В исследовании рассматривается жизнь и творчество дальневосточных писателей - участников Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Викторина "Память огненных лет" | 932.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №43»
ГОРОДСКАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
«ПАМЯТЬ ОГНЕННЫХ ЛЕТ»
Выполнил
Шахматов Максим,
ученик 10а класса
Руководитель:
Шахматова Зоя Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Хабаровск, 2015
I
Великая Отечественная война началась за тысячи километров от Дальнего Востока, но вскоре на всех фронтах воевали хабаровчане, среди которых немало было писателей – уже известных или будущих...
Бронфман Исаак Лейбович (Львович) в годы Великой Отечественной войны был помощником командира танковой роты по технической части, в составе 2-го Украинского фронта прошел Румынию, Чехословакию, Венгрию. Грачёв А.М. прошел с воинами-десантниками Курильские острова вдоль и поперек, пока не закончилась боевая операция. Сысоев Всеволод Петрович с 1941 по 1946 гг. с оружием в руках защищал дальневосточные рубежи, принимал участие в разгроме Квантунской армии.
Казакевич Эммануил Генрихович в 1941 г. добровольцем ушел на фронт рядовым бойцом, а закончил войну помощником начальника разведки армии.
Многие из писателей-дальневосточников были военными корреспондентами, например, Нагишкин Д.Д., Бытовой (Каган) С. М.. Агишев Рустам Константинович, создавший в предвоенные годы повести «Оуэнга» и «Дед Пермяк», прошел путь от рядового переднего края до капитана – военного журналиста. Фадеев Александр Александрович в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, неоднократно выезжал на фронт, написал книгу «Ленинград в дни блокады» (Из дневника) и роман «Молодая гвардия».
Кто-то ушёл на фронт совсем молодым: Дракохруст Александр Абрамович в июле 1941 года семнадцатилетним юношей ушел на фронт, кому-то война не дала закончить образование: С.А. Смоляков в 1941 году только окончил Хабаровский пединститут, а Клипель Владимир Иванович в 1937 году поступил в Свердловское художественное училище, но не закончил его – был призван в армию. Мишкин Александр Дмитриевич в 1944 г. добровольцем ушел на фронт.
Наша память бережно хранит имена тех, кто не вернулся с поля боя. К сожалению, этот список длинен...
Александр Александрович Артемов в1941 году ушел на фронт добровольцем и на втором году войны пал смертью храбрых.
Вячеслав Николаевич Афанасьев в 1941 году добровольно вступил в народное ополчение, участвовал в обороне Москвы, сражался в партизанском отряде «За Родину». В сентябре 1943 года при освобождении Смоленска был тяжело ранен и умер в госпитале.
Георгий Михайлович Корешов в 1941 году подготовил к печати сборник стихов, но выходу в свет книги помешала война – Г.М. Корешов ушел добровольцем на фронт. Воевал сначала в Подмосковье, затем – автоматчиком в соединении морской пехоты особого назначения. Позднее был переброшен на Сталинградский фронт. В бою за Сталинград был тяжело ранен и умер в тыловом госпитале.
Григорий Иванович Кравченко был рядовым стрелкового полка. Погиб под Москвой.
Зачинатель нанайской литературы Аким Дмитриевич Самар погиб в начале 1943 года в боях за Сталинград.
Война оставила след в сердцах поколений, стала одной из основных тем многих авторов-участников войны, например, В.И. Клипеля. Писательскую известность принесли ему романы о войне: «Медвежий вал», «Испытание на верность», «Солдаты Отечества», «Исповедь». Ботвинник И.П. с марта 1945 года воевал в составе войск I-го Украинского фронта, о чём потом написал книгу «Парни ехали на войну». Ефименко Василий Михайлович в конце 1936 года был призван в армию и прослужил двадцать лет. В годы Великой Отечественной войны сражался с гитлеровцами на западных фронтах, был участником войны против милитаристской Японии. В армии прошел путь от солдата до старшего офицера. Событиям Второй мировой войны посвящены его книги «Под знаком коршуна, «Красная стрела», «Операция «Восходящее солнце», «Ветер богов», повести «Маньчжурский август», роман «Была война».
Наволочкин Николай Дмитриевич в 1941 году, после окончания средней школы, был призван в Красную армию, а в конце 1942 года с маршевой ротой его отправили на фронт. Сержант Николай Наволочкин прошел боевой путь от Ельца до станции Садовне в Польше. Он был радистом 148-й отдельной роты связи в составе 193-й стрелковой дивизии, участвовал в Курской битве, форсировал реки Десну, Сож, Днепр, Западный Буг, освобождал Белоруссию. Широко известны его произведения о войне повести «Шли радисты» и «Жди ракету».
Тельканов Сергей Алексеевич в годы Великой Отечественной войны был рядовым солдатом, потом политработником дивизии. Известен и как прозаик-очеркист, им написаны документальные повести «Особая роль», «Крутые ступени», очерки о героях войны.
На груди тысяч фронтовиков сверкают боевые ордена и медали. Квятковский Юрий Иванович в 1941 году ушел служить добровольцем в Красную армию. Ветеран 396-й стрелковой дивизии, действовавшей в составе 2-го Дальневосточного фронта. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями. Феоктистов Сергей Георгиевич (автор широко известной песни «Шуми, Амур») за участие в Великой Отечественной войне также награжден орденами и медалями. Распутин Константин Васильевич награжден орденами и медалями. Ивенский А.Ф.в тяжёлое военное время ушёл добровольцем на фронт. Его грудь украшают два ордена «Красной Звезды» и орден за победу над фашистской Германией.
Использованные источники:
II
«Это, пожалуй, самое трудное – рассказать о войне, о пережитом за четыре года. Очень долги дороги, по которым довелось пройти, где скорым солдатским шагом, где ползая на пузе, когда становились в оборону. Попробую все же...»
Трудно составить цельное впечатление о Владимире Ивановиче Клипеле. Трудно потому, что, с одной стороны, все его книги автобиографичны, а с другой стороны, в своих книгах, многочисленных журнальных и газетных публикациях Владимир Иванович предпочитает говорить не о себе: герои его произведений – люди, с которыми он встречался на своем большом жизненном пути.
С третьего курса он был призван в армию. Война для него началась в 1940 году на земле Финляндии.
В декабре 1939 года началась «малая война» с Финляндией, будущей союзницей Германии. На этой непонятной войне Клипелю еще не удалось услышать свист пуль неприятеля: 9 марта 1940 года, когда лежали они в снегу на рубеже атаки озерного острова, объявлено перемирие, войне конец.
Продолжилась служба В.Клипеля на фронтах Великой Отечественной войны, закончилась в Маньчжурии. Среди наград за семилетнюю военную службу – орден Красного Знамени, три ордена Великой Отечественной войны I и II степени.
«Забыть войну невозможно, эти окопы, блиндажи, обстрелы, смерть и кровь», – говорил он. Жестокая правда войны стала главной темой его произведений. Первый его роман «Медвежий вал», изданный в 1956 году, был посвящен событиям Великой Отечественной войны разгрому советскими войсками Витебской группировки врага в июне 1944 года. Войне посвящены произведения «Однополчане», «Солдаты Отечества», «Испытание на верность», «Исповедь», «Генерал Горелов».
Произведения Владимира Ивановича отмечены премиями и наградами – серебряной медалью им. А.А Фадеева за роман «Испытание на верность», премией губернатора Хабаровского края за книгу «Исповедь».
Использованный источник:
Белобородов В. Клипель Владимир Иванович [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovoart.ru/node/1138
III
«Настоящими участниками Великой Отечественной войны считают себя те, кто воевал на Западном фронте против немцев.
Да, сражения с самураями длились не более месяца, но по ожесточенности и напору, героизму и потерям они не уступали сражениям с фашистами. Чего стоили одни японские смертники-камикадзе!
Наш 97-й фронтовой медсанбат, в котором я служил помкомбатом, за одну ночь потерял четверть личного состава – погибла целая рота. При продвижении за боевыми порядками нам приходилось ехать на машинах буквально по трупам противника. Машины так расплющивали тела убитых, что мне они напоминали плакаты с изображением людей». В.П.Сысоев.
Сысоев Всеволод Петрович родился 24 ноября 1911 г. в Харькове. Детство прошло в Крыму. Учился в средней школе в Ялте. В 1932г. по комсомольской путёвке приехал в Москву, поступил в институт имени Н. Баумана, но «мрачные, лишенные свежего воздуха аудитории» пришлись ему не по душе, поступил в зоотехнический институт, по окончании в 1937г. в составе Зейской землеводоустроительной экспедиции приехал в Хабаровский край.
Летом 1939 года В. П. Сысоев был назначен начальником управления охотничьего хозяйства при Хабаровском крайисполкоме. На этой должности его застала Великая Отечественная война. Всеволод Петрович получил должность начальника интендантской службы в составе 97-го медико-санитарного батальона Дальневосточного фронта. Награжден медалью «За победу над Японией».
С 1941 по 1946 гг. с оружием в руках защищал дальневосточные рубежи, принимал участие в разгроме Квантунской армии. После окончания войны снова руководил охотничьим хозяйством края. Охотовед по профессии, натуралист с широким кругозором по призванию, Сысоев стал инициатором работ по акклиматизации и расселению промысловых животных. Благодаря ему, на огромных пространствах Дальнего Востока, от Анюя до Колымы, появились соболь, бобр, норка, ондатра. В 1955 году Всеволод Петрович вынужден был оставить управление охотничьим хозяйством. Он стал преподавателем, а затем деканом географического факультета Хабаровского пединститута, занялся более глубоким изучением природы и проблем, связанных с обитанием зверя в дальневосточной тайге. Написал и опубликовал ряд научных трудов, популярных очерков, статей.
Особая страница в жизни – Хабаровский краеведческий музей, директором которого Сысоев был более десяти лет. Его музейная деятельность началась в 1960 году за рабочим столом В. К. Арсеньева – кумира детских лет. Много сделал Всеволод Петрович для того, чтобы в музее появился уголок, посвященный этому знаменитому путешественнику и исследователю; были сохранены личные вещи, принадлежавшие Арсеньеву и подлинный отчет об экспедиции 1927 года в Советскую Гавань.
В музее хранится и демонстрируется множество экспонатов, доставленных сюда Сысоевым, в том числе редчайшая птица чешуйчатый крохаль, добытая им лично, и речная раковина с крупной жемчужиной. При Сысоеве музей обрел вторую жизнь, в 1967 году он был удостоен звания «Лучший музей СССР». В этом же году Всеволод Петрович был принят в члены Союза писателей СССР.
Умер в Хабаровске 7 апреля 2011 года на 100-м году жизни.
Сысоев В.П. – автор многочисленных повестей, рассказов и очерков о природе дальневосточного края. Автор книг «Тигроловы», «Амба», «По медвежьим следам», «На тигров», «Рассказы дальневосточного следопыта», «Золотая Ригма», «Удивительные звери», «Амурские звероловы», «В северных джунглях», «Охота в Хабаровском крае», «Пушные богатства Советского Дальнего Востока», «Путешествие по музею». Мировым географическим обществом его имя включено в энциклопедию «Выдающиеся люди» (Кембридж). За многолетний вклад в сохранение дальневосточной природы имя Всеволода Петровича Сысоева присвоено зоосаду «Дальневосточный».
Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета СССР, орденом Почета, Почетным знаком Правительства Хабаровского края «За заслуги» имени Н. Н. Муравьева-Амурского, избран почетным гражданином Хабаровска.
Использованные источники:
IV
С 1936 по 1941 годы А. А. Вахов по заданию редакций много ездил по Дальнему Востоку, накапливал впечатления и материал для будущих книг. В годы Великой Отечественной войны корреспондент «Комсомольской правды» Анатолий Вахов жил в блокадном Ленинграде, летал через линию фронта к партизанам. О партизанах Ленинградской области рассказала его первая книга очерков «Девять бесстрашных», опубликованная в 1944 году.
В 1945 году А. А. Вахов находился в Корее и Маньчжурии, а после войны работал главным редактором Приморского книжного издательства, затем главным редактором Дальневосточной студии кинохроники.
Использованные источники:
V
И сегодня это остаётся одной из интересных страниц в полувековой истории творческих организаций Дальнего Востока. В военные годы и родилось тесное творческое содружество художника Вадима Павчинского и его давнего друга поэта Петра Степановича Комарова. Поэт часто выступал как автор стихотворных текстов к рисункам Павчинского и других художников. С Павчинским сотрудничество у него было особенно удачным, плодотворным: оба умели понять один другого с полуслова, обоих вдохновляло одно и то же чувство советского патриотизма, глубоко осознанного интернационального долга. Только что переданное сообщение Совинформбюро «В последний час» зачастую подсказывало тему очередного рисунка. Короткий телефонный разговор художника с писателем (или наоборот – это зависело от того, кому тема первому придёт в голову), тема уточнена, и замысел без промедления разрабатывался графически, а одновременно и в его стихотворном варианте. Обычно к концу того же дня, когда были перепробованы десятки разных вариантов, наша редакция окна плаката и сатиры уже принимала готовый плакат или сатирический рисунок. Возникшие при обсуждении замечания, как правило, устранялись тут же в редакции, которая размещалась в помещении Союза писателей на Комсомольской улице. Рисунки сопровождались точными, усиливающими «меткость огня» подписями — стихотворными или прозаическими.
В Хабаровске появилось «Окно» плаката и сатиры «Удар по врагу». Возникло оно по инициативе писателей. Н. Рогаль, П. Комаров, Д. Нагишкин вместе с художниками В. Высоцким, И. Горбуновым, В. Павчинским безотказно, в основном по ночам, работали над выпуском «Окон». Меткие, порой остроумные и разящие подписи к рисункам и карикатурам делал в стихах Пётр Комаров. На страницах краевых газет всё чаще стали печататься стихи поэта, пронизанные тревогой за судьбу Родины, они выражали справедливый гнев и ненависть народа к фашистским захватчикам: «Вандалы», «Старик», «Святая месть» и другие.
Использованные источники:
VI
В годы Второй мировой войны одним из самых важных жанров в творчестве художников разных стран стал плакат. Плакат явился мощным средством агитации и пропаганды, воздействующим на сознание и настроение людей.
Во время войны плакаты выпускались в Москве, блокадном Ленинграде, Горьком, Иванове, Челябинске, Красноярске, Томске, Хабаровске. Часть агитационных плакатов времён Великой Отечественной войны создавались нашими хабаровскими мастерами цеха изобразительного искусства в рамках проекта «Окна ТАСС», который воссоздавал идею и форму «Окон РОСТа» периода Гражданской войны. Изображения тиражировались с помощью трафаретов и вывешивались на специальных стендах в публичных местах города, на фабриках и в заводских цехах.
Окно плаката «Удар по врагу» действовало в Хабаровске с 1941 по 1945 год. По сравнению с печатными плакатами, которые также широко распространялись в заведениях Хабаровска, плакаты «Удар по врагу» обладали большей красочной свободой и большей степенью эмоционального воздействия на зрителя, в силу своей оригинальности. Другим важным свойством этих рукотворных плакатов была их мобильность, возможность мгновенной реакции на то или иное событие.
Особо следует отметить графические произведения, связанные с японским милитаризмом на Дальнем Востоке. Серия карикатур с изображениями жаждущих реванша западных и американских военных деятелей, высших чинов Квантунской армии, руководителей специального отряда японских вооружённых сил, занимавшихся исследованиями в области создания нового оружия, была выполнена хабаровским графиком В. В. Павчинским в конце 1940-х – начале 1950-х годов. В основе его произведений лежат реальные факты военной и послевоенной действительности, документальные материалы и фоторепортажи с Хабаровского процесса 1949 года – суда над группой бывших военнослужащих Квантунской армии, обвинявшихся в создании и применении бактериологического оружия в период Второй мировой войны.
Использованные источники:
VII
«Песня нам нужна такая, чтобы с ней наши бойцы могли идти в бой, как со знаменем»
С.Лазо
Эта песня посвящена 2-й Приамурской дивизии, которая была сформирована после «штурма Волочаевки». Дивизия состояла из 3-х полков: 4-го Волочаевского (до этого особого Амурского, то есть штурмового); 5-го Амурского; 6-го Хабаровского. Полки были сформированы до штурма Волочаевки. В песне говорится о боях Красной армии с войсками Приамурского Временного правительства под командованием ген. В. М. Молчанова в районе Спасска, Волочаевки и Владивостока в заключительный период Гражданской войны.
Интересна судьба этой песни. В начале 1920 г. Парфёнов П.С. написал песню, ставшую гимном для дальневосточников. Но в апреле 1920 года, нарушив мирное соглашение, выступили японцы. Захватили и зверски сожгли в паровозной топке лучших командиров. В такой обстановке «Партизанский гимн» (так назвал свою песню Парфёнов) стал произведением нелегальным. Ни один издатель во Владивостоке не рискнул его напечатать. Но Парфёнов всё же выступал с исполнением своей песни на вечерах и собраниях.
После решающих боёв у Волочаевки Хабаровск был освобождён. Как только Парфёнов узнал об этом, он заменил в песне «николаевские дни» на «волочаевские». Хотя в песне речь шла о Николаевске-на-Амуре, сожжённом дотла в огне гражданской войны, имя Николай тоже было неприемлемо – напоминало о царе. Одновременно вместо «этих дней» Парфёнов написал: «этих лет не смолкнет слава». Кроме того, как писал сам автор песни в рукописи, посвященной истории создания знаменитого «Партизанского гимна», он «посвящается светлой памяти Сергея Лазо, сожженного японо-белогвардейцами в паровозной топке».
Песня стала распространяться. 26 июня 1929 года на одном из смотров в исполнении роты под командованием Ильи Атурова (он был назван автором мелодии) её услышал московский профессор Александр Александров. А вскоре при создании литературно-музыкального монтажа «Особой Дальневосточной армии» в столице профессор «пристроил» свою находку. Текст всего монтажа написал поэт-песенник Сергей Алымов. В годы гражданской войны он работал на Дальнем Востоке, знал текст популярного «Партизанского гимна». Вычеркнул оттуда второй куплет, в остальные внёс некоторые изменения и …подписался своей фамилией.
Но в 1934 в газете «Известия» появилась коллективная статья, в которой указывалось имя подлинного автора – Парфёнова. А в 21-м номере журнала «Красноармеец – Краснофлотец» за 1934 сам Пётр Семёнович рассказал историю создания «Партизанского гимна».
Однако вопрос об авторстве оставался нерешенным, потому что в 1937 году Пётр Семёнович был расстрелян. Только в 1962 суд подтвердил авторство Парфёнова.
Использованные источники:
VIII
Поёт Дальневосточная
Родимая земля.
Особое место в поэтическом творчестве С.А. Тельканова занимает походно-строевая песня «Идут солдаты ротами», положенная на музыку В. Румянцевым, вошедшая в репертуар не только дальневосточных, но и воинов всей России («У высоких берегов Амура». – М., 1971).
IX
В годы Великой Отечественной войны Н. Задорнов работал в газете «Тихоокеанская звезда», много ездил по краю, в 1945 г. в качестве корреспондента ТАСС участвовал в Маньчжурском освободительном походе.
