Исследовательский реферат, представленный на зональной краеведческой конференции "Кто мы? Откуда?"
Вложение | Размер |
---|---|
реферат | 78.86 КБ |
презентация к реферату | 2.13 МБ |
Реферат
Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева
Выполнила Тульчеева Дарья,
ученица 9 «А» класса МОБУ
«СОШ№9» г.Минусинска
Руководитель Иванова Н.В.,
учитель русского языка
и литературы
2014
Содержание.
Виктор Петрович Астафьев – «певец сибирской природы».
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем».
Павол Орсаг-Гвездослав
Чтобы увидеть в обыденной природе ее красоту, ее необычность, нужно уметь всматриваться в природу. Тогда каждая травинка, каждый листок расскажут тебе целые истории.
Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.
С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.
Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.
На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.
Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.
С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле – творить добро.
Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…
Произведения Астафьева - это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.
Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.
Астафьева можно назвать певцом сибирской природы. Он в своей автобиографии признавался в любви к цветам: бывало, заваливал избу жарками, медуницами, кукушкиными слезками, башмачками.
«Люблю я смотреть на оживающие цветы», - так говорит главный герой рассказа «Фотография, на которой меня нет», он наблюдает весной, как оживают комнатные цветы у бабушки. «Из темной нежилой земли проткнутся бледно-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх, на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные листья, и однажды возникнет в пазухе этих листьев круглая палка, проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, породившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как сотворить чудо… На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черною землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом «Ну вот и я! Дождалися?»
Лирической миниатюрой, утверждающей торжество природы, представляется читателям рассказ «Зорькина песня». Глазами главного героя мы видим раннее утро, когда «тихо умирали над рекой туманы»; «в распадке уютно дремал туман»; «в росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»; «ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках»; «птицы славили утро, солнце»; «зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала».
Несколько строк – и читатель словно вдыхает ароматы леса и трав, дрожит в сырости утренних туманов, видит первую каплю росы на лепестке просыпающегося цветка, слышит песню ранней птахи.
Особое место в рассказах отводит автор могучей и величественной реке — Енисею, говоря о нем, как о живом существе.
«…Прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду, пристыженно смолкала. Тонкой волосинкой вплеталась в крутые, седоватые валы Енисея.…Растягивал Енисей светлую ниточку незатейливой деревенской речки на многие тысячи верст…» («Зорькина песня»).
«Тайга - самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнет в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава, и опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры - сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны - болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».
Если вы были внимательными слушателями, то должны были услышать звуки тайги, почувствовать ее запахи, представить себя на звериной тропе, увидеть тайгу с высоты, восхититься её бескрайностью. И в то же время какая – то опасность таится в этом описании.
А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой новеллы В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Этот рассказ автобиографичен. Будущий писатель подростком плутал по тайге, но не пал духом и самостоятельно вышел к людям. Об этом написал он в школьном сочинении. Строгий учитель неожиданно похвалил его работу перед всем классом, и она была опубликована в школьном рукописном журнале. Затем уже взрослым человеком В.Астафьев записал этот рассказ, назвав его «Васюткино озеро».
Человек и Природа… Что это? Поединок? Нет, в поедине участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать «книгу тайги», жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
Тайга… Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Васютка… Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир, который вбирает в себя человека и определяет его ценности. Природа изначально мудра, она учит человека на ошибках, проводит через испытания, прощает и помогает в выборе пути.
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: « Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней, ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным , очищается и даже исповедуется.
В этом рассказе затронуто много вопросов: о добре и зле, об отношении человека к природе, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную.
Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Тонко чувствует В.П.Астафьев переживания всего живого вокруг. Он очень тонко понимает чувства животных и птиц, старается в своих рассказах донести до читателя очень важную мысль: птицы и звери – живые, они чувствуют боль, у них есть своя жизнь с тайнами и секретами и человек должен уважать чужую жизнь.
Рассказ «Калапуха» знакомит нас с удивительным миром птиц.
Калапухой местные охотники ласково называют глухарей.
Глухарь – одна из древнейших птиц на земле. Живут они обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Зимой ,поздним вечером, глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.
Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Водит птенцов только мать. Она учит их добывать корм и прятаться в минуту опасности.
Весной , когда глухарь-самец поёт свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарём.
Не только люди, но и животные наделены материнскими чувствами и в любую минуту готовы пожертвовать собой ради своих детей. Нужно отдать должное героической самоотверженности мамаш - глухарок. Почти месяц они грудью прикрывают кладку от невзгод. Бывало, что после лесных пожаров находили обуглившиеся тельца пернатых матерей, не дрогнувших перед всепожирающим пламенем. И при встрече с хищниками глухарка “вызывает огонь на себя”.
Нелегок и обычный день: надо раз двадцать перевернуть каждое яйцо, чтобы оно лучше прогревалось.
Именно такую маму – калапуху мы видим в рассказе Астафьева. Эта маленькая птица вырывает у себя на грудке все перья для того, чтобы согреть птенцов. Ее самоотверженная любовь поражает даже деревенских мальчишек. Они видят в её жертвенности и своих мам «Ведь и наша мама нам всё отдает», - говорят они.
В рассказе «Стрижонок Стрип» Астафьев дает нам понять, насколько интересна жизнь птиц. В ней тоже есть материнская любовь, чувство товарищества, взаимопомощи. Стрижи очень интересны.
Сразу по прилету с юга стрижи начинают строить гнездо, а по окончанию строительства откладывают обычно 2 яйца. Высиживают яйца оба родителя. Длится обычно высиживание 11 дней, но если погода неблагоприятная, то процесс может и затянуться. В некоторые особо неблагоприятные годы высиживание вообще прерывается. При непогоде у стрижей сильно снижается температура тела, и они как бы погружаются в спячку. Яйца в таком случае выбрасывают с гнезда, предвидя, что ничего из высиживания не получится.
Но если все же птенцы вылупились, то тут родители не устают их кормить. Стрижи ловят насекомых, с помощью клейкой слюны склеивают их в комочки по 400-1500 штук и несут птенцам. За день один стриж может поймать до 40 тыс. насекомых. А если вдруг ненастье? В таком случае родители стрижи отправляются туда, где можно найти корм. Иногда это бывает за 60-70 км. По несколько дней они могут проводить в поисках пищи, не возвращаясь к гнезду. Птенцы в это время, чтобы не умереть с голода, «нашли выход». Они впадают в спячку. В таком оцепенении они могут находиться до 12 дней. Видите, друзья, насколько изобретательна природа, когда дело касается сохранения жизни?
И в заключение своего рассказа можно упомянуть еще об одной особенности стрижей. Они могут спать в воздухе. И не несколько секунд или даже минут, а несколько часов. Они взлетают высоко в воздух и парят, изредка во сне взмахивая крыльями. Утром же стрижи просыпаются и отправляются на охоту.
Стрижонок Стрип после гибели мамы столкнулся с людьми. «Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами! Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа.»
Стрижонку повезло. К сожалению, так бывает далеко не всегда.
Самое большое зло, считал Астафьев, — отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них, животных. И всё же, обращаясь к молодым людям, он говорил незадолго до смерти: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево... так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».
В. П. Астафьев писал рассказы о детях и для детей, но писал их всегда честно и прямо, говоря с детьми, как со взрослыми.
Рассказ «Белогрудка» написан о горе матери, у которой украли и убили детей, и неважно, что мать — куница, но она как и любая мать бесконечно любит и бесконечно страдает, а потом мстит убийцам. Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки: «Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы». А иногда автор будто её глазами видит окружающее: «Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры». Видимо, это удивительное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ, да и все другие произведения В. П. Астафьева такими пронзительно искренними и честными.
Что же происходит с человеком, если он отрывается от природы, от своей первоосновы? Что происходит с душой таких людей, которых становится все больше с каждым днем.
“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?» - спрашивает себя В.П.Астафьев в «Затесях». В этом сборнике есть пронзительный рассказ «Хвостик», потрясающий своей трагичностью.
Люди вмешались в природу – поставили гидростанцию. И теперь гибнет Овсянский остров, раньше наполненный жизнью и красотой.
«Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта – цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова…
…Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…»
А что же люди? Вот и их присутствие: «Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
Но трагедия не в этом. « Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет…» Именно этот равнодушный смех пугает автора даже больше чем циничность взрослых.
- Что же ты смеёшься, мальчик?!
- Хво…хво…хвостик!
Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Может быть, поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами, людьми без памяти.
Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.
В.П.Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку. И был бы он счастлив тем, что есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он человек, что назначение его на земле – творить добро.
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Заключение
Астафьев не идеализирует природу и ее законы. Природа не только врачует душу человека, но может быть слепа и жестока. Разум и духовный опыт позволяют человеку установить гармонические взаимоотношения между ним и природой, активно используя и пополняя ее богатства. Гармония взаимоотношений человека и природы, предполагающая и борьбу, исключает уничтожение. В человеческой душе заложено чувство бережного отношения ко всему живому на земле, к красоте лесов, рек, морей. Бессмысленное уничтожение природы разрушающе сказывается на самом человеке. Природные и социальные законы не дают ему права переступить ту «черту, за которой кончается человек, и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляет и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного дикаря».
Природа у В. Астафьева имеет душу, и душа человека является каплей этой огромной души, поэтому хранить связь с природой человеку необходимо для сохранения собственной духовности.
В интервью журналу «Литература в школе» писатель говорит, что он считает важным в воспитании детей.
«… Я люблю писать для ребят, разговаривать с ними и всегда им говорю, что не может человек в своей жизни двигаться куда попало и как попало, иначе он рассеет свою жизнь, ориентиры в жизни должны быть; а прежде всего – это приносить добро ближним своим: отцу с матерью, бабушке с дедушкой. Стараться отдать все доброе, что у вас есть, и не скупиться. Тогда вы получаете взамен больше, чем отдали. Это такой закон жизни: чем добрее человек, тем больше он получает добра от других, а чем злее, тем больше он получает зла от жизни».
«Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята. Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».
Список литературы:
Слайд 1
Мир природы глазами ребенка в рассказах В.П.Астафьева Выполнила Тульчеева Дарья, МОБУ «СОШ№9 » Учитель Иванова Наталья ВикторовнаСлайд 2
«Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». П.Гвездослав
Слайд 3
Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001) «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…
Слайд 6
… «тихо умирали над рекой туманы»… ….«в распадке уютно дремал туман»… … «в росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»… …«ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках»… … «птицы славили утро, солнце»… …« зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала»…
Слайд 7
«…Прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду, пристыженно смолкала. Тонкой волосинкой вплеталась в крутые, седоватые валы Енисея.…Растягивал Енисей светлую ниточку незатейливой деревенской речки на многие тысячи верст…» (« Зорькина песня»).
Слайд 8
Тайга - самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сухо, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни - выворотни , словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры - сосняки. Тут темные пятна ельников. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны - болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга... .
Слайд 9
… Он снял телогрейку, кепку, поплевав на руки, полез на дерево… Тайга… Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко- далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса. Облака над головой были редкие, но чем дольше смотрел Васютка , тем они делались гуще, и наконец голубые проемы исчезли совсем. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась них.
Слайд 10
Васюткино озеро - отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.
Слайд 11
« Калапуха »
Слайд 12
«Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами! Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа»
Слайд 13
«Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы»
Слайд 14
“Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?»
Слайд 15
…Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье , украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…»
Слайд 16
- Что же ты смеёшься, мальчик?! - Хво … хво …хвостик! Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Слайд 17
«Ах, как бы мне хотелось, … чтобы дети видели бы и знали, как трудно выращивается хлеб, … как птички малые высиживают и выкармливают своих птенцов, как непроста жизнь в лесу, в воде, в воздухе – везде, где обитают братья наши младшие, нуждающиеся порой в защите человека, в том числе, и в вашей, ребята. Вы ведь тоже вырастете и станете взрослыми, и всё, что есть на земле, достанется вам в наследство – берегите живую жизнь».
Несчастный Андрей
Стеклянный Человечек
Загадочная система из шести экзопланет
Рисуем зимние домики
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен