В данной презентации рассказывается о художнике, у которого была тяжелая жизнь.
Вложение | Размер |
---|---|
znamenity_balakovsky_khudozhnik_i_poet_20_veka_1.pptx | 1016.5 КБ |
Слайд 1
Знаменитый Балаковский художник и поэт 20 века Голобков Геннадий ГригориевичСлайд 2
Биография Родился в 1935 г. в с. Малая Быковка Балаковского района. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской р. Линево, он ударился головой о дно. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз —- полная неподвижность. Сначала это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет. Говорят, он не лишен способностей. Значит, надо учиться. Упорно. Долго . Методично. Мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения.
Слайд 3
Он яростно тренировал и мускулы души. А поводов для отчаяния у него было больше, чем надо. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В.А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет.
Слайд 4
Начало ремесла Мучительным для Голобокова было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось лежа на спине. Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце.
Слайд 5
Карандаши покупали ему только мягкие, т.к. нажимать он не мог. Кисть Голобоков сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Голобоков едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно вверх ногами. Он научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: «Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой». И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: «Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег». 27 лет, прикованный к постели, Голобоков не знал ни дня отдыха. Работы раннего (реалистического) периода в творчестве художника —это своего рода худ. летопись родных мест и отражение «шагов истории самой». Вехи большой истории — в картинах «Война кончилась», «Первый трактор» др.
Слайд 6
50-е гг. изменили жизнь балаковцев и облик самого города. Это начало больших строек. Молодежное Балаково — город пяти Всесоюзных комсомольских строек. Он пишет о трудовых буднях балаковцев («Элегия», «Строители пришли», «Рождение моря», «На новую квартиру» и др.).
Слайд 7
Но творческие возможности художника полностью раскрылись лишь в науч.-фантастической тематике. Ограниченность в передвижении Голобоков компенсировал динамизмом своих работ. Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет — символ жизни, голубой цвет неба и воды — нежность, красный — борьба), делают живопись декоративной. Однако за внешней декоративностью не теряется главное: человеческие устремления, выразительность композиции. В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего.
Слайд 8
Он первым среди художников-фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего. Герои Голобокова — красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли («Улетающая на столетия», «И снова к звездам», «Четвертое измерение», «Шквал неизвестности»). Картина «Поту сторону двери» написана кистью мужественного художника и рассказывает о любви человека к жизни. Одинокий космонавт, попавший на безжизненную планету, собирает в себе все силы, чтобы выжить, победить и вновь вернуться на Землю, к тому, теперь для него миражу, что «по ту сторону двери». В этой работе нереализованное при жизни и подсознательно воплощенное преодоление ограничения в пространстве личности художника Г.
Слайд 9
Испытание в начале пути — еще одна постоянно волнующая художника тема. «Один», «Чужое сердце», «Река времени», — в этих работах на переднем плане человек, столкнувшийся с несчастьем. Но даже «На краю бесконечности» — в работах инвалида — торжествует жизнь! С 1958 г. Голобоков начинает принимать активное участие во Всесоюзных выставках самодеятельных художников, становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Никто из жюри не знал о его болезни. «О себе писать не буду, т.к. художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет». Он очень сердился, когда, представляя его, добавляли подробности его жизни, и особенно «прикован к постели».
Слайд 10
Картины Голобокова экспонировались на выставках науч.-фантастической живописи во многих городах Советского Союза и за рубежом. Они привлекли внимание и космонавтов. С некоторыми из них (Л. Леоновым, П. Беляевым) он был дружен. Пользовалось успехом творчество у посетителей выставок в гг. Праге, Будапеште, Братиславе, Улан-Баторе, на Мадагаскаре и Лаоое. Две работы находятся в Центре авиации и космонавтики в г. Хьюстоне в Америке. И хотя не всегда все удавалось в смысле технических приемов живописи, но в его произведениях заложена глубокая мысль, зовущая зрителя на откровенный разговор о будущем.
Слайд 11
Первый успех к художнику пришел в 1965 г., когда две его картины, единственные от Саратовской области, были допущены на республиканскую передвижную выставку и получили диплом I ст. Тогда президент Академии художеств СССР 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР В.А. Серов прислал Голобокову карандаш в золоченой оправе. Кроме того, художника пригласили на месячный семинар самодеятельных художников в Дом творчества, который находился на курорте Горячий Ключ в Краснодарском крае.
Слайд 12
Первая персональная выставка Голобокова прошла в марте 1969 г. в ДК химиков (теперь ГДК). Наиболее удачными тогда признавались работы, посвященные удивительным свершениям на балакоской земле: «Саратовской ГЭС. Строители» и «Рождение моря».
Слайд 13
Голобоков пишет не только картины, но и стихи. Их начинает регулярно публиковать местная газета «Огни коммунизма» с 1967 г. Спустя шесть лет творчество художника и поэта становится известным всей стране. В очень популярном тогда журнал «Техника — молодежи» (1973. № 5) были помещены четыре репродукции «фантастических» картин и «космические» стихи под общим заголовком «Братья по разуму». Из комментария к публикации: «В живописной манере он. привлекает лиричность, одухотворенность людей недалекого будущего, их нравственная чистота, способность к самопожертвованию, духовное подвижничество». В результате балаковский художник получил главную премию и почетный диплом журнала. После этого серьезного дебюта на всесоюзном уровне картины Голобокова демонстрировались в Доме литераторов в г. Москве, во время одной из программ Центр, телевидения и на Всемирном конгрессе по космонавтике, который проходил в октябре 1973 г. в г. Баку.
Слайд 14
1976 г — очередной успех. Голобоков обладатель гл. премии Международный конкурса науч.-фантастической живописи, лауреат Международный конкурса «Сибирь завтра». Его «Контакт» вошел в набор из 16 открыток под названием «Мир завтрашнего дня», выпущенный издательством «Изобразительное искусство», а «Юность БАМа» — в сборник науч.-фантастических рассказов писателей-сибиряков «Зеленый поезд», вышедший в издательстве «Молодая гвардия».
Слайд 15
В январе 1977 г. Г. получил диплом ЦК ВЛКСМ, Гл. комитета ВДНХ СССР, Центр. Совета ВОИР и Всесоюзного Совета НТО за творческий поиск и активное участие в Международной выставке художников-фантастов «Мир завтрашнего дня», а также памятную медаль Всесоюзного смотра НТТМ (науч.-технического творчества молодежи) и нагрудный знак «Лауреат НТТМ».
Слайд 16
В 1983 г. в Гос. музее им. Н.А. Островского в г. Москве работала выставка «Люди корчагинской судьбы». На ней экспонировались произведения и документы людей, по-своему повторивших подвиг Павки Корчагина, людей, чья нравственная сила победила физический недуг. Один из стендов был посвящен и творчеству Голобокова В том же году картины балаковского художника были представлены на выставке космической и науч.-фантастической живописи, открывшейся на ВДНХ.
Про пингвинов
Л. Нечаев. Яма
Лиса-охотница
На берегу Байкала
Ночная стрельба