Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки», хотя, благодаря применению новых технологий создаются свободные электронные библиотеки, где можно найти информацию об ушедших на фронт, например на сайте www.obd-memorial.ru мы также нашли сведения о наших прадедушках
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_s_fronta_2.docx | 22.06 КБ |
«Строки, опаленные войной»
(исследовательская работа на основе фронтовых писем)
Введение
Товарищи, помните
Жизнь отстоявших,
Они сберегли нам
И солнце, и радость.
За честь, за свободу,
За Родину павших
Навеки считайте
Идущими рядом.
В ХХ веке на долю нашего народа выпало немало испытаний. Одно из них — Вторая мировая война, изменившая судьбы миллионов людей. О том, что переживали они, чувствовали, с какими огорчениями, заботами и радостями встречались, – «говорят» нам письма военного времени. Это были необычные письма, не те, что мы пишем и отсылаем сейчас своим родственникам в другие города. Это были письма, строки которых опалены войной, в них была вся душа их авторов. Конвертов не хватало, с фронта приходили письма-треугольники, которые отправлялись бесплатно. Треугольник – это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Когда мы принимали участие в конкурсе «Моя семья в истории страны», мы также брали за основу работы письмо наших прадедушек, но теперь нам захотелось раскрыть тему шире, свежо взглянуть, проанализировать письмо с точки зрения современных ценностей молодежи - это и стало главной целью при выполнении исследования.
Мы считаем, что тема «Человек и война» актуальна в любое время, но сейчас хотелось бы оценить, насколько близка она нашим ровесникам, одноклассникам и всему порастающему поколению.
Для выполнения цели мы поставили следующие задачи:
- собрать информацию об истории письма, используя различные источники
-провести анкетирование среди учащихся 6 и 8 классов с целью создания сборника «Мои родственник-ветераны».
1.1. История семьи, опаленная войной (Михайлова Е.)
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья – это то, что всегда должно оставаться сокровенным и нерушимым. У нас много семейных альбомов с фотографиями родственников, о которых я знаю только по рассказам моих родителей, но эти рассказы, как и судьбы, бесценны. В одном из таких альбомов есть фотография моей прабабушки Звягинцевой Нины Андреевны, в девичестве Майковой. В послереволюционные времена её семью раскулачили, отца угнали в Сибирь, а она осталась в шестилетнем возрасте с парализованной матерью на руках. Из хорошего, добротного дома их выгнали и поселили в чёрную лачугу. Вещи, ранее принадлежавшие их семье, раздали бедным людям, и чтобы посидеть на своих стульях, посмотреть на свои игрушки, моя прабабушка иногда заходила в гости к соседям. Есть было нечего, помочь некому, и прабабушка, сама, будучи ребёнком, собирала на колхозном поле зёрнышки, которые оставались после уборки урожая. Летом собирала в лесу ягоды и продавала их на вокзале. Свою «добычу» (вырученные деньги) она приносила домой, и это было их с матерью пропитание. Но моя прабабушка не обозлилась, а скорее наоборот, все эти невзгоды закалили её характер и сделали её сильной личностью и хорошим, добрым человеком. А во время Великой Отечественной Войны моя прабабушка защищала свою Родину, она была партизанкой в курских лесах и сражалась в партизанском отряде в районе Курской дуги. После войны она смогла стать учителем в деревенской школе, а потом и завучем и директором этой же школы. В восьмидесятые годы прабабушка добилась своей реабилитации.
В этом же альбоме имеется фотография моего прадедушки, Звягинцева Николая Андреевича, который был ветераном Великой Отечественной Войны. В момент подписания договора о капитуляции германских войск мой прадедушка находился в Реймсе. В альбоме сохранились открытки тех времён и из тех городов, где был мой прадед. В то же время мой другой прадедушка, Новак Николай Мусиевич, в возрасте 16 лет находился в Гамбурге, куда его немцы угнали во время войны в плен. После освобождения из немецкого плена он был зачислен в ряды Советской армии.
Другая моя прабабушка, Новак Таисия Ивановна, в период Великой Отечественной войны в двенадцатилетнем возрасте рыла окопы. Мы бережно храним все эти фотографии, открытки тех времён и даже старые газеты, где напечатано о моих родственниках. Такие вещи не только сохраняют воспоминания о том, что было до моего рождения, но и обеспечивают неразрывную связь поколений и времен.
История Второй мировой войны глазами ее участников – важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги..Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»
В августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». А каждая весточка с фронта давала огромную надежду домашним на встречу со своими героями связь помогала людям чувствовать себя едиными…Немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. *
1.2. История жизни прадеда (Фурман А.)
Однажды, перебирая с мамой старые документы, я увидела письмо. Оно было написано на пожелтевшей от времени бумаге, твёрдым мужским почерком. Оказалось, что это письмо с фронта, написанное моим прадедушкой Фурманом Юрием Яковлевичем. Он родился в Белоруссии и оттуда ушел воевать. Ему было 22 года. Он окончил курсы Военно-юридического состава при Юридической Академии в январе 1942 года в звании капитана юстиции и был зачислен военным следователем в танковую бригаду. Со своей танковой бригадой он побывал во время войны даже в Иране. Тогда прадед и написал весточку домой. В письме передается его трепетное отношение к семье: свою жену он называет ласково «милочек»; беспокоится о маленьком сыне Фиме, понимает, что семье сейчас приходится очень трудно без своего кормильца, советует продать свои новые хромовые сапоги, чтобы жена смогла купить обувь себе, умиляется рисунками сына, показывает их сослуживцам. В своём письме он интересуется жизнью района, спрашивает, «как район готовится к весеннему севу», и передаёт привет работникам райкома, знакомым и родным. Прадед уверен, что враг скоро будет разбит и «мы заживём ещё лучшей жизнью, как жили до войны», ругает Гитлера «зверем – людоедом». Всё письмо пронизано верой в победу и любовью к своим близким. Очень интересным мне показался сам лист бумаги, содержащий оттиски: «ВПЕРЕД ЗА РОДИНУ, ЗА ЧЕСТЬ, ЗА СВОБОДУ! БУДЕМ БИТЬ ФАШИСТОВ НА СМЕРТЬ» и «ТОВАРИЩ, ОТЧИЗНЕ ДАЙ ТВЕРДОЕ СЛОВО. В ТРУДЕ И В БОЮ ЗАМЕНИТЬ ЛЮБОГО». Этот текст поднимал боевой дух солдат и совпадал с настроениями людей того времени. Пока я читала письмо, находила большие сходства в характерах моего прадеда и дедушки Фимы. Дедуля нежно ко мне относился и часто называл меня «Настенька», как ласково прадед называл прабабушку в письме. Иногда создавалось впечатление, что письмо написано одним и тем же человеком. С письмом хранились две фотографии - на одной прадед, а на другой дед, оба приблизительно одного возраста. Наверное, бабушка искала сходства мужа с сыном, и, правда, у мужчин одинаковые добрые, задумчивые глаза. Он награжден множеством наград и медалями. Служил он до июня 1948 года. После войны он продолжал работать старшим следователем по особо важным делам. Мой прадедушка был награжден именным пистолетом за раскрытие трудных и опасных преступлений. Его имя большими буквами вписано в историю Прокуратуры Курской области.
Второй мой прадедушка Половнёв Дмитрий Федорович родился 8 ноября 1925 года. К началу войны ему было всего лишь 16 лет, только закончил 10 классов школы. Летом 1941 года он ушел добровольцем на войну, и совсем мальчишкой воевал на Курской дуге. Был комсоргом роты. В одном из боев был тяжело ранен. Он очень не любил писать письма, но несколько все же попали мне в руки – два письма из госпиталя. Это скупые, сдержанные «путевые заметки», которые прадедушка писал как бы невзначай, на скорую руку, наверное, сам себя немного стесняясь, ведь человек труда не должен тратить свои силы на лирику (так любил всегда говорить прадедушка). За боевые заслуги был награжден высшими наградами - «Орден солдатской славы» и орден «Великой Отечественной войны». После войны он работал одним из руководителей на железной дороге.
1.3 Ценности современного поколения
В ходе работы я провела анкетирование среди шестого( и десятого классов в моей школе (то есть среди подростков 13 и 15 лет) и задавала следующие вопросы:
1. Знаете ли вы в какие годы шла Великая Отечественная война?
Знают | Не знают | |
6-й класс | 20 человек | 0 |
8-й класс | 21 человек | 0 |
2. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?
Участвовали | Не участвовали | |
6-й класс | 18 человек | 3 человека |
8-й класс | 16 человек | 4 человека |
3. Есть ли у вас семейная реликвия?
Есть | Нет | |
6-й класс | 11 человек | 9 человек |
8-й класс | 14 человек | 7 человек |
4. Если есть. Что это?
Ордена, медали, письма с фронта, фотографии, часы, документы, книги, дом, штык нож.
Но главной ценностью по-прежнему остались любовь к Родине и уважение к своим предкам.
Заключение
Перечитывая письмо с фронта, мы представляем то нелегкое время, в которое довелось жить нашим прадедушкам. Собирая информацию об истории письма, мы узнали новые факты биографии наших семей, в том числе благодаря сайту www.victory.mvk.ru.
Сейчас это письмо и фотография, а теперь еще и карточки с фронта - наша семейная реликвия. Мы хотим их сохранить и показать своим детям, в память о предках, защищавших нашу Родину в Великой Отечественной войне.
С помощью моей работы мы хотели показать и напомнить, как непросто жилось людям в годы Великой Отечественной войны, а так же, чтобы мы представили то нелегкое время, вспомнили своих родных, живших или погибших тогда, их поломанные судьбы, мечты и надежды.
Раньше мы не задумывались, есть ли у нас семейные реликвии, редко кто задумывается, насколько хорошо они знают историю жизни своих родственников: прабабушек, прадедушек, бабушек, дедушек; да и вообще, своей семьи, и страны, в которой живут. Но как оказалось, наши одноклассники, товарищи не только знают, но и очень заинтересованы этой темой. Из результатов анкетирования мы узнали, что почти в каждой семье есть своя реликвия. Эти ценности разные: часы, старинные фотографии, награды, письма с фронта, книги, ордена, медали; каждая из них очень дорога своим владельцам как ценность, и как воспоминание.
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
Для выполнения цели мы:
*http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25243
** «Книга памяти», том 7, страница 641
***«Книга памяти», том 7, страница 515
****www.victory.mvk.ru.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Рисуем акварельное мороженое
Сторож
Самый главный и трудный вопрос