Данная работа посвящена художникам - участникам Великой Отечественной Войны, которые как весь русский народ встали на защиту своей Родины. Во время Великой Отечественной войны «около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки".
Цель работы - углубить знания о роли изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о произведениях саратовских художников, работавших в этот период.
Вложение | Размер |
---|---|
В работе рассказывается о художниках, работавших в годы ВОВ. | 72.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7» города Саратова
И кисть с врагом сражалась
(Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны).
.
Исследовательскую работу выполнила:
Илюшина Анастасия Алексеевна
учащаяся 7 "А" класса
Руководители: учитель ИЗО -
Шведова Галина Михайловна
Саратов, 2015 год.
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Творчество, призывающее народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины....................................................4
Глава II. Героический образ народа в картинах художников………...…..........7
Глава III. Правдивая художественная летопись Великой Отечественной войны…………………………………...................................................................8
Глава IV. Саратовские художники……………………………………………...10
Заключение.............................................................................................................12
Список используемой литературы.......................................................................13
Приложение. Презентация «И кисть с врагом сражалась».
.
Введение
«У памяти старой в плену,
Не зная к себе снисхожденья,
Художники пишут войну,
Живую картину сраженья.
И видят опять наяву
Разбитых траншей повороты,
Через ледяную Неву
Бросок беззаветной пехоты.
Гудит на ветру полотно
От жаркого грохота стали.
Погибшие в битвах давно
Живыми из мертвых восстали.
Покорные кисти пошли
В атаку по старому следу,
Уже различая вдали
Добытую дважды Победу».
М.Дудин. (7)
70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор эта тема волнует наши сердца и никогда не перестанет волновать. О ней можно говорить бесконечно, находя все новые сюжеты. Нам потомкам очень важно знать и помнить войну, чтобы не допустить подобного в будущем.
В процессе работы над темой мне пришлось изучить много разного материала. Это книги, журнальные статья, телепередачи, работы других учащихся. В общем, все, что я читала, видела и слышала, я постаралась включить в свою работу.
Цель моей работы - углубить знания о роли изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны. Рассказать о произведениях саратовских художников, работавших в этот период.
Глава I. Творчество, призывающее народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины
Во время Великой Отечественной войны «около 900 художников были призваны в армию, на фронт. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Художники, которые работали в тылу, тоже выезжали на фронт и писали свои картины. Прежде всего, художники своим творчеством должны были содействовать разгрому врага, они призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины, то есть искусство играло агитационную роль. Эту задачу, особенно в первые дни войны, выполнял такой вид изобразительного искусства, как графика, фронтовые зарисовки, рисунки и плакаты».[1]
1. Боевые плакаты, созданные советскими художниками
«Всю войну боевые плакаты, созданные советскими художниками, «воевали» наряду с бойцами Красной Армии. Сложив до размеров тетради, их носили в военных сумках. Наклеенные на «лбы» танков плакаты вели за собой в атаку».[2]
За годы войны было создано очень много плакатов. Главные их герои – солдат, отдающий жизнь в борьбе, партизан в тылу врага, рабочий-тыловик, мать с ребенком – все они призвали к защите Родины. Даже названия и надписи говорили сами за себя. «Один из самых первых и самых известных плакатов 1941 года – «Родина-мать зовет!», автор - Ираклий Тоидзе.
…Шли женщины, и на плечах лопаты,
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката
Седая, с непокрытой головой…
На фоне грозной стены штыков художник создал образ простой жен-
щины-матери того времени. В руке у женщины - текст с военной присягой, и она призывает своих сыновей выполнить долг защиты Отечества. Образ женщины-матери символизирует образ Родины, ведь недаром в русском языке есть такие пословицы: «Одна у человека мать, одна у него и Родина», «Родина любимая – мать родимая», «Родина – мать, умей за нее постоять».[3]
На второй день после начала войны, одновременно с песней-клятвой А.В.Александрова и И.В.Лебедева-Кумача «Священная война» появился плакат, написанный в жанре сатирической графики «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Авторы – творческий союз трех художников – Кукрыниксов. Название этого творческого союза произошло от первых букв фамилий художников: М.Куприянов, П.Крылов и Н.Соколов.
«В чем сатира плакатов, написанных в жанре сатирической графики? Образы врагов изображены карикатурно. Художники их высмеивают, изображают трусливыми, жалкими, ничтожными. Это был первый плакат, появившийся в первые дни войны на улицах Москвы. В течение нескольких дней этот плакат стал известным во всей нашей стране, а еще через неделю – и всему миру. И везде он вызывал веру в Победу».[4]
2. Героическое прошлое в картинах художников.
В годы войны художники, как и кинематографисты, музыканты, обра-тились к истории страны, ее героическому прошлому. «Грозно-современный образ древнерусского князя-воина, возглавлявшего новгородскую дружину, создал в монументальном полотне «Александр Невский» (1942-1943) П. Д. Корин. Закованный в броню, опираясь на тяжелый меч, герой русской исто-рии словно говорит своим потомкам, сражающимся с фашистской ордой: «Но если кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет земля русская».[5]
В 1942 году получила легендарную известность картина Константина Федоровича Юона о событии еще более легендарном – военном параде 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве. Парад состоялся в честь 24-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции. Проходил парад в условиях, когда советские войска вели тяжелые оборонительные бои с фашистами, которые находились в 70-100 км от столицы. По Красной площади торжественно, под звуки марша военного оркестра, мерным, чеканным шагом, стройными рядами прошли войска. В твердой поступи войск – сила, уверенность в победе над врагом. Этот парад, единственный в истории всех войн, проходивший в таких тяжелых условиях, оказал огромное влияние на моральный и боевой дух советских воинов и народа. Часть войск прямо с парада направлялась на фронт с верой в Победу.
«Героический образ создает в своей монументальной картине «Оборона Севастополя» художник Дейнека Александр Александрович (1942 г.) Оборона Севастополя продолжалась в течение 8 месяцев – с 30 октября 1941 года по 4 июля 1942 года. Фашистская армия насчитывала 200 тыс. человек, танки, самолеты, артиллерия, корабли наносили удары и с воздуха, и с моря. Фашисты блокировали город с моря, и когда вошли в Севастополь, в июне, то защитники по приказу Ставки Верховного Главнокомандующего отошли к бухтам. Некоторым частям удалось спастись на катерах и других мелких судах, другие ушли в горы к партизанам. Оставшиеся на берегу, защитники города (около 5500 человек), имевшие только стрелковое оружие, самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода».[6]
Глава II. Героический образ народа в картинах художников
Бытовой жанр живописи во время Великой Отечественной войны тоже изменился. Художники этого жанра стремились показать мужество и стойкость гражданского населения и показать, какое зло могут принести война и фашизм.
«В 1943 году появилась картина С.В.Герасимова «Мать партизана». В картине художник противопоставляет два образа: гордая, стойкая, пожилая крестьянка с достоинством, мужеством смотрит на жестокого фашистского карателя. Она не склонила перед ним головы. Позади нее другой каратель держит ее схваченного, совсем еще юного сына-партизана. Что же будет дальше? Чем закончится эта сцена?»[7]
Известный художник Аркадий Александрович Пластов в 1942 году написал картину «Фашист пролетел». В ней он изобразил сцену убийства фашистским летчиком беззащитного, ни в чем не повинного мальчика-пас-тушка. «В картине художник выразил всю свою скорбь: «Это - из тех картин, что пока пишешь - наплачешься», - говорил художник. Небо подернуто облачками, и в глубине его виден удаляющийся фашистский самолет. А на опушке леса, на земле, уткнувшись, лежит мальчик с простреленной головой, в траве, по-осеннему пожелтевшей, и кажется, что плачут о нем вся природа и его верный друг – маленький, смешной, лохматый щенок».[8]
Известный художник-баталист из студии имени М.Б. Грекова военный художник Петр Александрович Кривоногов в своих картинах описывал могу-чую силу Красной Армии в Великой Отечественной войне. «Зверства в Речи-цах» написана им по горячим следам. Он видел солдат, за которыми шли фа-шисты, гоня перед собой, как живой щит, советских людей. Он слышал оче-видцев, рассказавших ему, как девушка, толкаемая вперед штыками, кричала: «Стреляйте, товарищи красноармейцы, стреляйте! Позади нас фашисты!»
Глава III. Правдивая художественная летопись Великой Отечественной войны
Художники вели на войне боевые дневники, накапливали и осмысливали впечатления, у них рождались замыслы обобщающих работ. Так по велению сердца творилась правдивая художественная летопись Великой Отечественной войны. Правдой и конкретностью лично пережитого захватывают даже самые скромные зарисовки из огромного военного «архива» тем сюжетов и образов. Изображая ужасы фашистской оккупации, советские художники выражали непримиримую, священную ненависть к врагу, который топчет нашу землю.
В полных драматизма листах графической серии «Не забудем, не простим!» (1942) Д. А. Шмаринов повествует о необъятности горя и страданий, выпавших на долю населения оккупированных районов, о несломленности духа народа.
«Ю.М.Непринцев ушел на войну добровольцем, в минуты затишья рисовал своих боевых товарищей. Среди которых и был вот такой простой, русский солдат, сумевший сохранить доброту и юмор, несмотря на тяготы войны. Все решили, что на картине изображен Василий Теркин, герой поэмы А.Твардовского. Но это не было иллюстрацией к поэме. Ведь, наверное, в каждом взводе был такой весельчак и балагур».[9] У А. Твардовского есть такие строки: «Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой».[10]
С.Г.Романов в картине «Партизанский вернисаж» показал, как в минуты затишья боёв художники устраивали лесные вернисажи.
1. Пришла Победа
Прошло время, и в картины военных художников пришла Победа. Картина Петра Кривоногова так и называется «Победа» (1948). Весной 1945 года художник был в Берлине и стал очевидцем штурма Рейхстага. Пять дней фашисты оборонялись, и Рейхстаг был взят, и над его куполом советские солдаты водрузили красное знамя. Война закончена. Солдаты бросают в воздух свои пилотки, шапки, шлемы, в победном кличе поднимают вверх свое оружие.
«В ратной форме,
В огне и дыме –
К нам Победа явилась так.
И автографами своими
Мы украсили тот Рейхстаг.
Мир сбратает сердца и стяги.
Лик земли обновят века,
Но автографы на Рейхстаге
Не погасит ничья рука!» С. Смирнов.[11]
Глава IV. Саратовские художники
В годы Великой Отечественной войны саратовские художники вместе с другими «сражались с врагами» при помощи кисти и карандаша. «В первый день войны, собравшись в редакции газеты «Коммунист», группа саратовс-ких художников - Любовь Рабинович, Борис Бобров, Александр Чечнев, Борис Миловидов - принимает решение о выпуске агитационных плакатов. С 3 июня 1941 г. в Саратове стали выходить «Агитокна». За 2 месяца вышло 45 номеров. Первые 15 выпусков были выполнены вручную трафаретным спо-собом в одном экземпляре, который вывешивался в витрине Дома книги».[12]
«Саратовцам были хорошо известны плакаты художника Бориса Пав-ловича Боброва «Братья по крови», «Детоубийцы», «Враг грозит Сталингра-ду, Волге», «Лев и котенок», «Кары им, лютой кары!». Борис Бобров рисовал плакаты ночами - в свободное от дежурства в военной части время. Рифмованные тексты к первым плакатам «Агитокна» художник писал сам».[13]
«Художник и литератор, Александр Дмитриевич Казаков родом из Клинцовки Пугачевского района. Там прошли его детство и юность. Прежде чем навсегда уехать в Саратов, он некоторое время жил в Пугачеве».[14] «У Казакова до сих пор сохранилась записная книжка военной поры. Потре-панная, с выпавшими страницами. Подростком он делал в ней наброски карандашом. Даже зарисовал бомбежку Саратова, авиационного завода. А в Саратов он угодил, сопровождая вагон с пугачевским грузом для армии. Много времени спустя события военной поры станут одной из главных тем художника».[15] Вот его картина «Отправка на фронт». На полотне - клинцовские мужчины и юноши, узнаваемые лица. Автор писал кого по памяти, кого по старым фотографиям и наброскам. Сейчас работы Александра Дмитриевича хранятся в военном историческом музее Германии, в музеях и библиотеках Саратова, несколько его полотен в Радищевском музее. Но самое большое собрание работ Казакова - в школьном музее его родного села Клинцовка. «…Однажды в День Победы Александр Дмитриевич услышал, как на нашей Театральной площади духовой оркестр исполняет “Прощание славянки”. Он пленился музыкой, хотя до этого случая прекрасно знал и текст, и мелодию. И Казаков написал картину «Прощание славянки».[16] Она находится в пугачевском краеведческом музее. В ней все узнаваемо: пугачевский вокзал, силуэты домов.
И это еще не все саратовские художники, которые обратились к теме Великой Отечественной Войны.
Заключение
Конечно, в одной работе невозможно рассказать обо всех художниках и их произведениях, но даже то, что мне удалось представить, подтверждает мысль о том, что художники своим творчеством содействовали разгрому врага, призывали народ на борьбу с фашистскими захватчиками и освобождению своей Родины. А в настоящее время эти произведения являются и историческими документами, свидетельствами той поры.
Писатель Виктор Петрович Астафьев сказал: «Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, но необходимую правду, для того, чтобы человечество, узнав ее, было благоразумней». Эти слова в полной мере можно отнести и к творчеству художников, живших и работавших в годы Великой Отечественной войны, испытавших на себе все ее тяготы и беды.
Список используемой литературы
[1] Информационный центр Ивановского государственного ХТУ.
[2] там же
[3] Великая Отечественная война в произведениях советских художников/ Сост. А.А.Юферов. Альбом.- М. плакатисты - фронту. - М.: Искусство, 1985.
[4] там же
[5] Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. - Л., 1969. - С. 237-238.
[6] там же
[7] Подвиг века. Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. - Л., 1969. - С. 237-238.
[8] Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков – М. Педагогика 1983. -416 с. илл.
[9] Беседа с мастером.// Художник. – 1989. -№2.- С.7-14. (Ю.М. Непринцев).
[10] Салтанова Н.Г. «И кисть с врагом сражалась». //Читаем, учимся, играем. – 2005. -№7. С.19-26.
[11] Салтанова Н.Г. «И кисть с врагом сражалась». //Читаем, учимся, играем. – 2005. -№7. С.19-26.
[12] Соколов С.Д. Саратовские художники. (XIX и XX в.) // Весь Саратов: Альманах-справочник на 1925 год / Под ред. Д.М. Борисова. Саратов, 1925. С. 390-394.
[13] Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков – М. Педагогика 1983. -416 с. илл.
[14] «Вся радость жизни в творчестве», работа Дмитриева В.С. ученика 9 класса МОУ СОШ № 1 г. Пугачева Саратовской области
[15] Газета «Пугачевское время», автор А. Куликов.
[16] Газета «Пугачевское время», автор А. Куликов.
Пчёлки на разведках
Хитрый коврик
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Каргопольская игрушка
Сочные помидорки