Содержит основные особенности творчества В.Высоцкого.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnoe_issledovanie_8_1.doc | 147.5 КБ |
Особенности творчества Владимира Высоцкого
Выполнили: Володина Наталья, Никльская Надежда
Руководитель :Хворостова О.В
учитель МКОУ «СОШ №3 г. Николаевска» Волгоградской области
Содержание
Введение
Предметом исследования данной научной работы являются тексты стихотворений Владимира Высоцкого.
В.Высоцкий – незаурядная личность. Его поэтическое творчество уникально и интересно для изучения. Владимира Семеновича Высоцкого любит, знает и слушает вся страна. Он вошел в нашу жизнь в “магнитофонную эпоху”. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышался повсюду.
Простые, доходчивые песни Высоцкого близки и понятны каждому русскому человеку. Жизнь Высоцкого была короткой, но запоминающейся, словно падение кометы. Его голос, хриплый, «рычащий», звучал почти из каждого окна.
Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России. «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет», - утверждал Высоцкий, подчеркивая неразрывную связь с людьми.
Иосиф Бродский вспоминал о Высоцком: «Это был невероятно талантливый человек, невероятно одаренный, совершенно замечательный стихотворец. Рифмы его абсолютно феноменальны».
По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал оттого, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей... А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела “его голосом” и удивлялась — какой еще популярности нужно было?! Да, все это было, но как-то полуподпольно, на энтузиазме отдельных доброжелателей. Страшно признаться, но любимым властями Высоцкий стал только после смерти.
Выходят диски и аудиокассеты — полное собрание сочинений, печатаются его стихи и “Роман о девочках”. Признается, что Владимир Семенович был талантливейшим артистом.
Как все мы веселы бывали и угрюмы,
Но если надо выбирать и выбор труден,
Мы выбираем деревянные костюмы.
Люди! Люди!
Нам будут долго предлагать — не прогадать.
Ах! — скажут,— что вы, вы еще не жили!
Ну, а потом предложат: или — или...
И будут вежливы и ласковы настолько —
Предложат жизнь счастливую на блюде.
Но мы откажемся, и бьют они жестоко,
Люди, люди!
Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что творчество В.Высоцкого полностью не исследовано. Этот автор отличается тем, что в своих стихах он использует самые разные литературные приемы. Благодаря этому очень точно раскрывает идею произведения. Стихи В.Высоцкого содержат яркие примеры для теории изучения многих литературных приемов. Тексты стихов В.Высоцкого содержат много средств речевой выразительности: фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства, тропы.
Мы поставили задачу –изучить разнообразные литературные приемы и средства, использованные автором и показать их тесную связь между собой.
Глава 1.1 Тема войны в творчестве Высоцкого.
Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне звучат с такой пронзительной силой, насыщены такой обжигающей правдой, что кажется, будто автор сам хлебнул лиха на войне. Потрясает стихотворение «Мы вращаем землю». Символический образ солдата останавливает движение фашистских полчищ:
От границы мы землю вертели назад,
Было дело сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
Казалось бы, что все рухнуло, пропало, «солнце отправилось вспять и едва не зашло на востоке». Но «сменные роты на марше» остановили вращение Земли и «закрутили» планету обратно, пока не дошли до Берлина. Конечно, подвиги наших солдат в этой войне были воспеты еще до Высоцкого, но с каким чувством пишет он об этом! О мужестве русских воинов рассказывает поэт в стихотворении «Вцепились они в высоту…»:
Вцепились они в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный.
Но снова мы лезем, хрипя, на нее
За вспышкой ракеты сигнальной.
И крики «ура!» застывали во рту,
Когда мы пули глотали,
Семь раз занимали мы ту высоту,
Семь раз мы ее оставляли.
И эта высота, на которую бойцы шли в атаку, стала для них перекрестком всех судеб и путей, олицетворением Родины, которую обязательно надо отстоять.
