Данная работа подкупает глубиной анализа разных художественных произведений, написана хорошим литературным языком.
Вложение | Размер |
---|---|
123.docx | 47.8 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1392 имени Д.В. Рябинкина.
Исследовательская работа.
Тема: Подвиг разведчиков в повести и кинофильме «Звезда».
Выполнили: Погорельская Яна и Рахматуллина Диана,
9 «Б» класс
Научный руководитель: Сергеевых Светлана Анатольевна
2015 год.
Оглавление.
Сопоставительный анализ повести Э. Казакевича «Звезда» и кинофильма Н. Лебедева «Звезда»
1.Общее впечатление о повести и фильме.
2.Подвиг разведчиков в изображении Э. Казакевича.
3. Трактовка темы подвига режиссёром Н.Лебедевым.
4. Чем отличается подвиг разведчиков в изображении писателя от трактовки темы режиссёром.
Введение.
Недавно мы посмотрели фильм «Звезда» Н. Лебедева. Показ был приурочен ко Дню Защитника Отечества. Как мы понимаем, сейчас проблема воспитания патриотизма в молодом поколении стоит очень остро. Фильм, безусловно, способствует пробуждению чувства любви к Родине, гордости за ее историю.
Скоро вся наша страна будет отмечать юбилей Победы. В некоторых странах Запада начинают возникать настроения не просто антироссийские, но и антигуманные. Уж очень хочется кому-то переписать историю. Мы решили обратиться к произведениям литературы и киноискусства, в которых подчёркивается значение подвига советских людей, боровшихся с фашистами. Обращение к теме подвига нашего народа в Великой Отечественной войне нам кажется очень актуальным.
Поскольку успех многих военных операций зависел от действий разведки, мы и обратились к повести и фильму «Звезда». В этих произведениях показан тяжелый труд разведчиков.
Цель нашей работы - сопоставить повесть и фильм, чтобы понять, чем киноверсия отличается от художественного произведения в трактовке темы.
Задачи: 1)проследить, как изображается подвиг разведчиков Э. Казакевичем.
2)выяснить, что нового в тему вносит Н. Лебедев
3)выявить общее и различное в трактовке темы.
4)определить причины, побудившие режиссера отступить от авторского текста.
Методы исследования:
1)чтение повести
2)просмотр фильма
3)сопоставление повести и фильма.
4)обобщение проделанной работы.
Гипотеза: Произведения литературы и киноискусства будут отличаться степенью воздействия на аудиторию в силу использования разных художественных средств авторами.
II. Основная часть.
Когда наш класс посмотрел фильм, ребята написали отзывы, на основании которых можно сделать вывод о том, что кинолента понравилась всем. Наш учитель использовал фрагменты из рецензий учащихся 9 б класса в своей статье « В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие – калеки» (приложение 1). Фильм подвиг нас к тому, что мы решили прочитать и повесть, по мотивам которой снята лента. В художественном отношении фильм не уступает повести . Пожалуй, это один из редких примеров удачной экранизации, хотя, безусловно, фильм производит более сильное впечатление в силу определенных приемов, которые использует режиссер.
Какие же события легли в основу повести? Автор рассказывает о наступлении Красной Армии. Дивизия, в которой развернутся все последующие события, углубилась в леса, и они поглотили её. Противник из поля зрения исчез. Для разведчиков крупная неприятность, почти позор – дать противнику оторваться. Командир дивизии Сербиченко тревожится за судьбу своего подразделения. Видя разведчиков, к которым всегда испытывал слабость, он укоряет их за то, что те ничего не знают о намерениях немцев. События происходят на территории Западной Украины. Население встречает недоверчиво проходящих по деревне солдат. Местные жители запуганы бандитскими шайками, прячущимися в лесах. Командир разведчиков всё же уговаривает крестьян дать лошадей для того, чтобы попытаться разыскать где-то остановившихся немцев. Шанс найти противника есть, надо только двигаться вперёд немного быстрее. Вот для чего нужны лошади. Коней крестьяне бойцам дали. Лейтенант Травкин предложил кому- либо из местных ребят следовать с бойцами, чтобы провожатый привёл лошадей назад в деревню. Жителям села были вручены и соответствующие расписки.
