В статье рассматривается, как Чехов разрабатывает категорию пространства, с помощью каких художественных приемов оно создается, какую смысловую нагрузку несут образы открытого и замкнутого пространства. Автор рассматривает современную литературу как преемника творческого метода Чехова.
The theme of the article is category of space, the artistic methods for its creating, the semantic load of images of vast expanse and closed space. The author considers modern literature as the successor to the creative method of Chekhov.
Ключевые слова: проза Чехова, хронотоп, категория пространства, подтекст, оппозиции, открытое и замкнутое пространство.
Keywords: Chekhov’s prose, chronotop, category of space, subtext, oppositions, vast expanse and closed space
Статья опубликована в сборнике // Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 14 Кирилло-Мефодиевские чтения 14 мая 2013 года. М. Ярославль. 2015 г.
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_i_zamknutoe_prostranstvo_v_literature.docx | 24.13 КБ |
THE ARTISTIC CATEGORY OF SPACE IN CHEKHOV’S PROSE AND IN MODERN LITERATURE
The theme of the article is category of space, the artistic methods for its creating, the semantic load of images of vast expanse and closed space. The author considers modern literature as the successor to the creative method of Chekhov.
Keywords: Chekhov’s prose, chronotop, category of space, subtext, oppositions, vast expanse and closed space
Цель любого исследования художественного текста - проникнуть в авторский замысел и понять подтекст. При изучении прозы Чехова поиски авторской позиции осложняются тем, что автор не говорит об идее произведения прямо, уводя основную смысловую нагрузку в подтекст.
К особенностям чеховского художественного метода исследователи относят объективность повествования, психологизм, детальную разработку категории персонажа и раскрытие идеи произведения с помощью ключевых образов и мотивов. На наш взгляд, еще одной характерной чертой повествовательной манеры А.П.Чехова является детальная разработка категории пространства. О значении пространства в русской литературе писали Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, М.М. Бахтин. «Такие ориентиры мира, как верх - низ, замкнутое - открытое, правое - левое, большое - маленькое, далекое - близкое, всегда имеют то или иное мировоззренческое и нравственное значение».[1] Пространство в литературе всегда антропоцентрично. Открытое и замкнутое пространство в прозе писателя становятся образами-символами, отражающими сознание героя, его взгляд на мир. Категория пространства помогает нам выявить в тексте и авторский взгляд на описываемые события, его точку зрения, его идею.
Такое использование образов пространства встречалась и в литературе 19 века до Чехова. Вспомним хотя бы повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», где открытое пространство, степь, чистое поле, символизировало богатырскую силу, удаль, свободу, а замкнутое, ограниченное пространство подземного хода в осажденный город было связано с предательством, нравственной гибелью героя. Пространство использовалось для того, чтобы подчеркнуть определенные черты характера героя и намекнуть на генеральную идею произведения.
В прозе Чехова пространство начинает играть большую роль в создании психологического облика персонажа и помогает увести авторскую позицию, авторское мировоззрении в подтекст.
Современная литература пошла по пути, проложенному А.П.Чеховым. В частности, в современной прозе категория пространства также является смыслообразующей.
Для моего исследования я взяла научно-фантастическую повесть братьев Стругацких ''Трудно быть богом" и рассказ Антона Павловича Чехова ''Спать хочется''. При всем своем различии у двух произведений есть общее смысловое ядро: оба автора затрагивают проблему жестокой, бесчеловечной реальности и задумываются о возможности перемен, выбирая между надежной и безнадежностью. Цель исследования – выявить, как чеховские художественные приемы отражаются в современной литературе, и проанализировать, как ркаскрываются образы пространства в обоих произведениях.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Современная литература – не исключение. Авторы, пишущие в настоящее время, часто используют образы открытого и замкнутого пространства именно из-за того, что это хороший и проверенный способ выделить и подчеркнуть главную идею, не говоря о ней прямо. Писатели-фантасты братья Стругацкие умело применяют такую технику в своей повести, отчего их произведение становится сложным, многоплановым, требующим внимательного чтения и проникновения в подтекст. И это именно чеховское художественное наследие.
В научно-фантастической повести ''Трудно быть богом'' братья Стругацкие рассказывают об эксперименте, поставленном людьми на другой планете, Арканаре. Цель эксперимента – наблюдение за развитием гуманоидов и их взаимоотношениями. Действие разворачивается в будущем, но по уровню развития планеты соответствует эпохе Средневековья. На планете ведется борьба, монарх и его наследник убиты, к власти приходят ''грамотеи", пытающиеся внедрить тоталитарный режим. Главный герой повести – землянин Антон, известный на планете Арканар как Румата Эсторский, очень почитаем среди жителей. Его внутренние противоречия, духовная борьба с самим собой не дает ему спокойно жить. Он не имеет права вмешиваться события, происходящие на планете, но в то же время считает, что такое вмешательство – это его нравственный долг. Но в условиях Арканара такое вмешательство требует убийств, что и делает Румата... Стругацкие детально описывают обстановку на планете, которая словно давит на читателя. Пространство постоянно ограничено. События часто разворачиваются в грязных подвалах или в темных и холодных замках. Авторы постоянно подчеркивают замкнутость пространства, тем самым заставляя нас почувствовать неизбежность и обреченность героев повести : ''Он даже огляделся, но не было переполненного зала, были только почерневшие, замшелые стены из голых бревен, заляпанные наслоениями копоти" [3, с. 48]. Словосочетание "замшелые стены'' указывает нам не только на ограниченность пространства, но и на его непригодность для жизни, его мертвенность, деградацию. Даже когда главный герой выходит на улицу, обстановка снаружи оказывается не лучше, чем подвалы или тесные подземелья. Открытое пространство – всего лишь иллюзия, которая не приносит ни света, ни надежды. Всюду царит разруха, помои выливаются прямо из окон, слышится брань и нецензурные выражения, люди угрюмы, они ненавидят друг друга, и никого не интересуют проблемы окружающих. Никто не ценит жизнь, хотя многие понимают, что ее легко лишиться: "Нас здесь всего двести пятьдесят на всей планете. И всем очень трудно, и все пытаются держать себя в руках". В повести практически отсутствует описание открытого пространства. Именно этим Стругацкие и показывают отсутствие надежды у людей и подчеркивают, что у этой планеты нет шансов не только на процветание, но и на выживание. Важно отметить, что в повести братьев Стругацких описание пространства дано сквозь призму восприятия главного героя. Мы смотрим и оцениваем все происходящее глазами Руматы Эсторского. Именно поэтому акцент при описании делается на субъективных ощущениях: восприятие света, запахи, звуки. Образы пространства помогают передать и внутреннее, психологическое состояние героя, хотя параллельно идет внутренний монолог героя, его размышления, переживания.
Подчеркнем, что повесть «Трудно быть Богом» написана в жанре антиутопии. Человеческое общество обречено на деградацию и исчезновение, если пойдет по пути, описанному братьями Стругацкими. А весь ужас этого пути, вся его духовная пустота показаны через призму замкнутого пространства.
В прозе Чехова образы замкнутого и открытого пространства разработаны более деликатно, они словно намекают читателю на идею, авторскую мысль, но не так прямо и явно, как в современной прозе. В рассказе А.П. Чехова «Спать хочется» главная героиня, Варька, вынуждена много работать, она падает от усталости. Сидя в темной комнате, убаюкивая ребенка, она теряет связь с реальностью, и в ее голове возникает мысль об убийстве этого ребенка. Пространство в рассказе ограничено четырьмя стенами, они будто давят на девочку. ''Перед образом горит зеленая лампадка, через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны". [4, с. 7] Именно такое описание комнаты создает угнетающее настроение. Чехов никогда подробно не описывает ощущения и переживания героев, но именно с помощью описания пространства мы можем сильнее чувствовать, что на душе у героя. В противоположность душному и закрытому пространству в рассказе появляется и открытое. Варька изредка выбегает на улицу, чтобы принести самовар или дрова. Открытое пространство появляется редко, но будто оставляет нам надежду. И вот именно здесь мы можем увидеть различие между художественным методом Чехова и братьев Стругацких. Чехов дает нам надежду на то, что все может измениться к лучшему, что выход возможен, хотя на самом деле мы понимаем, что в жизни Варьки ничего не изменится. Стругацкие же открыто показывают, что надежда давно умерла, и шансов на перемены нет. Хотя сам жанр антиутопии рассчитан на то, что люди осознают свои ошибки и успеют все исправить.
М.М,Бахтин выделял две разновидности пространства в литературе. В одном случае мир изображается извне, как окружение героя (то что мы видим в повести братьев Стругацких), и мир показывается изнутри, как духовная сфера героя, отражающая его намерения, мысли, чувства (как это происходит в рассказах А.П.Чехова).
В современной литературе пространство остается важным смыслообразующим элементом, оно выполняет две основные функции: показать, что все происходящее воспринимает и оценивает герой, а не автор, что делает повествование объективным и беспристрастным, а также создать психологический фон для развертывания событий, который еще более ярко подчеркнет авторскую идею. Чеховский художественный метод объективизации повествования и раскрытия авторского мировоззрения не напрямую, а через сознание героя, в современной литературе находит продолжение и развитие. Но как в прозе Чехова, так и в современной литературе «художественное пространство представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений». [2; 252-253]
Литература
3. Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис. Трудно быть Богом. М., Сталкер, 2013
4. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 тт. – Т.7. – М., Наука, 1974-1983
Сказка "Узнай-зеркала"
5 зимних аудиосказок
Рисуем домики зимой
Горячо - холодно
Загадочная система из шести экзопланет