В произведениях Высоцкого война предстает не парадным своим портретом, а суровой правдой, некрасивой, жестокой, но всегда верной. В стихотворении «Тот, кто стрелял…» поэт рассказал о солдате, отказавшемся приводить в исполнение несправедливый приговор. В другом произведении Высоцкий обратился к судьбе людей из штрафного батальона. Этих солдат на фронте мало жалели и еще меньше берегли. Они своими телами устилали пространство перед укреплениями врага, прокладывали путь для других частей:
У штрафников один закон, один конец:
Коли, руби фашистского бродягу.
И если не поймаешь в грудь свинец,
Медаль поймаешь за отвагу.
Писать о «штрафниках» до недавнего времени было запрещено. Но Высоцкий писал. Писал и о них, и о стрелковых ротах, штурмующих безымянные высоты, и о летчиках, гибнущих в неравном бою, о сражениях с альпийскими стрелками в горах, о десантниках и подводниках. Война – это не только победы, но и кровь, и смерть. Раз были погибшие, значит остались вдовы, сироты. Поэту в своих стихах удалось передать тоску жен, матерей, невест, проводивших своих мужчин на войну:
Ивы плачут о вас,
И без ваших улыбок
Бледнеют и сохнут рябины…
Высоцкий - продолжатель национальных литературных традиций, настоящий патриот России: «Без России я - ничто. Без народа, для которого я пишу, меня нет». Стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне – дань памяти и уважения тем, кто погиб за наше будущее.
Глава 1.2 Тема любви и дружбы в творчестве Высоцкого.
Любовь к Марине Влади вдохновила Высоцкого на создание трогательных, пронзительных, выразительных, как и все его произведения, песен, которые обогатили своими мелодиями и содержанием его песенное творчество.
Дом хрустальный на горе для нее.
Сам, как пес бы, так и рос в цепи.
Родники мои серебряные,
Золотые мои россыпи!
Не сравнил бы я любую с тобой,
Хоть казни меня, расстреливай.
Посмотри, как я любуюсь тобой,-
Как Мадонной Рафаэлевой!
Тема дружбы является, на наш взгляд, одной из наиболее любимых поэтом, поскольку связана с самыми яркими из его жизненных впечатлений. Принято считать, что у Владимира Семеновича было очень много друзей. Но в отличие от двух-трех настоящих, остальные относились к “лжетоварищам”: собутыльникам —тем, кто стал беспардонно именовать себя “друзьями Володи” уже после смерти поэта.
Лишь верным, настоящим друзьям Высоцкий посвящал свои замечательные стихи:
Он не вышел ни званьем, ни ростом,
Не за славу, не за плату.
А на свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, натянутому, как нерв!
Это стихотворение посвящено клоуну Леониду Енгибарову, умершему на арене цирка, судьба которого во многом схожа с судьбой самого Высоцкого, имевшего репутацию “клоуна”, “шута” среди значительного числа своих современников.
Жизнь Высоцкого была короткой, но запоминающейся, словно падение кометы. Его голос, хриплый, «рычащий», звучал почти из каждого окна.
Глава 2.Изобразительно-выразительные средства в текстах песен и стихов В.Высоцкого .
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –
лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),
фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Наиболее беден ими официально-деловой стиль речи.
Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства художественной выразительности помогают автору создать художественный образ, а читателю войти в мир художественного произведения, раскрыть авторский замысел.
1.Фонетические изобразительные средства (аллитерация, ассонанс, рифма, метатеза)
В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи.
Обратимся к приему аллитерации в песнях В.Высоцкого к произведению Л.Кэролла «Приключения Алисы в стране чудес», для начала осветив понятие данного литературного приема. Аллитерация - прием звуковой выразительности: повтор согласных или групп согласных в художественном тексте. Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. Аллитерация — самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль, в отличии от гласных.
Одним из ярких примеров аллитерации мы видим в отрывке из песни «Падение Алисы
В художественной речи сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта. В этом отрывке мы наблюдаем повторение гласных звуков. Это объясняется тем, что охота кошки на мышку требует тишины. А звук ш ассоциируется с тишиной или с шуршанием мыши.
