Тема: «Цветовая гамма в пейзажной лирике Ивана Алексеевича Бунина»
Предметом исследования является пейзажная лирика И. А. Бунина.
Цель исследования: исследование лирики Бунина: отображение в ней цветовых образов, соотношение жизни автора с его творчеством.
Задачи:
- проанализировать пейзажную лирику И. А. Бунина и определить ее цветовую гамму;
-выяснить, какие особенности авторского восприятия мира выражаются через цвет;
-рассмотреть, как трактуется символика цветообозначения в науке;
-познакомиться с работами литературоведов по теме исследования;
-развить навыки высказывания собственного мнения и суждения;
-воспитание высоких моральных качеств
Методы исследования: сравнительно-исторический метод, метод изучения литературы и источников, анализ стихотворений.
Гипотеза:. может ли сочетание звука и цвета рассказать и уловить тонкий смысл художественных деталей произведений И. Бунина?
Актуальность исследования данной работы продиктована интересом к творчеству писателя Ивана Бунина. В работе рассмотрен вопрос символики цветообозначения с точки зрения психологии и фольклора , раскрыто цветовое обозначение зрительных образов в лирике И. Бунина, проведена параллель между палитрой лирики Бунина и и этапами личной жизни мастера слова.
В первой части работы воспитанницы знакомят с символикой цветообозначения с точки зрения психологии и фольклора . Проанализировав работы психологов и исследовав русский фольклор , приходят к выводу что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех, на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Далее воспитанницы прослеживают , как цвет приобретает смысловое содержание.
Во второй части девочки проводят анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, существительными, глаголами . Далее анализируют цветовое воплощение зрительных образов в стихотворениях И.Бунина и раскрывают связь между отражением жизни поэта в цветовой гамме лирических произведений.
Заключение: поэтическая палитра стихотворений Бунина очень красочна и разнообразна. Действительно, творчество И. А. Бунина является одним из самых красочных, звучных и живых. Его произведения помогают современным людям по-другому взглянуть на окружающий мир, а, следовательно, начать иначе относиться к природе.
Вложение | Размер |
---|---|
tsvetovaya_gamma_v_lirike_i._bunina.docx | 151.03 КБ |
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»
VII научно-практическая конференция «Взгляд в будущее»-2015
Цветовая гамма в пейзажной лирике
Ивана Алексеевича Бунина
Авторы:
воспитанницы 7А класса
Карась Татьяна
Тарусова Софья
Научный руководитель:
Костина Наталия Владимировна,
преподаватель отдельной
дисциплины (русский язык и литература)
г. Москва
2015
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………..4
Глава I. Символика цвета в разных аспектах
1.1 Символика цвета с точки зрения психологии……………………………5
1.2 Символика цвета с точки зрения фольклора…………………………….7
1.3 Символика цвета в русской иконописи…………………………………..8
Глава II. Отражение символики цвета в творчестве И.А. Бунина
2.1 Биографическая канва……………………………………………………..9
2.2 Цветовое воплощение зрительных образов в лирике…………………..10
2.3 Отражение жизни поэта в цветовой гамме лирических произведений
2.3.1 Творчество И. А. Бунина в 1886-1888 годах…………………………..11
2.3.2 Творчество И. А. Бунина в 1888-1889 годах…………………………..13
2.3.3 Творчество И. А. Бунина в 1901-1920 годах………………………….16
2.3.4 Творчество И. А. Бунина в 1922-1952 годах………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы и интернет ресурсов…..……………21
Тип проектной работы: проектно-исследовательская
Форма проектной работы: реферат
Цель проектной работы: рассмотреть, как в лирике Бунина отображены цветовые образы, какими средствами поэт достигал красочности в своих лирических произведениях , отображение в ней цветовых образов и соотношение жизни автора с его творчеством.
Задачи:
- проанализировать пейзажную лирику И. А. Бунина и определить ее цветовую гамму;
-выяснить, какие особенности авторского восприятия мира выражаются через цвет;
-рассмотреть, как трактуется символика цветообозначения в науке;
-познакомиться с работами литературоведов по теме исследования;
-развить навыки высказывания собственного мнения и суждения;
-воспитание высоких моральных качеств.
Проблема: связь цветовой гаммы в лирике И. Бунина с этапами его жизненного пути.
Предмет исследования: пейзажная лирика И. А. Бунина.
Вопросы проектной работы:
-существует ли взаимосвязь между эмоциональным состоянием героя и выбором им определенных цветов в поэзии И.Бунина?
-существует ли связь в выборе цвета с личными переживаниями поэта?
-как символика цвета связана с верой в Бога?
Актуальность исследования данной работы продиктована интересом к творчеству писателя Ивана Бунина. В работе будет рассмотрен вопрос символики цветообозначения с точки зрения психологии и фольклора , раскрыто цветовое обозначение зрительных образов в лирике И. Бунина, проведена параллель между палитрой лирики Бунина и этапами личной жизни мастера слова..
Гипотеза: может ли сочетание звука и цвета рассказать и уловить тонкий смысл художественных деталей произведений И. Бунина?
Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован на уроках русского языка, литературы, а также курса «Русская словесность» в школе.
Введение
Творчество И. А. Бунина — одно из самых значительных явлений русской поэзии XIX- XX веков.
«Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится радужного блеска и звёздного сияния его одинокой страннической души»*, - писал Максим Горький.
И. С. Шмелев подчеркивал, что творчество Бунина – это безмерная любовь к России: «Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, – И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это – в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, – родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой»**.
Почему Бунин, в отличие от многих, с годами не изживает себя, а только по-новому раскрывается? Этому причиной его дарование, его поразительный талант видеть, подмечать все вокруг, глядеть на вещи глубже, чем обычные люди. Именно на эти качества бунинской поэзии, наиболее отчетливо проявившиеся в его общении с природой, указывает А. А. Блок: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Мир его – по преимуществу – мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний»***.
К сожалению, не каждому дан этот дар особого видения мира, а особенно современному человеку, оторванному от природы, теряющему в суете способность восприятия многогранности и красочности жизни. На наш взгляд, пристальное внимание к лирике И.А. Бунина, желание постичь особенности мировосприятия поэта могут помочь нам по-новому увидеть мир и его краски.
Шире, грудь распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
______________________________________________
* http://www.bunin.org.ru/about/
** http://www.bunin.org.ru/about/
*** «Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!*
Так писал о своем восприятии природы совсем юный И. А. Бунин. И эти
чувства поэт не утратил на протяжении всей своей жизни. Простор голубой, зеленое поле, реки, леса, равнины всегда привлекали писателя. О них он говорил в прозе, замечательно изображал их в пейзажной лирике. Это волшебство заинтересовало нас, и поэтому выбрана следующая тема исследования: «Цветовая гамма в пейзажной лирике И.А. Бунина»
Глава I. Символика цвета
1.1 Символика цветообозначения с точки зрения психологии
Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются интуитивно, неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Вся наша жизнь наполнена цветом, который, как море, имеет свои собственные глубины и неисследованные области. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет.
В работах психологов утверждается, что и сочетание звуков, и цвет входят в особое поле нашего восприятия, которое практически одинаково для всех, на сознательном и бессознательном уровнях рождаются ассоциации, связанные с восприятием отдельных цветов. Проследим, как незаметно для нас цвет приобретает смысловое содержание.
Здесь представлена характеристика цветов, которые чаще остальных употребляются в лирике Бунина.
Красный цвет имеет множество оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Красный ассоциируется с кровью и огнем, с узами родства и связью поколений, а так же с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой.
Пурпурный (багровый) как цвет активности и действия, служит символом силы и властности. Недаром цари, императоры, короли носили пурпурную одежду. Пурпурный — цвет всего магического и потустороннего. Он
___________________________________________
* «Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
совмещает в себе несовместимые по природе части спектра — синюю и красную.
Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну. Он также показатель переменчивости настроения (как вода), спутник светлой грусти.
Синий цвет — цвет веры и преданности. Синий — это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Он является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.
Белый символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, победу над злыми духами.
Однако белый цвет может получить и противоположное значение, так как он выражает и сияние снега, и холод льда.
По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете — со смертью, вечностью.
Черный ассоциируется с мраком и землей, эмблема скрытого, тайного, неизвестного, символизирует колдовство.
Этот цвет символизирует также неуверенность и отстраненность от жизни.
Черный цвет часто становится символом не столько смерти, сколько отрицания, протеста, оппозиции, со стремлением к конфликту и агрессии.
Жёлтый (золотой) символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность.
Он ассоциируется с солнцем, золотом, теплом, одуванчиком, цыпленком.
Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. В XVI веке в Англии золотисто-соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости, милости и избранности. В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью.
Зелёный символизирует развитие, юность, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность. Он ассоциируется с природой и жизнью. Это цвет раздумий.
Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей.*
«Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на всевозможные ассоциации, нередко довольно простые: зеленое — весна, пробуждение, надежда; синее — небо, чистота; желтое — солнце и жизнь: красное — огонь и кровь; черное -темнота, страх, неясность, смерть. Такая
______________________________
* Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с»;
Интернет-журнал по психологии "Развитие"2004
мотивировка имеет в своей основе обыденный опыт, который дополняется мифологическими, религиозными и эстетическими воззрениями.
Поскольку обычно эстетическое восприятие цвета интерпретируется субъективно, то оно неизбежно наделяется какими-то привнесенными субъектом смыслами, в которые часто включаются иносказательные элементы ассоциаций, символизма, аллегорий и т.п.
Выше было показано, что именно эта трактовка цвета в сочетании с объективными особенностями интеллекта приводит к четкому представлению и классификации цветовой семантики.
Однако многие тысячелетия наука о цвете наталкивалась на непознаваемость полисемантичности и иносказательности цвета»*
1.2 Символика цвета в русском фольклоре
Рассмотрим эти цвета с точки зрения фольклора, так как русский фольклор играл важную роль в творчестве писателя.
Красный цвет в русском фольклоре обозначает юность, молодость, является символом счастья, но в тоже время и войны, жертвы, страдания.
Пурпурный (багровый). В фольклоре этим цветом окрашено всё отрадное, прекрасное, раздольное, цвет богатства, царственности, высшей красоты.
Синий цвет символизирует небо, мужское начало. Вода – символ отражения небесного в земном. Мужское начало как ничто другое славит жизнь и оберегает женщину. Голубые цветы – символ мальчика или неженатого юноши. Синий – сила и мощь мужчины.
Белый – это пространство между небом и землей. Символ света, чистоты и свободы. Белый сочетает в себе все цвета и поэтому олицетворяет чистоту и непорочность, которая объединяет и примиряет все на земле. Использование
в описаниях белого цвета указывает на чистоту помыслов и
всеохватывающую любовь (белолица, белы рученьки).
Черный цвет - это символ зла, грязи, лжи, смерти в русском фольклоре.
Жёлтый (золотой) цвет в русском фольклоре символизирует огонь Духа Святого.
Зелёный - это цвет растительности; отсюда все его позитивные значения: произрастание, весеннее возрождение природы, надежда (на урожай), молодость.**
____________________________________
*Серов Н.В. Хроматизм мифа.— Л., 1990, Б.Ч., 4.1, гл.10
**Бахилина Н.Б. «История цветообозначения в русском языке. М.: Наука, 1975.292 с.
1.3 Символика цвета в русской иконописи
Иконопись основана на символах: каждый цвет, каждая деталь на иконе несет смысловую нагрузку и играет определенную роль .Символизм иконописи отразился в творчестве И.А. Бунина, так как он был человеком глубоко верующим, и религия занимала одно из важнейших мест в его жизни.
Значение цвета в иконе достаточно разнообразно:
Красный цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский.
Пурпурный - цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.
Синий - цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Поклонение этому цвету уходит корнями в далекое прошлое. В христианской культуре синий ассоциировался с непостижимыми тайнами и вечной божественной истиной. Этот цвет присутствует на многих иконах.
Синий считается цветом Богородицы.
Белый - цвет преображения и цвет былых одежд праведников, ангелов и святых.
Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий.
Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. Этот цвет сияет различными оттенками на иконе Владимирской Божией Матери.
Зелёный - цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения. Это цвет травы и листьев, юности, надежды, обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.*
ВЫВОД: символика цвета в рассмотренных нами аспектах (иконопись, психология и фольклор) имеет много общего и похожего.
Например, красный цвет везде символизирует красоту, жизнь, но при этом кровь и войну.
Пурпурный или бардовый – царственность.
Синий – верность и непорочность.
Белый означает чистоту, свободу, преображение, причём не только в русской культуре, но и в фольклоре многих других стран.
Чёрный – олицетворение всего мрачного, неизвестного.
Жёлтый – благодать, свет, тепло, солнце.
И зелёный символизирует юность, надежду, духовность, веселье.
________________________________________
*«Свтые Лики» / Iеромонахъ Тихонъ (Козушин)
Глава II. Отражение символики цвета в творчестве И.Бунина
2.1 Краткая биография писателя (биографическая канва)
Работая над проектом, мы решили провести параллель между появлением различной цветовой гаммы в лирике И. Бунина с этапами его жизненного пути.
10 октября (22 н.с.) 1870 года – родился Бунин Иван Алексеевич в Воронеже в дворянской семье.
1881 год – поступил в Елецкую гимназию.
1885 год – Бунин бросил гимназию по причине болезни.
1885-1889 гг. – Иван Алексеевич оздоровительных целях проживает в деревне Озерки.
1889 год – Бунин покидает имение и вынужден искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование (работает корректором, статистиком, библиотекарем, сотрудничает в газете).
1891 год – выходит сборник "Стихотворения", насыщенный впечатлениями от родной Орловщины.
1894 год – Бунин встречается в Москве с Л. Толстым, доброжелательно принявшим молодого писателя.
1895 год – знакомство с А. Чеховым.
1895 год – публикуется рассказ "На край света", хорошо принятый критикой. 1898 год – выходит сборник стихов "Под открытым небом".
1899 год – знакомство с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве "Знание", где появляются лучшие рассказы этого времени.
1903 год – Бунин удостоен высшей премии Академии наук – Пушкинской премии, за сборник "Листопад".
1909 год – Академия наук избрала Бунина почетным академиком.
1920 год – писатель навсегда покидает Россию.
1933 год – Бунину была присуждена Нобелевская премия.
1937 год – написание книги о Л. Толстом.
1950 год – издание книги "Воспоминания" в Париже.
8 ноября 1953 года – Иван Алексеевич умер в Париже.*
________________________________
*Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
2.2 Цветовое воплощение зрительных образов в лирике И.Бунина
Многоцветны и многокрасочны пейзажи И.А. Бунина. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
К. И. Чуковский в одной из своих статей, опубликованных в 1968 году, писал: «Бунин постигает природу почти исключительно зрением. Как и Фет, он – «соглядатай природы».
Его степной, деревенский глаз так хваток, остер и зорок, что мы все перед ним как слепые. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков: розово-золотой, розово-палевый, серо-жемчужный,
сиренево-стальной. серебристо-сизый, радужно-ржавый, серо-зеленый. Он не столько певец, сколько колорист-живописец.
Любование, радование зримым – главная услада его творчества. «Как все прекрасно! – говорит у Бунина один из любимых его персонажей, глядя на горящую свечу.– Даже этот голубой стеарин!».
В одном из ранних стихотворений Бунин пишет:
Но до костей я готов в легком промерзнуть меху,
Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,
Золотом блещущий снег, легкие тени берез...
(«Черные ели и сосны»)
Дороже всех красок для Бунина – синяя: в деревне так чиста и
безгранична лазурь. У него даже молоко – голубое, даже вороны – синие. И
сколько разнообразных оттенков: «мраморно-синеватый», «знойно-голубой»
и т. д.
В своем любовании красками Бунин дошел до того, что многие глаголы у него выражают не действия вещей, а их колеры. Ни у одного поэта нет такого изобилия глаголов, содержащих понятие цвета: чернеть, алеть, розоветь, сереть, зеленеть.»*
Нами проанализировано 120 стихотворений поэта, в которых представлен пейзаж. В 116 из них содержится порядка 326 (точную цифру назвать сложно, потому что не все поддается подсчету) различных цветообозначений. На диаграмме мы попробовали отразить, как представлена цветовая гамма в пейзажной лирике Бунина.
_____________________________________
*Журнал «Нива», издательство «Шиповник»,1968.
Диаграмма наблюдений за цветовыми изменениями в лирике И.Бунина
Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, существительными, глаголами, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ синий ” (в 116 стихотворениях синий цвет упоминается 54 раза). Бунин залил голубизной свои пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то лазурно-перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.
Сердце поэта было открыто миру, пространству, взгляд его постоянно устремлен в небо. Синий цвет и его оттенки в большинстве своем связаны с образом именно неба (формально 22 раза, но сложно подсчитать опосредованные образы).
2.3Отражение жизни поэта в цветовой гамме лирических произведений
2.3.1 Творчество И. А. Бунина в 1886-1889 годах
В стихотворениях, написанных в 1886 – 1889 годы преобладает белый цвет, который является символом свободы, чистоты и спокойствия. Так же в стихотворениях этих годов часто встречается голубой или синий, самый любимый и употребляемый автором. Наряду с ним присутствуют жёлтый, золотой и зелёный. У всех этих цветов положительная характеристика, и они передают светлые, радостные образы. Именно в этот период времени автор находился в деревне Озерки. Там его часто навещал брат Юлий, состояние автора заметно улучшилось, и писатель не имел никаких материальных проблем.
***
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
(«Шире грудь…»)
28 марта 1886
***
Бледнеет ночь... Туманов пелена
В лощинах и лугах становится белее…
(«Бледнеет ночь... Туманов пелена…»)
1888 год
***
И на крышах - белая солома:
Трауры полночные лежат.
(«В полночь выхожу один из дома…»)
1888 год
***
Бледным светом луга серебрит,
Напоенные белою мглой.
(«Высоко полный месяц стоит»)
1887 год
***
Желтые ржи, далеко озаренные,
Морем безбрежным стоят...
Ветер повеет — они, полусонные,
Колосом спелым шуршат.
Ветер повеет — и в тучку скрывается
Полного месяца круг;
Медленно в мягкую тень погружается
Ближнее поле и луг.
Зыблется пепельный сумрак над нивами,
А над далекой межой
Свет из-за тучек бежит переливами —
Яркою желтой волной.
И сновиденьем, волшебною сказкою
Кажется ночь, — и смущен
Ночи июльской тревожною ласкою
Сладкий предутренний сон...
(«Месяц задумчивый, полночь глубокая...»)
***
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
( «Полевые цветы»)*
1887год
ВЫВОД: проанализировав стихи даного периода жизни и творчества Ивана Алексеевича, и увидев, что в них преобладают такие цвета как белый, жёлтый и золотой, зелёный, синий и голубой, мы можем сделать вывод, что в эти годы поэта переполняло счастье, умиротворение, радость, он был полон новых надежд.
2.3.2 Творчество Бунина в 1888-1889 годах
Чёрный цвет, цвет скорби и печали, цвет, который является по сути отсутствием света, Бунин употребляет довольно редко. Как мы уже выяснили, природная лирика Ивана Алексеевича наполнена в основном светлыми, яркими цветами, передающими радость и восхищение красотой родной природы. Но всё-таки, мрачные тона тоже присутствуют в его поэзии. Такие цвета как чёрный, грязно-серый, тёмно-коричневый, пепельный и сизый часто
________________________________
*«Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
встречаются в стихотворениях написанных в 1888-1889 годах. Эти цвета ясно дают нам понять, что чувствовал автор: все эти стихотворениях пронизаны грустью и тоской. Именно в этот период жизни Бунин был вынужден покинуть родное имение и искать работу, чтобы обеспечить себе скромное существование.
***
В полночь выхожу один из дома,
Мерзло по земле шаги стучат,
Звездами осыпан черный сад
И на крышах - белая солома:
Трауры полночные лежат.
Ноябрь 1888
***
И по ночам в их черной темноте,
Под шум деревьев, свечками мерцают,
Таинственно блуждая, волчьи очи... («В степи»)
1889 год
***
Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
В морозной мгле краснеют окна нежно
Из деревенских нищенских конур.
Ночь северная медленно и грозно
Возносит косное величие свое.
Как сладко мне во мгле морозной
Мое звериное жилье!
1889
***
На поднебесном утесе, где бури
Свищут в слепящей лазури,-
Дикий, зловонный орлиный приют.
Пью, как студеную воду,
Горную бурю, свободу,
Вечность, летящую тут.
1889, Крым
***
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.
1889
***
Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнаженный.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.*
1889
_________________________________
*«Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
2.3.3 Творчество И. А. Бунина в 1801-1820 годах
Мы проанализировали стихотворения, написанные в период после выпуска сборника «Листопад» в 1901году и вплоть до того, когда писатель навсегда покидает Россию.
За эти годы в жизни Ивана Алексеевича произошло много значимых событий, отразившихся в его поэзии, например, его удостаивают высшей премии Академии наук – Пушкинской премии, а спустя несколько лет он становится почетным академиком Российской Академии наук.
Достижения столь высоких личных результатов нашло отклик в произведениях Бунина.
Проведя статистические исследования, мы пришли к выводу, что самый часто употребляемый поэтом цвет – это синий и его оттенки: голубой, лазурный, бирюзовый, прозрачно синий и т.д. Он встречается в 44 изученных нами стихотворений около 20 раз.
На втором месте – белый цвет. За ним в изобилии оттенков следуют зеленый, пурпурный, красный, золотой и желтый.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
(«Еще и холоден и сыр февральский воздух…»)
1901 год
А над ними синий южный вечер,
Мокрый и ненастный, но налитый
Синевою мягкою, лиловой –
Радостно все это было видеть!
(«Венеция»)
30.08.1913 год
И опять я
Радостную близость моря, воли
Ощутил, увидевши над крышей,
Над бельём, что по ветру трепалось,
Облаков сиреневые клочья
В жидком, влажно-бирюзовом небе. («Венеция»)
30.08.1913 год
В голубой простор глядел крылатый
Лев с колонны. В ясную погоду
Он на юге видит Аппенины,
А на сизом севере тройные
Волны Альп, мерцающих над синью
Платиной горбов своих ледяных…
(«Венеция»)
30.08.1913 год
Здравствуй, небо, здравствуй, ясный месяц,
Перелив зеркальных вод и тонкий
Голубой туман, в котором сказкой
Кажутся вдали дома и церкви!
(«Венеция»)
30.08.1913 год
Когда-то над тяжёлой баркой
С широкодонною кормой,
Немало дней в лазури яркой
Качались снасти надо мной…
25.011916 год
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
10.08.1916 год
О радость красок! Снова, снова
Лазурь сквозь яркий желтый сад
Горит так дивно и лилово,
Как будто ангелы глядят.
24.09.1917год
Высока, бела стена райская.
Еще выше того черные купарисы за ней,
Густа, ярка синь небесная;
На той ли стене павлины сидят,
Хвосты цветут ярью-зеленью…
(«Потерянный рай»)
12.09.1919 год
Алел ты в зареве Батыя -
И потемнел твой жуткий взор.
Ты крылья рыже-золотые
В священном трепете простер.
Узрел ты Грозного юрода
Монашеский истертый шлык -
И навсегда в изгибах свода
Застыл твой большеглазый лик.
14.09.1915 год
Это было весной. За восточной стеной
Был горячий и радостный зной.
Зеленела трава. На припеке во рву
Мак кропил огоньками трапу.
(« Иерусалим»)
1907 год
В полдень был я на кровле. Кругом, подо мной,
Тоже кровлей, - единой, сплошной,
Желто-розовой, точно песок, - возлежал
Древний город и зноем дышал.
(« Иерусалим»)*
1907 год
Как мы видим, стихотворения так и сияют яркими радужными цветами. В эти годы жизнь писателя складывалась замечательно. Он много достиг. Писатель счастлив и горд. В его стихах преобладает синий, его любимый цвет, символ бескрайнего неба, много пурпурных и фиолетовых оттенков, а
как мы знаем, пурпурный – олицетворение всего царственного, зеленый –
_________________________________
*«Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
цвет веселья, красный – цвет счастья и радости и желтый – символ просвещения.
2.3.4Творчество И. А. Бунина в 1922-52 годах
В произведениях, написанных после того, как Бунин навсегда покинул Россию, чаще всего встречаются такие цвета как золотой, чёрный и серый.
Золотой недвижный свет
До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да бог.
(«Ночь»)
1952 год
«Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге...»
(«Опять холодные седые небеса…»)
7.06.1923 год
Зачем пленяет старая могила
Блаженными мечтами о былом?
Зачем зеленым клонится челом
Та ива, что могилу осенила
Так горестно, так нежно и светло,
Как будто все, что было и прошло,
Уже познало радость воскресенья
И в лоне всепрощения, забвенья
Небесными цветами поросло?
(«Зачем пленяет старая могила…»)
25.08.1922 год
Золотой цвет – это символ знаний, просвещения. В 1933 году Ивану Бунину была присвоена Нобелевская премия, поэтому неудивительно, что этот цвет доминирует в стихотворениях этих годов.
Чёрный, серый и другие тёмные цвета, встречающиеся в стихах этого периода жизни писателя, указывают нам на то, что Бунин, любя Родину всем сердцем, ужасно тосковал по ней, но не имел возможности вернуться.
Заключение
Поэтическая палитра стихотворений Бунина очень красочна и разнообразна. О его умении выражать авторское восприятие мира через цвет писал Александр Трифонович Твардовский. Он писал о способности Бунина к “художественной идентификации” явлений, о его умении воплощать в лирике зрительные образы: “По части красок, звуков, запахов предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших разительнейших подробностей, деталей, оттенков...” *
Действительно, творчество И. А. Бунина является одним из самых красочных, звучных и живых. Его произведения помогают современным людям по-другому взглянуть на окружающий мир, а, следовательно, начать иначе относиться к природе.
Сам же Бунин писал об этом так:
И, радуясь, душа стремилась
Решить одно: зачем живу?
Зачем хочу сказать кому-то,
Что тянет в эту синеву,
Что прелесть этих чистых красок
Словами выразить нет сил,
Что только небо – только радость
Я целый век в душе носил.**
Та жизнь, которой автор наполняет свои стихи, в процессе чтения проникает в душу читателя, наполняя ее светом и теплом. Но не все его произведения жизнерадостны и веселы. Есть и мрачные, наполненные черными тонами стихи. Но все же яркие , радостные тона явно преобладают в его лирике.
В результате проведенного нами анализа творчества Ивана Алексеевича Бунина, мы выяснили, что эмоциональное состояние писателя имеет непосредственное влияние на его творчество, на цветовую гамму его произведений. Следовательно, непосредственно в процессе изучения и анализа творчества и биографии Ивана Алексеевича Бунина, мы достигли поставленной цели выполнили поставленный перед собой задачи. Таким образом, можно считать проект завершенным.
__________________
* http://www.bunin.org.ru/about/
* «Библиотека Классики. И.А. Бунин. Стихотворения. Повести. Рассказы»2007
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
Рисуем подснежники гуашью
Композитор Алексей Рыбников
Новогодние гирлянды
Заколдованная буква
Крутильный маятник своими руками