Презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_tvorchestva_vladimira_vysotskogo_2.pptx | 664.72 КБ |
Слайд 1
Особенности творчества Владимира Высоцкого (средства художественной изобразительности ) Проект выполнили ученицы МКОУ «СОШ №3» 11 А класса: Никольская Надежда, Володина Наталья. Учитель: Хворостова О. В. МКОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Николаевск . г. Николаевск 2015Слайд 2
Актуальность Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что творчество В. Высоцкого полностью не исследовано. К тому же стихи В. Высоцкого содержат яркие примеры для теории изучения многих литературных приемов.
Слайд 3
Задачи Изучить разнообразные литературные приемы и средства, использованные автором и показать их тесную связь между собой . Выступить перед учащимися 9-ых и 11-ых классов с сообщением «Средства художественной изобразительности в творчестве Владимира Высоцкого». Провести практическую работу «Средства художественной изобразительности».
Слайд 4
Источники информации: Аннинский Л.А. Барды- М.: Согласие, 1999 Влади М.В. Владимир, или Прерванный полет- М.: Аст , 2004 Высоцкий В.С. Нерв «сборник стихов»- М.:Современник , 1988 Словарь литературоведческих терминов-М. Просвещение 2004 Высоцкий В.С. Сочинения - М.: Локид , 1999 Казаков А., журнал «Литературная Россия» №8, «Тема моих песен –жизнь», 1986 Лаврова В.П. Ключи к тайнам жизни- СПб.:РИФ , 1994 Новиков В.И. Высоцкий- М. Молодая гвардия, 2002Раззаков Ф.И. Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы- М.: Пресском , 2004
Слайд 5
Глава 1 Тема войны Тема любви Дружба
Слайд 6
Глава 2 Изобразительно-выразительные средства в текстах песен и стихов В. Высоцкого.
Слайд 7
Фонетические изобразительные средства (аллитерация, ассонанс, рифма, метатеза ) Аллитерация - прием звуковой выразительности: повтор согласных или групп согласных в художественном тексте(10). «… СЛ е З Ливое море вокруг ра ЗЛ илось , И вот принимаю я СЛ е З ную ванну, - Должно быть, по морю из собственных СЛ ез Плыву к СЛ е З овитому я океану.» Ассонанс - повторение гласных(6). Г о л о л ё д на Земле, г о л о л ё д — Целый год напролет гололёд. Гололёд, гололёд, гололёд. Целый год напролёт, целый год.
Слайд 8
Метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах слова. Метатеза используется как комический приём в художественной литературе(6). «…Почитать? - Я сажусь и играю, Поиграть? - Ну, я с кошкой читаю, - Все равно я скучать ужасаю ! Сэр! Возьмите Алису с собой!»
Слайд 9
Лексические изобразительные средства (окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, парадокс, антонимы, тропы ) Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности(15). В душе моей – все цели без дороги, – Поройтесь в ней и вы найдете лишь Две полуфразы , полудиалоги ,- А остальное – Франция, Париж… . Паронимы (от греч. para - возле и onyma - имя) – это однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся отдельными морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях(10). « Прошу не путать гусеницу синюю С гусатою гусынею …» « Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком: Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком…»
Слайд 10
Фразеологизмы (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) – это устойчивые по составу словосочетания, смысл которых принципиально не выводим из значений составляющих их слов(12). Я не люблю, когда мне лезут в душу , Тем более - когда в неё плюют ; К позорному столбу я пригвождён, К барьеру вызван я - языковому . Парадокс (от греч. parádoxes - неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу(7). «…Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый, - За два кило пути я на два метра похудел …» Антонимы (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления(13). Если друг оказался вдруг И не друг , и не враг , а — так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош, — Парня в горы тяни — рискни!
Слайд 11
Метафора – означает употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению, в силу того или иного сходства сближаемых явлений(36). Вдоль дороги все не так, А в конце - подавно… А в конце дороги той- П лаха с топорами. Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности(5). Но в сумерках морского дна - В глубинах тайных кашалотных - Родится и взойдет одна неимоверная волна , - На берег ринется она И наблюдающих поглотит.
Слайд 12
Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура: единоначатие , повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций(8). «Мы славно поработали и славно отдохнем!» Эпифора (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз(16). Почему всё не так? Вроде всё — как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода... Только он не вернулся из боя . Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) – стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-либо, чему-либо(13). Нынче вырвалась будто из плена весна. По ошибке окликнул его я: « Друг ! Оставь покурить!» — А в ответ — тишина... Он вчера не вернулся из боя.
Слайд 13
Глава 3 Практическая часть
Слайд 14
Анализ стихотворения «Чужая колея» Средства художественной изобразительности Примеры из стихотворения Эпитеты «Уютная колея», «чужая колея», «весенние ручьи» и т.д. Метафоры «Сжег запас тепла души», «Я грязью из-под шин плюю» и т.д. Сравнения «И склоняю я, как школьник плохой..» Восклицания «Так держать! Колесо в колесе!..», «Колея эта – только моя!..» Глаголы действия «Охаю», «двигаться», «доеду», «крикнул», «спорить» и т.д.
Слайд 15
Анализ стихотворения «Из дорожного дневника». Средства художественной изобразительности Примеры из стихотворения Метафоры «Залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали …», « Полоснули морозом по коже..». Эпитеты «Голые березы», «причудливый мертвый покров», « дорожный шедевр» и т.д. Метонимия «И четыре страны предо мной расстелили дороги, и четыре границы шлагбаумы подняли вверх..». Олицетворения «Тени голых берез добровольно легли под колеса…». Сравнения «Превращая стекло лобовое в картину Дали…».
Слайд 16
Заключение Мы пришли к выводу: З а содержанием привычных словосочетаний и предложений всегда скрывается глубокий смысл. Посредством текстов стихов В. Высоцкого раскрывается многообразие использованных автором средств речевой выразительности. Выделили фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства, тропы. Стихотворения В. Высоцкого - являются настоящим кладом для учебников русской литературы, а смысл, вложенный в их содержание, способен найти своё понимание в сердце каждого человека . Создали буклет «Средства художественной изобразительности» .
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Стеклянный Человечек
Бабочка
Горка
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея