В работе представлен анализ поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" на основе художественных деталей и их роли в раскрытии произведения. Жизнь, быт, персонажи и их характеры сопровождаются образами еды, и эти образы настолько органично соответствуют произведению, что далеко не каждый читатель обращает на них внимание. Данная работа рассматривает еду как художественную деталь.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota._eda_kak_hudozhestvennaya_detal_v_poeme_n.v._gogolya_myortvye_dushi.doc | 31 КБ |
«Еда как художественная деталь в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Творчество Н.В. Гоголя во многом запоминается читателям не только благодаря хорошо раскрытой психологии и актуальным проблемам, которые не теряют своей важности и в наше время, но и благодаря той особой атмосфере, нитью проходящей через многие произведения великого классика. В чем же секрет? Известно, что очень большую роль, как впоследствии и Чехов, Николай Васильевич отводил деталям. Казалось бы, как раз то, что лежит прямо перед глазами читателей, но что заметить очень сложно...
Исследователи творчества Николая Васильевича Гоголя казалось бы рассмотрели уже все его грани, однако они лишь вскользь упоминают об образах еды. Однако эти образы играют немалую роль в поэме "Мертвые души".
Буквально с первых страниц мы замечаем, что произведение изобилует образами еды. Как только Чичиков прибывает в губернский город, он направляется в трактир, где ему подают "щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец соленый и вечный слоёный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам". Ирония Гоголя придает дополнительные краски и создает ощущение, будто бы сам автор с нетерпением ждет, когда наш герой приступит к трапезе. Гоголь придает еде важное значение, относится с некоторым уважением и опирается на народные представления о ней, однако резко разграничивает сытость и чревоугодие.
Путешествие главного героя от помещика к помещику начинается именно со стола. И именно пища говорит нам первым делом о характере хозяев и их роли в произведении - каждый считает своим долгом попотчевать чем-то удивительным Чичикова, будь то "щи от чистого сердца" у Манилова, "блинцы" у Коробочки, "чудный балык" у Ноздрева, "бараний бок" у Собакевича или же "сухарь из кулича" у Плюшкина. Каждая выделенная съедобная деталь характеризует определенную черту характера помещика. Например, по хлебным крошкам, оставшимся с вечера на утро на скатерти в столовой Ноздрева, главный герой делает вывод о безалаберности хозяина дома. Затем следуют его мысли: следует ли прямо сообщить хозяину цель своего визита, или же не стоит упорно настаивать на своём?
Подобная тактика мышления объясняет нам его видение мира и людей. Даже за пределами стола Чичиков обязательно найдет что-либо, что близко или отдаленно напомнит ему пищу. Это и тюфяк, "тоненький, как лепешка", на котором спал герой, и его собственные глаза, "которые липнули, будто бы их вымазали мёдом". А в зеркале, вместо своего лица, Чичиков и вовсе видит какую-то лепешку. Привычка видеть мир "съедобным" обратной монетой возвращается к Чичикову.
Помещики же тоже не скупы на сравнения с едой и высказывания, касающиеся гастрономической темы. У Плюшкина еда - мерило человеческих качеств: "Хорошего общества человека хоть где узнаешь: он и не ест, а сыт". Собакевич же разделяет людей на провинциальных и столичных жителей, руководствуясь тем же принципом. Одни, по его мнению, "упишут пол бараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку", а другие едят "какие-нибудь котлетки с трюфелями". В провинции, подсказывает Собакевич, другой масштаб: то, что мелковато в столице, здесь разрастается до размеров необычайных. И это действительно подтверждается - пошлость героев увеличивается вдвое, пустота граничит с бездной, а глупость идет рука об руку с идиотизмом.
Однако эти идеи не раскрыты прямо перед читателем. Описание пищи настолько органично соответствует произведению, что мы, обычные читатели, и не обращаем на него особого внимания, принимая это как данность. В своем произведении Гоголь отводит полстраницы четвертой главы рассуждениям о желудках разного рода людей. Гоголь не жалеет красок и средств выразительности, описывая разгулявшиеся аппетиты своих героев. Они приступили "со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать, как говорится, каждый свой характер и склонности, налегая кто на икру, кто на сыр", не забывая при этом "спорить громко, заедая дельное слово рыбой или говядиной, обмакнутой нещадным образом в горчицу". Даже подобное описание событий похоже будто бы на бекон, состоящий из разных прослоек. Помещики не замечают никого и ничего во время укрощения своего чревоугодия. Не случайно Гоголь так подробно обращается к пище в поэме "Мёртвые души". Еда становится мерилом человеческих качеств для героев, а автор ловко с помощью этого изображает их душевную пустоту и ограниченность, тем самым обличая их истинные сущности.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Сказка "Колосок"
Огонь фламенко