Мы представляем вам исследовательскую работу
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВ
( В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Культуроведческий анализ образов – символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.
Целью нашего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культуроведеский анализ эпизодов сна в произведениях писателей 19 века.
Предметом исследования являются непонятные для нашего времени слова-символы, обряды и традиции.
Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Евгений Онегин».
Основные результаты исследования: составлен словарь слов, выражений, дано их культуроведческое толкование, проведено сравнение снов и их роли в произведениях.
Наша работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся.
Работа интересна тем, что в ней через новый для школьников способ анализа – культуроведческий, раскрыто полностью содержание баллады, эпизодов комедии и романа. Такое толкование доводит до понимания произведения любого школьника, ибо оно наполнено событиями, обычаями, обрядами, совершенно далекими от сегодняшних дней. Этот вид анализа открывает для всех совершенно новый пласт культуры и знаний. Эти знания обогащают нас духовно и нравственно.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 338.68 КБ |
защита работы | 2.71 МБ |
титульный лист | 12.42 КБ |
Cодержание
I . Введение 2
II. Понятие сна и роль сна в русской литературе 19 века 3
1. Сон в балладе В. А. Жуковского и его толкование 4
2. Культуроведческий анализ текста баллады
«Светлана» В. А. Жуковского 5
3.Сон Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9
4.Смысл сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 11
III. Заключение 14
IV. Список литературы 15
Приложение 16
Актуальность проблемы
Путь усвоения суммы знаний (которые к тому же быстро устаревают, быстрее, чем завершается цикл обучения в школе) приводит лишь к накоплению информации, но мало способствует развитию личности.
Обучение должно обеспечивать взаимодействие языка, культуры, личности в процессе развития и обучения этой самой личности. Главная задача школы – воспитание «человека в культуре» и «человека культуры».
Поэтому на первый план выходит культурологический подход в обучении.
Литературовед Сергей Алексеевич Голубков определяет этот вид анализа как «Рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи», а именно, учитывающим особенности и эпохи, и творчества художника как представителя данной эпохи. [10]
Познание художественного мира писателя, открытие мира героев, рассмотрение художественного произведения в контексте культуры может вестись через различные виды комментария текста, сопоставление его разных редакций, изучение творческой истории произведения, наблюдение над развитием сюжета и композиции, анализ внесюжетных элементов выявление роли мотивов, образов культуры в художественном пространстве текста, лексико-грамматический анализ, авторских приёмов типизации персонажей, картин жизни и т.д.
Многие выражения, слова сегодня утрачивают этимологическую связь с теми реалиями, которые легли когда-то в их основу - «понятные для отцов, повторяемые по привычке детьми, они являются совершенно загадкою для внуков».
У нас порой нет мотивации, интереса к учению, к познавательной деятельности, не сформированы мыслительные механизмы, связанные как с творчеством, так и с восприятием информации. Но самое страшное, что у нас нет представлений о ценностях, лежащих в основании русской культуры и мировой. Почему сегодня дети неохотно читают классическую литературу?
Исследования ученых среди ряда причин этого явления выявили одну из основных: события, описываемые в произведениях, слишком удалены во времени от сегодняшнего школьника, многие слова, события, факты совершенно не понятны им и требуют постоянного толкования. Даже, казалось бы, один из самых понятных поэтов А. С. Пушкин вызывает при изучении его произведений массу трудностей. А что говорить о творчестве таких поэтов как Ломоносов, Державин, Жуковский и другие. Сегодня ученик должен обладать культурой читательского восприятия, должен быть способным выявить и оценить взаимосвязь и взаимообусловленность элементов разных культур, и это является одной из важнейших компетенций современного ученика, для этого он должен стать исследователем, обладающим образным и аналитическим мышлением.
Культуроведческий анализ образов–символов позволяет увидеть глубинный культурный смысл художественного произведения.
Подобный подход к анализу образов–символов художественного произведения будет способствовать формированию навыков осознания глубинных проблем текста.
Целью нашего исследования является знакомство с понятием культурологического анализа и культурологический анализ эпизодов сна в произведениях писателей и поэтов 19 века.
Чтобы достичь этой цели мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме.
2. Отобрать культуроведческие понятия в произведениях писателей и поэтов 19 века и дать их толкование.
3. Определить роль слов-символов в понимании произведения.
Нами сформулирована гипотеза, суть ее состоит в следующем: именно культурологический анализ художественных произведений литературы поможет лучше понимать содержание произведений и их идеи, повысит интерес к чтению данных произведений.
В нашей работе использованы методы: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный.
Предметом исследования являются непонятные для нашего времени слова-символы, обряды и традиции.
Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», Грибоедова «Горе от ума», Пушкина «Евгений Онегин».
Основные результаты исследования: составлен словарь слов, выражений, дано их культуроведческое толкование, проведено сравнение снов и их роли в произведениях.
