Эссе о Великой Отечественной войне ( на основе прочитанных произведений). Взгляд современных школьников
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_anya_soch.docx | 76.93 КБ |
Фестиваль литературного
и художественного творчества в рамках мероприятий
по патриотическому воспитанию молодежи
«Люблю отчизну я…»
Труханов Иван Сергеевич, 1996.21.04
109429 г. Москва
м-он Капотня, 4 квартал
дом 9, кв. 2
класс 10 «А»
тел. 657-40-95
Шакирова Анна Рафековна, 1996.12.12
109649 г. Москва, м-он Капотня.
дом 20, кв.465
класс 10 «А»
тел. 355-62-40
Адрес школы: 109429 г. Москва, м-он Капотня,
2 квартал, дом 19
ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 473
Контактный телефон: 355-04-56
Ф.И.О. преподавателя: Бурдуковская
Ирина Алексеевна irina.abui@mail.ru
2013г. Москва
Можно ли за счастье человечества платить детской слезой?
Ф. Достоевский
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
Много лет уже не гремят над нашей страной взрывы снарядов. 70 лет мы живём под мирным небом. Мы – поколение, которое не видело войны.
Великая Отечественная война1941-1945 годов – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Её тяжесть и кровопролития наложили огромный отпечаток на сознание людей и имели тяжёлые последствия.
В этом, 2013 году, мы будем праздновать оочередную годовщину великой победы русского народа, победы в Великой Отечественной войне. Прошло столько лет, но в памяти не стёрся тот великий подвиг русского народа. Участников той войны остаётся всё меньше, и узнать подробности того лютого времени мы, нынешнее поколение, можем из произведений литературы.
Писатель В. Богомолов воевал совсем юным, был ранен, не раз награждён. За его спиной остались фронтовые дороги Беларуси, Польши, Германии, Маньчжурии. Его повесть «Иван» была написана в 1957 году.
События, описанные в повести, происходят в Беларуси, Иван – житель Гомеля, на берегу Днепра показаны места, где проходил 1-й Белорусский фронт.
Мозырь – Петриков – Пинск.
Иван расстрелян 25 декабря 1943 года в г. Лунинец. Был выслежен и схвачен, когда наблюдал за движением поездов на участке Каменковичи – Кменск.
Оккупировав Беларусь, захватчики установили кровавый террор. Были созданы большие концлагеря в д. Азаричи Калинковичского района (убито 16 520 человек), в Буда-Кошелево (убито 1 485 человек), в Гомеле (около 100 тыс. человек), Жлобине (1,2 тысячи человек), Мозыре (убито 4,7 тыс. человек).
К осени 1943 года на территории Гомельщины действовало 29 партизанских бригад (117 отрядов). В результате Гомельско-Речицкой операции в 1943 году, Мозырско-Калинковичской и Бобруйской операций в 1944 году Гомельская область была освобождена. При освобождении наши солдаты проявили массовый героизм. Только за успешное форсирование Днепра осенью 1943 года в районе Лоева 183 воинам 65-й армии присвоено звание Героя Советского Союза.
Но нельзя забывать о том, что освобождать нашу землю от фашистов солдатам помогали мирные жители, обыкновенные мальчишки и девчонки.
Поздней осенью Иван переправился, чуть ли не вплавь, через ледяную реку. Наверное, эту ледяную реку можно воспринять и как иносказание – так погружаются юные герои в обжигающий ледяной поток войны. И тогда-то у них, обыкновенных, простых людей обнаруживается сила характера, исключительная верность чувству долга, настойчивость. В чём же проявляется сила характера, настойчивость и исключительная верность мальчика чувству долга?
Прежде чем начать разговор с офицером, Иван требует, чтобы вышел ефрейтор Васильев, так как необходимо, чтобы не было лишних свидетелей. Требует, чтобы о нём сообщили командованию. Не отвечает на расспросы. Закрывается, когда составляет донесение о результатах разведки в тылу врага. Беспокоится, дошёл ли боец с пакетом. Тревожится, не говорил ли во сне. Отказывается ехать в суворовскую школу до победы.
Какие ещё качества присущи Ивану? Почему Ивану «ненависть душу жжёт»? Какой была его судьба?
Наверное, то, что видел и пережил Иван, не поддаётся описанию словами. Писатель и не ищет таких слов, боясь неправды. Он полагается на наше воображение, знает: читатель содрогнется, представляя себе весь этот ужас. Даже играя, мальчик пытается рассчитаться с врагом – он волшебно могущественный и неуязвимый. А потом вновь уходит во вражеский тыл.
«Иван» - повесть о 12-летнем мальчике. Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой. Взрослые сдержанны, ласковые слова малоуместны: нельзя жалеть мальчонку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью. Взрослые, боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, не по себе: мы-то сильные, вооружённые, здесь, среди своих, а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражеском тылу. И ничего нельзя изменить. Ивана не остановить. Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено.
Повесть проникнута чувством вины взрослых перед мальчиком. Его нежно любят и Холин, и Катасоныч, и полковник Грязнов, но … Они не могут отказаться от него как от разведчика («…подросток, бездомный побирушка – быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу… о таком мальчике можно только мечтать…»).
Иван понимает это. И, когда взрослые настаивают на его отъезде, уходит в разведку сам.
Богомолов заставляет нас задуматься о судьбе ребёнка в военное лихолетье. В главном герое повести мало осталось детского, потому что его детство зачеркнула война. Писатель исходит из того, что детям на войне делать нечего, и если там нашлось для них дело, то это несчастье, беда, и повода для восхищения и подражания тут нет. Даже если война – трагическая необходимость.
Прочитав повесть, невольно начинаешь думать о том, что, если бы Иван послушался взрослых и отправился в тыл, он мог бы жить, мог бы стать способным офицером и просто замечательным человеком. Но…
Если сравнить повести В.Катаева «Сын полка» и В.Богомолова «Иван», то судьбы Ивана Буслова и Вани Солнцева похожи. Но в повести «Сын полка» проблем тревожных нет. Детство у Вани Солнцева не прервалось, т.е. армия спасла, затем посылают в Суворовское училище.
Иван Буслов совершенно не похож на Ваню Солнцева. В центре повести страдающая душа ребёнка, в «его взгляде недоверие и неприязнь», детства у Ивана нет.
Взрослые у Катаева уверены в себе, в победе, а у Богомолова взрослые чувствуют вину перед незащищённым ребёнком.
Иван – это самое распространённое имя у славян. Недаром фашисты звали всех русских, белорусов Иванами.
Иван Буслов ( бел. бусел – аист). Аист символизирует мир, детство, рождение нового человека. Страдание души Ивана высвечивает страдание всего народа в войне. Через живую судьбу Ивана начинаешь по-своему любить его, преклоняешься перед подвигом народа в борьбе против фашизма. Но автор обвиняет человечество: убивая Ивана, человечество рождает ненависть.
Повесть сегодня читается как современная притча о человеке-ребёнке, который пришёл в мир, чтобы судить и открывать правду. Когда мы читали произведение, то пытались поставить, в некоторых эпизодах, себя на место Ивана. И честно хочется признаться, что было страшно.
Очень важно знать: от чего война?
От добра она иль ото зла?
Что такое жить: это всем служить
Или всё-таки не служить?
Другое произведение, которое нам предложили прочитать – это повесть
Б. Васильева «А зори здесь тихие…».
«Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни.
А война – всегда дисгармония.
И женщина на войне – это самое невероятное,
несочетаемое сочетание явлений.
А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой
рядом с мужчинами…»
Б. Васильев.
Б. Л. Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». Писатель вспоминает: «…замысел повести родился от толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей. Но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог…
Действие в повести происходит в лесу, девушки охраняют подступы к Беломоро – Балтийскому каналу. Когда читаешь начало повести, сначала не ждёшь, даже не предполагаешь трагического конца. Как-то всё просто, обычно. И на задание они идут весело, просто, их не страшит враг «силою до двух фрицев».
Может быть, поэтому так больно читать о том, как они гибнут. Писатель говорит о том, что в отделении у Риты «были сплошь девчонки-комсомолки», «просто – зелёные». Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах да поцелуйчиках». Они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми. Их и бойцами- то назвать нельзя.
У каждой из них были личные причины пойти воевать. У Жени Комельковой отец - военный погиб в первые дни войны. У Риты Осяниной погиб муж - офицер и она, оставив кроху сына матери, принимает единственное правильное, как она считает, решение.
Автор, использует приём антитезы, знакомит нас, читателей, с их довоенной биографией. Подчеркивает «нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, ощущение завтрашнего дня» Лизы Бричкиной (в неё было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места); талантливость, любовь к поэзии, театру Сони Гурвич; воображение, фантазию, мечтательность Гали Четвертак. Довоенная жизнь девушек, полная надежд, радости, света, особенно ясно даёт почувствовать, как «глупо… несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…»
Как же ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?
Женя, Рита стремились в разведке поскорее выполнить приказ Васкова, поэтому Женя и устроила купание в холодной воде, а Рита, когда была ранена, не желая быть обузой, принимает решение выстрелить в себя. Очень жаль несуразную Галю Четвертак, которая, увидев фашистов, только удивилась и испуганно вскрикнула. Женя Комелькова и Рита Осянина – самостоятельные, с уже сформировавшимися взглядами на жизнь, девушки. А вот Соня Гурвич и Галя Четвертак, по мнению Федота Васкова, - неумёхи. Обе они маленькие «пигалицы городские». Хочется их сравнить.
Соня – худющая, «как весенний грач», сапоги у неё на два номера больше, она топает ими; на спине – вещмешок, в руках – винтовка. Она «сильно умаялась, аж приклад по земле волочился». А «личико» «остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное». Васков думает о ней «жалостливо» и невольно задаёт ей вопрос, как ребёнку: «Тятя с маманей живы у тебя? Или сиротствуешь?» А после ответа и вздоха Сони «полоснуло Васкова по сердцу от вздоха этого. Ах, заморыш ты воробьиный, по силам ли горе на горбу-то у тебя?...» А рядом с ней Галка – худющая «замухрышка», «она не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом». Представим её, маленькую («Четвертачок»), тоже с винтовкой, с вещмешком, без сапога,
«в одном чулке. В дырку большой палец торчит, синий от холода». «При её росте, - думает Васков, - и ведро – бочажок». Отношение к ней Федота Евграфыча определила «с возмущением» сама Галка: «Как с маленькой вы…» Ему хочется укрыть её, уберечь, он берет её на руки, чтобы она не промочила лишний раз ноги. Она и плачет как маленькая: «горько,
обиженно – словно игрушку у ребёнка сломали».
А вот как они переносят трудности пути. Вот они идут через болото. Галка уже потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло». И дальше: «Гнал он девчат своих ходко… но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только… Бежал, пока у самого дыхания хватало». А они – за ним. Худенькие, маленькие. В обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы. Наоборот, Соня улыбается, а Галка обижается: «А почему это меня в запасные?» У Гали жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром на вопрос Васкова : «Ну, как ты?» - отвечает: «Ничего», пытается улыбаться и «сама в караул вызвалась». А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев. И вот Соня погибла, погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь. Писатель вспоминает. «Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась моя Соня Гурвич».
«Отличница была, - сказала Осянина. – Круглая отличница – и в школе и в университете». – «Да, - сказал старшина, - стихи читала». – А про себя подумал: не это главное. А главное, что могла нарожать Соня детишек, а те бы – внуков и правнуков. А теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…» Соню хоронят, и Галка несёт её, а потом по приказу Васкова должна надеть её сапоги. Наделённая от природы яркой, образной фантазией, Галя «всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном», поэтому сейчас «она физически, до дурноты, ощущала проникающий в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови… И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом – враги. Смерть. «Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит Б. Васильев, - была много труднее, чем всё, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак в этом».
Девушки вели себя героически. Они бесстрашно перебрались через болото, при первой же встрече с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. Когда надо было сделать так, чтобы немцы пошли в обход, они быстро нашлись, разыграв сцену с лесорубами. И если не считать растерянности и страха Гали Четвертак, они все погибли как герои, защищая Родину.
Мы считаем, что всем женщинам, участницам войны, нужно поставить памятник. Мы знаем из курса истории, что война была очень жестокой, и гибель девушек подчёркивает эту жестокость. Очень хочется, чтобы девушки не погибли, они такие молодые, но это было бы неправдой. Немцев так много, а их всего шесть человек, да и воевать они не умеют.
Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь. Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война – это ещё и кто кого передумает. «Командир, он ведь не просто воин, он ещё и воспитателем подчинённых быть обязан», - говорит Федот Васков.
Заглавие повести подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах. Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие за один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде, тишину.
Мы думаем, что заглавием повести «А зори здесь тихие…» Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: «Девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было голубое, безоблачное небо, тихие зори; чтобы нас не будили взрывы бомб и мы никогда, никогда не знали войны. Заглавием повести Б.Васильев уже выражает протест против войны».
Тема зорь, рассвета, тихого утра проходит через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные для развития сюжета события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность суровой северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом – война, кровь, смерть.
Прочитав эти произведения, мы как будто прикоснулись к тем событиям. Книги о войне нам помогают знать, помнить, понять, почему русский народ победил такого грозного врага. Ведь победить народ, где воюют дети, старики, невозможно.
Войну мы вспоминаем не затем,
Чтоб лишний раз победой похвалиться.
Мы просто повторяем вся и всем:
Подобное не должно повториться.
С. Баруздин
Рукавичка
Соленая снежинка
Сказка "Морозко"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Астрономический календарь. Март, 2019