Сочинения обучающихся Л.Н.Гневашевой
Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы XX века.
Единственный повод, по которому
мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман.
Б. Пастернак
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил.
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.
Так очень метко и ярко написала Анна Ахматова о Борисе Пастернаке. Жизнь, революция, человек волновали писателя. «Вся земля», разделённая со всеми «со всеми», легла в основу романа «Доктор Живаго». Автор считал своё творение эпическим полотном, своего рода «Войной и миром» для двадцатого столетия.
Четыре толстых журнала с плотным шрифтом пугали, но я мужественно подступила к ним. Два раза я, набравшись терпения, начинала читать роман. Книга манила, как невзятая высота. Она увлекла, взволновала, покорила меня.
В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак через призму времени показывает нам все стороны человеческой жизни. Герой же, просто врач – он Доктор Живаго, хранитель и оберегатель жизней. Писатель показывает нам в романе миссию героя, как, впрочем и миссию человека вообще. Жизнь Юрия Живаго становится Житием, точнее Бытием, осеняется знаком вечности. «Смерти не будет» - вместо названия первоначально было написано на рукописи.
Кто такой Юрий Живаго? Главный герой романа Б. Пастернака. Он же и автор своих стихов. Кто такой автор? Внеличностный повествователь, но наделённый чертами Бориса Пастернака. В этой сложной игре и состоит особое очарование текста произведения XX века.
В нашей литературе на протяжении довольно длительного времени остро стояли темы «маленького человека» и «лишнего человека». Перефразируя эти трактовки, я хочу назвать повествование о Ю. Живаго темой «истинного, настоящего человека». Доктор лечит тело, поэт воспитывает душу. Какая гармония образа! Казалось, жизнь открывает перед ним двери счастья, надежды, благополучия, но всё рушится, и вихрь событий захватывает его. Так случилось и с главным героем. В одночасье «со всей России сорвало крышу, и весь народ очутился под открытым небом». «Сорвала крышу» революция, поистине «небывальщина!» И «остались под открытым небом» миллионы людей. На первых порах Юрий Живаго упоён революцией, его восхищает «хирургия времени, которая разом вырезала все старые язвы». Но время бежит, бежит неумолимо, и всё ярче становится видна истина, скрытая некогда в его тени.
Герой умом и сердцем понимает, что «насильственно ничего не возьмёшь». Ему ненавистны те, кто себялюбиво вносит в жизнь соблазны, пошлость, разврат, кому не претит власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти отвратительные черты воплощены в адвокате Комаровском, сыгравшем трагическую роль в судьбе Юрия Живаго.
Юрию Андреевичу кажется дикой сама идея переделать жизнь, какой бы она ни была, поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности намного превосходящее возможности человека.
Антиподом Юрия Живаго в романе выступает Антипов-Стрельников. «Воплощение воли», - так пишет о нём Пастернак. Действительно, этот Боевой командир вел активную деятельность, за что в народе был прозван «расстрельников». Все его дела объясняются стремлением изменить ход событий, ход истории. А Живаго не хочет этого, не вмешивается в историю. Значит ли это, что он безволен? Нет! Антипов – «воплощение воли» с точки зрения социалистов, а Живаго – волевая личность с христианских, нравственных позиций, а это куда более важно, на мой взгляд. Все дела в этом мире должны быть озарены душевным светом, душевной теплотой.
«С каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая», - говорит Юрий Андреевич о нахлынувших событиях. Революция, свершившаяся в его сознании, носила несоизмеримо глубокий характер. Душа поэта куда более остро реагирует на всё происходящее, нежели душа простого человека, и поэтому щемящей болью отозвались в ней революция и гражданская война. Нужно сделать выбор между белыми и красными. А если перед тобой равны и те, и другие? В данном случае позиция героя сходна с позицией М. Волошина.
А я стою один меж ними,
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других!
Я хочу вернуться к теме, сформулированной в начале своей работы. Почему повествование о судьбе Живаго можно назвать повествованием о жизни «истинного, настоящего человека»? Он жил для других, лечил, возвращал людей к жизни, творил; увековечил себя в стихах. Противостояние белых и красных ложно для него уже потому, что воюющие стороны имеют одну историю, принадлежат одной христианской культуре, а значит, ценности, их разделяющие, неподлинны перед лицом общих для них христианских ценностей.
Читая и перечитывая роман, приходить к мысли, что главное в нём – любовь к жизни. Герой Пастернака Юрий Живаго страдает и умирает, чтобы чудо жизни обрело бессмертие в его слове, в его стихах.
Темы, затронутые автором в романе, словно кусочки, складывая которые, получаем удивительную мозаику, отражающую внутренний мир писателя. Многослойность, многоаспектность повествования является одной из важнейших особенностей романа. Наличие большого числа сюжетных линий, многие из которых обрываются, обилие случайных встреч и неслучайных – особенности художественного своеобразия романа. Сквозные мотивы повествования – это и природные стихии: буря, вьюга, метель; и мотив творчества; и тема любви; и тема России придают роману неповторимую окраску.
Действительно, все мысли, все чувства главного героя, его вдохновение, его цель – Это Россия. «Его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мучительница, упрямица, сумасбродная, шалая, боготворимая…» Пастернак, подобно Блоку, изобразил Россию в образе девушки. Две женщины… Лара и Тоня. Одна рождена, «чтобы усложнять жизнь, другая, - чтобы делать её простой». Каждая из них дорога Юрию Живаго. Спокойная, заботящаяся о домашнем уюте Тоня и гордая, независимая Лара. Да, Юрий Андреевич любил Тоню той тихой спокойной любовью, какой можно любить сестру, а любовь к Ларе – любовь, сотворённая на небесах, «судьбы скрещенье».
Борис Пастернак вложил в уста своих героев гениальные по своей откровенности и справедливости истины: «христианство – вдохновением совершаемая работа», «христианство – избавление от чертовщины посредственности».
Рецензия на произведение современной русской литературы.
Гении не подгоняют трактовку
под вкус тиранов.
А.И. Солженицын
Многоликий, чарующий, загадочный мир литературы …. Как много в нем различных книг: хороших и не очень, веселых и грустных, познавательных и развлекательных. Но есть среди этого яркого многообразия особые книги, которым суждено войти в историю, причем не просто в историю литературы, а в историю жизни. Одной из таких книг стал роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Судьба этого произведения одна из самых трагичных в литературе 50-х годов. Непонимание, недоверие, презрение встретили эту работу в нашей стране. Железный занавес цензуры остался запертым и на этот раз, а иначе быть не могло, ибо открывался он в большинстве своем перед произведениями, полными лжи, лицемерия и бессмыслия, работы, достойные внимания, исполненные красоты, добра и правды, оставались по другую сторону этой страшной преграды. Но уже тот факт, что роман был запрещен, говорит о его исключительности. Его боялись. Да-да, боялись, потому что автор данного творения служил в этой жизни Правде, Творчеству, Красоте, Добру, Любви. Пастернак отказывался служить системе, отказывался раболепствовать. Мой выбор пал на это произведение не случайно. Рецензируя такого рода работы, ты пытаешься «во всем дойти до самой сути», познать истину.
Роман «Доктор Живаго» по праву можно назвать романом-эпопеей, ибо автор через призму времени показывает нам все стороны человеческой жизни, жизни общества, жизни целой страны. История жизни (не в бытовом, а духовном плане) главного героя произведения Ю. А. Живаго тесно переплетена с другими, не менее важными темами: социальной темы, темой России в романе, темой творчества и искусства, темой философского осмысления истории, отношения и революции, темой любви. Согласно основам теории литературы, вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Роман тем и привлекает, что каждое слово написано не просто пером, оно написано сердцем автора; а главный герой этого произведения Ю.А. Живаго - выразитель сокровенного Пастернака. Его (Живаго) мысли, чувства, переживания, поиски, страдания - все это внутренний мир писателя. В нашей литературе на протяжении довольно длительного времени остро стояла тема «маленького лишнего человека». Перефразируя эту трактовку, хочу назвать повествование о Ю.А. Живаго «темой истинного, настоящего человека». Итак, кто же он, доктор Живаго? Ю.А. Живаго стал достойным воспитанником той атмосферы, в которой рос: атмосферы культуры, духовности, интеллигентности. Он был талантлив, умен, добр, искренен, прост, его душа тонка и восприимчива, словом, душа поэта. Казалось жизнь открывает перед ним все двери. Двери счастья, надежды, покоя, но… как часто рушатся наши планы, и нас захватывает вихрь событий. Так случилось и с Ю.А. Живаго. В одночасье «со всей России сорвало крышу, и весь народ очутился под открытым небом». «Сорвала крышу» революция, по истине «небывальщина»! И «остались под открытым небом» миллионы и миллионы людей, каждый со своими мыслями и чувствами. А что же наш герой? На первых порах он упоен революцией, его восхищает «хирургия времени, которая разом вырезала все старые язвы», но время идет, и все ярче становится видна истина, сокрытая некогда в его тени. Живаго умом и сердцем понимает, что «насильственно ничего не возьмешь». « С каждым случилось по две революции, одна своя личная, а другая общая»,- так говорил Ю.А. Живаго. Революция, произошедшая в его сознании, носила несоизмеримо глубокий характер. Душа поэта куда более остро реагирует на все происходящее, нежели душа простого человека, а потому болью, щемящей болью отозвались в душе Живаго революция и гражданская война. Он понимает, что такая власть, власть, зарождающаяся на насилии, власть, при которой брат убивает брата, ничего не принесет, кроме страдания. Ты должен сделать выбор и примкнуть к белым или красным. А если ты не в силах сделать этого, если перед тобой равны и те, и другие? В данном случае позиция Живаго сходна с позицией М. Волошина:
А я стою один меж ними,
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других!
Необходимость такого выбора- трагедия. Ты не смог выбрать, ты бездействуешь- ты безволен, так считают многие. Поговорим об этом. Вопрос о воле и безволии Живаго очень остро стоит в романе и тесно переплетен с другим очень важным вопросом. Вопросом о роли человека в истории. Антиподом Ю.А. Живаго в романе выступает Антипов - Стрельников. «Воплощение воли» - так пишет о нем Пастернак. Действительно, этот боевой командир вел активную деятельность, за что в народе был прозван «расстрельников». Все его дела можно объяснить стремлением изменить что-либо в нашей жизни, стремлением повернуть ход событий, ход истории. А Живаго? Он не хочет этого, он не вмешивается в историю. Значит он безволен? Нет, нет и тысячу раз нет! Антипов – «воплощение воли» с точки зрения социалистов, а Живаго – волевая личность с христианских, нравственных позиций, а это куда более важно, ибо, на мой взгляд, все дела в этом мире должны быть озарены душевным светом, душевной теплотой, тем светом. Который озаряет дела Живаго. Он не безволен! Во-первых, он поэт, а для того, чтобы творить, нужна воля, потому что творчество не исчерпывается лишь талантом и вдохновением. Каждый стих- это частица души, капля сознания, история жизни. Во- вторых, он- врач, оказывающий действенную помощь и белым, и красным, спасающий жизни людей. Антипов и Живаго. Два человека, две души, два мира. Один активно вмешивается в ход событий, другой предпочитает не делать этого. Кто из них прав? И тут на ум приходит шекспировский Гамлет с его вечными вопросами:
Что благородней духом - покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?
Действительно, так что же лучше: активно вмешиваться в ход истории или, напротив, оставить все. Как есть? Вопросы, вопросы, вопросы…К сожалению, не на все вопросы можно дать ответ, но на один вопрос, поставленный мной в начале работы, я попытаюсь ответить. Так почему же повествование Живаго можно назвать повествованием о настоящем, истинном человеке? А как иначе? В Живаго воплотились все те качества, о которых может мечтать человек: ум, совесть, честь, достоинство, искренность и, самое главное, - духовность. Духовность, которую мы потеряли в наши дни, та духовность, которая озаряет человека, которая помогает выжить в самых трудных жизненных ситуациях. Ю. А. Живаго жил для других, он лечил, возвращал людей к жизни, он творил, увековечил себя в стихах. Он был человеком. Истинным, настоящим человеком. Смерть Живаго не случайна, он видел, как люди заболевают «нравственной болезнью», как теряют духовность… И ...он перестал жить, он ушел, ушел, чтобы мы помнили о нем. Темы, затронутые Пастернаком в романе, словно кусочки, сложив которые, получишь удивительную мозаику, отражающую внутренний мир автора, его мысли, чувства, привязанности, страсти. Одной из наиболее ярких тем в этой палитре стала тема России. Меня буквально заворожило то, с какой любовью, нежностью, проникновенностью Пастернак подошел к рассмотрению в романе этого вопроса. Действительно, все мысли, все чувства главного героя, его вдохновение, его цель – Россия. «Его несравненная, за морями пошумевшая, знаменитая родительница, мучительница, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая…». Все это Россия Живаго. Россия в романе предстает в разных ипостасях: это и вечное, былинное, сказочное, это и всевмещающая, всеобъемлющая страна, эта и страдалица, и краса, и боль, и радость, и сон, и явь, и « вечная птица-тройка», и растерзанная, измученная войной страна. Многоликая Россия… единственная, неповторимая, сложная и простая, но главное- любимая, такой увидел и показал её автор. Пастернак, подобно Блоку, изобразил Россию в образе девушки. Эта девушка - Лара. И здесь возникает новая тема - любовь. Пастернак подает нам эту тему проникая в тайное тайных человеческой души, обнажая психологию чувств. Две женщины…Лара и Тоня. Одна рождена, «чтобы усложнять жизнь, другая, - чтобы делать ее простой». Каждая из них дорога Живаго. Спокойная, заботящаяся о домашнем уюте Тоня и гордая, независимая Лара. Да, Ю.А. Живаго любил Тоню, но любил той тихой, спокойной, нежной любовью, коей можно любить сестру, а любовь к Ларе- любовь сотворенная на небесах, одна на миллион, светлая, чистая, приносящая самую большую радость в жизни. Сильная, восхитительная Лара - вера и жизнь Живаго. Говоря о романе, нельзя не упомянуть, что он – символичен. Сквозные образы – символы пронизывают все произведение. Это и свеча, символ таинственности, святости, духовности, и поезд, сродни гоголевской птице-тройке, олицетворяющий мчащуюся вдаль Россию, и буря, символ чего-то стихийного, яростного. Введение в ткань романа образов – символов позволяет наиболее ярко передать автору ту или иную мысль. Выше упоминалось, что свеча – это символ святости, и в романе прочитываются христианские мотивы, так талантливо освещенные Пастернаком. Он вложил в уста своих героев гениальные по своей откровенности и справедливости истины: «христианство – вдохновением совершаемая работа», «христианство – избавление от чертовщины посредственности». Это не просто фразы, это – философия. Философия души, жизни. Нашей жизни, которая проста и сложна, ярка и однообразна. Жизни, в которой нам не очень часто, но всё же открываются истины. Роман «Доктор Живаго» - один из немногочисленных источников истины. Этот роман ворвался в мою жизнь как шквал, буря, он покорил меня своей неповторимой правдой, изящностью мысли, самобытностью языка, глубиной чувств. История жизни Ю. А. Живаго – это боль и радость, страдание и счастье, вера и неверие, отчаяние и надежда – это наша жизнь. В своём произведении Пастернак, указывая на ошибки прошлых лет, предостерегает от ошибок в будущем, призывает к доброте, разуму. На страницах его Великой книги встретились прошлое, настоящее и будущее.
Вера в торжество справедливости не должно угасать в сердце человека до последних мгновений его жизни. Б. Пастернак… Травля и Нобелевская премия, запрет и признание, унижение и слава, презрение и поклонение.
Так было, так будет…
Сочинение.
Печальный веер прошлых лет.
И раскрывается с шуршаньем
Печальный веер прошлых лет,-
Туда, где с темным содроганьем
В песок зарылся амулет.
Туда душа моя стремится…
Мягкий снежок бесшумно ложится на плечи прохожих, в этот поздний час все еще куда- то спешащих. Механический поток железных монстров своим ревом заглушает все звуки вечернего города. А как он красив! В серебре стоят дома, деревья, детские площадки, фонари вдоль дороги; они уже зажглись своими таинственными огоньками, создающими гирлянду светлячков, которая тянется далеко- далеко вниз и, кажется, огибает весь земной шар. Озорные лучики света своим легким дыханием касаются каждой снежинки, но не для того, чтобы растопить ее, а возродиться в ней снова и снова. От этого вся улица наполняется необычайным свечением и становится уже не серебряной, а почти золотой…
В этом ореоле чистого зимнего дня возвышается колокол. Не так уж часто мы слышим его звон, лишь по праздникам или в дни скорби, но даже тогда не хватает той мощи, той силы звука, чтобы, достучавшись до сердца, наполнить его до отказа. Обычно вход сюда закрыт, заколочен грубыми досками непонимания и находится за огромной мраморной плитой равнодушия ко всему на этой планете. Наверное, ничто уже не сможет разрушить этот лед, мертвый холод… Как все- таки грустно наблюдать безразличие в глазах людей. Глядя в эти «зеркала душ» человеческих, понимаешь, что намного теплее и приятнее общаться с природой, что эти маленькие снежинки смогут тебя понять лучше. И вот они снова и снова укрывают и колокол- памятник, и мраморную плиту, и случайных прохожих, остановившихся зачем - то здесь.
Да, людей уже собралось достаточно. Вот стоит интересная пара: сгорбленный старичок и старушка. Они держатся за руки. Вот какая- то студентка- первокурсница, прижавшая к себе учебники, наблюдает за всем происходящим. Слышатся громкие голоса: это группа парней, лет семнадцати- восемнадцати, приближается к памятнику. Поймав на себе осуждающий взгляд человека с тростью, компания притихла. Быть может, юноши поняли, что подобное поведение здесь не приветствуется, но, скорее всего, они просто испугались этой искусно вырезанной кипарисовой трости, блеснувшей черным глазом. Вот резвятся два абсолютно одинаковых маленьких человечка: у них даже родинки на правых щечках и те одинаковые. Мама держит их за руки, пытаясь отвести их от памятника, но малыши не сдаются: они ведут отчаянную борьбу за свое любопытство. И как мама не поймет, что этим дивным малышам интересно все, что происходить в мире?! Вои и сейчас им невдомек, почему такой взрослый дядя встал на колени перед этой большой игрушкой? Дядя, действительно, странный. Он никак не соответствует всем собравшимся здесь. И вроде бы ничто его не выделяет…У него из-под берета выбиваются прядки волос с проседью, и при том, что мужчине нет и тридцати пяти лет! Огромные голубые глаза, в которых можно утонуть, блестят в свете фонарей чистейшим блеском. То ли это от слез, то ли… И еще эта роза в руках…Хотя она уже коснулась мрамора своей легкой , изящной «головой», но руки солдата никак не хотят отпускать ее. Наверное, точно так же, как он сам не хочет бороться с нахлынувшими вдруг воспоминаниями…
Какой сегодня мягкий снег, как будто сама природа, сжалившись над нашими чувствами, нашими воспоминаниями, общим горем, решила отпустить мороз. А круговерть снежинок укрывает могилу павших, баюкая разбередившие раны живых сердец. Это заснувший мороз позволил собраться под колокольным набатом не только тех, кто приходит сюда каждый год, но и тем, кто не знал никогда опасности Черных гор, окаменевших доспехов Немезиды. Там, в адском пекле Афганистана, ледяное дыхание мрачной старухи каждую секунду пробегало по спине холодом бездны, не давая забыть, не давая уснуть…
Что говорят эти люди? Кажется, кто- то читает стихи? О чем? О войне?
Не убий!
В полумраке
Грошовые свечи горят…
Из глубин
Возникают слова
И становятся в ряд.
Если боль
И набухли кровавые кисти рябин,
Если бой,-
Кто услышит твое:
«Не убий…»?
Здесь сегодня много людей. К розе скорби присоединятся и другие цветы, горячие сердца оставят их замерзать на холодном мраморе памятника. И дело вовсе не в том, что на дворе зима: даже в самый жаркий день, когда зной плавит асфальт, угасающий шепот военных голосов сковывает морозным хрусталем трепетные дары скорбящих сердец…
Глядя на них, понимаешь, что война не естественное проявление природных инстинктов человека, а извращенное многовековой гордыней стремление разрушать, ломать, крушить. «Даже самый лютый зверь не чужд сострадания, я чужд- значит я зверь»…
Среди гор, враждебно смыкавшихся в ущелья, справедливость этих слов могла бы стать девизом, объединившим обе воюющие стороны. Этот выпавший из благодатной вечности рай окутывал паутиной пьянящих трав и беспечной листвы, принимая в свои объятия. И птицы, похожие на тех, что пробуждают своими трелями березовые леса России, пели задушевные серенады агатовым рассветам. Многие тогда говорили, что нежная красота этих мест похожа на сладкий дурман маковых полей, заманивающих в плен солнечной радостью своих цветов и усыпляющих навеки кружащим ароматом. Казалось, что каждый распустившийся на земле цветок, каждый камешек, скрипнувший под сапогом, таит в себе знание о поджидавших опасностях. По заснувшему на миг слуху пробегала автоматная очередь, снова возвращая в суровую реальность. Говорят, что человек может привыкнуть ко всему, но эта утешающая ложь пригодна лишь для мира, где не льется кровь, перекрашивая синеву озер в цвет грязи, где не слышится крик, прогоняющий стаи птиц, где не погибают друзья…
Здесь ли сегодня души погибших солдат? Глупый вопрос: они здесь всегда, потому что здесь память, потому что здесь скорбь…
Сочинение.
Красота человека.
Внешняя чистота и изящество
должны быть выражением
внутренней чистоты и красоты.
В.Г.Белинский
Красота обладает силой и даром
вносить мир в сердца.
М.Сервантес
Еще в глубокой древности люди среди основных жизненных ценностей выделили красоту. Первые раздумья о ней отражены в легендах и мифах.
…Жена певца Орфея Эвридика гибнет от укуса змеи. Он отправляется в царство мертвых к богу Аиду и поет ему о красоте любви, о муках разлуки. Песня Орфея всех очаровала. Аид не устоял перед красотой, сдался и вернул жизнь Эвридике.
В чем же тайна влияния красоты?
Для ответа на этот вопрос нужно прежде всего определить: что такое сама красота? Это цвет? Это симметрия? Это пропорция? Это гармония? Наверное, да. Но, я думаю, что здесь не все так просто.
Вспомним картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Какие чувства она вызывает? В этой женщине нет ослепительной красоты. она скромно одета, спокойна, но взгляд ее притягателен, руки чудесны, удивительно женственны. И чем больше вглядываешься в ее лицо, тем больше убеждаешься в том, что она прекрасна. На лице ее исчезает и вновь появляется загадочная улыбка, которую уже более четырех столетий пытаются разгадать. Я думаю, что за этой улыбкой скрывается богатый духовный мир.
…что есть красота
И почему ее обожествляют люди.
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде.
Мне кажется, что эти строки Николая Заболоцкого помогают нам раскрыть тайну Джоконды.
Удивительно, что во все времена художники, поэты отождествляли Красоту и Женственность. Почему? Может быть, потому, что женщина- это начало всех начал: семейного очага, добра, любви, жизни- всего, что есть ценного в жизни человека.
Подтверждение этой мысли я нахожу в русской классической литературе девятнадцатого века, в которой хотелось бы выделить творчество А.С.Пушкина и И.С.Тургенева.
Для А.С.Пушкина прекрасное и женственное всегда рядом, всегда вместе. Мы можем говорить о целой галерее женских образов, созданных поэтом, которые ассоциируются у нас с понятием «красота». Но самая любимая героиня Пушкина- Татьяна Ларина. Автор признается читателю: «Я так люблю Татьяну милую мою…»Не только для Пушкина, но и для читателей Татьяна становится «милым идеалом». Понятие красоты под пером поэтического гения приобретает новые оттенки. Нигде автор романа в стихах не говорит о том, что Татьяна красива внешне, но в каждом штрихе ее характера, ее натуры мы ощущаем пушкинское восхищение девушкой, «молчаливой, как Светлана».
В героине романа в стихах все ясно, потому что все необыкновенное гармонично. У нее какое- то внутренне единение с окружающим миром, но только с тем миром, где нет фальши. Нет фальши в природе, поэтому
Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Эта внутренняя чистота, единение с миром природы не даст впоследствии погибнуть душе Татьяны среди роскоши, праздности, пустоты высшего света. Она признается Онегину:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад…
Искренность, отсутствие кокетства, милая простота, глубина чувств - вот что для Пушкина и для многих из нас заключено еще в понятии красоты. Признаваться девушке первой в любви не принято. Но в своем чувстве, в своем любовном порыве Татьяна необычайно прекрасна, потому что свято верит в искренность и благородство избранника.
За что виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит собственной мечте?
Такое смятение, такая страсть в ее признании, что мы не только не осуждаем Татьяну, а сочувствуем ей, понимаем ее.
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Поймет ли? Примет ли? Ответит ли взаимностью? Ответной любви не будет, счастье и надежды рухнут Но и в безответном чувстве она останется прекрасной, потому что горда, чиста душой и благородна. Не мог Онегин не оценить Татьяну! Скорее всего, он сам не поверил своему зарождающему чувству. Это пока. Это сначала.
Великосветская дама. Такой встретит Евгений Татьяну Ларину через три года. Мы страшимся этой встречи. Кого только не портил высший свет! Слава, почести, богатство… Через сколько испытаний нужно было ей пройти! А она сохранила в себе то, за что Пушкин и мы называем ее поистине прекрасной, красивой.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
Татьяна победила равнодушный, завистливый свет, она покорила его, она так поставила себя в нем, что заставила уважать, поклоняться, любить:
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже…
Пушкин и любит свою Татьяну, и гордится ею. И мы вместе с поэтом начинаем понимать, что за внешней красотой, лишенной внутренней прелести- пустота. (Ведь скажет же Онегин о красивой Ольге, что она
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.)
Поймет и оценит Онегин Татьяну с ее необыкновенно богатым внутренним миром и скажет ей то, что она хотела услышать когда - то:
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я…
Да, я по- прежнему уверена, что красота и любовь- неразделимые понятия. Красота и счастье тоже рядом. «А счастье было так возможно, так близко». Но Татьяна не изменила себе. Самоуважение, понятие гордости и чести у нее свое, понятие счастья тоже свое.
Я вас люблю. К чему лукавить?
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Прозвучали слова - приговор и себе, и ему. А для нас - это урок благородства, высоких чувств, урок любви, урок подлинной красоты человека.
Вслед за Пушкиным и его Татьяной о сути красоты заставляет нас размышлять И.С.Тургенев, и его героини: Наталья Ласунская из «Рудина», Лиза Калитина из «Дворянского гнезда», Елена Стахова из «Накануне», Ася из одноименного произведения.
Героини тургеневских романов- богато одаренные натуры, сумевшие сохранить чистоту и искренность. Они красивы своей непосредственностью, отсутствием фальши, лицемерия. Сближает героинь трагическая судьба- крылья у них выросли, да летать им некуда. Все они мечтают пойти «куда- нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг», они мечтают « прожить не даром, след за собой оставить…»Но лучшие их стремления часто не находят своего воплощения, они разрушаются в столкновении с эгоизмом и безволием слабого и пустого человека, которого они принимают за героя. Таковы трагедии Аси, Натальи Ласунской.
Мне особо симпатична Елена Стахова, которой, как и всем тургеневским героиням, свойственны и скромность, и мечтательность, и простота, и твердость воли. Елена смела и независима, она жаждет подвига. Идея освобождения болгарского народа становится для нее дороже всего на свете, и она приносит себя ей в жертву.
Героиня романа «Накануне» стала как бы примером русским сестрам милосердия, добровольно уехавшим в Болгарию, чтобы принять участие в борьбе за ее освобождение во время русско- турецкой войны. Среди них была и Ю.П. Вревская- близкий друг Тургенева, повторившая подвиг Елены. Ей он посвятил великолепное стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской»: «Нежное кроткое сердце…и такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся …она не ведала другого счастия… не ведала и не изведала».
Слова этого стихотворения указывают на то, что делает человека прекрасным душой.
Я убеждена, что в сегодняшнем сложном мире, где так часто встречается безобразное, низкое, неестественное, спасением для нас будет стремление к красоте, олицетворением которой являются многие героини произведений русской классической литературы. Я верю в то, что добро порождает добро, благородство- благородство. Может быть, сила, чистота, верность героинь А.С.Пушкина И И.С. Тургенева сотворят такое же чудо с душами сегодняшних читателей, которое произошло с героем очерка Г.И. Успенского «Выпрямила».
Сочинение.
Проблема ответственности человека.
Без личной ответственности
человечество погибнет от
страшных болезней нашего
времени- одиночества,
бездуховности.
А.Тарковский
Что такое «ответственность» для обыденного сознания? Для одних это житейские обязанности перед близкими, для других - правовое понятие. В общем, ответственность- это нечто казенное, школьное, скучное. Тяжкая ноша, которую кто-то - общество или семья – взваливают мне на плечи… Даже Эммануил Кант, считавший, что ответственность, долг- это возвышенные, великие слова, утверждал, что в них нет ничего, что бы льстило людям, что было бы приятно. Ибо это установление закона, которому необходимо следовать.
Я же согласна со многими современными гуманистами, которые убеждены, что без ответственности недостижима свобода. Попытаюсь обосновать это суждение.
Какую линию поведения нужно выбрать, чтобы остаться свободным человеком в нашем мире, мире несовершенном, подчас абсурдном?
Одна из опасностей - манипулирование сознанием, групповой обман, давление среды, массы. В этом плане показательна характеристика «антигероев» романа Ч.Айтматова «Плаха».Так, члены «хунты» любят «ударить по- черному», «полностью сознание отшибить» водкой, так как «озлобились на мир».Группа, подчинившаяся «бычьей свирепости», презрела все нормы поведения. Собиратели анаши внутренне близки людям Обер - Кандалова. Среди добытчиков дикой конопли те же законы служения «хозяину», его влияние на массы. Особенно устрашает судьба молодежи: двадцатилетнего смышленого от природы Петрухи и совсем еще юного, пугливого и добродушного Леньки. Гришан благоденствует за их счет. Взяв на себя ответственность за этих людей, он безжалостно бросает их в пучину разврата, делает марионетками в руках судьбы. Люди, подобные Петрухе, Леньке, не свободны, ведь выбирают за них.
Но как же тогда не остаться в одиночестве, в душевном «подполье»? Как состояться человеком? Как пройти между навязыванием выбора и его отсутствием? Это возможно лишь для ответственного человека.
Ответственность, по- моему, это и живая связь с другими людьми, с искусством, наукой. Так, Авдий Каллистратов, герой романа Ч.Айтматова «Плаха», посвятил себя просветлению душ тех, кто оказался в жизненном тупике, сам того не сознавая. «Суметь отвратить от зла, очистить покаянием, заставить самих… увидеть счастье в другом»,- в этом он чувствует свою ответственность перед наркоманами, самим собой, Богом. Он несет в мир идеи светлые, справедливые. Прежде всего- о значении и назначении искусства. О музыке, которая есть для человека «способ выразить, обозначить и увековечить себя», О поэзии- самоутверждении человеческого духа в мировом пространстве». Авдий возвеличивается в глазах читателя, так как он пытается помочь людям постичь Бога.
Ответственность- это и живая боль за беды, огорчения близких людей, которую чувствовали Матрена и Иван Денисович, герои произведений А.Солженицына. Ответственность- это и мой диалог с миром, при котором я не теряю себя, но умножаю, расширяю мое соответствие, единство с ним.
Но возникает вопрос: если это неприемлемая действительность? Если вокруг «шариковы» и «швондеры»? Что же, и за них отвечать, им сочувствовать? За хамство «шарикова» себя считать виноватой, ему «соответствовать»?
В «перевернутом» мире трудно, иногда невозможно быть ответственным человеком. Добро и зло, грех и честь должны иметь смысл. Но нужно идти дальше, взять что- то лично на себя: чью- то боль, заботы. Понять при этом чужое сознание, не делать никого счастливым насильно.
Ответственность человек выбирает свободно, его к этому не может принудить никто: каждый определяет свой путь. Быть ответственным в этом смысле может только тот, кто внутренне свободен, кто «собой угадан до конца». Найти свое «я»- это не стыдно, не эгоистично.
Вспоминается герой повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егор Полушкин, человек, познавший себя, уяснивший свою ответственность перед этим миром. Потому, не боясь казаться чудаковатым, он украшал свою деревню, думая о людях. Он понимал себя, был внутренне свободен. Я считаю, что не разгадавший себя человек, не свободен.
И даже любовь открывается только тогда, когда мы внутренне свободны. «Если вы, -пишет папа Иоанн Павел 2 в своей книге «Любовь- это ответственность»,- смотрите на свою девушку только как на средство развлечения, бахвальства- вы никогда не переживете свободного и гордого чувства любви».Потому, думая об этом чувстве, нужно выбирать свой путь, выбирать только тех, чья боль и тяготы отзываются в сердце, как выбрали друг друга герои повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Разве можно забыть сцену об убитых стариках, «обнявшихся преданно в смертный час»: «Они бежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било осколками, посекло одежонку…». В этой сцене –любовь, порождающая ответственность за другого.
Ф.И. Тютчев писал: «Все во мне, и я во всем», тем самым он обозначил проблему личной ответственности. Я считаю, что космос начинается с меня, с моих мыслей и поступков. И если это действительно так, то мне представляется ленивым и недалеким поиск «козлов отпущения», утверждения «среда заела», «все виноваты», «убогий город». Поиск виноватых – серьезный барьер на пути встречи человека с самим собой и с космосом.
Свободный человек, подчас тяжко нагруженный, словно ищет для себя препятствия и сложности. Но берет он на себя только то, что он выбрал.
-Прекрати надрываться, говорят мастеру.
-Но это моя единственная свобода,- отвечает он.
-Зачем вы, рискуя жизнью, лезете в горы?- спрашивают альпиниста.
-Там, по крайней мере, никто не задает таких дурацких вопросов,- звучит ответ свободного человека.
Да, выбор есть. Есть и идеи, позволяющие человеку выбрать между обособленностью и манипулированием, между одиночеством и отсутствием выбора.
Когда на свете только «я»- это тягостное, бессмысленное одиночество. Когда все подчинено «мы»- Копернику выкалывают глаза, Шекспира «побивают каменьями». Как выйти из этого? Выбрать одиночество? Быть может, но для этого нужно, как отец Сергий, герой Л.Толстого, разгадать себя и познать, что такое одиночество.
Ответственность и свобода. Свобода и выбор. О них – и Ветхий завет, и античное искусство. Но все же очень важно, что традиционные мысли вновь затребованы и переосмыслены двадцатым первым веком.
Герой двадцать первого столетия, в отличие от евангельского героя, не бог, не сын божий. В отличие от просветительского героя не убежден во всемогуществе знания. Он додумал все до конца и понял, что утвердить себя можно лишь в любви, поступке, ответственности за кого- то. Он понял, что подвижничество не будет иметь чудесных следствий. И все же ему необходимо лично встретиться с людьми, с историей, прямо им задать вопросы. Меньше всего заниматься поиском виноватых. Лично кого- то поддержать, совершить добрый поступок.
Свободный и ответственный человек ни в коем случае «по- волчьи не завоет». Нужно изо всех сил сохранять человеческий голос. Мы навсегда в ответе за тех, чьим наследством нас сделали история и вселенная. Только так осмеливаешься «быть». Алмазы и пепел вселенной навсегда в твоем сердце. В этом твоя человеческая миссия, хоть ты не больше мотылька.
Сочинение-эссе.
Мой Куприн.
Любовь заключает весь смысл
жизни - всю вселенную.
А.И.Куприн
Я люблю слушать «Аппассионату» Бетховена. Нежная, немного грустная, проникновенная мелодия. Она зовет в мир счастья, светлых грез и возвышенных переживаний. Когда я прочла «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна, музыка «заговорила», наполнилась зримыми образами. Вместе с музыкой вошел в мою жизнь Куприн, обогатив новыми чувствами, мыслями, эмоциями.
Трудная жизнь, которую прожил писатель, подарила много тем его творчеству. Он писал и об армейской жизни, ее тяготах («Поединок»), рассказывал о закулисной стороне работы газетчиков («Локон»), описывал мещанское общество («Миллионер»).Но королевой его тем можно назвать Любовь. Как перст судьбы, как Божье озаренье, она, Любовь, далеко не к каждому живущему на Земле. Куприн сам любил, был любимым, поэтому его строки так искренни и правдивы.
Сила любви - великая сила. Радость, которую она дает, искупает все страдания и невзгоды, выпадающие на долю человека. Только благодаря ей и стоит жить. А жить можно и во дворце («Суламифь»), и в лесной полесской глуши («Олеся»), и в роскошном поместье, и в жалкой каморке («Гранатовый браслет»),
Куприна я бы назвала теоретиком любви, потому что он исследует это чувство, заглядывая в тайники человеческой души. Любовь не должна быть ни легкомысленной, ни примитивной, тем более основанной на корысти. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!» Сама я это понимала, чувствовала, но сказал за меня писатель, он выразил мои чувства, мои мысли, значит - он мой.
Меру человечности, нравственного достоинства своего героя Куприн определяет способностью любить горячо и бескорыстно. Не так уж важно, кто ты. Простой телеграфист Желтков значительно выше той мерзости, грязи, пошлости, разврата, которые окружают его. Смыслом его жизни была любовь к Вере, в которой для него «воплотилась вся красота земли». Безнадежная любовь длилась семь прекрасных и горьких лет, но не вызвала в нем ни раскаяния, ни разочарования, ни упрека. «Благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью жизни, единственным украшением, единой мыслью». До последней минуты жизни он боготворит и благословляет свою любимую. «Да святится имя твое»! Подобно музыке, светлой, возвышенной и печальной, звучат во мне эти строки. И гранатовый браслет, как капли крови этой неостывшей, вечной любви.
Разлукой закончилась и «наивная, очаровательная сказка» короткой любви Олеси и Ивана Тимофеевича. Цельная, самобытная, свободная натура «дочери природы» покорила сердце мужчины. «Величественная земная прелесть бора, пылающие вечерние зори, росистые, благоухающие ландышами и медом утра» были свидетелями этих безмятежных дней. Лес защищал их любовь от пошлости, жестокости мира. Но нужно быть по- настоящему самоотверженным, мужественным, сильным, чтобы выстоять, защитить, сберечь свою любовь. Возлюбленный Олеси не был таким, к сожалению «Сердце у вас холодное, ленивое»,- предсказывая судьбу, говорит девушка. В любви, учит меня писатель, нельзя быть слабым, а человек с ленивым сердцем не принесет счастья.
Почему Олеся не поехала с любимым в город, ведь он ей обещал безмятежное счастье? «Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик»,-говорит она в момент расставания. Вот, оказывается, что главное. Не о себе думать, а в первую очередь о счастье любимого тобою человека. И это еще один купринский наказ и мне, и всем влюбленным. Нет, не встретятся больше они, и природа предвещает эту разлуку. «Полнеба закрыла черная туча с резкими курчавыми краями…» Как напоминание об этой чистой, честной, смелой девушке, о ее нежной, великодушной любви осталась лишь нитка дешевых коралловых бус. И тоже красных… У меня наворачивались слезы, когда я читала эту повесть, в душе были разные чувства: горечь и разочарование, грусть и нежность. А еще любовь к писателю, который так, как никто другой, смог написать о любви.
Суламифь и Соломон любили друг друга лишь несколько дней. Любовь иногда кратковременна, быстротечна, но в памяти человека жива вечно, потому что «крепка, как смерть». Но «люта, как преисподняя, ревность, стрелы ее – стрелы огненные». Теперь я знаю, что ревность может погубить любовь и что это чувство нужно беречь.
Повести Куприна о любви несбывшейся, трагической, заканчиваются разлукой, а в душе моей какое- то просветление и только тихая печаль о несбывшемся. «Успокойся, я с тобой. Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»,- повторяю тихо вместе с автором.
Книги Куприна, отнюдь не поучая, учат высокому пониманию всего прекрасного, что есть в мире. А что может быть прекраснее любви? Благодаря ей человек начинает замечать ночные звезды на далеком небосклоне, его вдруг поражает повисшая над землей радуга, неожиданно остро, словно впервые в жизни, ощущает нежный весенний запах сирени… Куприн учит любить и быть любимым. В двадцать первом веке так нужна эта купринская чистая мелодия любви. Томик его повестей у меня на столе, он мне нужен. Да святится имя его!
Сочинение.
Евангельские мотивы в русской литературе 20 века.
Книга сия называется Евангелием,-
и такова ее вечно новая прелесть,
что если мы случайно откроем ее,
то уже не в силах противиться ее
сладостному увлечению.
А.С.Пушкин
«Не укради», «не убий», «возлюби ближнего твоего, как самого себя»- эти и другие христианские заповеди лежат в основе воспитания высоконравственного человека. В формировании его мировоззрения значительную роль играет обращение к произведениям классической литературы. Несмотря на то, что текст Евангелия был переведен на русский язык лишь в 19 веке, многие выдающиеся русские классики, такие как Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков и ряд других, обращались в своих произведениях к теме нравственного опыта христианства, заложенного в Евангелии.
Ф.М. Достоевский считал, что человечество должно обратиться к вере, чтобы спасти себя. Иисус Христос, по его мнению, несет в себе свет, правду, истину - те нравственные принципы, на которых зиждется мир. В его романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников, совершив тяжкое преступление, спасает свою душу лишь через раскаяние и обращение к Евангелию. В романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» значительную смысловую нагрузку несет разговор Великого Инквизитора и Христа.
Другой выдающийся представитель русской классической литературы- Л.Н.Толстой объединяет четыре евангельских сюжета для создания книги «Евангелие для детей». Используя в качестве эпиграфа к роману «Анна Каренина» слова из Библии: «Мне отмщение аз воздай»,- Л.Н.Толстой нацеливает нас на «мысль семейную», которую он будет высказывать в своем произведении. Содержанием этого романа автор подтверждает правду евангельского завета о таинстве брака, о святости брачных уз. Л.Н.Толстой считал, что современная церковь исказила учение Христа, изменив его суть - нравственные заповеди христианского вероучения.
Богатые духовные традиции русской классической литературы нашли свое продолжение в творчестве писателей и поэтов 20 века, которые, в отличие от своих предшественников, были поставлены в более сложные исторические условия. С приходом Советской власти и началом исторических преобразований было связано разрушение церквей, гонения и расстрелы священнослужителей, взрыв, уничтоживший храм Христа Спасителя.
В начале 20 века духовный кризис России проявился как в нарастании воинствующего революционного безбожия, так и в том, что евангельская тема все решительней входила в творчество самых выдающихся писателей и поэтов, находивших в ней источник вдохновения и нравственной чистоты. Христианские мотивы звучат в произведениях А.Блока, М.Булгакова, а позднее - Ч.Айтматова.
В финале поэмы А.Блока «Двенадцать» возникает образ Христа:
В белом венчике из роз-
Впереди - Иисус Христос.
Именно эти строки его знаменитой поэмы стали предметом жарких споров в литературных кругах. Одни трактуют образ Иисуса Христа как символ революции, другим он представляется во главе двенадцати апостолов, сопровождающих его повсюду.
С точки зрения библейского осмысления действительности меня привлек роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита". В этом произведении автор попытался не пересказать, а переосмыслить евангельский сюжет. Даже простое сопоставление Евангелия с текстом романа выявляет ряд существенных отличий. М.Булгаков создал собственный "заземленный" образ Иисуса Христа, наделив его качествами, присущими обыкновенному человеку.
Прослеживается такое несоответствие деталей биографии бродячего философа Иешуа Га - Ноцри и Иисуса Христа. Согласно Евангелию, Иисусу на момент казни было тридцать три года, возраст же Иешуа Га - Ноцри – двадцать семь лет. Отличительной чертой также является отрицание автором божественного происхождения Иисуса. По преданию, Иисуса Христа постоянно сопровождают двенадцать его учеников - апостолов, а за Иешуа Га - Ноцри следует один Левий Матвей, не всегда точно записывающий слова и мысли своего учителя.
В отличие от евангельского сюжета, в котором основная роль отведена Иисусу Христу, М.Булгаков делает главным героем ершалаимских сцен Понтия Пилата. В первую очередь потому, что именно ему посвящает свой роман Мастер. Но наиболее существенное объяснение этого обстоятельства заключается в том, что автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека, наделенного властью, за происходящее вокруг. М.Булгаков проводит параллель в своем романе между Москвой тридцатых годов и миром Ершалаима. Таким образом, история Понтия Пилата и Иешуа Га - Ноцри взаимосвязана с основными сюжетными перипетиями, так как имеет своё продолжение и совершается в главном тексте книги.
Сцены допроса Понтием Пилатом Иешуа, в изложении М.Булгакова, представляются нам по - земному живыми, в их реальности трудно усомниться, благодаря «знанию» автором всех деталей и подробностей происходящего. По Булгакову, Иешуа Га - Ноцри - обыкновенный человек, способный испытывать и возмущение, когда ему приписывают слова и призывы, которых он не произносил, и досаду, когда Левий Матвей неверно толкует его проповеди. Как всякий человек, Иешуа боится боли и, получив удар бичом, смиренно просит истязателя Крысобоя: «Не бей меня». Ужас мелькает в глазах Иешуа от нечаянной оговорки с Пилатом, сулящей ему новые побои. Но при всей своей внешней обыкновенности, он необыкновенен внутренне. Люди, которые слушают Иешуа, готовы идти за ним, куда бы он их ни повел. Происходит невероятное: сборщик податей Левий Матвей, наслушавшись его речей, «бросил деньги на дорогу» и пошел сопровождать своего учителя, как верный пес.
У Пилата Иешуа одними лишь сочувственными словами снимает чудовищную головную боль. Сила его слов такова, что прокуратор, уже опасаясь её, приказывает, «чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено о чем бы то ни было разговаривать с Иешуа». Однако секрет этой силы не в смысле слов бродячего философа, а в том качестве, которого нет ни у Пилата, ни у Каифа, - в абсолютной независимости его разума и духа. Ему неведомы оковы тех догм, условностей, стереотипов мышления и поведения, которыми связаны по рукам и ногам все окружающие. Одной из жертв этой действительности оказывается сам Понтий Пилат, когда ему приходится решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который сумел покорить его своим умом, он выбирает последнее.
Таким образом, прокуратор, искренне желая спасти Иешуа, все же приговаривает его к казни, так как над ним держит власть могущественный император Тиверий, и Пилат, будучи рабом своей должности и карьеры оказывается не в силах разорвать цепей этого рабства, проявляя тем самым ничтожную трусость и малодушие.
Очевидно, что М.Булгаков вводит в свой роман ершалаимские главы с целью показать драму отношений художника и власти, символизирующую политическую обстановку в России в тридцатые годы - господство тоталитарного режима и культа личности Сталина. Спустя несколько лет после публикации «Мастера и Маргариты» появляется роман Ч.Айтматова «Плаха», в котором автор также вводит новеллу о Понтии Пилате и Иисусе Христе, но с иной, в отличие от Булгакова, целью, желая показать драму неприятия народом проповеди Праведника. Ч.Айтматов представляет на суд читателей свою интерпретацию евангельского сюжета, которая имеет, на мой взгляд, резкий кощунственный оттенок. Всякое прикосновение к образу Иисуса Христа грубой кисти человека, стремящегося в нем что - то исправить, рисует облик, искаженный по образу и подобию автора, создает в результате карикатуру.
Можно бесконечно размышлять над этой проблемой, ибо выбранная мною тема сочинения необъятна, как сама жизнь. «Мы живем в перевернутом мире», - говорил В.М. Ивашин. Действительно, десятки лет воинствующего атеизма многое разрушили в нас. Рядом со мной ходят опустошенные люди, без искры жизни и жажды добра. Многие пытаются вернуться к Христу, к вере. «Каждому будет дано по вере его»,- писал М.Булгаков.
«По вере его» - это и есть главная идея художественного осмысления действительности в литературе XX века, ибо без веры человек страшен: у него нет нравственных ограничений, он не остановится ни перед чем. Великие наши писатели оказались пророками, они хотели остановить «бесов» и «шариковых», кричавших: «Мы наш, мы новый мир построим. Кто был ничем, тот станет всем!»
Сочинение- эссе.
Мой Пушкин.
Мой Пушкин... Когда я раскрываю его книгу – беседую по душам с великим мастером, проникаюсь его мыслями, чувствую его состояние души, и от этого соприкосновения давно ушедший человек становится для меня близким, понятным, родным. Над произведениями Пушкина я размышляю, вместе с его героями грущу или радуюсь, для меня поэт дорог, близок, понятен и неповторим.
Я думаю, что переживет века творчество того поэта, которого волнуют проблемы общечеловеческих ценностей. К таким поэтам причисляю Пушкина. В его произведениях нахожу часто созвучное своей душе, близкое своим чувствам, переживаниям.
Никто не может сравниться с Александром Сергеевичем Пушкиным, с его поистине гениальными произведениями. Не раз удивляюсь тому, что «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» способны волновать, тревожить, радовать. Пушкину дан «священный дар» делать живым давно прошедшее и угадывать будущее, затрагивать самые сокровенные струнки души и сердца.
Поэт через свои стихи передает нам стремление к высокому, любовь к «святой вольности», неукротимое желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Он верил, что нравственность, вера в будущее, чистое начало в человеке победят всех тиранов и владык.
Женские образы в рассказах И.А. Бунина.
Ты – женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной.
Ты – в наших безднах образ божества!
В.Я. Брюсов
Бездонному, спокойному, ночному
Мерцанию звезд подобна ты порой!
И.А. Бунин
Женщина… Сколько обаяния, нежности, очарования заключено в этом слове! Ее красота, богатый духовный мир во все века вдохновляли поэтов, художников, музыкантов… Как тонко и умело художники слова сумели передать сложнейшие переживания и чувство всепрощающей любви женщины.
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных. Это и божественная красавица А.С. Пушкина, и обаятельные, милые образы женщин Л.Н. Толстого, и мечтательные, с тонким душевным миром героини И.А.Бунина. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти.
И.А. Бунин, являясь признанным знатоком женской души, воссоздает в своих произведениях неповторимый мир женщины, которым мы не перестаем восхищаться. Писатель, пытаясь постичь противоречивость и неповторимость их душ, разгадать тайну женского очарования, создает образ загадочной роковой женщины. Он всегда отражает внутреннее состояние своих героинь, их мироощущение, выливающееся то в праздник души, то в неизбывную муку.
«Король изобразительности» рисует не красоту облика героинь, а величие женской души. Каждая судьба – царство любви, мук и страданий. Ида – одна из героинь. «Стройна, гармонична во всем, грациозна, живые глаза, тон кожи ровный….» Это та женщина, которая своей внутренней красотой поразила сердце мужчины, который разбудил Москву, оповещая миру о своей любви: «Солнце мое! Возлюбленная моя!» Читая эти строки, мы чувствуем «сладкую муку».
Женщина у И. Бунина – это солнце. Один из рассказов так и называется «Солнечный удар». Рассказ – одно из проявлений космической живой жизни, к которой сумели приобщиться мужчина и женщина на мгновение. Сюжет рассказа прост: встречаются Он и Она. Случайная встреча, вино, теплота романтической ночи… Герои проводят ночь в гостинице, а утром… расстаются. Художник, будучи тонким психологом, пишет о чувствах, не обращает внимания на события. Он позволяет нам прочувствовать внутреннее состояние мужчины и женщины, понять противоречивость их душ. Мы слышим «простой прелестный смех» и чувствуем тонкий аромат ее духов, которые долгие годы преследуют героя рассказа и волнуют наше воображение.
Волнует наше воображение и другая героиня рассказа Бунина «Чистый понедельник». Невозможно без умиления, не отрываясь, смотреть на следы – звездочки, оставляемые ее каблуками на снегу, когда неполная близость, кажется, готова свести с ума, и все мы пронизаны «восторженным отчаянием», от которого разрывается сердце! Перед нами разворачивается «странная любовь» между ослепительным красавцем и «Шамаханской царицей» (так называют героиню окружающие), чей портрет дается в подробнейших деталях: в красоте девушки было что-то «индийское, персидское». У нее «смугло – янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы… брови черные, как бархатный угорь» (поразительный оксюморон Бунина!) глаза, пленительные, «бархатисто – пунцовые» губы, оттененные темным пушком. Бунинские герои намеренно уподоблены друг другу – в смысле красоты, молодости, обаяния, явной неординарности внешности.
Однако далее писатель осторожно, но весьма последовательно «прописывает» различия между «сицилианцем» и «Шамаханской царицей», которые окажутся принципиальными и в конечном счете приведут к драматической развязке – вечной разлуке.
Счастлива ли героиня? Разве не величайшее счастье для женщины открыть, что ее любят больше жизни, что она желанна, что ее хотят видеть женой? Но героине этого явно недостаточно! Она интересуется западноевропейскими модными писателями, погружена в быт богемной среды и часто перечитывает летописи, сказания, зная их наизусть; кажется, что ее душа живет какой-то потусторонней жизнью. Чтобы понять многогранность внутреннего мира бунинской героини, нужно обратить внимание на ее высказывание о любви и счастье: «Кто же знает, что такое любовь?», «Счастье наше… как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Непостижимая мудрость звучит в этих словах и какая-то вечная потребность в чистоте и строгости бытия.
Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто эгоистичны и жестоки. Поступая жестоко, они лишь живут по законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить. В рассказе «Муза» героиня живет по принципу, который продиктован ей моралью общества. Главная тема – тема жестокой борьбы за короткое счастье; великая трагедия мужчины в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, не умеющая принимать во внимание чувства другого героя…
Удивительный каскад чувств мы испытываем, знакомясь с героиней рассказа «Темные аллеи», «тоже еще красивой не по возрасту женщиной». И кажется странным, что такую красивую можно бросить, разлюбить. Надежда, бессердечно брошенная, пережила немало трудностей, но не требовала ни жалости, ни сочувствия… Через много лет Николай Алексеевич вдруг понял, что эта женщина – больше, чем любовь, что именно она подарила ему «лучшие минуты». Так всегда у бунинских героев: «истинно волшебное» они ощущают, когда молодость и любимую уже не вернуть…
Героини Бунина – очень разные по своим характерам и устремлениям женщины. Во многих рассказах имена героинь не определены. Это не нужно писателю, он стремится показать полноту чувств, которыми охвачены женщины. Любовь для них – величайшее счастье, дарованное человеку. Любовь связана с трагизмом, счастливого финала, по Бунину, не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить…
Да, лучшие страницы бунинской прозы посвящены Женщине. Перед нами предстают удивительные женские характеры, в свете которых меркнут мужские образы. Женщины играют главную роль, а мужчины, как правило, лишь фон, оттеняющий характеры и поступки героинь. Бунин, как и мы, стремился постичь чудо женственности, тайну неотразимого женского счастья…
«Легкое дыхание», мне кажется, разлито в воздухе бунинских рассказов, а Женщина, олицетворяющая любовь, - как один миг счастья в «темных аллеях» воспоминаний…
Сочинение-эссе.
Зачем нужна культура речи?
Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке, в культуре речи. Родной язык - душа нации, первостепенный и наиболее очевидный ее признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, культура речи человека, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.
К. Д. Ушинский писал: «В языке своем народ в течение многих тысячелетий и в миллионах индивидуумов сложил свои мысли и свои чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Наследуя слово от предков наших, мы наследуем не только средства передавать наши мысли и чувства, но наследуем самые эти мысли и эти чувства».
Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры - часть духовного исторического наследия. Наш язык нуждается в таком же бережном подходе.
Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
Культура речи нужна, во-первых, чтобы правильно говорить и писать, во-вторых, грамотно употреблять языковые средства в соответствии с целями и задачами общения.
Речь культурного человека должна быть содержательна, что обусловливается хорошим знанием материала, умением логично, последовательно излагать свои мысли, подкрепляя их конкретными фактами.
Кроме того, речь должна быть точной, что проявляется в умении говорящего употреблять слова в полном соответствии с их лексическим значением.
Надо помнить: чем содержательнее, правильнее, точнее, выразительнее речь, тем убедительнее и доступнее она для слушателей. Вот почему нужна культура речи!
Культура речи может и должна быть осмыслена в собственно экологическом аспекте - как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей, нежелательной нивелировки и «дистиллированности», негативно влияющих на жизнь языка, культуру, на общую духовность и нравственность человека.
Безусловно, воспитание культуры мышления и речевого поведения, лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи - наиважнейшая цель в настоящее время. Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры. Л. В. Щерба справедливо сравнивал язык, у которого разрушена стилистическая структура, с совершенно расстроенным музыкальным инструментом, «с той только разницей, что инструмент можно немедленно настроить, а стилистическая структура языка создается веками». А ведь стоит задуматься и над тем, что всякое потерянное, искаженное или непонятое нами слово - это потерянный для нас мир, звено нашей культуры.
К сожалению, мы отучаемся от красоты слова, как отвыкаем от красоты и обустроенности своего дома, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда... И так ли уж плохо стать на пути этого «отвыкания» сознательным охранителем родного языка, его красоты и образности? Конечно же, нет. Мы очень долго разбрасывали родные камни, не заботясь о будущем. Приходит время их собирать. Экология языка и - шире - экология культуры речи становится одной из актуальнейших задач современности, когда экологизация культуры речи, поведения человека и самого мышления выступают важной приметой времени.
В наши дни активно формируется экология культуры речи. «Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культура речи столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины...».
Что бы я сделала для развития страны в первую очередь будучи Премьер-министром? В первую очередь поделилась бы своим опытом в области образования, рассказала бы о модели образовательного комплекса на заседании Правительства с целью распространения опыта.
Моя судьба неразрывно связана с жемчужиной России – Самотлорской землёй, с городом вечной молодости - Нижневартовском.
Величию, кристальности озёр,
Людским трудом прославленному краю,-
Тебе пою я песню, Самотлор,
Твоим богатствам оды посвящаю…
Нижневартовцы добрые, открытые, трудолюбивые, умеющие любить и радоваться каждому дню…
Самотлорская земля притягивает людей как магнит: холодная долгая зима, чарующая души своей сказочной красотой и неповторимостью….
Я счастлива, что живу среди замечательных людей; всей душой люблю наш суровый «краешек земли», удивительно красивый и щедрый, «царство тайги и воды», «край сотен тысяч озёр»…
Образование…Важнейшая цель современного образования - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России… Процесс образования - это процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, формирование коммуникативной компетентности, процесс развития социально ответственной личности…
Представитель любой профессии живет в своих творениях и созданиях: ученый – в изобретениях, писатель – в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах; учитель живёт в памяти, поступках всех людей…
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 40», где я работаю директором, является образовательным комплексом, реализующим общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного общего, среднего общего, дополнительного образования, выполняющим муниципальное задание, удовлетворяющим разнообразные образовательные запросы, проектирующим условия достижения высокого качества образования, соответствующего требованиям ФГОС общего образования. Комплекс соблюдает принцип территориальной близости, обеспечивающий условия для получения каждой семьей рядом с домом качественных образовательных услуг для своих детей. В настоящее время в нашей организации 100 воспитанников дошкольного отделения (детский сад функционирует на первом этаже образовательного комплекса), 1008 обучающихся (1-11-ых классов). Наш образовательный комплекс полноценно обеспечен кадровыми, техническими и материально-финансовыми ресурсами, способствующими развитию образовательной системы в целом.
Организация деятельности образовательного комплекса, реализующего образовательные программы в соответствии с введением ФГОС общего образования, строится на основе законодательных, нормативных актов Российской Федерации, Устава, локальных актов.
Выявив ряд проблем в связи с ведением федеральных государственных образовательных стандартов (общие, системные, личностные), административная команда определила стратегию развития образовательного комплекса. Основная цель которого: обеспечение доступности получения качественного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Образовательным комплексом решаются следующие задачи:
Нами разработана модель управления, которая позволяет решать все проблемные вопросы. Общее руководство осуществляет директор. Координирует деятельность всех участников Совет по внедрению ФГОС общего образования. Методический совет оказывает консультационную, информационную поддержку, организует работу по повышению квалификации педагогов. В рамках данной структуры управления созданы 5 постоянно действующих рабочих групп: по введению ФГОС дошкольного общего образования, начального общего образования, основного общего образования второго поколения, по обеспечению психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения введения ФГОС общего образования, по организации внеурочной деятельности. Постоянные и временные рабочие группы создаются в соответствии с целями и задачами образовательного комплекса. Так, творческие группы работают по следующим проблемам: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Предметно-пространственная развивающая среда дошкольного отделения» и другие. Работая в творческих группах, учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования программы, по которой работает дошкольное отделение, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке, а педагоги дошкольного отделения могут познакомиться с программами для детей 1 класса, основными направлениями работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Педагоги дошкольного отделения Комплекса проводят занятия в постоянной творческой группе «Развивающий курс для дошкольников», основной целью которой является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Укреплению здоровья воспитанников дошкольного отделения способствует возможность посещения бассейна, спортивных секций. В образовательном комплексе работают разновозрастные кружки: «Робототехника», «Полиглот» (интенсивное обучение иностранным языкам), «Лидер», «Поколение X», «Связь времён», «История Самотлора», «Юный эколог» и многие другие. Происходит социализация воспитанников дошкольного отделения, усваивающих социальную роль «Я - ученик». Для проведения интерактивных занятий привлекаются обучающиеся старшего звена, а также студенты НВГУ факультета педагогики и психологии. Традиционным стало проведение общешкольного родительского собрания «Первый раз в первый класс».
Психолого-педагогические исследования социально-психологической адаптации первоклассников показывают, что дети, посещающие дошкольное отделение образовательного комплекса «Сорочата» наиболее успешно адаптируются в 1-м классе, чем обучающиеся, пришедшие из детских садов. С целью выравнивания стартовых возможностей в образовательном комплексе педагогами ведётся творческая, целенаправленная работа в «Школе будущего первоклассника» с февраля по апрель ежегодно.
Исходя из вышесказанного и опираясь на результаты диагностики, мы сделали вывод, что преемственность обеспечивает единство требований, позволяющих минимизировать уровень тревожности при поступлении ребенка в первый класс, повысить уровень комфортности в адаптационный период.
Реализуя принцип преемственности в многоступенчатом образовательном комплексе, мы достигли:
1) согласованности целей и задач дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования;
2) формирования единой образовательной среды;
3) интеграции педагогической деятельности педагогов на основе их сотрудничества и взаимодействия с целью обеспечивания благоприятного социально-психологического климата;
4) общения и сотрудничества дошкольников и обучающихся в разновозрастных коллективах, способствующего созданию целостной педагогической среды и социализации.
В эффективно функционирующем образовательном комплексе осуществляет свою деятельность Управляющий совет, в состав которого вошли представители дошкольного отделения, представители школы, представитель Учредителя. Члены Управляющего совета получили возможность не только участвовать в решении вопросов качественного функционирования новой образовательной организации, но и вносить предложения по развитию Комплекса на перспективу, то есть строить новую школу будущего для своих детей.
Два раза в год проводятся Дни открытых дверей для родителей будущих первоклассников, на которых родители знакомятся с педагогическим коллективом, узнают о традициях и истории школы, посещают школьные музеи и выставки детского творчества. Каждую четверть - общешкольные родительские собрания и консультации по вопросам введения ФГОС общего образования.
В образовательном комплексе имеет место ориентация на компетентность и творчество учителя, его академическую ответственность и творческую свободу, приоритет индивидуальности учителя и обучающегося, открытость и конкурентноспособность.
Наш образовательный комплекс эффективно выполняет муниципальное задание по всем значениям показателей муниципального мониторинга качества образования, в том числе «Степень и качество реализации содержания образования», «Качество образования», электронный мониторинг развития образования «Наша новая школа».
Таким образом, представленная модель управления образовательным комплексом стала оптимальной для нас и способствует созданию социально-психологических условий для развития личности обучающихся и формированию ключевых компетенций, успешной социализации при условии соблюдения преемственности в условиях введения ФГОС общего образования.
Думаю, что, представив нашу модель образовательного комплекса на заседании Правительства, я получу возможность распространить наш опыт…
Иногда, когда мои ученики, склонившись над тетрадями, старательно пишут, я смотрю на них и отчётливо понимаю, всем сердцем чувствую: в моих руках их души, их сознание. Каждый уникален, неповторим и требует к себе особенного подхода… Я перевожу взгляд с одного на другого... Это же россыпи драгоценностей! И разве может быть не счастлив тот, кто обладает подобным богатством?!
Моему наставнику принадлежат слова: «Счастье – быть учителем!» Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир, ежедневно отдавать тепло своей души детям, а рядом со мной учителя, которые поддержат, поймут, оценят...
Сочинение – эссе.
Мой Пушкин.
Мой Пушкин…Когда я раскрываю его книгу – беседую по душам с великим мастером, проникаюсь его мыслями, чувствую его состояние души, и от этого соприкосновения давно ушедший человек становится для меня близким, понятным, родным. Над произведениями Пушкина я размышляю, вместе с его героями грущу или радуюсь, для меня поэт дорог, близок, понятен и неповторим.
Я думаю, что переживёт века творчество того поэта, которого волнуют проблемы общечеловеческих ценностей. К таким поэтам я причисляю Пушкина. В его произведениях нахожу часто созвучное своей душе, близкое своим чувствам, переживаниям.
Никто не может сравниться с Александром Сергеевичем Пушкиным, с его поистине гениальными произведениями. Не раз удивляюсь тому, что «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» способны волновать, тревожить, радовать. Пушкину дан «священный дар» делать живым давно прошедшее и угадывать будущее, затрагивать самые сокровенные струнки души и сердца.
Поэт через свои стихи передаёт нам стремление к высокому, любовь к «святой вольности», неукротимое желание посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Он верил, что нравственность, вера в будущее, чистое начало в человеке победят всех тиранов и владык.
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Рождественский венок
Четыре художника. Осень
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Солнечная система. Взгляд со стороны