По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», «эпизод – это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент. Будучи, таким образом, законченным целым, отдельным элементом фабулы, событием в жизни героев эпизод в то же время и составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты его идейно-художественного своеобразия». [9].
Сны в литературных произведениях являются такими эпизодами, а для авторов сон – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности.
Исследуя славянские народные толкования снов и их мифологическую основу, Н. И. Толстой (доктор филологических наук) установил пять основных положений, в которых могут быть выражены народные представления о сне.
Вот одно из них « Сон - это также открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов».
Еще до возникновения психоанализа и вне всякой связи с ним писатели так часто обращались к форме сна для того, чтобы изобразить мечтаемое, желаемое своих героев, а порой и свое собственное. И поэтому именно в форме сна рассказывалось и о приближении опасного, нежеланного, нежелательного завтра. Как пишет Ю. М. Лотман, постепенно в истории культуры «сон – предсказание – окно в таинственное будущее – сменяется представлением о сне как пути внутрь себя. Но ведь путь внутрь себя лежит через то будущее, которое предстает во сне и наяву». [6]
В словаре В. Даля сон – «состояние спящего, отдых тела в забытьи чувств» противоположное бдение, бодрость, явь. Видения во сне, сноведенья, «грезы», пословица В. Даля толкует так: «Сон смерти брат». [8].
Сны бывают колдовские и сны вещие. Колдовской сон можно победить. Вещими обычно называют те сны, которые сбываются. Однако представление о природе сна в русской культуре противоречиво: с одной стороны считалось, что он послан Богом и потому сообщает человеку информацию об истинном положении вещей (кому сон, кому явь); с другой стороны, его часто воспринимали как наваждение (Страшен сон, да милостив Бог).
Сон в художественной литературе - один из приемов, с помощью которого писатель раскрывает характеры героев, события, свое отношение к миру. Сон встречается у многих писателей: Батюшкова, Пушкина, Тютчева, Жуковского, Грибоедова, Гоголя, Достоевского и др.
Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы.
Явь – это реальная действительность, когда правильно оцениваешь, понимаешь окружающее.
Он выполняет различные функции, является элементом сюжета, связан с идейно – тематическим замыслом автора. В основе снов лежат народные представления о сновидениях.
Так один из снов описан в балладе Жуковского «Светлана». С самого начала задан основной конфликт произведения: борьба темных и светлых сил в душе человека. Сюжет баллады прост, девушка ожидает любимого, который слишком долго не возвращается из похода. Она в унынии. События происходят в Крещенский вечерок. Светлана решается погадать, чтобы узнать о своем суженом. Ожидая полуночи, Светлана засыпает и видит сон. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. Сон – кульминация для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны во сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами над тьмой
Святочные гадания сопровождаются славянскими обычаями и верованиями. Во второй строфе появляются образы луны, сумрака, тумана, сопровождающего этот ритуал. Героиня Светлана (светлая) погружена во мрак древних верований. Появляются образы-символы – венец, кольцо, обручение. Следующая строфа представляет собой жалобы героини на жизнь. В этой строке обращают на себя внимание слова судьбина, ангел- утешитель. Судьба – это линия жизни, судьбина – это «злая судьба».
Что же она ропщет на судьбу? Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух». Тьма в зеркале порождает робость и страх. Но постепенно пространство изменяется: появляется призрак, который сообщает: «Укротились небеса: твой услышан ропот». [5].
Даль толкует слово «ропот» как действие по глаголу «роптать» в значении» «пеня, укоры», и мираж обещает спасение: здесь и поп и «церковь ждет с дьяконом, дьячками; хор венчальну песнь поет; храм блестит свечами» [5].
Такое обилие христианских символов в обещаниях милого создает впечатление, что провидение ставит условие: счастье будет при обращении героини к свету христианства.
Мифологические образы - символы
Конь – одно из наиболее мифологизированных священных животных. Оно является символом мощи, жизненной силы, а также благородства и красоты в ряде традиций.
В различных древних культурах конь был принадлежностью богов и героев. Он участвовал в различных обрядах. Известен ведийский ритуал жертвоприношения коня, призванный очистить народ от греха и обеспечить плодородие и процветание. Конек был оберегом на крыше дома. Его считают мифическим образом смерти; он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой, иногда он олицетворяет необузданные страсти, является еще символом своеволия, упрямства.
Двойственность этого образа – символа отражается в традиционно существующих образах белого коня – олицетворение дня и черного коня – олицетворения ночи.
