, в даровании вечной жизни. Таков смысл и самой осени: смысл ее увядании в весеннем возрождении (7).
§2. Определение значимости «зрительного представления» для понимания произведений С.Есенина
Исследовательская работа, направленная на определение значимости «зрительного представления» для понимания произведений С.Есенина проводилась на базе ГБОУ НШ с.Красноармейское Красноармейского района Самарской области.
Эксперимент был разделен на две части.
Для первой части эксперимента была создана группа учащихся (моих одноклассников) в количестве 10 человек.
Во второй части эксперимента участвовали в эксперименте мама, папа и бабушка.
Первая часть эксперимента проводилась в школьном кабинете в течение одного дня. До начала эксперимента всем испытуемым (10 человек) было прочитано несколько стихотворений на тему природы С.Есенина. Далее было задано два вопроса:
Были получены следующие ответы:
На первый вопрос «да» ответили 2 человека, «нет» – 8 человек.
На второй вопрос «да» ответили 3 человека, «нет» – 7 человек.
Далее испытуемым было предложено сделать рисунок к любому из прочитанных стихотворений Есенина или его отдельной части, строке. (Рисунки прилагаются).
После проведения эксперимента испытуемым было задано 3 вопроса:
Были получены следующие ответы:
На первый вопрос «да» ответили - 8 человек, «нет» – 2 человека.
На первый вопрос «да» ответили - 9 человек, «нет» – 1 человек.
На третий вопрос «да» ответили - 10 человек, «нет» – 0 человек. (Приложение 1)
Вывод:
Вторая часть эксперимента – была посвящена взрослым. Я предложила поучаствовать в эксперименте своим родным: маме, папе и бабушке. Все они с интересом отнеслись к предложению, сказали, что никогда раньше этого не делали. Я им прочитала стихотворение «Осень» и «Зелёная причёска», и попросила сделать к одному из них рисунок. Бабушка рисовала карандашами, мама и папа красками. Сделанные мамой и бабушкой рисунки были по стихотворению «Осень». Папа сказал, что ему сравнение дерева с девушкой нравится, и он рисовал стихотворение «Зелёная причёска». Идея попробовать рисовать стихотворение всех воодушевила. (Приложение 2)
Как оказалось, попытки визуализации стихов являются интересным опытом и для взрослых, тем более что подобного опыта ранее они не имели.
Выводы
Заключение
Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир красоты природы. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. Главным в поэзии С.А. Есенин считал именно образность, поэтому его всегда тянуло к яркой словесной живописи. (3, 175).
Как отмечает сам поэт: «Вся жизнь наша есть не что иное, как заполнение большого, чистого полотна рисунками» (1, 207).
Творчество С. А. Есенина в разные годы занимало разное место в школьной программе по литературе. Но независимо от того, насколько подробно изучаются есенинские стихи и поэмы, Есенин был и остается одним из самых известных поэтов.
Моя гипотеза о том, что такая особенность Есенинской поэзии как «словесная живопись», может быть интересной современным школьникам и даже взрослым подтвердилась.
Список использованных источников:
Приложения
Приложение 1.
Таблица 1. Показатели определения значимости «зрительного представления» для понимания произведений С.Есенина
№ испытуемого | Понятно ли вам, что чувствовал поэт, когда писал эти стихи? | Хочется ли вам прочитать другие стихи С. Есенина? | Был ли для вас интересным данный эксперимент? | ||
До начала эксперимента | После проведения эксперимента | До начала эксперимента | После проведения эксперимента | ||
нет | да | нет | да | да | |
нет | да | нет | да | да | |
нет | да | нет | да | да | |
нет | да | да | да | да | |
да | да | да | да | да | |
нет | нет | нет | да | да | |
нет | да | нет | да | да | |
да | да | да | да | да | |
нет | нет | нет | нет | да | |
нет | да | нет | да | да |
Рисунки мои и ребят
Приложение 2.
Рисунки мамы, бабушки и папы
Никто меня не любит
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Рисуем тыкву
Как нарисовать китайскую розу
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое