Профессия учителя всегда считалась одной из самых почетных, уважаемых и ответственных. Учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение великой страны. Ученики повзрослеют и станут учеными, инженерами, политиками, предпринимателями, прославляющими свою страну, свой край, свой родной город. Человеколюбие, духовность, патриотизм – качества, которые учитель передает своим ученикам вместе со знаниями. Учитель создает будущее своей страны.
Вложение | Размер |
---|---|
professiya_uchitel.docx | 143.92 КБ |
Исследовательская работа
Профессия «учитель»: вчера, сегодня, завтра
Выполнила:
Прыгунова Диана,
ученица 10 СП класса
Руководитель:
Губарева Светлана
Александровна,
учитель русского языка
и литературы
г. Хабаровск
2013г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………2-6 стр.
Глава 1.Учитель-главная профессия на свете.
Глава 2. Учитель: вчера, сегодня, завтра.
2.1 Образ учителя на страницах произведений отечественной художественной литературы, в кинематографии и СМИ 13-19 стр.
Глава 3. Исследование «Я б в учителя пошел…» 22-25 стр.
3.1 Проведение социального исследования с целью изучения мнения учеников школы и студентов ДВВГУ о престижности профессии «учитель»
3.2 Анализ ситуации, связанной с причинами падения престижности педагогической профессии, и определение комплекса мер по их устранению.
Заключение. 26-27 стр.
Приложения.
Введение.
Профессия учителя всегда считалась одной из самых почетных, уважаемых и ответственных. Учитель не только осуществляет обучение детей, он воспитывает будущее поколение великой страны. Ученики повзрослеют и станут учеными, инженерами, политиками, предпринимателями, прославляющими свою страну, свой край, свой родной город. Человеколюбие, духовность, патриотизм – качества, которые учитель передает своим ученикам вместе со знаниями. Учитель создает будущее своей страны.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, значимостью образовательной деятельности на территории Российской Федерации, Хабаровского края, города Хабаровска, в частности. Несомненно, что именно учителю отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании их личности.
Результаты опроса, проведенного исследовательским центром Superjob, в ходе которого выяснялась степень престижности профессии учитель и какими качествами должен обладать идеальный учитель, выглядят следующим образом: 21% опрошенных граждан признают профессию учителя престижной, но только за границей, а не в России. Большинство россиян – 64% опрашиваемых считают профессию учителя непрестижной. Данное мнение чаще всего высказывали люди старше 45 лет, они составили 69% людей от всех принявших участие в опросе. Кроме того, половина граждан РФ – 51% убеждены, что за последние 10 лет статус учителя в России понизился, 21% опрошенных считают, что статус педагога не изменился, а 17% утверждают, что он повысился.
Нежелание сегодняшних школьников посвятить себя педагогической профессии, нехватка учителей в школах города свидетельствует о том, что профессия учителя становится все менее престижной.Престиж (от французского «prestige» – воздействие, авторитет) – это, во-первых, влиятельность людей данной профессии в обществе. Во-вторых, достойная оплата труда.Именно повышение престижа профессии педагога - задача, которая решается на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.
Множится число учительских конкурсов, развивается система грантовой поддержки творчески работающих учителей. Ежегодно принимаются образовательные программы, но профессия педагога все еще является одной из самых низкооплачиваемых в государстве. Вот что говорит о проблеме престижности профессии учителя и роли образования в Хабаровске Мэр города Александр Николаевич Соколов: «Сегодня в Хабаровске работают 182 муниципальных образовательных учреждения различного профиля, которые посещают около 65 тысяч юных горожан, в том числе 51,4 тысячи школьников. В течение ряда лет образование является наиболее приоритетной отраслью, сегодня расходы на его нужды составляют треть городского бюджета. Внимание к образованию позволило серьезно укрепить материально-техническую базу учреждений. Все школы оснащены компьютерной техникой, интерактивным оборудованием, доступом к сети Интернет. Роль учителя в воспитании нового поколения невозможно переоценить, ведь именно в школьные годы закладываются основы профессиональных знаний, идет становление личности ученика. Учитель – это тот человек, на котором лежит огромная ответственность за будущее нашей страны. В системе муниципального образования Хабаровска работают около шести тысяч педагогов, среди них учителя школ, преподаватели учреждений дополнительного образования, воспитатели детских садов. Высоко оценен профессиональный уровень хабаровских педагогов – две трети из них отмечены правительственными наградами и почетными званиями. Более пятидесяти учителей награждены муниципальным памятным знаком «За вклад в образование». Одна из важных задач администрации Хабаровска – повысить престиж профессии учителя, сделать ее привлекательной для молодежи. В городе реализуются программы поддержки педагогов. За три последних года работникам системы образования выделено 60 служебных квартир, а в канун праздника ключи от квартир получили еще пять педагогов. Лучшие учителя за счет городского бюджета направляются на стажировку в Москву, Санкт-Петербург и другие города России. Молодым специалистам оплачивается проезд в общественном транспорте».
Высказывание Александра Николаевича Соколова позволяет сделать вывод о том, что в Хабаровске проблеме актуальности и престижа профессии учителя, его роли в духовно-нравственном становлении ребенка уделяется немалое внимание.
Однако проблема повышения авторитета учителя среди учеников, а также привлечения молодых специалистов в школы не является решенной до конца.
Ощущается острое противоречие, проявляющееся в недостатке молодых специалистов в области педагогики на фоне острой нехватки кадров в школе.На основе обобщения данного противоречия мы сформулировали проблему, заключающуюсяв резком снижении престижа профессии «учитель», следствием чего является дефицит педагогических кадров.
Обозначенные актуальность, противоречия и проблема позволили нам определить тему исследовательской работы «Профессия «учитель»: вчера, сегодня, завтра».
Цель работы: выявив факторы, которые являются предпосылками к снижению уровня престижности профессии «учитель», обозначить комплекс мер, реализация которых позволила бы решать проблему снижения престижности профессии «учитель» и нехватки педагогических кадров.
Задачи.
Объект исследования: профессия«учитель».
Предмет исследования: способы повышения престижности профессии «учитель».
Методы исследования.
Метод системного подхода и анализа.
Метод социального исследования.
Систематизация и обобщение собранных данных.
Моделирование способов повышения престижности профессии учитель.
Практическая и теоретическая значимость работы.
Настоящее исследование может представлять ценность для руководителей и учителей образовательных учреждений, студентов и школьников, интересующихся преподавательской деятельностью. Материалы исследовательской работы возможно использовать при проведении классных часов, бесед по профориентации, для написания статей в газеты, создания презентаций.
Глава 1.Учитель-главная профессия на свете.
Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнаем, что «1.Учитель- лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель. Заслуженный учитель (почётное звание). 2. Глава учения, человек, который учит (научил) чему-нибудь».
Педагог, преподаватель, наставник-ряд ассоциативных слов, идущих неразделимо с понятием учитель. Учитель осуществляет обучение детей одной либо разных возрастных групп в соответствии со своей компетенцией. Учитель занимается проверкой классных и домашних работ, устраивает срез знаний учащихся, подготавливает отчеты по успеваемости детей. В обязанности учителя также входит консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий.
По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. На учителя возлагается большая ответственность, учитель должен обладать такими качествами, как:интеллигентность, разумность, духовность и патриотизм. Профессия учителя выделяется из ряда других профессий по своей значимости, учитель воспитывает будущее поколение, передает ему свои знания. Главное ее отличие от других профессий заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Основная цель педагога-помощь в становлении личности ученика, обогащение его знаний, развитие интеллектуальных и физических способностей, формирования его духовного мира. В профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит.
1.2Возникновение и становление педагогической профессии.
В доисторическом обществе, во времена первобытнообщинного строя, когда человек еще не изобрел письменность и познавал мир через внутренние ощущения, понятие учитель было скорее символическим. По мере того как происходило усложнение и совершенствование орудий труда, появилась необходимость передачи навыков труда и умений. Старейшины рода стали первыми воспитателями, они учили детей разводить огонь, охотиться, шить одежду, изготовлять орудия труда, подготавливая новое поколение к дальнейшей жизни.
Воспитание стало необходимой сферой деятельности человека. Именно поэтому общество продолжает развиваться, ведь старшее поколение передает свой опыт и свои знания молодому поколению.
В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы,педотрибы, дидаскалы, педагоги.
Если обратиться к истории Древнего Рима, то здесь проблема образования становится функцией государства. Учителя для привилегированного класса числились государственными чиновниками и назначались императорской властью. Рабы обучались только ремеслам, и наставники для них выбирались из тех же рабов.
В древнейших китайских хрониках упоминается, что еще в XX веке до нашей эры в стране существовало министерство, которое ведало делами просвещения народа, на должность учителя назначались самые образованные люди.
В средневековье все аспекты жизни обосновывались теологической теорией,что объясняет развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей, именно они становились учителями
В 988 году при князе Владимире Святославовиче христианство становится официальной религией Руси. Христианское учение позволяло овладеть культурно-историческими знаниями, накопленными за значительный период времени греками и народами, которые ранее проповедовали христианство.
К этому времени относят записи в летописях о первых школах. В «Повести временных лет» сказано: «Послал он (князь Владимир) собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение».
С древних времен на Руси складывалось глубокое чувство уважения к учителям. В «Слове похвальном Сергию Радонежскому» Премудрый Епифаний восхваляет Сергия не только как великого чудотворца, но и как учителя. Епифаний писал, что Сергий Радонежский был отцам отец и учителям учитель, ведь он неложный и праведный учитель. Обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым учил следовать своих детей: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым.[1]Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...".[2]
Таким образом, с тех пор как возникла педагогическая профессия, учитель совмещает в себе роль наставника и воспитателя, играет ведущую роль в воспитании молодого поколения.
Профессия учителя играет важную роль среди ряда прочих профессий, она остается вне времени, ее значимость нельзя отрицать. Ведь именно учителя формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Учитель является непосредственным носителем базовых национальных ценностей, которые он, наряду с институтом семьи, обязан привить своим ученикам, будущим гражданам Российской Федерации, так как в дальнейшем именно они сменят нынешнее поколение и станут стержнем страны.
"Колоссальной" считает роль учителя в жизни человека Гаджимет Сафаралиев, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия". "Роль учителя в жизни каждого из нас так же высока и колоссальна, как и роль родителей, ведь это те люди, которые учат мыслить", - заявил депутат в интервью. "И если мы хотим сохранить высокую роль профессии "педагог", то необходимо уже сегодня начать проявлять уважение ко всем учителям. От них зависит будущее страны", - уверен он.
По словам парламентария, "чтобы роль и статус учителя на протяжении долгого времени оставались высокими, прежде всего, педагогам необходимо поднять зарплату и расширить пакет социальных льгот. Иначе все талантливые люди этой сферы убегут работать туда, где больше платят".
Политик рассказал, что прекрасно помнит свою первую учительницу Марину Марковну, которая преподавала у него с первого по четвертый класс. "Помню я и Веру Дмитриевну Коханову, которая привила любовь к своему предмету, к истории, тем самым оказав значительное влияние на мою жизнь: я до сих пор с удовольствием читаю историческую литературу. Эти учителя оставили яркий след в моей жизни", - подытожил ГаджиметСафаралиев.
Поистине великим учителем Российской Империи был Константин Дмитриевич Ушинский, он стал основоположником научной педагогики в России.
Имя Ушинского занимает значимое место в мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.
Его ученик и соратник Л.Н. Модзалевский о своем наставнике сказал следующее: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».В статье «О первоначальном преподавании русского языка» (1864) Ушинский дал ценные методические указания. Преподавание, по его мнению, имеет три задачи: 1) развить речь ребенка, 2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и 3) усвоить логику языка (его грамматику). Все три задачи выполняются одновременно, совместно. Ушинский рекомендует систематические упражнения для развития речи - сначала устные, затем письменные, с постепенным усложнением. Большое значение придает Ушинский устной речи учителя. Вторая задача достигается посредством изучения отечественной поэзии и лучших образцов художественной литературы. Большое внимание Ушинский уделяет выбора произведений для чтения детям. Они должны быть высокохудожественными, доступными детскому пониманию, будить в детях энергию, жизнерадостность. Ушинский придает значение ознакомлению детей со сказками, былинами, народными песнями, пословицами, загадками. Из произведений русских писателей он рекомендовал доступные для детей избранные сочинения Пушкина, Крылова, Лермонтова, Кольцова и других. Считая грамматику логикой языка, Ушинский предостерегает от двух крайностей: от сухого грамматизма - чрезмерного увлечения грамматикой, с одной стороны, и от пренебрежения грамматикой, недооценки ее - с другой. Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм языка, уже известных детям. К пониманию грамматических правил детей следует подводить постепенными упражнениями. Ушинскому принадлежит большая заслуга введения и широкого распространения в России звукового метода обучения чтению. Из различных разновидностей этого метода Ушинский рекомендовал аналитико-синтетический звуковой метод письма-чтения и построил по этому методу первые уроки в своих учебниках «Родное слово».[3]
Константин Дмитриевич Ушинский так охарактеризовал общественную значимость профессии учителя:
«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим... что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории...»
Размышления известных политиков, ученых в области педагогики, приведенные выше, позволяют утверждать, что профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая молодое поколение, будущее, которое с течением времени превратится в историю, историю, которую в свою очередь сложат ученики.
Глава 2.Учитель: вчера, сегодня, завтра.
1.1Образ учителя на страницах произведений отечественной художественной литературы, в кинематографии и СМИ.
Образ учителя в отечественных художественных произведениях, несомненно, играет большую роль, прежде всего являя собой отражение культурной сферы общества того или иного времени.
Изучив отечественные художественные произведения, в которых повествуется о роли учителя в жизни общества, описываются его внутренние качества, можно составить собирательный образ учителя периода 30-80-х годов 20 века.
Виктор Астафьев в рассказе «Фотография, на которой меня нет», описывает образ учителя середины 20 века, его взаимоотношения с учениками, отношение педагога к своей профессии, всеобщее уважение и благоговейный трепет перед личностью учителя.
Он пишет: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов. Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу. Пожаловаться на кого угодно».
Образ учительницы в повести Валентина Распутина «Уроки французского» является автобиографичным. Главная героиня произведения Лидия Михайловна не только учитель французского, она является образцом морально-нравственного характера для своих учеников. Лидия Михайловна действительно любит свою работу, любит детей, которых учит. Доказательством этому является то, что она не оставила в беде своего ученика, который жил вдали от семьи и родного дома. Учительница пыталась предложить ему поесть, но мальчик отказывался. Тогда она предложила мальчику выиграть у нее деньги. В форме игры молодая учительница давала мальчику деньги на пропитание, чтобы тот не голодал. За такой, казалось бы, благородный поступок, Лидию Михайловну уволили из школы, но мальчик не забыл доброты учительницы.
В повести Юрия Полякова «Работа над ошибками» описан образ учителя в тяжелое время конца 20-го столетия, когда советская идеология начинает разрушаться, уступая место новым постсоветским идеалам, что усиливает разницу в понимании поколений друг другом.
Общество нуждается в новом образце учителя и наставника, который пытается найти в своей повести Юрий Поляков, создав образ молодого учителя Андрея Петрушова. Произведение посвящено взаимоотношениям учителей и учеников.
Молодой журналист Андрей Петрушов временно устраивается в школу преподавателем русского языка и литературы. Петрушов попадает в совершенно особую атмосферу школьной жизни: он здесь новый человек, со свежим взглядом. На некоторые вещи, к которым учителя уже привыкли, Петрушов смотрит абсолютно по-другому. Девичья влюблённость, соперничество, драка между учеником и учителем – всё это становится составляющей школьной жизни. Это выглядит ново, и лишь школьные учителя по-прежнему завалены бумажной работой. «В школе мне приходится писать гораздо больше, чем в газете, где я проработал шесть лет», -говорил герой произведения Андрей Петрушов.
На основе анализа рассмотренных произведений отечественных авторов, приведенных выше, можно сделать следующие выводы:
Отечественные авторы посвятили множество произведений теме взаимоотношений учителя и ученика, значит, данная тема являлась актуальной и остаётся актуальной до настоящего времени.
В таком виде искусства как кинематография также показываются межличностные отношения учителей и учеников, дается оценка роли учителя в обществе. Чтобы выявить данные аспекты, необходимо рассмотреть представление образа учителя в отечественном кинематографе.
Показательна сама частота появления этого образа в кино. В период с 1920-х по начало 50-х учителя на экране можно было встретить нечасто и почти всегда в определённой трактовке.
В качестве принципиальной характеристики образа нового учителя рассматривалась его приверженность таким базовым гражданским ценностям, как: справедливость и равенство. Реализацией принципов данного образа в кинематографе послужили учителя в фильмах «Сельская учительница» и «Первоклассница».
С точки зрения советской педагогики, учитель должен не только идеально знать свой предмет и воспроизводить эти знания через подрастающее поколение, но и быть социально активным, выражать свою твердую гражданскую позицию. Тот, кто создает идеального «человека будущего», сам должен был быть идеален во всем. Поэтому в обоих фильмах чрезвычайно заострен социальный подтекст.
Вместе с изменениями в политическом направлении страны менялся и сам образ учителя, подстраиваемый под идеологию, диктуемую высшей властью.
В середине 80-ых годов возникает образ учителя-друга, который всё поймёт и простит, такой учитель заслуживает уважения. Но встречаются учителя, очень далекие от детей, их интересов. В перестроечные годы (1985-1990-ые годы) широко распространились антогонистичекие настроения, все былое подвергалось сомнению. В фильме «Дорогая Елена Сергеевна» жестокость «детей перестройки» противопоставили учительской наивности. В фильме 1989 года «Астенический синдром» идеальный образ учителя был разрушен. Учитель лишился неприкосновенности.
Данная тенденция прослеживается в современном российском кинематографе. Проблемы в сфере образования перестали умалчиваться, а сам образ учителя уже в современном российском кинематографе перестал быть сознательно идеализированным, порой доходя до полного, непозволительного осквернения.
Ряд таких сериалов как «Школа», «Барвиха», «Закрытая школа», показывающие жизнь школы, учителей и учащихся, транслировались на федеральных каналах.
«Барвиха» — российский телесериал про школьную жизнь золотой молодежи элитного коттеджного посёлка Барвиха, В телесериале рассказывается о детях богатых родителей и их взаимоотношениях с обычными подростками. Действие происходит в средней школе «Касталия», где учатся как выходцы из обычных семей, так и дети московских богачей. Идея сериала и сюжетные линии схожи с сериалом «Сплетница», снятым в США.
«Закрытая школа» — российский телесериал в жанре мистического триллера. Это адаптация испанского телесериала «Черная лагуна», однако некоторые сюжетные линии в «Закрытой школе» оригинальны, не имеют аналога.
Сериал рассказывает о жизни учеников и преподавателей элитной школы-пансиона «Логос», расположенной в старинной усадьбе графа Щербатова посреди леса. В их замкнутом мире все переживания намного острее, чем в обычной школьной жизни.
«Школа» — российский молодёжный телесериал режиссёра Валерии Гай Германики. Премьера состоялась на Первом канале 11 января 2010 года.
По словам режиссера, показана «жизнь школы, какой еще никто не показывал». Германика утверждает, что «сериал позволит поближе познакомиться с правдой школьной жизни, какой бы суровой она ни была. Она намеренно открыто хочет показать то, что годами скрывалось и скрывается: роль образования в жизни детей, отношения подростков с их сверстниками, родителями, учителями».
В сериале показаны циничные подростки, ведущие аморальный, безнравственный образ жизни, коррумпированные, безразличные к процессу обучения и воспитания детей учителя и родители.
Проанализировав данные картины, можно с точностью констатировать снижение значимости профессии учителя в обществе и повсеместное осквернение данного образа в кинематографе. Для современного общества учитель перестает быть человеком, заслуживающим уважения, призванного достойно обучать и воспитывать молодое поколение.
Казалось бы, режиссер фильма хотела выявить проблемы в системе образования, взаимоотношений учителей, учеников и их родителей, найти решение. Однако из интервью видно, что Валерию Гай Германику не волнует понимание ее сериала телезрителями.
— Стали ли люди лучше вас понимать после выхода "Все умрут, а я останусь" и "Школы"?
— Не могу ответить однозначно, я ещё не до конца это поняла.
— Вам вообще важно их понимание в контексте вашего творчества?
— Нет, совершенно неважно.
Сериал вызвал широкий общественный резонанс. В СМИ появилось множество репортажей, статей, рецензий, комментариев к телесериалу. Вскоре после начала показа сериала на заседании правительства Москвы против киноленты выступила глава департамента образования Москвы Ольга Ларионова
Также против показа сериала выступили заместитель министра культуры Пензенской области Кирилл Застрожный, депутаты некоторых областных дум, члены заседания Общественного совета при Законодательном собрании Краснодарского края по этике и нравственности, Министерство образования и науки Амурской области, директора многих школ и учителя.
Андрей Фурсенко, бывший Министр Науки и Образования Российской Федерации, так отозвался о сериале:
«...сериал «Школа» — это не вся правда о школе. Я бы сказал, это полуправда. А показывать полуправду, наверное, не совсем корректно, поскольку она сбивает, уводит от истинной картины. Далеко не вся наша школа такая, как показана в сериале, хотя и такое тоже присутствует. Надо ли это показывать? Я считаю, если уж показывать, то все — не только одну «чернуху» или, наоборот, что-то исключительно розовое и слащавое. Надо показывать честно. А здесь, повторяю, не вся, правда». |
Заслуженный учитель, член Общественной палаты РФ, директор московского Центра образования № 548 Ефим Рачевский прокомментировал сериал:
« | Когда я посмотрел этот сериал вчера, мне так не захотелось быть учителем, быть директором школы, мне так совестно стало, что у меня звание Народный учитель РФ, потому что это — чернуха абсолютная, чернуха про учителей». |
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что сериал "Школа" в гротескной форме отражает российскую реальность, и отметил в связи с этим важность преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики.
"Сколько было критики в адрес постановщиков (сериала "Школа"), телевидения. А на самом деле, конечно, в гротескной форме (всякое кино - это гротеск), но этот сериал показал нам, что происходит с нашими детьми и молодежью", - сказал глава Русской Православной Церкви.
Премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин (ныне Президент РФ) заявил, что он не может запретить показ сериала "Школа" на Первом канале. По мнению главы правительства, необходимо совместно работать над тем, чтобы российские зрители потеряли интерес к подобным темам. Об этом, как сообщает "Интерфакс", Путин заявил на форуме партии "Единая Россия" в Новосибирске.
По словам премьер-министра, сериал "Школа" является коммерческим проектом. Путин отметил, что "острые, хлесткие вещи привлекают внимание". При этом глава правительства признался, что сам никогда не видел этого телесериала.
"Нужно, чтобы люди чувствовали приоритеты развития страны, общества, а не руководствоваться только рейтингами, за которыми стоят соответствующие рекламные бонусы", - подчеркнул Владимир Путин. Он отметил, что этого понимания невозможно добиться директивными методами. "Это один из элементов общей культуры тех, кто делает продукты подобного рода", - добавил Владимир Владимирович Путин.
Всё чаще средства массовой информации дискредитируют образ педагога, который подается с отрицательной стороны. Неоднократно в выпусках новостей сообщалось: «Воспитатель отдал ребёнка чужим людям», «На прогулке в детском саду ребёнок гулял босиком», «Воспитатель грубо обращался с детьми», «Воспитатель сломал позвоночник ребёнку» и т.д. Отрицательный опыт педагогов, транслируемый СМИ, формирует в сознании людей негативный образ воспитателя.
Подобными представленными кинокартинами, историями, связанными с деятельностью учителя, на наш взгляд, их авторы часто умышленно пытаются сформировать негативное отношение к людям данной профессии.
Политика государства в сфере образования, согласно заявлениям президента РФ, премьер-министра, министра образования, является приоритетным направлением деятельности.
Изучив постановление Правительства Хабаровского края от 16.04.2010 N 104-пр "Об Основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011 - 2013 годы", мы выделили с позитивные изменения, выражающиеся в следующем комплексе мероприятий:
Несмотря на качественные улучшения в сфере образования (в Хабаровском крае, в частности), престижность профессии учителя продолжает оставаться на низком уровне, отношение к учителю в обществе продолжает трансформироваться.
Анализ целого ряда современных кинокартин, телепередач, о которых было сказано в предыдущей главе, позволяет сделать вывод, что образ учителя оскверняется, значимость профессии педагога и положение учителя в обществе искусственно занижается, следовательно, актуальность и престиж профессии среди молодого поколения падает.
Предпосылками к данной тенденции могут являться несколько основных факторов, а именно:
Именно данные факторы оказывают непосредственное влияние на складывание образа учителя и его роли в жизни общества.
Глава 3. Исследование мнения по повышению престижа педагогической профессии «Я б в учителя пошел…».
Цель: выработать комплекс мер, способствующих повышению престижности профессии «учитель».
Задачи:
Ход:
С целью выявления причин, которые являются предпосылками к снижению престижности профессии «учитель», был проведен социальный опрос среди учащихся МБОУ СОШ №26 и студентов ДВВГУ, в котором приняли участие 95 респондентов: 73 старшеклассника и 22 студента.
Учащимся школы было предложено ответить на следующие вопросы:
Особо важными из предложенных вопросов, на наш взгляд, были те, которые позволили бы определить степень желания учащихся посвятить себя педагогической профессии, и их предложения по повышению престижности этой профессии.
Полученные результаты можно представить следующим образом:
Рисунок 1. Интересы учащихся в выборе педагогической профессии
Большинство участников анкетирования считают, что профессия учителя очень важная, его роль в обучении и воспитании велика. Однако в качестве своей будущей профессии ее выбирают только 6% учащихся.
Основываясь на эти результаты социального опроса, можно выявить явное противоречие между пониманием значимости профессии учителя и отсутствием желания стать учителем.
Предпосылкой к такому противоречию, безусловно, является низкий престиж профессии учителя.
Другая группа участников исследования, студенты 3-4 курсов ДВГГУ химико-биологического факультета, которые в феврале-марте 2013 года проходили практику в МБОУ СОШ № 26, отвечала на следующие вопросы:
95% опрошенных, скорее всего, получив профессию педагогической направленности, не пойдут работать в школу. Особо неприятным фактом, стало, что 18% ответили, что это не их призвание.
Рис.2 Причины, связанные с отсутствием выбора педагогической профессии
Обобщив ответы учащихся школы и студентов, можно сделать заключение, что основными причинами низкого престижа педагогической профессии являются:
Это позволяет сделать вывод, что профессию учителя считают почетной, но не престижной. Почет- это уважение, связанное напрямую с тем, насколько полезна работа выполняемая человеком для общества. Результаты социального опроса показали, что значимость профессии «учитель» оценивается высоко.
Большинство респондентов, рассуждая по поводу принятия мер по повышению престижности педагогической профессии, склоняются к мнению, что решить главный вопрос можно через повышение заработной платы. Для 25% важно изменение общественного мнения, для 15% - повышение мотивации.
Рис.3 Меры по повышению престижности педагогической профессии.
Основной причиной низкого престижа педагогической профессии, согласно данным диаграммы, является низкий уровень материального вознаграждения. Возможно, при повышении заработной платы, престиж профессии в обществе повысится, но изменит ли это отношение самих учителей и студентов педагогических ВУЗов к профессии.
Проблемы, связанные с падением престижа профессии «учитель», возможно решать через повышение мотивации сегодняшних обучающихся общеобразовательных учреждений, которые могут заинтересоваться данной профессией и посвятить себя именно педагогической деятельности. Для этого, на наш взгляд, необходимо организовать целенаправленную систематическую работу, включающую следующие виды деятельности:
Заключение
Профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая молодое поколение. Именно педагоги формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует ребенка к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры.
В результате анализа материала по теме исследовательской работы выяснилось, что на современном этапе значимость профессии педагога и положение учителя в обществе искусственно занижается, следовательно, актуальность и престиж профессии среди молодого поколения падает.
Нами было выявлено, что предпосылками к данной тенденции являются следующие факторы:
В результате анализа современной ситуации в сфере образования мы определили, что причинами падения престижа педагогической профессии и нежелания получать педагогическое образование являются:
С целью выявления способов решения проблемы по повышению престижности педагогической профессии было проведено социологическое исследование «Я б в учителя пошел».
Анализ анкетирования позволил сделать вывод, что проблемы, связанные с нехваткой кадров в сфере образования, возможно решать через повышение мотивации сегодняшних обучающихся общеобразовательных учреждений, которые могут заинтересоваться данной профессией и посвятить себя именно педагогической деятельности. Для этого, на наш взгляд, необходимо организовать целенаправленную систематическую работу на базе общеобразовательных учреждений, включающую следующие виды деятельности:
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, цель научно-исследовательской работы достигнута.
Перспективами исследования нашей темы станет проект по изучению психологического состояния педагогов, работающих в нашей школе, с целью выявления причин профессионального выгорания и определения путей решения этой проблемы.
Источники литературы:
Защита
Профессия учителя - главная профессия на свете, потому что именно учителя формируют будущее страны, обучая и воспитывая молодое поколение. Именно педагоги формируют основы нравственного, духовного и физического здоровья ученика, передают свои знания будущему поколению. В формировании личности каждого человека учитель становится наставником, он помогает развивать интеллектуальный потенциал ребенка, мотивирует его к получению и обогащению знаний о мире, воспитывает дух патриотизма, дает высоконравственные ориентиры.
Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, значимостью образовательной деятельности на территории Российской Федерации, Хабаровского края, города Хабаровска, в частности. Несомненно, что именно учителю отводится главная роль в системе подготовки учащихся и формировании их личности.
Нежелание сегодняшних школьников посвятить себя педагогической профессии, нехватка учителей в школах города свидетельствует о том, что профессия учителя становится все менее престижной. Престиж (от французского «prestige» – воздействие, авторитет) – это, во-первых, влиятельность людей данной профессии в обществе. Во-вторых, достойная оплата труда. Именно повышение престижа профессии педагога - задача, которая решается на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.
Сегодня ощущается острое противоречие, проявляющееся в недостатке молодых специалистов в области педагогики на фоне острой нехватки кадров в школе. На основе обобщения данного противоречия мы сформулировали проблему, заключающуюся в резком снижении престижа профессии «учитель», следствием чего является дефицит педагогических кадров.
Обозначенные актуальность, противоречия и проблема позволили нам определить тему исследовательской работы «Профессия «учитель»: вчера, сегодня, завтра».
Цель работы: выявив факторы, которые являются предпосылками к снижению уровня престижности профессии «учитель», обозначить комплекс мер, реализация которых позволила бы решать проблему снижения престижности профессии «учитель» и нехватки педагогических кадров.
Задачи.
Объект исследования: профессия «учитель».
Предмет исследования: способы повышения престижности профессии «учитель».
В результате анализа материала по теме исследовательской работы выяснилось, что на современном этапе значимость профессии педагога и положение учителя в обществе искусственно занижается, следовательно, актуальность и престиж профессии среди молодого поколения падает.
Нами было выявлено, что предпосылками к данной тенденции являются следующие факторы:
В результате анализа современной ситуации в сфере образования мы определили, что причинами падения престижа педагогической профессии и нежелания получать педагогическое образование являются:
С целью выявления способов решения проблемы по повышению престижности педагогической профессии было проведено социологическое исследование «Я б в учителя пошел».
Анализ анкетирования позволил сделать вывод, что проблемы, связанные с нехваткой кадров в сфере образования, возможно решать через повышение мотивации сегодняшних обучающихся общеобразовательных учреждений, которые могут заинтересоваться данной профессией и посвятить себя именно педагогической деятельности. Для этого, на наш взгляд, необходимо организовать целенаправленную систематическую работу на базе общеобразовательных учреждений, включающую следующие виды деятельности:
Таким образом, поставленные задачи были выполнены, цель научно-исследовательской работы достигнута.
Перспективами исследования нашей темы станет проект
На основе полученных результатов можно сделать следующие общие выводы:
Чтобы понять, каким способом можно повысить престиж профессии учитель, нужно, прежде всего, выявить составляющие престижности данной профессии.
Обычно отмечают две формы статуса профессии: экономическую и престижную.Ссылка
Экономическая составляющая социального статуса профессии (экономический статус) зависит от уровня материального вознаграждения, предполагаемого при выборе и реализации профессионального пути (выборе профессии, профессиональном самоопределении). Престижная составляющая социального статуса зависит от профессии (престижный статус, престиж профессии, уровень подготовки данных специалистов, конкуренция внутри этой профессии, условия труда).
Совокупность всех этих факторов и говорит в целом о престижности профессии.
Приложения.
Приложение 1.
Результаты социального опроса студентов 3-4 курсов химико-биологического факультета ДВГГУ.
1.Красота, опрятность. | 1.Владение академическими знаниями своего предмета, а также психолого-педагогическими. Коммуникабельность, способность заинтересовать, креативность. | 1.Коммуникабельность, организованность, доброта, стремление к саморазвитию. | 1.Трудолюбие, грамотность. | 1.Терпение, трудоспособность. |
2.Стираются рамки профессии. | 2.Профессия нужная, но не все учителя справляются. | 2.Потеря авторитета, как у учеников, так и в обществе. | 2.Думаю, что хорошее. | 2.Благодарность. |
3.Низкая заработная плата. | 3.Низкая заработная плата, много требований (отчетности). | 3.Низкая заработная плата. | 3.Низкая заработная плата. | 3.Ничего не мешает. |
4.Стимулировать заработную плату. | 4.При поступлении в образовательные учреждения, направленные на подготовку педагогических кадров необходимо, помимо основных экзаменов проводить собеседования, направленные на выяснение проф.пригодности абитуриента. | 4.Изменить отношение к учителям у детей, повысить заработную плату. | 4.Принять государственные программы, направленные на улучшение всех сторон жизни учителя. | 4.Изменить отношение людей к данной профессии. |
1.Креативность, доброжелательность, опыт. | 1.Нестандартность мышления. | 1.Доброта. | 1.Терпение. | 1.Порядочность, профессионализм, ответственность. |
2.Зависит от личности учителя. | 2.Строго негативное. | 2.Нормальное. | 2.Положительное. | 2.Нормальное. |
3.Работа с детьми. | 3.Ни при каких условиях. | 3.Не мое призвание. | 3.Не хватает терпения. | 3.Ни при каких условиях. |
4.Если глобально, то сменить менталитет. | 4.Бесполезно. Сделали все, чтобы престиж упал. | 4.Повысить заработную плату. | 4.Заинтересовать молодежь. | 4.Повысить заработную плату. |
Приложение 2.
Снег своими руками
Рисуем подснежники гуашью
Отчего синичка развеселилась
Сладость для сердца
Новый снимок Юпитера