Использование образных выражений на уроке русского языка – это путь формирования творческой активности обучающихся
Вложение | Размер |
---|---|
shultays_anton_3.doc | 58 КБ |
Использование образных выражений на уроке русского языка – это путь формирования творческой активности обучающихся
Дивишься драгоценности нашего языка:
что ни звук, то и подарок, все зернисто,
крупно, как сам жемчуг и, право, иное
название еще драгоценней самой вещи.
(Н.В. Гоголь)
Современная модель образования требует активного поиска новых целей , форм организационных структур и технологии обучения.
Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека нравственно воспитанного и ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возросли требования к качеству знаний и умений обучающихся. Здесь на первое место выходят проблемы: посещаемость учебных занятий и творческая активность обучающихся на занятиях. А для этого важно, чтобы современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен и чтобы теоретические знания закреплялись практическими умениями. Для этого была выбрана тема «Использование образных выражений на уроках «русского языка и культуры речи»»- пословицы и поговорки. Актуальность обозначена тем, что современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, материал понятен, а самое главное, чтобы обучающиеся проявили творческую активность на занятиях.
Цель исследования: «пословицы и поговорки», изучение их
истории возникновения и определить какую функцию они выполняют в современном мире и какое значение они имеют на уроках русского языка.
Для определения значения образных выражений и творческой активности обучающихся на уроках «русского языка и культуры речи» перед нами - студентами была поставлена задача: провести мини – исследование, выбрать тему и проанализировать.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме:
пословицы и поговорки.
2.Определить значение пословиц и поговорок в формировании творческой активности на уроках «русского языка и культуры речи».
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научной литературы; 2. Наблюдение за обучающимися .
3. Анкетирование.
Объект исследования:
1. Обучающиеся, независимые участники.
Гипотеза (предположение):Если использовать образные выражения (пословицы и поговорки) на уроках «русского языка и культуры речи», то можно сформировать творческую активность и воспитать нравственные качества обучающихся.
Язык – величайшее богатство народа. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И сам язык, и его роль в жизни человека получили меткое и яркое отображение в пословицах и поговорках. Многообразно устное народное творчество. Современный человек, который хоть как-то коснется народной мысли, понимает, на сколько глубок ее смысл.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь пословица, скороговорка или сказка высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры. “Много еще надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова”,- писал В.И. Даль.
Пословицы и поговорки – один из древних жанров народного творчества. Русский народ любит цитировать пословицы и поговорки, они будто живут в нашей речи. Как убедительно и красиво звучит речь, если подкрепить ее пословицей и поговоркой. Например, «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Здесь точное определение пословицы и живая связь ее с языком.
Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса. Они отточены по форме, поучительны по содержанию и служат образцом лаконичной, точной, образной речи.
Что такое пословица и откуда она взялась?
Пословица – это краткое образное суждение, имеющее переносный смысл и применяемое к различным случаям жизни. Особенно близка к пословице поговорка.
Поговорка может быть определена как оборот речи, образное выражение, элемент меткой характеристики человека, его действий, поступков, явлений природы.
Пословицы и поговорки имеют самую тесную связь с языком. Мы очень часто употребляем их в живой разговорной и письменной речи.
В них нашла отражение мудрость народа, его опыт, борьба, трудолюбие, патриотизм и многое другое. Классики русской литературы высоко оценили русские пословицы и поговорки. Например, «Каков мастер, такова и работа», «Бог высоко, царь далеко», «Дело не велико, но воевода крут, свил мочальный прут», Высоко ценил пословицы и поговорки В.И. Даль, который говорил, что русская пословица одной фразой наповал бьет! Например, «нет дыма без огня», «Бьется как рыба об лёд», «Было бы болото, а черти найдутся» и другие. Русские писатели поэты и критики обращали внимание на особенности пословиц и поговорок, призывали учиться на их примере меткости и сжатости выражения мысли. Многие из них сами занимались сбором этих перлов народной поэзии и языка.
Хорошо известно, что собиранием русских пословиц и поговорок занимались М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и многие другие. А.С. Пушкин говорил о пословицах так: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Собирание русских пословиц и поговорок начинается в 17 веке, когда появились в Росси рукописные сборники.
Интерес к пословицам и поговоркам постоянно увеличивался. Первые издания сборников русских пословиц и поговорок начали выходить с 70-х годов 18 века. («Русские пословицы» Богдановича, сборник 968 пословиц.) В первой половине 19 века вышли сборники И.М. Снегирева «Опыт рассуждения о русских пословицах» (М., 1823г.) «Русские в своих пословицах» (М., 1831-1834г.) и другое.
Исключительно большую роль в собирании и публикации русских народных пословиц и поговорок сыграл В.И. Даль(1801-1872г.г.). всего около 30 тысяч).
Традицию лучших русских писателей в деле использования сокровищ народного творчества продолжают современные советские писатели и поэты. Только в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого встречается 52 пословиц и поговорок, в «Тихом Доне» М.А. Шолохова – 112.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Под лежачий камень вода не течет. Чует кошка, чье мясо съела. Как проживешь, так и прослывешь. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) раскрыть отношения между людьми: Слово не воробей вылетит не поймаешь. Яблоко от яблони не далеко падает. Старый друг лучше новых двух. Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Нет друга так ищи, а нашел так береги. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери конец. Паны дернуться , у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет;
3) дать совет как поступить в той или иной ситуации, чего следует остерегаться: Готовь сани летом, а телегу зимой. Яйца курицу не учат. Гордись не ростом, а умом. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем - полезай в кузов. Цыплят по осени считают. Две собаки грызутся , третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли , чувства , подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаев, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений ( из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеяться на лучшее: Час терпеть, а век жить; об отношении к труду, людям, семье: Какой палец не укуси все больно.
Таким образом, по мере развития языка, постоянно обогащается и язык пословиц и поговорок, а вместе с ним и наш словарный запас. Пословицы могут сыграть большую роль в обогащении языка, в развитии нашего мышления и речи.
Значение образных выражений на уроке русского языка – это путь формирования творческой активности обучающихся
Результаты исследования
В ходе исследования познакомился с огромным количеством пословиц. Прочитал книги с пословицами и поговорками «Русский язык и культура речи», «Мудрое слово», «Родное слово» и многие другие. Прочитал много пословиц других стран, которые имеют общий смысл с русскими пословицами.
Далее было проведено анкетирование. Студенты отвечали на такие вопросы:
1. Какие вы знаете пословицы?
2. Применяете ли вы пословицы в своей речи?
Из 35 опрошенных обучающихся ( 94%- 100% ) знают пословицы и поговорки 33.Среди взрослых из 35 человек пословицы знают только 18 человек.
Отсюда видно, что обучающиеся знают больше пословиц и поговорок, чем взрослые.
Среди опрошенных взрослых вспомнили пословицы о дружбе « Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Дружба дружбой, а табачок врозь». Среди обучающихся одну из первой называли пословицу о труде «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «До лета рукой подать».
На второй вопрос «Применяете ли вы пословицы в своей речи?» из 30 опрошенных обучающихся ответили положительно 16, и это были в большинстве пословицы и поговорки о труде.
Многие студенты старались прогуливать учебные занятия по «русскому языку и культуре речи», но когда стали изучать темы с использованием образных выражений, проявили особый интерес к занятиям, так как были упражнения с творческими заданиями. Например:
1). Напишите известные вам пословицы и поговорки.
2). Объясните, как вы понимаете народные изречения (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью).
3). Допишите вторую часть пословиц (Любишь кататься…).
4). Напишите пословицы, восстановив их начало (… а лень портит).
5). Пословицы с частицей НЕ со слитным и раздельным написанием.
Методические рекомендации
1). Пословицы можно использовать на всех занятиях.
2). Отбор пословиц определять темой конкретного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными.
3). Пословицы нужно использовать как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока- это и повторение, и подготовка к изучению нового материала, и изучение новой темы, и на этапе творческой работы обучающихся.
4). Особое внимание нужно уделять пословицам на уроках русского языка.
Таким образом, современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. В этом большой плюс дают образные выражения- пословицы и поговорки. Изучаемое грамматическое явление или орфографическое правило благодаря пословице, поговорке, поданной в качестве примера, надолго остается в памяти. Как отмечал М. Горький: “В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги”. Ничто так не украшает нашу речь, делая ее нестандартной, образной и яркой, как уместное употребление пословиц. Примеры подтверждают, что использование пословиц и поговорок позволяет ненавязчиво усваивать грамматический материал, развивает мышление обучающихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью. Можно сделать вывод, что если использовать образные выражения ( пословицы и поговорки ) на уроках «русского языка и культуры речи», то можно сформировать творческую активность и воспитать нравственные качества обучающихся.
Спасибо за внимание!!!
Агния Барто. Сережа учит уроки
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Ласточка
Ласточка. Корейская народная сказка
Какая бывает зима