Учебно-исследовательский проект на тему «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Почему мы выбрали эту тему? Изучая на уроках литературы данное произведение, мы поняли, что поэтика Н.В.Гоголя близка поэтике народа. Автор описывает не только, что видит собственными глазами, главное он великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего века, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями. Нас поразил язык произведения – потрясающе богатый и разнообразный, а художественный средства и приемы, используемые в повести, вызвали живой интерес к произведению и оставили глубокое впечатление от прочтения, пригласив к раздумью о жизни насущной.
Вложение | Размер |
---|---|
20147b_issledov_proekt_taras_bulba.doc | 105 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63
городского округа Тольятти
Учебно-исследовательский семинар школьников
«Особенности языка в повести Н.В.Гоголя
«Тарас Бульба»
Авторы работы:
Храмов Григорий,
Городов Дмитрий,
Инкин Лев,
учащиеся 7Б класса
Руководитель:
Титовцева Людмила Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
Тольятти
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………….
Историческая основа повести «Тарас Бульба», идея произведения…
Словарная работа по тексту………………………………………………
Художественные средства языка (теория)………………………………
Художественные средства языка (практика)………………………….
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы ………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………
Введение
У меня болит сердце, когда
Я вижу, как заблуждаются
люди. Толкуют о добродетели,
о Боге, а между тем не делают ничего.
Из письма Н.В. Гоголя к матери. 1883 год.
Учебно-исследовательский проект на тему «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Почему мы выбрали эту тему? Изучая на уроках литературы данное произведение, мы поняли, что поэтика Н.В.Гоголя близка поэтике народа. Автор описывает не только, что видит собственными глазами, главное он великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего века, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями. Нас поразил язык произведения – потрясающе богатый и разнообразный, а художественный средства и приемы, используемые в повести, вызвали живой интерес к произведению и оставили глубокое впечатление от прочтения, пригласив к раздумью о жизни насущной.
Актуальность темы
Нельзя оставаться равнодушным к этому удивительному произведению, в котором повествуется об истории страны, о борьбе за её освобождение, о товариществе и братстве, о любви и предательстве. О родстве не по крови, а по духу.… А особенности языка повести помогают увидеть и понять историческую эпоху, главных героев. В настоящее время мы, молодое поколение часами просиживаем у телевизора и компьютера. И совсем не общаемся с книгами, а это, как мы заметили, сказывается не только на словарном запасе речи, но и на нашем общем развитии. Хорошо, что мы задумываемся над этим сейчас, значит время не упущено.… Возвращаясь к произведению «Тарас Бульба», мы рассуждаем над тем, что именно великий Н.В. Гоголь своей повестью воспитывает в нас такое нравственное начало, как честь, товарищество, дружба, учит быть ответственными за будущее страны, и по необходимости встать на защиту ее государственных границ от внешних врагов.
Вчитайтесь в произведение и перед вами оживут страницы повести, где запорожцы, не жалея жизни, бьются с ляхами за народ, за Родину, за нас! Таких отважных героев среди нас много ли?
Проблема: Какие особенности языка привлекают внимание читателя и раскрывают патриотический характер повести.
Цель: исследовать художественно-изобразительные особенности языка повести, направленные на идею произведения.
Задачи:
1. Изучить историческую основу повести.
2. Повторить теоретические сведения об основных особенностях языка художественного произведения.
3. Исследовать художественные средства выразительности произведения «Тарас Бульба», которые раскрывают идею произведения.
4. Провести в классе анкетирование учащихся по повести, составить диаграмму, подвести итог.
Историческая основа повести «Тарас Бульба», идея произведения
События, изображенные Н.В.Гоголем, относятся ко времени освободительного движения на Украине 15-16 веков. Гоголь воссоздал широкую картину национально-освободительной борьбы украинского народа. Польская шляхта, турки, захватывающие и продающие в плен людей, татарские полчища – со всеми ними вело борьбу украинское казачество. Защита национальной независимости была неотделима от борьбы за веру, за утверждение православной церкви.
Весьма восторженно была принята повесть «Тарас Бульба». Белинский назвал ее «колоссальным созданием». Это было смелое, новаторское произведение, впервые с такой поэтичностью, с таким художественным совершенством открывшее русской литературе героическую атмосферу народной жизни, силу и обаяние народных характеров. Такой книги еще не знала история мировой литературы.
Повсюду на Украине насаждалась польская власть. Она грубо попирала национальное достоинства народа, оскорбляла его религиозные верования, культуру, обычаи. Но тысячи и тысячи крестьян отказывались мириться с панщиной и спасались бегством в менее заселенные степные районы юго-восточной Украины. Это массовое бегство крестьян началось еще в конце XV века и представляло собой своеобразные протест против невыносимого крепостнического гнева.
Так возникло казачество (казаки – значит «вольные люди»). Прекрасно сказал Гоголь: « Его вышибло из народной груди огниво бед». Презрение к богатству, смелость, воля, неукротимая энергия, свободолюбие, патриотизм – это черты характера этих людей.
В повести Н.В.Гоголь рисует яркие, сильные личности, героические характеры. Время действия относится к прошлому. Именно в прошлом видятся автору духовно свободные и сильные личности. Но могут ли быть такие люди в настоящем? Этот вопрос Гоголь задает и себе и читателю. Герои гоголевской Сечи- это высокий идеал, но каждый человек, живущий позже, имеет достаточно достойных качеств, чтобы приблизиться к этому идеалу.
Словарная работа по тексту «Тарас Бульба»
1.Запорожье - здесь: Запорожская Сечь, особое казачье войско, существовавшее до 1775 года, главный стан которого находился за днепровскими порогами (в Запорожье).
2. Бурса - духовное училище с общежитием; за отсутствием других училищ в бурсе обучались и те, которые не готовились в церковнослужители.
3. Свитка – род полукафтанья (Из словаря Гоголя.)
4. Бейбас (бельбас) – балбес.
5. Ляхи – старинное название поляков.
6. Околица – здесь: ограда вокруг запорожских селений.
7. Очкур – шнур, которым стягивался пояс шаровар.
8. Казакин – мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади.
9. Пищаль – старинное ружьё, заряжавшее со ствола.
10. Шляхетство – польское дворянство.
11. Секира – топор.
Художественные средства языка
(теоретические сведения)
Выразительностью речи называют такие её структуры, которые поддерживают внимание и интерес слушателя.
Основные художественные средства: эпитеты, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, перифраз, аллегория, ирония. Большими возможностям усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание.
Антонимы – слова, противоположные по значению (добрый - злой, могучая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силён духом.
Гипербола – образное выражение, преувеличение какого – либо действия, предмета, явления. Употребляется в целях усилия художественного впечатления: Снег валил с неба мешками.
Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.
Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, беда – несчастье.
Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.
Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Ещё чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения. Создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза. Сравнения выражаются оборотами слов «как будто, словно», существительным в Т.п. служат для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Сравнение украшают предложение.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально – изобразительные характеристики героев, окружающей действительности. « У таких людей, как мой герой, есть искра божия».
Эпитетом называют художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое–нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Синтаксические средства.
Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д..
Инверсия – обратный порядок слов в предложении. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.
Специфические выразительные средства:
Устаревшие слова (ланиты, персты, очи) – предают речи торжественность или используются для создания исторического колорита. Это слова, вышедшие из активного употребления. Делятся на архаизмы и историзмы.
Неологизмы – это новые слова, используемые автором в художественном тексте.
ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
АРХАИЗМЫ помогают представить то историческое время, о котором повествует автор: «Полно, полно выть, старуха! Казак не на то, чтобы возиться с бабами…»
Гоголь употребляет архаизмы рядом с обычными просторечными словами: «И повелел Тарас распаковать своим слугам один из возов» – ПОВЕЛЕЛ. «Андрий… шлепнулся в свитке на землю прямо лицом в грязь» - ШЛЕПНУЛСЯ.
Выражения и обороты, которые в нашей речи не употребляются: «Запорожцы начали понемногу скучать бездействием» – СКУЧАТЬ БЕЗДЕЙСТВИЕМ. «Водилось у запорожцев гнаться в ту же минуту за похитителями» - ВОДИЛОСЬ ГНАТЬСЯ.
Выразительные средства языка: СИНОНИМЫ, МЕТАФОРЫ, ГИПЕРБОЛЫ, СРАВНЕНИЯ драгоценной росписью лежат на каждой странице повести и раскрывают ее идею. «И отец с сыном, вместо приветствия… начали насаживать друг другу тумаки…» - НАСАЖИВАТЬ ТУМАКИ.
В повести много движения, действия. А действие в русском языке выражается ГЛАГОЛАМИ. «А на него наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило…»
Боевые качества героев передаются автором с помощью ЭПИТЕТОВ: «бранная жизнь, ратное дело, воинский дух, рыцарская сила, неукротимые набеги, разгульное Запорожье, застывшую и окаменевшую».
Много ЭПИТЕТОВ употребляет писатель в описании степи: «А между тем степь уже давно приняла их в свои зеленые объятья; «Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений, девственная пустня, зелёно-золотой океан, серебряно-розовый свет». А при описании черноглазой красавицы-полячки использует ЭПИТЕТЫ:
Один из излюбленных художественных приемов автора – ГИПЕРБОЛА (это троп, типичный для былинного жанра). Могучие, сильные характеры, изображенные Гоголем, соответствуют характерам былинных героев. Автор использует гиперболу для усиления впечатления, для заострения образа. Это способ передачи авторской мысли, построения сюжета. Примеры гипербол : «Вся поверхность земли представилась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»; «…запорожец, как лев, растянулся на дороге». «Шаровары шириною с Черное море» Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли»; « Андрий увидел красавицу, «какой еще не видывал отроду».
СРАВНЕНИЯ: «Запорожец, как лев, растянулся на дороге», «Сердца козаков встрепенулись, как птицы», «Мать Остапа и Андрия, как степная чайка, вилась над детьми своими». Сравнения помогают автору выразить свою точку зрения, создать более полную картину и точнее передать образ, внутреннее состояние героев. Передать более точные признаки действия – «кинулся на него, как тигр», «бросился, подобно бешеной собаке».
Вот еще интересные выразительные средства. СИНЕКДОХА – разновидность МЕТОНИМИИ: «Миллион козацких шапок высыпало на площадь» - МИЛЛИОН ШАПОК ВЫСЫПАЛО.
ПЕРИФРАЗА – троп, оборот, состоящий в замене названий предмета его существенным признакам. «Перед нами дело великого поту, великой козацкой доблести». Данная перифраза выражает всё могущество Запорожской Сечи, её воинственный дух и силу воли.
МЕТАФОРА, которая связана с военной обстановкой: «отведать битвы». МЕТАФОРЫ в описании степи нужны для того, чтобы показать нам, что земля живая, помогает героям в трудных ситуациях.
При создании образов запорожцев Гоголь использует такой приём, как фольклорный мотив. Запорожцы напоминают богатырей былин и сказок. Образы казаков и их подвиги гиперболизированы, что ещё больше приближает повесть к произведениям устного народного творчества: «Там, где прошли незамайновцы – так там и улица! Где поворотились – так уже там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи!» Обращения Гоголя к приёмам народного творчества помогает выразить народную точку зрения на происходящие события, передать патриотические чувства казаков, отдавших, как и герои былин, все свои силы и свою жизнь защите родины, веры и правды.
Итоги анкетирования по повести «Тарас Бульба»
В анкетировании участвовало 23 учащихся
Положительные ответы представлены в диаграмме:
1.Кто является главным героем произведения? Почему? – 85%
2.Какие особенности языка используются более активно в произведении автором, почему? – 50%
3.Какие средства выразительности языка помогают раскрыть духовный мир главных героев? – 62%
4.Какая цветовая лексика помогает раскрыть образ степи? – 32%
5.Какие нравственные понятия воспитывает в нас это произведение? – 93%
6.Почему центральным монологом повести является речь Тараса
о товариществе ? – 76%
7.Какой общей идеей объединены герои повести? – 70%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав материал, связанный с темой «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», мы сделали следующие выводы:
Во- первых, в произведении Гоголь использует различные особенности языка как на лексическом, так и на синтаксическом уровнях. Но наше внимание привлекли следующие художественно-выразительные средства:
-сравнения, которые раскрывают духовный мир героев повести, их состояние;
-метафоры использовались автором для описания военных действий, описания степи;
-гипербола, любимый прием писателя, с помощью которого он выражает свою точку зрения на происходящие события, а также привлекает внимание читателя;
-эпитеты используются, когда необходимо указать характерную черту героя, его боевые качества в сложной обстановке;
-использует Н.В.Гоголь и такой прием, как фольклорный мотив при создании образов запорожцев, отдавших, как и герои былин, свои силы и жизнь защите родины, веры и правды.
Таким образом, автор с помощью языковых средств ярко, глубинно раскрыл характеры главных героев, их достоинство, бесстрашие, верность Отчизне.
