Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы. Целью данной работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус», каково прочтение этого стихотворения разными поколениями.
Вложение | Размер |
---|---|
tomilina_anastasiya.docx | 34.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» г.Перми
«Парус»: взгляд поколений
Автор: Томилина Анастасия Дмитриевна,
ученица 10Б класса МБОУ «СОШ № 6» г. Перми
Руководитель: Гусева Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 6» г. Перми
Пермь 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 2
Глава I. Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» …………………………......................................................................... 6
Глава II. Взгляд поколений «отцов» и «детей» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» .……………………………………………………………. 9
Заключение ………………………………………………………………………. 12
Список литературы ……………………………………………………………... 13
Приложение ……………………………………………………………………… 14
Введение
Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.
Целью данной работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус», каково прочтение этого стихотворения разными поколениями.
Целью определяются следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус».
3) Рассмотреть, как воспринимается это стихотворение представителями «отцов» и «детей».
Исследование творчества великого поэта и писателя актуально в настоящее время. По каким же причинам? Во-первых, наследие М.Ю. Лермонтова достаточно широко изучается в школе, поэтому каждое исследование, вносящее что-нибудь новое в наше знание о творчестве М.Ю. Лермонтова, духовно обогащает поколения.
Во-вторых, романтические мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова сходны с мотивами современной поэзии, следовательно, изучение творчества этого великого человека помогает нам понять современное состояние литературы.
Новизна данного исследования заключается в том, что образы моря и паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова в целом не исследовались. Анализировалось стихотворение многими учеными, но в большинстве случаев это был анализ морского пейзажа, или анализ композиции стихотворения.
Основой большинства работ, посвященных анализу «Паруса», является исследование гражданских мотивов в творчестве М.Ю.Лермонтова, истории создания произведения, художественного метода произведения, художественных средств, которые использовал поэт. Авторы подобных работ просто не ставили себе задачу исследовать образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова, однако в большинстве работ эта тема так или иначе затрагивалась авторами.
В.Г. Белинский был одним из первых, кто заметил поэтический, а затем и писательский талант М.Ю. Лермонтова, о котором он написал две статьи: о стихотворениях поэта и о его знаменитом романе "Герой нашего времени". Статьи В.Г. Белинского отражают особенности многих созданных М.Ю. Лермонтовым образов, большое внимание уделяется теме поэта и поэзии, гражданским мотивам, исследуются и художественные средства, используемые поэтом и писателем. Работы В.Г. Белинского написаны простым, каждому понятным языком, поэтому пользоваться ими может и литературовед, и обыкновений школьник.
В статье Б.А. Нахапетова «Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова» рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.
Э.Ф. Володин в своей статье «Парус» М.Ю. Лермонтова «Текст и контекст в анализе художественного произведения» не только подробно анализирует стихотворение «Парус», но и прослеживает предпосылки появления этого стихотворения в написанных ранее произведениях.
Достаточно подробно творчество М.Ю. Лермонтова исследовал В.И. Коровин в книге «Творческий путь М.Ю. Лермонтова», в которой можно найти как анализ произведений поэта и писателя, так и историю их создания.
Анализ стихотворения «Парус» можно обнаружить в книге В.Т. Удодова «М.Ю. Лермонтов».
В книге Д.И. Максимова «Поэзия Лермонтова» рассматриваются и анализируются особенности лермонтовских стихотворений и поэм. В совокупности описанные выше книги могут помочь нам при изучении и исследовании образов моря и паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».
Произведения о жизненном пути М.Ю. Лермонтова, воспоминания о поэте и писателе его современников погружают нас в особенности окружения этой яркой, талантливой личности, отражают социальную среду, в которой жил М.Ю. Лермонтов, что способствует нашему пониманию своеобразия лермонтовского творчества, а так же отражают предысторию многих произведений поэта и писателя. В этих же книгах мы находим объяснение появлению многих мотивов, пронизывающих творчество М.Ю. Лермонтова.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются образ моря и паруса в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Во второй главе – взгляд на это стихотворение людей разных поколений («отцов» и «детей»).
В творчестве М.Ю. Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.
Романтизм – одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII века – первой половины XIX века. Пафос романтизма связан с полной свободой личности, эта личность окружена враждебной действительности.
Романтизм в России зародился под влиянием подъема национального сознания после победы в Отечественной войне 1812 года, появлением революционности некоторых представителей дворянского сословия. Творчество русских поэтов-романтиков пронизано пафосом гражданского служения, свободолюбия и борьбы.
Море – часть пейзажа. «Пейзаж в литературе ( от франц. рaysage, от pays – страна, местность), один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения: описание природы, шире – любого незамкнутого пространства внешнего мира» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 272].
В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть обрамляющую роль в композиции.
Природа воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах.
Пейзаж способствует раскрытию основной мысли произведения, углубляет его идейное содержание, обостряет эмоциональный фон произведения.
Пейзаж в произведение может являться символом. Для творчества поэтов и писателей, придерживающихся романтического направления в литературе, характерно использование образов-символов.
«Символ есть образ, взятый в объекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа» [Литературный энциклопедический словарь, 1987, 238]. Символ неотделим от структуры образа.
Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова являются символами.
Глава 1. Образы моря и паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»
«Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, … тяготеет к условно романтической символике» [11]. М.Ю. Лермонтов увидел море лишь в августе 1832 года, и море разочаровало его.
«Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах «по синим волнам океана», неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок «с полусгнившей скамьей», мачта, которая «гнется и скрипит», «парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой». Еще реже встречаются люди: «трепетный пловец», «красавица-дева», сидящая над морем, царевич, купающий в море коня» [11].
«Парус» – одно из самых знаменитых стихотворений М.Ю.Лермонтова, именно в нем образы моря и паруса выведены с такой яркостью, как ни до, ни после. «Парус» связан с предшествующим творчеством поэта и в то же время самостоятелен и внутренне завершен» [5]. «Недаром «Парус» в нашем представлении олицетворяет и самого Лермонтова и его мятежную поэзию».[13]. В стихотворении «Парус» поднимается вопрос о личном счастье человека. В.О. Ключевский считал, что «поэзия Лермонтова подходила к этому вопросу с обратной его стороны, с изнанки, если можно так выразиться: она пыталась указать, в чем не следует искать счастья и как можно без него обойтись…» [4]. Об этом и стихотворение «Парус».
Впервые этот текст появился в письме поэта к М.А. Лопухиной 2 сентября 1832 года. Но замысел возник у М.Ю.Лермонтова, видимо, гораздо раньше, и не в стихотворениях, а в живописи. «Так, уже в 1825 г. одиннадцатилетний Лермонтов создает по-детски наивный акварельный пейзаж, который изображает озеро, окруженное горами, с отчетливо белеющим парусом посередине. Акварель в значительной мере являлась результатом впечатлений будущего поэта от его пребывания с бабушкой в Горячеводске (так тогда именовали Пятигорск), от поразивших воображение мальчика кавказских гор. К ним детская фантазия добавила озеро и одинокий парус, который, очевидно, уже в то время что-то говорил душе подростка» [13].
В стихотворении «Парус» перед нами вырисовывается морской пейзаж, то спокойный, статичный, то наполненный движением. «Морские дали подчеркивают одиночество затерявшегося в них паруса; одинокий парус усиливает впечатление безбрежности открывающегося пространства» [13]. Каждую строфу стихотворения можно разделить на две части: в первых двух стихах перед нами пейзажная зарисовка, в двух последних – переживания лирического героя.
О чем же это стихотворение? «Здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. «Парус» постоянно противопоставляет «морю» личную волю, контрастную с состоянием стихии. Однако его бытие, «закон» его странствия достаточно устойчив – не движение и не покой, не желание счастия и не отказ от него. Человек оказывается вечно неудовлетворенным, внутренне не застывшим. Он не может, подобно природной стихии, пребывать в каком-то одном состоянии – покоя или бури. Закон его жизни – мятеж. Это единственная реальность, которую он чувствует. Все остальное однозначно – определенные состояния неведомы для него. Внутренняя непримиренность противоречивых чувств порождает и внешнюю противоречивость» [6].
Подтверждает предположение о том, что речь идет о человеке и тот факт, что «в стихотворении слово «парус» встречается один раз – в первой строке, во всех остальных употребляется местоимение «он» [14].
И что же говорит нам М.Ю. Лермонтов о «парусе»? Он «ищет», «кинул», «просит», «бежит», то есть все, что может делать лишь живое, разумное существо – человек. А какой он, «парус»? «Одинокий» и «мятежный». Такое можно сказать лишь о человеке. «Парус» становится символом … человека, его души" [14].
А каким мы видим «море»? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: «Играют волны – ветер свищет», и следом «Струя светлей лазури…» Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.
«Неразрешимость конфликта «паруса» и «моря» бросает свет на конфликт между человеком и жизнью» [6]. Объединив образы моря и паруса в одном стихотворении, М.Ю. Лермонтов создал символ одиночества человека в мире, отделенного от других людей. Каждый человек – одинокий парус, брошенный в море жизни, где-то, наверное, есть другие паруса, но они далеко, отделены безграничным простором, и если даже они приблизятся друг к другу, то любой каприз стихии может разбить их друг о друга или отбросить в разные стороны. Парус пытается бунтовать, но стихия глуха к его мятежу. Образы паруса и моря в совокупности становятся символом борьбы между индивидом и судьбой.
Глава II. Взгляд поколений «отцов» и «детей» на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»
Все школьники и их родители знают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Мы попробовали выяснить, каков взгляд разных поколений на стихотворение М.Ю. Лермонтова.
Мы провели анкетирование среди учащихся 6-х классов и их родителей. Было предложено несколько вопросов:
Из 100 опрошенных шестиклассников все школьники с удовольствием ответили на первый вопрос.
Приведем несколько ответов.
