Статья участницы районной научно - практической конференции "Научное общество учащихся - первый шаг в науку".
Вложение | Размер |
---|---|
rol_balov_v_russkoy_zhizni_i_v_literature_xix_veka.doc | 767 КБ |
«Роль балов в русской жизни и в литературе XIX века»
Автор статьи: Орехова Тамара Сергеевна
Руководитель: Жиравова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №1 г. Московский
Что же такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картина: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле. Ведь всем кажется, что это прекрасное прошлое, которое не вернуть в наш стремительно развивающийся современный мир.
Цель моей работы – показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества, и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет.
В России до конца XVII века ничего похожего на балы не существовало. И только в 1717 году, когда Пётр I возвратился из-за границы, он учредил ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII — XIX веков балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни. Бал проник во все слои городского населения.
Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов.
М. В. Короткова в своей книге «Путешествие в историю русского быта» пишет: «Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали». [1]
По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям. [2]
Балы можно разделить на несколько видов: придворный официальный, великосветский (Рис.1), общественный, благотворительный, семейный и детский.
На великосветских балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которые начинали выводить в свет. На детские балы привозили совсем маленьких детей, и девочек 12-14 лет, потому как 15-16 лет - это уже возможный возраст для замужества. Здесь непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство.
Таким образом, мы видим, что в жизни девушки бал занимает особое место. Это своего рода обряд посвящения в общество взрослых.
Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи - бархата, шелкового штофа, шерсти. А поверх набрасывали просторную накидку.
Настоящая элегантность проявлялась в простоте и умении одеться гармонично. Простой скромный наряд девушки мог привлечь достойного жениха (Рис. 2).
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений (залов, курительной, буфета, игровой комнаты).
Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.
Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина.
Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.
Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку – карне или агенд – куда, напротив списка танцев, вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами, поэтому, оказавшись в ситуации подобной неосмотрительности, даме рекомендовалось пропустить танец. В случае поступления приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
Вставать в танец, не зная фигур, вести себя с дамой фамильярно (слишком прижимать к себе во время танца, просить её веер, платок или цветы), забыть отыскать приглашённую даму перед началом танца, наступать на шлейфы платьев – всё это характеризовало танцора не с лучшей стороны. Но умение ловко и красиво танцевать, в сочетании с хорошими манерами и знанием света могло способствовать карьере молодых людей.
Гости могли уезжать когда им угодно, не акцентируя внимания на своём уходе – но в течение последующих нескольких дней приглашённый наносил хозяевам благодарственный визит.
В произведениях русской классической литературы бал рассматривается по-разному: в одних – это действие не играет существенной роли, в других бал становится роковым. Так или иначе, бал притягивает к себе писателей: и многие из них уделяют ему особое место.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург поднимает многие важнейшие проблемы своего времени.
Комедия Грибоедова "Горе от ума" не потеряла свою актуальность даже в наше время, спустя два века. Конфликт поколений «века нынешнего» и «века минувшего», взаимоотношение человека и общества - эти проблемы существовали, и будут существовать всегда.
Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Сцена бала является кульминацией комедии «Горе от ума». На балу Чацкий успевает перессориться с гостями, прослыть сумасшедшим и быть осужденным всем собравшимся на балу обществом. Такова композиция сцены бала.
Гости Фамусова – самые обыкновенные люди московского общества начала XIX века. Одни ездят на балы от скуки, другие, чтобы завести знакомство с нужными людьми, третьи, чтобы устроить судьбы своих детей. Здесь собираются люди одного круга, здесь нет чужих. А установленные правила поведения являются законом. Чацкий со своей правдой и критическим взглядом на жизнь просто не мог стать своим среди этих людей. [3]
В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. И так же, как все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам.
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, время проведения которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик. Мы видим, как на паркете в бальных залах происходят важнейшие события в жизни героев романа.
На балу у Лариных танцует уже совсем другой Онегин. Разочарованный, уставший от светских развлечений и охладелый душой, он решает вновь прибегнуть к хорошо знакомой ему «науке страсти нежной», чтобы «позлить» Ленского, результатом чего становится дуэль и смерть юного поэта, отъезд Онегина из деревни.
У колонны бального зала московского Дворянского собрания Татьяну замечает «какой-то важный генерал» - этот бал определяет ее судьбу.
И, наконец, попавший «с корабля на бал» (но бал - только в переносном значении, поскольку раут - это «вечернее собрание без танцев», как поясняет сам Пушкин в примечаниях) Онегин, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы» - и вдруг делается безнадежно влюбленным.
Изучив литературу по данной теме, я могу сказать, что бал в XIX веке был обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни и играл важную роль в жизни русского общества. Церемония балов была строго расписана. Не допускалось никаких вольностей, соблюдался этикет. Особое внимание уделялось бальной одежде и искусству танца.
Бал был не только церемониальным мероприятием, но и местом для свиданий и развлечениий. Поэтому не случайно тема бала в литературе являлась ключевой. Кто-то принимал важное решение, определялась чья-то судьба, кто-то находил свою первую и на всю жизнь единственную любовь, а кто-то расставался навсегда. Проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Литература
Голубая лягушка
Всему свой срок
Щелкунчик
Можно от Солнца уйти...
Волшебная фортепианная музыка