Проблема материнства является актуальной во все времена, ведь в любое время, у каждого человека есть мама, та, которая подарила ему жизнь. Множество стихов, песен и других литературных произведений
великие люди посвящали своим матерям и посвящают ныне.
Предметом исследования послужила поэма Анны Ахматовой «Реквием»,написанная в 1950-е годы. В основу поэмы легли события сталинских репрессий, история ареста единственного сына Ахматовой Льва
Гумилёва. По композиции "Реквием" скорее всего поэма. Отдельные стихотворения объединены одной идеей — протестом против насилия.
Вложение | Размер |
---|---|
Образ матери «врага народа» | 19.92 КБ |
Заявка
на участие в республиканской научно-практической конференции “Киекбаевские чтения”
№ | Сек-ция | ФИО участника | Класс | ФИО руководите-ля | Район, название школы(по уставу) | Тема доклада и язык выступле-ния | Обору-дование | Контакт-ный телефон |
1. | 3 | Логачёва Карина Алексеевна | 8 | Галиуллина Таслия Инсафовна | Бакалинский район, Муниципальное общеобразо-вательное бюджетное учреждение средняя общеобразо-вательная школа №1 с. Бакалы муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан | Образ матери «врага народа» в поэме Анны Ахматовой «Реквием» на русском языке | Презентация | 8937321 7171 taslia.galiullina1962 |
К.А.Логачева
Образ матери «врага народа» в поэме Анны Ахматовой «Реквием»
Проблема материнства является актуальной во все времена, ведь в любое время, у каждого человека есть мама, та, которая подарила ему
жизнь. Множество стихов, песен и других литературных произведений
великие люди посвящали своим матерям и посвящают ныне.
Цель нашего исследования- раскрыть образ матери «врага народа» в поэме.
Задачи исследования:
1)Определение состояния матери, выслушавшей приговор своему сыну.
2)Найти строки из поэмы, в которых описывается душевное состояние матери, которая пытается попасть к сыну, её действия.
3) Выяснить, что ощущает мать во время казни сына.
Предметом исследования послужила поэма Анны Ахматовой «Реквием»,написанная в 1950-е годы. В основу поэмы легли события сталинских репрессий, история ареста единственного сына Ахматовой Льва
Гумилёва. По композиции "Реквием" скорее всего поэма. Отдельные стихотворения объединены одной идеей — протестом против насилия.
1) Определение состояние матери, выслушавшей приговор своему сыну Постараемся понять, что чувствует мать, только что услышавшая приговор сыну. Что она испытывает. В главе «Посвящение» есть строки:
«Приговор... И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет... Шатается... Одна...[1,1]
Поэтесса говорит о слезах, которые она была не в силах сдерживать. Чувствует себя одинокой, «отделённой ото всех». Сравнивает это чувство со смертью, тяжёлой и мучительной. И вот она уже совсем обессилена и еле передвигается. Всё это описано так проникновенно, что каждый читатель будто ощущает её состояние на себе, осознаёт всю тяготу положения матери осужденного.
2) Нахождение строк из поэмы, в которых описывается душевное состояние матери, которая пытается попасть к сыну, её действия. На протяжение всей поэмы присутствует описание страданий матери, её отчаянных попыток увидеть сына». Примером для этого пункта является 5 глава поэмы:
«Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.» [1,2]
Поэтесса рассказывает о том ужасе, который её настиг. Описывает томное ожидание казни. Всё для неё кажется серым и невзрачным: цветы, следы, звон колоколов. Ей кажется, будто она уже не разбирается в людях. И поэтессу преследует постоянная угроза гибели.
3)Выяснение того, что ощущает мать после казни сына.
Глава посвящённая казни называется «Распятие». Попробуем отыскать истину в этих строках.
«Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: "Почто Меня оставил!"
А матери: "О, не рыдай Мене…
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.»[1,3]
За основу этой главы Анна Ахматова взяла эпизод из «Библии», в котором Богородица оплакивает Христа, лежащего в гробу. Ситуация действительно очень похожая. Называя этот час «великим» и описывая его расплавлением небес в огне, рыданием Магдалины и окаменением ученика Анна Ахматова будто отводит взгляд читателя от молча стоявшей матери, которой было тяжелее всего. Только что она потеряла своего единственного сына, родную кровь. Она носила его под сердцем, растила его много лет, вкладывала в него душу! А здесь и сейчас его жизнь оборвалась. Нет ничего страшнее для родителя, чем пережить смерть своего собственного ребёнка…
В процессе исследовательской работы мы сумели раскрыть образ матери
«врага народа». Определили душевное состояние матери во время прослушивания приговора сыну, во время томного ожидания казни, во время бессмысленных попыток увидеться со своим чадом, во время казни. На основе результатов данного исследования мы можем получить полное представление о материнстве, о тяжёлых «сталинских временах». Тема исследовательской работы даёт представление о нравственных устоях, о переживаниях народа в эту эпоху. Несомненно, данная исследовательская работа может стать хорошим материалом для выступлениях на классных часах и различных конференциях.
Использованная литература.
1.[1,1], [1,2], [1,3]Василевская, О. «...Под звон тюремных ключей»: «Реквием» Анны Ахматовой: из истории создания и издания // Наше наследие : журнал. — М., 2012.
2. Любимова А.В. Записи о встречах // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма. Л.: Лениздат, 1990.
3.В.М.Жирмунский «Творчество Анны Ахматовой», изд-во «Наука» 1973 г., Ленинград.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем ананас акварелью
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Сторож
Пока бьют часы