В годы Великой Отечественной войны возглавлял Хабаровское отделение ТАСС, публиковал патриотические стихи, сатирические фельетоны. Во время войны вышли сборники его стихов: «Время бесстрашных» (1941), «Как пруссак попал впросак» (1942), «С востока на запад» (1943), «Хинганский родник» и «Золотая просека» (1945)
В 1945 году в качестве корреспондента ТАСС П. С. Комаров участвовал в военных действиях 1-го Дальневосточного фронта. На основании этих впечатлений им были написаны три цикла стихов: «Маньчжурская тетрадь», «Монгольские стихи», «Корейские мотивы», которые вошли во многие сборники П. C. Комарова.
Использованный источник:
Литературный путеводитель [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.litmap.ru
X
Нельзя описать парад Победы в Харбине в 1945 г. лучше непосредственного участника – Дмитрия Нагишкина: «Корабли Амурской флотилии готовились покинуть город. Незадолго перед тем весь он снова всколыхнулся, забурлил, оживлённый непривычным событием. На главных его улицах состоялся памятный парад войск Красной Армии. Харбинцам ещё никогда не доводилось видеть такого величественного и волнующего зрелища. Наша армия, советская военная техника – грозная, стремительная, сокрушающая – во всём своём облике предстала взорам освобождённых людей как живое свидетельство боевого могущества советского народа-освободителя.
Нам, советским людям, знакомы вдохновляющие картины таких парадов по нашим празднествам. Но здесь, в зарубежном городе, и мы воспринимали их с новым, особым душевным трепетом. Обитатели же Харбина видели такое впервые. И людские толпы – несчётные, сгрудившиеся до предельной тесноты, – не отрываясь смотрели на многочасовой мерный марш войсковых колонн пехотинцев, моряков, кавалеристов, слушали сотрясающий город грохот боевых машин, гороподобных «КВ», массивных самоходок, пушек, гвардейских миномётов. Это было зрелище из тех, что запоминаются на всю жизнь.
В параде участвовали и жители города. После прохождения войск началось движение их колонн. Шли жители харбинских районов: Нового города, Старого города, Модягоу и Фудзядзяна – самого презренного в старой части города – бедняки, нищета, кули и рикши, которых доселе всерьёз не считали за людей… Они двигались широким потоком, шумя, разливаясь по сторонам, сбивая с ног наших флажковых, размахивая соломенными шляпами, веерами, цветами, флагами. Их глаза блестели, смуглые лица улыбались, возбуждённые голоса вздымались к небу нестройным радостным гулом…» («Сунгарийские записки»).
Использованные источники:
XI
Государственной премии были удостоены циклы стихов Петра Комарова, созданных в последние годы: «Зелёный Пояс», «Маньчжурская тетрадь» и «Новый перегон». К сожалению, Пётр Степанович не дожил до этого дня. Он умер 30 сентября 1949 года.
Использованные источники:
XII
События Великой Отечественной войны внесли существенные изменения в деятельность книжных издательств. Переход на выпуск массовой, рассчитанной на широкий круг читателей литературы потребовал увеличения тиражей и оперативности издания, что в условиях дефицита бумаги привело к преобладанию таких форм, как брошюра и листовка. В этом практика регионального книгопечатания отражала общую закономерность военного периода. Однако резкого сокращения книжной продукции не произошло. Благодаря этому регион стал одним из ведущих центров издательской деятельности в стране. В 1942 15 издательств, входивших в ОГИЗ РСФСР (в том числе и Дальгиз), выпустили 73% всех вышедших в стране книг.
Увеличение выпуска книжной продукции происходило в дальневосточных издательствах. Дальгиз в 1941 выпустил в 1,7 раза больше названий книг, чем в 1939, а общий тираж вышедших изданий вырос по сравнению с довоенными показателями в 2,5 раза. В это трудно поверить, ведь весь творческий состав Дальгиза состоял всего из 6 человек.
Использованные источники:
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Пчёлки на разведках
«Течет река Волга»
Солнечная система. Взгляд со стороны
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись