Данная работа представляет собой исследование, ставящее своей целью изучение ранних рассказов А.П.Чехова с точки зрения соотнесения заглавия рассказа со всем содержанием произведения, чтобы доказать тесную связь этих элементов поэтики. Авторы исследования провели значительную работу и раскрыли основные тенденции чеховских заглавий. Исследование опирается на конкретный литературный материал – произведения Чехова и может быть интересно читателям, поклонникам творчества А.П.Чехова.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа учащихся с презентацией | 97.76 КБ |
Филиал МОУ СОШ п.Кушумский в селе Верхний Кушум
Конкурс проектных и исследовательских работ
«От гипотезы к открытию»
«Где жизнь, там и поэзия»
О чеховских заглавиях
Образовательный проект (исследование)
Секция: русский язык и литература
Авторы: Мартынович Владимир Александрович,
Попова Яна Сергеевна
Класс: 8
Руководитель работы: Аннина Галина Сергеевна,
учитель русского языка, литературы
.Ершов
Содержание
I. Введение. Предмет исследования, цели и задачи.
II. Основная часть. Особенности соотнесения заглавий чеховских рассказов с их содержанием.
1. Цифровые результаты исследования.
2. Поэтика заглавий чеховских рассказов.
III. Заключение.
Аннотация
Данная работа представляет собой исследование, ставящее своей целью изучение ранних рассказов А.П.Чехова с точки зрения соотнесения заглавия рассказа со всем содержанием произведения, чтобы доказать тесную связь этих элементов поэтики. Авторы исследования провели значительную работу и раскрыли основные тенденции чеховских заглавий. Исследование опирается на конкретный литературный материал – произведения Чехова и может быть интересно читателям, поклонникам творчества А.П.Чехова.
I
Хотя прошло много лет со дня появления первого рассказа А.П.Чехова, было бы преувеличением считать разгаданным секрет его искусства, тайну воздействия на читателя.
Мы решили заглянуть в мастерскую писателя, чтобы приоткрыть для себя глубину его таланта. Предмет нашего исследования – ранние рассказы Чехова, вошедшие в первые два тома собрания сочинений писателя.¹ Ранее мы исследовали эти рассказы с точки зрения воплощения в них фольклорных мотивов.² В данной работе нас заинтересовали чеховские названия, которым сам Чехов придавал большое значение.
Почему?
Читатель начинает своё знакомство с художественным произведением с заглавия. Содержательность и своеобразие этого художественного первоэлемента можно раскрыть, на наш взгляд, лишь при соотнесении заглавия со всем произведением и с творческим развитием художника.
Итак, цель нашего исследования – соотнести названия ранних рассказов Чехова с их содержанием, с определённым этапом его творческих исканий с тем, чтобы доказать: можно выделить некоторые особенности чеховских заглавий, преобладающие в тот или иной период творчества.
Считаем, что тема нашего исследования актуальна по ряду причин:
1) Чехов как непревзойдённый мастер слова понимал, что интерес к произведению возникает у читателя с прочтения названия этого произведения, так как оно даёт первоначальное представление о сюжете, героях, месте действия и так далее. А главная задача современной литературы – воспитывать интерес к чтению, чтобы в конечном итоге воспитывать нравственные качества читателей.
2) Исследуя поэтику чеховских названий, мы знакомимся с творческой мастерской, творческой лабораторией писателя, соприкасаемся с его талантом, что способствует развитию собственных творческих начал, постижению тайн русского слова.
Материал данного исследования может быть полезен учащимся, интересующимся литературой вообще и творчеством А.П.Чехова – в частности. Материал может быть использован на уроке и во внеклассной работе по литературе.
_________________________________________________________________________
¹ Чехов А.П. Сочинения в 13-ти томах. М., Художественная литература. 1955
² См. материалы III муниципальной научно-гуманитарной конференции «А.П.Чехов. Эти разные, разные лица…»
II
1.
Черты и особенности чеховских рассказов. | Количество рассказов, в названиях которых отразились эти черты. |
Место действия | 8 |
Колорит | 5 |
Быт и герои, несовместимость их | 14 |
Авторская оценка | 9 |
Занятие. Профессия героя. | 12 |
В таблице в цифровом виде обобщён материал данного исследования.
2
Заглавия у Чехова тесно связаны с объектом изображения, с конфликтом, сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования.
В названиях ранних его рассказов заметно преимущественное внимание автора к обыкновенному, будничному. «Где жизнь, там и поэзия»,- обобщил В.Г.Белинский опыт великих писателей - реалистов Пушкина, Лермонтова, Гоголя.¹ Ещё Пушкин в «Повестях Белкина» узаконил право изображать в произведениях изящной словесности не «высокое», не исключительное только, а «низкую природу», людей низших сословий. Чехов тоже стремился показать различные проявления жизни, утвердить ценность любого человека. В ранние рассказы его «хлынули» люди разных социальных слоёв, профессий, возрастов – маленькие чиновники, разночинцы, мужики…
В заглавиях ранних произведений писателя ясно видна цель - представить «страшно многочисленные» уголки русской жизни. В них обозначены ничем не примечательные места действия: «В сарае», «В цирюльне», «Дома». Все эти места составили пёструю картину обыденной жизни России.
Мелкий предмет, вынесенный в заглавие, не только признак будничной жизни, но и знак внимания автора к малому, в котором отражаются характерные черты социальной действительности.
Рассказ «Лист». В передней начальника на заранее заготовленном листе по обязанности расписываются подчинённые, выражая тем самым свою преданность и своё уважение. Лист казённой бумаги «вобрал» в себя формализм чиновничьих отношений, заменивший отношения человеческие, отразил всесилие больших чиновников, холопство малых и равное ничтожество и тех и других.
Вводя в заглавие «всякий предмет» («Справка», «Блины», «Сапоги» и другие), Чехов хочет показать читателю духовно ограниченных людей и действительность, которая формирует таких людей. «Нет ничего скучнее и непоэтичнее, - писал он позднее, - как прозаическая борьба за существование, отнимающая радость жизни и вгоняющая в апатию»².
Атмосфера обыденности, присутствующая уже в заглавии, поддерживается информационным зачином рассказа, в котором герои представлены в в будничной обстановке: «Земская больница… Больных принимает фельдшер Курятин…» («Хирургия»). «На клиросе стоит дьячок Отлукавин…» («Канитель»).³ Нет экспозиции, нет предыстории героев, нет признаков острых конфликтов.
Зачины и заглавия у Чехова «дают тон» всему произведению («Недобрая ночь», «Осенью» и другие). Здесь не только мрачный и грустный колорит, который настраивает читателя на ожидание страшного, здесь определена и временная протяжённость, она ориентирует читателя на восприятие повторяющегося («Первого февраля каждого года…»), а нередко служит средством создания комического эффекта. В скучной, неподвижной обывательской жизни время застыло; точками отсчёта его служат завтрак, обед, ужин. У мелкого человека, рабски подчинённого времени и обстоятельствам, создаётся лишь иллюзия господства над ними. Комический эффект в рассказе «Мошенники поневоле» основан на суетливом желании героев укоротить или удлинить время в свою пользу. Невидимое Время, как бы смеясь над ними, шаловливо попустительствует им, разрешает переводить стрелки часов вперёд и назад, а затем возвращает незаметно себе господство и над часами и над людьми.4
В ранний, «осколочный» период в центре произведений Чехова – неподвижный, заурядный быт, застывший бездуховный человек. В рассказах сталкиваются униженный человек со «значительным лицом», и исход этого столкновения (победа сильного) был предрешён, он обозначался в заглавии (например, «Торжество победителя»).
____________________________________________________________________________________
¹ Белинский В.Г. Избранные статьи. Москва. «Художественная литература». 1982 с.32.
² Чехов А.П. Сочинения. Т.16, с.155. Москва. «Художественная литература». 1955.
³ Чехов А.П. Сочинения. Т.1 с. 129. Москва. «Художественная литература». 1955.
4 Чехов А.П. Сочинения. Т.1 с.292.
В ряде случаев конфликт как бы снимался самой жизнью, то есть где нужно было протестовать, герои с рабским сознанием проявляли терпение и покорность («Размазня», «Либерал»).Признаком современности, типичности ситуации становится в рассказах конфликт в личных отношениях. «Знамение времени» - называется рассказ, в котором невесту предупреждают, что её жених – шпион, нужно быть с ним осторожней. По нормальной логике должен бы назреть конфликт, состояться разрыв, но…возвратившись в гостиную, клялась в любви жениху, целовалась с ним и «была осторожна»: говорила только о любви.¹
Нарушение логики в поступках людей в произведениях Чехова – это отражение абсурдности самой жизни, и заглавие содержит намёк на несовместимость понятий: смерть не человека, а чинуши, раба («Смерть чиновника»). Автор обращает внимание на несоответствие причины и следствия (чиновник чихнул – чиновник «помер»), намерения и осуществления, как в рассказе «Мститель»: обманутый муж пришёл в магазин, предполагая купить револьвер, чтобы отомстить жене и любовнику, а ушёл, купив ненужную ему сетку для ловли перепелов.²
Исследование мелочных конфликтов, быта и отношений бездуховных людей составляло главную цель ранних произведений Чехова. Деталь, характерная особенность рассказов Чехова, несла большую нагрузку, давала представление о предмете в целом и об авторской оценке изображаемого. В рассказе «Хамелеон» по базарной площади шествует полицейский надзиратель Очумелов с узелком в руке, а за ним шагает городовой Елдырин с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником..³
. Все детали создают определённый портрет блюстителя порядка, а название рассказа передаёт отношение автора к герою. Так лаконично и в то же время ёмко название рассказа связано с сюжетом и характером действующего лица.
В заглавиях Чехова нередко указано повседневное занятие героя, его профессия, чин: «Учитель», «Следователь», «Доктор», «Тайный советник». Однако обычно это определение дано с оттенком юмористическим, а порою и обличительным. Сущность человека как бы совпадает с его функцией в государственной машине. В рассказе «Унтер Пришибеев» в центральном персонаже проявляются хамелеонство, деспотизм и угодничество. Это отражено уже в заглавии. А в сюжете мы видим героя – олицетворение самодержавно-полицейского режима современной автору России, когда действовали наряду с штатными полицейскими и добровольные, «сверхштатные» блюстители, кляузники.4
В интонации чеховских заглавий часто выражается отношение автора к изображаемому, эмоциональная оценка героя, ситуации. Автор рассчитывает на то, что читатель соотнесёт заглавие с текстом рассказа и уловит авторскую насмешку, иронию, авторское мягкое или резкое осуждение, обнаружит за видимым настоящее. «Гордый человек» на поверку окажется мелочно-самолюбивым, ничтожным; «Загадочная натура» - весьма примитивной, меркантильной дамочкой; «Мыслитель» - невежественным, нудным; «Делец» - подлецом.5
_______________________________________________________________________
¹ Чехов А.П. Сочинения. Т.1 с. 129. Москва. «Художественная литература». 1955.
² Чехов А.П. Сочинения. Т.1 с.292.
³ Там же, с. 372
4 ¹ Чехов А.П. Сочинения. Т.2 с. 24.
5 Названия рассказов Чехова.
III
Таким образом, в заглавиях рассказов Чехова проступают многие черты его поэтики: лаконизм, ёмкость, большое социальное, психологическое наполнение каждого образа, каждой ситуации, передана точка зрения автора, содержится оценка изображаемого. Главное – в названиях лаконично представлена жизнь во всех её проявлениях.
По образному выражению М.Горького, Чехов «овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её», сумел осветить «её нелепости, её стремления, весь её хаос с высшей точки зрения».¹
Мы рассмотрели лишь одну сторону поэтики великого писателя, частицу его творчества. А сколько ещё страниц произведений замечательного Мастера ждёт своего исследователя – нашего современника, ибо произведения Чехова всегда актуальны и интересны, как актуальна и интересна сама жизнь.
____________________________________________________________________________________
¹ Горький М. А.П.Чехов. Литературный портрет. Москва. «Просвещение» 1972 с.26.
Литература.
1 Белинский В.Г. Избранные статьи. Москва. «Художественная литература». 1982 с.32.
2. Бердников Г. А.П.Чехов. Идейные и творческие искания. Ленинград. «Художественная литература». 1970
3. Горький М. А.П.Чехов. Литературный портрет. Москва. «Просвещение» 1972 с.26.
4. Катаев В.Б. Проза Чехова. Издательство Московского университета. 1979.
5. Чехов А.П. Сочинения в 13-ти томах. М., Художественная литература. 1955
Филимоновская игрушка
Смекалка против Змея-Горыныча
Городецкая роспись
Можно от Солнца уйти...
Как нарисовать китайскую розу