Использование в поэтической речи приема аллитерации всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
К примеру в песенке «В море слез» мы наблюдаем повторение звуков с-л-з:
«…СЛеЗЛивое море вокруг раЗЛилось,
И вот принимаю я СЛеЗную ванну, -
Должно быть, по морю из собственных СЛез
Плыву к СЛеЗовитому я океану.»
Преобладание звука з придает стиху звонкость капели. Мы представляем перед собой море, которое набралось из капелек слез.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. Ассонансом называется повторение гласных. Гололёд на Земле, гололёд —
Целый год напролет гололёд.
Гололёд, гололёд, гололёд.
Целый год напролёт, целый год.
Здесь мы слышим повторение звуков о-е.
Многозначность сюжетов и образов Высоцкого достигается слаженным действием целого оркестра словесных инструментов. Как у рачительного хозяина, у Высоцкого идет в ход любая мелочь, из которой порою выжимаются крупные смысловые результаты. Какие-нибудь грамматические частицы "не" и "ни" становятся метафорой предельной душевной амортизации, пребывания на границе жизни и смерти: "Пора туда, где только ни и только не". Новые ресурсы открыл Высоцкий в каламбуре, показав, что этот вроде бы давно не престижный прием может работать не только в фельетонных, но и в самых серьезных, трагедийных контекстах:
Кто-то высмотрел плод, что неспел, -
Потрусили за ствол - он упал.
Вот вам песня о том, кто не спел
И что голос имел - не узнал.
В этом отрывке мы наблюдаем кольцевую рифму. Кольцевая рифма – это разновидность рифм по взаимному расположению в стихе. Образуется при кольцевом (опоясывающем) способе рифмовки. Кольцевые рифмы называют также «охватными», «опоясанными» или «опоясывающими».
Так же различают еще несколько видов рифмы: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая и др.
Например в отрывке:
«Догонит ли в воздухе - или шалишь! -
Летучая кошка летучую мышь
имеют место яркие примеры мужской и дактилической рифмы. При мужских рифмах ударение падает на последний слог (шалишь' – мышь'), при дактилических рифмах ударение падает на третий от конца строки слог (ле/ту'че/ю – ту'че/ю – слу'ча/ю).
При женских рифмах ударение падает на второй от конца строки слог. Например:
"Почитай!" - Я сажусь и чи/та'ю,
"Поиграй!" - Ну, я с кошкой и/гра'ю,
Все равно я ужасно ску/ча'ю!
(Песня Алисы)
В.Высоцкий в текстах песен широко использует такое фонетическое изобразительное средство как метатеза.
Метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах слова. Метатеза используется как комический приём в художественной литературе.
Вот несколько примеров:
«…Почитать? - Я сажусь и играю,
Поиграть? - Ну, я с кошкой читаю, -
Все равно я скучать ужасаю!
Сэр! Возьмите Алису с собой!»
Песни Алисы про цифры
Кто-то там домой пришел, И глаза поднять боится: Это - раз, это - кол, Это - единица. | Кто-то там домой пришел, И глаза бонять поднитца. Это - очень хорошо, Это - единица. |
Вот и дразнится народ И смеется глухо: "Посмотрите, вот идет Голова - два уха! Голова, голова, голова - два уха!" | С толку голову собьет Только оплеуха, На пяти ногах идет Голова - два уха! Болова, колова, долова - два уха! |
2.Лексические изобразительные средства (окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, парадокс, антонимы, тропы)
В.Высоцкий стремится всячески «оживить» свои песни и щедро использует лексические изобразительные средства, например: окказионализм.
Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.
Яркий пример окказионализма мы видим в ае
Т
Так же автором в текстах песен используются паронимы.
Паронимы (от греч. para - возле и onyma - имя) – это однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся отдельными морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях.
Например:
«Прошу не путать гусеницу синюю
С гусатою гусынею…»
(Причитания Синей Гусеницы)
«Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком…»
(Чеширский кот)
«Чешет языком» - хороший пример фразеологизма.
Фразиологизмы (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) – это устойчивые по составу словосочетания, смысл которых принципиально не выводим из значений составляющих их слов.
