Проект разработан в рамках конкурса "Россия молодая", Творческая группа защитила работу и заняла первое место на муниципальном этапе конкурса.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lish_slovu_zhizn_dana.docx | 33.26 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ст. Советской Ростовской области
347180, ст. Советская, ул. Ю. Горева, 7, Советского района Ростовской области, тел. (факс.)86363 23-6-32
Муниципальный конкурс проектов обучающихся «Россия молодая» в рамках Ассамблеи инноваторов «Стратегии инновационного развития в образовательной практике Дона»
Номинация: Год литературы - «Гениальная литература живет вечно» (М.А. Булгаков)».
Проект поэтического марафона «Лишь слову жизнь дана…»
Выполнила творческая группа
в составе учащихся 9 «Б» класса:
Абрамова Анна Сергеевна,
Лозовая Мария Сергеевна,
Лозовая Анастасия Сергеевна,
Коваленко Валентина Алексеевна,
Лозовая Анастасия Саламбековна
347180
Ростовская область,
Советский район,
ст. Советская
тел. 86363 23-6-32
e-mail: SovSoshVVR@yandex.ru
Руководитель Лозовая М.В.
тел. 89604446380
2015
Название проекта «Лишь слову жизнь дана…»
Учебный предмет – литература.
Тип проекта – творческий, с элементами исследования
Вид проекта – групповой.
Цель проекта – формирование устойчивого позитивного интереса к русской поэзии, возрождение традиций художественного чтения поэтических произведений.
Задачи проекта:
- подготовить альманах стихотворений русских поэтов для поэтического марафона;
- найти аудио- видеозаписи стихотворений в исполнении поэтов или
известных актёров;
-подобрать иллюстрации, создать необходимый фото- и видеоальбом;
- оформить актовый зал;
-совершенствовать навыки художественного чтения поэтических произведений.
Руководитель– Лозовая М.В.
Состав проектной группы: Лозовая Мария Сергеевна, Лозовая Анастасия Сергеевна, Абрамова Анна Сергеевна, Коваленко Валентина Алексеевна, Лозовая Анастасия Саламбековна.
Этапы работы над проектом.
Проект долгосрочный.
Продолжительность – 1 день.
Задачи:
- определение и анализ проблемы;
- постановка цели проекта;
- определение задач проекта;
- определение способа разрешения проблемы;
- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование
работ;
- распределение задач между участниками группы.
Продолжительность – 2 недели.
Задачи:
- выявление литературных предпочтений учащихся в области
поэзии;
- опрос учителей и родителей, их рекомендации;
- работа в библиотеке, Интернете по сбору материала и информации;
-подготовка и выпуск буклетов поэтических произведений и высказываний выдающихся людей о роли поэзии;
- разработка сценария открытия поэтического марафона и его этапов: «Если душа родилась крылатой…», « Строки, опалённые войной...», «Сыны Тихого Дона», «Лишь слову жизнь дана…»;
-оформление актового зала.
Продолжительность – 2 месяца.
- открытие поэтического марафона «Лишь слову жизнь дана…»
(20.03.15);
- распространение буклета «Где красота и жизнь, там поэзия»;
- чтение стихотворений на этапах поэтического марафона «Лишь слову
жизнь дана…»;
- выпуск стенгазеты «Вечно живая классика»;
- чтение стихотворений учащимися, учителями и родителями на этапах
марафона;
- прослушивание аудиофайлов стихотворений в исполнении поэтов и
известных актёров.
- закрытие поэтического марафона (06.06.15)
Результат:
- приобщение ребят к миру поэзии, осмысление роли поэзии в жизни
человека и всего русского народа, развитие навыка художественного
чтения, расширение кругозора и формирование мировоззрения.
Необходимое оборудование и ресурсы:
- компьютер, доступ к Интернету, проектор, экран, принтер, сканер;
Программное обеспечение: Microsoft Word, Adobe Photoshop Image,
Microsoft Power Point; книги;
Аннотация проекта.
2015 год в нашей стране объявлен годом литературы. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, лучших традиций нашего народа, восстановление духовности. Сегодня как никогда актуально обращение к поэзии: приобщение к ней представляют собой бесконечные возможности для духовного роста подрастающего поколения. Именно поэзия будит в нашей душе благородные чувства, воспитывает любовь к родному слову, уважение к человеку. Актуальность возрождения художественного чтения, как одной из лучших традиций русского народа, подтверждает проведение всероссийских конкурсов, таких как «Живая классика», «Дети читают стихи», приобщающих ребят к литературе через звучащее слово
Актуальность проекта заключается также в том, что он направлен на формирование самостоятельности, творческой активности, практической исследовательской деятельности, свободе выбора и действий.
Школьная программа не позволяет в полной мере ощутить глубокий мир русской поэзии, а данный проект предполагает более детальное знакомство с творчеством известных поэтов России, малоизвестных поэтов донской земли и поэтов, погибших на полях сражений. В этом его новизна. Кроме того, в реализации проекта участвуют и ребята, и учителя, и родители, что позволяет каждому открыть для себя что-то новое, увидеть близких людей с другой стороны. Это, несомненно, способствует сплочению, осуществляется преемственность поколений. Главная роль отводится стихотворениям, звучащим свободно, искренне, открыто. Сама форма проекта, на наш взгляд, тоже нова.
Поэтический марафон реализуется через чтение поэтических произведений, выбор осуществляется согласно теме этапа.
1 этап - «Если душа родилась крылатой…»(чтение произведений поэтов 19-20 веков);
2 этап - « Строки, опалённые войной…», посвящён 70-летию великой победы; чтение произведений поэтов-фронтовиков, молодых поэтов, погибших на полях сражений;
3 этап - «Сыны Тихого Дона», посвящён 110-годовщине со дня рождения М.А. Шолохова (чтение произведений поэтов Дона);
4 этап - «Лишь слову жизнь дана…».
Продукты проекта:
- анкета «Поэзия и я»;
- информационный стенд «Лишь слову жизнь дана…»;
- сценарий открытия поэтического марафона и его этапов: «Если душа родилась крылатой…», « Строки, опалённые войной…, «Сыны Тихого Дона», «Лишь слову жизнь дана…»;
- буклет «Где красота и жизнь, там и поэзия»;
- стенгазета «Вечно живая классика»;
- медиасборник стихотворений в исполнении поэтов и
известных актёров.
Продукты проекта.
Анкета «Поэзия и я»
1. Любите ли Вы читать?
2. Какие произведения вас более привлекают?
3.Стихи какого или каких поэтов вам нравятся?
4. Читали ли Вам произведения донских поэтов? Если да, назовите их.
5. Ваше любимое стихотворение?
6. Что порекомендуете прочитать другим читателям?
7. О творчестве какого поэта хотели бы узнать?
8. Составьте свой список стихотворений для подростков.
9. Нужно ли помнить и знать творческое наследие наших земляков?
10. Нужна ли поэзия современному человеку?
Сценарий открытия поэтического марафона
«Лишь слову жизнь дана…»
Часть 1.
Ведущий 1.
Шел на Земле сто первый век,
И путь Земли был мудр и долог,
И жил на свете человек,
Чудак, а проще - археолог.
И как-то под пластами лет,
Под массой всяких наслоений
Он странный отыскал предмет,
Изделье давних поколений.
Ведущий 2.
Предмет был сделан из листков,
Сухих и желтых, словно осень,
Таких прозрачных, что легко
Сквозь них струилась неба просинь.
И археолог в тишине
С листков очистил пыль забвенья
И прочитал на желтизне:
«Я помню чудное мгновенье»
Ведущий 1.
И вдруг постиг он, что окрест
Поет и плещет мирозданье,
Что он всю жизнь несет свой крест
Любви, надежды и страданья.
И археолог счастлив был,
Так счастлив, что и не заметил,
Как те листки рассыпал в пыль
Уж слишком современный ветер.
Ведущий 2.
И запах легкий, как печаль,
Исчез в последнем дуновенье,
Но в сердце колокол звучал:
«Я помню чудное мгновенье».
Ведущий 3.
Вы задумывались когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?
Любопытно, забавно и тонко :
Стих, почти непохожий на стих.
Бормотанье сверчка и ребёнка
В совершенстве писатель постиг.
И в бессмыслице скомканной речи
Изощрённость известная есть.
Но возможно ль мечты человечьи
В жертву этим забавам принесть?
И возможно ли русское слово
Превратить в щебетанье щегла,
Чтобы смысла живая основа
Сквозь него прозвучать не могла?
Ведущий 4.
Нет! Поэзия ставит преграды
Нашим выдумкам, ибо она
Не для тех, кто, играя в шарады,
Надевает колпак колдуна.
Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Н.Заболоцкий
Ведущий 1.
Сегодня 20 марта в преддверии Всемирного дня поэзии мы рады приветствовать вас на открытии поэтического марафона «Лишь слову жизнь дана…».
Ведущий 2.
