Творческая работа была представлена на конкурс "Святыни Кольского края" в номинации "Литературное творчество"
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 804.5 КБ |
творческих проектов
«Святыни Кольского края»
Номинация «Литературное творчество»
«Трифонов Печенгский мужской монастырь (1533 год) – самый северный монастырь России»
Автор:
Коткова Татьяна, 15 лет
МОУ ООШ №2
9 А класс
Руководитель:
Коверзнева Т.И.
г.Полярный
1
Сегодня особенно остро у моего поколения стоят три проблемы: проблема памяти, проблема нравственности и проблема духовности. Так исторически сложилось, что с корнями была вырвана из душ людей вера в Бога, постепенно ушла под влиянием постоянных ра-
зочарований вера в светлые идеалы, но, чтобы вернуть веру, нужно вернуть людям память. Человек должен знать, кто он и для чего пришел в этот мир. Каждому из нас предстоит выбрать свой жизненный путь и решить, что важнее: стремление к благополучно устроенному материальному существованию или жизни, требующей духовного преобразования. Любой человек, даже который говорит, что он не верит в Бога, имеет в своих мыслях хоть малую долю веры во что-то высшее, разумное, святое, особенно когда ему вдруг становится плохо, плохо в духовном смысле. А эта вера и есть тот Бог: Надежда, Любовь. А любовь есть в каждом из нас. Но только человек часто забывает о ней, когда у него все благополучно.
В трудные времена, когда потребна помощь Божия для укрепления веры, Бог посылает на землю Своих особых избранников; и те, будучи преисполнены священной благодати, дивной жизнью и смирением привлекают к себе сердца людей и делаются наставниками и руководителями всех, кто ищет очищения от страсти и спасения души. Из мест уединения этих избранников, из их пустынь, разливается тогда по лицу их родной земли благодатный свет веры, покоя и добра. Духовно-нравственные основы в служении Богу и Отечеству своим жизненным подвигом определили великие подвижники и молитвенники за землю русскую, оказавшие благотворное влияние на становление государства Российского и формирование православного сознания населяющих его людей. Народ помнит и почитает Сергия Радонежского, Иова Почаевского, Александра Невского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского, оптинских старцев: Макария, Амвросия и Анатолия, праведного воина – адмирала Федора Ушакова и многих других. Предстоятелем перед Богом и молитвенником за наш Кольский край является преподобный Трифон Печенгский. Именно ему я посвящаю свою работу.
2
Кольская земля представляет собой явление уникальное как в истории, так и в географии России. Необъятность просторов, богатство суровой северной природы, крайняя удаленность от культурных центров и столиц – все это обусловило и историческую судьбу края. На Кольском полуострове есть место, где как бы сходятся три Государства: Россия, Финляндия и Норвегия - там, где реки Печенга и Кола впадают в Баренцево море, на северо-запад от Мурманска, к самой границе с Норвегией и Финляндией. Испокон веков там проживали лопари. На этой окраине России, а именно в том месте, где живут православные саамы, был построен самый северный монастырь России - Трифонов Печенгский мужской монастырь, названный в честь его основателя – преподобного Трифона Печенгского.
Преподобный Трифон Печенгский, в миру Митрофан, родился в 1495г. в г. Торжке Новгородской губернии в семье священника. С младых лет отрок начал подражать богоугодной жизни своих родителей, с юных лет предавался постническим трудам, был кроток и милостив. Однажды в лесу во время молитвы он услышал голос: "Я, милующий вас, вспомнил о тебе. Не здесь твое место - ступай в землю пустынную, жаждущую, где не ходил еще никто и не обитал ни один человек". Повинуясь небесному призванию, Трифон решил покинуть родительский дом и идти с проповедью о Христе в полунощную землю - на Кольский полуостров на реку Печенгу, к язычникам - к диким лопарям, о жизни которых знал из рассказов рыбопромышленников.
Лопари жили рассредоточенно по лесам и непроходимым болотам, вели более кочующий образ жизни, чем оседлый. Поклонялись же они духам злобы, т. е. бесам и даже гадам и ночным нетопырям, занимались ворожбой и колдовством. Русские в начале XVI века бывали здесь временными гостями - приходили на рыбный или звериный промысел. И им, конечно, было не до просвещения диких лопарей светом Православия. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к лопарям, преподобный изучил их язык, обычаи, верования. Первые отношения с лопарями Митрофан завязал под видом торговых дел. Потом заговорил с ними об их богах и о единой спасительной вере. Открыто проповедуя Христа, стал он с любовью упрекать их в произвольной слепоте и омрачении, постепенно научая Божественным догмам и преданиям. Невежественный народ нелегко постигал духовную грамоту. Кебуны же, или кудесники, - верные слуги дьявольские - разъярились, как звери, с воплем терзая его, и возбуждали соплеменников идти на чужестранца с оружием и дрекольями. Святой преодолел много трудностей, перенес гонения и побои, но даже под страхом мученический смерти он не отступил от апостольского служения и не перестал проповедовать. Постепенно смягчались жесткие сердца лопарей и, не видя за Митрофаном никакой вины, раздраженные приобретали мирное расположение. После долгих трудов и скорбей проповедника значительное число лопарей, живущих у реки Печенги, уверовали в Господа Иисуса. Постепенно мудрым и кратким словом святого многие обратились ко Христу.
Так прошло 20 лет...
Все эти годы блаженный Митрофан не крестил новообращенных, потому что не был облечен саном священства; он даже не был еще иноком. Это понудило его ехать в Новгород к архиепископу Макарию для получения грамоты на построение церкви. Из Новгорода привел он с собой и плотников, которые более из усердия к Богу, нежели за деньги, решились идти с ним в дальнюю и дикую страну. Так началось строительство первой православной церкви в этом северном краю. Каждую ночь Митрофан пребывал в молитве, а днем издалека носил на своих плечах бревна и тес для постройки церкви. В 1532 г., по благословению Новгородского епископа Макария, преподобный Трифон построил для новообращенных храм. Но из-за отсутствия священника три года церковь стояла без освящения. Преподобный сам отправился искать иерея.
В Коле, тогда еще малолюдном местечке, он нашел иеромонаха Илию, которого убедил идти с ним на реку Печенгу. Тот освятил храм, крестил обученных вере лопарей и постриг в монашество самого проповедника с именем Трифона. Тогда только исполнились чистые желания Трифона: церковь была освящена, лопари крещены, а сам он принял постриг. Таким образом, положено было в 1535 г. основание обители в Кольской стороне на реке Печенге - монастырь во имя Святой Троицы. Преподобный не хотел быть игуменом и назначил инока Гурия настоятелем новой обители.
В 1556 г. Трифон ходил в Москву и возвратился в обитель с богатою царскою милостынею: он получил церковную утварь и колокола, а также принес с собою грамоту от царя Иоанна Грозного на владение окрестными землями и водами. По чувству глубокого смирения Трифон упросил царя грамоту дать на имя игумена Гурия, всячески умаляя свои великие труды по устроению им монастыря. На собранные в Москве пожертвования преподобный Трифон построил в устье реки Паз для чад своих церковь во имя первых русских святых - страстотерпцев князей Бориса и Глеба.
С 1557 года северный край испытывал сильный продолжительный голод. Несколько лет мороз побивал посевы. В ту пору Трифон был питателем собранной им и отечески любимой обители. С несколькими монахами обходил он пределы Новгорода, испрашивая у боголюбивых людей подаяния и посылая все в монастырь. Так путешествовал он восемь лет, в пути исцелял недуги телесные и душевные во славу Христа. Минуло время, и игумен с братией встретили его с благодарностью.
По-прежнему наставлял Преподобный богоугодному житию своим примером. Раз, купив в Коле ручные каменные жернова, положил он их себе на плечи, чтобы нести в монастырь. Ученики умоляли отдать им ношу, но старец сказал: "Братия, тяжелое бремя лежит на потомках Адама с рождения и до самой смерти. Лучше я повешу камень себе на шею, чем соблазню вас праздностью", и 158 верст от Колы до обители нес жернова на себе, почти не вкушая пиши. Такими подвигами Преподобный достиг великой духовной крепости. Подобно многим русским святым, радея о горнем восхождении, блаженный Трифон благодатно преуспевал и в земных трудах.
На северо-западе России его помнили и чтили не только как просветителя лопарей. Он содействовал в крае этом рыбному промыслу и начал строительство больших кораблей. В последние годы жизни Трифон уединялся и молился в храме Успения Божией Матери. Здесь он завещал похоронить себя.
Прощаясь с игуменом Гурием и братией, он, прозревая будущее, утешал ее напутственным словом и плакал: "На сию святую обитель будет искушение, и от острия меча примут мучение многие. Но не ослабевайте, братия моя, упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии своем, ибо силен, и паки обновит обитель свою".
Преподобный предал святую душу свою Господу, будучи 98 лет от роду, 15 декабря (по старому стилю) 1583 года. Его тело погребли у храма Успения Пресвятой Богородицы (ныне поселок Луостари), где он завещал.
По преданию, просветитель лопарей был небольшого роста, крепок, несколько сгорблен, с длинной седой бородой. Стяжав при жизни великие духовные дарования, он и после кончины помогал всем призывающим его, не раз спасал потерпевших бедствие мореплавателей. Притекающие к нему с верою начали получать исцеление, и многим он являлся помощником на суше и на воде.
Первое явление преподобного Трифона было самому благочестивому царю Феодору Иоанновичу при осаде Нарвы, в феврале 1590 года. Немцы на рассвете направили пушки свои на шатер, где спал царь. Некий старец в иноческой одежде, представившись царю Трифоном, предупредил его об опасности, заставив выйти из шатра. Царь только вышел из шатра, как ядро ударило прямо в царскую постель.
Неоднократно подданные шведского короля пытались завоевать Русский Север, грабя и убивая мирных людей. Как и предсказывал преподобный Трифон, в 1590 году за неделю до праздника Рождества Христова они напали на монастырь и сожгли храм Успения, где под спудом почивали мощи святого; здесь замучили инока Иону. В самый праздник, во время литургии, ворвались грабители в монастырь и зверски умертвили иноков и послушников, Гурия же с келарем терзали, допытываясь, где казна. Злодеи, разграбив монастырь, предали все огню. Мученическую смерть приняли 51 инок и 65 послушников и работников. В свою землю разорители не вернулись, сгинув в пути. Иноки, бывшие в отсутствии, увидев гибель монастыря, с горьким плачем собрали рассеченные останки и с честью погребли их.
Царь Федор Иоаннович (сын Ивана Грозного) повелел вновь построить обитель на Кольском остроге, при храме в честь славного Благовещения Пресвятой Богородицы. На месте разрушенного монастыря воздвигли церковь во имя преподобного Трифона, "страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца", а над могилой святого - храм в честь Сретения Господня.
Но в 1619 г. обитель сгорела. Тогда повелением царя Михаила Федоровича обитель была построена близ города, за рекою Колою при впадении реки Печенги в Северный Океан близ Святого Мыса и названа Кольско - Печенгским новым монастырем. Мощи преподобного Трифона остались под спудом на месте погребения, на Печенгском лопарском погосте, в церкви, возобновленной в честь Сретения Господня, приписанной к Кольскому собору, хотя и отстоящему от нее за полтораста верст. В 1764г. монастырь был упразднен.
Первые попытки восстановить Печенгский монастырь сделали в 1827 и 1860 годах соловецкие монахи, но безуспешно.
Священный Синод 12 марта 1886 года принял решение о восстановлении Трифоновской обители. Соловецкий монастырь был обязан обеспечить финансовую поддержку.
В 1886 году монастырь был восстановлен для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения православия среди лопарей в отдаленной окраине нашего отечества. Сначала монастырь был построен при церкви в честь Сретения Господня, стоящей на месте древней Успенской пустыни. Но так как местность оказалась неудобной, его перенесли после 1890г. на место древней Печенгской обители, к церкви во имя преподобного Трифона.
Важный этап в развитии Трифоно-Печенгского монастыря связан с именем игумена Ионафана. В миру он был Иван Баранов, крестьянин деревни Еглы Боровичского уезда Новгородской губернии. Родился в 1849 г., в 1880 г. постригся в монахи в Соловецком монастыре. С 17 сентября 1890 г. он был на-стоятелем Трифоно-Печенгской обители. Проявил себя как энергичный строи-тель: создал новые предприятия и мастерские, построил церковь Рождества Христова, гостиницу для паломников, провел к монастырю шоссе, осушил несколько болот под сенокосы и так далее.
На первоначальном месте монастыря, над могилой преподобного Трифона, стоит деревянная церковь Сретения Господня. Теперь эта территория относится к Норвегии.
Преподобный Трифон справедливо полагал, что его дело – служить Богу и людям. Дошедшие до нас сведения о жизни Трифона чрезвычайно разноречивы. Но благодарная память народная сохранила основные подробности его жизни и, главное, осталось важнейшее миссионерское дело его жизни - обращение саамов в Православие. Именно усилиями таких подвижников, как Трифон Печенгский, и создавалась та империя, которая существовала до конца XX столетия.
До революции в монастыре были деревянные храмы: древняя церковь во имя князей Бориса и Глеба на реке Паз (Патсойоки), которую построил преподобный Трифон в 1565 г. (сгорела в 1944 г. при наступлении советских войск), церковь Сретения Господня (1707 г.) на могиле преподобного Трифона в монастырской пустыни (ныне — поселок Луостари в 18 км от Печенги), в которой находились раки (рака – большой ларец для хранения мощей святых) преподобного Трифона и мучеников иеромонаха Ионы и монаха Германа. При советской власти монастырь сохранялся как действующий до 30 января 1984 г., когда в возрасте 110 лет скончался последний из печенгских монахов - отец Акакий. В 1997 г. началось второе возрождение монастыря. На предполагаемом месте могилы преподобного Трифона в поселке Луостари установлен крест.
Два раза в год совершается память чудотворца Печенгского: в день его преставления (день смерти) – 15/28 декабря, и в день тезоименитства (день пострига в монахи) – 1/14 февраля. В эти дни лопари и приезжие жители Колы служат молебен над гробом преподобного, и не оскудевает целебная сила его мощей.
1 декабря 2007 года произошло страшное событие: в монастыре сгорела деревянная церковь Рождества Христова XIX века - единственное на тот момент старинное здание обители. Конечно, потеря столетнего храма большая беда, но главное - удалось спасти все, что необходимо для совершения богослужения: иконы, церковную утварь и антиминс - полотнище с изображением положения Христа во гроб. Каким образом будет восстановлен сгоревший храм, пока не решено. Может быть, на месте его алтаря будет построена часовня. Может, найдется человек, который поможет отстроить храм заново. Но не в таком виде, как он существовал до пожара, после лихолетья 20-го века и многочисленных перестроек, а в первоначальном, каким храм был почти сто лет назад.
3.
Роль Печенгского монастыря в истории России велика: здесь крестили и учили грамоте лопарей, а при возникновении споров с датчанами и шведами о границах Московского царства в Лапландии монастырь был неоспоримым аргументом о принадлежности этой земли русским. Монастырь отмечался на европейских картах 17 века как ключевой объект на границе России с Норвегией.
Принято постановление правительства Печенгского района о передаче Трифоно-Печенгскому монастырю исторически принадлежащих ему земель в районе п.Луостари (бывшая Успенская пустынь, которая находилась в месте слияния рек Мана и Печенга). На этой земле находится могила преподобного Трифона Печенгского. Кроме того, там были похоронены мученики Иона и Герман, первыми пострадавшие от меча разбойников при разорении монастыря в 16 веке. В 2008 году начались работы вблизи военных гарнизонов Луостари и Корзуново, где предполагается восстановить весь храмовый и хозяйственный комплекс в том виде, в котором он был 100 лет назад.
Духовное возрождение всей России, пусть и с опозданием, достигло нашего многострадального Кольского Заполярья. Это возрождение выразилось в создании никогда ранее не существовавшей Мурманской и Мончегорской епархии. Но открытие епархии не означает в одночасье воскрешенной духовности и церковности по всем городам и весям Кольским, это процесс длительный и многотрудный, сравнимый с подвигом апостольского служения преподобного Трифона. Мрак язычества, с которым он встретился здесь в XVI веке, сравним только с мраком современного метания между колдунами и экстрасенсами, с одной стороны, и сектантами и новыми религиозными течениями, с другой, в обилии хлынувшими на нас с Запада. Выход из этого состояния духовного ослепления только через труды просвещения, через следование подвигам преподобного Трифона. За все, что было сделано до нас, что сделаем мы и что будет сделано нашими потомками, несет ответственность наше поколение. За исправление старых ошибок и за безошибочность новых решений сегодня отвечаем мы.
Литература
1. Белоброва О.А. Житие Трифона Печенгского (Кольского) // Словарь книж -
ников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–
XVI в.). Ч.1. С. 337–339.
2. Голубинский Е.Е. История канонизация святых в Русской Церкви.
[3-е изд.] М., 1998.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред.
И.А. Бодуэна де Куртенэ. М., 1994. Т.1, 2.
4. Житие и акафист преподобного Трифона Печенгского чудотворца. Мур-
манск, издательский центр «Никольский», 1966.
5. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник.
[2-е изд.] М., 1989.
Приложение.
Тропарь Трифону Печенгскому, Кольскому, глас 8:
Пути, вводящаго в жизнь, наставник и учитель был еси: / первее бо, преподобне отче наш Трифоне, / пришел еси в часть Норвегския земли / и в последних концех северныя страны языки просветил еси, / породив водою и Духом Святым, / и священная твоя чада в безплодней пустыни, / яко древа масличная, насадил еси, / велию обитель Святыя и ивоначальныя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы создал еси / и монахов множество собрав. / Тем, яко апостолом и пустынножителем равночестна чтуще тя, / прилежно припадающе, вопием: / моли всех Бога за Русскую землю, за область твою и за вся люди, / почитающия память твою.
Кондак Трифону Печенгскому, Кольскому, глас 8:
Все твое умное желание к Богу вперив, / и того званию невозвратно от души последовал еси, / в пустыню конечную вселився, / и тамо ангельски и равноапостольне пожив, / многим путь был еси ко спасению; / сего ради и Христос тя прослави, / и даром чудес обогати. / Темже вси вопием ти: / радуйся. исповедниче Христа Бога нашего, / радуйся, граду твоему неколебимое утверждение, Трифоне отче наш.
Величание Трифону Печенгскому, Кольскому:
Ублажаем тя, / преподобне отче Трифоне, / и чтим святую память твою, / наствниче монахов / и собеседниче ангелов.
Печенгский монастырь
Образ Преподобного Трифона Печенгского
Образ Преподобного Трифона Печенгского
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Круговорот воды в пакете
Стеклянный Человечек
За еду птицы готовы собирать мусор
Девочка-Снегурочка