Цель любого исследования художественного текста – проникнуть а авторский замысел, понять, что хотел нам сказать автор, что он думал, какую идею пытался воплотить в своем текста. В прозе Чехова эти поиски автора осложняются тем, что сам писатель не говорил прямо о том, что думал, и основной смысл произведений оказался скрыт в подтексте. Поэтому любой исследователь, который берется за чеховское творческое наследие, вынужден искать этот подтекст, пытаться в него проникнуть.
В нашем исследовании мы анализируем художественное пространство чеховских произведений и рассматриваем один из ключевых образов чеховской прозы – образы замкнутого и открытого пространства.
Статья опубликована с сборнике Эстетико-художественное пространство мировой литературы: Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. 14 Кирилло-Мефодиевские чтения 14 мая 2013 года. М. Ярославль. 2013 г.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_prostranstva_u_chehova_i_gogolya.docx | 15.7 КБ |
ОБРАЗЫ ЗАМКНУТОГО И ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА И Н.В.ГОГОЛЯ
Макеева Ангелина
(Россия)
Цель любого исследования художественного текста – проникнуть в авторский замысел, понять, что хотел нам сказать автор, что он думал, какую идею пытался воплотить в своем текста. В прозе Чехова эти поиски автора осложняются тем, что сам писатель не говорил прямо о том, что думал, и основной смысл произведений оказался скрыт в подтексте. Поэтому любой исследователь, который берется за чеховское творческое наследие, вынужден искать этот подтекст, пытаться в него проникнуть.
В нашем исследовании мы анализируем художественное пространство чеховских произведений и рассматриваем один из ключевых образов чеховской прозы – образы замкнутого и открытого пространства.
Цель исследования – выяснить, с помощью чего создаются данные образы и какую смысловую нагрузку они несут, как связаны с подтекстом.
Материалом исследования стали рассказ «Спать хочется» и повесть «Степь».
В рассказе «Спать хочется» героиня, Варька, вынуждена много работать, она не спала уже много дней и падает от усталости. Сидя в темной комнате, убаюкивая ребенка, она не выдерживает и совершает убийство. В рассказе художественное пространство ограничено четырьмя стенами, только изредка героиня выбегает на улицу или выходит в другую комнату, но эти выходы даны мельком, эпизодично, а основное повествование ведется в замкнутом пространстве тесной и душной комнаты. Образ замкнутого пространства появляется уже в первых строках рассказа: «Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром». Пространство не просто ограничено стенами, оно пересечено веревкой с бельем, заполнено тусклым густым светом и запахом, что создает гнетущее настроение у героини, впрочем, как и у читателя. Образ замкнутого пространства создан с помощью описания освещения (тускло, зеленое пятно от лампадки), запаха (душно, пахнет щами) и заполнения пространства множеством предметов, которые мешают движению, ограничивают героя. Чехов не описывает подробно ощущения и переживания героини, но с помощью образов, создающих замкнутое пространство в рассказе, автор передает довольно объективную и полную картину происходящего в сознании и в душе Варьки. Пространство является здесь одним из приемов создания глубокого и реалистичного образа персонажа с его переживаниями, способом передать внутренний мир героя, процессы, происходящие в сознании Варьки, через внешние детали.
Образ замкнутого пространства является ключевым не только в чеховской прозе, он встречался и в творчестве Н.В.Гоголя, где также был смыслообразующим. В повести «Тарас Бульба» Андрий, узнав о том, что польская княжна умирает от голода, берет хлеб и идет по длинному тайному ходу в осажденный город. Гоголь сравнивает вход в туннель с отверстием в хлебной печи, где нельзя идти в полный рост, а вокруг царит полная темнота. Героя окружают только земляные стены, а под ногами – земляной пол. Эти детали создают гнетущий образ тесного подземного пространства, где нет света, нет ориентиров, а герой идет вслепую, держась за холодные стены. В повести Гоголя мотив замкнутого пространства связан с мотивом предательства, отречения от веры, от родины, с духовной смертью героя. Недаром он оказывается под землей, словно живой мертвец.
В повести А.Чехова «Степь» художественное пространство также немаловажно, здесь мы встречаем образ открытого пространства: степь, небо, горизонт, воздух… Перед Егорушкой расстилается степь, огромная и нескончаемая. По ночам Пантелей рассказывает у костра истории, а над головой у героев – бесконечное звездное небо. Герои спят на свежем воздухе в степи, а днем едут в телеге, и Егорушка смотрит на однообразный степной пейзаж, в то же время наполненный жизнью. Образ степи как открытого пространства связан у Чехова, на наш взгляд, со свободой, естественностью, простотой, с возможностью мечтать и стремиться к мечте, когда нет никаких преград. Образ открытого пространства позволяет заглянуть и во внутренний мир героя, Егорушки, с его тревогой и волнением перед новой, взрослой, неизведанной жизнью. Здесь появляется еще одно значение открытого пространства – незащищенность и уязвимость.
В повести Гоголя «Тарас Бульба» образ открытого пространства сопровождает любимых гоголевских героев – Тараса и Остапа. Тарас Бульба спит на улице, как былинный богатырь. Во время поездки в Сечь герои едут по степи, и они в этот момент так же свободны и легки, как степные птицы. Образ открытого пространства связан у Гоголя с понятиями силы, доблести, чести, свободы, верности.
В результате нашего анализа мы пришли к следующим выводам. Образы открытого и замкнутого пространства, встречаясь в произведениях Н.В.Гоголя и А.П.Чехова, выполняют разную смысловую нагрузку. В прозе Гоголя эти образы помогают автору выразить идею произведения, передать свое отношение к героям. Эти образы в прозе Гоголя символичны и связаны с идеями предательства или верности, силы или слабости, чести или бесчестия.
А.П.Чехов разрабатывает художественное пространство гораздо глубже, в его прозе образы открытого и замкнутого пространства глубоко психологичны, они помогают автору, не говоря прямо о чувствах и переживаниях героев, передать их внутренний мир и дать возможность читателю самому все понять, почувствовать и сделать собственные выводы. Образы открытого и замкнутого пространства у Чехова являются, на наш взгляд, ключевыми, с помощью которых можно проникнуть на более глубокий смысловой уровень произведения.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Пчёлки на разведках
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Компас своими руками
Просто так