Свет и тьма. С этими понятиями связаны, пожалуй, самые древние мифологические представления наших предков. В сказаниях славян ночь была метафорическим обозначением темных, злых нечистых сил, а восход солнца означал приход добрых, светлых, божественных сил. Ночь ассоциировалась со смертью, а день или свет – с жизнью. Это нашло отражение в пословицах и поговорках: Тьма света не любит, злой доброго не терпит. Не нами свет начался, не нами и кончится. Бояться смерти – на свете не жить. Свет (жизнь) не надокучит. В одной легенде о сотворении мира говорится: «С самого начала не было ни неба, ни земли, а была только тьма и вода, смешанная с землею. А Бог летал Святым Духом над водою, которая шумела пеною. Вот однажды ходит Бог по воде, да и дохнул на эту пену, сказавши при этом: «Да будет ангел!» И стал ангел. Тогда сотворил бог свет. Во второй день сотворил небо, в третий день – землю (Русская мифология 2007: 31).Таким образом, свет еще это и земной шар, Вселенная, свет, пришедший на смену тьме, стал началом мира, света в значении «Вселенная».
«Тьма людей во храме», слово «тьма» обозначает не только большое скопление людей, оно работает на конфликт темных и светлых сил.
Вьюга, метель – образы - символы, беды, судьбы, разрушения, хаоса.
Ветер, вихорь – олицетворение злых сил в народе.
Вран – ворон - вещун, предвещающий несчастья, олицетворение сил зла. Языческий образ вещей птицы.
Изумруды - драгоценные камни.
Судьба - в русском фольклоре, славянской мифологии вместе с судьбой фигурируют ее «варианты» - доля, участь. Судьба предначертана свыше, поэтому в главном ее нельзя изменить. И пытаться ее предсказать, обойти поиграть в прятки, словом, искушать, никому нельзя. Судьба наказывает тех людей, которые стремятся это сделать. Определяли судьбу у славян мифологические существа суденицы при рождении человека.
Перси - щеки.
Мнится – чудится.
Лик – лицо.
Кручина – тоска, печаль.
Мрак (морок) – тьма, страх, смерть.
Прорицатель – предсказатель будущего, пророк.
«На луне туманный круг» – затмение предвещает.
Языческие обряды
Гадания – это языческий обряд. Обычно гадания происходят во время Святок. Святки зимние с 25 декабря по 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства. Святки считаются по преимуществу праздником молодежи. Святки – время выяснения суженых и первых шагов к заключению браков «никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские люди веселятся. Святки созданы для русских дев. В посиделках, играх, песнях все направлено к одной цели – к сближению суженых».
Святочные обряды проводились по всем правилам «простонародной старины». Видов гаданий было множество. Одно из гаданий – гадание на зеркало обычно происходило в бане, а не в светлице, помещении, где нет икон. Гадание по церковным канонам считается греховным, это обращение за помощью к нечистой силе.
С. В. Максимов писал: «Почти на протяжении всех святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого крещенья свободно расхаживают по земле и пугают православный люд».
Святочный цикл включал в себя: посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна. Гадание на «сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (оберег- символ защитного круга).
Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют. Гадание на сон проходит в обстановке страха. Мир нечистой силы - мир, по отношению к обыденному, перевернутый, а поскольку свадебный обряд во многом копирует в зеркально перевернутом виде обряд похоронный, то в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом.
Еще один способ гадания, это когда «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». Бросают башмаки через ворота на улицу, потом выходят на улицу и смотрят: в которую сторону обращен башмачок носком, там и быть замужем. Худой признак для девушки, когда ее башмак лежит, обращенный к домашним воротам: в этот год ей замуж не выходить.
«Снег пололи». Девушки выходят во двор, берут скатерть за края, старушка всыпает снег. Раскачивая скатерть, приговаривают: « Полю, полю бел среди поля. Залай, залай, собаченька: дознай, дознай, суженый!»
В это время каждая девушка прислушивается, как лают собаки. Хриплый лай означает суженого старика, звонкий – молодого.
«Под окошком слушали…». Гадающие девушки садятся у окон, выговаривает каждая: «Суженый, ряженый! Проезжай мимо окна». Если которая услышит поезд со свистом, то предрекает себе жизнь веселую и хорошую, а когда поезд будет тихий, то предрекает себе замужнюю жизнь в бедности.
«Кормили / Счетным курицу зерном…». Снимают с насеста кур и приносят в ту горницу, где заранее приготовлено в трех местах: вода, хлеб, кольца золотые, серебряные, медные. Если чья курица будет пить воду, то муж будет пьяница; если будет есть хлеб, то муж будет бедняк; если возьмет кольцо золотое, то муж будет богач; если серебряное, то муж будет ни богат, ни беден; если же сдвинет с места медное, то муж будет нищий.
«Ярый воск топили…». Растапливают воск и вливают его в стакан с холодной водой. Опытные няньки делают предсказания по отражающим фигурам.
«В чашу с чистою водой / Клали перстень золотой/ Серьги изумрудны…» Наливают с вечера в рюмку воды, опускают кольцо и выставляют на мороз. Перед сном нянюшки приносят рюмку и смотрят: сколько бугорков, столько родится сынков, а сколько ямок, столько - дочек.
В балладе Жуковского святочный сон фигурирует, однако, в функции, противоположной фольклору; вся святочная фантастика привиделась героине во сне и объявляется несущественной перед лицом веры в Провиденье. «Вещая», предсказывающая роль сна снята.
Подблюдные песни. После всех увеселений вносили стол и ставили посредине комнаты. Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними» свою судьбу! Хозяйка приносила скатерть - столешник, а сваха накрывала ею блюдо. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столешник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Свахи запевали первую подблюдную песню: «хлеба да соли». Все сидящие пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столешник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь подблюдные песни.
Каждая песня имела свое значение: но все эти значения не везде были одинаковы. Так во многих местах одно и то же значение прилагалось к разным песням по местному обычаю. Эти значения: к скорому замужеству, к свиданию; замужество с ровнею; замужество с чиновным; к сватанию; к бедности; к сытой жизни; к свадьбе; к богатству; исполнение желания; веселая жизнь; девушкам - к замужеству; молодцам - к женитьбе; счастливая доля; дорога; замужество с милым; несчастье; к смерти; к болезни, к радости.
Христианские обряды, образы
Молитва – обращение к Богу и мыслимое как божественная сила с помощью слова, жеста, поведения.
Провиденье толкуется как промысел Божий, высшее промышление, предопределение, управление миром, вселенною, людьми и всею природою; рок, судьба.
Крещение – один из 12 основных праздников православной веры.
При крещении человеку дается имя (второе - христианское, по списку имен в христианском календаре, это имя какого–либо святого).
Обитель – монастырь, тихое жилище.
Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил», « тьма людей во храме».
Жребий - по жребию можно узнать о воле Божьей.
Свечка - символ очищения огнем.
Дьякон – священнослужитель, поющий псалмы и окуривающий фимиамом людей в церкви;
Ангел - обозначает сверхчеловеческое существо, посредник между Богом и человеком. Ангелы являются обычно во сне. Видеть ангела – знак величайшей радости и счастья. Ангел – вестник. Через них Господь являл людям свою волю.
«Голубок со светлыми глазами». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности. У древних славян существовало поверие, что в голубя превращается душа умершего.
Обитель – монастырь, тихое жилище.
Паникадила - сосуд для раскуривания фимиама.
Фимиам – получаемая из фимиамового дерева смола, которая застывает на воздухе в виде зернышек и при нагревании раскаленными углями распространяет ароматный запах.
Спасов лик – лицо Христа, сохранившиеся после утирания им лица на полотенце.
Крылы- символ ангела.
Обет - религиозная практика, при которой человек по доброй воле дает обещания, рассчитывая, что Бог для него что-то сделает. Смысл обета – в особом посвящении самого человека, отдельных действий или определенных даров Богу.
Венец – терновый венец – символ страдания, венец свадебный – символ верности.
Налой - в православных церквях высокая подставка, на которую при богослужении кладут для чтения книги, ставят иконы и крест.
Об особом значении снов в произведениях русской классики критиками и литературоведами написано много. И то не удивительно, ведь во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Во снах проявляется мощная власть, управляемая человеком. Причем власть эта говорит с человеком на языке, понимание которого принципиально требует переводчика.
Особое значение имеют конкретные ситуации, когда рождаются сны Грибоедова и Пушкина: «Смутный сон» Софьи накануне неожиданного приезда Чацкого, и тревожный сон Марьи Гавриловны накануне последнего дня посреди своего семейства, накануне побега и задуманного тайного венчания с Владимиром (А.С. Пушкин «Метель»). Осуществление таких снов чаще всего происходит в конце пьесы. [2].
Возникает вопрос: «Зачем понадобился рассказ о сне Софьи самому автору?». Цель его - подхватить подозрения Фамусова и через прозрачное иносказание перейти к прямому действию. В результате сокращения и переработки всего эпизода текст наполняется иным смыслом, а главным становится совершенно иное значение.
Для раскрытия таинственного смысла сна Софьи необходим анализ этого эпизода в контексте всего произведения, с опорой на целостное восприятие и понимание главных героев пьесы. Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего времени, мы никогда не проникнем в смысловые его глубины. «Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни в последующих веках… произведения разбивают грани своего времени, живут в веках, то есть в большом времени, причем часто более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности… в процессе своей посмертной жизни они обогащаются новыми значениями, новыми смыслами; эти произведения как бы перерастают то, чем они были в эпоху своего создания». (М. Бахтин)
Прежде чем вернуться ко сну Софьи, необходимо отметить, что важнейшим структурным элементом стихотворной комедии является рифма.
