В работе раскрывается образ тигра в сказках коренных народов Дальнего Востока, их обычаи.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_nauchnoprakticheskuyu_konferentsiyu_tigr-osobaya_poroda_lyudey.docx | 49.81 КБ |
Районная научно-практической конференции
«Шаг в будущее»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Бичевая муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Тема: «Амурский тигр – особая порода людей»
Руководитель:
Гаспарян Елена Владимировна
Классный руководитель 6 А класса
Исполнитель: Сладченко Анастасия Дмитриевна
Ученицы 6 А класс
Переяславка 2014
Оглавление:
2.1. Цель и задачи проекта………………………………………………….3
2.2. Тигр в русских народных сказках……………………………………..4
2.3. Амурский тигр в сказках коренных народов Дальнего Востока….....5
Живя на Дальнем Востоке, мы часто говорим о тигре, о его роли в природе, о взаимоотношениях человека и тигра. Большинство жителей Дальнего Востока – русские. Но читая сказки, я обратила внимание на то, что в русских сказках тигр не упоминается. А вот читая сказки коренных народов Дальнего Востока, я встречаю тигра чуть ли не в каждой сказке. И решила изучить русские народные сказки и сказки народов Дальнего Востока и посмотреть, как изображается тигр в русском фольклоре и в фольклоре коренных народов Дальнего Востока, для которых тигр не просто животное. И обозначить, что значит тигр для них?
Проблема: Встречается ли образ тигра в русских народных сказках. Так же часто, как и в сказках коренных народов ДВ?
Гипотеза:
Предположим, что тигр является героем только сказок коренных народов ДВ
2.1. Цель и задачи проекта
Целью данной работы является определение роли тигра в фольклоре коренных народов Дальнего Востока.
Задачи данной работы:
Методы исследования: поисковый (поиск информации о роли тигра у народов Дальнего Востока), аналитический (анализ художественной литературы).
2.2. Дети знакомятся с русскими народными сказками, прибаутками, скороговорками и поговорками обычно в детстве. И вспоминая, что я когда- либо читала про тигра, я понимаю, что не слышала и не читала в русских народных сказках ничего о тигре, который для меня жителя Дальнего Востока, одно из самых обычных животных. Я взяла сборник Александра Николаевича Афанасьева, самого знаменитого издателя русских народных сказок и проверила. В сборник вошли 138 сказок.
Таблица № 1 Частота упоминания разных животных в русских народных сказках.
Частота упоминания в количестве сказок | Частота в % | |
тигр | 0 | 0 |
Лиса | 16 | 12 |
Волк | 13 | 9 |
Медведь | 8 | 6 |
Заяц | 4 | 3 |
коза | 5 | 3,6 |
щука | 3 | 2 |
Петух, курица | 7 | 5 |
Другие животные | 34 | 24,6 |
Вывод: Тигр не встречается в русских народных сказках ни разу. Самые популярные животные: лиса, волк, медведь.
2.3. Амурский тигр в сказках коренных народов Дальнего Востока
А вот на Дальнем Востоке отношение к тигру совсем другое. С незапамятных времён тигра считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись.
В книге Дмитрия Нагишкина «Амурские сказки» 32 сказки.
Таблица № 2 Частота упоминания разных животных в сказках коренных народов Дальнего Востока.
Частота упоминания в количестве сказок | Частота в % | |
тигр | 7 | 22 |
Лиса | 4 | 12,5 |
Волк | 0 | 0 |
Медведь | 7 | 22 |
Заяц | 4 | 12,5 |
бурундук | 1 | 3 |
соболь | 3 | 9 |
Тигр и медведь – самые популярные герои сказок. Это эндемические животные, поэтому коренные народности Дальнего Востока почитали тигра и медведя.
Культ тигра был сильно развит у удэгейцев, нанайцев, орочей, эвенков. Некоторых народов Приамурья верили, что тигры, подобно людям, образуют своего рода социальную общность: они живут в собственных городах или деревнях. Так, например, нивхи считали тигра особой породой людей, так называемыми "людьми-тиграми". Они считали, что тигра не только нельзя убивать, но ему нужно постоянно оказывать знаки особого почтения: кланяться встрече с ним, обращаться с приветствием и т. д. Сказка «Жадный Канчуга» начинается так « Это было тогда, когда звери язык человеческий понимали. Тогда тигр с удэгейскими людьми в родстве состоял. Тогда в роду Бисанка тигр желанным гостем был».
Большим почитанием пользовался тигр у удэгейцев. Они тоже считали его (человеком) из другого рода. В сказке «Семь страхов» Дмитрия Нагишкина читаем «Видит Индига - на той поляне тигриное стойбище. Тигров - как пчёл в дупле! Добычу терзают. Друг к другу ластятся. Друг с другом дерутся. Ревут тигры так, словно стойбищем Агды-гром гремит».
Или в сказке «Жадный Канчуга» герой сказки нашел в брошенном после чумы стойбище детей, привел их в стойбище тигров и говорит «Вот дети моего дяди. Кормить их некому... Стали тигры детей кормить. Самые лучшие кости детям отдавали. Стали дети расти. Новое имя детям дали».
Убивать тигра и есть его мясо категорически запрещалось. Но если зверь нападает на охотника и тот его убил, то в этом случае греха как бы не было.
Если тигра встречал нанаец из рода Актенка, он становился лицом к зверю, чтобы тигр мог узнать своего потомка. Аналогично поступали и орочи из рода Еминка. Например в сказке «Маленькая Эльга» «…стал охотник говорить тигру, что не его хотел убить, в кабана метил, да не стал его амба слушать и разорвал на куски»
Народы Приамурья и Приморья считали, что тигр может поступать не только как добрый дух предков, но и как злой дух-Амба. Если голодный или больной тигр нападал на собак, домашний скот или человека, удэгейцы считали, что этот тигр "сошел с ума", то есть вышел из-под влияния бога лесов Онку и превратился в злого духа Амбу. Такому тигру объявлялась кровная месть. Этот факт свидетельствует о том, что люди в прошлом не делали различий между человеком и тотемным зверем, поэтому тигр или медведь, как и человек, должны были сполна получить наказание за своё "преступление". Например в сказке «Маленькая Эльга» читаем, что тигр стал ходить в стойбище собак, людей есть. И люди «кочевать собрались, тигра боятся. Говорит Эльга: "Куда вы? Не придет больше амба! " "Что ты знаешь, девочка! - молвит самый старый удэ. - Куда тигр пришел раз - придет туда и в другой. Всем нам смерти не миновать!" " Эльга полосатый хвост тигра старикам показала:- Говорю, что больше амба сюда не придет! Вот я у амбы хвост отрубила." Испугались удэ. "- Что ты наделала, девочка! " -закричали они." -Амбу нельзя убивать. Теперь его дух будет ходить в стойбище по ночам и всех нас погубит! Тайга придет в наше стойбище-все тропинки зарастут травой. Болото покроет это место...." Говорит Эльга " - Я знаю закон охотников. Я два раза просила амбу уйти. Он не послушал." " - Ну, тогда - другое дело, - говорят старики. -Амба сам виноват! "
3. Заключительная часть. Результаты исследования
Для людей, живущих на Дальнем Востоке тигр - это не только животное, которое живет рядом с нами в Дальневосточной тайге, это часть жизни многих народов Дальнего Востока. И начав изучать фольклор коренных народов Дальнего Востока, я с уверенностью могу сказать, что тигр амурский - не такой уж злой и кровожадный, а скорее джентльмен среди мира хищников. Это особая порода людей в представлении коренных народов Дальнего Востока, т.е. такие же, как мы. Он, как и человек может быть добрым и злым. Он вызывает почтение. Он символ силы и могущества. И все это прекрасно изложено в сказках коренных народов Дальнего Востока. Таким представлен тигр в фольклоре Народов Дальнего Востока.
Список литературы:
Источники информации:
2. kolbasin.livejournal.com
3. letopisi.org›index…Павлишин,_Геннадий_Дмитриевич
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем лошадь акварелью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Для чего нужна астрономия?
Новый снимок Юпитера