«Когда я читаю это стихотворение, я представляю голубое море, туман и белый парус. Потом спокойная картина сменяется бурной, на море большие волны, а парус одинокий, и кажется, что он сейчас перевернется. Но буря кончается, из-за туч выглядывает солнышко. Золотой луч играет в ласковых морских волнах. И вдали опять виден парус. Я чувствую, что Лермонтов, когда писал это стихотворение, думал не только о парусе, но и о жизни людей».
«Я себе представляю три картины. Море. Голубоватый туман. Парус. Это сначала. Потом все небо в изорванных тучах, и морской простор уже неспокоен. Парус порван, но еще держится. Третья: чистое голубое небо отражается в воде. Разрезая водную гладь, мчится парус. Он трепещет, то натягиваясь, то ослабевая. М.Ю. Лермонтов хочет в «Парусе» показать душу отважного и сильного человека. Он борется со всеми преградами и, преодолев их, ищет новой борьбы, новых побед».
«Когда возникает картина спокойного лазурного неба и необъятного моря, я как будто наяву вижу все это. Появляется парус в морской дали, и становится грустно. Ему ничего не надо. Он ничего не ищет. Но дальше говорится о том, что парус хочет бури и что она скоро, наверное, начнется. Тогда возникает тревога за парус. Вообще, когда читаешь стихотворение, все время думаешь о судьбе этого паруса, о том, что с ним было и что еще случится.
Опрошенные родители шестиклассников на первый вопрос представили 100 мини-сочинений, большей частью направленных на ассоциации или воспоминания, связанные с морем.
Вот одно из них:
«Вблизи моря человек всегда ощущает гордость и восхищение вольным, величественным простором. Кого не поражали изменчивость и непостоянство морской стихии! То море безмятежно спокойно, лишь легкая зябь волнует его поверхность; то оно пенится и шумит, то бушует. А как меняется его цвет… Вот только что оно было лазурно-синим, ярким до боли в глазах, и вдруг изумрудно-зеленая полоса появилась недалеко от берега. А чуть зашло за тучу солнце – волны начинают отливать стальным блеском. И всегда море красиво, немного загадочно, потому что никогда нельзя предсказать, каким оно будет в следующее мгновение».
И только 5% из родителей ответили о настроении, которое вызывает стихотворение «Парус».
На второй вопрос мы попросили ответить учащихся после того, как они познакомились с творчеством М.Ю. Лермонтова и «прочитали» стихотворение «Парус» на уроках литературы.
Ответы учащихся были следующие:
«М.Ю. Лермонтова привлекло не столько само море, сколько виднеющийся вдали парус, поэтому стихотворение названо «Парус».
«Парус просит бури, а буря – это разрушение, которое грозит гибелью. Но и спокойное море не воспринимается героем. К чему же он стремится? К невозможному! Буря не дает ему чувства счастья. Но и спокойное море заставляет парус просить бури. Он хочет гармонии».
Ответы родителей были сухи и одинаковы:
«В стихотворении образы моря и паруса показывают революционные настроения».
«Это отрицание существующего строя». «Это стремление к революции».
«Парус – это человек, революционер».
Заключение
Образы моря и паруса встречаются во всем творчестве М.Ю. Лермонтова. Об их роли в наследии великого поэта и писателя написано немного. О творчестве М.Ю. Лермонтова рассуждали ученые, начиная с его современников и заканчивая исследователями наших дней; творчество гениального поэта и писателя подвергалось подробному анализу со стороны литературоведов.
Образ моря в творчестве поэта и писателя более подробно изучен, чем образ паруса. В стихотворениях поэта образ моря выступает как символ. Значение этого образа разнообразно. В стихотворениях о любви море является символом страсти. Во многих лирических произведениях эта буйная стихия символизирует человеческую жизнь, подчиненную року, судьбе, которую индивид либо воспринимает как должное, либо борется с ней. С образом моря сравнивается мир людей, человеческое общество.
В лирике поэта морской пейзаж помогает раскрыть внутренние переживания лирического героя. К образу паруса М.Ю. Лермонтова обращаются реже. В наследии поэта образ паруса может символизировать суетность человеческой жизни, свободу. В стихотворении "Парус" образ паруса противопоставлен образу моря, что символизирует противостояние индивида и жизни.
Стихотворение «Парус» несет в себе неисчерпаемый смысл, и, выраженный словами, он суживается и даже ускользает. В нем привычно воспринимаются революционные настроения, но это лишь одна из возможных интерпретаций стихотворения. Не менее значимы и поиски смысла жизни, и выражение свободы человеческого духа, его вечной неудовлетворенности, стремления к гармонии.
Что такое «Парус» М.Ю. Лермонтова для меня? Это и море, и небо, и простор, и парус, и дымка тумана, и ощущение красоты, и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного, это мысль о вечной тревоге и стремлениях человеческого духа. Стихотворение не столько рисует картины, сколько вызывает их в воображении по намекам.
Поэтому я выразила свое видение «Паруса» в картине (См. Приложение 1).
Список литературы
Приложение
Приложение 1.
Пейзаж
Петушок из русских сказок
Яблоко
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Астрономический календарь. Апрель, 2019