Поэзия - как трепетное пламя. Она необходима, чтобы осветить души близких, друзей, знакомых, да просто незнакомых людей, оказавшихся рядом с вами.
Ведущий 3.
Поэзия – это стремление делиться своим светом с окружающими.
Ведущий 4.
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
- Так писал о поэзии Б. Пастернак
Ведущий 1.
Представьте нашу жизнь без поэзии... Без Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Ахматовой, Есенина, Бунина...
Ведущий 2.
Это будет скучная жизнь без взрыва эмоций, выраженных простыми буквами на бумаге, без той небольшой мистики, когда одни и те же слова, но написанные в определенном порядке, могут тронуть до слез или оставить абсолютно равнодушным. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение.
Ведущий 3.
Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии. В этот день по всему миру проходят курсы лекций, авторские чтения, представление новой поэтической литературы.
Ведущий 4.
Поэзия давняя любимая страсть человечества. Нет на земле народа, у которого бы не было поэтов. Поэты бывают в большей или меньшей степени наделены талантом, иногда среди них являются гении, подобные Пушкину. Но мировая поэзия бережно хранит имена и тех, кто вовремя нашёл и сказал людям нужные слова – иногда бодрые и добрые, а иногда горькие и иронические, и сказал так, что ему захотели поверить, ибо поэты – всегда живые свидетели времени. Воистину поэзия бессмертна!
Ведущий 1.
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Иван Алексеевич Бунин, Москва, 1915
Ведущий 2.
Указом президента В.В. Путина от 12 июня 2014 года 2015 год объявлен Годом литературы. Это проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях.
Ведущий 3.
Наш поэтический марафон «Лишь слову жизнь дана…» направлен на воплощение задач, поставленных В.В. Путиным перед российским обществом.
Ведущий 4.
Хочется отметить, что ребята нашей школы уже приняли участие в мероприятиях, проводимых под знаком Года литературы. Мещанский Максим и Лысикова Ирина стали победителями муниципального этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» и примут участие в региональном туре. Мы, конечно, желаем им победы.
Ведущий 1.
Всех присутствующих поздравляем с открытием поэтического марафона, каждый его участник уже победитель.
Ведущий 2.
Настоящим триумфатором будет поэзия, а главными гостями – стихи…
У каждого из нас своё понимание поэзии, индивидуальное, принятое только им одним, и пусть для одного поэзия сравнима со свечой, а для другого – с путеводным маяком – неважно.
Ведущий 3.
Психологи отмечают, что люди, обращающиеся к поэзии, мягче, добрее, эмоциональнее. Она помогает открыть тайны нашей души, увидеть мир по-новому, познать истинную красоту и постичь мир.
Ведущий 4.
Сегодня мы приоткроем окошко в мир поэзии и познакомимся с творчеством поэтов, о которых мы мало что знаем, возможно, чьи-то имена вы услышите впервые. А самое главное, вы услышите стихотворения
Ведущий 1.
Когда ты горю тяжелейшему
Ни в чем исхода не найдешь.
Пошли сочувствующих к лешему:
Ведь не помогут ни на грош.
Ведущий 2.
Но, нестерпимой мукой мучимый,
Проплакав ночи все и дни,
Ты лучше с детских лет заученный
Стих Пушкина читать начни.
Ведущий 3.
Он с первых же двух строк, он вскорости
Такого солнца звон прольет,
Что горе вдруг не горше горести —
Ну той, как журавлей отлет.
Ведущий 4.
Еще лишь третью вот, четвертую
Строку произнесешь потом,
Еще вот стих, что так знаком,
И не прочтешь ты целиком,
А сквозь слезу, с лица не стертую,
Сверкнешь восторга огоньком.
(«Стих Пушкина читать начни», 1953, Казин Василий Васильевич)
Часть 2.
Чтение стихотворений участниками марафона: учащимися, учителями, родителями. Тема «Если душа родилась крылатой…»
Часть 3.
Ведущий 1.
Спасибо всем участникам первого этапа поэтического марафона «Лишь слову жизнь дана…»
Ведущий 2.
Спасибо за тёплый вечер и прекрасные выступления.
Ведущий 3.
Вся информация о нашем марафоне представлена на стенде «Лишь слову жизнь дана…»
Ведущий 4.
Мы говорим вам: «До новых встреч! Мы ждём вас снова!»
Источники:
http://festival.1september.ru/subjects/9
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/
Библиотека кабинета русского языка и литературы
Фонд школьной библиотеки.
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Голубая лягушка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Почему Уран и Нептун разного цвета
Мороз Иванович