Некоторыми литературоведами этот сон трактуется как «придуманный» (Н. Писканов), вымышленный (В.Западов), воображаемый, как «импровизация» (С. Яблонский). Они считают, что сюжет сна изобретается по мере рассказа. Отсюда нервная прерывистость стиха. Софья собирается с мыслями и еще не знает, о чем будет говорить (ведь отец чуть не застал ее в комнате с Молчалиным ранним утром). Она, наверное, не ожидала, что отец будет слушать этот сон. В поисках предмета сновидения она нападает на первый попавшийся мотив - траву», но не знает, что с ней делать. [2].
Свой «смутный» сон Софья видит накануне приезда Чацкого. Вспомним сон Софьи:
Позвольте… видите … сначала
Цветистый луг; и я искала
траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим - будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок… Знаете, кто в бедности рожден….
Потом пропало все: луга и небеса,-
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол – и вы оттуда,
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнули двери
Какие-то не люди и не звери,
Нас – врозь – мучили сидевшего
со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ
Хочу к нему – вы тащите с собой;
Нас провожают стон, рев, хохот,
Свист чудовищ!
Он вслед кричит!..-
Проснулась.- Кто-то говорит…
Ваш голос был; что думаю так рано?
Бегу сюда – и вас обоих нахожу. [3].
Что значит этот образ, какую же траву искала Софья на «цветистом лугу»? Можно предположить, что это плакун–трава, в славянской мифологии занимающая особое место.
«Плакун - трава в русских духовных стихах сказочная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Согласно Голубиной книге, плакун – трава «всем травам мати». Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, овладевать кладами.
Здесь можно говорить об ассоциативных связях с текстом Грибоедова. Трава, которую искала Софья – это « чародейское средство» против злых духов, против «чудовищ», главным из которых для Софьи является Чацкий. Об этой траве мы можем прочитать и в книге ученого А. Коринфского (1901г.):
«По старинному поверью, это наибольшее в царстве трав былие, заставляет плакать бесов и ведьм. Народ русский советует искать и собирать ее на зорьке в Иванов день.
Главная сила травы в ее корнях, они охраняют человека малодушного от разных соблазнов. Упоминание о траве говорит нам о том, что Софья читала не только сентиментальные романы, но и была знакома со славянской мифологией, как и пушкинская Татьяна «верила преданьям простонародной старины». В этом сне Софье открываются главный порок Чацкого - гордыня, что и является причиной его несчастий героя «с нетерпеливою душой».
Во сне Софьи «цветистый луг» и «небеса» отражают внутренний мир Софьи, состояние ее души, ее мечту о счастье с любимым, а «темная комната» - это реальность, это тайное свидание, это необходимость скрываться, обманывать, потому что любимый, «милый человек», «в бедности рожден», это угроза наказания.
Своим рассказом сна Софья хочет отвлечь внимание Фамусова, отклонить его подозрения от Молчалина. Таким образом, Софья «придумала» сон для того, «чтобы скрыть истинное положение вещей, но в то же время и намекнуть на него». (М. Пророков) Автор статьи утверждает, что «в конце сон почти сбывается, ее возлюбленного отделяют от могущей накинуться на него толпы лишь несколько мгновений, за которые он успевает скрыться. Сон мог сбыться в буквальной точности, но сбылся наоборот». Действительно, пророческий, вещий смысл в рассказе Софьи можно увидеть только в том случае, что она его не выдумала, и ей, в самом деле, он приснился (но не в эту ночь).
Этот литературный прием А. С. Пушкин использует во многих своих произведениях: это сон Руслана, 3 сна Марии Гавриловны в «Метели», сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Петруши Гринева «Капитанская дочка», Григория Отрепьева в «Борисе Годунове». Интерпретаторы приходят к выводу о том, что Пушкин в своих снах дал картину иррационального, подсознательного восприятия действительности: душа видит то, чего не замечают глаза.
Сну Татьяны предшествовал ряд событий: объяснение с Онегиным, которое стало для нее ударом. Она ничего не видела от слез, слушая его. После объяснения она испытывает глубокую любовную тоску. Она глубоко страдает. События разворачиваются в святочные дни. А мы знаем, что поэт в лирическом отступлении предупреждает нас о фольклорной основе сознания своей героини: [8].
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны. [7].
Ворожба и святочные гадания – непременное условие вещего сна. Это народная традиция. Не случайно он берет эпиграфом слова из баллады Жуковского: «О, не знай сих страшных снов, ты моя Светлана!».
О ворожбе слово «страшно» автор говорит дважды:
Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть.
Но страшно стало вдруг Татьяне… [7].
Речь идет не о гадании, а о ворожбе. А это существенная разница. Ворожить, значит, колдуя, гадать, т. е. пытаться узнать будущее, обратившись к потусторонним силам.
Поэтому и стол накрыт именно в бане, и под подушкой должно лежать зеркало, а в постель нужно ложиться без одежды.
И снится чудный сон Татьяне
Ей снится будто бы она….
Кого же увидела Татьяна в своем вещем сне? В первую очередь себя! Вот она идет по снеговой поляне в темноте. Но перед ней «поток, не скованный зимой»:
Как на досадную разлуку.
Татьяна смотрит на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей. [7].
Из сугроба появляется медведь (так и бывает в сказках). Он «лапу с острыми когтями/ Ей протянул …» И что ж Татьяна? Она принимает эту помощь:
Она, скрепясь,
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла - что ж? Медведь за ней? [7].
Она пытается убежать, но впереди метелью все занесено. Татьяна падает, медведь подхватывает ее и несет бесчувственную дальше. Завидев в лесу шалаш, медведь говорит: «Здесь мой кум / Погрейся у него немного».
И что же видит Татьяна?
За столом сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот. [7].
Но вдруг среди гостей узнала Татьяна того «кто мил и страшен ей».
Если исходить из фольклорных традиций, то:
Зверь вообще - символ агрессии у первобытного человека.
Петух и свинья олицетворяют основные человеческие пороки, которые привязывают человека к колесу жизни и смерти.
Медведь - связан с оборотничеством. Образ медведя имеет двойную природу в фольклоре: видеть его во сне - к женитьбе, сватовству, в сказках - он хозяин леса, сила, враждебная людям, связанная с водой,- полудемон, связанный «с кумом, хозяином дома». Он помогает Татьяне перебраться через водную преграду, разделяющую мир людей и лес.
Козел - в христианской традиции - cимвол распущенности, похоти, дъявола.
С головой собаки изображались демоны подземного царства.
Река - символ необратимого потока времени. Символ потери и забвения. Река – дорога в страну мертвых. В народной мифологии переход через реку является символом смерти.
Сложности, глубине, многосторонности человеческого характера в полной мере соответствует эпизод «Сон Татьяны Лариной».
Святочные гадания и ворожба необходимое условие вещего сна.
Итак, если героиня Жуковского отправляется в дорогу по призыву женихов-мертвецов, то влечение Татьяны в ночь добровольное. [2].
И все же обратившись к потусторонним силам, приняв их помощь, она все же достигает цели своего путешествия: среди гостей она узнала «того, кто мил ей и страшен». Страх уступает на время место любопытству, стремлению разрешить загадку Онегина.
Может быть, именно в своем сне, чтобы так достоверно, точно передать состояние ужаса и бессилия, невозможности не просто как-то противостоять, нет, а даже бежать, даже закричать.
А далее являются Ольга и Ленский одновременно с блеснувшим светом, как препятствием к осуществлению эгоистичных целей Онегина.
Итак, сон Татьяны – это не только ее «страшное мечтанье», но и предвосхищение трагических событий. А ведь во сне «зловещем», Татьяна ясно видела гибель Ленского от руки Онегина. Почему же она не предотвратила трагедию? Ведь Пушкинская героиня верила снам и преданьям старины. [8].
Как видим, просто верить преданьям старины недостаточно, чтобы противостоять враждебному миру, губящему своей пошлостью и грязью. Верить снам – это же не значит точно знать, что все так и будет, как привиделось. Жизнь сложнее сонников, астрологических прогнозов, ее не уместить в схемы, системы, теории.
В частности, сон Татьяны – результат ее переживаний после объяснения с Онегиным в саду, ее «мечтанье страшное», попытка разрешить сомнения, обратившись к темным силам. Это одно из важнейших мест романа, раскрывающих «русскую душу» пушкинского «милого идеала». [1]
“Борис Годунов”, “Евгений Онегин”, “Пиковая Дама”, “Капитанская дочка” – творения пушкинского гения, известные каждому школьнику. В каждом из этих произведений герои видят сны, функция которых в структуре текста представляет для нас интерес.
Взаимодействие снов и реальности в произведениях Пушкина — один из интереснейших вопросов, который может стать темой отдельного исследования. Почему, например, к Гринёву и Татьяне Лариной, видевшим страшные сны, судьба отнеслась благосклонно (хотя оба не избежали жизненных испытаний), а Герман («Пиковая дама») потерпел крах, несмотря на то, что покойная графиня открыла ему тайну удачи, которой он так ждал? Вопросов много, и невозможно ответить на все в пределах одной работы. Мы лишь попытались наметить пути для будущих научных исследований сновиденческого пространства произведений А.С. Пушкина.
Изучив литературу, мы пришли к следующим выводам:
Во-первых, сны в литературных произведениях являются эпизодами, а для авторов – это литературный прием, позволяющий раскрыть характер героя во всей его сложности. Во сне скрыто пророчество, мудрое и верное, потому, что оно основано на тончайших показателях чувств. Сны встречаются в произведениях многих писателей: Батюшкова, Радищева, Тютчева, Гоголя, Достоевского.
Во-вторых, анализируя произведения с культуроведческой точки зрения, стало понятным, что в своих произведениях писатели используют образы-символы с мифологическим их наполнением, языческие обряды, значение которых без истолкования совсем непонятны учащимся, не обладающим фоновыми знаниями по мифологии. Это характерно для всех трех исследуемых мною произведений.
В-третьих, в произведениях много христианских слов-символов, которые также не понятны детям, не изучавшим основы христианской, православной религии. Учащиеся не знают ни этих слов, ни их значений. Поэтому культуроведческий анализ и здесь необходим.
Мы выяснили, что у одних писателей таких слов-символов много (например, как у Жуковского), у Пушкина и Грибоедова их меньше. Можно предположить, что это обусловлено как разницей в возрасте, так и временем.
Сравнительная характеристика снов дана нами в таблице. (Приложение)
Проанализировав эпизоды сна Светланы, Софьи, Татьяны, мы пришли к выводу, что в некоторых снах многое совпадает, но у каждого сна своё назначение.
Этот литературный приём помог нам раскрыть внутренний мир героев и понять истинные мотивы их деятельности.
Наша работа имеет практическую направленность и представляет интерес, как для учителей литературы, так и для учащихся. Она поможет глубже изучить место и роль сна литературных героев, лучше понять произведение, поступки героев и их характер.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по изучению места и роли сна литературных героев в произведениях других русских писателей.
Издательство: «Эксмо», 2010 г.
Приложение
Сравнительная характеристика снов
Герои | Сон | Назначение сна | Характер |
Светлана | Это мистический сон главной героини. Ожидая полуночи, Светлана засыпает и видит сон. Рассказ о гадании и встрече героини с любимым вмещает в себя сон Светланы, то есть повествование имеет внешний и внутренний планы. В произведении нам представлена антитеза- противопоставление добрых сил злым, сна - действительности. Причём грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят героиню Светлану загадать « в чистом зеркале стекла». Грань между явью и сном стёрта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню. Фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил - явление мертвого жениха - оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение. | Сон – кульминация для внешнего плана произведения. Мистические события, борьба света и тьмы происходят во сне Светланы, который имеет двойственную характеристику. Сны, гадания свойственны древним культам и это характеризует героиню, как человека, имеющего славянские корни. С другой стороны во сне проявляются христианские символы. Сон имеет самостоятельную композицию, в которой двойная кульминация: первая – победа светлых сил в душе Светланы; вторая – победа самой героини, защищенной светлыми силами над тьмой В балладе несчастье – это всего лишь лживый сон, счастье – пробуждение. | Отличительные черты этого характера – чистота, кротость, покорность судьбе, верность, нежность и светлая грусть. Но девушка набожна и безропотна: она молит ангела-утешителя лишь утолить ее печаль. Светлая душа С. оказывается сильнее ночного мрака. Злые силы не властны погубить душу героини. Само имя героини задает в балладе тему света, противостоящего тьме и побеждающего ее. |
Софья | Героиня рассказывает свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но выдуманный, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова. Фамусов отвечает только на последние слова: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Софья продолжает: «Потом пропало все: и луг, и небеса. Мы в темной комнате. Для довершенья чуда. Раскрылся пол — и вы оттуда, Бледны, как смерть, и дыбом волоса! Тут с грохотом распахнулися двери, Какие-то не люди и не звери, Нас врозь — и мучили сидевшего со мной. Он будто мне дороже всех сокровищ, Хочу к нему — вы тащите с собой: Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ, Он вслед кричит». | Талантливая выдумка, но Софья этого не знает, это знает Грибоедов. В этом сне — реальное состояние героини, узнаваемость ее возлюбленного, фон — луг, цветы, да и сам герой — из сентиментальных романов, которыми зачитывались девушки того времени. К тому же «сон» оказался вещим. | Софья - это не только определенный социальный тип, не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность. От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Представления о людях она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она давно без матери, она чувствует себя госпожой. Отсюда её властный тон, её самостоятельность. Вместе с тем она себе на уме, насмешлива, мстительна: несомненно, она девушка с большим характером. Софья - характер, который может быть еще развит и раскрыт «до конца» только в будущем. |
Татьяна | Содержание сна необычно. В этом сне героиня видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу. Татьяна пытается убежать от него, но на пути ее встает множество препятствий: В бессилии Татьяна падает в снег, медведь «проворно Ее хватает и несет» в избушку, полную демонических чудовищ. И незваных гостей бранит; Татьяна чуть жива лежит. Спор громче, громче; вдруг Евгений Хватает длинный нож, и вмиг Повержен Ленский... | Сон является предсказанием, предопределением будущего героев. Сон Татьяны – результат ее переживаний после объяснения с Онегиным в саду, ее «мечтанье страшное», попытка разрешить сомнения, обратившись к темным силам. Это одно из важнейших мест романа, раскрывающих «русскую душу» пушкинского «милого идеала». | Татьяна - существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным. |
Слайд 1
Выполнила : Искра анастасия , учащаяся 9 класса, МБОУ « Новокурская СОШ» Руководитель: Приставкина И.В., учитель русского языка и литературы Новокурск - 2013 Культуроведческий анализ снов ( В.А. жуковский «Светлана», А.С. Пушкин « евгений онегин », А.С.грибоедов «горе от ума»)Слайд 2
Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет. З. Фрейд
Слайд 3
Литературовед Сергей Алексеевич Голубков определяет этот вид анализа как «Рассмотрение художественного произведения в большом контексте всех культурных ценностей эпохи». КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Слайд 4
Цель исследования: знакомство с понятием культурологического анализа и культурологический анализ эпизодов сна в произведениях писателей и поэтов 19 века.
Слайд 5
Задачи: 1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме. 2. Отобрать культуроведческие понятия в произведениях писателей и поэтов 19 века и дать их толкование. 3.Определить роль слов-символов в понимании произведения .
Слайд 6
Методы исследования: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный Предмет исследования: слова-символы, обряды и традиции
Слайд 7
Объект исследования: тексты произведений В. А. Жуковский «Светлана» А. С. Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Слайд 8
« Эпизод – это та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент». («Словарь литературоведческих терминов») «Сон - это открытие границы между настоящим и будущим и в то же время настоящим и прошлым. Отсюда восприятие сна как предсказания, предзнаменования, пророчества, отсюда вера в вещий смысл снов». Н. И. Толстой
Слайд 9
Сон в балладе в. а. жуковского « светлана » «страх туманит очи», «занялся от страха дух» «Укротились небеса; Твой услышан ропот!» «Скачут... пусто все вокруг, Степь в очах Светланы» «Сорвался покров; мертвец (Лик мрачнее ночи) Виден весь — на лбу венец, Затворены очи» «Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел» «Всё в глубоком, мертвом сне»
Слайд 10
Мифологические образы - символы Конь Свет и тьма Вьюга, метель Вран (ворон) Изумруды Судьба Перси - щеки Мнится – чудится Лик – лицо Кручина – тоска, печаль Мрак (морок ) Прорицатель На луне туманный круг – затмение
Слайд 11
Языческие обряды «Снег пололи » «кормили / Счетным курицу зерном… » «Ярый воск топили …» «В чашу с чистою водой / Клали перстень золотой/ Серьги изумрудны …» «Под окном слушали…».
Слайд 12
Христианские обряды, образы Божий храм – это возможность спасения души, но храм одинокий, «в нем двери ветер отворил» « тьма людей во храме». «Голубок со светлыми глазами». В древних культах голубь был символом чистоты, кроткого нрава, нежности.
Слайд 13
Сон Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Рассказывая свой сон о любви, сон возможный, психологически оправданный, но... выдуманный, чтобы скрыть свою растерянность в связи с внезапным появлением Фамусова, оправдывается: Сказать вам сон: поймете вы тогда... Позвольте... видите ль... сначала Цветистый луг; и я искала траву, Какую-то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим — будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен, Но робок... Знаете, кто в бедности рожден...
Слайд 14
Плакун –трава «Цветистый луг; и я искала траву Какую-то, не вспомню наяву…» (Дербенник иволистный) В русских духовных стихах сказочная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа. Согласно Голубиной книге, плакун – трава «всем травам мати ». Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами , овладевать кладами.
Слайд 15
Смысл сна Татьяны в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.
Слайд 16
«И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН ТАТЬЯНЕ…» Сон Татьяны – это осознание героиней Пушкина своей беспомощности перед обстоятельствами, интуитивное понимание пагубности ее чувства к Онегину, «мечтанье страшное», предвосхищение спасения, избавление от влияния темных сил для души чистой и непорочной.
Слайд 17
вывод Через сны литературных героев в произведениях русских писателей 19 века мы постигаем действительность, учимся раскрывать внутренний мир героев, понимать истинные мотивы деятельности человека.
Слайд 18
Спасибо за внимание !
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новокурская средняя общеобразовательная школа
КОД_______________
СЕКЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВ
( В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Автор: Искра Анастасия Ивановна,
ученица 9 класса
Руководитель: Приставкина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Новокурск - 2013
КОД_______________
СЕКЦИЯ «ЛИТЕРАТУРА»
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СНОВ
( В. А. Жуковский «Светлана», А. С. Пушкин «Евгений Онегин»,
А. С. Грибоедов «Горе от ума»)
Подарок
"Портрет". Н.В. Гоголь
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Свинья под дубом
Рисуем подснежники гуашью