В данной работе рассматриваются произведения дальневосточного поэта и журналиста С.А.Тельканова.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 46.68 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 43
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Найдут те строчки люди и прочтут,
Задумаются: вот как это было»
С. А. Тельканов
Выполнил:
Ишкова Анастасия
ученица 8а класса
Руководитель:
Жуковская Елена Викторовна
учитель русского языка и литературы
.
2015
Цель и задачи исследовательской работы.
ЦЕЛЬ: ознакомление с биографией и рассмотрение произведений дальневосточного поэта и журналиста С. А. Тельканова.
ЗАДАЧИ:
- найти материалы, соответствующие теме и цели данного исследования;
- рассказать о жизни и творчестве С. А. Тельканова;
- проанализировать ряд стихотворений, написанных С. А. Телькановым в годы Великой Отечественной войны;
- проанализировать публицистическую работу, напечатанную в газете «Суворовский натиск»;
- проанализировать книгу «Степные солдаты»;
- составить словарь литературоведческих терминов, используемых при анализе произведений С.А. Тельканова.
Содержание.
- портреты;
- автобиография;
- творческая характеристика;
- перечень наград;
- мемориальная доска;
- фотокопии изданий с опубликованными произведениями.
«Какое слово страшное – “война”».
Приближается 70 годовщина победы в Великой Отечественной войне. Её не зря назвали «Отечественной», ведь в ней принимали участие рабочие и колхозники, учёные и музыканты, писатели и поэты. И не важно, кем ты был до войны, в бою ты - солдат. Со всех уголков необъятного Советского Союза на фронт уходили как взрослые мужчины и женщины, так и совсем молодые юноши и девушки. Вместе со всей страной и наши предки-дальневосточники самоотверженно защищали родную землю. Героизм народа в военное время отражён и запечатлён в искусстве, в том числе и в литературе.
У нас в крае много поэтов и писателей – участников Великой Отечественной войны. Мы изучаем их произведения на уроках литературы Дальнего Востока. А имя Сергея Алексеевича Тельканова я прочитала на мемориальной доске, когда посещала библиотеку. Я заинтересовалась и личностью этого человека.
В своей работе мы обратились к стихотворениям военных лет и к журналистской деятельности С. А. Тельканова. Поиски материалов привели нас в Дальневосточную государственную научную библиотеку и в Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, где сохранились не только сборники произведений Сергея Алексеевича Тельканова, но и архивные материалы.
«Нет, жизнь моя спокойной не была».
«Я был всегда с тобой, Россия».
Сергей Алексеевич Тельканов родился 16 августа 1911 года в посёлке Майкорского завода Соликамского уезда Пермской губернии в семье служащего лесничества. Первые стихи Тельканова появились на страницах пермской пионерской газеты «Будь готов!» в 1925-1926 гг. (автору тогда было 14 лет). Окончив среднюю школу, работал учеником слесаря, возглавлял заводскую комсомолию, был заместителем секретаря Очерского райкома ВЛКСМ.
С 1931 года до начала войны Сергей Тельканов работал в редакции свердловской областной комсомольской газеты «На смену». В годы Великой Отечественной войны, почти с первых её дней, Сергей Алексеевич стал солдатом. Из всех трудных военных дорог выпала ему тогда самая трудная – дорога бойца переднего края. Он ходил в бой рядовым бойцом, бессчётное количество раз был под бомбёжками, под артиллерийским обстрелом, слышал рядом свист пуль. Под Сталинградом Тельканов стал работником политотдела дивизии, а в пору великого наступления – военным журналистом, сначала в дивизионке, потом в газетах «Боевая красноармейская» и «Суворовский натиск». Сражался на Курской дуге, прошёл с боями всю Украину и Молдавию, закончил войну на Тихом океане в Порт-Артуре. После войны до увольнения в запас (1963 год) С. А. Тельканов работал военным журналистом, был специальным корреспондентом газеты Краснознамённого дальневосточного военного округа «Суворовский натиск» в Хабаровске.
За годы жизни Сергея Алексеевича Тельканова на Дальнем Востоке вышли сборники стихов «Пути-дороги», «Знамя полка», «Слово к друзьям», «Великий или Тихий», «Костры походные», «Память сердца», главным героем которых стал советский солдат, оберегающий мирный труд людей.
С. Тельканов известен и как прозаик – очеркист. Им написаны документальные повести «Особая роль» (1962), «Крутые ступени» («Дальний Восток», 1978), «Степные солдаты» (1979 г.), очерки о героях войны.
С. А. Тельканов – член Союза писателей с 1949 года. Он награждён двумя орденами «Отечественной войны 1 степени», двумя орденами «Красной Звезды», орденом «Знак Почёта», четырнадцатью советскими медалями, монгольской медалью «За победу над Японией» и китайской медалью «Китайско-Советская дружба».
«Майским утром 1974 года, в ранний рассветный час, оставив на столе – рукопись книги, он ушёл на Амур, подышать свежим воздухом, порыбачить,“на лоне природы подумать над старыми и новыми строчками”. В то весеннее утро на амурском берегу отказало сердце поэта, воина и журналиста. Ему шёл всего-то шестьдесят третий год.» (Ю. Н. Яхнин)
«Горят в стихах военные зарницы».
Сергей Тельканов начал писать стихи в возрасте четырнадцати лет. С 1931 года до начала войны писатель работал в редакции газеты «На смену». А почти с первых дней Великой Отечественной войны он стал солдатом. Но в перерывах между военными действиями Сергей Алексеевич продолжал писать стихи. Из всех его произведений мы отобрали пять стихотворений, написанных в военное время, и одно в послевоенное.
Словами из первого выбранного нами стихотворения: «Пахнет кровью строка сорок первого года» - озаглавлен раздел Хрестоматии по дальневосточной литературе для 6 класса. Это стихотворение, начинающееся со слов «Танки рушат дубы, подминают кусты», является яркой страницей своеобразного фронтового дневника Сергея Алексеевича Тельканова. В первые месяцы войны фашистские войска стремительно продвигались вперёд по нашей земле, уничтожая всё на своём пути. В это суровое время всё: и цветы, и земля, и даже стихотворные строки – пахло дымом и кровью. Передать душевное состояние лирического героя помогает анафора: «Пахнет дымом…» и «Это запах…». Анафора завершает каждое из трёх четверостиший, подчёркивая суровую правду военных лет. А строки «Пахнет дымом строка, пахнет кровью строка. Это запах стихов сорок первого года» можно считать лейтмотивом всего фронтового творчества Сергея Алексеевича Тельканова.
Вот и стихотворение «Двое», созданное автором в этом же году, рассказывает нам о трагической гибели юных бойцов, юноши и девушки. Война заставила молодых людей взять в руки оружие и защищать свою Родину. Стихотворение «Двое» раскрывает характер и силу духа советского человека: лирические герои предпочли смерть жизни в плену. Автор сравнивает гибель героев стихотворения с трагической смертью романтических героев Шекспира: Ромео и Джульеттой. Этой трагедии не должно было произойти! Метафора «закипает болотная жижа» окунает нас в смертельный ужас военного времени, показывает тяжёлое положение героев. Обилие глаголов «лежит, склонилась, подбираются, …» передаёт быструю смену событий. В стихотворении встречаются эпитеты, последний из них: «два выстрела глухо звучат» – ставит трагическую точку – гибель героев. Смерти противопоставляется вечность природы: «дымка рассвета», «по кочкам росистым». Стихотворение «Двое» показывает, насколько смелыми и самоотверженными во времена войны были не только мужчины, но и молодые девушки.
Позднее, в 1942 году из-под пера автора выходит стихотворение «Ночь перед боем». Оно описывает чувства солдата-новичка перед первой битвой, его сомнения «готов ты или нет шагнуть в огонь». Автор задаёт риторические вопросы, чтобы передать сомнения молодого бойца перед сражением: сможет ли дать достойный отпор врагу? Передать атмосферу боя на передовой поэту помогает метафора – «плывёт артиллерийский гром». В этих же строках используется и другой литературный приём – звукопись: «артиллерийский гром, грозно». Аллитерация помогает читателю услышать грозные звуки сражения. В этом стихотворении Сергей Алексеевич употребляет множество существительных; например, «огонь, пули, мины, танки». В первой и последней строфах говорится о «кургане» как древнем символе воинской славы. Позже в книге очерков «Степные солдаты» Тельканов напишет, как в этих местах в годы Великой Отечественной войны вырастали новые курганы над братскими могилами наших погибших солдат. А в послевоенное время был создан знаменитый комплекс «Мамаев курган», который существует и по сей день на правом берегу реки Волги в центре города Волгоград (во время войны Сталинград). При прочтении стихотворения «Ночь перед боем» вспоминается поговорка: на войне не боятся только дураки. Сомнения лирического персонажа говорят о его страхе, но это страх не за свою жизнь, а за то, чтобы суметь достойно исполнить долг перед Родиной.
Как важна была победа в битве под Сталинградом, которой посвящено стихотворение «Ночь перед боем», так значима и победа на Курской дуге. Это было самое крупное танковое сражение в истории, в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов. Битва продолжалась 49 дней. Этому бою посвящено одноимённое стихотворение, которое написано в 1943 году. В этом произведении есть несколько метафор, например, «громом дышит», «ветер взрыва», а ещё автор использует интересное сравнение линии фронта с дугой в упряжке коня. Так же, как и в предыдущем стихотворении, здесь используется очень много существительных, важнейшее из которых – слово «дуга», оно встречается в строках стихотворения четыре раза. Невозможно запрячь коня без дуги в упряжке, невозможно было выиграть эту войну без победы на Курской дуге. Кроме этого, С. Тельканов употребляет много служебных частей речи, которые придают тексту темп, динамику. Особенно символична последняя строка стихотворения: «ромашки, сбитые в траншею»; в ней противопоставляются жизненные силы природы, её красота и смертоносность, ужас войны.
Ещё больше противопоставляются мирное и военное время в стихотворении «Томик Пушкина», написанном в 1945 году в Чехословакии, земли которой вместе с другими бойцами Советской армии освобождал Сергей Тельканов. Важная особенность этого стихотворения – сюжетная линия. Автор ведёт диалог с чехом, соседом учителя, который «любил Россию, по-русски читать учил». Судьба педагога закончилась трагедией; «взят гестапо, погибли дети». В последних двух строках «томик Пушкина» является символом памяти о тех, кто погиб, символом вечности. Как помнят столетиями А. С. Пушкина, так и жертв фашизма будут помнить вечно.
Приходит долгожданная победа, но и в послевоенные годы Сергей Алексеевич продолжал писать стихи.
Стихотворение «Салют» был создано через два года после Великой Победы. Автор и в этом произведении противопоставляет фронтовые события и послевоенные годы. Опять слышны пушечные залпы, но они уже не гремят, а ведут «задушевный разговор». Очень интересно звучит развёрнутая метафора «Звёзды славы на щитах цветут, Блещут светом радужным, лучистым». Щит – это древний символ сражений. Известно выражение: вернуться со щитом или на щите. «Звёзды славы» цветут на щитах победителей. Щит и курган – это свидетельства нашей воинской славы, эти образы дороги автору и понятны читателю. В стихотворении отражена эпоха: «сталинские орлы» - с именем Сталина для участников боёв была связана победа в Великой Отечественной войне. Это произведение написано, когда поэт служил в Дальневосточном военном округе и напечатано в газете «Суворовский натиск» № 275 (1441) от 23 ноября 1947 года.
Именно с журналистской деятельностью в Дальневосточном Военном Округе связана вся дальнейшая жизнь Сергея Алексеевича Тельканова.
«Куда меня пятилетка Забросит по зову момента».
После окончания Великой Отечественной войны до увольнения в запас Сергей Тельканов долгие годы работал корреспондентом в газете Дальневосточного военного округа «Суворовский натиск».
С. Тельканов продолжал писать стихи, но главным делом его жизни теперь стала журналистика. Публицистические работы Сергея Алексеевича менее интересны и значимы, чем его стихотворения.
В своих публицистических работах Сергей Алексеевич писал о дальневосточных войсках, о солдатах и офицерах, поднимал злободневные для того времени вопросы.
«Не знаю, есть ли в нашем округе гарнизон, где бы ни побывал Тельканов. Он больше жил, как у нас шутили, на колёсах и на крыльях. Ездил, летал… И выдавал «на-гора» добротные очерки, яркую публицистику, вдохновенные стихи. Все мы в «Суворовском» учились у нашего неразговорчивого, но очень доброжелательного и сердечного старшего товарища журналистскому мастерству, партийной принципиальности, нравственной чистоте». Так писал о Сергее Алексеевиче его друг и сослуживец Юрий Яхнин.
В архиве Дальневосточной государственной научной библиотеки сохранились подшивки газеты «Суворовский натиск», в которых были напечатаны статьи и очерки Сергея Алексеевича Тельканова.
Рассмотрим очерк, напечатанный в «Суворовском натиске» № 88 (5250) за 13 апреля 1960 г. Очерк называется «Человек и встречный ветер»; в нём говорится о разных типах солдат, которые служили в одной военной части на Дальнем Востоке.
Основное содержание очерка построено на антитезе: противопоставляются характеры и отношение к службе двух бойцов, Фёдора Белоусова и Виктора Точилина. Фёдор служит старательно, отличный солдат. Но у него большие проблемы в семье (серьёзно заболели родители), поэтому его хотят демобилизовать досрочно. Боец очень переживает, не хочет раньше заканчивать службу. Он говорит: «Все будут служить, а я … Привык к армии». И автор в связи с этим пишет: «Горе пришло к человеку. Но оно не согнуло его, не выбило из колеи. Солдат остался солдатом со своими повседневными обязанностями и делами, с высоким пониманием своего долга».
Совсем иным читатель видит второго героя очерка, рядового Виктора Точилина. В отличие от подтянутого, молодцеватого Фёдора Виктор выглядит расхлябанным: «… одна нога волочится, рука с трудом дотянулась до головного убора». Этот солдат не болен, просто он не умеет и не хочет достойно нести воинские тяготы, он просто отбывает срок военной службы. Виктор подвёл весь взвод, не выполнив задание; он постоянно выискивает у себя болезни, чтобы посидеть в медпункте части или даже полежать в госпитале. Болезней у Виктора не находят; но он всё равно халатно относится к свои воинским обязанностям: не служит, а тянет время. Сергей Алексеевич пишет: «Лечиться, конечно, надо. Беспокоиться о своём здоровье необходимо». Но этот солдат просто симулирует, потому что не болен.
Вот и отношение сослуживцев к этим рядовым разное. «Это один из лучших солдат, никаких претензий к нему не имеют», - так говорят о Фёдоре. «Нет у него ни рвения, ни охоты, хотя он может быть хорошим солдатом», - это уже о Викторе. Фёдора рота поддерживает, сочувствует ему, а у Виктора друзей нет, «не любит его рота за недобросовестное выполнение своего долга».
Рассказ о двух солдатах, о разном отношении к воинскому долгу являлся, да и сейчас является хорошим воспитательным материалом. Но есть в этом очерке Сергея Тельканова и прямое обращение к достойным образцам служения Родине. В начале очерка, Сергей Алексеевич обращается к примерам выполнения долга в военное и мирное время. В примере автор приводит мужество героев Великой Отечественной войны: Зои Космодемьянской и Александра Матросова – и современников, молодых солдат – героев очерка: четверо воинов-дальневосточников выдержали семинедельную схватку с разбушевавшейся стихией.
Сергей Тельканов, сам много переживший во время Великой Отечественной войны, видевший примеры мужества и героизма, пишет в этом очерке: «Известно, что физическая и моральная сила не приходит к людям с материнским молоком. Для приобретения её существует хорошая школа – жизнь с её трудностями и преградами, с её ветрами и грозами, нередко переходящими в ураганы».
Не менее убедительны и строки, в которых автор рассуждает о сущности человека, о его отношении к делу и к жизни в целом: «Черты того или иного характера проявляются не обязательно в каких-то подвигах или исключительных испытаниях: они видны в обычных, повседневных делах. По тому, как человек относится к труду, к армейской службе, к коллективу и товарищам, можно сразу определить, чего он стоит, чем дышит, какова его внутренняя суть».
Конечно, лексика данного очерка во многом связана с реалиями прошлых лет: «партийное бюро части, комсомолец, советский человек», да и стиль будет непривычен для молодого современного читателя. Но понятно и неизменно нравственное звучание очерка, направленное на воспитание настоящего воина, достойного гражданина и просто хорошего надёжного человека.
Таким нравственным настроем отличаются все публицистические работы Сергея Алексеевича Тельканова. Фронтовик, он нёс свою боевую закалку всю свою жизнь и сам являлся примером, как он написал в данном очерке, высокого понятия – Настоящий Советский Человек.
Именно поэтому личность воина, поэта, публициста Сергея Алексеевича Тельканова значима и для сегодняшнего читателя. Идейное значение его лирики и публицистики трудно переоценить: это значимые страницы истории нашего края и всей страны.
2. 4. Фронтовой дневник.
«Не один я был на той орбите, Миллионы были на войне».
Особое место в творческом наследии С.А. Тельканова занимает книга фронтовых очерков «Степные солдаты». Произведение имеет подзаголовок «Фронтовой дневник». Книга состоит из двенадцати очерков, объединённых образом рассказчика и хронологией событий.
Повествование в очерках ведётся от первого лица, потому что участник всех событий, о которых рассказано в произведении, - сам автор. А период, когда происходят события, охватывает два суровых военных года: от Сталинградской битвы в 1942 году и до выхода советских войск к государственной границе СССР в 1944 году. До завершения Великой Отечественной войны ещё далеко, но врага уже нет на родной земле. Рассказчик отмечает, что «Родина отметила эту победу торжественным салютом».
В очерках рассказывается о фронтовых буднях; людях, с которыми выпало служить или встречаться автору, о событиях, которые происходили в этот период, о встречах и утратах. Читая очерки, мы видим военную жизнь глазами не просто очевидца, все реальные события изображены наблюдательным и отважным человеком.
Фронтовые будни не описываются подробно, но каждая деталь очень значима, именно из отдельных фактов и деталей создается целостная картина фронтовой жизни.
Постоянная опасность, невозможность выспаться, да и просто отдохнуть на фронте были нормой. Автор пишет, как сложно было с едой и даже водой (основные события в очерке происходят в степных условиях).
Но не это главное в данных очерках Тельканова. Главное – люди, с которыми ему приходилось встречаться во время войны. В каждом очерке – новые герои: солдаты, командиры, старики, женщины, дети.
Уже в первом очерке автор рассказывает, например, о парнишке Пете, встреченном в разрушенном Сталинграде. Отца он потерял на фронте, а мать во время бомбёжки. Его и младшую сестрёнку приютили в своей землянке «какие-то дед и бабка». Старики делились с детьми последней картошкой. Но этого было очень мало. И Петя с другом «по городу по ночам лазил, ранцы убитых фрицев обшаривал. То галеты, то консервы попадались». А ещё «тёмными сталинградскими ночами» Петя и его друг хоронили погибших красноармейцев: «стаскивали убитых в воронки и засыпали землёй и щебнем».
Солдаты не остались безучастными к судьбе детей: сестрёнку смогли отправить к родственникам, а Петю определили на учёбу.
В восьмом очерке рассказывается о рядовом Иване Самохине и медсестре Любе. В самом начале войны у Ивана «от немецкой бомбы» погибла жена и маленькая дочь, и солдат не только мстит фашистам, но и становится нелюдимым, даже злым. И лишь встреча с Любой и их взаимная симпатия смягчает характер воина. Однако фронтовая жизнь разводит эти людей, и неизвестно, смогли они соединить свои судьбы после войны и вообще, погибли или вернулись живыми.
В произведении есть страницы, которые просто страшно читать. Это картины гибели солдат и во время бомбёжки, и во время переправы, и от пуль фашистского снайпера. Но есть картины гибели мирных людей. В пятом очерке рассказывается, что увидели наши солдаты, освободившие от фашистов небольшое украинское село «Посреди двора на соломе лежало семь обгорелых трупов. Шесть женских и один мужской». А вокруг стояли люди: «Лежали мёртвые на соломе. Молчали над ними живые».Как потом рассказали солдатам, гитлеровцы перед отступлением в одной из хат устроили «настоящий фашистский шабаш»: притащили самых красивых девушек села, истерзали и сожгли живыми; а старика кинули живым в огонь, когда он осмелился возразить фашистам.
Все эти страшные свидетельства бесчеловечной войны описывал в своих очерках фронтовик Сергей Алексеевич Тельканов: и название этого почти сгоревшего села запомнил – Снежков Кут, и даже имя одной из погибших девушек услышал – Галя…
Кроме хронологических записей (например, в некоторых очерках есть короткие дневниковые записи с определённой датой) и деталей военного быта, в очерк очень конкретных географических названий и имён конкретных людей, каждого, с кем автор встречался даже всего однажды. Словно уже тогда, в годы войны, Сергей Алексеевич Тельканов думал о том, что такие фронтовые записи - это бесценное свидетельство повседневного героизма людей, защищавших свою Родину.
Но большую часть очерка занимает рассказ о фронтовых буднях самого автора. Уже из первого очерка мы узнаём, что рассказчик является сотрудником фронтовой газеты, пишет, редактирует, участвует в её издании. В снег и в распутицу, по суше и воде перевозит он с коллегами фронтовую типографию. Несмотря ни на что, газета должна выйти в срок6 бойцы ждут. Неизбежные потери и утраты, постоянные трудности, голод и ранения не должны мешать важному, необходимому делу: не только рассказывать людям о событиях и героях, но и поддерживать боевой настрой, вселять уверенность в победу. Ради этого не спят сутками сотрудники газеты и типографии, ради этого преодолевают немыслимые трудности.
Оценивая это произведение, Ю. Я ин в 1979 году написал: «В нём документальная точность, отсутствие заданности и в то же время – небольшая частица большой правды о Великой Отечественной».
«Поэт-воин, журналист-боец»
(Ю. Яхнин)
Сергей Тельканов – известный дальневосточный писатель, имя которого знают и помнят по сей день. Его произведения издаются в современных сборниках стихов дальневосточных поэтов, печатаются в местных журналах. О нём как о поэте рассказано в учебнике – хрестоматии по дальневосточной литературе за 6 класс (Издательский дом «Приамурские ведомости» 2011 год).
По инициативе неравнодушных жителей Хабаровска, при поддержке Хабаровского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России», Государственного научного учреждения культуры «Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова», редакционной коллегии издательского дома «Дальний Восток», редакции газеты ДВО «Суворовский натиск», Хабаровской городской Думой было принято решение об установлении мемориальной доски Тельканову Сергею Алексеевичу на фасаде жилого здания по адресу: г.Хабаровск, ул. Истомина, 88.В этом доме жил и работал С. А. Тельканов с 1952 по 1974 год.
Сергей Алексеевич Тельканов стал автором более десятка книг. Его очерки и стихи будет читать ни одно поколение людей, восхищаться его талан том, и в душах хабаровчан всегда будет чувство гордости, что такой человек жил и работал в том же городе, в котором живут и они.
В целом подводя итоги данного исследования, следует отметить, что в соответствии с поставленными целью и задачами была проделана следующая работа:
- собраны материалы о жизни и творчестве С.А. Тельканова;
- проанализированы отдельные поэтические и публицистические произведения С.А. Тельканова;
- составлен словарик литературоведческих терминов, используемых при анализе произведений С.А. Тельканова в данной работе;
- подготовлены и систематизированы материалы, оформленные в Приложение к данной работе.
1. Сергей Алексеевич Тельканов, 1940-е.
2. Д. Сугробкин, С. А. Тельканов и П. Комаров Хабаровск, 1947 КП 8178.
3. Иллюстрации из сборников «Быстрина. Стихи» и «Моя высокая звезда».
4. Мемориальная доска Тельканову Сергею Алексеевичу на фасаде жилого здания по адресу: г. Хабаровск, ул. Истомина,88.
5. Стихотворения «Танки рушат дубы, подминают кусты…», «Двое», «Ночь перед боем», «Курская дуга», «Томик Пушкина», «Салют».
6. Литературное издание «Майский вальс: Хабаровчане в годы Великой Отечественной войны».
7. Сборник стихотворений «С. Тельканов. Моя высокая звезда».
8. Авторский сборник «Багульник. Стихи».
9. Сборник стихотворений «Грозовой август – Стихи».
10. Литературное издание «Литературный путеводитель 1934-2004».
11. Журнал «Аргументы времени» №4 (13) за 2011 год.
12. Авторский сборник «Быстрина. Стихи».
13. Литературное издание «Этот день мы приближали..: Писатели-дальневосточники – о Великой Отечественной войне».
14. Иллюстрация из фронтового дневника «Степные солдаты».
15. Хрестоматия по дальневосточной литературе: 6 класс.
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф или прозаических отрывков).
Антитеза – риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Идея произведения– это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения.
Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни.
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом.
Риторический вопрос – это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.
Сюжет – ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации.
Тема произведения – это предмет изображения, иначе говоря – материал, взятый для отображения в произведении.
Эпитет – это образное, художественное определение.
Прекрасная арфа
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
За еду птицы готовы собирать мусор
Соленая снежинка