Во-вторых, литературная значимость Гоголя велика. Его именем называют целый период русской прозы. В сознании современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому привязан.
Во-третьих, его произведение воспитывает в нас гражданскую позицию, которая так необходима в настоящее время современной молодежи.
Провели в классе анкетирование, которое помогло нам представить, какую практическую значимость имеет повесть для наших одноклассников и для нас тоже.
Например:
- Какие средства выразительности языка помогают раскрыть духовный мир главных героев? Правильно ответили 62% учащихся.
-Почему центральным монологом повести является речь Тараса
о товариществе ? Ответили верно 76% учащихся.
- Какие нравственные понятия воспитывает в нас это произведение? Грамотно ответили 93% учащихся.
Практическая значимость проекта заключается в том, что наработанные материалы можно использовать на внеклассных занятиях по предмету, уроках литературы.
Работая над проектом, закрепили практический навык анализа художественных средств выразительности языка, который необходим в процессе изучения прозаических и поэтических произведений в соответствии с коммуникативной задачей.
Список литературы
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Издательство: Азбука-классика, 2010 год.
Ж. Н. Критарова. Конспекты для уроков для учителей литературы. 7 класс. Пособие для учителя. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». Москва, 2001 г.
В. А. Воронцов. Н. В. Гоголь: жизнь и творчество. Издательство: учебная литература, 2004 год.
С. Машинский. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Издательство: Москва, 2008 год.
АННОТАЦИЯ
Учебно-исследовательский проект «Особенности языка в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Тема учащимися выбрана не случайно. Изучая на уроках литературы данное произведение, у ребят появился интерес к поэтике слова Н.В.Гоголя. Их заинтересовало, как автор описывает события, как великолепно передает «дух минувшего века», навсегда ушедшего века, порой жестокого, но привлекательного сильными, мужественными, самоотверженными, беззаветно преданными отчизне героями.
Действительно невозможно остаться равнодушным к языку произведения, художественным средствам и приемам, которые помогают раскрыть духовный мир героев. На обобщающем уроке в классе ребята провели анкетирование по повести, где учащиеся высказали свое отношение к героям повести, нравственным понятиям, средствам языка. По результатам анкетирования построили диаграмму, повели итог.
Актуальность темы
Нельзя оставаться равнодушным к этому удивительному произведению, в котором повествуется об истории страны, о борьбе за её освобождение, о товариществе и братстве, о любви и предательстве. О родстве не по крови, а по духу.… А особенности языка повести помогают увидеть и понять историческую эпоху, главных героев. В настоящее время молодое поколение часами просиживаем у телевизора и компьютера и совсем не читает русскую классику. А классическая литература есть показатель культуры, источник нравственных понятий. Хорошо, что наши ребята задумываются над этим сейчас, значит время не упущено.… Возвращаясь к произведению «Тарас Бульба», рассуждаем так, что именно великий Н.В. Гоголь своей повестью воспитывает нравственное начало, как честь, товарищество, дружба, учит быть ответственными за будущее страны, и по необходимости встать на защиту ее государственных границ от внешних врагов.
Проблема: Какие особенности языка привлекают внимание читателя и раскрывают патриотический характер повести.
Цель: исследовать художественно-изобразительные особенности языка повести, направленные на идею произведения.
Задачи:
1. Изучить историческую основу повести.
2. Повторить теоретические сведения об основных особенностях языка художественного произведения.
3. Исследовать художественные средства выразительности произведения «Тарас Бульба», которые раскрывают идею произведения.
4. Провести анкетирование учащихся по повести и составить диаграмму, подвести итог.
ВИКТОРИНА
- Как называется длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба?
- Цветовая тестообразная масса, которой была «вымазана» внутри украинская хаты Тараса.
- Как называется скрытое место, где должен был располагаться полк Тараса в предстоящем сражении?
- Как называется торжественный обряд ( например, обряд поступления запорожца в Сечи)?
- Вставьте пропущенное слово: « Это все …, чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия».
- « Андрий ответил: “ Нет у меня никого! Никого, никого! … моя – ты ”».
- Вечная битва, которой была закалена « толпа, известная под именем запорожского войска».
- Иноверец из тех, что, по словам Остапа стояли на площади, где производилась казнь.
- Как назвался шест, приводящий в движение члены с казаками по Днестру ?
Приложение
Ребята и утята
Рисуем "Ночь в лесу"
Лист Мёбиуса
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Весенняя гроза