В период Великой Отечественной войны был сформирован особый пласт культуры. В эти тяжелые годы художники – живописцы, наряду с фотокорреспондентами, отражали на своих полотнах ужасы военных действий, зачастую ценной своей жизни.
Цель работы – изучить творчество художников середины XX века, А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова, отразивших в страшных деталях военный быт, будни бойцов-героев, их каждодневный молчаливый подвиг.
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
· Познакомиться с историей Великой Отечественной войны, изучить имеющиеся сведения о художниках середины XX века, А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова в различных источниках.
· Проанализировать роль влияния военных событий на тематику картин исторического жанра и их место в произведениях художников.
· Собрать материал о том, как были, написаны эти картины и с каким трудом давалось, это художникам.
· Проследить связь нашего времени с событиями в истории России 1941- 1945 гг.
Ведущая роль искусства заключается в том, что оно нераздельно связанно с жизнью. В искусстве жизнь предстает перед нами в виде живых образов. Наглядный образ, созданный художником войны, позволяет представить события, пережитые автором
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Огненные лики войны, запечатленные в холсте" | 87 КБ |
МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара
Исследовательская работа
Огненные лики войны, запечатленные в холсте
Выполнила:
Пошехонова Инна,
ученица 9 «А» класса
Научный руководитель:
Калашникова Маргарита Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Самара 2015
Содержание
I. Введение…………………………………………………………..… 3 стр.
II. Мое исследование ………………………………………………….5 стр.
2.1. Александр Александрович Дейнека……………………...5 стр.
2.2. Кукрыниксы ………………………………………………. ... 9 стр.
2.3. Пётр Александрович Кривоногов………………………….11стр.
III. Заключение ………………………………………………………...13стр.
Список литературы
Интернет - источники
\Введение
2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тема Великой Отечественной войны всегда была мне близка и интересна. Почему? Да, потому что нет, наверное, ни одной семьи, в истории которой не было бы родственников участников Великой Отечественной Войны, тружеников тыла, детей фронта. Тема Великой Отечественной Войны – священна!
Часто можно услышать: «Когда говорят пушки, музы молчат». Однако, именно «музы», культура стали своеобразной подъемной силой духа бойцов.
В период Великой Отечественной войны был сформирован особый пласт культуры. В стихах, песнях, прозе, был воспет подвиг народа, победившего фашизм.
«7 симфония» Дмитрия Шостаковича настолько красочно музыкальным языком отразила образы войны, что невольно представляешь себя участником, свидетелем этого страшного события.
В эти тяжелые годы Отечественной войны художники – живописцы, наряду с фотокорреспондентами, отражали на своих полотнах ужасы военных действий, зачастую ценной своей жизни.
Увидев картину Александра Александровича Дейнека «Оборона Севастополя», мне захотелось поглубже проникнуть в мир создания исторических полотен.
Цель моей работы – изучить творчество художников середины XX века, А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова, отразивших в страшных деталях военный быт, будни бойцов-героев, их каждодневный молчаливый подвиг.
Задачи исследования:
Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:
Объект исследования:
Творчество художников середины XX века, отразивших события ВОВ
Предмет исследования:
Способы и художественные средства создания образов в произведениях художников войны.
Мое исследование
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. До этого никто не знал, что предстоит испытать советским людям. Сколько впереди горя и страданий, бед, смертей. Сколько будет написано книг, стихов, а сколько нарисовано картин. У тех кто встретил войну сам и прошёл через все тяготы до сих пор слёзы в глазах. Картина, плакат, карикатура и зарисовка – все жанры изобразительного искусства использовались художниками, чтобы с большой силой и выразительностью воссоздать картину народной войны. Можно сказать, что творчество советских художников в годы минувшей войны было частью общенародного подвига в борьбе с фашизмом.
Есть много художников, которые передали на своих полотнах ужасы Великой Отечественной Войны. Но мне хотелось бы рассказать именно об А.А.Дейнека, «Кукрыниксах», П.А.Кривоногове.
Александр Александрович Дейнека
Советский живописец, график и скульптор, педагог.
Действительный член Академии Художеств СССР (1947), Народный художник СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1969), Лауреат Ленинской премии(1964).
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь, но художник Александр Александрович Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени.
Первым значительным произведением, написанным в осажденной Москве, стала картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941). Запечатленный на полотне мотив городской окраины не располагает самоочевидными внешними достоинствами, его трудно назвать красивым или вычурным для целей поэтического воссоздания. Напряженностью эмоционального состояния композиция картины близка легендарному мужественному строю «Обороны Петрограда», хотя структурные особенности пейзажа в новой работе развернуты на более конкретной и обстоятельственной предметной основе, в большей мере соотнесены с натуральными впечатлениями автора. Перед зрителем возникает хмурый настороженный облик города, у стен которого бушевал огненный вихрь сражений, происходило невиданное по масштабу и напряжению столкновения человеческих масс. Дыхание гибельной стихии войны угадывается в настроении природы, домов, освещенных призрачным светом близких разрывов, в энергичном противоборстве форм и красок, в системе разнонаправленных пространственных ходов и перспективных сокращений. Грозный ритм противотанковых заграждений направляет взгляд под острым углом, вглубь картины, к домам с пустыми глазницами окон, даже, внезапно изменив направление, пространство земли уходит в сторону, вслед за военным грузовиком. Упорный стремительный бег машины, преодолевающей на скорости подъем дороги, акцентирован встречным ритмом домов и стальных надолбов, шквалистыми порывами ветра, развевающего брезентовый верх кузова, неровным холмистым рельефом местность, еще вчера городской мирной окраины, ставящей оборонительным рубежом. Экспрессивная группировка пейзажных элементов вводит зрителя в атмосферу тревожных дней битвы за Москву .
«Оборона Севастополя» (1942)
В феврале 1942 года А. Дейнека вместе со своим другом художником Г. Нисским уехал в район боевых действий под г. Юхнов. Они мчались на попутных машинах, обгоняя боевую технику и маршевые роты, по земле, только что освобожденной от врага. Повсюду виднелись следы тяжелых сражений, глубокие траншеи, зияющие воронки от бомб и снарядов…
По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. С великой душевной болью заносил он в свой альбом пепелища сожженных деревень, фигуры оставшихся без крова беженцев, замерзшие тела погибших, взорванные железнодорожные составы и мосты… Некоторые наброски были сделаны художником на поле боя – во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Особенно интересовала его атака в ее внезапном и стремительном развитии, а также сама движущаяся фигура бойца в зависимости от различных точек зрения, ракурсов и конкретной фазы атакующего броска. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя».
Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Севастополя. «Шла тяжелая война, - говорил потом художник о замысле своей картины. – Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным. Но писать все же решил… «Оборону Севастополя», потому что я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. И вот воочию представил, как все взлетает на воздух, как женщины перестали смеяться, как даже дети почувствовали, что такое блокада».
Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино. Этот период моей жизни выпал из моего сознания, он поглотился единым желанием написать картину».
На основе целой серии зарисовок выводилась итоговая формула движения фигуры, содержащая максимум динамической выразительности. Несомненно увиденная автором в действительности представленная ситуация обрисована с беспощадным реализмом и чувством искреннего сострадания. Она звучит как реквием войнам, павшим за будущее родины. Несмотря на трагическую развязку, сцена не кажется безысходной, а тем более застывшей и неизменной. Точно положенными штрихами и тенями художник прогладывает путь к ответным реакциям зрителя, мобилизирует его фантазию на домысливание опущенных частей представленной ситуации побуждает сознание к активной психологической работе. Драматическая экспрессия и патетика подвига, одухотворившая фигуры сражающихся моряков как бы нарастают и концентрируются в монументальном образе моряка со связкой гранат, ставшим идейно художественным центром всей композиции. В обобщенной пластике его лица – выражение священного гнева, морального превосходства над сильным и беспощадным врагом. Фигура героя в белой форме с непокрытой русой головой дана на контрастном фоне дымного, закопченного неба и густой синевы моря. Она читается одновременно могущественным телесным объемом и величавым силуэтом, раскрывавшем внутреннее состояние человека, совершающего подвиг, напрягшего все силы для последнего решительного броска.
Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов, Порфий Никитич Крылов, Николай Александрович Соколов)
Карикатура военных лет была одним из самых мощных орудий советского искусства. Плакаты, листовки, сатирические бюллетени, рисунки для оберток солдатских концентратов били по врагу, поднимая боевой дух советских солдат.
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Герои Социалистического труда, действительные Члены Академии художников СССР, Народные художники СССР, Лауреаты Ленинской и Государственной премии СССР
Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы.
В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов, Кукрыниксы практически не посещали журнал.
Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и помогали народу выстоять в подвижнической борьбе с фашизмом. Огромное мастерство, блестящее чувство юмора, острый глаз и воля к победе — все эти черты творчества «великолепной троицы» заряжают жизнью и памятью каждую страницу в альбоме. Помимо фронтовой хроники и политической графики в альбоме публикуются рисунки, сделанные Кукрыниксами на знаменитом Нюрнбергском процессе.
«Таня» или «Зоя Космодемьянская»
В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы работали и над картинами. 28 января 1942 года в «Правде» был опубликован очерк о героической смерти молодой партизанки Тани, повешенной гитлеровцами в деревне Петрищево, что в нескольких десятках километров от Москвы. Сильное впечатление произвела на них фотография головы казненной девушки – с обрывком петли на шее.
Решено было написать картину об этой мужественной партизанке, оказавшейся московской комсомолкой Зоей Космодемьянской. Художники решили поехать в деревню Петрищево, встретиться с жителями, которые были очевидцами расправы над партизанкой. Они узнали о том, как издевались над Зоей, как били и пытали ее, а потом босую выгнали на мороз. Они представили себе, как, с трудом передвигая обмороженными ногами, шла Зоя к месту казни, как, гордо сжав кулаки, стояла она перед фашистами. Картину художники назвали «Таня», так назвала себя юная партизанка.
Пётр Александрович Кривоногов
С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В 1939 году призван в армию, в 1940 году был зачислен в Красноармейскую студию имени М. Б. Грекова. Великую Отечественную войну прошёл в действующих войсках от Москвы до Берлина.
Советский живописец-баталист. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии.
Родившийся в Удмуртии Петр Александрович Кривоногов в 1939 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Вскоре он оказался в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В последний предвоенный год художник начал экспонировать свои картины на выставках.
Во время Великой Отечественной войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, "пропахавших по-пластунски пол-Европы".
Среди наиболее известных произведений художника:
«Зверства в Речице» (1942)
«Корсунь-шевченковское побоище» (1944) — см. Корсунь-Шевченковская операция
«Капитуляция фашистских войск в Берлине» (1946)
«Победа» (1948)
«На Курской дуге» (1949) — см. Курская дуга
«Поединок» (1964)
«Штурм Рейхстага» (1966)
«Комиссар крепости» (1967)
«Советская конница в боях под Москвой»
Картина Кривоногова «Советская конница в боях под Москвой» полна бурного движения, наступательного порыва, передающая стремительность атаки, легкость кавалеристов. Сплошной лавиной мчится конница на врага, сметая все на своем пути. Цветовые контрасты темных фигур всадников и коней белого цвета, красных башмаков и ярких вспышек пламени на горизонте создают драматическую напряженность, соответствующую изображаемому моменту. Эта картина воскрешает в памяти победу, одержанную воинами в боях за столицу нашей Родины – Москву!
Заключение
Война… Живопись…. Победа….
Изучив творчество А.А.Дейнека, «Кукрыниксов», П.А.Кривоногова, мне пришлось окунуться, почти вживую, в то страшное время, время войны.
Большая часть работ напитаны духом гари, боли, беды. Сразу становится понятно, что художники не с чужих слов писали свои работы. Они стали мощным «видеорупором» своего времени. Многое не опишешь в рассказе, не заключишь в музыке…. Только немой свидетель – художник, переживший военные действия, участвующий в них, мог своей кистью оставить потомкам свидетельство ужасов, наносимых войной.
Война заставила по-новому, более глубоко и серьёзно ощутить ценность всего того, на что посягал враг, что он хотел отнять и уничтожить. Для того чтобы отразить самоотверженную и героическую борьбу народа, искусству нужны были особая глубина и сила выявления чувства, повышенная эмоциональность, проникновение во внутреннюю жизнь человека, в смысл явлений. Надо было не просто иллюстрировать отдельные факты и события, а создавать образы, несущие в себе большие чувства, переживания, отвечающие высокому патриотическому подъёму советского народа. Изучая сведения о войне, мы определили, что ведущая роль искусства заключается в том, что оно нераздельно связанно с жизнью. В искусстве жизнь предстает перед нами в виде живых образов. Наглядный образ, созданный художником войны, позволяет представить события, пережитые автором.
Так и стоят перед глазами образы солдат. Их напряженные, обреченные, но решительные лица.
Сейчас новостные сводки тоже проникнуты сообщениями о тут и там возникших военных конфликтах.
Может быть, нам, современной молодежи, нужно чаще обращаться к истории – роднику знаний, питающему и исцеляющему человечество.
Пусть ужасы войны так и останутся на холстах именитых художников, и мир воцарится на всей планете Земля. Ведь она у нас такая хрупкая!
Список литературы
Интернет – источники
http://luckytoys.ru/articles/view/38/iskusstvo_v_gody_velikoi_otechestven n oi_voiny_367.html
http://www.lib.smr.ru/el-catalog
~ ~
Снег своими руками
3 загадки Солнечной системы
Хрюк на ёлке
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Что есть на свете красота?