Проект по литературе "Тема "маленького человека" в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя"
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.76 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 г.МОСКВЫ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ТЕМА МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С.ПУШКИНА И
Н.В.ГОГОЛЯ»
АВТОР ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ: АЛЕКСЕЕВА ЗОЯ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТНОЙ СИДОРОВА ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА,
РАБОТЫ: УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
Ноябрь 2012 года
Пояснительная записка
Проект «Тема «маленького человека в творчестве А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя» разработан учащейся 7 класса в рамках изучаемых на уроках литературы произведений (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»), а также на основе дополнительных произведений, включённых в раздел внеклассного чтения. Выбор данной темы объясняется тем, что она является одной из ведущих не только в русской, но и мировой литературе.
Задача учащейся состояла в том, чтобы, прочитав произведения, самостоятельно проанализировать их по заранее составленному плану, раскрыть характеры главных героев, охарактеризовать образ «маленького человека» на примере главных и второстепенных героев, показать авторское отношение к ним и к ситуации в целом, выявить индивидуальные особенности каждого произведения и решения поставленных вопросов, найти общие точки соприкосновения в разрабатываемой проблеме, сделать выводы по результатам собственных наблюдений и попытаться самостоятельно сформулировать понятие «маленький человек».
Деятельность над проектом (внимательное изучение текстов)
предполагала воздействие на духовно-нравственное формирование как самой участницы проекта, так и тех, кто принимал участие в его обсуждении, т.е. рассмотрение таких понятий, как СОЧУВСТВИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ.
Выбор проектной работы обосновывается ещё и тем, что она даёт начало дальнейшему изучению темы «маленького человека» в литературе XIX-XXI в.
Этот проект является первой ступенью в большом исследовании, которое продолжится в следующих классах.
К теоретической части работы прилагается презентация, в которую вошли иллюстрации русских художников к анализируемым произведениям (А.Бенуа, М.Добужинского, Б.Кустодиева, Д.Шмаринова, Кукрыниксов, А.Гришаева, М.Журавлёвой и И.Шварца).
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ
«ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ
А.С.ПУШКИНА И Н.В.ГОГОЛЯ»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1997.
ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА И Н.В.ГОГОЛЯ
(Сокращённый вариант)
Тема «маленького человека – одна из самых интересных в русской литературе и разрабатывалась писателями с ХVIII века. Н.М.Карамзин своей повестью «Бедная Лиза» и А.Н.Радищев произведением «Путешествие из Петербурга в Москву» открывают галерею людей неприметных, обиженных и униженных, которые всегда остаются как бы в стороне. Но у таких людей есть своя жизнь, свои планы, мечты, они, как все, хотят счастья, радости, что редко получается. Эти люди живут в своём мире, где нет богатства, очень скромный достаток, они еле сводят концы с концами, но тем не менее у них есть чувство собственного достоинства, свои принципы. Они стараются стойко переносить все беды, с которыми сталкиваются.
А.С.Пушкин продолжает традицию Н.М.Карамзина и А.Н.Радищева и создаёт портреты своих героев. Прежде всего следует остановиться на сборнике «Повести Белкина», в частности на повести «Станционный смотритель». Герой повести Самсон Вырин – «сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда…» Пушкин пишет о том, что станционных смотрителей и Вырина, конечно, тоже все проклинают, ругают за всё, срывают на них своё плохое настроение, не видят в них людей. Смотритель всегда виноват в плохой погоде, в скучной дороге, в нерадивом ямщике, в упрямых лошадях. Труд Вырина неблагодарен, но оставить его он не может, потому что у него дочь, которую надо содержать. Он стойко переносит все обиды, оскорбления ради своей Дуни, которую любит до глубины души. Она составляет всё его счастье и утешение на старости лет, так как жена умерла и дочь он растил один. Дуня – лучик солнца в этой беспросветности. Относительный покой и счастье в доме Вырина продолжаются до тех пор, пока не появляется у них молодой гусар Минский, тайно увёзший его любимую дочь в Петербург. Это горе потрясло бедного смотрителя. Но дальше начинается самое страшное. Когда Вырин пешком добирается до Петербурга и приходит к Минскому, чтобы увидеться с Дуней, но в результате изгоняется из дома самим хозяином, который не допустил встречи отца с дочерью. Минский дал Вырину деньги, как будто бы он купил у него Дуню и она стала его вещью. Это было страшным унижением для любящего отца. «Горе превратило доброго мужика в хилого старика». Он как-то стразу постарел, поседел, сгорбился, и жизнь стала ему неинтересна.
Мы видим абсолютно раздавленного человека, который вызывает большое сочувствие и у нас и у автора. Возмущает бессердечие, жестокость Минского, которого и человеком-то назвать трудно. Он, воспользовавшись бесправным положением Самсона Вырина, запрещает ему встретиться с дочерью и добивает несчастного отца ещё и словами «Пошёл вон!» И судьба смотрителя предрешена: он потерял смысл жизни, стал пить и в конце концов умер.
А.С.Пушкин трогательно и нежно относится к своему герою, он глубоко переживает за него, сострадает его горю и безвыходному положению. Бесправность и униженность Вырина и ему подобных оскорбляет писателя, так как он считает, что каждый человек достоин счастья и никто не имеет права это счастье отбирать, а тем более попирать человеческое достоинство.
То, что судьба Самсона Вырина очень похожа на судьбы многих, подтверждает и поэма А.С.Пушкина «Медный всадник», где мы наблюдаем за судьбой простого чиновника Евгения, противостоящего не много не мало самому государю и силам стихии. Этот «маленький человек» чем-то похож на Вырина. Его жизнь и быт скромны, его мечты обычны, он не стремится в заоблачные выси:
О чём же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Он мечтал:
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нём Парашу успокою
«Пройдёт, быть может, год-другой –
Местечко получу – Параше
Препоручу хозяйство наше
И воспитание ребят…
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдём мы оба,
И внуки нас похоронят…
Таков Евгений, таковы его желания. Жизнь обыкновенного незнатного гражданина Петербурга, который никому не мешал, никого не обременял, хотя понимал, что судьба его обделила: кому-то она дала многое, а ему ничего особенного, у многих жизнь легче. Но всё же он не опускает руки и строит свои планы, которым не суждено сбыться. Помешает этому наводнение, которое смоет домик Параши, убьёт её саму и её мать. Всё рушится мгновенно, пустота в душе от такой потери, страшное чувство одиночества приводит к тому, что Евгений сходит с ума. Безумный Евгений мечется по Петербургу, он хочет найти того, кто виноват во всём случившемся, и, наконец, останавливается у знаменитого памятника Петру I. Именно государя он и обвиняет в своих потерях. Когда-то Пётр, нарушив покой и тишину чухонской жизни, «на берегу пустынных волн» заложил город «назло надменному соседу». Именно с этого и начался конфликт между великой личностью – государем и «маленьким человеком», жизнь которого не принималась во внимание
А.С.Пушкин восхищается красотой города, любуется его набережными, дворцами, славит гений Петра, но в то же время понимает, что нельзя избежать конфликта между государем и «маленьким человеком», который оказывается потом заложником обстоятельств. Это и показал поэт в поэме. Евгений, совершенно отчаявшийся, обвиняет государя в том, что он не предусмотрел наводнений, которые будут терзать город и уносить жизни простых людей. Это дорогая цена, которую платят жители Петербурга. Поэт понимает это, сочувствует Евгению, но не знает, как помочь его герою. Протест чиновника, который грозит бронзовому кумиру, кончается тем, что герой в страхе бежит по улице:
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
Безумный Евгений погибает. Но его минутный бунт – это предупреждение власти, что с «маленькими» людьми надо считаться. Это, пожалуй, главное отличие героя «Медного всадника» от Самсона Вырина, который смиренно принимает удары судьбы.
Тему «маленького человека» продолжил Н.В.Гоголь. В его «Петербургских повестях» появляется произведение «Шинель», которое тоже показывает жизнь мелкого столичного чиновника, «вечного титулярного советника», исправно и добросовестно делающего свою работу. Акакий Акакиевич Башмачкин занимался в одном из департаментов переписыванием различных бумаг.
Человек он был очень скромный, тихий, безобидный, внешне даже не очень симпатичный. «Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид полслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк». Его имя в переводе с греческого означало «невинный, не делающий зла», оно вполне соответствовало своему хозяину, потому что он действительно никому не причинял никаких обид, оскорблений, а скорее, наоборот. Над ним смеялись, его обижали все: чиновники, с которыми работал, начальство и даже сторожа, которые «не глядели на него, как будто бы через приёмную пролетела муха». Но он никому никогда не отвечал злым словом и молча всё терпел, даже когда на голову ему сыпали бумажки.
У Башмачкина была мечта – новая шинель, на которую он долго откладывал деньги, отказывая себе во всём. Когда мечта наконец осуществилась и Акаккий Акакиевич был абсолютно счастливым человеком, шинель украли. И перед этим героем мир рухнул и земля ушла из-под ног.
Он искал помощи и защиты у выскопоставленных лиц, но его отовсюду гнали. Башмачкин не мог этого понять и с каждым днём страдал всё сильнее. В результате всех хождений он заболел и умер. Ещё одному обыкновенному человеку не нашлось места в жизни, ещё один человек был никому не нужен.
В этой же повести есть и другой герой, который заслуживает внимание, – это портной Петрович, у которого Башмачкин шил шинель. Хороший мастер с хорошими руками, но не имеющий ни звания, ни чина, ни рода тоже жил, можно сказать, на задворках, поэтому нашёл свой выход в этой несправедливой жизни – он пил. Кому он был нужен? Да тоже никому.
Вот за этого портного, за Вырина и Евгения, за самого Башмачкина мстит появившееся в Петербурге привидение, срывая шинели со «Значительных лиц». И тут тоже своеобразный бунт пусть уже умершего героя.
В итоге следует сказать, что во всех трёх произведениях, объединённых одной и той же темой, поставлены очень серьёзные вопросы, которые важны не только в определённый исторический период, а всегда (не случайна тема «маленького человека» называется сквозной темой в литературе, то есть вечной):
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Свинья под дубом
Что такое музыка?
Соленая снежинка
Сочинение