ученица 7 класса написала свои размышления после прочтения "Лабиринта" Альберта Лиханова.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_beresneva_elizaveta.docx | 15.08 КБ |
Филиал МОБУ «СОШ № 172» «ООШ с. Грибовка»
Архаринского района Амурской области
Номинация: « Заметки на полях»
«Трудно мне не плакать, но я понимаю…»
Выполнила: Береснева Елизавета Васильевна
13 лет, учащаяся 7 класса
Архаринский район, с. Грибова,
ул. Ценртарльная д.75
Контакты: 89143901659
Руководитель: М. В Курилова,
учитель литературы
Читала роман «Лабиринт» А. Лиханова и плакала… Потом долго думала, почему же взрослые оказались неумными, неблагородными…жестокими…
Автор взял слова: «Не плакать. Не смеяться, а понимать» Б. Спинозы в эпиграф, и эта данность шла за мной по пятам. Сначала я испытала глубокие переживания и боль, когда Толик сравнивает свою семью с зоопарком. «…Тоскливо Толику дома, тяжело, душно. …Толик в зверинец летом ходил». Глупости с мартышками ему не нравятся, Толик ходт к медведям и наблюдает, сравнивает… «Ходят медведи по клетке из угла в угол или топчутся на месте, тоскливо в стороны поглядывая, ничего хорошего больше не ожидая, с тоской вспоминая тайгу. Толкутся они, толкутся, бродят по клетке, куда себя деть, не знают. Вот и дома у Толика теперь так же. Толчется он по комнате, не знает, куда деть себя. Как медведь в клетке. Ни поговорить не с кем, ни посмеяться.
Будто не с людьми он в комнате сидит, а с чучелами. С пустыми местами».
Сколько боли в сердце мальчика, мне даже показалось, что часть её перешла ко мне, и если бы Толик был рядом со мной, я стала бы ему другом. Нельзя оставлять его одного, среди «зверинца».
А потом плакала, когда «…вдруг Толик рассмеялся. Сначала обомлел, а теперь рассмеялся. Как здорово она сама про себя сказала. Конечно, не учительница! Какая она учительница? Учительницы разве такие бывают?» Пришло настоящее понимание всей трагедии общения Толика с учительницей.
Взрослые оказались нищие душой, неготовые понять маленького, но такого глубокого своим пониманием жизни, человечка. Нет, Человека. Толик глубоко переживает и сам ищет выходы из сложных ситуаций, и пока ему это плохо удаётся, но он всегда верил.
Запутанные отношения взрослых, нечистоплотность души учителя ( а таких не должно быть в школе), чёрствость бабы Шуры, предательство и обман сверстников теряются или становятся блёклыми, когда Толик видит, что есть любовь родителей, есть настоящие друзья, есть Тёмка, которому не всё равно, он любит своего отца таким, какой он есть…Именно понимание этого делает для меня роман «Лабиринт» не таким тяжёлым, и тогда приходит понимание, что через вот такие жизненные проблемы рождается личность.
Трудно мне было не плакать, но я понимала, что читаю правильную книгу, что начинаю любить маленьких, но больших сердцем и душою героев…
Ещё одни важный момент поразил и заставил задуматься над вопросом: «сколько человеку надо терпеть, чтобы, наконец, выразить протест?»
Читая произведение, мне часто вместе с Толиком хотелось крикнуть: «Мамааа, вспомни, у тебя есть сын, и он хочет быть счастливым, расти в полной семье, жить рядом с отцом…». И мать как будто меня услышала. И я слышу чётко этот звук гвоздя: «Гвоздь — будто ворона каркнула: «Кр-р-рак!» Именно в этот момент произошёл перелом в отношениях матери с бабкой. «…Из золота, да самоварного….» - усмехнулась мать, и это, я думаю, можно отнести не только к иконе, а ко всему, что касалось бабки.
— Что будет! Что будет!.. — вздохнула мама, но посмотрела на Толика и, увидев его испуганные глаза, снова стала решительной. — Ну, — сказала она, вздыхая освобожденно, — чему быть, того не миновать!»
И облегчение я почувствовала, будто рядом с Толиком была, так мне стало спокойно, надежда появилась: всё будет теперь Хо –ро –шо!
Мне даже судить, кто сильнее в этом произведении: взрослые или дети? Скорее всего, дети: это они пытаются найти выход из ситуации, это они не подчиняются судьбе, а только иногда «бродят, как бездомные собаки», это они, Толик и Тёмка, остаются наедине со своими бедами, и они выходят победителями.
Лабиринт мыслей, лабиринт жизненных ситуаций, и никто не знает, где выход. И найдёт его сильный, я это знаю.
Про пингвинов
Солнечная система. Взгляд со стороны
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Ночная стрельба
Почему люди кричат, когда ссорятся?