Учительские поэтические минутки как пролог к уроку, диалогу, как «необходимый способ вознесения ученика над суетой, над бытом, над практицизмом, способ присоединения к вечному». Поиск учащимися «своего» поэта, «своего» стихотворения, отклик своей душе. А итог – особая атмосфера на уроке, появление единомышленников, любителей поэзии, уже не только способных воспринимать слово, но и желающих, пытающихся сотворить свое…Не могу не испытывать радости, читая непосредственные и живые строки моих ребят, ведь это и есть первые шаги, первые ступеньки к большой поэзии!
В начале 20 века стихи стали читать с эстрады в различных кафе; например, в Москве было знаменитое «Стойло Пегаса», а в Петербурге – Петрограде – «Бродячая собака». Первый куплет гимна литературно-артистического кафе начинался так:
От рождения подвала
Пролетел лишь быстрый год,
Но «Собака» нас связала
В тесно-дружный хоровод…
Кто только не читал свои стихи в «Бродячей собаке»! Здесь бывали А.Ахматова и Н.Гумилев, Г.Иванов и К.Бальмонт, О.Мандельштам и В.Маяковский…
Мощный всплеск поэзии «Серебряного века» стал явлением в жизни России.
Много лет прошло с тех пор, давно не существует «Бродячей собаки», отшумели и поэтические бумы 60-х годов. Но поэзия-то жива! И сила ее воздействия на душу человеческую поистине безгранична.
И если в прагматичный, циничный век, когда размыты все нравственные ориентиры, когда «растлился дух» и «низшее стало высшим», когда общим заболеванием стали эмоциональная глухота и душевная черствость, когда эстетическое чувство как «основа добра и нравственности» не ведомо зачастую нашему школьнику, - если и сегодня в мире всеобщего нравственного помрачения любовь к Великой державе, имя которой – Поэзия, жива, если и сегодня «пальцы просятся к перу…» и «во мраке слышатся стихи», значит, чистая звезда поэзии еще светит нам в пути и «метелям не задуть свечу».
А мне, как учителю русской словесности, радостно слышать на уроке, когда звучат стихи, умную тишину и видеть в глазах моих детей живой, искренний, сердечный отклик на слово А.Ахматовой и М.Цветаевой, И.Северянина и К.Бальмонта, В.Высоцкого и А.Галича, А.Тарковского и Б.Окуджавы…
Немногим дано постичь тайну слова. Таких людей мы называем Поэтами; именно они, чувствуя кожей и слыша сердцем музыку слов, сами способны создать эту музыку.
Из урока в урок учимся слушать, слышать и, конечно, думать, сопереживать. Так постепенно начинает формироваться читатель. А итог – особая атмосфера на уроке, появление единомышленников, любителей поэзии, уже не только способных воспринимать слово, но и желающих, пытающихся сотворить свое. И сочинительство для ребят – это не только способ самовыражения, творческого самораскрытия, но и поиски ответов на вопросы «что есть мир?» и «что есть я?», это и способ вознесения «над суетой, над бытом, над практицизмом», это способ приобщения к Высокому, Вечному.
В приведенной ниже подборке представлены строки самых разных «поэтов»: совсем юных, детски-наивных, и повзрослевших, начинающих и пишущих, случайных («одного стихотворения») и авторов сотен строк, среди которых, несомненно, есть яркие и талантливые. И хотя в большинстве своем это типичные детские и юношеские стихи, в них есть, на мой взгляд, и поэтическая музыка, и подлинное поэтическое волнение, и трогательная простота, и открытость миру…
Эти стихи принадлежат тем, кто уже вышел в большую жизнь…
А для нынешних моих детей (среди которых даже в 5 классе уже есть желающие начать урок с поэтической минутки, пусть не с собственного, но с выбранного ими стихотворения, созвучного душе) это своего рода приглашение к сочинительству, к творчеству, к поиску тропинки в мир большой поэзии…
Вложение | Размер |
---|---|
i_paltsy_prosyatsya_k_peru.doc | 40.5 КБ |
«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…»
А я и не знала, что небо такое синее,
Звезды такие разные,
Деревья такие стройные,
А жизнь такая прекрасная.
Я думала, жизнь – это только лишь
Болезни, еда и сон.
Я думала, жизнь – это только лишь
Мученье, волненье и стон.
Но вдруг оказалось случайно
(Не знаю, как это вышло),
Что небо такое синее,
И звезды такие разные,
Деревья такие стройные,
А жизнь такая прекрасная!
(Рутковская Лена)
Как чудесно летней ночью
Прогуляться по Неве.
Посмотреть на спящий город,
Утонувший в синеве…
Спят мосты, и спят ограды…
Спят сады, и спят дома…
Спит родной и милый город,
Только я брожу одна.
Принакрылся звездной шалью
Летний сад в тени ночной.
Дремлет тихо Медный всадник,
Дремлет все…
Кругом покой…
( Михеева Аня)
«Петербургская зима»
Я слишком утомлен зимой,
Живучей, колкой, длинной.
И спрятаться хочу с тобой
Под мягкою периной.