Для поддержания живого интереса читателя В.Высоцкий в песнях использует лексические изобразительное средство –Парадокс.
Парадокс (от греч. parádoxes - неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. Парадокс, как художественный приём, широко используются в детской «поэзии нелепостей». Удачным примером этому понятию служит отрывок из «Песни Белого Кролика»:
«…Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый, -
За два кило пути я на два метра похудел…»
Всем известно, что путь измеряется в метрах, а масса тела в килограммах. Из-за своей необычности парадоксальные высказывания, названия, содержания произведений неизменно привлекают к себе внимание людей. Комизм заключается в описании необычной, оригинальной ситуации.
Характерная творчеству В.Высоцкого черта – противоречивость. Это не могло не сказаться в его песнях. Он часто использовал антонимы.
Антонимы (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
Например: ПЕСНЯ О ДРУГЕ
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой —
Там поймешь, кто такой
Антонимы позволяют усилить эмоциональность художественной речи, раскрыть единство противоположностей.
Так как тропы (слова и словосочетания в переносном значении) крепко вошли и живут в нашей речи довольно устойчиво, естественно они проникают и в поэзию. Более того, они являются одними из основных составляющих художественного языка. Метафора – означает употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению, в силу того или иного сходства сближаемых явлений.
Например: В творчестве Высоцкого мы встречаем много метафор, касающихся его жизни и смерти. В песне "Моя цыганская" (1968) он так использует образ дороги, которая, как известно, является и символом жизненного пути человека:
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно.
Или еще более определенно о трагическом конце этого пути:
А в конце дороги той -
Плаха с топорами.
Олицетворе́ние (персонифика́ция, прозопопея) — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.[1] Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ). Земля, таким образом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу России, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями.
ГИПЕРБОЛА (греч. — υπερβολη) — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющегоцелью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другимистилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафорыи т. п. («волны вставали горами»). . “Волк не может нарушить традиций”, но он все-таки нарушает их. Сегодня не так, как вчера, - вот принцип гиперболы. Наблюдатели издали наблюдают, как волны ломают шею. Они вне досягаемости волн, они лишь “сочувствуют слегка погибшим, но издалека”. И хотя они вне досягаемости,
Но в сумерках морского дна -
В глубинах тайных кашалотных -
Родится и взойдет одна неимоверная волна, -
На берег ринется она
И наблюдающих поглотит.
Повторы В стихотворении “Песня о звездах” слово “звезда” повторяется в каждом четверостишии. Здесь снова риторическое разворачивание: звезда падает, со звездой связывают свою жизнь, звезда - удача, звезда - награда. Все эти значения реализуются. Главная тема - падение звезд как символ судьбы героя: кому какой жребий выпадет. Герою стихотворения выпадает смерть, но “Вот покатилась вторая звезда - Вам на погоны”. В конце падение звезд неожиданно останавливается. Герой убит, и заслуженная им награда осталась на небе:
В небе висит, пропадает звезда -
Некуда падать.
А вот в другом стихотворении с военной тематикой - “Мы вращаем землю” - повторы, как это часто бывает у Высоцкого, сочетаются с градацией. В первый раз в начале:
Мы не меряем землю шагами,
Понапрасну цветы теребя, -
Мы толкаем ее сапогами -
От себя, от себя!
Во второй раз уже:
И коленями землю толкаем -
От себя, от себя!
Затем: “Шар земной я вращаю локтями”. И наконец: “Землю тянем зубами за стебли”. Таким образом, эпифора (повтор в конце строфы) “От себя, от себя!” сопровождается смысловой градацией. Градация тоже своеобразный способ разворачивания, исчерпывания мысли и образа. Такому исчерпыванию обычно сопутствует эмоциональный накал и гиперболизация.
3.Синтаксические изобразительные средства (анафора, эпифора, риторическое обращение)
В песнях В.Высоцкого так же преобладают синтаксические изобразительные средства, такие как анафора и эпифора.
Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура:
единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.
Например:
«Мы славно поработали иславно отдохнем!» –Более очевидна только удвоение одной и той же словоформы: «Шар земной я вращаю локтями – //От себя, от себя!» – [Высоцкий].
Возникает вопрос, что в данном случае следует считать словом: подходят ли сюда, допустим, предлоги? «Я отвечаю: “Не канючь!” //А он – за гаечный за ключ». Подходят ли сюда анафорические местоимения он (она, оно, они)?
Эпифора (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций
Так же автор песен легко может и совместить анафору с эпифорой в одной песне. Эти две стилистические фигуры использованы в «Только он не вернулся из боя..»
Почему всё не так? Вроде всё — как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только он не вернулся из боя.
Ещё одна отличительная черта творчества В.Высоцкого в том, что в его песнях часто присутствует такая стилистическая фигура как риторическое обращение.
Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) – стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-либо, чему-либо.
Например:
Нынче вырвалась будто из плена весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг! Оставь покурить!» — А в ответ — тишина...
Он вчера не вернулся из боя. «Песня о земле»
«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми.
Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос. По форме оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).
Практическая часть : анализ стихов.
Наиболее ярко мотив пути проявляется в стихотворении «Чужая колея».
В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы колеи и колеса. В.Высоцкий пишет о времени, когда даже робкая попытка сделать шаг в сторону, здесь же пресекалась, когда человеку было запрещено иметь свободу слова. Вот и лирический герой попадает в эту колею:
А вот теперь из колеи
Не выбраться
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Лирического героя вроде бы все в ней и устраивает: нормальные условия, никто не обидит, нет отказа в еде-питье. Он убеждает, что не один сюда попал, поэтому доедет туда, куда и все:
И я живо себя убедил –
Не один я в нее угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все.
По сути, стихотворение представляет собой раскрытие смысла слова колея в переносном значении: «привычный ход дел, жизни (войти в колею, выбиться из колеи)».
В прямом значении колея – это «канавка, углубление от колес на дороге».
В стихотворении возникает и образ колеса. В словаре символов колесо «один из главных космических символов движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывностью изменения и повторения... На обыденном уровне колесо Госпожи удачи – распространенная эмблема жизненных взлетов и падений, непредсказуемости судьбы.
Именно непредсказуемое и происходит: один из тех, кто шел по чужой колее, начинает с ней спорить. Но этот спор заканчивается неудачно.
Вот кто-то крикнул сам не свой:
И начал спорить с колеей
По глупости...
Но покорежил он края
И шире стала колея.
Вдруг его обрывается след –
Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать
По чужой колее проезжать.
Лирический герой тоже начинает протестовать, негодовать против этих условий. Углубляя «ерзанием» колею, он убивает надежду у тех, кто двигается за ним. Но подмоги ждать напрасно, нужно самому выбираться.
Напрасно жду подмоги я –
Чужая это колея.
Но лирический герой выходит из сложившегося тупика, в этом его спасение.
Гляжу – размыли край ручьи
Весенние,
Там выезд есть из колеи –
Спасение!
Выбравшись из колеи, герой не остается равнодушным к судьбам тех, кто остался там. Он предлагает им бороться, протестовать против этих условий. Человек должен идти своей дорогой.
Эй, вы! Задние! Делай, как я.
Это значит – не надо за мной.
Колея эта – только моя.
Выбирайтесь своей колеей.
Данное стихотворение написано четырехстопным ямбом. Оно имеет смешанную рифму: чередуются перекрестная –
Сам виноват - и слезы лью,
И охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.
И парная –
Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое,
И склоняю как школьник плохой,
Колею - в колее, с колеей...
«Чужая колея» имеет своеобразное строение. Стихотворение состоит из нескольких строф. Строфы состоят из разного количества строк: первая – из восьми, вторая – из двух, третья – из четырех,… и стихотворение продолжается в таком же порядке. В этом и состоит авторская особенность В. Высоцкого.
Используются литературно – поэтические приемы:
Эпитеты («уютная колея», «живо убедил»)
Метафора («лопнет терпение», «никто не стукнет, не притрет», «сжег запас тепла души», «убил надежду», «прошиб холодный пот», «я грязью из-под шин плюю»)
Олицетворение («И начал спорить с колеей по глупости…», «Вот и ко мне пришла беда…»). Автор использует олицетворение, чтобы в конечном итоге у читателя возникло особое восприятие описываемого предмета, при котором неодушевленный объект имеет образ некого живого существа либо оказывается наделен качествами, присущими живым существам.
Сравнения («и склоняю, как школьник плохой…»)
Восклицание («Нахальный я!», «Так держать! Колесо в колесе!..», «Колея эта - только моя!..»). Восклицания употребляются для того, чтобы интонационно выделить особо эмоциональные моменты в стихе.
Инверсия («Он в споре сжег запас до дна тепла души…»). Инверсия – изменение традиционного порядка слов в предложении для придания фразе более выразительного оттенка, интонационного выделения какого – либо слова. Традиционный порядок требует иного построения: «Он сжег запас тепла души до дна в споре».
В стихотворении используется много глаголов действия: «охаю», «двигаться», «доеду», «крикнул», «спорить», «полетели», «покорежил», «обрывается», «оттащили», «проезжать», «подтолкнуть»... Это создает эффект движения, жизни.
В данном стихотворении колея – это не столько дорога, сколько выбор собственного пути. Значение слова дорога становится более конкретной. Это не просто «узкая полоса земли, предназначенная для передвижения», а углубление на дороге. Но это значит, что колея не оставляет свободы выбора. Герой В.Высоцкого предлагает идти, выбрав для себя собственную дорогу.
Стихотворение «Из Дорожного дневника» посвящается теме великой Отечественной войны. В начале стихотворения лирический герой отправляется в путь:
Пожелали друзья:
«В добрый путь! Чтобы – все без помех!»
И четыре страны
предо мной расстелили дороги,
И четыре границы
шлагбаумы подняли вверх.
Дорога, на которую вступил лирический герой, с одной стороны вполне реальна – это путешествие за границу; с другой стороны – лирический герой отправляется в прошлое. В словаре Тресиддера Дж. «четыре» понимается как символ универсальности и земного порядка. Символика этого числа позволяет говорить о том, что лирический герой пытается восстановить мир в его взаимосвязях. В этом стихотворении дорога связывает разные пласты времени: прошлое и настоящее. «Штык», «Смертник-комар» ассоциативно вызывают в памяти военное время. А настоящее предстает в образе женщины, ведь женщина – хранительница домашнего очага.
Снова мирное время
в кабину вошло сквозь броню.
Это время глядело
единственной женщиной рядом.
И она мне сказала:
«Устал! Отдохни – я сменю!»
В стихотворении еще более отчетливо звучит противопоставление Востока и Запада, где Запад связывается с закатом, концом истории, а Восток – с восходом, с продолжением жизни.
Он ушел на Восток
со своим поредевшим отрядом.
Снова мирное время
в кабины вошло сквозь броню.
Таким образом, война, окончившаяся много лет назад, осталась частью настоящего. Она не ушла из памяти народа, определяя во многом дальнейшее развитие.
Стихотворение «Из Дорожного дневника» написано анапестом.
Оно имеет перекрестную рифму. Его особенность – ступенчатое строение. Что – то похожее встречается у В. Маяковского.
Стихотворение насыщено литературно – поэтическими приемами:
Метафора («залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали…»,
«Тени голых берез добровольно легли под колеса…», «полоснули морозом по коже», «Превращая стекло лобовое в картину Дали…»);
Эпитеты («голые березы», «причудливый мертвый покров», «дорожный шедевр», «сумбурные мысли», «бестелесный поток»,
Используется метонимия («И четыре страны предо мной расстелили дороги, и четыре границы шлагбаумы подняли вверх…»).
Мотив дороги в данном стихотворении выполняет роль связующего звена между прошлым и настоящим, между двумя разными поколениями людей.
Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Таким образом, война, окончившаяся много лет назад, осталась частью настоящего. Она не ушла из памяти народа, определяя во многом дальнейшее развитие.
Стихотворение «Из Дорожного дневника» написано анапестом.
Оно имеет перекрестную рифму. Его особенность – ступенчатое строение. Что – то похожее встречается у В. Маяковского.
Стихотворение насыщено литературно – поэтическими приемами:
Метафора («залоснилось шоссе и штыком заострилось вдали…», «лениво стучавшие», «всколыхнулись во мне», «царапнули пули», «исчезло шоссе», «я давно разомлел», «полоснули морозом по коже» …);
Эпитеты («голые березы», «смелые мазки», «причудливый мертвый покров», «серые мозги», «дорожный шедевр», «сумбурные мысли», «бестелесный поток», «поредевший отряд»…);
Используется много олицетворений («И четыре страны предо мной расстелили дороги, и четыре границы шлагбаумы подняли вверх…», « Тени голых берез добровольно легли под колеса…», « И в машину ко мне постучало военное время. Я впустил это время…», « Снова мирное время в кабину вошло сквозь броню. Это время глядело…», «забегали щетки, отмыли стекло лобовое»);
Автор использует сравнение. Он сравнивает лобовое стекло с картиной Дали («Превращая стекло лобовое в картину Дали…»)
Мотив дороги в данном стихотворении выполняет роль связующего звена между прошлым и настоящим, между двумя разными поколениями людей.
Здесь, на трассе прямой,
мне,
не знавшему пуль,
показалось,
что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Дорога-это постоянное движение вперёд, как и Высоцкий, постоянно был в пути - по Москве, по загранице, по жизни, он не приседал ни на момент, постоянно вперёд, пока дорога не оборвалась в пропасть. И "побег на рывок" и побег "от насиженных мест"...
Вариантом конца пути является переезд за границу, который у Высоцкого, в совершенном согласии с традициями русской литературы оказывается несостоятельным. “Заграница” (как эмиграция) в художественном мире Высоцкого, как и в русской классической литературе, сближается с понятием смерти.
Дорога, спасая от негативных социальных отношений, обладает “побочным эффектом” разделения друзей и любимых. Также с неизбежными потерями связана у Высоцкого дорога / путь как образ Судьбы (“Песня о новом времени”).
Известно, что мотив пути /дороги играет важную роль в поэзии, особенно в лирике нравственно-философской. Нет ни одного большого русского поэта, у которого концепция пути не была бы средством выражения авторского сознания, его творческой индивидуальности – достаточно вспомнить наследие Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского, поэтов Серебряного века. В самой идее пути органично реализуется мотив развития жизни отдельного человека и целого общества. Идея эта актуализируется в общественном сознании на исторических рубежах, что нашло подтверждение в поэтических исканиях XIX столетия, современном для В. Высоцкого контексте (бардовская и рок-поэзия).
Писали филологи много статей на тему дороги в поэзии, и мы могли бы, конечно, собрать здесь полную библиографию, но дело не в том, а в ассоциациях, как назвал свои песни сам В. Высоцкий. Потому важнейшая такая живая беседа, чем поиски в библиотеках.
Заключение
В своей научной работе мы исследовали тексты песен и стихов Владимира Высоцкого .Наша работа проходила в два этапа.
Сначала мы познакомился с биографией писателя на разных этапах жизни.Чтение его стихов и песен заинтересовало нас.
Второй этап был не менее занимателен. Потому что мы решили провести анализ к стихов В.Высоцкого.В первой главе своей работы мы проанализировали и сопоставили тексты тематических групп. Пришли к выводу, что за содержанием привычных словосочетаний и предложений всегда скрывается глубокий смысл.
Вторая глава посвящена анализу на предмет использования автором литературных приемов. Посредством текстов стихов В.Высоцкого мы раскрыли многообразие использованных автором средств речевой выразительности. Выделил фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства, тропы.
Стихотворения В.Высоцкого - являются настоящим кладом для учебников русской литературы, а смысл, вложенный в их содержание, способен найти своё понимание в сердце каждого человека.
Список использованной литературы и источников
Калитка в сад
Как нарисовать зайчика
Как нарисовать небо акварелью
Бабочка
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью