Александр Дмитриевич Улыбышев (13 апреля 1794, Дрезден - 5 февраля 1858) — просвещённый музыкант-любитель и литератор, один из первых русских музыкальных критиков.
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_ulybyshev.doc | 322 КБ |
Александр
Дмитревич
Улыбышев
(1794-1858)
«Жил музыкой, театром, литературой»
Выполнила: Левашова Светлана,
9 Б класс
МБОУ СОШ №123
Бондаренко Максим, 8 б класс, МБОУ ВСОШ № 28
Руководители: Разуваева Галина Алексеевна,учитель истории
Сербиновская Анна Даниэльевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ ВСОШ № 28. Разуваева Наталья Евгеньевна, учитель английского языка
Нижний Новгород
2014
Александр
Дмитревич
Улыбышев
(1794-1858)
«Жил музыкой, театром, литературой»
Румяный толстяк в золотых очках с седыми редкими баками лет полтораста назад был одной из самых экстравагантных персон в Нижнем Новгороде. Он мог чудить: появиться на балу в Дворянском собрании во фраке и в каких-нибудь серых клетчатых панталонах из легкой летней материи. Он позволял себе отклонять приглашения на губернаторские приемы, чуть ли не открыто критиковать начальство (по А. Гацискому). Речь идет об А.Д. Улыбышеве - человеке, который «жил музыкой, театром, литературой».
Род Улыбышевых очень древний. Из поколения в поколение переходила семейная легенда о том, как Дмитрий Донской в благодарность за отвагу выдал за знатного воина дочь свою Улыбу. С той поры и пошла фамилия Улыбышевых.
Александр Дмитриевич Улыбышев родился 2(14) апреля 1794 года в семье Дмитрия Васильевича и Юлии Васильевны в родовом имении в селе Лукино Нижегородской губернии (по другим источникам, - в городе Дрездене, в Германии). Сын русского дипломата, он до 16-летнего возраста жил в Германии, где получил разностороннее образование, изучил в совершенстве французский и немецкий языки; учился игре на скрипке, теории музыки.
По возвращении на родину А.Д. Улыбышев 20 августа 1812 года начал службу в Министерстве финансов, спустя год (31 августа 1813 г.) перешел в канцелярию Департамента горных и соляных дел, а после увольнения с 29 апреля 1816 года был определен в Коллегию иностранных дел. Дослужился до чина действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса). Имел за свое усердие множество правительственных наград, в числе которых были пожалованные за описание коронации императора Николая I алмазные знаки ордена св. Анны 2-й степени.
Живя в Петербурге (1819-1820), Улыбышев принимал деятельное участие в литературном кружке «Зеленая лампа», членом которого был А.С. Пушкин. Кружок был одной из «управ» декабристского «Союза благоденствия». На одном из заседаний кружка вольнолюбивому чиновнику довелось прочесть свою утопию «Сон», в которой рисовалось будущее социальное устройство России. Одиннадцать членов кружка попали в криминальный список «Алфавит декабристов». Но следствию не удалось выяснить, состоял ли Улыбышев в заговоре против царя, и он не был подвержен опале.
В столичных кругах Улыбышев прослыл знатоком музыки. Не случайно среди его знакомых немало людей, чьи имена вошли в историю музыкальной культуры России: В. Одоевский, М. Вильегорский, А. Львов, позднее – А. Серов, земляк М. Балакирев.
М.И. Глинка
Улыбышев был близким приятелем Михаила Глинки, о котором оставил проникновенные слова: «Под его пером наша отечественная музыка в первый раз явилась достойной исторических судеб родного края и нравственного величия народа».
Прекрасно владея французским и немецким языками, Александр Дмитриевич становится редактором «Журнала де Санкт-Петербург», освещавшего жизнь посленаполеоновской Европы
Улыбышев мог продолжить дипломатическую карьеру: после смерти в Тегеране Грибоедова ему предлагалось место посланника в Персии, но он отказался. В конце 1830 года А. Д. Улыбышев ушел в отставку по собственному прошению вследствие кончины отца и поселился в родовом Нижегородском имении Лукино. В тамошней церкви он обвенчался с Варварой Александровной Олсуфьевой. И первое время «занялся устройством своих дел и довёл их до того, что к концу жизни… получал до 50 000 рублей ежегоднаго дохода» (А. Гациский). Все свободное время он отдавал серьезному изучению музыки, особенно творческому наследию Моцарта.
А.Д. Улыбышев так прочно поселился в родовом имении, что в течение десяти лет если и выезжал куда, то лишь в город – на ярмарку либо по общественным делам. Образ жизни Улыбышева в Лукине определился сразу. После утреннего чая и распоряжений по хозяйству Александр Дмитриевич принимался за фундаментальную работу – книгу о Моцарте. После полудня Улыбышев некоторое время проводил с семьёй, играл на скрипке и перед обедом в любую погоду прогуливался быстрым шагом по имению, осматривал сад и огороды, в которых, благодаря его знакомству с открытиями немецкого химика Юстуса Либиха, уже применялись химические удобрения.
Согласно рассказу того же Гациского, опубликованному в 1-м номере альманаха «Русский архив» за 1886 год, после обеда, к которому иногда собирались гости, Александр Дмитриевич удалялся в свой кабинет и там, полулёжа с трубкой, блаженствовал, слушая сказки: каждый день ему рассказывала их старая нянька… А поспав часа с полтора, выезжал на лошадях в поля – обязательно в сопровождении семейства: дроги от дополнительного веса не так трясло на ухабах; и, бывало, затягивал песни, веля, чтобы ему хором подпевали. Таким образом, Улыбышев вел жизнь настоящего барина-интеллигента.
Потом «барин» в одиночестве ужинал, гулял в саду и уходил в спальню, где до полуночи просматривал ноты и читал книжные новинки.
Уже в 1840-х годах Александр Дмитриевич вырабатывает привычку летом жить в Лукино, а зимой – в Нижнем Новгороде.
Там же, в Нижнем, Улыбышев и завершил свой главный труд о творчестве Моцарта. «Новая биография Моцарта» в трёх томах вышла в Москве в 1843 году. Это было первое в европейском музыковедении исследование жизни и творчества великого композитора. Труд этот был написан на французском языке и вскоре был переведен почти на все европейские языки, кроме русского. Эта работа имела очень большой успех у читателей.
А в 1857 году в Лейпциге выходит труд Улыбышева «Бетховен, его критики и толкователи» также на французском языке. В этом труде теоретик музыки допускал множество высказываний, шедших вразрез с официально принятыми взглядами на творчество композитора, он находил в непривычной для него музыке – главным образом, позднего периода творчества композитора, - недостатки, объясняя их глухотой Бетховена, и поэтому это произведение заслужило отрицательную популярность.
Дом Улыбышева на Малой Покровской улице в Нижнем Новгороде был центром культурной жизни города. Здесь собирались артисты, музыканты, художники, писатели, ставились спектакли, устраивались концерты, квартетные вечера, на которые иногда приглашались исполнители из Москвы. Причём сам Улыбышев обычно исполнял партию первой скрипки. Музыкальный кружок Улыбышева стал известен даже за границей. По инициативе Улыбышева впервые в Нижнем Новгороде был создан любительский симфонический оркестр, исполнявший музыку Моцарта, Бетховена, Глинки.
На необыкновенно деятельную музыкальную жизнь в Нижнем Новгороде обратили внимание в Германии, и одна из немецких газет в 1850 году отмечала, что музыка в далеком городе на Волге «насчитывает теперь уже значительное число образованных почитателей, которые с ревностью и любовью следуют своему музыкальному призванию».
М. Балакирев
А.Д.Улыбышев принял большое участие в судьбе молодого М. Балакирева: поддержал первые творческие опыты молодого музыканта, впервые представил юного виртуоза Петербургу, познакомил его с М.И. Глинкой, показал ему свою обширную музыкальную библиотеку, впоследствии оказывал ему содействие, в том числе материальную помощь.
В оставленном завещании Улыбышев передает Балакиреву уникальную нотную библиотеку, две скрипки и 1000 рублей.
Если на долю музыкальных сочинений Александра Дмитриевича выпала широкая известность, то не так счастливы были его чисто литературные произведения, поскольку они не издавались. До нас дошла лишь его драма «Раскольники», написанная в 1850 году и напечатанная в журнале «Русский архив» уже после смерти автора в 1884 году. Кроме драм он писал комедии, сатиры и шутки. Некоторые комедии игрались на его домашних спектаклях, собиравших к себе чуть ли не весь город. В течение всей своей жизни Улыбышев вел дневник, который многое мог бы поведать об Александре Дмитриевиче, обо всем виденном им в жизни. Однако дневник был утрачен после смерти А.Д. Улыбышева.
А.Д Улыбышев был постоянным посетителем Нижегородского театра и непререкаемым авторитетом для актеров и зрителей. Свои суждения о пьесах, об игре актеров он произносил, не стесняясь, громко на весь театр, не только в антрактах, но и во время хода пьесы, покрикивая: «Браво, отлично, молодец!» или: «Скверно», а иногда даже просто: «Экой болван!»… Театральная публика во всем следовала за Улыбышевым: молчал он – и она молчала, одобрял он – и она отбивала изо всех сил свои ладони; вертелся он от досады – и она осмеливалась иногда шикнуть… (по А. Гацискому)
Вот что писал об Улыбышеве сенатор М.П. Веселовский: «Александр Дмитриевич был, несомненно, очень умен и остроумен, отличался большой начитанностью не только по музыкальной части, где он приобрел своими Сочинениями известный авторитет, но и по многим политическим и социальным вопросам. Живя в провинциальной глуши, он нисколько не отставал от современности... В своей губернии держал себя независимо, в некоторой оппозиции к местным властям, нисколько не заискивал перед губернатором и даже, кажется, не ездил к нему…».
В последние годы музыковед занимался крестьянским вопросом, стал много болеть. Январской порой, вернувшись домой из Дворянского собрания, Александр Дмитриевич слег в постель и после мучительных страданий скончался 29 января 1858 года в возрасте шестидесяти трёх лет. Т. Г. Шевченко записал в своем «Дневнике»: «В церкви Покрова отпели тело А.Д. Улыбышева, знаменитого критика и биографа Моцарта и Бетховена». Похоронен он в своем любимом Лукино, где доныне сохранилась его могила.
Могила А.Д.Улыбышева, село Лукино
На обнесённом клёнами монастырском дворе Покровского женского монастыря села Лукино – гранитный столб с бюстом Улыбышева: современный скульптор И.И.Лукин придал лицу первого русского моцартоведа иронично-любопытное и слегка покровительственное выражение. Словно барин по-прежнему наблюдал за состоянием усадебного хозяйства! И, наблюдая, молча, подбадривал работающих: «Вижу, стараетесь»…
Нижегородский краевед А. Гациский писал об Улыбышеве: «Нет совершенства в мире, не было его и в Александре Дмитриевиче; но … можно утвердительно сказать, что он с честью носил имя своей страны, а тем более должен чтить его память Нижний Новгород, так долго видевший его в своей среде…». Трудно не согласиться с этими словами...
Всему свой срок
Просто так
О чем поет Шотландская волынка?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Весенняя сказка