Немцев удалось довольно быстро обнаружить. Но рейд в тыл к врагу закончился не совсем благополучно. Один из наиболее опытных разведчиков Аниканов был ранен. В подчинении Травкина из 18 человек осталось 12, из них только 5 человек хорошо знали своё дело. За действиями фашистов стали наблюдать, то есть изучать оборону противника и оценивать её. Паренька с лошадьми Травкин отправил домой, оставив 2 коней в дивизии. Лейтенант пообещал их скоро вернуть. Через несколько дней Мамочкин должен был отвести лошадей в деревню. Боец не выполнил приказание командира, а отдал коней «на время» вдовцу в ближайший хутор, не взяв платы, но выговорив право получать у старика различные продукты. Время было горячее. Надо было пахать и сеять, и дед не скупился. У разведчиков можно было увидеть на столе «лакомства «невоенного образца», вроде яиц, кур и сметаны. В дивизии появилась радистка Катя, с которой Мамочкин сразу же познакомился. Он предложил девушке дружить с разведчиками, доказывая, что лучших кавалеров, нежели они, нет. Катя же практически сразу влюбилась в Травкина, а тот не обратил на девушку внимания.
Командованию нужны были сведения о намерениях противника. В тыл к немцам уходит группа во главе с опытным командиром Марченко. Назад разведчики не возвращаются. А тем временем в дивизии появляется следователь прокуратуры капитан Еськин. Он ищет тех, кто взял у крестьян 13 коней, а вернул 11. Подозрение падает на разведчиков. Не знающий о действиях Мамочкина, Травкин докладывает командиру, что всех коней они вернули крестьянам. Лейтенант получает письмо из госпиталя от Аниканова и огорчается, что нет рядом этого бойца. Разведгруппе скоро идти в тыл к фашистам, а из опытных разведчиков в строю остались Бражников и Быков. Травкин всё же не опускает руки и тренирует молодых – Семёнова, Голубовского, Феоктистова, с которыми предстоит перейти линию фронта. Но красавец Феоктистов неожиданно проявил себя, как жалкий трус. Когда пошёл дождь, Феоктистов повалился на траву. Он лежал под проливным дождём голый по пояс, а удивлённому командиру говорил, что принимает холодные ванны. Ночью Феоктистов стал сильно кашлять, и Травкин понял всё. Солдат нарочно простудился, он знал, что на задание не возьмут человека, страдающего кашлем, так как кашель может выдать всю группу немцам.
Незадолго до ухода группы Травкина в тыл к немцам из госпиталя приехал Аниканов. Его включили в состав группы вместо лейтенанта Мещерского. Офицер остался в дивизии. Травкин с бойцами пробрался к немцам в тыл. Фашистов было слишком много в лесу. Километра полтора разведчики двигались чуть ли не ползком по спящим немцам. На ходу выработалась определенная тактика. Как только поблизости показывался патруль или просто бредущие по своим делам солдаты, разведчики прижимались к земле.
Их даже два раза освещали фонарем, но принимали, как Травкин и предполагал,за своих. Так они, ползая, притворяясь спящими немцами и снова ползая, выбрались из леса, и на опушке их застал туманный рассвет.
«Тут случилось нечто страшное. Они буквально напоролись на трех неспавших немцев. Эти трое полулежали на грузовой автомашине и,
кутаясь в одеяла, разговаривали между собой. Один из них, случайно бросив взгляд на ближнюю опушку, остолбенел. По тропе, совершенно бесшумно и не глядя по сторонам, какой-то странной печальной чередой шли семь необычно одетых людей,- не людей, а семь теней в зеленых балахонах, со смертельно серьезными, до жути бледными, почти зелеными лицами.
Нездешний вид этих зеленых теней, а может быть, неясные очертания их
фигур в утреннем тумане произвели на немца впечатление чего-то нереального, колдовского. Он сразу даже не подумал о русских, не связал это видение с мыслью о противнике.
- Grune Gespenster,- испуганно пробормотал он,- зеленые призраки...
Если бы Травкин или кто-нибудь из его людей сделали хоть малейшее
движение удивления или испуга, хоть малейшую попытку к нападению или защите, немцы, вероятно, подняли бы тревогу, и эта туманная лесная опушка превратилась бы в арену короткой и кровавой схватки, где все преимущества были на стороне многочисленных врагов. Спасло Травкина его хладнокровие. Он моментально рассудил, что, пока его видят только три немца, ему нет никакого расчета первому лезть в драку, а достигнув ближайшей рощи, где немцев, быть может, нет, он имеет шанс спастись даже в том случае, если эти трое поднимут запоздалую тревогу. Бежать он тоже не решился. Он скорее инстинктом, чем разумом, понял, что бежать нельзя, как нельзя бежать от собаки: она сразу поймет твой страх и подымет оглушительный лай.
Разведчики прошли ровным, неспешным шагом мимо оторопевших немцев.
Скрывшись в роще, Травкин лихорадочно осмотрелся, оглянулся и побежал. Они быстро перебежали рощу, очутились на лугу и, вспугнув болотных птиц, углубились в следующую рощу. Здесь они отдышались. Аниканов, пошныряв кругом, установил, что немцев не видно. Обессиленные, они уселись на траву, закурили, и Травкин впервые со вчерашнего вечера открыл рот:
- Чуть не попались».
Вскоре в дивизию поступила радиограмма от лейтенанта. Разведчики же, увидев в лесу эсэсовцев и замаскированную технику, поняли, что противник что-то готовит. Надо было выяснить, что предпринимают немцы. Разведчики взяли «языка»,шедшего из госпиталя солдата. Немец хоть и знал мало, но сообщил что-то важное. По поведению своего командира это поняли разведчики. С «фрицем» надо было кончать, но Травкину стало жаль пленного. Тот показывал натруженные руки и говорил, что был в Германии рабочим. Лейтенант « с младенческих лет был воспитан в любви и уважении к рабочим людям, но этого наборщика из Лейпцига надо было убить.
« Немец почувствовал и эту жалость, и эту непреклонность в глазах
Травкина. То был неглупый немец: будучи наборщиком, он прочитал немало умных книг и понимал, что за люди стоят перед ним. И он зарыдал, увидев смерть в образе этого юного красавца лешего, с большими жалостливыми и непреклонными глазами».
Разведчики забрались в самый центр расположения вражеских войск. Командир решил больше не брать «языков». Лейтенант осознавал, что о составе дивизии, располагающейся в лесу, её намерениях можно будет узнать только у хорошо осведомлённого немца, которого необходимо будет достать после разведки железнодорожной станции.
«Однако этот осторожный план Травкина был неожиданно нарушен. Травкин вдруг услышал слева шум, затем из темноты появился Мамочкин и вполголоса сообщил:
- Тут немец один лежит возле дороги. Пьяный как сапожник...
При одном взгляде на "пьяного" немца Травкин понял, в чем дело. Немец
неосторожно углубился в чащу, был оглушен, сбит с ног и обезоружен
Мамочкиным.
Мамочкин сконфуженно оправдывался:
- Он так и пер на меня. Что мне было делать?
Долго рассуждать не приходилось. Они схватили пленного на руки и
нырнули в лес. Уже слышны были странные для русского уха крики немцев, зовущих пропавшего товарища:
- Виллибальд! Виллибальд!
- Герр Беннеке!..
Пленного уложили на траву возле озерца, Мамочкин побрызгал на него
водой и даже не пожалел влить ему в рот немножко самогону из фляги. Мамочкин сиял и суетился вокруг "своего" немца, расхваливая его на все лады:
- Ну, это настоящий эсэсовец, этот все знает... Глядите, товарищ
лейтенант,- офицер, ей-богу, офицер!
Юра Голубь с любопытством оглядывал немца, досадливо морщил маленький нос и сокрушенно вздыхал:
- Все берут "языка", а мне все не попадается.
- Ничего, Голубок,- тревожно прислушиваясь к замирающим вдали крикам, говорил Аниканов.- Этого добра здесь много. Успеешь.
На Травкина с ужасом смотрели глаза эсэсовского гауптшарфюрера. Дрожа и заикаясь, эсэсовец сказал, что он служит в девятом мотополку "Вестланд"пятой танковой дивизии СС "Викинг",- то есть сообщил то, что было написано всолдатской книжке, вынутой из его кармана Мамочкиным. Он рассказал далее, что полк "Вестланд" состоит из трех батальонов, по четыре роты в каждом, в"ротах тяжелого оружия" имеются шести- и десятиствольные минометы. Танков в полку нет, а есть ли в других полках, он не знает. Дивизия прибыла из Югославии. Штаб стоит в деревне недалеко отсюда, но названия деревни он не помнит, потому что не в состоянии запоминать русские и польские названия. Он
помнит только "Москау" и "Варшау",- заявил он со странным вызовом…
Получив удар по лицу от своего "покровителя" Мамочкина, он сразу же
потерял за минуту до этого обретенное хладнокровие и по-звериному завыл.
Вообще он боялся Мамочкина пуще смерти: как только тот наклонялся к нему,
немец начинал мелко дрожать и умоляюще глядел на Травкина.
Когда гауптшарфюрера сбросили в озеро, Травкин связался с Землей.
Слышимость на этот раз была прекрасная, и Травкин передал все установленное им.
По голосам с Земли Травкин понял, что там его сообщение принято как
нечто неожиданное и очень важное».
На станцию пришлось идти дважды. В первый раз разведчики попали под бомбёжку наших самолётов. « Голубок», как ласково называли товарищи Юру Голубовского, был смертельно ранен. Во второй раз на станцию пошли Мамочкин и Аниканов. Им удалось взять важного немца. Но и фашисты тоже не дремали. Они искали группу Травкина и обнаружили разведчиков в одиноком сарае. Лейтенант решил дать людям часок отдохнуть и попытаться связаться по радио с Землей. « Из-за предосторожности и для лучшего наблюдения за окрестностями они забрались по прогнившей лесенке, едва не обломившейся под тяжестью Аниканова, на чердак сарая.
Приладив рацию и даже успев обменяться с Землей позывными, Травкин услышал восклицание Бражникова, стоявшего на часах возле выломанного в крыше сарая отверстия. Подойдя к нему, Травкин увидел идущих к сараю развернутым строем человек двадцать эсэсовских солдат.
Лейтенант разбудил только что заснувших тяжелым сном людей, но прыгать вниз и бежать в лес, пожалуй, было уже слишком поздно. Эсэсовцы приближались. Четверо вошли в сарай, поковыряли в навозе и вышли, но тут же вернулись, и один из них стал взбираться по гнилой лестнице, негромко ворча и ругаясь.
Травкин, сжимая в каждой руке по пистолету, перевел дыхание. На чердаке было совсем светло от многочисленных отверстий и щелей в крыше. Он посмотрел на своих людей внимательней, чем когда-либо прежде. Они были страшны. Обросшие, худые, с ввалившимися глазами, стояли они, готовые к смертному бою. Гнилая лестница поскрипывала, немец тихо ругался.
Раздался страшный грохот. Это Аниканов швырнул в отверстие крыши противотанковую гранату на стоящих кружком возле сарая эсэсовцев.
Одновременно Бражников, раскроив автоматом показавшуюся в отверстии чердака голову эсэсовца, прыгнул вниз, а вслед за ним прыгнули остальные, вздымая пыль и щебень.
С мимолетным одобрением Травкин подумал о гениальном, с точки зрения разведчика, замысле Аниканова, разметавшего гранатой врагов, стоящих снаружи, и тем открывшего путь к отступлению. С тремя эсэсовцами, находившимися в сарае, справиться было легко,- напуганные взрывом, они вообще в темноте не разобрали, в чем дело.
Через минуту разведчики, сопровождаемые пулями и воплями немцев и взрывами запоздалых немецких гранат, бежали по густому ельнику. Травкин вначале нe заметил отсутствия Бражникова, как не заметил и того, что Аниканов и Семенов ранены. О Бражникове ему, задыхаясь в быстром беге, сообщил Аниканов. Он видел, как тот упал, выбегая из сарая.
Погоня не затихала. Казалось, гонятся со всех сторон. Выстрелы и крики
громким эхом отдавались по всему лесу. Затем раздался лай собак. Затем
рычание мотоциклов где-то справа. Аниканов, раненный в спину, задыхался. Семенов начинал хромать все сильнее и сильнее.
Лес, промытый ливнями, сладко благоухал. Напоенные влагой листья и
травы наконец сбросили с себя отдающую зимой апрельскую прохладу. Так наступала настоящая весна. Мягкий ветер, как бы тоже очищенный прошедшими ливнями, колыхал всю эту по-весеннему шуршащую массу зелени.
Шум погони приутих, раненым наскоро сделали перевязки. Мамочкин вынул из-за пазухи свою последнюю флягу и поболтал ею во все стороны. Самогону оставалось самая малость. Он отдал флягу Аниканову.
Тут же выяснилось, что радиостанция, висевшая на спине у Быкова,
расплющена десятком пуль. Она спасла Быкову жизнь, но для работы уже не годилась. Быков добил свою спасительницу прикладом автомата и обломки раскидал по кустам.
Они медленно шли, шатаясь, как пьяные.
Шедший позади с Травкиным Мамочкин внезапно сказал:
- Прошу у вас прощения, товарищ лейтенант.
Покаянно бия себя в грудь, а может быть, и плача - в темноте не
разобрать,- он хрипло, вполголоса заговорил:
- Из-за меня, все из-за меня. Недаром рыбаки у нас приметам верят.
Почти всегда бывает правильно. Я тех двух лошадей не довел в деревню, а
внаем сдал, за продукты...
Травкин молчал.
- Простите, товарищ лейтенант. Если приду здоровым...
- Придешь здоровым - пойдешь в штрафную роту,- сказал Травкин.
- И пойду! С удовольствием пойду! И я знал, что вы так скажете! Знал,
что все равно вы так скажете! - восторженно вскричал Мамочкин. И он сжал руку Травкина в почти истерическом припадке непонятной благодарности и самозабвенной любви.
Звуки погони раздались совсем рядом. Разведчики притаились. С грохотом пронеслись мимо два броневика. Потом стало тихо, и люди пошли дальше.
Впереди темнела массивная фигура Аниканова. Раздвигая могучими плечами ветки деревьев, он медленно шел вперед, огромным усилием воли отгоняя от себя туман полузабытья, одолевавший его.
И может быть, только он, во всеоружии своего жизненного опыта,
догадывался, что наступившая тишина обманчива. Правда, он не знал, что весь разведывательный отряд эсэсовской дивизии "Викинг", передовые роты подходящей ускоренным маршем 342-й гренадерской дивизии и тыловые части 131-й пехотной дивизии подняты на ноги в погоне за ними; он не знал, что телефоны неустанно звонят, что рации непрерывно разговаривают жестким шифрованным языком, но он чувствовал, что вокруг них все уже и ужестягивается петля огромной облавы.
Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли. Но не это уже было важно.
Важно было то, что сосредоточившаяся в этих лесах, чтобы нанести удар
исподтишка по советским войскам, отборная дивизия с грозным именем "Викинг" обречена на гибель. И машины, и танки, и бронетранспортеры, и тот эсэсовец с грозно поблескивающим пенсне, и те немцы в подводе с живой свиньей, и все эти немцы вообще - жрущие, горланящие, загадившие окружающие леса, все эти Гилле, Мюлленкампы, Гаргайсы, все эти карьеристы и каратели, вешатели и убийцы - идут по лесным дорогам прямо к своей гибели, и смерть опускает уже на все эти пятнадцать тысяч голов свою карающую руку».
Разведчики с задания не вернулись, Катя так и не дождалась своего любимого лейтенанта.
Фильм «Звезда» снят по мотивам повести Эммануила Казакевича, поэтому многих эпизодов из книги в нём нет, а некоторые сцены добавлены автором сценария в киноленту. Это понятно с чисто художественной точки зрения.
Фильм начинается драматично. Группа разведчиков во главе с опытным командиром Марченко, пытаясь перейти линию фронта, видимо, нарывается на немцев. В дивизию не возвращается никто из бойцов. Командованию же нужны сведения о намерениях противника, а разведчиков осталось слишком мало. В тыл к немцам идти практически некому. Удаётся пополнить состав взвода разведки. Под командование лейтенанта Травкина поступают три человека, и только один боец из прибывших – разведчик. Это сержант Бражников. Заметим, в повести этот герой ниоткуда не прибывает во взвод Травкина, он служит под началом лейтенанта долгое время. Рядового Темдекова в произведении Э. Казакевича вообще нет. Да и Катя Симакова, радистка дивизии, появляется в повести не в момент страшной бомбёжки. В фильм не включён эпизод, в котором показан трус Феоктистов. У Травкина во взводе не служит рядовой Воробьёв, которого все ласково называют «Воробышком». Этот герой не крепкий физически, самый молодой, хотя спортсмен-разрядник. Когда Воробьёв, просясь в разведку, сообщает Травкину о том, что у него разряд по шахматам, бойцы над ним смеются. Но «Воробышек» заявляет, что знает немецкий язык, и начинает читать стихи. Разведчики проникаются искренним уважением к юноше. «Воробышек» со знанием языка разведке необходим.
Травкин готовится к переходу линии фронта, а из госпиталя возвращается сержант Аниканов, пользующийся большим уважением у лейтенанта . Ивана включают в группу Травкина. Радиста лейтенант брать с собой не хочет, осознавая, на какой риск придётся ему идти, если взять с собой Катю, изъявившую желание отправиться в тыл к врагу. Девушку можно понять: она любит Травкина и хочет быть с ним рядом в минуту опасности. Кате ничего не остаётся, как только ждать возвращения лейтенанта в дивизию.
И вот уходит в опасный поиск разведка. Поначалу всё складывается благополучно. Немцы не заметили разведчиков в момент перехода ими линии фронта. Но случайно в момент продвижения группы к лесу один фашист видит «зелёных призраков» (на разведчиках надеты зелёные маскхалаты), и немцы начинают преследовать «диверсантов». Уходя от погони, бойцы прячутся в болоте. Бражникова начинает засасывать трясина. Травкин помогает сержанту, протягивает ему автомат для того, чтобы разведчик ухватился за дуло оружия. Из трясины можно вырваться. Достаточно только за что-нибудь уцепиться. Лейтенант вовремя протягивает Бражникову автомат. Немцы не решаются искать в болотных зарослях противника. Тем более кругом стоит полная тишина, в которой можно услышать любой звук. А болото молчит. И всё же один фашист даёт несколько очередей по зарослям на всякий случай. Бражникова ранило. Ему больно, но сержант молчит. Стоном или вскриком он может выдать всю группу. Травкину удаётся вывести бойцов в лес, передать радиограмму своим. Но разведчики видят, что противник что-то замышляет, идёт перегруппировка войск, подтягивается техника. Травкин понимает, что надо брать «языка». В плен удаётся взять возвращающегося из госпиталя немца. В повести эпизод захвата «языка» - один из ключевых. В фильме он тоже один из важных. Немца после допроса надо «убирать», а Травкину по-человечески жаль вражеского солдата. Но на войне приходится убивать, хотя к убийству трудно привыкну. В фильме с немцем расправляется Бражников, рядом с которым находится «Воробышек», принимающий «боевое крещение». Сержант щадит неопытного бойца, предлагает ему наблюдать за обстановкой, а сам идёт глубже в лес и уничтожает фашиста. Не видевшему смерти немца Воробьёву становится плохо. Сержант не стыдит товарища, а успокаивает, говоря: «Ничего, Воробышек, это бывает».
Чтобы выяснить, какими силами располагает враг и почему в лесу много эсэсовцев, Травкин отправляет Быкова и Воробьёва на железнодорожную станцию. Он надеется, что разведчикам удастся выяснить хотя бы приблизительно численность единиц техники и мест её сосредоточения. Сам путь на станцию для Быкова и Воробьёва мог бы закончиться очень страшно ещё в момент пребывания бойцов в немецком грузовике, идущем на станцию. Авторы сценария фильма насыщают эпизод случайностями, которые могли бы привести к смерти разведчиков. Мы считаем, что «Звезда» Николая Лебедева – военная психологическая драма. Вот почему создатели фильма обставляют движение разведчиков деталями, которые только усиливают напряжённость в развитии сюжета. Страшно смотреть сцену гибели Быкова. Когда фашист несколько раз вонзает нож в тело солдата, боль ощущает зритель.
Разведчикам удается взять «важного языка», его захватили Аниканов и Мамочкин, посланные Травкиным на станцию после гибели Быкова. Сцена пленения немца полна драматизма, в ней случайности тоже играют не последнюю роль. Но задание разведчики выполняют блестяще, только передать добытую информацию своим они не могут. Рацию повредили немцы во время погони за группой Травкина. Радиопередатчик удаётся добыть у фашистов. Во время захвата рации получает смертельную рану «Воробышек». Очень жаль становится этого юношу. Ведь совсем мальчиком уходит он из жизни и как уходит, давайте вспомним. Завладев рацией, разведчики пытаются оторваться от преследующих их фашистов. Бражников берёт на себя ответственность прикрывать отход товарищей. Он отвлекаёт немцев, открывая по ним огонь и углубляясь в лес. Был момент, когда сержант мог бы затаиться в овраге и спастись. Фашисты пробежали мимо Бражникова. Сержант понимал, что немцы, потеряв его из виду, двинутся по следам уходящих от преследования товарищей. Бражников дал очередь, вызвал огонь на себя и опять повёл за собой гитлеровцев. Немцам всё же удалось расправиться с бойцом - одиночкой. Но их цель заключалась в другом. Надо было уничтожить группу русских «диверсантов» целиком.
Фашисты смогли найти разведчиков, которые укрылись в сарае. Бойцы и их командир понимали, что здесь они примут свой последний бой. Но необходимо передать в дивизию полученные сведения. Травкин не знает, как пользоваться немецкой рацией. А «Воробышек», который мог бы это объяснить, без сознания. Он истекает кровью, и жизнь постепенно уходит из израненного тела. Темдеков творит шаманский ритуал над «Воробышком». Тот на мгновение приходит в себя и говорит командиру, что надо повернуть левую ручку, чтобы рация заработала. Выполнив до конца свой солдатский долг, Воробьёв умирает. Костя Мамочкин не скрывает слёз над мёртвым «Воробышком». Но плакать некогда. Надо отстреливаться от окруживших сарай фашистов. Костя замечает на дереве снайпера и говорит об этом сержанту Аниканову, у которого, видимо, был опыт в обнаружении и ликвидации снайперов. Иван действует смело и решительно. И всё же расправиться сразу с метким фашистским стрелком ему не удаётся. Тех эпизодов, о которых мы ведём сейчас разговор, в повести нет. Как нам кажется, создатели фильма стремились показать героизм, самоотверженность каждого разведчика, а не только группы в целом. Аниканов уничтожает снайпера, но и сам получает смертельную рану. Лейтенант, передающий по рации сведения своим, впервые плачет на глазах у зрителя. Ему больно видеть умирающего Ивана. Травкин очень ценил этого бойца. Фашисты убивают Темдекова. Володя Травкин и Костя Мамочкин остаются вдвоём. Фашисты стреляю т по сараю из огнемёта. Мученической смертью погибают командир разведгруппы и «лихой» (как называли в дивизии Мамочкина) сержант. Эта сцена в фильме самая страшная. А если вспомнить ещё , на каком музыкальном фоне она разворачивается, трудно справиться со своими эмоциями. Мы читали отзывы на фильм зрителей. Практически все говорили о том, что люди, смотревшие картину, плакали, видя гибель мужественных разведчиков. А были и такие зрители, которые просто вставали со своих мест и в глубоком молчании досматривали последние кадры…
В повести автор пишет о том, что разведчики вырвались из боя, ушли от преследования, но в дивизию они не вернулись. Казакевич не рассказывает о гибели группы Травкина, возможно, потому что не хочет бередить душу советскому человеку, пережившему слишком многое. Повесть написана в 1946 году, ещё очень свежи и болезненны воспоминания о недавно закончившейся войне. Николай Лебедев снял фильм в 2002 году. Режиссёр , наверное, хотел напомнить, какую цену заплатил советский народ за Победу, какими были наши деды, спасшие от фашизма мир. Думается, Н.Лебедев, снимая кинокартину, главными героями которой были молодые ребята, ставил цель –воздействовать на сознание молодёжи 2000 – ых, чтобы юноши и девушки в чём-то брали пример с таких людей, как Травкин и его бойцы.
Повесть и фильм имеют разные концовки. Казакевич описывает разведчиков из дивизии Сербиченко. Красная Армия ведёт наступление уже на польской земле. Командует взводом разведчиков лейтенант Мещерский, которого в последний момент перед уходом в тыл врага Травкин заменил Аникановым. У Лебедева в фильме финал более впечатляющий. Капитан Барашкин, принимавший участие в подготовке группы Травкина к переходу за линию фронта, говорит о Кате Симаковой, вернувшейся домой после Победы, но так и не вышедшей замуж. Сообщает Барашкин и о своей смерти на польской земле. Сжимается сердце от этих слов, а капитан продолжает разговор со зрителем. Он уверен, что души умерших в боях за Родину солдат бессмертны. И каждый год со всех полей сражений собираются они, чтобы взглянуть на свою цветущую страну. На экране зритель видит идущих строем защитников Родины, продолжающих движение вперёд под пронзительную музыку. Создаётся впечатление, что погибшие в жестоких боях солдаты и офицеры с нами…
Заключение.
Трудно сравнивать два художественных произведения, созданных мастерами своего дела. Читая повесть, мы восхищались Володей Травкиным, прекрасным человеком и замечательным командиром. Когда в дивизии появился Аниканов, физически крепкий и сильный человек, его никто не хотел брать в разведку. Иван был огромен и тяжёл. И товарищи опасались: а что, если его убьют или ранят? Попробуй вытащи такого из огня. Травкин, сменивший раненого командира Скворцова, в первый же поиск взял с собой Аниканова. И «эта громадина» сгрёб здоровенного немца так ловко, что другие охнуть не успели. Он действовал быстро и бесшумно, как огромная кошка. Даже Травкин с трудом поверил, что в плащ-палатке Аниканова бьётся полузадушенный немец, «язык» - мечта дивизии на протяжении целого месяца. Командир не ошибся в бойце. На Аниканова можно было надеяться в любой ситуации. Не случайно во второй раз на железнодорожную станции Травкин посылает в разведку Ивана и Костю Мамочкина.
В фильме роль лейтенанта играет Игорь Петренко. Созданный актёром образ запоминается навсегда. Петренко играет думающего, ответственного командира. Веришь, что благодаря таким, как Володя Травкин, мы победили.
Приступив к написанию работы, мы обратились к материалам критики. Некоторые литературоведы считают повесть Э. Казакевича романтической драмой. Но нам кажется, что в произведении реально изображены трагические события . Вряд ли бы в романтическом произведении мы увидели героев не исключительными личностями, а обыкновенными людьми. Хороший разведчик - Костя Мамочкин, но он некрасиво поступает, ослушавшись приказа командира, когда не отводит двух лошадей в деревню. Только в конце повести раскаивается Константин в своём поступке, говоря Травкину, что причиной неудач разведчиков является он. Убегая вместе с группой от преследующих фашистов, Мамочкин, верящий во все приметы, говорит: «Из-за меня, всё из-за меня… Я тех двух лошадей не довёл в деревню, а внаём сдал, за продукты». Можно говорить о романтичности Кати Симаковой, которая чуть ли не обожествляет лейтенанта. Она видит в нём необычного человека, гордится тем, что её любимый гордый и чистый человек.
Фильм Николая Лебедева тоже далеко не романтическое произведение. Достаточно вспомнить сцену расправы над первым «языком» в жизни «Воробышка» или эпизод гибели Бражникова. Но лиризмом проникнуты отношения героев друг к другу. А какая замечательная сцена звездопада в фильме!
Конечно, ещё много общего можно найти в повести и фильме. Но нас интересовала конкретная проблема, затронутая и в книге, и в кинокартине. Какой подвиг совершили разведчики? В чём его величие? Давайте оттолкнемся от определения слова «подвиг». Словарь Ожегова дает следующую трактовку: «Подвиг – героический, самоотверженный поступок». К данному определению хочется добавить несколько слов. Подвиг – поступок, совершаемый в экстремальных условиях во имя других людей.
Разведчики и в повести, и в фильме показаны в суровой, напряжённой обстановке. Они находятся в тылу врага. В любой момент могут встретиться лицом к лицу с опасностью. Нелепая случайность может стоить им жизни. В повести разведчики оказываются во вражьей траншее. В лес другого пути нет. Их единственная защита – темнота. Но и она может предать в любое мгновенье.
В фильме напряжённых моментов много, да и случайностей тоже. Быков и Воробьёв пробрались в машину, идущую на станцию с грузом. А по пути в кузов, где прячутся разведчики за мешками, наверное, с мукой или с другими продуктами, подсаживаются два немца. Быкова и Воробьёва они не видят. Но предательски торчит из-под мешка дуло автомата невнимательного «Воробышка». Фашисты могут заметить чужое оружие. И тогда разведчикам вряд ли удастся остаться в живых. Положение спасает Быков, которому удаётся прикрыть дуло автомата мешком.
Итак, события и в повести, и в фильме происходят в экстремальных условиях. Выполняя задание командования, разведчики погибают, жертвуют своей жизнью ради других. Если дивизия пойдёт в наступление, ничего не зная о численности вражеских войск, их расположении, степени оснащённости техникой, потери среди личного состава будут колоссальные. Разведчики всё делают для успешного продвижения вперёд наших войск, но плата за это – собственные жизни.
Самоотверженно ведут себя герои и повести, и фильма. Мы уже говорили о Бражникове, прикрывающим собой отход товарищей (это эпизод из фильма). А в повести Аниканов, рискуя собой, помогает разведчикам выбраться из сарая. Сомнений в том, что разведчики совершают героический поступок, не возникает ни при прочтении книги, ни при просмотре фильма. Величие же подвига этих людей в том, что не ради славы и наград они честно выполняют свой солдатский долг, а ради жизни на Земле…
Список литературы:
1. Т.П. Буслакова. Русская литература ХХ века. Учебный минимум для абитуриента. М: Высшая школа,2001г.
2. Н.В Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век, 11 класс. М: ВАКО,2006 г.
3. Э. Г. Казакевич. Звезда. М: Современник,1985г.
4. Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская, Т.М Миллионщикова. Литература в 11 классе Урок за уроком. М: Русское слово,2005 г.
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Как нарисовать портрет?
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Хрюк на ёлке