А ты свежа и хороша.
И смущена лишь малость,
Что я целую не спеша
Морозных губок алость.
Ты, как обычно, влюблена,
И, как обычно, в ветер.
Он в волосах твоих сполна
Играл весь этот вечер.
Пойдем же, наконец, домой
К горящему камину.
Я слишком утомлен зимой,
Живучей, колкой, длинной.
(Стрепетов Андрей)
Споткнуться, оглянуться,
Опомниться, расстаться,
Чего-то опасаться,
Кому-то приглянуться.
И снова
Оступиться, опомниться, расстаться…
Когда же цепь лишений
Устанет продолжаться?
Я тебя не люблю,
Но что же,
Отчего же мне грустно так,
Будто яблоня в день погожий
В сине-черных стоит цветах…
Ночь…
Тихая ночь кругом.
Звезды…
В небе ярко горят.
Молча…
Сяду, смотрю в окно.
С неба…
Капли дождя летят.
(Аникеева Катя)
Мечтать – это значит
Летать вместе с ветром
И бегать босой
По росистым полям.
Мечтать – это значит
Под парусом белым
Проплыть по просторам
И бурным морям.
( Жданова Таня)
Кот Василий и мыши
Кота характер скверный,
У него ни к черту нервы.
Ночь поспать не дали мыши,
Шебурша где-то под крышей.
Утром, выйдя на природу,
Он залез на крышу сходу.
И уже оттуда, с крыши,
Он гадал: «Где ходят мыши?»
Предвкушал наш кот расправу:
Он найдет на них управу!
Все ходил, слюну глотал,
Оступился и упал.
Пролетел он мимо бочки,
Больно стукнулся о кочку,
Приземлился неудачно,
Тихо выругался смачно.
И решил, летя он с крыши:
«Не нужны мне эти мыши.
Лучше я поправлю нервы,
Целый день проспав на крыше».
(Жданова Таня)
Писать забавно и смешно:
Улыбка, грусть, тоска, усталость…
До «гения» осталась малость –
Всего лишь выдумать его.
Сядь в комнате,
Пусть тусклый свет
Тебе в окошко светит.
Пиши и думай: этот бред
Хоть кто-нибудь заметит.
В кулак возьми свою отвагу.
Прочней держись за карандаш.
Да перекинь-ка на бумагу,
О чем ты думаешь сейчас.
(Стрепетов Андрей)
«Я Вас люблю…»
Я с детства полюбила сказки.
Их мама мне читала вечерами.
В них познакомилась я с золотою рыбкой,
В них кот на дубе грохотал цепями.
Они учили жадиной не быть
И не грустить к тому же вечерами.
Они дружить учили и любить,
Познать, что за горами и лесами…
В них все всегда кончалось хорошо…
И вечером, свои развесив ушки,
Я к маме головой склонялась на плечо
И сказки слушала…
А их придумал – Пушкин!
(Михеева Аня)
«Прощание»
На Черной речке место для дуэли,
Враг, секунданты, мерные шаги.
За что же, Боже, как они посмели
На имя гения навесить ярлыки.
В грязи измазать честь его, Мадонны,
Его Мадонны – милой Натали.
И боль обиды вырывалась стоном,
О мщении Тебя он, Бог, молил.
Он выстрелил вторым,
Хоть был смертельно ранен,
И не промазал.
Крови ж нет следа…
Ведь пуля, в пуговицу, литую из стали,
Попав, расплющилась, не причинив вреда.
А кровь Поэта на снегу.
Друзья несут его к карете.
И уж его не сберегут,
Не сохранят на этом свете.
Он угасал, как угасает солнце,
Пройдя свой путь и подарив всем свет.
На лошадях звенели колокольцы.
В карете ехал раненый Поэт.
На Мойке в голос челядь завопила,
Когда денщик внес Пушкина домой.
О Господи, где взять такие силы,
Чтоб перед смертью быть самим собой?
Он жил еще два дня. У дома люди ждали,
Надеялись на чудо. Но, увы…
Чудес на свете, видно, не бывает,
Как не бывает лета средь зимы.
(Сторонкин Стас)
«Санкт-Петербург»
Каким ты был в глазах поэтов,
Художников и музыкантов,
Среди забытых менуэтов
И чересчур галантных франтов.
Окутан нынче ты лесами.
Все с нетерпеньем говорят
Про ожидаемый наряд
Восторженными голосами.
Вот щеголь будет в юбилей!
И восхитится вся планета,
Померкнув в тысячах огней
Отполированного света.
(Стрепетов Андрей)
Увидеть ночь, услышать время,
Услышать вечный бег минут,
Сорваться с места – ноги в стремя,
Скакать, лететь туда, где кнут
Не опускается на плечи,
Карая тело за грехи.
Скакать туда, где гаснут свечи,
Но в мраке слышатся стихи.
(Стрепетов Андрей)
Прощайте… И спасибо Вам
За все, что Вы нам подарили…
Спасибо за прекрасный Храм,
В душе который сотворили…
Прекрасная арфа
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Новогодние гирлянды
Ворона
Ледяная внучка